Научная статья на тему 'Мультимедийные средства обучения в формировании профессиональной компетентности будущих учителей музыки'

Мультимедийные средства обучения в формировании профессиональной компетентности будущих учителей музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкально-компьютерные технологии / профессиональная компетентность учителя музыки / мультимедийное учебное средство / электронный образовательный ресурс / music and computer technology / professional competence of a music teacher / multimedia teaching tool / electronic educational resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Людмила Гавриловна

Вопросы использования компьютерных технологий в обучении музыке — в центре внимания современной музыкальной педагогики. Многие украинские и российские ученые видят перспективы развития музыкального образования, в первую очередь, во введении новых средств обучения, делающих учебный процесс высокохудожественным и высокотехнологичным. В консерваториях, академиях музыки, педагогических университетах многих стран мира активно внедряются музыкально-компьютерные технологии (МКТ). Компьютер используется в композиторской практике как новый музыкальный инструмент; идет создание новых электронных музыкально-образовательных ресурсов, про-грамм, учебных средств, что повышает качество обучения музыке; компьютер как исследовательский комплекс открывает перспективы для изучения свойств музыкального звука, анализа тембров и музыкальной композиции произведений. Автор статьи предлагает использовать музыкально-компьютерные технологии, в том числе мультимедийные, для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-музыкантов. Профессиональная компетентность рассматривается как важнейший феномен, отражающий целостное профессиональное и личностное развитие музыканта-педагога. В статье предложен опыт создания мультимедийных учебных средств и их использования при изучении музыкально-исторических дисциплин в высшей школе. Автор демонстрирует мультимедийные учебные пособия: учебник «Русская музыка: от древнейших времен до начала XX века», обеспечивающий изучение курса «История музыкального искусства» (раздел «Русская музыка»); электронное пособие «Украинская духовная музыка», предназначенное для углубленного изучения нескольких тем в курсе «Истории украинской музыки». Кроме того, для повышения эффективности изучения музыкально-исторических курсов создан отдельный web-сайт «Мультимедийные технологии в музыкальном образовании» (режим доступа: http://raultirausic.com.ua/ index.php), который используется как электронный образовательный ресурс. Сайт является элементом информационно-образовательной среды, компонентом учебного процесса, обеспечивающим образовательную деятельность студентов. Применение названных мультимедийных средств обучения включается в процесс формирования профессиональной компетентности будущих учителей музыки, способствует повышению их профессионализма и отвечает современным требованиям информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова Людмила Гавриловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multimedia learning tools in formation of professional competence of future teachers of music

The use of computer technology in teaching music stands in the focus of contemporary music education. Many Ukrainian and Russian scientists see prospects for the development of music education primarily in the introduction of new learning tools that make the learning process highly artistic and high-tech. Musicalcomputer technologies (MCT) are actively introduced in the conservatories, academies of music and pedagogical universities ail over the world. The computer is used in a composer’s practice as a new musical instrument; creation of new electronic music and educational resources, programs, and training tools improves the quality of the study of music. The computer as a research tool opens new prospects for the study of the properties of musical sound, analysis of tones and musical composition. The author of the article proposes the use of musical-computer technologies, including multimedia, for the formation of professional competence of future teachers-musicians. Professional competence is considered as the most important phenomenon that reflects the holistic professional and personal development of a music teacher. The article exposes the experience of creation of multimedia educational tools and their use in the study of music history courses in high school. The author demonstrates multimedia learning tools: the textbook «Russian Music, from Ancient Times to the Beginning of the Twentieth Century» providing the study course «History of Musical Art» (Chapter «Russian Music»); electronic textbook «Ukrainian Sacred Music» designed for advanced study of several topics in the course «History of Ukrainian Music». In addition, to increase the effectiveness of musical and historical courses a special web-site was created: Multimedia Technologies in Musical Education (the access mode: http:// multimusic.com.ua/index.php) which may be used as an electronic educational resource. The site is an element of the informationeducational environment and a component of the educational process providing educational activities for students. Application of these multimedia learning tools assists in the process of development of professional competence of future music teachers, increasing professionalism and meeting modern requirements of the information society.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные средства обучения в формировании профессиональной компетентности будущих учителей музыки»

УДК 378.147:004.032.6:37.011.3-051:78

Л. Г. Гаврилова

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

азвитие музыкального образования последних десятилетии неразрывно связано с таким феноменом как му-зыкально-компьютерные технологии, что является отражением общих процессов формирования современного постиндустриального общества и тенденций информатизации образования, как профессионального музыкального, так и музыкально-педагогического.

Вопросы использования компьютерных технологий в обучении музыке активно изучаются украинскими и российскими учеными (Н. Белявина, М. Дядчен-ко, И. Заболотская, И. Горбунова, А. Камерис, И. Красильников, С. Полозов, Г. Тараева, А. Харуто, Е. Чайковская и др.), которые видят перспективы развития музыкальной педагогики, в первую очередь, во введении новых средств обучения, делающих учебный процесс высокохудожественным и высокотехнологичным. Уже доказано повышение эффективности музыкально-педагогическо-го процесса благодаря использованию компьютерных, в том числе мультимедийных обучающих технологий.

Специалистами разрабатываются новые программные средства, гибко соединяющие педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и возможности новых компьютерных технологий. Как утверждает И. Горбунова, один из ведущих современных специалистов в области музыкально-компью-терных технологий, компьютеризация музыкального образования может стать дополнительной мотивацией в обучении музыке современного ученика (студен-

© Л. Г. Гаврилова, 2014

та) [2]. И. Красильников и другие ученые говорят о возникновении новой образовательной реалии — педагогики цифровых искусств, которая образовалась в результате интеграции педагогики искусства и цифровых технологий [4].

Музыкально-компьютерные технологии (MKT) активно внедряются в консерваториях, академиях музыки, педагогических университетах многих стран мира: Венский университет музыки и изобразительных искусств (University of Music and Performing Arts; http:// wn.com/unive r sity_of _mus ic_an d_pe r-forming_arts,_vienna); медиа-лаборато-рия Массачусетского института технологий (Media Lab, Massachussets Institute of Technology, USA; http://www.rn.edia.-mit.edu/about); центр музыкально-ком-пыотерных технологий Московской консерватории имени П. Чайковского, на базе которого создан центр электроакустической музыки и мультимедиа «Тер-мен-центр» (http://theremiii.ru/); учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии» (http:// muslab.spb.ru) Российского педагогического университета имени А. Герцена; кафедра компьютерной музыки, акустики и информатики Российской академии музыки имени Гнесиных (http:// www.gnesin-academy.ru), лаборатория инновационных разработок кафедры музыкальной звукорежиссуры и информационных технологий Ростовской консерватории имени С. Рахманинова и т. д.

Изучение музыкально-компьютерных технологий постепенно входит в практику украинского музыкального образования, как профессионального, так и обще-

Р

го: специализированная лаборатория му-зыкально-информационных технологий работает в Киевской академии музыки имени П. Чайковского, музыкальную информатику изучают будущие учителя музыки ведущих педагогических университетов Украины.

Следует отметить, что в украинской науке термин «музыкально-компыотер-ные технологии» трактуется несколько иначе, чем в российской. Так, И. Гай-денко, изучающий возможности использования компьютера в композиторской практике, дает такое определение: музы-кально-компьютерные технологии — это совокупность средств и приемов генерации, разработки, организации, фиксации, реализации и конвертации музыкального материала, которые осуществляются с использованием компьютера [1, с. 73]. Он понимает MKT как комплекс способов структурной организации, разработки и реализации музыки, имеющих в своем арсенале средства создания нового музыкального материала, а также средства его реализации в конечном продукте (нотном тексте, звукозаписи и т. д.), ограничивая музыкально-компь-ютерные технологии сферой композиторской практики.

Первые попытки применения компьютерных технологий в украинском музыкальном образовании были сделаны еще в 80-е годы XX века. Тогда к использованию вычислительной техники в обучении музыке обратились музыковеды Л. Дыс, И. Сокол и С. Шип. А в наши дни разные педагогические аспекты введения компьютерных, в том числе мультимедийных технологий в музыкальное образование изучают Е. Чайковская, Н. Белявина, Н. Новикова и др., создающие новые электронные музыкальные программы, мультимедийные учебные средства и исследующие возможности их использования на уроках музыки в общеобразовательной школе.

В целом развитие музыкально-компь-ютерных технологий на современном этапе идет в таких направлениях:

1. Использование компьютера как нового музыкального инструмента в компо-

зиторской практике (И. Горбунова, И. Гайденко и др.). в деятельности звукорежиссеров, аранжировщиков, что значительно расширяет музыкально-творческие горизонты.

2. Педагогические аспекты применения компьютера в музыкальном образовании, создание новых электронных музыкально-образовательных ресурсов, программ, учебных средств, что повышает качество обучения музыке (И. Горбунова, А. Марков, С. Полозов, И. Заболотская, Л. Робустова, Г. Тараева, Е. Чайковская и др.).

3. Использование компьютера как исследовательского комплекса для изучения свойств музыкального звука, анализа тембров и музыкальной композиции произведений, для спектрального анализа акустических характеристик певческого голоса, привлечение в музыковедение исследовательских методов акустики (Н. Бажанов, А. Ментюков, В. Морозов, С. Полозов, А. Харуто и др.).

4. Изучение с помощью цифровых технологий древних музыкальных рукописей (Б. Шиндин), использование компьютерной техники для статистического анализа музыкальных текстов и их элементов для выявления закономерностей организации музыкального целого (Н. Герасимова-Персидская:, Ю. Рагс и др.).

5. Разработка аппаратного и программного обеспечения в сфере музы-кально-компьютерных технологий (Ю. Петелин, Р. Петелин, И. Шабуно-ва, А. Красноскулов, С. Чельдиев и др.).

6. Психологические аспекты использования компьютерных технологий в музыкальном образовании (О. Гейн, В. Ма-зепус, В. Цеханский и др.).

Для нас особенно интересным является второе направление, поскольку применение музыкально-компьютерных, в том числе мультимедийных технологий открывает широкие перспективы для усовершенствования качества музыкального образования, формирования профессиональной компетентности будущих пе-дагогов-музыкантов.

Отметим, что компетентностный подход в целом является одним из актуаль-

ных направлений развития современного высшего образования. Целый ряд украинских и российских ученых-педагогов (Н. Бибик, И. Зимняя, О. Овчарук, А. Савченко А. Хуторской и др.) определяют специфику дефиниций «компетентность» и «компетенция», проводя между ними четкое разграничение:

— компетенция — это объективная категория, общественно признанный уровень знаний, умений, навыков, отношений в определенной сфере деятельности человека;

— компетентность — интегрированная характеристика качества личности, сформированная через знания, умения и навыки, отношение, поведенческие реакции и способность самостоятельно решать задачи в конкретной деятельностной сфере [5]; основывающаяся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обуслов-ленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека [3, с. 13].

Исходя из данных определений, профессиональную компетентность учителя можно трактовать как его теоретическую и практическую готовность к осуществлению педагогической деятельности, а профессиональную компетентность учителя музыки — как качество профессионализма, готовность к творческой музыкально-педагогической деятельности, которая определяется сформированным комплексом соответствующих знаний, умений, навыков, развитых музыкальных способностей и творческих качеств личности.

Структура профессиональной компетентности учителя музыки включает ключевые компетенции, которые помогают ему осуществлять педагогическую деятельность: интеллектуальную (высокий уровень знаний), социальную (умение находить общий язык и сотрудничать с другими людьми, проявлять инициативу), культурную (знание национального и общекультурного духовного наследия, сформированные ценностные ориентации), коммуникативную (свободное владение языком, соблюдение культуры речи, умение логично высказывать мысли и вести дискуссию), информационную

(умение работать с информацией, владение современными информационными и мультимедийными технологиями).

Помимо ключевых компетенций в структуре профессиональной компетентности учителя музыки следует выделить предметные музыкальные компетенции, которые связаны с формированием профессионального музыканта-педагога:

— историко-теоретическая (оценочно-аналитическая) компетенция, которая предполагает владение знаниями в сфере истории и теории музыки, умение анализировать музыку методами художествен-но-педагогического анализа и анализа-ин-терпретации, а также сформированные художественно-эстетические ориентиры;

— исполнительская компетенция, которую обеспечивают сформированные навыки музыкально-педагогической интерпретации музыкальных произведений в процессе вокального и инструментального исполнительства, владение техникой дирижирования и т. д.;

— творческая компетенция — творчество в разных видах музыкальной деятельности.

Таким образом, профессиональная компетентность — важнейший феномен, отражающий целостное профессиональное и личностное развитие музыканта-педагога. Обеспечение этого развития — одно из ключевых направлений подготовки будущего учителя музыки в вузе, успешная реализация которого во многом зависит от введения в музыкально-образовательный процесс компьютерных, в том числе мультимедийных технологий.

Автор данной статьи предлагает собственный опыт использования мультимедийных технологий в подготовке будущих учителей музыки, связанный с разработкой и созданием мультимедийных учебных средств (мультимедийного учебника и электронного пособия), а также шеЬ-сайта «Мультимедийные технологии в музыкальном образовании» как электронного образовательного ресурса.

Для повышения качества подготовки будущих учителей музыки, модернизации системы формирования их професси-

ональной компетентности в Донбасском государственном педагогическом университете (специальность 7.01010201 — «Начальное образование», специализация — «Музыка») при изучении музыкально-ис-торических дисциплин используются мультимедийные учебные средства. К ним относятся:

— мультимедийный учебник «Русская музыка: от древнейших времен до начала XX века» (его авторы — кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыки Донбасского педагогического университета Л. Гаврилова и доктор педагогических наук, профессор НПУ имени М. Драгоманова В. Сергиенко), обеспечивающий изучение курса «История музыкального искусства» (раздел «Русская музыка»);

— электронное учебное пособие «Украинская духовная музыка» (его авторы — доцент Л. Гаврилова, кандидат педагогических наук, профессор ДГПУ В. Сып-ченко и магистр богословия И. Удовен-ко), предназначенное для углубленного изучения нескольких тем в курсе «Истории украинской музыки».

Отметим, что введение мультимедийных учебных средств в изучение музы-кально-исторических курсов не случайно. Именно эти дисциплины являются многопрофильными курсами интегрированного плана, поскольку включают и систематизацию музыкальных форм в их историческом развитии, и инстру-ментоведение, и музыкальное исполнительство, и собственно музыкальную литературу (биографии композиторов, информацию об отдельных произведениях), и музыкальную палеографию. Кроме того, история музыки всегда предполагает обобщение знаний и навыков по многим музыкально-теоретическим дисциплинам (анализу музыкальных произведений, теории музыки, гармонии и пр.), использование междисциплинарных связей с предметами общеобразовательного цикла (историей, литературой, культурологией), разными видами искусства (живописью, театром, кино, хореографией и т. д.). Музыкально-исторические дисциплины рассматривают также вопросы

бытования музыки в контексте культуры, проблемы музыкальной эстетики, развития художественных направлений и творческих школ, разные аспекты воздействия композиторского творчества на духовную жизнь общества.

Таким образом, история музыки среди гуманитарных дисциплин является одним из самых разноплановых и многосоставных курсов, который включает значительный объем информации, в том числе визуальной и звуковой. Объединить различные составляющие в рамках одного курса, оставив его при этом открытым для инноваций, дают возможность средства мультимедиа. Именно поэтому мы пришли к необходимости создания мультимедийных учебников и пособий по музыкально-историческим предметам.

Мультимедийный учебник по истории музыкального искусства мы рассматриваем с учетом современных требований к электронным учебным средствам как современное мультимедийное средство обучения для высшей школы, содержащее систематизированную музыкально-историческую информацию в соответствии с учебной программой, разработанное с использованием всего арсенала средств мультимедиа и построенное на обпце-дидактических и специфических музыковедческих принципах. Мультимедийный учебник «Русская музыка: от древнейших времен до начала XX века» позволяет студентам самостоятельно либо с помощью педагога освоить учебный курс истории русской музыки, развить умения и навыки, способствующие формированию профессиональной компетентности будущих учителей музыки.

Учебник имеет модульную структуру, историко-культурологический и музыковедческий материал охватывает исторический период от раннего музыкального средневековья до «серебряного века» русской культуры. Электронная структура учебника включает лекции (текст с гиперссылками к глоссарию, именному указателю, биографиям, оперным либретто), слайд-шоу (с использованием средств мультимедиа), глоссарий

(262 статьи), именной указатель (336 персоналий), либретто опер, биографии композиторов, систему контроля знаний музыкальных произведений (музыкальная викторина в двух вариантах), тестирование. На отдельном диске представлены произведения русских композиторов для самостоятельного прослушивания (формат трЗ).

Программной средой для мультимедийного учебника является программа Neobook, а также несколько звуковых редакторов (Wave lab, Nero Wave Editor, Nero Vision). Учебник требует установки на компьютер, мощность которого соответствует таким требованиям: процессор lOOOMhz (рекомендовано 2000 Mhz); оперативная память 512 Mb (рекомендовано 1024 Mb); жесткий диск 3 Gb свободной памяти; операционная система Windows ХР, Vista (32/64) Windows 7 (32/64-bit) (рис. 1).

Несколько иная концепция положена в основу электронного пособия «Украинская духовная музыка». Прежде всего, это мультимедийное учебное средство для высшей школы, разработанное на основе технологий мультимедиа и гипермедиа, которое дополняет учебник по данной дисциплине (истории украинской музыки), углубляя темы, в которых изучается украинское духовно-церковное музыкальное наследие. Пособие размещено в сети Интернет (http:// ukrspiritmuz.net.ua/) (рис. 2).

Электронная структура пособия включает 10 разделов:

1. Очерки по истории украинской духовной музыки — историческая эволюция церковных песнопений украинской православной церкви.

2. Создатели духовной музыки (42 персоналии).

3. Жанры духовной музыки (32 статьи) — обзор основных жанров православной музыки и католического культа.

4. Календарь православных праздников — историческая информация о крупнейших праздниках православия и сценарии для проведения воспитательных мероприятий, им посвященных.

5. Глоссарий (123 музыкальных и религиозных термина).

6. Подборка духовной музыки (125 музыкальных произведений).

7. Видеофрагменты исполнения духовных произведений.

8. Ноты духовных произведений (45).

9. Три слайд-шоу, посвященных музыкальным традициям духовных центров Украины — Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, Свято-Успенской По-чаевской лавры и Свято-Успенской Святогорской лавры.

10. Тестовые задания и музыкальная викторина.

Пособие «Украинская духовная музыка» разработано на основе гипертекстовой разметки языка html, его страницы содержат скрипты, каскадные таблицы стилей (CSS), формы, изображения, звук, видео. Использованы также jQuery, на основе которого создан слайдер главной страницы, аудио- и видеоплееры, слайд-шоу (рис. 3.).

При создании названных мультимедийных учебных средств учитывались требования, предъявляемые к современным электронным средствам обучения:

— использование гипертекстовой технологии, создающей интерактивное учебное пространство;

— представление материала на основе технологии мультимедиа, которая значительно усиливает наглядность учебного издания и активизирует психологические механизмы восприятия информации;

— модульное структурирование учебного материала;

— введение системы тестового контроля знаний и умений учеников (студентов).

Отметим, что мультимедийные учебные средства не утрачивают традиционных функций учебника и пособил, а углубляют и дополняют их.

Кроме того, для повышения эффективности процесса изучения музыкально-ис-торических курсов создан отдельный web-сайт «Мультимедийные технологии в музыкальном образовании» (режим доступа: http://multimusic.com.ua/index.php), который используется как электронный образовательный ресурс. На сайте размеще-

Вернуться в оглавление . Предыдущая страница

Глсн-сарий

биографии гачлогиторе*

Имгмнои rnaiamr.it

СлуЦ<н*т

\1 у > ы к а. I ь н ы е Тестирование

викторины

ФТиенко

У Ш

щшёсствА

ИСТОРИЯ

от дравнейа'-ХX века

М у л ь т и м'от к н ьгие б н и к для студентовШдатог1песких вузов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ. МОЛОДЕЖИ Н СПОРТА УКРАИНЫ СЛАВЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра мущ™ и юреографщ I

Оглавление

МР.тумъ 1

, Iошассический утапразвития

русской чмыкмьми культуры

Модуль 2

Русская ,ю1ык<пьнвя классика Молуль 3

Русская ,нутка сере&ятого века жяндом-стишм оёпо&тпис

Рис. 1. Обложка мультимедийного учебника и страница меню

УКРАШСЬКА ДУХОВНА МУЗИКА W #

домблеъкмй дерхэекгчД педзгопчмяй

ПЕРЕДНЕ СЛОВО ТВОРЦ1 ЖАНРИ ГЛОСАР1Й 1СТОР1Я

лтср.5тур» духовно* иумка ayxsiief иуэ»«« словник чршнш иср<«иого е.

Рис. 2. Главная страница электронного пособия «Украинская духовная музыка* Раздел «Жанры церковной музыки»

Панихида

панахида — церковна вщправа по померло ну (у сх[дному християнському обрэдО* на е:Д" IV ад похоронноТ вщправи ноже влаштовуватнся через значний час п1сля смерти померлого, панахида вщпрввлясться свяицеником, або епископом, митрополитом, пэтр эрхом У переклад! з грецько! слово *■ панахида" оэначас "всенощний СП13" панахида долонагэе полегиити душ перехщ в 1нше життн.

к. степенно. "30 саятини упокой" 13 панахиди. Виконуе Камер ний хор * Gloria", дирнгент В. Сивох^п

"Положение во гроб ". Ikoiiа критськоi школч.

за структурою панахида - це заупок1йна утреня з лтею- ВОна &мщуе нол ит а и про прощания гргх!а пошйного I про упоюй у Царств1 Божому. До обое'язкових п|гнесп!н1в панах иди належать: "ЗО святими упокой", 'Со духи праведних", "Вина пам'ять4.

Рис. 3. «Панихида». Страница электронного пособия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ны названные мультимедийные учебные средства, а также учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов, изучающих музыкально-исто-рические курсы. К ним относятся дидактические демонстрационные материалы (презентации по курсу истории украинской музыки «Украинские народные инструменты», «Украинское барокко», «Выдающиеся украинцы XX века» и др., видео- и аудио-записи); задания для самостоятельной работы студентов (рабо-

та с учебниками, анализ произведений украинских композиторов по программе слушания музыки в школе и др.); музыка для самостоятельного прослушивания; материалы тестового самоконтроля (музыкальные викторины в нескольких вариантах для контроля знаний музыки на слух и тесты разных форм для контроля теоретических знаний).

Сайт используется как электронный образовательный ресурс (ЭОР), т. е. как элемент информационно-образователь-

государпветюе высшее учебное явеленне \5jCJ «Донбасский государственный педагогический университет»

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ Л. ГАВРИЛОВОЙ

Рис. 4, Главная страница сайта «Мультимедийные технологии в музыкальном образовании»

ной среды, компонент учебно-воспита-тельного процесса, имеющий учебно-ме-тодическое назначение и обеспечивающий образовательную деятельность студентов. Интерактивное взаимодействие со студентами осуществляется через электронную почту. Использование сайта не исключает аудиторные занятия (лекции, практические занятия, итоговый контроль знаний). В целом применение угеЪ-сайта в качестве электронного ученого ресурса имеет безусловные перспективы для введения элементов дистанционного обучения в подготовку будущих учителей музыки Донбасского педагогического университета (специальность 7.01010201 — «Начальное образование», специализация — «Музыка») (рис.4).

Подводя итоги, отметим, что использование современных мультимедийных средств обучения в профессиональную подготовку учителей музыки является важным фактором повышения эффективности учебного процесса, выросли показатели успеваемости, студенты проявляют больший интерес к музыкально-историческим дисциплинам, возросла посещаемость занятий при том, что расширились возможности для самостоятельной работы. Все это — несомненные свидетельства эффективности использования мультимедийных учебных средств в процессе формирования профессиональной компетентности будущих учителей музыки.

Литература

1. Гайденко И. А. Роль музыкальных компьютерных технологий в современной композиторской практике. Дне... канд. искусствоведения: 17.00.03 — музыкальное искусство. Харьковский государственный университет искусств им. И. П. Котляревского. — Харьков, 2005. - 187 с.

2. Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компь-ютерных технологий как новая образовательная творческая среда. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена — 2004 — № 9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// cyberlenlnka. ru/article/n/f enomen-muzykalno-kompyuternyh-tehnologiy-kak-novaya-obrazovatelnaya-tvorcheskaya-sreda.

3. Зимняя И, Ключевые компетентности как ре-зультативно-целевая основа компетентностно-го подхода в образовании. // Труды методологического семинара «Россия в Боло иском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.

4. Красильников И. Педагогика цифровых искусств — новое направление развития теории

и практики художественного образования // Проблемы современного образования. -2011. - № 6. - С. 111-123. [Электронный ре-сурс]. - Режим доступа: www.pmedu.ru.

5. Компетентнп.сний пщхад у сучаснш освт: свиовий досв!д та украТнсьш перспевтиви: Б1блштека з освггньо! полггики / Шд заг. ред. О. В. Овчарук. - К.: «К.1.С.», 2004. - 112 с.

References

1.Gajdenko I. A. Rol' muzykal'nyh komp'juternyh tehnologij v sovremennoj kompozitorskoj praktike [The role of musical computer technologies in modern composer's practice] Dis... kand. iskusstvovedenija: 17.00.03 — muzykal'noe iskusstvo [Diss... PhD in Art History: 17.00.03 - musical art]. Kharkov state University of arts named after Kotlyarevsky,

Kharkov, 2005, 187p.

2. G-orbunova I. B. Fenomen muzykal'no-komp'juternyh tehnologij kak novaja obrazovatel'naja tvorcheskaja sreda [The phenomenon of musical computer technologies as a new educational creative environment] Izvestija RGPU im. A. I. Gercena [News of RSPU named after Herzen]. 2004, no 9. Access mode: http: // cyberleninka. ru/article/n/ fenomen-muzykalno-kompyuternyh-tehnologiy-kak-novaya-obrazovatelnaya-tvorcheskaya-sreda

3. Zimnjaja I. Kljuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Key competence as effectively-targeted competency-based approach

to education] Trudy metodologicheskogo seminara «Rossija v Bolonskom processe: problemy, zadachi, perspektivy» [Proceedings of the methodological seminar «Russia in the Bologna process: achievements, problems and prospects»]. Moscow: Research Center for problems the quality of training, 2004, 42 p.

4. Krasil'nikov I. Pedagogika cifrovyh iskusstv — novoe napravlenie razvitija teorii i praktiki hudozhestvennogo obrazovanija [Pedagogy of Digital Arts — a new direction for the theory and practice of art education] Problemy sovremennogo obrazovanija [Problems of modern education]. 2011, no 6, pp. 111-123. Access mode: www.pmedu.ru.

5. Kompetentnisniy pidhid u suchasniy osviti: svitoviy dosvid ta ukrayinski perspektivi [Competence approach in modern education: international experience and prospects of Ukrainian] Biblioteka z osvitnoyi politiki [Library of Educational Policy], Kyiv: K.I.C., 2004, 112 p.

Мультимедийные средства обучения в формировании профессиональной компетентности будущих учителей музыки

Вопросы использования компьютерных технологий в обучении музыке — в центре внимания современной музыкальной педагогики. Многие украинские и российские ученые видят перспективы развития музыкального образования, в первую очередь, во введении новых средств обучения, делающих учебный процесс высокохудожественным и высокотехнологичным. В консерваториях, академиях музыки, педагогических университетах многих стран мира активно внедряются музыкально-компьютерные технологии (MKT). Компьютер используется в композиторской практике как новый музыкальный инструмент; идет создание новых электронных музыкально-образовательных ресурсов, про-

Multimedia learning tools in formation of professional competence of future teachers of music

The use of computer technology in teaching music stands in the focus of contemporary music education. Many Ukrainian and Russian scientists see prospects for the development of music education primarily in the introduction of new learning tools that make the learning process highly artistic and high-tech. Musical-computer technologies (MCT) are actively introduced in the conservatories, academies of music and pedagogical universities all over the world. The computer is used in a composer's practice as a new musical instrument; creation of new electronic music and educational resources, programs, and training tools improves the quality of the study of music. The computer as a research tool opens new prospects

грамм, учебных средств, что повышает качество обучения музыке; компьютер как исследовательский комплекс открывает перспективы для изучения свойств музыкального звука, анализа тембров и музыкальной композиции произведений.

Автор статьи предлагает использовать музыкально-компьютерные технологии, в том числе мультимедийные, для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-музыкантов.

Профессиональная компетентность рассматривается как важнейший феномен, отражающий целостное профессиональное и личностное развитие музыканта-педагога.

В статье предложен опыт создания мультимедийных учебных средств и их использования при изучении музыкально-исторических дисциплин в высшей школе. Автор демонстрирует мультимедийные учебные пособия: учебник «Русская музыка: от древнейших времен до начала XX века», обеспечивающий изучение курса «История музыкального искусства» (раздел «Русская музыка»); электронное пособие «Украинская духовная музыка», предназначенное для углубленного изучения нескольких тем в курсе «Истории украинской музыки».

Кроме того, для повышения эффективности изучения музыкально-исторических курсов создан отдельный web-сайт «Мультимедийные технологии в музыкальном образовании» (режим доступа: http://multimusic.com.ua/ index, php), который используется как электронный образовательный ресурс. Сайт является элементом информационно-образовательной среды, компонентом учебного процесса, обеспечивающим образовательную деятельность студентов.

Применение названных мультимедийных средств обучения включается в процесс формирования профессиональной компетентности будущих учителей музыки, способствует повышению их профессионализма и отвечает современным требованиям информационного общества.

Ключевые слова: музыкально-компьютер-ные технологии, профессиональная компетентность учителя музыки, мультимедийное учебное средство, электронный образовательный ресурс.

for the study of the properties of musical sound, analysis of tones and musical composition.

The author of the article proposes the use of musical-computer technologies, including multimedia, for the formation of professional competence of future teachers-musicians. Professional competence is considered as the most important phenomenon that reflects the holistic professional and personal development of a music teacher.

The article exposes the experience of creation of multimedia educational tools and their use in the study of music history courses in high school. The author demonstrates multimedia learning tools: the textbook «Russian Music, from Ancient Times to the Beginning of the Twentieth Century» providing the study course «History of Musical Art» (Chapter «Russian Music»); electronic textbook «Ukrainian Sacred Music» designed for advanced study of several topics in the course «History of Ukrainian Music».

In addition, to increase the effectiveness of musical and historical courses a special web-site was created: Multimedia Technologies in Musical Education (the access mode: http:// multimusic.com.ua/index.php) which may be used as an electronic educational resource. The site is an element of the information-educational environment and a component of the educational process providing educational activities for students.

Application of these multimedia learning tools assists in the process Df development Df professional competence of future music teachers, increasing professionalism and meeting modern requirements of the information society.

Keywords: music and computer technology, professional competence of a music teacher, multimedia teaching tool, electronic educational resources.

Гаврнлова Людмила Гавриловна — докторант кафедры компьютерной инженерии, кандидат искусствоведения, доцент, Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова (г. Киев, Украина).

Е-таП:1иБ)атиг@та11.ги

Lyudmila Gavrilova, Doctoral student in Computer Engineering, PhD in Arts History, Associate Professor at the Dragomanov National Pedagogical University (Kiev, Ukraine) Email: lusjamuz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.