Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза'

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7190
606
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ / СРЕДСТВО / РЕСУРС / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Падерин Александр Владимирович

В статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Показываются направления использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе обеспечение передачи данных, обеспечение представления и обеспечение наглядности информации. При рассмотрении передачи данных уделяется внимание сетевым и телекоммуникационным технологиям, среди которых выделяют чат, ICQ, интернет-телефонию, аудио и видеоконференц-связи, веб-форум, гостевая книга. Представление информации осуществляется в виде электронных учебников, фильмов-слайдов, электронных программно-методических комплексов, электронных справочников, презентаций. Наглядность информации обеспечивается за счет использования мультимедийных технологий. В работе делается вывод, что системный подход к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе предполагает разработку образовательного веб-ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of information and communication technologies in the university educational process

The article deals with the peculiarities of information and communication technologies use in the educational process. The directions of information and communication technologies use in the educational process are shown ensuring of data submitting and representation, information clarity. When considering the data transmitting the author paid attention to networking and telecommunication technologies, which include chat, ICQ, internet telephony, audio and video conferencing, web forum, guest book. The presentation of the information is made in the form of e-books, films-slides, electronic program and methodical complexes, electronic manuals, presentations. Clarity of the information is provided through the use of the multimedia technologies. The conclusion has been done upon the systematic approach to the information and communication technologies use in the educational process. For this reason the development of the educational web resources is suggested.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза»

2009. - № 1. - С. 34-37.

4. Русаков, А.А. Силовой атлетизм в структуре физического воспитания педагогического вуза / А.А. Русаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 201-205.

5. Устав (Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения [Электронный ресурс] // URL : http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution-ru.pdf. (дата обращения: 17.08.16)

REFERENCES

1. Boduykov, E.V. and Yurov, V.V. (2015), Physical education in the form of athletic gymnastics, publishing house AltFTU, Barnaul.

2. Grishchenko, D.E., Prokopenko, T I. and Gladkikh, D.G. (2015), "Athletic exercises as a means of professional-applied physical culture in high school", Professionally-applied physical culture in universities: the materials of the conference, Petrozavodsk, pp. 98-103.

3. Kochnev, A.V., Okulov T.S. and Sovershaeva, S.L. (2009), "Athletic gymnastics as a way of improving the level of health of students North of the University", Human Ecology, No. 1, pp. 34-37.

4. Rusakov, A.A. (2016), "Power athleticism in the structure of physical education teachers of the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 201-205.

5. Constitution of the world Health Organization, available at: http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution-ru.pdf.

Контактная информация: vika-sambo@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.08.2016

УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Александр Владимирович Падерин, преподаватель, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация

В статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Показываются направления использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе - обеспечение передачи данных, обеспечение представления и обеспечение наглядности информации. При рассмотрении передачи данных уделяется внимание сетевым и телекоммуникационным технологиям, среди которых выделяют чат, ICQ, интернет-телефонию, аудио и видеоконференц-связи, веб-форум, гостевая книга. Представление информации осуществляется в виде электронных учебников, фильмов-слайдов, электронных программно-методических комплексов, электронных справочников, презентаций. Наглядность информации обеспечивается за счет использования мультимедийных технологий. В работе делается вывод, что системный подход к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе предполагает разработку образовательного веб-ресурса.

Ключевые слова: информационный, коммуникационный, образовательный, средство, ресурс, технология.

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS

Alexander Vladimirovich Paderin, the lecturer, Crimean Engineering-Pedagogical University, Simferopol

Annotation

The article deals with the peculiarities of information and communication technologies use in the educational process. The directions of information and communication technologies use in the educational process are shown - ensuring of data submitting and representation, information clarity. When considering

the data transmitting the author paid attention to networking and telecommunication technologies, which include chat, ICQ, internet telephony, audio and video conferencing, web forum, guest book. The presentation of the information is made in the form of e-books, films-slides, electronic program and methodical complexes, electronic manuals, presentations. Clarity of the information is provided through the use of the multimedia technologies. The conclusion has been done upon the systematic approach to the information and communication technologies use in the educational process. For this reason the development of the educational web resources is suggested.

Keywords: informational, communication, educational, tool, resource, technology.

Переход к постиндустриальной экономике неразрывно связан с процессом информатизации общества. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью современного общества, особенно образования. Без использования этих технологий невозможно подготовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда.

Нурмухамедов Г.М. [3] под информационно-коммуникационными технологиями понимает технологию создания, обработки, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса посредством телекоммуникационной связи, в частности, электронных локальных, региональных и глобальных (интернет) сетей и соответствующих сервисов.

Для Муковиза А.П. [2] информационно-коммуникационные технологии - это системный комплекс психолого-педагогических процедур, включающий специальный отбор и компоновку дидактических форм, методов, средств, приемов, условий осуществления и оценивания процесса обучения, основанных на использовании компьютерной техники.

Роберт И.В. [5] определяет информационные технологии как практическую часть научной области информатики, представляющую совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов.

Селевко Г.К. [6] рассматривает информационно-образовательные технологии как технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.

Захарова И.Г. [1, с.22] обращает внимание на то, что новые информационные технологии следует понимать как приложение информационных технологий с целью создания новых возможностей передачи знаний (деятельность преподавателя), восприятия знаний (деятельность студента), и всестороннее развитие личности учащегося в ходе учебно-воспитательного процесса.

В Большой современной энциклопедии по педагогике [4] информационные технологии трактуются как методы и средства преобразования, сохранения и использования информации в учебно-воспитательном процессе.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [7] информационно-коммуникационные технологии входят в состав средств обучения и воспитания.

В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [8] информационные технологии - это процессы и методы работы с информацией.

Анализ литературы показал на отсутствие единого подхода к рассмотрению понятия "информационно-коммуникационные технологии". Наряду с понятием "информационно-коммуникационные технологии" используются понятия "информационные технологии", "информационно-образовательные технологии", "новые информационные технологии", "средства обучения и воспитания". Кроме того, авторы делают упор на техническую составляющую информационно-коммуникационных технологий - процесс обработки, сохранения и передачи информации. При этом вопросам удобства передачи, форме и наглядности передаваемой информации уделяется недостаточно внимания.

Поэтому понятие "информационно-коммуникационные технологии" (далее ИКТ) видится как процесс обработки, сохранения и передачи информации посредством компьютера и компьютерных сетей, осуществляемый в удобном для пользователя формате с целью обеспечения наглядности передаваемой информации.

Для активного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе необходимо, чтобы они обеспечивали одновременную передачу, представление и наглядность информации.

Передача информации осуществляется посредством технологий синхронной и асинхронной связи, которые можно разделить на четыре группы в зависимости от времени выхода на связь и расположения пользователей сетевых и коммуникационных технологий: одинаковое время и одинаковое местоположение (локальные сетевые программы, компьютерная доска, чат), одинаковое время и разное местонахождение (факс, ICQ, интернет-телефония, аудио и видеоконференц-связи), разное время и одинаковое местоположение (веб-форум, гостевая книга), разное время и разное местоположение (электронная почта, телеконференция). При этом используются сетевые и телекоммуникационные технологии. Рассмотрим эти технологии поочередно.

Под сетевыми технологиями понимают согласованный набор стандартных протоколов и их реализацию программно-аппаратными средствами, которых достаточно для построения сети. Сетевые технологии появились почти одновременно с появлением электронно-вычислительной машины, когда возникла необходимость в передаче информации и установлении связи между пользователями. Информационная перегрузка приводит к повышению скорости движения информации, передачу которой можно реализовать интегрированием компьютерных сетей в глобальное информационное пространство. Примером сетевой образовательной технологии являются электронные библиотеки, где хранятся документы в электронном виде в доступном формате. Синтез сетевых технологий и средств телефонной, телевизионной и спутниковой связи способствовал появлению следующего вида технологий, а именно телекоммуникационных. Телекоммуникационные технологии считаются наиболее перспективным видом информационных технологий в образовании, их три основных элемента - компьютер, модем, сеть. Под телекоммуникациями подразумевают такие средства дистанционной передачи информации, как радиосвязь, телевизионная, телефонная, телеграфная, телетайпная, спутниковая связи, основанные на использовании современной компьютерной техники с привлечением оптоволоконных технологий. Некоторые ученые в своих исследованиях под телекоммуникационными технологиями понимают сетевые, использующие локальные сети и глобальную сеть интернет для достижения различных образовательных целей. Телекоммуникационные технологии можно рассматривать как совокупность приемов, методов, способов и средств обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленной в текстовом или символьном виде или видеоинформации с использованием современных средств связи. Телекоммуникационные технологии обеспечивают информационное взаимодействие пользователей в локальных сетях или в сети интернет.

Локальная сеть - компьютерная сеть, ограниченная пространством комнаты или здания. Она представляет собой совокупность персональных компьютеров, связанных между собой через сервер. Такая сеть позволяет получить доступ ко всем подключенным к ней устройствам - принтер, сканер. При помощи специальных локальных сетевых программ может происходить взаимодействие между участниками учебного процесса.

Компьютерная доска дает возможность передавать информацию, сообщения всем участникам учебного процесса.

Чат - средство, позволяющее обмениваться текстовыми сообщениями в режиме реального времени между двумя пользователями. При этом данное средство в отличие от других программ для рассылки текстовых сообщений позволяет получить мгновенный

ответ. В ходе учебного процесса это может быть обмен сообщениями между студентом и преподавателем или между двумя студентами.

Факсимильная связь используется для передачи текстов.

ICQ - средство обмена текстовыми сообщениями в режиме реального времени между множеством пользователей одновременно. Может использоваться в учебном процессе для обеспечения взаимодействия между студентами и преподавателем или между несколькими студентами.

Интернет-телефония - технология для обмена голосовой информацией посредством интернета. Это технология сочетает в себе возможности традиционной телефонии и интернета. Главное преимущество - низкие затраты на телефонные переговоры. В силу своих особенностей она не может быть использована непосредственно в ходе учебного процесса.

Аудио и видеоконференц-связи используют компьютерные сети для проведения лекций. Аудио и видеоконференц-связи - новый способ коммуникации, который позволяет осуществлять обмен текстами, изображениями, звуком, вычислительными данными.

Веб-форум - сайт или раздел сайта, специально созданный для общения зарегистрированных пользователей. Такой сайт включает в себя разделы, темы, вопросы и ответы на них. Такая педагогическая форма может быть использована в учебном процессе, если сайт имеет образовательную направленность, а разделы и темы форума посвящены важным проблемам и вопросам, возникающим в ходе учебного процесса. При таком подходе желательно, чтобы преподаватель (ли) был (ли) модератором (ми) такого форума.

Гостевая книга - электронный вариант книги отзывов, являющейся одним из разделов сайта. Гостевая книга представляет собой совокупность записей зарегистрированных пользователей. Каждая запись включает следующие обязательные элементы: имя автора, его e-mail, текст сообщения или комментарий. Гостевая книга может быть использована как раздел образовательного сайта, чтобы задавать вопросы, имеющие образовательную направленность или оставлять комментарии, связанные с работой сайта.

Представление информации может осуществляться в виде электронных учебников, фильмов-слайдов, электронных программно-методических комплексов, электронных справочников, презентаций.

Учебный материал пособия в электронном варианте насыщается компьютерной графикой, видеофрагментами, словарем незнакомых слов (глоссарием), удобной системой навигации по учебнику. Все эти элементы обеспечивают прочное усвоение материала, поскольку при этом используются зрительная, слуховая, ассоциативная память. Основу учебного материала составляет гипертекст или гипертекстовая система - совокупность разнообразной информации, которая характеризуется четкой структурой, доступом к любому разделу с учебным материалом, возможностью возвращаться к пройденному материалу, содержит ссылки на важный материал пособия, графические иллюстрации, анимацию, видеофрагменты. Информация может размещаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах, при этом на экране одного компьютера может быть несколько гиперссылок. В зависимости от цели и объема полученной информации можно осуществлять доступ к разным блокам информации, увеличивать ее, менять, создавать собственные блоки. Гипертекст используется как основа для представления информации. Гипертекст в электронной энциклопедии дает возможность использовать музыкальное сопровождение, видео фрагменты, свободно двигать текст, выборочно его читать, использовать перекрестные ссылки. Гипертекстовая технология способствует созданию электронных изданий, которые используют программу PowerРоint, предназначенную для разработки компьютерных слайдов, сопровождающихся звуком, музыкой, фрагментами видеозаписи.

Электронный учебник используют для самостоятельного изучения студентом теоретического материала курса. Построение электронного учебника состоит из иллюстра-

ций, гиперссылок и звукового сопровождения, что предоставляет студенту возможность работать по собственным индивидуальным планам в таком темпе, который соответствует его психофизиологическим особенностям восприятия; обеспечивает студенту наиболее эффективное усвоение материала. Электронные учебники содержат все виды учебной деятельности, направленные на поддержку как аудиторной, так и самостоятельной работы студента.

Для создания электронных учебников можно использовать следующие средства:

- готовые оболочки для создания электронных учебно-методических комплексов, включая мультимедийные среды или универсальные редакторы учебных курсов;

- интегрирование в разработанный курс готовых тестовых сред для организации контроля знаний.

Среди положительных черт электронного учебника можно выделить следующие:

- использование нового принципа организации структуры и содержания с применением гипертекстовой многоуровневой структуры, что обеспечивает студенту удобную систему навигации по учебнику, свободный доступ к учебному материалу, придает студенту определенную степень свободы в выборе уровня сложности и порядка просмотра содержания;

- возможность интеграции учебных информационных ресурсов, представляемых в электронном виде;

- обеспечение высокой интерактивности учебно-воспитательного процесса;

- компактность хранения учебных сведений на электронном носителе;

- организация программного управления учебно-познавательной деятельностью студента в процессе его обучения по индивидуальной траектории;

- использование для оформления учебного материала мультимедийных средств;

- - наличие в тексте справочно-информационной поисковой системы;

- организация оперативной обратной связи в синхронном и асинхронном режимах работы, что обеспечивает быстрое получение студентами учебно-методических материалов для самостоятельной проработки.

При разработке компьютерных слайдов-фильмов необходимо придерживаться ряда принципов: динамика и логика предъявления текста задается педагогом; допускаются перекрестные ссылки; компьютерный слайд-фильм предназначен для сплошного просмотра; компьютерный слайд-фильм навязывает студенту свою логику изучения материала, задает ритм прохождения материала и имеет специальные аудиовизуальные средства управления восприятием материала. Используя технически несложную программу Power Point, студенты имеют возможность самостоятельно разрабатывать компьютерные слайды-фильмы, тем самым обеспечивая техническую базу для применения проектного метода обучения.

Электронные программно-методические комплексы (ЭПМК) - это интерактивные компьютерные средства организации самообучения студентов (самостоятельно или под руководством преподавателя) в процессе их самостоятельной учебно-познавательной деятельности с учетом будущей специальности, этапа обучения, рабочей программы дисциплины, определенных форм, видов, методов и подходов к обучению и стратегий управления траекторией учения студентов. ЭПМК содержат учебные сведения, конструкторы занятий, словарь терминов и понятий, историческую справку, разнообразные таблицы. Использование ЭПМК в процессе обучения предоставляет возможность достигать таких педагогических целей, как:

- поддержка групповых и индивидуальных форм изучения материала в условиях традиционного обучения;

- создание комфортных условий компьютерной поддержки традиционных и новаторских технологий в процессе обучения;

- повышение познавательного интереса студентов к изучению материала с целью его профессиональной направленности;

- обеспечение дифференцированного подхода к изучению материала;

- формирование навыков решения задач практического и исследовательского характера.

Электронный справочник предоставляет возможность студенту в любое время оперативно получить справочные сведения. Электронные справочники относятся к информационно-справочным источникам, которые обеспечивают общую информационную поддержку. Такие электронные ресурсы используют для решения творческих учебных задач, в том числе тех, что выходят за рамки учебной программы. Справочные источники наделены основными дидактическими качествами: открытостью содержания, возможностью копирования отдельных частей материала, подаваемого в любых сочетаниях.

Презентация - термин, который в русском языке имеет два значения:

1) действие, акция (общеупотребительное значение): показ нового товара, предъявление широкой общественности новой информации как рекламная акция, которая популяризирует определенный продукт или идеи;

2) документ, созданный с помощью компьютерной программы, например, Power Point. Синонимами термина «презентация» в этом смысле является понятие «компьютерная презентация» и «мультимедийная презентация».

Презентация, как компьютерный документ, является последовательностью слайдов и последовательностью электронных страниц. Презентация (лат. praesentatio - показывать, представлять) - представление перед аудиторией чего-то нового, ранее неизвестного или малоизвестного. Важной характеристикой презентации является одновременное использование текста и изображения. Учебная презентация имеет целью ознакомить студентов, слушателей с курсом, сформировать у них положительную мотивацию, заинтересовать, убедить в важности учебной программы для освоения специальности, и для успешной практической деятельности. Неотъемлемой частью презентации является использование наряду с текстом изображений, которые могут быть статистическими (графики, таблицы, схемы, рисунки, фотографии) или динамическими (видеоматериалы). Логика изложения содержания презентации может быть построена по несколькими методам: индуктивный (последовательное изложение материала от конкретных фактов и примеров к абстрагированию и обобщению); дедуктивный (шаговый, ступенчатое движение мысли от общего тезиса к выведение следствий, конкретизации на примерах); метод спирального изложения (внимание сосредоточивается на одной центральной проблеме или идеи, преподаватель постоянно возвращается к ней, но уже на более высоком уровне, чтобы обогатить основную идею новыми фактами); метод контраста (заключается в противопоставлении различных подходов, позиций, концепций относительно одной и той же проблемы); ассоциативный (логическое изложение дополняется развертыванием идеи в форме воображаемой цепи сочетающихся образов); хронологический (показ последовательности событий или процессов, их развертывания в пространстве и времени).

Презентации имеют такие преимущества:

1. Дают возможность преподавателю заинтересовать студенческую аудиторию предметом - занятия становятся более эмоциональными;

2. Могут создаваться не только для показа на большом экране для студенческой группы в аудитории, но также могут использоваться для индивидуального просмотра на компьютере;

3. Могут использоваться как для занятий с непосредственным участием преподавателя, так и без его участия (во время выполнения самостоятельной работы, предусмотренной учебной программой дисциплины);

4. Дают возможность маневрировать во время подбора нужной последовательности отображения учебной информации;

5. Презентации легко тиражируются и распространяются.

Наглядность информации обеспечивается за счет использования мультимедийных технологий. Мультимедиа является новой информационной технологией, совокупностью приемов, методов, способов продуцирования, обработки, хранения, передачи аудиовизуальной информации, основанной на использовании компакт-дисков. Это дает нам возможность совместить в одном программном продукте текст, графику, аудио - и видеоинформацию, анимации. Мультимедийные средства раскрывают новые возможности учебного процесса, характеризуются интерактивностью и новизной и являются одним из

перспективных направлений информатизации учебного процесса.

Мультимедиа дает возможность использовать различные способы представления информации, совмещать текст, графику, аудио и видеоинформацию, анимацию. Как правило, на занятиях преподаватели могут применять такой мультимедийный продукт, как презентации, мультимедиа-тренажеры, электронные мультимедиа-издания. Так, мультимедийная презентация представляет собой последовательную демонстрацию слайдов, объединенных одной тематикой, подготовленную с помощью Microsoft PowerPoint и других программ (например, при помощи Macromedia Flash). Знание различных видов мультимедийных продуктов позволяют педагогически обоснованно использовать возможности мультимедиа на занятиях.

Можно выделить следующие технические возможности современных систем мультимедиа (http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1333):

- функционирование базы данных аудиовизуальной информации с возможностью выбора кадра из библиотеки аудиовизуальных программ и «продвижения в глубь» выбранного кадра;

- выбор необходимой пользователю линии развития рассматриваемого сюжета;

- «манипулирование» (наложение, перемещение) аудиовизуальной информации, представленной в различной форме, как в пределах поля данного, так и предыдущего (следующего) экрана;

- контаминация аудиовизуальной информации, представленной в различной форме;

- реализация анимационных эффектов;

- деформирование визуальной информации, представленной в различной форме, по различным параметрам (например, увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);

- дискретная подача аудиовизуальной информации: с разрывами, пробелами, возможностью исключения (дополнения) части информации и представления аудиоинформации по восходящему (нисходящему) звуковому тону;

- тонирование изображения - закрашивание определенным цветом или цветовым тоном большей или меньшей яркости, наложение определенного контура на изображение фигуры;

- выделение тенью изображения (наложение тени) - закраска определенным цветом ясного тона той части изображения, на которую попадает свет от предполагаемого источника;

- фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения «под лупой»;

- «многооконное» представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью сделать активной любую часть экрана (например, в одном «окне» - видеофильм, в другом - текст);

- демонстрация «внешней стороны» визуальной информации;

- демонстрация событий в реальном времени (в виде видеофильма).

Таким образом, технические возможности систем мультимедиа позволяют интегрировано представлять на экране компьютера любую аудиовизуальную информацию, которую реализует интерактивный диалог пользователя с системой.

Если говорить о дидактических возможностях систем мультимедиа, то стоит выделить:

1) интенсификацию процесса обучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) реализацию активных методов обучения;

3) закрепление и отработку полученных знаний;

4) содействие повышению мотивационного аспекта обучения;

5) реализацию систематического и объективного контроля знаний и умений учащихся;

6) формирование навыков организации и проведения самостоятельной работы студентов и поисковой активности личности;

7) освобождение преподавателя от лишней работы с целью экономии учебного времени для его использования в более сложных образовательных операциях;

8) развитие информационной культуры личности, организационных и управленческих умений.

Педагогическая цель использования технологии мультимедиа в образовательном процессе определяется возможностью реализации интенсивных форм и методов обучения, усиления мотивационного компонента обучения через применение современных средств обработки аудиовизуальной информации, повышения уровня эмоциональности ее восприятия, формирования умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации. Можно сказать, что мультимедийные технологии способствуют формированию интереса к знаниям, что, в свою очередь, влияет на активизацию и сосредоточение внимания студентов во время процесса обучения.

Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать изложение материала более интересным, создать иллюзию виртуальной реальности.

Одним из наиболее распространенных способов использования мультимедийных технологий в образовательном процессе - использование мультимедийных презентаций. Применение мультимедийных презентаций с эффектами анимации в учебном процессе позволяет использовать указанные выше средства на современном уровне, а именно: не предлагать студентам рассматривать таблицы в готовом виде, не тратить время на отображение их на доске, а составлять эти таблицы вместе со студентами с помощью клика компьютерной мыши. Другим видом мультимедийной презентации может являться флеш-презентация, представляющая собой фильм (ролик), в котором кадры сменяют друг друга с определенной частотой.

Использование информационно-коммуникационных технологий, при котором предполагается обеспечение одновременной передачи, представления и наглядности информации возможно только при системном подходе. Такой подход должен быть основан на использовании образовательного веб-ресурса. Образовательный веб-ресурс будет представлять сайт, созданный кафедрой, факультетом или вузом, снабженный информацией учебно-методического характера. На образовательном веб-ресурсе могут быть размещены конспекты лекций, электронные учебные пособия, фильмы-слайды, электронные программно-методические комплексы, электронные справочники, презентации. Представленная текстовая информация оформляется с использованием мультимедийных технологий. В образовательном веб-ресурсе могут быть использованы технологии, отвечающие за передачу информации - чат, ICQ, e-mail. Для превращения образовательного веб-ресурса в единую внутривузовскую информационную среду потребуется использование портальной технологии. При правильной реализации образовательный веб-ресурс может стать инструментом, удобным и полезным, как для преподавателя, так и для студентов.

ВЫВОД

Информационно-коммуникационные технологии могут стать неотъемлемой частью образовательного процесса, если будут основываться на обеспечении одновременной передачи, представления и наглядности информации. К информационно-коммуникационным технологиям, обеспечивающим передачу информации, относят технологии синхронной (чат, ICQ, локальные сетевые программы, компьютерная доска, факс) и асинхронной коммуникации (веб-форум, гостевая книга, электронная почта, телеконференция). В образовательном процессе могут быть в наибольшей степени использованы такие технологии синхронной связи, как чат, ICQ, компьютерная доска и такая технология асинхронной связи, как веб-форум. Представление информации в образовательном процессе обеспечивается следующими технологиями - электронные учебники, фильмы-слайды, электронные программно-методические комплексы, электронные справочники, презентации. Наглядность информации достигается за счет использования мультимедийных технологий. Наибольшей отдачи от использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе можно добиться только при системном подходе. Такой подход предполагает использование образовательного веб-ресурса в рамках учебного процесса.

Предполагается дальнейшее использование информационно-коммуникационных технологий при разработке образовательного веб-ресурса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. учеб. заведений / И.Г. Захарова. — М. : Академия, 2005. — 192 с.

2. Муковиз, А.П. Формирование умений самостоятельной познавательной деятельности у студентов педагогических вузов средствами информационных технологий : монография / А.П. Муковиз. - Умань : Желтый А.А., 2010. - 180 с.

3. Нурмухамедов, Г.М. Электронные учебные курсы: потребности образования, проектирование, разработка, проблемы и перспективы / Г.М. Нурмухамедов // Информатика и образование.

- 2012. - № 1. - С. 33-39.

4. Педагогика: Большая современная энциклопедия / [сост. Е.П. Рапацевич]. - Минск : Современное слово, 2005. - 720 с.

5. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт. - М. : Школа-Пресс, 1994. - 205 с.

6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г.К. Селевко.

— М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 01.8.2016).

8. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html (дата обращения 01.8.2016).

REFERENCES

1. Zakharova, I.G. (2005), Information technology in education, Academy, Moscow

2. Mucoviz, A.P. (2010), The formation of skills of independent cognitive activity of pedagogical universities students by means of information technology, Zheltiy, Uman

3. Nurmukhamedov, G.M. (2012), "E-training: the needs of education, designing, development, problems and prospects", Informatics and education, No 1, pp. 33-39

4. Rapatsevich, E.P. (2005), Pedagogy: Large modern encyclopedia, Sovremennoe slovo, Minsk.

5. Robert, I.V. (1994), Modern information technologies in education: didactic problems; prospects of use, Shkola-press, Moscow.

6. Selevko, G.K. (1998), Modern educational technologies, Narodnoe obrazovanie, Moscow

7. Federal law of December 29, 2012 N 273-FZ (edition from 13.07.2015) "About education in the Russian Federation". available at: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

8. Federal law of July 27, 2006 N149-FZ "About information, information technologies and information protection", available at: https://rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html

Контактная информация: alexpadcrimea@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.08.2016

УДК 796.862

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРОЯВЛЕНИЯХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДВОСХИЩЕНИЯХ, КАК ФУНДАМЕНТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ «ЧУВСТВА БОЯ» У ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА РАПИРАХ

Лариса Геннадьевна Рыжкова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В данной работе выполнен анализ специализированных тактических умений фехтовальщика на рапирах, необходимых для успешного противодействия намерениям и действиям противников в соревновательных боях.

Ключевые слова: фехтовальщики на рапирах, тактические умения, двигательные реагирования, «чувство боя».

SPECIALIZED TACTICAL SKILLS BASED ON THE MANIFESTATIONS OF MOTOR RESPONSES AND SPATIAL-TEMPORAL ANTICIPATION, AS THE FOUNDATION FOR THE "SENSE OF BATTLE" AMONG THE FENCERS ON THE

FOILS

Larisa Gennadyevna Ryzhkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

In this work the analysis has been made covering the specialized tactical abilities of the fencer in foil, required for the successful counterattack to the intentions and actions of adversaries in the competition with regard to the fighting.

Keywords: fencers on the foils, tactical skills, physical reaction, "feeling of combat".

Деятельность спортсменов в фехтовальном бою происходит в условиях конфликтного единоборства и отличается вариативностью дистанционных и моментных компонентов. Очевидно, что выбор тактических намерений, подготовка и применение действий в фехтовальном бою основаны на проявлениях психических и двигательных качеств. Ведь вариативность неожиданно возникающих ситуаций вынуждает фехтовальщика действовать экспромтом или преднамеренно, выбирая и применяя средства на основе быстроты и точности двигательных реакций.

Фехтовальщики в условиях боя имеют реальные возможности для тактически обоснованных экспромтных противодействий, когда возникают типовые ситуации с определенными дистанционными и моментными соотношениями между соперниками и их клинками. Поэтому, когда один из них совершает ошибку при подготовке и применении действия, у другого возникает возможность нанести укол (или избежать его получения) за счет пространственно-временных изменений в движениях клинком. Возможно также дальнейшее развитие схватки, когда спортсмен переключается на применение другого действия.

Однако, зачастую в фехтовальном бою возникают неожиданные ситуации, когда дистанционные и моментные соотношения между соперниками и их клинками резко раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.