Научная статья на тему 'Информационная культура и электронные обучающие ресурсы'

Информационная культура и электронные обучающие ресурсы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ РЕСУРСЫ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / INFORMATION CULTURE / EDUCATIONAL ELECTRONIC DEVICES / MULTI-MEDIA PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюченко Т. Я.

Рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий способствует реализации проблемы информатизации высшего образования и является показателем уровня информационной культуры. Методы и приёмы, используемые при подаче учебного материала в форме мультимедийных презентаций, показывают, что данный электронный обучающий ресурс способствует более эффективному усвоению теоретических основ, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementing modern educational technologies shows the level of information-oriented culture in the society. Efficient and effective computer-based instructional strategies and active learning techniques, including multimedia presentations (PPT format), help faculty and students sharpen their cognitive and professional skills.

Текст научной работы на тему «Информационная культура и электронные обучающие ресурсы»

УДК 37.016:004.9

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ РЕСУРСЫ

Т. Я. Костюченко

INFORMATION CULTURE AND ELECTRONIC EDUCATIONAL DEVICES

T. Ya. Kostuchenko

Рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий способствует реализации проблемы информатизации высшего образования и является показателем уровня информационной культуры. Методы и приёмы, используемые при подаче учебного материала в форме мультимедийных презентаций, показывают, что данный электронный обучающий ресурс способствует более эффективному усвоению теоретических основ, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций.

Implementing modern educational technologies shows the level of information-oriented culture in the society. Efficient and effective computer-based instructional strategies and active learning techniques, including multimedia presentations (PPT format), help faculty and students sharpen their cognitive and professional skills.

Ключевые слова: образовательные технологии, информационная культура, электронные обучающие ресурсы, мультимедийная презентация.

Key words: educational technologies, information culture, educational electronic devices, multi-media presentation.

Развитие средств коммуникации, глобализация средств массовой информации и информационных сетей, информатизация все более широкого спектра человеческой деятельности и, как следствие, изменение культурной среды современного человека ставит перед вузовской педагогикой задачу разработки учебных средств и методов обучения, адекватных новым условиям.

Главная задача понимания и реализации проблемы информатизации высшего образования состоит в том, что в результате должна быть достигнута глобальная рационализация интеллектуальной деятельности в обществе за счет использования новых информационных технологий с целью повышения эффективности и качества подготовки специалистов до уровня информационной культуры, достигнутого в развитых странах. Должна быть обеспечена подготовка кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества.

Показателем соответствия или адекватности человека современным социокультурным изменениям выступает информационная культура личности -одна из составляющих общей культуры, обеспечивающая удовлетворение индивидуальных информационных потребностей с использованием новейших информационно-коммуникативных и образовательных технологий.

Система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области высшей школы, понимаемая как образовательные технологии, формирует прямую зависимость между эффективностью выполнения учебных программ и степенью интеграции в них соответствующих информационнокоммуникационных технологий.

В Докладе ЮНЕСКО об основных направлениях деятельности в области образования и информатики указано, что важна не сама технология, а ее взаимо-

действие с обучением и ее роль в контексте системы образования в целом.

Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии необходимо рассматривать в совокупности, как подчиненные решению более важной задачи - созданию новой образовательной среды, где эти технологии органично включаются в учебный процесс для реализации новых образовательных моделей.

Развитие сетевых информационных технологий дало новый толчок в процессе использовании компьютерных технологий в образовании, когда происходит объединение информации в единстве ее вербальной, визуальной и звуковой составляющих. Результатом такого объединения является другой тип информационных ресурсов - мультимедиа.

Огромный объем информации вызвал в практике обучения потребность обращаться не только к полным текстам, но и к их фрагментам, содержащим информацию по заданным темам. Особенно важным это становится при разработке электронных обучающих ресурсов (ЭОР) и объединяющей их медиа-образовательной среды с максимальным привлечением для целей обучения современных средств медиа. Но необходимо дать не только методику использования мультимедиа на занятиях или проектной деятельности с подключением Интернет-технологий, важно изменить сам образ мышления учителя, сделать его открытым для общения и использования новой информации, так как видоизменяется сама деятельность преподавателя.

Мультимедийная презентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность (наличие обратной связи), т. е. способность определенным обра-

зом изменяться и реагировать на действия пользователя.

Одним из видов мультимедиа является компьютерная презентация, которая достаточно просто создаётся с помощью многофункциональной программы Power Point и которая представляет собой возможность работы с текстом, создания последовательных слайдов, содержащих текст, графику, анимацию, видеофрагментов и аудиофайлов. Все вместе это обеспечивает максимальную эффективность восприятия информации - излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений, а информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции. Готовность педагога к воплощению в мультимедийном образовательном продукте принципа культуросооб-разности, который конкретизируется в гармонии и мере построения экранных форм, культуре устной и письменной речи в мультимедийной разработке, целостности текста, визуального и аудио-ряда, говорит о методической компетенции преподавателя.

Необходимо отметить большие преимущества презентации в формате PPT. Прежде всего, презентации логично вписываются в лекционно-семинарско-зачётную систему обучения. На занятии преподаватель решает множество различных задач: сообщить необходимые сведения по изучаемой теме, проверить качество усвоения материала, поддержать внимание в течение занятия, задействовать чувственное и эмоциональное восприятие, сообразительность студентов. В зависимости от темы и содержания учебного материала, образовательных задач технические возможности формата PPT могут сделать мультимедийную лекцию интересной, наглядной, интерактивной, будь это лекция - дискуссия, вводная, обобщающая либо какой-то другой вид лекции.

Презентации дают возможность показать структуру занятия: в начале урока можно показать или раздать распечатки плана лекции или урока, а затем с помощью заголовков на каждом слайде дать возможность следить за ходом изложения материала. Также выносятся на слайды все ключевые слова и непонятные термины, что позволяет облегчить их восприятие и написание слушателями. Четкое структурирование лекционного курса дает возможность довести до студента каждое определение.

Во время семинарского занятия, при необходимости, можно вернуться к любой части информации, не боясь, что это может отвлечь внимание студентов. Напротив, можно воспользоваться ситуацией и усилить внимание студентов к какой-то важной мысли. Студент может сделать это самостоятельно, при подготовке к семинару или зачету. По завершению курса тестовые задания, заранее предложенные студентам для выполнения, можно проверить совместно на последнем занятии, также с помощью PPT технологии. В ходе подготовки к зачету или экзамену учащиеся получают задания на карточках. После этого во время теста на слайд выводятся правильные ответы, и студенты могут проверить результаты своей работы.

Все вышеуказанное позволит упорядочить и сохранить наглядный материал, необходимый для конкретного занятия, и облегчит труд преподавателя.

Несомненно, креативным моментом в данной работе является то обстоятельство, что преподаватель выступает в роли дизайнера курса. У него есть возможность задавать единый стиль и проявлять гибкость при выборе контента согласно базовой концепции. Создавая презентации PPT, можно использовать разнообразный текст и изображения любых форматов. Многофункциональность стандартного инструментария Power Point позволяет включать в презентацию анимационные ролики и видеофрагменты, сопровождать визуальный ряд музыкой, звуковыми эффектами и дикторским текстом.

Формат PPT позволяет создавать многостраничные презентации. Чтобы продолжать работу с уже существующей наглядностью и размещать на нем новые материалы, каждому преподавателю необходимо иметь банк дополнительных изображений, анимаций и видеофрагментов. Это существенно повышает мотивированность и результативность обучения. Нужно помнить, что в учебных презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, фрагментами фильмов. Текст может быть представлен в виде основополагающих моментов сообщения.

Безусловным преимуществом мультимедийных презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех фотографий, графиков, таблиц. Обычная доска, конечно, не может обеспечить все указанные преимущества, информация не будет столь наглядной, на изображение схем, рисунков и графиков уйдет значительно больше времени. То есть, обобщая преимущества презентаций, можно выделить наглядность, удобство и быстроту. Для усиления остроты восприятия можно включать в презентацию забавные сюжеты и факты, которые, безусловно, оживят занятие и создадут положительный эмоциональный настрой.

Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация - очень важный элемент в презентации. В связи с этим представляется немаловажным то, что возможность задавать параметры смены слайдов и анимаций заложена в среде PPT. Движение отдельных частей слайда, оптимальный для восприятия темп смены слайдов привлечёт внимание студента, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения преподавателя будут услышаны и увидены студентом. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы преподавателя.

Для приобретения опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной деятельности и повышения качества образования презентации могут быть созданы также в ходе самостоятельной работы учащихся по выпол-

нению презентации в формате РРТ как индивидуального творческого задания.

Говоря о проблемных аспектах использования презентаций, необходимо подчеркнуть следующее.

Информация по теме только на слайдах, быстрый темп чтения лекции и смены слайдов, непродуманный шрифт и излишнее количество анимационных эффектов снижают уровень восприятия. Специалистами в области образовательных информационно-коммуникативных технологий рекомендуется использовать так называемые рубленые шрифты (варианты Апа1 или ТаИоша), продумывать правильное сочетание цветов для фона и шрифта с учетом тематики занятия.

Слайдов не должно быть много, иначе они будут слишком быстро меняться, и времени для записи у слушателей не останется. Слайды не должны быть перегружены ни текстом, ни картинками, хотя всегда трудно удержаться от желания продемонстрировать как можно больше картинок и представить значительную часть лекции на слайды. Лучше не располагать на одном слайде более 2 - 3 рисунков, так как иначе внимание слушателей будет рассеиваться. Для развития логики можно вставлять в презентации единичные большие таблицы, но в качестве дополнительного иллюстративного материала, а не для запоминания, так как они трудны для восприятия.

Преподавателю всегда необходимо помнить, что презентация РРТ должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии, но при этом она не должна полностью дублировать материал урока. Наилучшим вариантом является такое сочетание текста лекции и презентации, когда слушатель, упустив какую-то зрительную информацию, мог бы восполнить ее из того, что говорит лектор, и, наоборот, увидеть на демонстрируемых слайдах то, что он прослушал.

Выбор анимационных средств и музыкального сопровождения, если они не несут смысловую нагрузку, должен быть тщательно продуман. Можно увлечься чисто внешним эффектом, и тем самым желаемая цель - привлечение внимания - не сможет быть достигнута за внешней красивостью. Чаще всего, на наш взгляд, быстро появляющиеся и сразу исчезающие надписи не вызывают ничего, кроме раздражения. Как в любом дизайне, здесь необходимо чувство меры. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. В конечном итоге выбор средств на занятии всегда остается за преподавателем.

Методы и приёмы, используемые при подаче учебного материала в форме презентаций РРТ, практика обучения, анализ результатов показывают, что данная методика способствует формированию и развитию общих и профессиональных компетенций: овладение приемами анализа и синтеза; проведение сравнительного анализа; умение работать с мультимедийными материалами в рамках ИТ-компетенции, умение эффективно осуществлять самостоятельное обучение.

Так как мы живём в переходную эпоху от текстовой к экранной культуре, технологическая основа образования будет меняться еще более стремительно, нежели в предыдущие годы. Для ориентации в сложных информационных системах важно формирование компетенций, которые являются ключевыми для будущего успеха выпускников, какой бы путь они не избрали в жизни, просто необходимо освоение практических навыков диалога через средства массовой коммуникации и развитое образное мышление.

Интеграция новейших информационных технологий в современную информационную культуру приносит не только возможность и необходимость изменения самой модели учебного процесса: переход от репродуктивного обучения — «перелива» знаний из одной головы в другую, от преподавателя к студентам - к креативной модели, позволяющей им проявить индивидуальные творческие способности. Освоение информационной культуры предполагает формирование базовой культурной грамотности, как минимума знаний, позволяющих человеку постигать целостность современной культуры.

Литература

1. Аналитический обзор № 14. «Университетское образование в условиях инновационного развития экономики: трансформация целей и содержания». Центр проблем развития образования, Белорусский государственный университет. - Минск, 2007.

2. Васенин, В. А. Российский Интернет и новые технологии в образовании: доклад на Втором Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика" / В. А. Васенин. - М., 1996.

3. Корчажкина, О. М. Возможности создания интерактивных учебных материалов по иностранному языку / О. М. Корчажкина // Вести Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультур-ная коммуникация. - 2009. - №. 3.

4. Крылова, Н. Б. Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования. - М.: Инноватор-BENNETT COLLEGE-М, 1997. - Вып. № 7.

5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

6. Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». - № 1. - Дек., 2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // www.grani. vspu.ru.

7. American Library Association Presidential Committee on Information Literacy. 1989. Final report. Quoted in A Progress Report on Information Literacy: an Update on the American Library Association Presidential Committee on Information Literacy: Final Report. March? 1998.

8. Chickering, Arthur "Implementing the Seven Principles: Technology as Lever" // AAHE Bulletin, October (1996). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.tltgroup.org/seven/ home.htm.

9. Doherty, J. J. Teaching Information Skills in the Information Age: The Need for Critical Thinking /

J. J. Doherty, M.-A. Hansen, K. K. & Kaya // Library Philosophy & Practice. - 1(2), 1999.

10. National Committee of Inquiry into Higher Education. Higher Education in the Learning Society: Report. - London: NCIHE, 1997.

Рецензент - Р. С. Полесюк, ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.