УДК 78
Ю. Л. Фиденко
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА -НОВАЯ СТРАНИЦА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
законе «Об образовании» и Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям подготовки в сфере культуры и искусства к числу требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, относится внедрение новых обучающих технологий, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных средств (см.: [5; 7]). На первый взгляд, инновационные задачи трудно соотносятся со столь специфичной и во многом консервативной областью образования как музыкальное искусство. То, что для учебного заведения технической направленности кажется естественным и само собой разумеющим, в консерватории часто встречает непонимание (если не отторжение) профессорско-преподавательского состава.
Это связано с тем, что сама система образования в музыкальном вузе построена в первую очередь по индивидуальному принципу. Занятия у музыкантов рассчитаны в большей степени на восприятие и передачу информации «из уста в уста», из «рук в руки». Например, в классе по специальному фортепиано находятся два рояля, за одним из которых сидит преподаватель, за другим -студент. В процессе индивидуального занятия как раз и происходит тот непосредственный контакт и постижение азов мастерства, необходимых для музыканта-исполнителя .
В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года закона «Об образовании» вводимые ФГОС ВО особенно актуализировали проблему качества подготовки специалистов. Безусловно, вопрос о достойном уровне образования был актуальным во все времена, но в современ-
© Ю. Л. Фиденко, 2016
ных условиях система обучения нуждается в совершенствовании. Компетентно-стная модель подготовки предъявляет высокие требования к квалификации музыкантов. Помимо овладения навыками концертного исполнения музыкальных произведений и преподавания дисциплин в области музыкального искусства специалист должен «самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения с помощью информационных технологий, в том числе в областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОПК-2)» [6, с. 9].
Создание электронной информационно-образовательной среды не может быть осуществлено без введения новых форм учебного процесса. Важность и необходимость качественной подготовки студентов музыкальных образовательных учреждений ставит перед вузами проблему совершенствования методов преподавания с учетом современных технических средств. Подготовка электронных средств обучения, позволяющих в полной мере реализовать в учебном процессе новшества, вводимые ФГОС ВО, особенно актуализируется при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья. В современном вузе должны быть «созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя <...> электронные образовательные ресурсы (выделено мною. - Ю. Ф)» [7, ст. 16.3].
Электронными образовательными ресурсами принято называть учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства, в первую очередь, компьютер (см., например: [1]). В творческом вузе электронными образовательными ресурсами могут быть представленные в цифровой
В
форме нотные объекты, аудиозаписи, видеопакеты, электронные презентации, текстовые документы и иные дидактические материалы.
Цель настоящей статьи - детерминация современных электронных образовательных средств в процессе профессиональной подготовки студентов-музыкан-тов на примере учебно-образовательной деятельности Дальневосточного государственного института искусств.
Не секрет, что учебный процесс творческого вуза с его преобладающей формой индивидуальных занятий требует во многом специальных подходов. В Дальневосточном государственном институте искусств осуществляется целый комплекс работ в области электронно-методи-ческой работы. А первые шаги в электронном обеспечении учебного процесса начались с теоретических предметов, отличающихся от дисциплин исполнительского - практического - цикла. В самом общем плане возможности компьютера в оснащении музыкальных теоретических дисциплин Г. Тараева условно определяет следующими позициями:
1. обеспечение наглядности в представлении учебных материалов;
2. поддержка контроля знаний и навыков;
3. организация различных форм креативной деятельности [3, с. 8].
Подготовка квалифицированных специалистов во многом зависит не только от качества получаемых в вузе знаний, но и от используемых методов обучения. Как известно, основной дидактической единицей в теоретических курсах являются лекции. Организовать занятия на качественно новом уровне и повысить эффективность обучения в целом помогают мультимедийные проекты, позволяющие совмещать апробированные и инновационные методы обучения.
Главным педагогическим инструментом на лекциях становится электронная презентация, которая обеспечивает расширение сектора интерактивной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения. В лекциях с использованием электронных
презентаций основным информативным средством служит речь, а дополнительным, хотя и не менее важным — содержание и последовательность визуальных материалов, обеспечивающих обратную связь со слушателями. Для проведения занятий лекционного типа предлагаются комплекты демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, «обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие рабочим учебным программам дисциплин (модулей)» [6, с. 21].
Опыт разработки методического обеспечения в ДВГИИ показывает, что более высокую педагогическую эффективность имеют те лекции, учебный материал в которых изложен с учетом принципов традиционных приемов структурирования в сочетании с электронными средствами, ведь способ организации образовательного процесса значительно улучшается при взаимодействии слуховых и зрительных каналов перцепции. К числу важнейших художественно-выразительных средств электронной презентации следует отнести синкретичность мультимедийного произведения, синтетическое воздействие и по-лисенсорность восприятия.
В Дальневосточном государственном институте искусств в целях обеспечения оптимизации учебного процесса разработаны «Практические рекомендации по организации лекций с использованием электронных презентаций программы Microsoft PowerPoint». Данное пособие направлено на оказание помощи преподавателям по созданию электронных образовательных ресурсов (см.: [8]). В нем содержатся некоторые общие правила, которые целесообразно соблюдать в сугубо творческом процессе создания слайдов:
1) Титульный лист. Следует придерживаться единого шаблона для всех презентаций данного курса. Сначала дается название темы, затем желательно изложение плана лекции и списка рекомендуемой литературы.
2) Как новая синтетическая форма сообщения, мультимедийная презентация должна обладать спецификой композиционной организации и драматургическим
единством. Поэтому необходимо определить и срежиссировать смысловую логику интерактивного повествования «электронного произведения ».
3) Вопрос о количестве слайдов для одного занятия решает преподаватель. Демонстрация и чередование кадров является одним из способов привлечения внимания аудитории, не дает лекции становиться монотонной. Необходимо помнить, что слишком частая ротация кадров не позволяет осмысливать их содержание, особенно в контексте с речевым изложением, а использование небольшого количества слайдов (и их редкая смена) обедняет восприятие информации.
4) При создании презентации можно отметить определенные закономерности построения интерфейса экрана. Текстовый материал должен быть написан достаточно крупным шрифтом (не менее 24 размера). Лучше воспринимается текст, выровненный по центру. При выборе шрифта следует учитывать, что прописные буквы «тяжелее», чем строчные.
5) Составление цветовой шкалы презентации должно начинаться с выбора двух главных оттенков, которые используются для фона и обычного текста. Желательно, чтобы цвета на всех слайдах одной презентации были одинаковыми, это создает ощущение связанности и стильности. Более воспринимаемыми сочетаниями цветов шрифта и фона являются черный на белом, белый на пурпурном, синий на белом, белый на темно-синем, желтый на синем. Допускается выделение ключевых фраз и определений контрастным цветом.
6) Объем текста. На одном слайде не следует размещать много текстовой информации (не более 2 определений или не более 5 тезисных положений). Учебный материал должен быть понятным и доступным для восприятия.
7) При создании электронной презентации следует придерживаться взвешенного и продуманного подхода к анимационным эффектам. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко влияют на подсознание. Однако наличие допол-
нительных движущихся объектов рассеивает внимание студентов, отвлекает их от сути излагаемого материала, а также существенно увеличивает время на подготовку лекции.
8) Использование графики актуализирует информативное наполнение лекции. Наглядно демонстрируют материал различные диаграммы и графические списки, выполненные в режиме втаЛАг!;.
9) Повышению динамики внимания способствует привлечение иллюстраций (портреты композиторов, репродукции картин), фрагментов нотного текста и т. д.
10) На эффективность представленной в электронной презентации информации влияет включение кратких музыкальных иллюстраций, а также видеофрагментов (отрывков из спектаклей, оперных и балетных постановок, концертных программ, виртуальное посещение музея и пр.).
11) Включение в качестве фонового сопровождения звуков (тем, мелодий) способствует утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.
12) Для лучшего усвоения материала лучше обеспечить доступ студентов к электронным версиям использованных при организации лекции слайдов (например, в локальной сети ДВГАИ).
Таким образом, в пособии по созданию электронных презентаций предложены шаблоны титульного листа и слайдов презентаций для разных учебных дисциплин, сформулированы принципы оформления темы и плана лекции, заголовков, списка основной литературы. В пособии также даны рекомендации по максимально полному восприятию информации, касающиеся количества слайдов, цветовой схемы, объема текста, анимационных вставок. Особое внимание уделено использованию иллюстративного ряда, нотных примеров, схем музыкальных произведений и т. д. В рекомендациях подчеркивается влияние на эффективность представленной в электронной презентации аудио- и видеоинформации.
Пособие направлено на «открытую форму» реализации, не претендуя на исчерпывающую полноту. Опираясь на свой опыт и методическое мастерство, преподаватель всегда может внести необходимые коррективы в вышеизложенные предложения, дополнить их с учетом конкретной дисциплины, состава студенческой аудитории, формы проведения занятия и других факторов.
Помимо письменных рекомендаций в ДВГАИ были проведены встречи и практические занятия, на которых преподаватели выступили в роли учащихся. Им показывались и комментировались слайды, раздавались распечатанные версии использованных при организации лекции электронных материалов. Занятия продемонстрировали, что музыканту следует «концентрировать свое внимание не на компьютере, а на адекватной новым средствам методике» [4, с. 7].
Кроме того, подготовка электронных образовательных материалов по теоретическим дисциплинам была включена в план работы вуза и утверждена Ученым советом. Параллельно решался вопрос о технической оснащенности кабинетов. Результаты не заставили себя ждать. Сегодня учебные аудитории оборудованы современными компьютерами, проекторами и проекционными экранами. Среди электронных средств, используемых в системе образования института - фонд цифровых аудиозаписей и видеоматериалов, которые включены в вузовскую локальную сеть. Информационно-образовательная функция плодотворно реализуется с помощью технологий ЗБ-визуализации: созданием курса лекций в электронном виде с использованием презентаций, наполненных текстовой и нотографической информацией, аудиопакетов, блоков визуализации и др. В подготовке электронных презентаций к лекциям используется программа Microsoft PowerPoint. Данный продукт предоставляет большие возможности в подаче материала, импорте различных диаграмм, графических списков, нотных примеров, аудио- и видеоиллюстраций и т. д.
Практика подготовки «комплекта» электронных презентаций показала, что преподаватель, пусть с минимальной компьютерной компетенцией, но открытый творчеству и самостоятельному методическому эксперименту, способен создавать неповторимые творческие проекты. Адаптация «электронного жанра» в учебный процесс продемонстрировала креативный потенциал современных аудиовизуальных и мультимедийных средств обучения, позволяющих плодотворно представлять и удобно воспринимать нотную запись, звучание, изобразительные объекты.
Организация занятий идет по знакомой студентам схеме: они записывают необходимую для них информацию и пояснения преподавателя к слайдам. Следует помнить, что электронная презентация — это не просто альтернатива использования классной доски и мела. Учащимся предоставляются в электронном виде краткие конспекты изучаемого материала с использованием дополнительных приемов изложения материала (звук, анимация, графика). С помощью проектора на большой экран выносятся основные теоретические положения темы курса, подчеркивающие выразительность и наглядность излагаемого. Слайд содержит ключевые фразы, определения, наиболее важный материал лекции. Кроме того, отдельные кадры могут использоваться в качестве демонстративного материала. Во время показа преподаватель разъясняет какие-либо трудные для понимания студентами моменты, отображенные на слайде.
Создание новой коммуникационной среды учебного занятия, в котором задействованы речь, текстовая организация, визуальная сторона и аудиоряд, обеспечивает возможность создавать прочный дидактический фундамент для структурирования полученных знаний, а также предопределяет выбор средств и методов для развития креативных способностей. При изучении дисциплин студентами приобретаются навыки владения компьютерной техникой, специализированными программами. На лекционных и практичес-
ких занятиях компьютер может помочь преподавателю в области транслирования информации, но необходимость передачи знания аудитории приватным путем не отпадает. Привлечение электронных «помощников» позволяет интенсифицировать процессы овладения учебной, познавательной, рекреативной информацией, реализовывать в практической деятельности результаты индивидуального творчества студентов.
В современной информационной культуре обучение студентов-музыкантов невозможно без знания новых средств коммуникаций и современных технологий. Как отмечает Т. Клюкина, «владение информационной культурой позволяет личности демонстрировать высокий уровень образованности, ориентироваться в современном мире, формировать способности к разрешению проблем в профессиональной деятельности» [2, с. 7].
Социокультурный потенциал информационных технологий в подготовке спе-циалиста-музыканта особенно повышается в отдаленных от столичных городов творческих вузах. Для Дальневосточного государственного института искусств, расположенного в азиатско-тихоокеанском регионе, стимулом активной профессиональной деятельности становятся онлайн трансляции концертов, конкурсов, оперных постановок, мастер-классы с использованием дисклавира и пр.
Повышение потенциала информационных технологий в науке, культуре, искусстве дает мощный импульс, трансформирующийся в деятельностный потенциал для креативного творчества. В процессе обучения студенты осваивают возможности компьютерных программ, например, компоновки текста, нотного набора, графического дизайна, музыкального редактирования, без которых немыслима их профессиональная деятельность. Крепкое знание специализированного программного обеспечения, грамотное его использование при создании собственных творческих продуктов является индикатором профессиональной подготовки студентов творческих специальностей.
Новацией ФГОС ВО является также требование информационного обеспечения процесса формирования компетенций. Электронная информационно-образовательная среда вуза должна предоставлять возможность доступа к «изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах» [6, с. 18]. Безусловно, в этих условиях преподаватель должен предоставить студентам компетентные сведения по поиску необходимой музыкальной информации в сетевых ресурсах музыковедческой и нотной литературы, аудиозаписей, видеотеки и пр.
Значение информационных технологий для студента-музыканта заключается в Интернет-грамотности, умении организовать поиск необходимой информации, работать с ней, структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в понятном другим виде, но, главное, в умении облекать творческим, активным содержанием собственные продукты информационно-профессиональной деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. В этой связи важно, чтобы профессорско-преподавательский состав не только обладал полноценным научным багажом и пониманием преподаваемого предмета, но и овладевал современными методами эффективной передачи знаний студентам. Одним из способов повышения оптимизации обучения становится разработка и введение электронной поддержки учебного процесса, которая значительно поднимает планку компетентности преподавателей среди коллег и студентов.
В завершение еще раз подчеркнем, что совершенствование высшего музыкального образования невозможно без адаптации к потребностям новейших реалий. Конечно, проблема «поиска новых поворотов в педагогике, новых педагогических приемов — непростая, но этого
требует современная культура, устремляющаяся в инфокоммуникационное пространство» [4, с. 7]. Распространенность и растущая значимость информацион-
ных технологий в образовательном процессе подтверждают, что электронные ресурсы становятся формой актуализации современного образования.
Литература
1. Калина И. И., Осин А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. URL: http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692 (дата обращения: 20.03.2016).
2.Клюкина Т. В. Социокультурный потенциал информационных технологий в подготовке специалиста-гуманитария: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. - Саранск, 2010. 23 с.
3. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007. - 128 с.
4. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2: Технология презентации. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007. - 120 с.
б.ФГОС ВПО по специальностям в области «Культура и искусство» [Электронный ре-
сурс]. URL: http://fgosvo.ni/fgosvpo/9/6/3/ 60 (дата обращения: 20.03.2016).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.05.01 Искусство концертного исполнительства (уровень спе-циалитета). 23 с.
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/ 70291362/ (дата обращения: 20.03.2016).
8. Фиденко Ю. Л. Электронное обеспечение учебного процесса в музыкальном вузе: к вопросу об оптимизации качества подготовки специалистов в ДВГАИ // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества образования: материалы VI Всероссийской конференции экспертов в сфере профессионального образования. - М., 2011. - С. 517-520.
References
1. Kalina I. I., Osin A. V. Elektronnye obrazovatel'nye resursy novogo pokoleniia v voprosakh i otvetakh [Electronic educational resources of a new generation in questions and answers]. URL: http://www.ed.gov.ru/news/ konkurs/5692 (20.03.2016).
2.Kliukina T. V. Sotsiokul'turnyi potentsial informatsionnykh tekhnologii v podgotovke spetsialista-gumanitariia [Socio-cultural potential of information technology in the preparation of professional humanists]. Abstract of PhD thesis in Arts History]. Saransk, 2010, 23 p.
3.Taraeva G. R. Komp'iuter i innovatsii v muzykal'noi pedagogike. Kniga 1: Strategii i metodiki [Computer and innovation in musical pedagogy. Book 1: Strategies and Methods], Moscow: Izdatel'skii dom "Klassika-XXI", 2007, 128 p.
4.Taraeva G. R. Komp'iuter i innovatsii v muzykal'noi pedagogike. Kniga 2: Tekhnologiia prezentatsii [Computer and innovation in musical pedagogy. Book 2: Technology of presentation]. Moscow: Izdatel'skii dom "Klassika-XXI", 2007, 120 p.
5. FGOS VPO po spetsial'nostiam v oblasti "Kul'tura i iskusstvo" [The Federal State Educational Standard of Higher Professional Education on specialties in the field of "Culture and Art"]. URL: http://fgosvo.ni/fgosvpo/9/6/ 3/60 (20.03.2016).
6. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 53.05.01 Iskusstvo kontsertnogo ispolnitel'stva (uroven' spetsialiteta) [The Federal State Educational Standard of Higher Professional Education in the direction of preparation 53.05.01 Arts concert performing (specialties level)]. 23 p.
7. Federal'nyi zakon ot 29 dekabria 2012 g. N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossii-skoi Federatsii" (s izmeneniiami i dopolneniiami) [Federal Law of December 29, 2012 N 273 "On Education in Russia-Federation" (as amended)]. URL: http:// base.garant.ru/70291362/ (20.03.2016).
8. Fidenko Iu. L. Elektronnoe obespechenie uchebnogo protsessa v muzykal'nom vuze: k voprosu ob optimizatsii kachestva podgotovki spetsialistov v DVGAI [Electronic support of educational process at musical high school: the question of optimizing the quality of training in
FESAA] Vnedrenie evropeiskikh standartov i rekomendatsii dlia sistem garantit kachestva obrazovaniia: materialy VI Vserossiiskoi konferentsii ekspertov v sfere pro-fessional'nogo obrazovaniia [Implementation of the European
standards and guidelines for quality assurance systems of education: the VI All-Russian conference of experts in the field of professional education: collected papers]. Moscow, 2011, pp. 517-520.
Электронное обеспечение учебного процесса — новая страница музыкального образования
Статья посвящена вопросу внедрения новых обучающих технологий, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных средств, в область музыкального образования. Создание электронной информационно-образовательной среды не может быть осуществлено без введения новых форм учебного процесса. Важность и необходимость качественной подготовки студентов музыкальных образовательных учреждений ставит перед вузами проблему совершенствования методов преподавания с учетом современных технических средств. Автор уточняет специфику электронных образовательных ресурсов, в частности, мультимедийных проектов.
На примере учебно-образовательной деятельности Дальневосточного государственного института искусств рассматривается специфика применения интерактивных форм учебной работы в творческом вузе. Особое внимание в статье уделяется вопросам подготовки и использования в учебном процессе электронных презентаций. Ю. JI. Фиденко подчеркивает, что в целях обеспечения оптимизации образовательного процесса в ДВГИИ были разработаны «Рекомендации по организации лекций с использованием электронных презентаций программы Microsoft PowerPoint». Практика подготовки электронных презентаций показывает, что преподаватели создают неповторимые творческие проекты.
Автор делает вывод, что адаптация «электронного жанра» в учебный процесс демонстрирует креативный потенциал современных аудиовизуальных и мультимедийных средств обучения.
Ключевые слова: музыкальное образование, электронная презентация, электронные образовательные ресурсы
Electronic support of educational process — a new page of music education
The article focuses on the introduction of new learning technologies, including the use of modern information and communication resources in the sphere of musical education. Integration of new forms of the educational process is essential for the creation of an e-information-educational environment. The importance and necessity to train students of musical educational institutes to a high standard poses the problem of optimization of teaching methods with modern technical means. The author clarifies the specifics of electronic educational resources, including multimedia projects.
For example, interactive forms of educational work are analyzed in the work of the Far Eastern State Institute of Arts. Special attention is paid to the preparation and using of electronic presentations in the educational process. The author emphasizes that she prepared «Guidelines of the organization of lectures with electronic Microsoft PowerPoint presentations». Practice shows that teachers create unique creative projects of electronic presentations.
The author concludes that the integration of the «electronic genre» in the learning process demonstrates the creative potential of modern audiovisual and multimedia learning methods.
Keywords: musical education, electronic presentation, e-learning resources
Фиденко Юлия Леонидовна - музыковед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Дальневосточного государственного института искусств (г. Владивосток).
E-mail: [email protected]
Julia Fidenko - musicologist, PhD in Arts History, Assistant Professor at the Department of Music History, Far Eastern State Institute of Arts, Vladivostok. E-mail: [email protected]