УДК 378.978 Горбунова Ирина Борисовна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, главный научный сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»
Панкова Анастасия Анатольевна
аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
МОДЕЛЬ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПЛЕКСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Gorbunova Irina Borisovna
D.Phil. in Education Science, Professor, Informatization of Education Department, Chief Research Associate, Academic Laboratory "Music and Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia
Pankova Anastasia Anatolyevna
PhD student,
Herzen State Pedagogical University of Russia
THE MODEL OF TEACHING TECHNIQUES OF A SET OF EDUCATIONAL SUBJECTS FOCUSED ON INFORMATION TECHNOLOGY TRAINING OF MUSIC TEACHERS AT THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Аннотация:
В статье анализируются процессы информатизации, преобразующие среду профессиональной деятельности педагога-музыканта; подчеркивается необходимость изменений в содержании музыкального образования в связи с использованием цифровых образовательных ресурсов и музыкально-компьютерных технологий. В качестве эффективного средства рассматриваются творческие проекты, имеющие уровнево-модульную структуру и основанные на использовании музыкально-компьютерных технологий, а также комплекс учебных дисциплин, позволяющий создать непрерывный процесс обучения информатике будущих учителей музыки.
Ключевые слова:
информационные технологии в образовании, творческий проект, информационная компетентность, музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии (МКТ), компьютерное музыкальное творчество, компьютерная музыка, информатика.
Summary:
The article analyzes the processes of informatization transforming the professional environment of music teachers. It emphasizes the need for changes in the content of music education associated with the application of digital educational resources and computer music technologies. As an effective means the authors consider creative projects with tier-modular structure and based on the use of computer music technologies, as well as a set of subjects helping to establish a continuous process of IT training of future music teachers.
Keywords:
information technologies in education, creative project, IT competence, music education, computer music technologies, computer music, computer science.
Информатизация музыкально-педагогического образования обусловила поиск новых форм, методов и средств обучения информатике, а также обновление методического содержания образовательного процесса. В настоящее время формирование информационной компетентности (ИК) как неотъемлемой и значимой составляющей профессиональной компетентности (ПК) является необходимым условием для подготовки квалифицированного учителя музыки. Стремительное развитие информационных технологий (ИТ) и дистанционных форм обучения формирует новую высокотехнологичную информационную образовательную среду (ВТИОС), которая для учителя музыки также является средой его профессиональной деятельности. В современной общеобразовательной школе будущему педагогу-музыканту необходимо не только самому обладать высоким уровнем ИК, достаточным для уверенного применения средств музыкальных компьютерных технологий (МКТ) [1; 2; 3; 4; 5], но и быть способным эффективно формировать его у своих учеников. Особая междисциплинарная сфера деятельности - МКТ, затрагивающая вопросы музыки, педагогики и информатики, а также появление и интенсивное внедрение широкого спектра компьютерного программно-аппаратного обеспечения деятельности педагога-музыканта, требует от учителя музыки знаний в области как основной специальности, так и информатики.
Изменяются требования к уровню подготовки студентов музыкально-педагогических специальностей со стороны информационного общества. Эти изменения находят свое отражение в разработанных федеральных целевых программах («Развитие единой образовательной информационной среды», «Электронная Россия», «Стратегия инновационного развития Российской Федерации
на период до 2020 г.» и др.), в федеральных государственных образовательных стандартах, в «Квалификационных характеристиках должностей работников образования». С целью формирования адекватной новым требованиям информационной подготовки студентов-музыкантов в образовательный процесс внедряются новые информационные дисциплины и специальности [6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13], создаются учебные программы, пособия [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20].
Недостаточный уровень готовности выпускников педагогического вуза к использованию ИТ приводит к возникновению существенного противоречия между высокой степенью востребованности учителей музыки, свободно владеющих ИТ, МКТ, а также методикой их применения, и острым дефицитом преподавателей, обладающих такими знаниями и умеющих использовать их на уроке [21; 22; 23; 24; 25].
Причины вышеуказанного противоречия имеют системный характер и обусловлены рядом обстоятельств, не позволяющих сформировать адекватный уровень ИК в условиях современного музыкально-педагогического образовательного процесса:
- отсутствием у студентов требуемого базового уровня знаний по информатике;
- нарушением непрерывности процесса преподавания информационных дисциплин;
- отсутствием адаптированных профессионально-ориентированных образовательных программ информационной подготовки будущих учителей музыки;
- нарушением комплексности в организации и построении курса информационных дисциплин;
- недостаточной разработанностью методик преподавания информационных дисциплин и применения ИТ в обучении учителя музыки [26; 27; 28; 29].
Нами определены основные образовательные подходы и принципы формирования ИК будущих педагогов-музыкантов, на базе которых разработана основанная на МКТ профессионально-ориентированная методика обучения информатике (впервые в рамках комплекса дисциплин) будущих учителей музыки в высшей школе в соответствии с требованиями действующего ФГОС, сочетающая традиционные формы обучения и использование современных ИТ, направленная на формирование адекватного уровня ИК и совершенствование творческой профессиональной деятельности. Построение данной методики проводилось нами согласно модели (рис. 1) с учетом использования эффективных высокотехнологичных образовательных средств, в том числе дистанционного обучения (ДО) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Применение элементов До позволяет реализовать потребность будущего учителя музыки в приобретении и применении знаний, обеспечить возможность его обучения в любом месте, по индивидуальному графику, а также получить доступ к специализированным профессиональным информационным и программным ресурсам, что особенно актуально при подготовке будущих педагогов-музыкантов. ЭОР, являясь одной из ценных составляющих ВТИОС, позволяют повысить эффективность планирования и разработки системы заданий для индивидуальной работы студента с учетом уровня его подготовки, обеспечить возможность работы в индивидуальном темпе, а также провести самоконтроль выполнения заданий. Особенно отмечен высокий образовательный потенциал использования электронных библиотек, медиатек и фонотек.
Понимая под обучением информатике в системе современного музыкально-педагогического образования совокупность процессов обучения базовой общеобразовательной информатике и прикладным информационным и компьютерным технологиям [30], мы разработали методику обучения информатике будущих учителей музыки, основанную на внедрении комплекса дисциплин, позволяющего создать непрерывный и взаимообусловленный процесс обучения студентов ИТ. Среди ряда дисциплин, обеспечивающих информационную подготовку будущего учителя музыки в педагогическом вузе, отметим «Информационные технологии» и «Компьютерные технологии в музыкальном образовании».
«Информационные технологии» являются обязательной дисциплиной математического и естественно-научного цикла ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование». Внедрение и широкое использование возможностей МКТ при изучении данной дисциплины позволяет студентам музыкально-педагогических специальностей лучше понять и изучить информатику, освоить больше методических средств для формирования индивидуальной образовательной траектории и реализации педагогических технологий с использованием МКТ в будущей профессиональной деятельности учителя музыки. В ходе изучения данной дисциплины студенты знакомятся с аппаратным и программным обеспечением на примере музыкального компьютера, осваивают основные функциональные возможности и пользовательский интерфейс прикладных программ для компьютерного музыкального творчества. Даются базовые навыки работы с сервисами и ресурсами сети Интернет, и рассматриваются основные принципы использования средств коммуникации. На примере музыкальных проектов рассматриваются системы ДО, облачные технологии и перспективные возможности совместной удаленной работы.
Рисунок 1 - Модель методики обучения информатике студентов музыкально-
педагогических специальностей
Дисциплина «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» направлена на формирование системы теоретических и практических знаний о современных формах и высокотехнологичных методах музыкально-педагогического образования. В рамках данной дисциплины изучаются и осваиваются на практике широкие возможности использования ИТ в целом и МКТ в частности как инструмента будущей педагогической деятельности, рассматриваются особенности применения программных и технических средств как составляющих информационно-образовательной среды для целей музыкального обучения. Отбор содержания материала для дисци-
плины «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» проводился на основе сформулированных ранее принципов использования ИТ и МКТ в системе современного музыкального образования и музыкознания [31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38]. В процессе обучения студентами разрабатываются мультимедийные учебные пособия для проведения уроков музыки на заданную тему, создаются электронные тестовые задания, разрабатываются проекты уроков с применением музыкального ПО, а также дистанционных форм обучения. В своих работах студенты используют широкий спектр программных средств обработки мультимедиа информации, а также профессионального музыкально-педагогического ПО:
- программы создания мультимедийных учебников (AutoPlay Media Studio, SunRav BookOffice: SunRav BookReader, SunRav BookEditor);
- программы для разработки интерактивных компьютерных тестов (ADTester, SunRav TestOfficePro: tAdmin, tMaker, tTester);
- программы для развития музыкального слуха, закрепления знаний по элементарной теории (EarMaster Pro, EarMaster School, Ear Power, Sight-Singing Trainer и др.);
- программы для обучения чтению с листа (Gentle Piano, Fruit Lines, Note Duration Note Alphabet, Guess Key и др.);
- профессионально-ориентированные электронные энциклопедии и словари («Энциклопедия классической музыки», «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия»);
- тренажерные средства для обучения и развития музыкальных навыков в мобильных приложениях («Музыкальные игры», «Музыкальные истории», Musical Flash Cards, Note Trainer, Perfect Ear, Perfect Piano и др.);
- программные средства для проведения дистанционного обучения (Symantec pcAnywhere, Logmein, Ammyy Admin, Classroom Spy Professional и др.).
Разработанный комплекс позволил эффективно использовать возможности современных ИТ и МКТ в целях формирования ИК будущих учителей музыки [39; 40; 41; 42]. Использование при разработке комплексного подхода и реализация непрерывной информационной подготовки позволили избежать раздробленности и разобщенности в обучении студентов, сформировать единый образовательный вектор, направленный на успешную подготовку учителей музыки, способных профессионально использовать возможности современных ИТ и МКТ в будущей педагогической деятельности.
Ссылки:
1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138.
2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии - новая образовательная творческая среда // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 1. С. 47-51.
3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования // Педагогика и психология, культура и искусство : сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования». 2013. Вып. VII. С. 7-12.
4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке педагога-музыканта // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 3 (16). С. 5-10.
5. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория [Электронный ресурс] // Медиамузыка. 2012. № 1. С. 5. URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/1_5.html (дата обращения: 09.09.2015).
6. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта // Современное музыкальное образование - 2014 : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб., 2014. С. 32-38.
7. Горбунова И.Б. Музыкальный звук : монография. СПб., 2006. 165 с.
8. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер : монография. СПб., 2007. 399 с.
9. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов // Искусство и образование. 2010. № 5 (67). С. 104-111.
10. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 168. С. 84-93.
11. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества : монография. СПб., 2012. 160 с.
12. Горбунова И.Б. Архитектоника звука : монография. СПб., 2014. 125 с.
13. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или Программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 213-218.
14. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 1: Архитектоника музыкального звука : учеб. пособие. СПб., 2009. 175 с.
15. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 2: Музыкальные синтезаторы : учеб. пособие. СПб., 2010. 205 с.
16. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 3: Музыкальный компьютер : учеб. пособие. СПб., 2011. 412 с.
17. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование : учеб. пособие. СПб., 2012. 195 с.
18. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Информационные технологии в музыке. Т. 4: Музыка, математика, информатика : учеб. пособие. СПб., 2013. 180 с.
19. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка. Т. 1: Компьютерное музыкальное творчество : учеб. пособие. СПб., 2013. 190 с.
20. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерное музыкальное творчество: теория и практика. Саарбрюккен, 2014. 205 с.
21. Горбунова И.Б. Информационные технологии в художественном образовании // Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии / под ред. С.В. Клягина, О.В. Шипуновой. СПб., 2013. С. 192-202.
22. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Родионов П.Д. Музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности современного музыканта // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1 (167). С. 39-48.
23. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в Школе цифрового века // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 4 (39). С. 99-104.
24. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания // Научное мнение. 2014. № 12 (1). С. 113-120.
25. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 431-435.
26. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерное музыкальное творчество как средство формирования информационной компетентности современного музыканта-педагога // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 9 (80). С. 256-261.
27. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирёв С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 4 (75). С. 16-24.
28. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Музыкально-компьютерные технологии как фактор становления профессиональной компетентности современного музыканта-педагога // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 12 (83). С. 390-395.
29. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза) // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 3 (86). С. 214-221.
30. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты) : монография. СПб., 2012. 220 с.
31. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта [Электронный ресурс] // Медиамузыка. 2014. № 3. С. 4. URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_4.html (дата обращения: 09.09.2015).
32. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2012. Т. 2, № 4. С. 164-172.
33. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Опыт математического представления музыкально-логических закономерностей в книге Я. Ксенакиса «Формализованная музыка» // Общество. Среда. Развитие. 2012. № 4 (25). С. 135-139.
34. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов // Проблемы музыкальной науки. 2013. № 1 (12). С. 272-276.
35. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель ее семантического пространства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 4 (208). С. 152-161.
36. Горбунова И.Б. Формирование комплексной модели семантического пространства музыки и музыкально-компьютерные технологии // Общество. Среда. Развитие. 2014. № 4 (33). С. 96-100.
37. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 162-168.
38. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования // Научное мнение. 2014. № 8. С. 238-249.
39. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе : учеб. пособие. СПб., 2003. 68 с.
40. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта) : учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. Победитель конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого НФПК и Министерством образования Российской Федерации. СПб., 2006. 212 с.
41. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа // Субкультуры и коммуникативные проблемы современного общества : сб. тр. междунар. науч.-теорет. конф. 2014. С. 81-83.
42. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта // Современное музыкальное образование - 2014 : материалы междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2014. С. 32-38.