УДК 378.02:372.8
КОМПЬЮТЕРНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА
л о
© И.Б. Горбунова1, А.А. Панкова2
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48.
Процессы информатизации преобразуют среду профессиональной деятельности современного музыканта, вызывают формирование новых образовательных потребностей студентов различных музыкальных специальностей, обусловливают необходимость существенных изменений в деятельности педагога-музыканта, связанных с созданием и использованием цифровых образовательных ресурсов, широким внедрением приемов и методов сетевого взаимодействия. Музыкально-компьютерные технологии позволяют эффективно применять педагогический опыт традиционного обучения музыке и новые возможности современного музыкального компьютера. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: информационные технологии в образовании; информационная компетентность; музыкально-компьютерные технологии; компьютерное музыкальное творчество; компьютерная музыка; информатика.
COMPUTER-BASED MUSIC CREATIVE ACTIVITIES AS A MEANS TO FORM INFORMATION COMPETENCE OF MODERN TEACHER-MUSICIAN I.B. Gorbunova, A.A. Pankova
Herzen State Pedagogical University of Russia,
48 Naberezhnaya Reki Moiki St., Sankt-Petersburg, 191186, Russia.
Information processes transform the professional environment of a modern musician, originate the formation of new educational demands with the students of various musical specialities, necessitate considerable changes in teacher-musician activities associated with the creation and use of digital educational resources, as well as mainstreaming network cooperation techniques and methods. Music and computer technologies allow an efficient application of the pedagogical experience in traditional teaching music together with the new possibilities of modern musical computers. 4 sources.
Key words: information technologies in education; information competence; music and computer technologies; computer-based music creative activities; computer music; Computer science.
Эра информационных технологий оказывает огромное влияние на жизнь искусства: 99% всей новой музыкальной продукции в мире сегодня создается и записывается при помощи музыкально-компьютерных технологий (МКТ), электронных музыкальных инструментов и музыкальных компьютеров. Электронная и компьютерная музыка становится одной из важнейших составляющих современной музыкальной культуры. Электроакустический звуковой материал объективно является основой обновления музыкального искусства и музыкальной культуры в целом: появляются новые выразительные возможности; возникают новые жанры, стили, открываются новые художественные формы выражения и отображения музыкального пространства и многое другое. «Музыка и искусство меняются, можно сказать, каждые пятьдесят лет. Человек постоянно испытывает новые возможности. <...> Я убежден, что мы приближаемся к точке бифуркации, которая связана с прогрессом в развитии информационных технологий и всем тем, что к ним относится, как то средства массовой информации, робототехника и
искусственный интеллект. Это - «общество с сетевой структурой» («networked society»), - пишет И. Приго-жин в статье «Кость еще не брошена. Послание будущим поколениям».
В настоящее время информатика объединяет разнообразные сферы человеческой деятельности. Многие ученые рассматривают информатику как новую фундаментальную науку, основанную на «признании фундаментальности понятия информации, которая собственно и является важнейшим объектом изучения информатики как фундаментальной науки, а также на гипотезе, согласно которой информационные закономерности должны иметь общую основу для своего проявления, как в живой, так и в неживой природе, в том числе и в искусственно созданных человеком технических системах» (К.К. Колин в статье «Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы»).
Сегодня использование российскими музыкантами знаний по информатике и умение применять их в творческой деятельности, как правило, фрагментар-
1 Горбунова Ирина Борисовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры информатизации образования, главный научный сотрудник УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии», тел.: 89219568525, e-mail: [email protected] Gorbunova Irina, Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Informatization of Education, Chief Researcher of "Musi c and Computer Technologies" Laboratory, tel.: 89219568525, e-mail: [email protected]
2Панкова Анастасия Анатольевна, аспирант, тел.: 89102420354, e-mail: [email protected] Pankova Anastasiya, Postgraduate, tel.: 89102420354, e-mail: [email protected]
ное, музыканты слабо владеют необходимым уровнем знаний по информатике, чтобы в полном объеме освоить современный музыкальный специализированный компьютер и другие информационные средства и инструменты. Как следствие, они часто вынуждены работать вне мировой профессиональной информационной среды и современного информационного общества в целом. Такая изолированность существенно сокращает перечень средств и методов профессиональной деятельности и реализации собственных творческих проектов, а также снижает коммуникативные возможности музыканта-педагога. Для решения данной проблемы в частности, а также с целью интеграции России в современное информационное общество, необходимы существенные изменения в сфере информатизации музыкального образования.
Некоторые исследователи в своих работах указывают на необходимость более эффективной подготовки современного музыканта как специалиста нового уровня образованности, учитывая процесс информатизации музыкального образования (Л.Г. Арчажникова, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Ю.Н. Рагс, В.Г. Ражников, М.Ю. Чёрная и другие). На особенности преподавания информатики для гуманитариев указывали исследователи Л.И. Алешин, А. Бешенков, В.П. Демкин и другие. В отечественной системе музыкального образования проблеме необходимости обучения информатике посвящены научные и научно-методические публикации (Г.Г. Белов, И.А. Большакова, Т.И. Боронина, A.B. Горельченко, М.С. Заливад-ный, А. Камерис, М.И. Карпец, Э.В. Кибиткина, И.М. Красильников, Е.А. Ложакова, Е.В. Орлова, Ж.Ю. Сит-никова, А.В. Харуто и другие). За рубежом вопросы обучения информатике и информационным технологиям музыкантов рассматриваются уже более 50 лет (Дж. Дрекслер, П.-Э. Йанолз, В. Реллин, Н. Хайнес и другие). Многие композиторы второй половины ХХ-начала ХХ1 века активно применяют МКТ и электромузыкальный инструментарий в своем творчестве (Э. Артемьев, П. Булез, Э. Денисов, С. Крейча, Я. Ксена-кис, Д. Лигети, А. Шнитке, К. Штокхаузен и многие другие).
Сегодня у музыкантов имеется богатый спектр необходимых программных и аппаратных средств, позволяющих повысить эффективность профессиональной творческой деятельности за счет применения современных информационных технологий в своей работе. Дружественный, профессионально ориентированный пользовательский интерфейс дает возможность полностью сосредоточиться на чисто творческом процессе, совершенно не отвлекаясь на технологические вопросы. Например, композитор имеет возможность непосредственно влиять на процесс создания алгоритмической композиции (менять отдельные данные, алгоритмы, «вторгаться» в различные элементы композиционной структуры), использовать музыкальный компьютер как инструмент, обладающий широкой палитрой художественно-эстетических возможностей для создания образа и выражения музыкально-творческих идей. Современные МКТ снимают принципиальные тембровые ограничения: всё опре-
деляется творческой фантазией, а также умением пользоваться специальным профессиональным музыкальным программным обеспечением. Новые коммуникационные технологии позволяют преодолеть географические, языковые и иные барьеры, обеспечивая тем самым расширение профессиональной информационной среды. Также МКТ позволяют гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и безграничные возможности музыкального компьютера [1].
Нами проанализированы методические проблемы обучения информатике и информационным технологиям студентов музыкально-педагогических специальностей в вузе. Выявлено, что эффективность обучения достигается тогда, когда новые знания добываются в процессе творческой деятельности, когда учебная деятельность максимально приближается к содержанию музыкального образования, и новые дисциплины изучаются в контексте с деятельностью музыканта. Учитывая это, целесообразно выстраивать процесс обучения информатике и прикладным её аспектам для студентов музыкальных вузов на основе контекстного подхода. Данный подход позволяет максимально приблизить содержание информационного образования к творческой профессиональной деятельности музыканта, создает условия для лучшего понимания и эффективного усвоения программного материала по информатике, способствует формированию умения самостоятельно использовать полученные знания в творческой деятельности.
Под обучением информатике в системе современного музыкально-педагогического образования мы будем понимать совокупность разнообразных процессов:
- обучение базовой общеобразовательной информатике и информационным технологиям (например, дисциплины «Информационные технологии» (для бакалавриата) и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (для магистратуры) по направлению 050100 «Педагогическое образование»), которые изучаются будущими профессионалами на младших курсах);
- обучение прикладным информационным и компьютерным технологиям, которые изучаются, как правило, будущими музыкантами-педагогами на старших курсах;
- обучение на различных профилях и направлениях образования;
- обучение информатике на различных уровнях (будущих бакалавров, магистров, специалистов, аспирантов);
- обучение информатике в системе дополнительного профессионального образования (программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации, курсовое обучение) и др.
Таким образом, необходимым требованием к профессиональной подготовке будущих специалистов-музыкантов и особенно музыкантов-педагогов является развитие информационной компетентности, которая предполагает не только овладение средствами
современных информационных технологий и МКТ, но и их применение в решении различных задач в области музыкального творчества. С одной стороны, опираясь на исследования, посвященные проблематике формирования компетентностного подхода в образовании (А.В. Хуторской, С.В. Тришина, А.А. Темербеко-ва, А.П. Тряпицина, Н.Ф. Радионова, О.В. Акулова и др.), а, с другой, на работы, обобщающие опыт применения такого подхода в сфере подготовки музыкантов различных специальностей (В.В. Беличенко, И.Б. Горбунова, А. Камерис, Э.В. Кибиткина, Е.А. Ложакова и др.), авторы статьи, с целью развития информационной компетентности будущих музыкантов-педагогов, разработали методику обучения дисциплине «Информационные технологии» для бакалавров педагогических вузов по направлению 050100 «Педагогическое образование», входящую в состав базовой части математического и естественно-научного цикла ФГОС ВПО третьего поколения.
Уровнево-модульное построение процесса повышения степени информационной подготовки учащихся было использовано нами в качестве основы при создании программы. Использование такого построения образовательного процесса в рамках нашего исследования существенно повысило уровень как информационной, так и специальной подготовки будущего педагога-музыканта за счет структурированности учебного материала и законченности изучения разделов. Модульная структура построения учебного материала по информатике во взаимодействии с контекстным подходом её реализации способствует повышению эффективности самостоятельной работы студентов, что является важным условием их продуктивной деятельности в профессиональной и информационной сферах.
Разработанная нами программа «Информационные технологии» рассчитана на 36 аудиторных учебных часов. Из них 18 часов отводится на лекционные занятия и 18 часов - на лабораторные работы. На самостоятельную работу студентов запланировано 36 часов. Таким образом, общее количество часов - 72. В нашей методике предусмотрено изучение как основных понятий дисциплины образовательной области «Информатика», так и знакомство со специализированными компьютерными программами и иными информационными и коммуникационными средствами работы в профессиональной музыкальной среде. Студенты знакомятся с аппаратным и программным обеспечением на примере музыкального компьютера, овладевают основными функциональными возможностями и пользовательским интерфейсом следующих групп прикладных программ для компьютерного музыкального творчества:
- нотно-издательские программы;
- программы-конструкторы;
- программы-автоаранжировщики;
- программы-секвенсеры;
- библиотеки звуков, сэмплеры, виртуальные синтезаторы;
- аудио редакторы;
- программы сведения и мастеринга.
Процесс изучения программ каждой группы организован «от простого к сложному», что позволяет последовательно осваивать более совершенные инструменты работы и понять основные принципы обработки данных и построения пользовательского интерфейса для группы программ в целом. Такой подход ускоряет знакомство с конкретными приложениями и позволяет в дальнейшем самостоятельно осваивать новейшее программное обеспечение. Также ставится задача обучения студентов работе с профессиональным программным обеспечением, решение которой необходимо для плодотворной творческой деятельности в современном информационном обществе. Студенты приобретают практические навыки создания собственных партитур с помощью компьютера, осваивают основы компьютерной аранжировки, приемы и методы работы с музыкальными программами, создают собственные оригинальные аранжировки и композиции.
В данной программе рассматриваются понятия, компоненты и основные возможности информационной образовательной среды, проводятся практические работы с современными образовательными порталами для преподавателей музыки. Также уделено внимание электронным образовательным ресурсам (музыкальным энциклопедиям, словарям, нотным хрестоматиям и программам для обучения музыке). Программа включает теорию и практику использования мультимедиа-технологий в образовании, и использование музыкального компьютера как помощника педагога-музыканта:
- технические и программные средства мультимедиа;
- технологии подготовки мультимедийных презентаций в процессе преподавания музыкальных дисциплин;
- технологии создания цифровых образовательных ресурсов.
Также затронуты вопросы использования средств коммуникации, мировых сетей и их ресурсов. Даются базовые навыки работы с сервисами Интернет и основные принципы их использования. На примере музыкальных проектов рассматриваются облачные технологии и перспективные возможности совместной работы, системы дистанционного обучения, основы безопасной работы в сети Интернет. Дается обзор вопросов защиты информации и авторских прав, а также основных правонарушений в сфере информационных технологий.
Один из модулей программы посвящён рассмотрению вопросов моделирования процесса музыкального творчества с использованием разработанных в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена компьютерных систем [4].
Особое значение придается приобретению навыков самостоятельного обучения в процессе использования прикладного программного обеспечения и активной работе студентов по закреплению получаемых знаний. Овладение ими основными принципами и системой работы в среде компьютерных приложений необходимо для успешной профессиональной дея-
тельности в будущем. Такой творческий поиск способствует не только приобретению новых знаний будущими музыкантами-педагогами, но и усиливает интерес к образовательному процессу в целом.
Востребованность знаний в области информационных технологий в музыкальном образовании также обусловливает необходимость подготовки соответствующих методических материалов, которые должны быть разработаны с учетом специфики профессиональной деятельности современного музыканта-педагога. Авторами статьи разработано учебное пособие для студентов музыкальных факультетов, изучающих дисциплины, находящиеся на пересечении музыкальной и информационной сферы, а также для музыкантов и педагогов, начинающих применять информационные технологии в своей профессиональной деятельности [2]. Данное пособие призвано не только раскрыть обозначенные темы, но и показать направления практического применения полученных знаний. Также оно содержит готовые примеры творческих проектов, их поэтапный анализ и задания для самостоятельной работы, что позволяет обучающимся не только повторить пройденный опыт, но и создать самостоятельный проект по аналогии.
Обучение будущих музыкантов-педагогов в условиях использования информационных технологий предполагает творческую практическую деятельность. Основное условие формирования креативности студентов-музыкантов заключается в постановке творческих задач, которые направлены на развитие инициативы, самостоятельности и благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению музыкантом в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач (А. Камерис, 2007; А.В. Горель-ченко, 2007; И.А. Большакова, 2010; Е.А. Ложакова, 2012). В этом случае метод педагогического проектирования является наиболее эффективным для обучения студентов на различных этапах образовательного процесса. Данная технология не только позволяет применять на практике ранее полученные знания, через личный опыт приобретать новые, но и, что более ценно, использовать творческий потенциал для решения поставленных задач.
Установлено, что работа над творческим проектом дает возможность совершенствования навыков использования современных информационных технологий, а также формирования информационной компетентности студентов-музыкантов [3]. Таким образом, формируется межпредметный характер содержания учебного процесса. Именно поэтому один из разделов учебного пособия посвящен процессу создания творческого музыкального проекта, в основе которого лежит идея о направленности учебной деятельности студентов на результат, в данном случае - создание музыкального произведения в процессе компьютерного музыкального творчества.
Следует отметить, что этапы работы над проектом затрагивают не только темы профессиональной музыкальной сферы, но и области информационных технологий, раскрывая их оптимально-удобным обра-
зом для студентов в соответствии со спецификой их профессиональной деятельности. Таким образом, решаются задачи, связанные с объёмом и уровнем знаний будущего музыканта в соответствии с требованиями современного образовательного стандарта в области информационных технологий, а главное, каким образом эти знания он будет применять в дальнейшей профессиональной деятельности.
Сформулируем основные цели музыкально-творческой проектной образовательной деятельности:
1. Приобретение знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий.
2. Приобретение навыков использования современных информационных технологий как средства повышения уровня профессионализма музыканта.
3. Повышение уровня знаний в профессиональной деятельности музыканта-педагога.
4. Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализация в информационном пространстве и современной высокотехнологичной информационной образовательной среде.
Разработанная методика обучения информатике и информационным технологиям студентов музыкально-педагогических специальностей была апробирована в процессе преподавания дисциплин «Информационные технологии», «Компьютерная музыка», «Информационные технологии в музыке» при реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров образования в Воронежском государственном педагогическом университете и РГПУ им. А.И. Герцена. Педагогический эксперимент осуществлялся также в рамках проведения занятий по программе профессиональной переподготовки «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в образовательных учреждениях», по программам повышения квалификации «Компьютерное музыкальное творчество» и «Методика преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий» (реализация отдельных модулей разработанных нами программ) на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена.
Результаты проведённого педагогического эксперимента показали значительное повышение интереса студентов контрольной группы, по сравнению с другими его участниками, к предметной области «Информатика» в целом. Студенты проявили устойчивое желание к дальнейшему изучению возможностей музыкального компьютера и интеграции его в музыкальную профессиональную деятельность. Произошел качественный скачок знаний и умений в области информационных технологий, а также в профессиональной музыкальной сфере. Многие отметили необходимость в самообразовании и дальнейшем участии в создании музыкальных творческих проектов, реализуемых в условиях функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды. Результаты собственной созидательной работы студентов нахо-
Направления обучения в процессе создания творческого проекта в рамках изучения дисциплины _«Информационные технологии» и их содержание_
Направление Содержание
Информационные процессы и информатизация общества и образования. Технические и технологические аспекты реализации информационных процессов в образовании. Информационная образовательная среда (анализ работы с образовательными порталами, например: Российский общеобразовательный портал http://music.edu.ru/, музыкально-образовательный портал для современных преподавателей музыки http://muzuchitel.ru/ и др.). Электронные образовательные ресурсы (изучение электронных энциклопедий и словарей на следующих примерах: «Энциклопедия классической музыки»; «Музыкальные инструменты»; «Энциклопедия популярной музыки ^рилла и Мефодия» и др.). Мультимедиатехнологии в образовании (разработка мультимедийных презентаций с использованием Microsoft Power Point; создание аудио- и видеотестов, как примера современных методов контроля). Использование коммуникационных технологий и их сервисов в образовании (совместная работа над творческими проектами с использованием облачных технологий и создание собственных музыкальных проектов с использованием on-line интернет ресурса Soundation). Использование баз данных и информационных систем в образовании (изучение представления и поиска информации в базах данных на примере виртуальных синтезаторов: GigaStudio, Kontakt и др., содержащих библиотеки звуков). Практическая работа в системах дистанционного музыкального образования на примере образовательного ресурса Coursera. Правовые аспекты использования информационных технологий, вопросы безопасности и защиты информации. Использование МЮ" и современных музыкальных программно-аппаратных комплексов профессиональной деятельности музыкантов; создание собственных цифровых образовательных ресурсов и музыкальных проектов с использованием on-line технологий.
Информационно-технологическое
Звукорежиссерское Современное представление о звуковом дизайне. Основы акустики и теории тембра. Форматы компьютерного представления аудиоданных. Tехнологии синтеза звука. Общие принципы записи, преобразования форматов, обработки и редактирования цифрового звука на компьютере с использованием программ: Wavelab, Sound Forge и др. Основы сведения, мастеринга на примере работы в Adobe Audition и IZotope Ozone. Особенности звукового оформления Web-сайтов, рекламных роликов, компьютерных игр и кинофильмов. Основы композиции, стилистики и психологические особенности музыкального сопровождения медиапроектов. Bидеомонтаж.
Музыкальное профессиональное Tехнологии создания аранжировки с помощью автоаранжировочных программ и программ-конструкторов Band-in-a-Box, FruityLoops и др. Создание собственных партитур с использованием нотных редакторов Final, Sibelius, Encore и др. Сочинение оригинальных музыкальных композиций в Steinberg Cubase и Cakewalk Sonar. Расширение полученных знаний в профессиональной музыкальной области: гармонии, полифонии, композиции, оркестровке и инструментоведении, а также совершенствование навыков исполнительского мастерства за счет использования МОТ.
дят свое применение в современной творческой деятельности и включаются в различные проекты. Среди них участие в музыкальных проектах озвучивания фильмов, мультфильмов, спектаклей, компьютерных игр, web-сайтов и т.д. Так, были созданы творческие работы для озвучивания компьютерных игр: Farm Mania 2 (Mind Ocean Studio, Realore Studios), Pharaoh's Secrets (Thunderstorm Games, Real Arcade), King's Bounty: Легенда о Рыцаре (Katauri, 1C) и др.
При проведении формирующего этапа педагоги-
ческого эксперимента методические разработки были адаптированы для педагогов и учащихся ДШИ и ДМШ. Проведённые практические занятия по разработанной методике показали её высокую эффективность также при реализации на ступени начального профессионального образования. Начинающие композиторы -учащиеся ДМШ, обучавшиеся по разработанной нами технологии, успешно участвуют в областных и всероссийских конкурсах, а именно: на V Областном открытом конкурсе-фестивале исполнителей на электрон-
ных музыкальных инструментах (г. Воронеж, 2012 г.); на Всероссийском конкурсе электронного музыкального творчества (г. Москва, 2012 г.), лауреат I степени; на IV Международном конкурсе творчества «Музыка и электроника» (г. Москва, 2012 г.), лауреат I степени и др.
Результаты проведенного педагогического исследования показали эффективность и целесообразность разработанной образовательной технологии, в процессе которой формируются не только знания в музыкальной профессиональной области, в области информационных технологий, но и умения применять эти знания на практике.
Музыкальное образование XXI века нуждается в новой концепции, учитывающей реалии сегодняшнего дня: активизацию творческих форм работы с исполь-
зованием МКТ, в частности, инструментария компьютерного музыкального творчества. При этом современные направления музыкального образования не должны отрываться от культурных традиций художественного осмысления действительности, доставшихся ему в наследство, должны поддерживать высокий духовно-нравственный уровень процесса обучения творчеству.
Разработанная методика объединяет направления высокотехнологичной информационной образовательной и музыкальной сфер, что способствует созданию особой образовательной среды, процесс обучения в которой расширяет кругозор студентов, повышает профессиональный уровень, и, самое главное, развивает продуктивное творческое сознание, так необходимое современному педагогу-музыканту.
Библиографический список
1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138.
2. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка: учеб. пособие. Т.1. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. 215 с.
3. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Родионов П.Д. Музыкально-компьютерные технологии в формировании инфор-
мационной компетентности современного музыканта // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1 (167). С. 39-48 4. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирев С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий // Вестник ИрГТУ. 2013. № 4 (75). С. 16-24.