УДК 37.022:094.2:06.048
А.И. АНАМБАЕВА, А.Я. ПЕРЕВАЛОВ
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, кафедра общей гигиены и экологии, Алматы. Казахстан ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. академика Е.А. Вагнера» кафедра гигиены питания и
гигиены детей и подростков, Пермь. Россия
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ
Бурное развитие информационных технологий привело к внедрению в учебный процесс компьютера, который используется, в том числе для создания мультимедийных презентаций. Создание слайдов и демонстрация их в виде мультимедийных презентаций, для учебного процесса на сегодняшний день весьма актуально. Как показывает опыт, не менее актуальным является разработка общих методических принципов их построения. Ключевые слова: презентации, учебный процесс, слайды, аудитория, анимация.
Применение презентаций в учебном процессе Вуза позволяет:
-продолжить учебный процесс с использованием современных технологий, начатый в средней школе;
- увеличить уровень информационной поддержки и иллюстрирования лекции и практического занятия;
- в результате расширения образовательного пространства обеспечить более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;
-повысить интерес к изучению предмета, а на основании этого, возрастание мотивации к учебе. В тоже время, применение мультимедийных презентаций процесс дорогой и поэтому важна эффективность использования этого дидактического материала. Наличие компьютера и проектора на кафедре не всегда является показателем инноваций в учебном процессе. Бывает часто, проектор есть, но он пылится где-нибудь на полке. С одной стороны это связано с неумением обращаться с техникой, а с другой — предубеждением против использования
мультимедийных презентаций. Несомненно, против их использования порой выдвигаются вполне обоснованные аргументы. Но если осмыслить назначение и правильно примененить презентации, то многих проблем можно избежать, а преимущества выгодно использовать. Основой эффективности презентаций является способность грамотно вплести в ткань лекции или практических занятий нити слайдов. Однако при всем этом слайд-фильм не является панацеей и его использование оправдано не для каждой темы. Не следует забывать о преимуществах и недостатках.
Преимущества. Одним из преимуществ использование мультимедийных презентаций является быстрота и удобство воспроизведения фотографий, рисунков, схем, графиков и т. д. Вторым преимуществом является возможность обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Действительно, презентации сопровождая устную речь фотографиями, рисунками, графиками и схемами придает не только наглядность, но и динамичность, особенно при вставке анимации, фрагментов видеофильмов. Третьим преимуществом является возможность выносить в слайд формулы, непонятные термины, ключевые слова, давая, таким образом, возможность запомнить и переписать их. К числу недостатков следует отнести следующее:
- перегруженность слайда текстом. Это наиболее часто встречаемый недостаток. Порой лектор делает на слайде подсказку для себя и успешно читает текст со слайдов. Оформляя текстовой слайд, следует иногда поставить себя на место студентов;
-несовпадение темпа лекции и смены слайда. В результате получаем наличие нескольких параллельных потоков информации: вербального и зрительного, несовпадающих по темпу. Это приводит к нарушению восприятия одного из источников информации. -мелкий, нечитаемый шрифт и отсутствие поэтапности при воспроизведении сложных рисунков. Хуже всего, когда все эти негативные черты сочетаются в одной презентации: каждые 10 - 20 секунд меняются перегруженные рисунками и мельчайшим текстом слайды, все это происходит под музыку и с обилием анимации, а преподаватель либо очень быстро читает лекцию, не связанную с показываемыми иллюстрациями, либо вообще говорит: "Информация по данной теме приведена на слайдах". Возникает вопрос, а зачем тогда нужен сам лектор?
Рассматривая, преимущества и недостатки мультимедийных презентаций приходишь к выводу, что эффективность мультимедийных презентаций зависит, прежде всего, от автора слайдов, его умения кратко и выразительно расположить материал. Естественное желание преподавателя втиснуть как можно больше информации, оборачивается крахом. Так как аудитория или переписывает слайды, не слушая лектора, или не обращает на них внимание, записывая лекцию. Имеются общепризнанные рекомендации по работе над мультимедийными презентациями: 1. Стоит учитывать, что на большом экране текст и рисунки будет видно также (не лучше и крупнее), чем на экране компьютера. Часто для подписей к рисункам или таблицам выставляется мелкий шрифт (менее 10 пунктов) с оговоркой: "на большом экране все будет видно". Это заблуждение: конечно шрифт будет проецироваться крупнее, но все зависит от размера аудитории. Можно провести следующий расчет: если шрифт можно прочитать на экране компьютера с обычного расстояния, около 40 - 60 см, или иначе это — 1 - 2 диагонали экрана, то и в аудитории шрифт будет хорошо виден на расстоянии 1 - 2 диагоналей экрана. Поэтому зная размеры диагонали экрана и аудитории можно подобрать размер шрифта.
2. Необходимо использовать так называемые рубленые шрифты (например, различные варианты Arial или Tahoma), причем размер шрифта должен быть довольно крупный. Предпочтительно не пользоваться курсивом или шрифтами с засечками, так как при этом иногда восприятие текста ухудшается. В некоторых случаях лучше писать большими (заглавными) буквами (тогда можно использовать меньший размер шрифта). Иногда хорошо смотрится жирный шрифт.
3. Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать, например, фон — светлый, а шрифт - темный, или наоборот. Первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше. Черный текст — белый фон не всегда можно назвать удачным сочетанием для презентаций, так как при этом в глазах часто начинает рябить (особенно если шрифт мелкий), а, кроме того, иногда не достигается тот визуальный эффект, который необходим для аффективного восприятия материала. Использование фотографий в качестве фона также не всегда удачно, из-за трудностей с подбором шрифта. В этом случае надо либо использовать более-менее однотонные иногда чуть размытые фотографии, либо располагать текст не на самой фотографии, а на цветной подложке. Иногда целесообразно использование "тематического" фона: сочетание цветов, несущие смысловую нагрузку и т. п. (например, в лекции по углеводам (гигиена питания) в качестве фона можно использовать поверхность отсканированных кусочков сахара-рафинада).
4. Слайдов не должно быть много, иначе они будут слишком быстро меняться, и времени для записи у слушателей не останется. При продолжительности одной части лекции 45 минут слайдов должно быть 20 -максимум 30, так чтобы смена происходила каждые 2 (1,5) минуты.
5. Слайды не следует перегружать ни текстом, ни картинками. Надо избегать дословного "перепечатывания" текста лекции на слайды. Рекомендуется не располагать на одном слайде более 2 - 3 рисунков, так как иначе внимание слушателей будет рассеиваться. Не стоит вставлять в презентации большие таблицы: они трудны для восприятия — лучше заменять их графиками, построенными на основе этих таблиц.
6. Пожалуй, одним из самых сложных и важных является следующее условие. Слайды должны быть синхронизированы с текстом лекции. Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на лекции или практическом занятии. При этом она не должна становиться главной частью лекции и полностью дублировать материал. Идеальным вариантом является такое сочетание текста лекции и презентации, когда слушатель, упустив какую-то зрительную информацию, мог бы восполнить ее из того, что говорит лектор, и наоборот увидеть на демонстрируемых слайдах то, что он прослушал. Естественно, что для этого лучше самому управлять сменой слайдов, если это невозможно и проектором управляет другой человек, необходимо точно рассчитать смену слайдов, чтобы от оператора, следящего за проектором, требовалось лишь начать показ слайдов, а дальше иллюстрации уже менялись бы автоматически. Если вы работаете с "Microsoft Power Point", то выходом может быть сохранение итоговой
презентации не в формате "Презентация PowerPoint" (.ppt), а в формате "Демонстрация PowerPoint" (сокращение .pps). Тогда при запуске программы сразу же начнется показ слайдов.
7. В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, так как музыка будет сильно отвлекать и рассеивать внимание — трудно одновременно слушать лектора и музыку. В принципе тоже относится и к анимационным эффектам: они не должны использоваться как самоцель. Не стоит думать, что чем больше различных эффектов — тем лучше. Чаще всего неудобочитаемые быстро появляющиеся и сразу исчезающие надписи не вызывают ничего кроме раздражения. Анимация допустима либо для создания определенного настроения или атмосферы презентации (в этом случае анимация тем более должна быть сдержанна и хорошо продумана), либо для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе просто не возможно (например, для поэтапного вывода на экран рисунка).
8. Если презентация предназначена только для показа (не для печати), то целесообразно "сжимать" картинки до экранного разрешения (76 точек на дюйм), а также использовать рисунки в расширении ".jpg". Это уменьшит объем презентации и значительно ускорит и упростит работу.
На каких дисциплинах оправдано использование презентаций? В медицинском вузе на всех. Например, успешно можно использовать презентации можно при изучении биохимии, цитологии, гигиены и др. Благодаря анимационным эффектам такие сложные процессы как синтез белка, нуклеиновых кислот, клеточное дыхание можно сделать наглядными и понятными. При этом слушателям сначала представляется не сложная схема, например, цикла Кребса, а его отдельные этапы. Постепенно из последовательных реакций складывается уже итоговая картина, подкрепляемая соответствующим раздаточным материалом. То же касается и цитологии: демонстрация микрофотографий и рисунков клеточных органелл, их расположения в клетке значительно облегчает восприятие и запоминание такой информации, а использование анимации позволяет поэтапно рассмотреть все стадии деления клетки. Использование анимации оправдано и во многих других случаях: для слежения как происходит контаминация пищевых продуктов микроорганизмами, для наглядной демонстрации тех или иных этапов лабораторной или практической работы (методы выделения и анализа того или иного вещества, этапы микробиологических исследований). Наличие видеофильмов, позволяет использовать их фрагменты при преподавании хирургии, акушерства, стоматологии и других клинических дисциплин.
Таким образом, использование компьютеров в учебной деятельности на современном этапе, в частности показ мультимедийных презентаций, выглядит вполне естественным с точки зрения студенческой аудитории и является одним из эффективных способов повышения усвоения материала и развития творческих способностей студента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 192 с.
2 Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе. — К.: Радянська школа, 1983. — 244с.
3 Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
А.И. АНАМБАЕВА, А.Я. ПЕРЕВАЛОВ МУЛЬТИМЕДИЯЛЫК ПРЕЗЕНТАЦИЯЛАР Б1Л1М БЕРУД1Н, ТИ1МД1Л1Г1Н ЖЕТ1ЛД1РУ РЕТ1НДЕ
Туйш: Ак,параттык, технологиялардын к,арк,ынды дамуы, оку YPДiсiне компьютердi енгiзуге алып келдi. Сонымен к,атар ол мультимедиялык, презентациялар дайындау yui^ крлданылады. БYгiнгi кYнi слайдтарды жасау жэне оларды оку YPДiсiнде мультимедиялык, презентация ретiнде пайдалану ете езектГ Тэжiрибе керсеткендей, оларды курастырудын жалпь^а ортак, эдiстемелiк устанымын б^лу артык, етпейдi.
ТYЙiндi сездер: презентация, оку YPДiсi, слайд, аудитория, анимация.
A. Anambaiyeva, A. Perevalov MULTIMEDIA PRESENTATION AS MEANS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF TEACHING
Resume: The rapid development of information technology has led to the introduction of the computer in the learning process, which is used also for creating multimedia presentations. Creating a slide show and demonstrate them in the form of multimedia presentations for the educational process today is very important. As experience shows, no less important is the development of general methodological principles of their construction. Keywords: presentations, educational process, slides, audience, animation.
УДК: 616.12-055.2-053.7/.8
Г.Г. Бедельбаева
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
СТРУКТУРА ФАКТОРОВ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОГО РИСКА У МУЖЧИН С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ
В статье описаны корреляционные взаимосвязи факторов сердечнососудистого риска у мужчин с артериальной гипертонией. Отмечена высокая распространенность поведенческих и алиментарно-зависимых факторов сердечнососудистого риска во всех группах. Мужчины имеют наиболее высокий риск сердечнососудистых заболеваний и нуждаются в эффективном медикаментозном контроле артериальной гипертонии. Приоритетным направлением диспансерного динамического наблюдения должен стать активный контроль за модифицируемыми факторами сердечнососудистого риска, пропаганда здорового образа жизни и формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Ключевые слова: мужчины, артериальная гипертония, факторы риска, сердечнососудистые заболевания.
Одним из приоритетных направлений отечественного здравоохранения является формирование эффективных мер профилактики сердечнососудистых заболеваний (ССЗ), на долю которых приходится наиболее высокий процент инвалидизации и смертности среди населения [1]. Около 80% преждевременно умирающих на рабочем месте - мужчины [2]. Средний возраст трудоспособных мужчин, умирающих от инфаркта миокарда, составляет менее 50 лет [3].
Эффективность профилактики ССЗ зависит от раннего выявления и своевременного контроля факторов риска (ФР) ССЗ, поэтому оценка эпидемиологической ситуации по распространенности факторов сердечнососудистого риска (ССР) у мужчин трудоспособного возраста является актуальной.
Цель исследования: изучить структуру и корреляционные взаимосвязи факторов сердечнососудистого риска у мужчин с артериальной гипертонией.
Материалы и методы исследования: обследовано 115 больных мужского пола, которые были разделены на три группы пациентов:
1-я группа - больные артериальной гипертонией (АГ), n=65, средний возраст 40±7 лет;
2-я группа - пациенты нейроциркуляторной дистонией (НЦД) по гипертоническому типу, n=25, средний возраст 31±5 лет;
3-я группа - пациенты с факторами риска при отсутствии ССЗ, n=25, средний возраст 38±6 лет.
Критерии включения в исследование: возраст пациентов 23-55 лет, присутствие хотя бы одного фактора риска ССЗ, добровольное информированное согласие на участие в исследовании.
Критерии исключения: артериальная гипертония (АГ) III степени, ассоциированные клинические состояния в анамнезе, симптоматическая артериальная гипертензия, сахарный диабет, сердечная недостаточность II—IV ФК по