Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices
Медиакомпетентность и электронное обучение: проблемы, задачи, пути
решения *
С.В. Тархов
доктор технических наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет,
К. Маркса 12, Уфа, 450008 tarkhov@inbox.ru
* статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 15-07-02393\16.
Аннотация. Показана необходимость формирования медиакомпетентной личности, способной решать практические задачи в информационном обществе, умеющей пользоваться информацией в различных видах ее представления, владеющей способами общения с помощью информационных коммуникационных технологий в медиапространстве. Применение электронного обучения в образовательном процессе закономерно приводит к повышению уровня медиакомпетентности личности как самого преподавателя, применяющего новые образовательные технологии, так и обучающегося, использующего новые информационные технологии обучения. Рассмотрен ряд проблем, связанных с формированием медиакомпетентности обучающихся при применении в учебном процессе образовательного учреждения высшего образования систем и технологий электронного обучения. Представлена характеристика материалов и методов исследования, которые проводились на кафедре информатики Уфимского государственного авиационного технического университета при обучении студентов очной и заочной форм обучения. В качестве объекта исследования выступает процесс обучения с использованием технологий электронного обучения, направленный на формирование медиакомпетентности личности. Показаны преимущества и недостатки технологий электронного обучения, связанные с формированием медиакомпетентности. Выявлены проблемы, возникающие в процессе обучения в связи с недостаточным уровнем медиакомпетентности. Приведены результаты анализа уровня сформированности компонентов медиакомпетенции при работе с электронной почтой, подготовкой презентаций, оформлении результатов выполнения учебных и научно-исследовательских работ. Показаны проблемы, связанные с некорректным и/или неправомерным использованием обучающимися медиатехнологий. Рассмотрены ключевые компоненты медиакомпетенции (информационно-мировозренческий, технологический, коммуникативный, информационно-поисковый, нормативно-правовой, аналитический, творческий, презентационный) направленной на подготовку обучающихся к жизни и работе в современном информационном обществе. Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность личности, медиаданные, электронное обучение, коммуникационные системы, масс-медиа, высшее образование.
Media competence and e-learning: problems, challenges, solutions *
Prof. Dr. Sergei Tarkhov Ufa State Aviation Technical University, K. Маркса 12, Ufa, 450008 tarkhov@inbox.ru
* this article is written in the context of the research with the financial support of grant of Russian Foundation for basic research (RFBR), project № 15-07-02393\16.
Abstract. The necessity of the formation of media competent professional who can solve practical problems in the information society. The use of e-learning in the educational process leads to higher level of media competence of the teacher and students who work with new information technology. The characteristic of the materials and methods of research, which was conducted at the Department of Informatics, USATU in the training of students of internal and correspondence forms of training. The object of study is the learning process of students using e-learning technology which aims at the formation of media competence of a specialist. The advantages and disadvantages of e-learning technologies that are associated with the formation of media competence of the expert, are shown. The research identified problem insufficient level of media competence of students. This article presents the results of the analysis of the level of formation of the components of media competence of students when working with e-mail, preparing presentations, results of the educational and scientific-research works. Problems associated with incorrect and (or) the misuse by students of media technology. Thnis article considered the key components of media competence, which is aimed at preparing students for life and work in the modern information society.
Keywords: media education, media competence, specialist, media data, e-learning, communications, social media, education.
Введение
В современном информационном обществе понимание специалистом любого профиля значимости медиапространства и умение работать с информационными коммуникационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение писать и читать. Современный этап развития общества характеризуется постоянным усложнением техники и технологий, что инициирует устойчивый рост требований к уровню квалификации специалистов во всех отраслях народного хозяйства. Персонал является ключевым ресурсом организации и от уровня его компетентности непосредственно зависит успешность деятельности организации на рынке товаров и услуг [Тархов, 2012, с.114-118].
Как показывает практика, работодатель в процессе приема на работу сотрудников все больше внимания уделяет не только формальным характеристикам претендентов на должность (оценки в дипломе, данные резюме и рекомендаций и т.п.), но и фактическому уровню сформированности профессиональных компетенций, и личностных качеств [Минасова, 2012, с.204], среди которых немаловажное значение имеет медиакомпетентность личности. Таким образом, в течение всего процесса обучения в образовательном учреждении, а далее и в процессе трудовой деятельности необходимо учиться создавать и обрабатывать (искать, воспринимать, анализировать и перерабатывать) медийную информацию из различных источников, осваивать на практике приемы работы с медиатехникой и программным обеспечением, предназначенным для создания и обработки (поиска, редактирования и преобразования) мультимедийного контента. Главная цель медиаобразования - формирование медиакомпетентной личности, способной решать практические задачи в информационном обществе, умеющей пользоваться информацией в различных видах ее представления, владеющей способами общения с помощью информационных коммуникационных технологий в медиапространстве.
Материалы и методы исследования
Объект исследования - процесс обучения с использованием технологий электронного обучения, направленный на формирование медиакомпетентности личности.
Исследование проводилось на базе кафедры информатики Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ). Кафедра информатики осуществляет базовую подготовку студентов в области информатики и информационных технологий, а также ведет подготовку: инженеров по специальности 27.05.01 «Специальные организационно-технические системы», форма обучения - очная, срок обучения - 5 лет, специализация: «Информационно-аналитическая деятельность в специальных организационно-технических системах»; бакалавров по направлению 09.03.03 «Прикладная информатика», форма обучения: очная - 4 года, заочная сокращенная - 3,5 года, профиль: «Прикладная информатика в информационной сфере».
Кафедра информатики УГАТУ с 1999 года использует в учебном процессе технологии электронного обучения [Кабальнов, 1999, с.51-53; Тархова, 2000, с. 18-21]. Начиная с 2003 года в учебный процесс внедрена система электронного обучения K-Media (система сетевой и дистанционной поддержки учебного процесса ГЕФЕСТ [Тархов, ИОС ДО K-Media, 2003]). В настоящее время в учебном процессе используется система ГЕФЕСТ версии K-Media-2014. Результаты исследования эффективности технологии адаптивного электронного обучения с использованием системы обсуждались в работе «Адаптивное электронное обучение и оценка его эффективности» [Тархов, 2005, с.37-47].
Для проведения исследования кафедра информатики УГАТУ располагает необходимым комплексом программно-аппаратных средств реализации информационных коммуникационных технологий, в том числе -комплектами мультимедийного оборудования.
Экспериментальное исследование в области формирования медиакомпетентной личности проводилось со студентами первых-пятых курсов очной и заочной форм обучения при изучении ими общеобразовательных («Информатика», «Информатика и информационные технологии») и специальных («Технология подготовки научной и технической документации», «Правовая и информационная поддержка организационно-технических систем», «Системы электронного документооборота», «Системы менеджмента качества») дисциплин с использованием системы электронного обучения. Общий контингент студентов, участвующих в исследовании в общей совокупности составил более 400 человек.
В процессе исследования использовались технологии контент-анализа и статистической обработки данных, извлеченных из баз данных системы электронного обучения и электронной почты.
Дискуссия
Понятие медиакомпетентности наиболее полно определено в работе А.В. Федорова: «Медиакомпетентность личности - это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [Федоров, 2009, с.6].
Формированию медиакомпетентности личности во многом способствует использование в образовательном процессе систем и технологий электронного обучения. Широко применяемый в настоящее время термин «электронное обучение» (Electronic Learning или сокращенное E-learning), удачно интегрирует в себе ряд понятий в сфере современных образовательных технологий, основанных на широком использовании информационных коммуникационных технологий (ИКТ) и новых информационных технологий обучения [Тархов, 2005, с.37-47].
Под новыми информационными технологиями обучения согласно [Педагогика, 2000, с.109] понимается дидактический процесс с применением целостного комплекса компьютерных и других средств обработки информации, позволяющий на системной основе организовать оптимальное взаимодействие между преподавателем и обучающимися с целью достижения гарантированного педагогического результата. Термин «электронное обучение» органично заменяет широко употребляемый в России термин «дистанционное обучение», который фактически отражает технологию доступа к образовательным ресурсам - обучение на расстоянии [Тархова, 2000, с.19]. Электронное обучение также наиболее адекватно отражает тенденцию широкого и всестороннего использования современных медийных образовательных технологий в очной, вечерней и заочной формах организации учебного процесса, всестороннюю интеграцию технологий автоматизированного (компьютерного) обучения с традиционными формами обучения. Электронное обучение предусматривает широкое применение мульти- и гипермедиа, удаленного доступа к распределенным образовательным ресурсам на основе web-технологий, использование разнообразных сетевых средств взаимодействия обучающихся между собой и с преподавателем.
Применение электронного обучения в образовательном процессе закономерно приводит к повышению уровня медиакомнетентности личности - как самого преподавателя, применяющего новые образовательные
технологии, так и обучающегося, использующего новые информационные технологии обучения. При этом система электронного обучения, представляющая собой информационно-коммуникационную программно-аппаратную среду и являющая педагогическим инструментом, способствующим формированию компетенций обучающегося, сама становится объектом изучения. Используя систему электронного обучения независимо от изучаемой учебной дисциплины, обучающийся приобретает и совершенствует знания, умения и навыки применения медийных технологий.
Системы электронного обучения позволяют предоставить обучающимся медиаданные в виде хорошо структурированной и системно организованной совокупности учебно-методической информации (учебного контента) в различных видах ее представления: текст, визуальная и звуковая информация [Тархов, 2005, с. 94-100]. При этом современные информационные коммуникационные технологии позволяют соединить в одном информационном материале гипертекст, графику, анимацию видео- и аудиоданные, предоставив пользователю мультимедийный интерактивный учебный контент.
Современные системы электронного обучения - эффективный мультимедийный инструмент, предназначенный для использования как в традиционном учебном процессе образовательного учреждения при проведении учебных занятий, так и при самостоятельной работе студентов. Они способствуют формированию междисциплинарного виртуального пространства знаний [Кабальнов, 2009, с. 109-118], повышающего эффективность применения медиатехнологий в образовании. Системы электронного обучения получили широкое распространение, благодаря ряду своих принципиальных достоинств, предоставляемых «новыми медиа-технологиями», использующими цифровые информационные коммуникации [Тархов, 2005, с. 280-290]. К ним, в первую очередь, относятся возможности:
- организации массового индивидуализированного интерактивного обучения на основе электронной реализации образовательных ресурсов, интегрированных в мировое медиапространство;
- предоставления широкого спектра образовательных услуг (независимо от времени и места нахождения обучающихся);
- управления процессом обучения по заданному сценарию;
- всестороннего автоматизированного контроля над процессом обучения и его результатами;
- применения мультимедийного учебного контента, хранимого как в системе электронного обучения образовательного учреждения, так и на сторонних источниках в интернет;
- интерактивной работы обучающихся с мультиметийным учебным контентом, использования контекстно-зависимой системы помощи и подсказок;
- взаимодействия обучающихся, как между собой, так и с преподавателем с использованием коммуникационных возможностей системы электронного обучения и социальных медиа.
Современные системы электронного обучения обладают широкими возможностями в области использования коммуникационных сервисов. Они обеспечивают работу с мультимедиаданными, реализуют интерактивные переговоры (чаты), доски объявлений (форумы) и электронную почту, позволяют максимально эффективным образом проводить семинары, задавать вопросы по материалам курса, вести дискуссии и обсуждения.
Результаты исследования
Проблемы, закономерно возникающие в процессе использования технологий электронного обучения, в значительной мере обусловлены недостаточной медиакомпетентностью личности.
Здесь следует отметить синдром «компетенции бабушки», когда пользователь, технологически освоив основные приемы работы в интернет -общение в социальных сетях, получение и отправка почты с использованием гипертекстовых почтовых серверов, просмотр содержимого web-страниц, считает, что он в достаточной мере владеет коммуникационными технологиями.
Другой синдром - синдром «компетенции ребенка». Научившись играть на компьютере, в том числе в сетевые игры, общаться в социальных сетях и публиковать фотографии, такой пользователь считает, что он овладел информационными коммуникационными технологиями. При этом он не имеет ни малейшего представления о том, как с помощью современных программных средств решить даже несложную прикладную задачу, связанную с подготовкой корректно оформленного текстового документа в соответствии с установленными требованиями (требования стандартов, правил, инструкций), решением типовой вычислительной задачи, провести эффективный поиск и обработку актуальной информации в определенной предметной области, используя информационные ресурсы медиапространства, подготовить информационный материал для презентации.
К сожалению, зачастую при общении с преподавателями-предметниками, ведущими занятия по дисциплинам профессионального цикла, приходится слышать заявления, что в настоящее время студентам нет необходимости изучать информатику и информационные технологии, так как студенты и так владеют информационными коммуникационными технологиями практически с детского сада - все они пользуются компьютерами и коммуникационными устройствами. Действительно, в настоящее время нет необходимости объяснять студентам, что такое компьютер, сканер, принтер, как включить компьютер, как набрать текст, используя клавиатуру, сохранить на устройстве хранения данных и передать
71
по сети файл или выполнить другие базовые операции, известные любому пользователю. Однако, это не значит, что студент, как будущий специалист с высшим образованием, имеет достаточный уровень компетенции в области информационных коммуникационных технологий, каковыми являются медиатехнологии.
Рассмотрим основные проблемы, связанные с недостаточной медиакомпетентностью личности - отсутствием знаний и умений работы в современной медиапространстве, недостаточным уровнем владения культурой работы с сетевыми ресурсами и технологиями.
Поиск информации. Проблема поиска, систематизации и обработки информации (технической, экономической, социально-правовой и др.) в медиапространстве. В настоящее время поисковые системы в интернет базируются на использовании высокоэффективных алгоритмов семантического поиска в больших массивах данных. Интеллектуальные алгоритмы способны «предвидеть потребности пользователя» и автоматически предлагать варианты формирования фразы текстового запроса. Однако, они рассчитаны на наиболее употребимые, типовые запросы, и при поиске узкоспециализированной профессиональной информации типовой запрос приведет к отображению, как релевантных, так и пертинентных данных, среди которых непросто будет найти актуальную для пользователя информацию. Появляется так называемый информационный шум, являющийся неактуальной или даже неверной информацией. Путем решения указанной проблемы является овладение технологиями расширенного поиска в медиапространстве, в том числе с использованием специального языка поисковых запросов.
Общение в медиапространстве. Общение в интернет имеет ряд характерных особенностей, связанных с нахождением пользователей в сетевом медиапространстве. К ним, в первую очередь, следует отнести: высокую степень публичности при общении большого числа территориально разобщенных людей; снижение психологического риска и появление чувства безнаказанности вследствие высокой степени анонимности; снижение эффекта от эмоционального компонента общения; невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации и самовыражения. Все это приводит к необходимости соблюдения специальных правил участниками электронных коммуникаций [Лавров, 2005, с.183-190] - своеобразного интернет-этикета. Обучение интернет-этикету способствует широкое внедрение в учебный процесс систем электронного обучения, позволяющих обучающимся не только в интерактивном режиме работать с медиаконтентом, но также и общаться друг с другом и с преподавателем. Соблюдению сетевого этикета способствует модерация сообщений, а также именная регистрация пользователей в системе электронного обучения (или социальных медиа, если они используются в процессе обучения), позволяющая исключить анонимность.
72
Электронная почта. Работа с электронной почтой (e-mail), как показывает практика ее использования в рамках электронного обучения, также требует существенного внимания для формирования медиакомпетентности личности. Правила интернет-этикета требуют, чтобы в электронных письмах была указана тема письма, а сами письма были подписаны их автором.
Результаты анализа электронных писем студентов-заочников, обучающихся с использованием системы электронного обучения ГЕФЕСТ, показали, что процент неверно оформленных писем (тема и текст письма) достаточно высок. Например, 41% писем, полученных от студентов 1-го и 2-го курса заочной формы обучения, содержат тему письма, оформленную без соблюдения правил, изложенных в системе электронного обучения, а в 17% писем тема письма не указана вовсе. Это приводит к невозможности эффективной обработки почтовых сообщений с использованием установленных в системе электронной почты правил фильтрации, что усложняет обработку переписки преподавателя со студентами, а порой приводит к потере поступающей преподавателю от студентов электронной корреспонденции. До 20% писем студентов, содержит только вложенный файл (контрольные работы, рефераты и др.), без какого-либо текста письма. Это затрудняет идентификацию автора письма, которая может быть выполнена по содержимому вложенных файлов или адресу отправителя, а порой делает идентификацию и вовсе невозможной.
Следует научить обучающихся правильно оформлять деловые электронные письма, что, несомненно, поможет им в дальнейшей профессиональной деятельности. В тексте письма должна быть суть, причем кратко и только по делу. Элементы письма «Здравствуйте», «До свидания» или «С уважением», «Пожелание удачи» - обязательны. Из письма должно быть ясно кто его автор и откуда. Подпись обычно должна содержать не только фамилию, имя, отчество, но и основные сведения об авторе письма, например, место учебы или работы, должность, номер служебного и/или сотового телефона. Только при необходимости письмо может быть отмечено автором как «важное». Также не рекомендуется без явной необходимости запрашивать подтверждение прочтения, поскольку письмо, важное для отправителя, не всегда является таковым для получателя.
Информационная безопасность при работе с электронной почтой требует особого внимания. Уровень компетенции пользователей и здесь оставляет желать лучшего. Так, один из сотрудников на просьбу дать адрес его электронной почты, чтобы отправить ему письмо дал не только сам адрес, но и пароль доступа к e-mail.
Результаты эксперимента показывают, что на последнем курсе обучения более 90% сообщений, поступающих от студентов, оформлены в соответствии с установленными требованиями.
Презентации. Презентация результатов работы с оформлением слайдов электронной презентации и подготовкой доклада один из обязательных компонентов медиакомпетенции специалиста с высшим образованием. Как показывают результаты анализа презентационной деятельности студентов, и здесь возникает немало проблем - до 80% презентаций, выполняемых студентами, обучающихся на первом - третьем курсах в той или иной мере не соответствуют общепринятым требованиям к их оформлению и представлению материала слушателям. Значительная часть докладчиков считает, что подготовить презентацию несложно. Однако, нередки случаи, когда материал на слайдах содержит несколько страниц текста (таблиц), набранного мелким, практически нечитаемым для слушателей шрифтом, на ярком или темном фоне слайда. Кроме того, основной ошибкой докладчика является монотонное перечитывание текста, написанного на слайдах, причем, делается это в большинстве случаев стоя спиной к слушателям.
В процессе формирования медиакомпетенции по работе с презентациями необходимо научить студентов правильно выбирать готовый или разрабатывать собственный шаблон мультимедийной презентации, обеспечивая при этом единство стиля ее оформления (компоновка слайда, цвета и шрифты, размещение заголовков и нумерации слайдов). Презентация должна содержать титульный слайд, постановку проблемы, цели и задачи выполнения работы (исследования, реализации проекта, идеи и т.д., основную часть и заключение (выводы по работе). На заключительном слайде, содержащим обычно текст «Спасибо за внимание» целесообразно повторить фамилию, имя и отчество докладчика, ранее указанные на титульном слайде, также привести реквизиты для связи (адрес, e-mail, телефон), что поможет установить контакт с аудиторией в процессе ответов на вопросы и дискуссии по тематике доклада. Немаловажным является умение сделать доклад, держаться уверенно, конструктивно отвечать на вопросы, нейтрализовать возможные выпады и провокации со стороны слушателей.
Медиатехника. Медиатехника (медиапроекторы, интерактивные доски) нашла широкое применение как в образовательных учреждениях различного уровня при проведении учебного процесса, так и в организациях при проведении совещаний и презентаций. Важным составляющим медиакомпетентности личности является наличие знаний и практических умений в области работы с медиатехникой, позволяющей воспроизводить мультимедийный контент. При подготовке специалистов различного уровня в учебных заведениях компетентность работы с видеотехникой может быть сформирована в ходе выступлений учащихся с докладами, защиты курсовых работ и проектов, а также защиты выпускной квалификационной работы.
Медиавирусы. Современное медиапространство массово тиражирует медиаданные, содержащие скрытые информационные вставки, направленные на изменение мировоззрения - так называемые медиавирусы [Глухарёв, 2011,
74
с.109-111], названные И.А. Ашмановым «ментальные вирусы» или «мозговые вирусы» [Ашманов, 2012]. «В условиях высокого уровня информатизации общества распространение этого вируса может иметь лавинообразный характер. При этом скорость обработки информации настолько велика, что перестает быть критичной, что позволяет манипулировать аудиторией» [Глухарёв, 2011, с.109-111].
Медиавирус - это мощное психологическое оружие, предназначенное для ведения бескровной информационной войны в медиапространстве. Медиавирус, как искусственно созданный медиаконтент в текстовом, визуальном или аудиальном формате, представляет собой внедряемую в умы самостоятельную ментальную сущность. Эта сущность, обладает средствами, внедрения, контроля, размножения, дальнейшего распространения и защиты от антивируса. В работе [Ашманов, 2012], показано, что эффективных средств и механизмов защиты от медиавирусов в настоящее время нет. Частичным решением проблемы может быть формирование компетенций в области сбора, обработки и анализа медиаконтента путем сравнения информации, поступающей из различных медиаисточников: директ-медиа, масс-медиа, социальных медиа. Здесь ключевым моментом в решении проблемы может быть овладение технологиями целенаправленного расширенного поиска интересующей пользователя информации в медиапространстве.
Медиаграмотность обучающихся порой приводит и к отрицательным последствиям. Рассмотрим основные проблемы, связанные с некорректным и/или неправомерным использованием обучающимися медийных технологий, в том числе - при реализации процесса обучения с применением систем электронного обучения.
Использование не по назначению в ходе реализации учебного процесса встроенных в систему электронного обучения или внешних программных модулей, предназначенных для общения в компьютерной сети: IP-телефония с поддержкой видеосвязи (программы Scype, Агент Mail.ru, Net Speakerphone); обмен сообщениями (Internet Relay Chat, программы ICQ, QIP, Miranda) и др. Отмеченные категории программ позволяют общаться с любым человеком, в данный момент работающим в интернет, обмениваться короткими посланиями, письмами, файлами, адресами, устанавливать с их помощью аудио и видео связь, играть в сетевые игры, организовывать конференции. При этом можно утверждать, что эффективность обучения существенно снижается, поскольку обучающийся лишь номинально присутствует на учебном занятии (лекции, семинаре, лабораторной работе), а фактически его внимание сосредоточено на виртуальном медийном пространстве.
Использование возможностей интернет для размещения на web-сайтах выполненных другими обучающимися учебных заданий: рефератов, расчетно-графических и курсовых работ, курсовых проектов, а также выпускных
75
квалификационных работ и диссертаций нередко приводит к их последующему неправомерному использованию. В медиапространстве, в том числе - в социальных медиа, создано значительное число хранилищ файлов с текстовым и мультимедийным контентом, скачивание и использование которого без ссылок на автора с юридической точки зрения является формой неправомерного заимствования (плагиатом), т.е. прямым нарушение закона об авторском праве: «Под плагиатом в научной сфере понимается нарушение личных неимущественных прав автора (авторских прав) путем присвоения авторства па произведение науки (или часть произведения науки), выразившееся в неправомерном, то есть необоснованном целями цитирования заимствовании чужого текста (части текста) без указания (ссылки) на истинного автора и источник заимствования, оформленного в соответствии с установленными правилами цитирования» [О плагиате в диссертациях на соискание ученой степени, 2015, с.18].
Как показывает многолетняя практика проведения занятий со студентами различных форм (очная, заочная) и уровней подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура) среди студентов имеются те, кто не только не анализирует и не перерабатывает скачанный из интернета материал, но, даже порой не пытается прочитать то, что он сдает преподавателю. Так в текущем учебном году около 9% представленных студентами-заочниками расчетно-графических работ содержали явные признаки плагиата, выявляемые без какой-либо специальной проверки на плагиат - фамилии и номера групп студентов, обучавшихся в предыдущие годы, содержащиеся в основном тексте электронных документов, их колонтитулах, свойствах электронных документов. Первоначальная проверка представленных студентами-заочниками расчетно-графических работ путем из сверки с базой ранее сданных работ показала наличие той или иной доли неправомерного заимствования более чем у 30% работ. Пути решения этой проблемы связаны как с правовым обучением (законодательство в области авторского права, так и с использованием специализированных средств контроля за наличием плагиата, например с помощью интернет-сервисов: система Антиплагиат на сайте http://www.antiplagiat.ru; система проверки (online) текстов на уникальность на сайте http://text.ru/antiplagiat.
Еще одна отрицательная сторона - использование обучающимися медиатехнологий при проведении различных форм контроля знаний и проведении аттестаций. Если раньше студент на экзамене или зачете пытался списать с заранее подготовленной им рукописной шпаргалки, а подготовка рукописных шпаргалок всегда требовала прочтения учебного материала и хотя бы частичного его усвоения, то в настоящее время скачивание и распечатка шпаргалок приводит к тому, что студент видит (читает) их впервые только на экзамене. То же самое можно сказать и об использовании смартфонов и микронаушников, предложения о продаже которых с подробными инструкциями по их использованию несложно найти в интернете. Анализ сдачи экзаменов показал, что в среднем до 10% студентов
очной формы обучения и до 15% студентов заочной формы при сдаче экзаменов предпринимают попытки использования средств коммуникаций.
Современный этап применения в образовательном процессе систем электронного обучения, базирующихся на использовании информационных коммуникационных технологий, заключается в использовании медийной техники не эпизодически, а систематически при любом виде организации учебного процесса (аудиторная или самостоятельная работа обучающихся).
Основы медиакомпетентности личности закладываются в образовательной среде средней общеобразовательной школы, и «целью медиаобразования является не только освоение учащимися посреднических функций телекоммуникации, но и умение их к осознанному и ответственному восприятию информации социальной среды, в том числе, медиаинформации [Коретников]. Процесс формирования медиакомпетности личности необходимо продолжить и в образовательных учреждениях высшего образования. Особая роль формированию медиакомпетентности личности, несомненно, принадлежит учебным дисциплинам математического, естественнонаучного, гуманитарного и социального циклов.
В работе О.Л. Подлиняева, С.В. Миндеевой приведен перечень задач, связанных с медиаобразованием и показана взаимосвязь этих задач и математическим образованием [Подлиняев, Миндеева, 2016, с.11]. Поскольку в учебном процессе при подготовке технических специалистов федеральные государственные образовательные стандарты не предусматривают специального обучения, направленного на формирование медиакомпетентности личности, а она жизненно необходима в современном информационном обществе, преподавателям-предметникам целесообразно провести аналогичные исследования в области значимости конкретной дисциплины для формирования медиакомпетентности и применять его результаты на практике.
Использование систем электронного обучения в учебном процессе открывает обучающимся доступ к практически неисчерпаемым источникам информации в современном медиапространстве, дает новые возможности для творчества и повышает эффективность самостоятельной работы.
Формирование медиакомнетентности личности должно осуществляться в медиаобразовательном пространстве образовательного учреждения путем создания и постоянного развития его электронной инфраструктуры, интегрированной с интернет, широкого внедрения в учебный процесс систем и технологий электронного обучения.
Рассмотрим ключевые компоненты медиакомпетенции, которые должны быть сформированы у обучающихся для их подготовки к жизни и работе в современном информационном обществе.
Информационно-мировозренческий компонент - сущность и значение информации в современном обществе: современные концепции информации; соотношение понятий
«информация» и «данные»; понятие об информационных ресурсах, информационных системах, информационных коммуникационных технологиях, медиапространстве и его компонентах (директ-медиа, коммуникационные системы, масс-медиа, социальные медиа); информационном обществе и месте человека в нем; о смысле, мотивах и ценностях деятельности с информацией в современном медиапространстве.
Технологический компонент - программно-аппаратные средства реализации информационных технологий: назначение, возможности, технические характеристики компьютерной техники, периферийных устройств и коммуникационного оборудования, прикладного программного обеспечения для работы с медиаконтентом, средств и технология распределённой обработки данных, в том числе современные облачные технологии.
Коммуникативный компонент - взаимодействие в медиапространстве: планирование задач, встреч, событий и собраний; ведение списка контактных лиц; обмен сообщениями; организация и проведение конструктивного диалога с использованием технологий сетевых коммуникаций с учетом культурных норм и ограничений в общении, обычаев, традиций, норм этикета и правил приличия, присущих национальному менталитету и выражающихся в рамках конкретной профессии.
Информационно-поисковый компонент: поиск документов из различных медиаисточников, от веб-страниц в интернет, до записей в специализированных корпоративных базах данных, потенциально содержащих релевантные и пертинентные данные на основе поисковых запросов.
Нормативно-правовой компонент - права, обязанности и возможности личности как субъекта общества в медиапространстве (законодательные и нормативно-правовые акты в информационной сфере).
Аналитический компонент - структурирование, извлечение, систематизация, и анализ информации медиаисточников с точки зрения ее адекватности, полезности, достоверности, полноты, новизны, критический анализ информации, распространяемой в масс-медиа, социальных медиа и рекламе.
Творческий компонент - создание и использование в повседневной деятельности медиаконтента.
Презентационный компонент - создание и оформление технических, организационно-распорядительных, научных и др. типов документов в соответствии с установленными требованиями и правилами оформления, визуализация данных, полученных из различных информационных источников, формирование сводных аналитических отчетов, таблиц, диаграмм, графиков и т.п., общение на разных языках, в том числе с использованием технологий компьютерного перевода.
Выводы
Как показывают результаты исследования, уровень сформированности медиакомпетенности личности у студентов младших курсов невысокий. Применение систем электронного обучения при проведении учебного процесса позволяет сформировать у выпускников ключевые компоненты медиакомпетенции.
Необходимость формирования медиакомпетенности личности в современном информационном обществе неоспорима. Она позволит специалисту любой предметной области эффективно решать задачи, стоящие перед ним как в камках трудовой деятельности, так и в повседневной жизни:
- проводить эффективный поиск информации в компьютерных системах и сетях, выполнять систематизацию, обобщение и каталогизацию результатов работы;
- выполнять контент-анализ найденной информации (текстовых электронных документов и текстовых массивов) с целью последующей содержательной интерпретацией выявленных функциональных закономерностей;
- оформлять итоги проделанной работы в виде отчетов, включающих комплект текстовых документов, слайдов презентаций со схемами, таблицами, рисунками, представленных в форме электронных документов;
- представлять результаты проделанной работы с использованием средств мультимедиа;
- осуществлять более тесное и регулярное взаимодействие и обмен информацией со специалистами, как в пределах России, так и за рубежом, и, как следствие, повысить общий уровень компетентности в своей предметной области.
Литература
Ашманов И.А. Под властью ментального вируса, или Как отличить вброс от новости // Фома. 2012. № 10 (114). URL: http://foma.ru/pod-vlastyu-mentalnogo-virusa-ili-kak-otlichit-vbros-ot-novosti.html (дата обращения: 15.06.2016).
Глухарёв Д.С. Медиапространство как элемент информационной безопасности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки . 2011. № 9 (226). С. 109-111.
Кабальнов Ю.С. Тархов С.В., Кузьмина Е.А., Карчевская М.П. Комплекс программно-методических средств довузовского дистанционного образования // Столичное образование. Инноватика: опыт, проблемы, перспективы. Уфа, 1999. С. 51-53.
Кабальнов Ю.С., Григорьев А.И., Минасов Ш.М. Модели и алгоритмы формирования контента виртуального пространства знаний систем электронного обучения // Вестник УГАТУ (Уфимского государственного авиационного технического университета). 2009. Т.13. № 2. С. 109-118. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы // Академия АйТи. http://eor.it.ru/eor/file.php/1/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf (дата обращения: 17.06.2016). Лавров О.А. Набросок правил для участников электронных коммуникаций // Educational Technology & Society. 2005. Вып. 8 (1). С. 183-190.
Минасова Н.С., Тархов С.В., Шагиева Ю.Р. Метод комплексной диагностики уровня профессиональной подготовки и личностных качеств технических специалистов при отборе и аттестации персонала // Вестник УГАТУ. 2014. Т. 18, № 3 (64). С. 203-209.
О плагиате в диссертациях на соискание ученой степени. 2-е изд., перераб. и доп.. М.: МИИ, 2015. 192 с. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. 640 с. Подлиняев О.Л., Миндеева С.В. Интегрированное медиаобразование как условие становления медиакомпетентности на примере дисциплины «Математика» // Медиаобразование. 2016. № 3. С. 7-15. Система автоматической проверки текстов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников (антиплагиат). URL: http://www.antiplagiat.ru (дата обращения: 15.06.2016). Тархов С.В. Адаптивное электронное обучение и оценка его эффективности // Открытое образование . 2005. № 5. С. 37-47.
Тархов С.В. Модели и механизмы управления адаптивным электронным обучением // Системы управления и информационные технологии. 2005. № 4 (21). С. 94-100.
Тархов С.В. Реализация механизмов многоуровневой адаптации в системе электронного обучения «Гефест» // Образовательные технологии и общество» - Educational Technology & Society. 2005. 8(4). С. 280-290. Тархов С.В., Минасов Ш.М., Минасова Н.С. Информационно-обучающая система дистанционного обучения K-Media (ИОС ДО K-Media) // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2003612176. Российское агентство по патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ). Зарегистрировано в реестре программ для ЭВМ 22 сентября 2003 г.
Тархов С.В., Минасова Н.С., Шагиева Ю.Р. Моделирование бизнес-процессов подбора сотрудников в системе управления персоналом // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2012. № 181(7). С. 114 -118.
Тархова Л.М. Дистанционное образование: возможности, проблемы и перспективы // На пути к новым технологиям. 2000. С. 18-21.
Федоров А.В. Меднаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во МО О ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 234 с.
Reference
About plagiarism in dissertations on competition of a scientific degree. 2-nd edition, revised and enlarged. Moscow, 2015. 192 p.
Ashmanov, I.A. (2012). Under the authority of the mental virus, or How to distinguish the stuffing from the news. Foma. 2012. No. 10 (114). http://foma.ru/pod-vlastyu-mentalnogo-virusa-ili-kak-otlichit-vbros-ot-novosti.html
Automatic checking texts for borrowings from the public network sources (plagiarism). http://www.antiplagiat.ru (date accessed: 15.06.2016).
Fedorov, A.V. (2009). Media education: yesterday and today. Moscow, 2009. 234 p.
Glukharev, D.S. (2011). The Media space as an element of information security. Vestnik of SUSU. Series: Social Sciences and Humanities. 2011. No. 9 (226), pp. 109-111.
Kabalnov, Y.S., Grigoriev, A.I., Minasov, S.M. (2009). Models and algorithms of formation of the content of the virtual space knowledge of e-learning systems // Vestnik USATU. 2009. Vol. 13, No. 2, pp. 109-118. Kabalnov, Y.S., Tarkhov, S.V., Kuzmina, E.A., Karchevskaya, M.P. (1999). Complex software-hardware means of pre-University distance education. Municipal education. Innovation: experience, problems, prospects. Ufa, 1999, pp. 51-53.
Korotenkov, Y.G. (2016). Information educational environment of the primary school. The Academy. http://eor.it.ru/eor/file.php/1/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf (reference date: 17.06.2016). Lavrov, O.A. (2005). Outline of the rules for the participants of electronic communications. Educational Technology & Society. 2005. Vol. 8 (1), pp.183-190.
Minasova, N.S., Tarkhov, S.V., Shagieva Y.R. (2014). The Method of complex diagnostics of level of professional training and personal qualities of technical specialists in the selection and certification of personnel. Vestnik USATU. 2014. Vol. 18, No. 3(64), pp. 203-209. Pidkasisty, P.I. (Ed.) (2000). Pedagogy. Moscow, 2000. 640 p.
Podlivaev, O.L., Miheeva, S.V. (2016). Integrated media education as a condition of development of media education on the example of discipline "Mathematics". Media Education. 2016. No. 3, pp, pp. 7-15. Tarkhov, S.V. (2005). Adaptive e-learning and the evaluation of its effectiveness. Open education. 2005. № 5, pp. 37-47.
Tarkhov, S.V. (2005). Mechanisms of multi-level adaptation in e-learning system "Gefest". Educational Technology & Society. 2005. 8(4), pp. 280-290.
Tarkhov, S.V. (2005). Model and management mechanisms of adaptive e-learning. Control systems and information technologies. 2005. № 4 (21), pp. 94-100.
Tarkhov, S.V., Minasov, M.S., Minasova, N.S. (2003). Information and learning system distance learning K-Media from IOS TO K-Media). Certificate of official registration program for computer No. 2003612176. The Russian Agency for patents and trademarks (ROSPATENT). Registered in the register of computer programs on September 22, 2003.
Tarkhov, S.V., Minasova, N.S., Shagieva, Y.R. (2012). Modeling the business processes of selection of employees in the personnel management system. Scientific Bulletin of Moscow state technical University of civil aviation. 2012. No. 181(7), pp.114 -118.
Tarkhova, L.M. (2000). Distance education: opportunities, challenges and prospects // On the way to new
technologies, pp. 18-21.