Научная статья на тему 'Использование ИКТ в обучении предмета «Технология»'

Использование ИКТ в обучении предмета «Технология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1820
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ в обучении предмета «Технология»»

И.Н. Завалишина, кафедра ПМ ФИиТ

Волжский университет имени В.Н. Татищева, г. Тольятти

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

Повышение эффективности образования не возможно без создания новых форм обучения. Использование информационно- коммуникативных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, online тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, свой интеллектуальный уровень, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач, позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. При использовании ИКТ необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности: познавательного, морально - нравственного, творческого,

коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность учителя в области информационных технологий. Для совершенствования коммуникативного компонента своей деятельности педагог может применять различные компьютерные программы, входящие в стандартный базовый пакет программного обеспечения (СБППО), которые получили все школы в рамках Национального проекта «Образование», средства информационных технологий, к которым, в первую очередь, относятся:

• телекоммуникации, сетевое оборудование;

• серверы и персональные компьютеры;

• мультимедийное и периферийное оборудование;

• операционные системы

• текстовые и графические редакторы

• СУБД;

• инструментальные средства разработки;

• специализированные средства учебного назначения (обучающие системы, электронные учебники, базы данных, электронные журналы и др.);

• средства обеспечения информационной безопасности

Внедрение телекоммуникационных технологий в учебный процесс средней школы связано с решением ряда проблем. В первую очередь это ограниченность ресурсов школы (финансирование, качество каналов связи, уровень используемой компьютерной техники). Второй проблемой на сегодня является неподготовленность преподавательского состава и отсутствие методических разработок по применению ресурсов глобальных сетей в учебном процессе. Для обеспечения качества образовательного процесса преподаватели должны быть специалистами в своей области, отвечать общим требованиям, предъявляемым к педагогу, пройти курс базовой подготовки, разработать собственную оригинальную методику и использовать ее в процессе обучения. Повысить квалификацию преподавательских кадров по использованию информационных технологий помогает Интернет-обучение, разработка и внедрение элективных курсов самими педагогами, создание в школе творческих групп по обмену опытом.

Наработки учителей методического объединения «Технология» в МОУ СОШ№48 г. Самара и желание реализовать имеющийся педагогический опыт позволил нам написать программу элективных и предпрофильных курсов «Традиции русской народной культуры. Прикладные ремесла Поволжского региона» Стрежнева Н.Г., Завалишина. И.Н., Волкова Н.Н., вышла в печать в 2007г. Данная программа одобрена экспертным советом Министерства образования и науки Самарской области и рекомендована к реализации (выписка из протокола №1 заседания президиума научно-методического экспертного совета Министерства образования и науки Самарской области от 16 апреля 2008г.) (фото 1,2)

В 2007-2008 учебном году ЦРО г. Самары (отдел

сопровождения инноваций и педагогического эксперимента) реализовал проект по обобщению и систематизации опыта учителей-предметников общеобразовательных учреждений города в области использования ИКТ в образовании.

В рамках проекта рассматривались совместные разработки учащихся и педагогов. Вашему вниманию предлагается электронный сборник лучших компьютерных презентаций, созданных учениками, с целью сопровождения учебного процесса мультимедийными средствами.

Для диска были заявлено 59 презентаций, созданных 71 учащимися из 7 школ Самары. Экспертной комиссией в соответствии с критериями оценки было отобрано 42 лучших компьютерных продукта по 10 учебным предметам, которые и вошли в данный электронный сборник «Лучший ученический проект в методическую копилку учителя». Многие презентации носят межпредметный характер.

В рамках декады «ИКТ в образовании» были презентованы 5 самых оригинальных работ, которые вызвали большой интерес у работников образования города

Материалы диска разрешается использовать

Выражаем благодарность за активное участие в проекте школам:

■ НОУ «Творчество» (17 работ);

■ МОУ СОШ №156 (10 работ);

■ МОУ гимназия «Перспектива» (5 работ);

■ МОУ СОШ №124 (4 работы);

■ МОУ СОШ №22 (3 работы);

■ МОУ СОШ №48 (2 работы);

■ МОУ лицей «Классический» (1 работа).

В начало

Фото 1 Фото 2

Второй проблемой, на мой взгляд, является то, что изучение учениками более подробного программного обеспечения начинается только с 8-9 кл. и практически у всех ребят отношение к компьютеру как к дорогой, увлекательной игрушке. А между тем уже в начальной школе начинается проектная деятельность. С 5 класса на уроках технологии уже необходимо научить ребенка составлять презентацию РоwerРоmt Школе просто

необходимы курсы для учащихся всех возрастных групп по овладению навыками использования информационных и, в частности, телекоммуникативных технологий в своей учебной, научноисследовательской и практической деятельности. Только тогда ребята начнут воспринимать компьютер в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Возникает вопрос, какая программа отвечает потребностям учителя? Ведь эта программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым. Учитель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. Так при объяснении нового материала и проведении практических работ по разным разделам программы «Технология» можно использовать компьютерные программы Word, Ехсе1, Рат^ РоwerРоint, Аdobе Рhotoshор, Corel Draw, КОМПАС и AutoCAD, Biserhelp. Работа с ними по силам даже начинающим осваивать компьютер.

Текстовый редактор Microsoft Word.. Word применяется при создании технологических карт, тестов, карточек-заданий, а также широко используется при изучении темы «Деловая переписка».

Электронные таблицы Microsoft Excel. Эта программа для обработки табличных данных: их ввода, выполнения вычислений, построения графиков и диаграмм. Электронные таблицы Ехсе1 можно применить для расчета семейного бюджета, составления бизнес-плана предприятия. В этой программе легко производить математические, статистические расчеты. Графики и различные виды диаграмм - очень ценное средство наглядного представления данных, которое облегчает их анализ и понимание.

Графические редакторы Adobe Photoshop и Corel Draw. Опыт показывает, красочно иллюстрированный материал лучше усваивается и запоминается. Новые информационно коммуникационные технологии позволяют учителю использовать такие замечательные устройства, как сканер, принтер, проекторы. Для обработки красочных изображений используют редактор Photoshop и Corel Draw. Программы используются для работы с фотографиями объектов труда.

Графический редактор Ра^ можно использовать при создании чертежей деталей изделия и схем сборки изделия.

Microsoft Power Point. С помощью программы Power Point можно создавать презентации для последующего показа во время выступления на семинаре, конференции. Но возможности ее так разнообразны, что она идеально подходит для создания мультимедийных учебных пособий: с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией. Учащиеся используют презентации как одну из форм представления творческих, проектных работ. Умея выполнять компьютерные презентации с помощью программы Роwег Рот^ можно сделать учебные наглядные пособия по любому разделу программы. Например, слайд-фильм по темам «Правила техники безопасности при работе в кабинете технологии», «Чертеж и эскиз детали. Линии чертежа», «Материаловедение».

GIF-Анимация. Компьютерные анимации можно вставить в презентацию. Анимированные изображения «оживят» лекционный материал и украсят

страничку в Интернете (необходимо воспользоваться одной из программ по созданию анимированных рисунков: GIF Animator, GIF Master, GIF Constraction, Advanced GIF Animator, Atani 4.0, CoffeeAnimator75R и др.Все эти программы можно найти и “скачать” из Internet на бесплатном сайте http: //www.freeware.ru/.)

Графический редактор Biserhelp Графический редактор Biserhelp (доступен для бесплатного скачивания и последующего использования по адресу: http://beads.font.ru/. Размер файла 387 КБ. Программа не требует инсталляции, запускается с любого электронного носителя). Является одним из наиболее доступных и удобных средств создания схем сложных узоров для бисероплетения, вязания и вышивания. Он позволяет автоматически создавать матрицы для схем в техниках “ткачество”, “мозаика”, “крестик”, “кирпичный стежок”, а также задавать любое другое расположение бисеринок (для схем всевозможных ажурных техник и параллельного плетения), самостоятельно или из готовых изображений формата BMP

Чертежно-конструкторский редактор КОМПАС. Простота, доступность, понятность (русский интерфейс, который подсказывает любое действие) и, самое главное, она предназначена для обучения школьников и студентов именно по черчению и технологии. Хотя с такой же пользой можно применить ее и по геометрии. Освоениие “КОМПАС” обеспечивает точность и качество чертежа, позволяет экономить время при выполнении графических работ.

Internet Explorer Browser. Интернет превращает человечество в единое сообщество, каждому члену которого может быть открыт доступ к источникам самой различной информации. Подключив компьютер к сети Интернет, можно получить практически любую информацию по любой интересующей теме.

Учащиеся используют презентации как одну из форм представления творческих, проектных работ. Умея выполнять компьютерные презентации с помощью программы Роwег Рот^ нами разработаны учебные наглядные пособия по многим разделам программы. Например, слайд-фильм по темам «Правила техники безопасности при работе в кабинете технологии», «Чертеж и эскиз детали. Линии чертежа», «Материаловедение». При подготовке

учащихся к всероссийской предметной олимпиаде по технологии в 2006г. учащимися МОУ СОШ№48 г.о. Самара Керничной Катей (9-а), Клейменовой Ольгой (9-а) был разработан исследовательский проект по декоративно-прикладному искусству, художественная обработка материалов «Сказка из стекла»(Витраж). Презентация данного проекта включала в себя не только сведения из истории, дизайн-анализ изделий, но и подробные детализированные технологические карты изготовления витража (фото 3,4).

Проект по технологии «Сказка из стекла» Разработка эскизов витража

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ Процесс начинается с изготовления цветного стекла. Речной песок смешивается с поташем, флюсом и известью (естественно существует огромное количество вариантов). В Средние века стекло варили в сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки. Окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий спектр тонов. Стекло же имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета. Подобные дефекты придают средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря игре цвета. В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой

Эта разработка учащихся была представлена на городской конкурс методических разработок «Лучший творческий проект в методическую копилку учителя». 2 работы учащихся нашей школы были опубликованы в электронном сборнике методических разработок материалы на сайте www.edc.samara.ru и в сборнике «Лучший ученический проект в методическую копилку учителя» изд. ЦРО, Самара 2008г. Мы считаем, что эта работа интересна, полезна педагогам и учащимся, потому что применение ИКТ на уроках технологии, повышают исследовательские умения учащихся: внедрение проблемных ситуаций, проведение уроков в нетрадиционной, новой для учащихся форме, создание яркого эмоционального фона и поощрение воображения, фантазии, креативности, образности, инициативы. Учащиеся эффективнее осваивают такие способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, как:

• умение видеть проблемы;

• умение вырабатывать гипотезы;

• умение наблюдать;

• умение проводить эксперименты;

• умение давать определения понятиям и другие.

Считаем этот прием представления проекта удачным, так как здесь есть ряд преимуществ перед традиционным оформлением документации на бумажных носителях:

• Учащиеся развивают навыки владения информационнокоммуникативными и цифровыми технологиями.

• На более высоком уровне проходит защита проекта.

• Изображение с экрана позволяет дать зрительный ряд.

• Возможности программы Power Point, анимационные эффекты позволяют учащимся легко перемещаться внутри презентации во время защиты проекта.

• Формат слайдов побуждает школьников кратко, ясно, лаконично формулировать свои мысли.

• Режим сортировки позволяет менять местами слайды, выстраивая логику защиты проекта. Отпадает необходимость многократного переписывания текстов.

• Развиваются дизайнерские навыки учащихся (эстетичное оформление слайдов).

• Проекты-презентации учащихся могут служить в дальнейшем прекрасным наглядным материалом к урокам технологии.

Информационно-коммуникационные технологии открывают

принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащихся. При использовании ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Впервые возникает такая ситуация, когда ИКТ обучения становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека. Развитие исследовательских умений и интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся возможно в ходе разработки проектных заданий, предусмотренных в структурной модели инвариантного (базисного) содержания образовательной области «Технология». Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание

материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении технологического материала.

Литература

1.Стебунова С.Ф. Использование графического редактора Biserhelp на занятиях по декоративно- прикладному творчеству.//Информатизация учебного процесса и управление образованием Сетевые и Интернет-технологии. Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции. Воронеж,2006

2 Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя. «БВХ-Петербург»,2003

З.Шлычкова ВВ. Информационно-коммуникативные технологии и преподавание предметов гуманитарного цикла.//Компьютерные учебные программы и инновации №6, Москва, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.