Научная статья на тему 'Мультимедийные презентации как элемент лекционной работы в техническом вузе'

Мультимедийные презентации как элемент лекционной работы в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММА MICROSOFT POWERPOINT / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ДИАЛОГА / ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоренкова Н.А.

Статья посвящена методическим аспектам внедрения в преподавание гуманитарных дисциплин технического вуза современных компьютерных технологий. Рассмотрен вопрос о целесообразности сопровождения лекций мультимедийными презентациями. Описан опыт создания мультимедийных презентаций к лекциям по русскому языку и культуре речи в Горном институте, даны рекомендации для подготовки циклов презентаций, описаны приемы работы с программой Microsoft PowerPoint, с помощью которых можно сделать учебный процесс более эффективным, разнообразным, привлекательным, динамичным, стимулирующим творческую активность студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные презентации как элемент лекционной работы в техническом вузе»

УДК 378.147.31

Н.А. ЕГОРЕНКОВА, кандидат филологических наук, доцент, ruskaf1@spmi.ru Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)

N.A. EGORENKOVA, PhD in philol., associate professor, ruskaf1@spmi.ru Saint Petersburg State Mining Institute (Technical University)

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЛЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Статья посвящена методическим аспектам внедрения в преподавание гуманитарных дисциплин технического вуза современных компьютерных технологий. Рассмотрен вопрос о целесообразности сопровождения лекций мультимедийными презентациями. Описан опыт создания мультимедийных презентаций к лекциям по русскому языку и культуре речи в Горном институте, даны рекомендации для подготовки циклов презентаций, описаны приемы работы с программой Microsoft PowerPoint, с помощью которых можно сделать учебный процесс более эффективным, разнообразным, привлекательным, динамичным, стимулирующим творческую активность студентов.

Ключевые слова: информационные технологии, программа Microsoft PowerPoint, мультимедийные презентации, моделирование визуального диалога, демонстрация визуальных материалов.

MULTIMEDIA PRESENTATIONS AS AN ELEMENT OF LECTURER WORK IN TECHNICAL HIGHER SCHOOL

This article is devoted to methodological aspects of modern computer technologies introduction to liberal arts teaching in technical higher school. Question of reasonability of lectures accompaniment by multimedia presentation is depicted. The experience of Russian Language and Culture of Speech lectures multimedia presentation creation is described in the article, recommendations to blocks of presentation preparation are given, some methods of working with Microsoft PowerPoint program with the help of which studying process could be done more effective, multi-sided, attractive, dynamic, possible to stimulate students' creative activity are described.

Key words, information technologies, Microsoft PowerPoint program, multimedia presentations, visual dialogue modeling, visual materials demonstration.

Компьютерная лингводидактика - область лингводидактики, изучающая теорию и практику использования компьютеров в обучении языку. Являясь междисциплинарной областью знания, компьютерная лин-гводидактика тесно связана с развитием информационных технологий, прикладной и математической лингвистикой, разработками в области искусственного интеллекта, дизайна компьютерных программ, теорией и

практикой компьютерного обучения в целом.* Современные компьютерные технологии оказывают влияние не только на методы организации учебной и научной деятельности в современном вузе, они также изменя-

*

Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учеб. пособие. М., 2005. 216 с.

BovtenkoM.A. Computer Linguadidactics: Text book. Moscow, 2005. 216 p.

ют форму различных мероприятий, связанных с обменом информацией. Существуют различные современные технические средства для демонстрации визуальных материалов. Для демонстраций с использованием мультимедийного проектора обычно готовят электронную презентацию, состоящую из последовательности слайдов. Так, в форме мультимедийных электронных презентаций может быть представлен материал учебных курсов, дипломных и аттестационных работ, диссертаций, различных проектов и отчетов, докладов на научных конференциях.

Лекционная работа преподавателя русского языка и культуры речи в техническом вузе наталкивается на ряд объективных трудностей. С одной стороны, преподаватель должен доступно изложить специфический для технического вуза материал, с другой стороны, дать научное представление о проблеме, не упрощая ее. Трудно переоценить важность роли мультимедийных презентаций для снятия этих трудностей, поскольку главное преимущество лекции, сопровождаемой презентацией, - ее наглядность. Программа подготовки мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint, входящая в наиболее распространенный пакет инструментов Microsoft Office, позволяет любому современному преподавателю создать демонстрационный материал к лекции.

Текст мультимедийного слайда может включать необходимую терминологию, определения, комментирующие термины. Здесь могут быть представлены образцы записи иллюстративного лингвистического материала (например, фонетические транскрипции слов на лекции по нормам произношения). Слайд может демонстрировать образцы краткой записи лекционного материала, и это особенно важно на лекциях, читаемых первокурсникам, поскольку сопоставление звучащего текста и текста слайда позволяет студенту сделать некоторые наблюдения над способами трансформации учебного материала при составлении конспекта. Кроме того, мультимедийные презентации могут выполнять и эстетическую

функцию, представляя собой живописные плакаты, фрагменты аудиозаписей музыкальных произведений, видеоряд из кадров художественных и документальных фильмов.

Возможность опираться во время лекции на зрительный ряд способствует созданию более комфортных условий для усвоения нового материала. Однако это далеко не все преимущества использования мультимедийных презентаций. С помощью программы PowerPoint лектор может создать анимационный эффект, благодаря которому информация на слайде появится не сразу, а по истечении заданного времени, необходимого студентам на обдумывание ответа на вопрос, сформулированный преподавателем. Таким образом, можно смоделировать визуальный диалог между преподавателем-лектором и студентом. Рассмотрим несколько примеров из опыта лекционной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Пример 1. В лекции «Орфоэпические нормы современного русского литературного языка» рассматривается вопрос о трудностях произношения слов с ударной гласной e/ё (шлем, жёлчь), которые возникают, прежде всего, из-за непоследовательности использования в печатном тексте буквы ё, часто заменяемой буквой е. Естественно, напрашивается вопрос: «А как же быть в затруднительном случае?» (Этот вопрос появляется на слайде.) У подавляющего большинства студентов нет привычки обращаться в затруднительных случаях к нормативным словарям, поэтому очень важно убедить их в необходимости такую привычку в себе воспитывать. Сделать это можно с помощью анимации: ответ «выплывает» или «высыпается» на экран красочными, яркими буквами, из которых складывается нужная фраза: Как же быть в затруднительных случаях? Нужно открывать орфоэпический словарь!

Пример 2. В теме «Акцентологические нормы современного русского литературного языка» студентам может быть предложен тест на знание норм ударения. Проверить правильность ответов студент может сразу

320 _

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.187

же после завершения работы, наблюдая над процессом трансформации текста слайда, на котором с помощью специальной графики демонстрируется правильный вариант произнесения слова: Акцентологический тест-вопрос: корысть, облегчит, переведены, коклюш, свекла, новорожденный, соболезнование, каталог, алфавит, квартал; акцентологический тест-ответ: корысть, облегчит, переведены, коклюш, свекла, новорожденный, соболезнование, каталог, алфавит, квартал.

Пример 3. В лекции «Пути развития речевой культуры общества» говорится, например, о причинах зарождения риторики в недрах философии софистов в IV в. до н.э. в Древней Греции. Одна из причин - востребованность риторики в условиях демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, совет пятисот, народный суд. Студентам предлагается поразмышлять над причинами возрождения интереса к риторике в современной России и поискать аналоги античных общественных государственных институтов в современном устройстве российского государства. На слайде содержание последней рубрики не проецируется до того времени, пока студенты не выскажут свои соображения: Древняя Греция (народное собрание, совет пятисот, народный суд), Древний Рим (народное собрание, сенат, народный суд), современная Россия (референдум, Государственная Дума, суд присяжных).

Приступая к созданию демонстрационных материалов, необходимо продумать стиль всей презентации. Стиль презентации -это набор параметров презентации, определяющих внешний вид слайдов (цветовой фон, схема размещения объектов, размер шрифта и др.), формат объектов слайдов (текст, рисунок, фотография, видеоклип, музыкальный клип, таблица, диаграмма, схема), используемые эффекты (анимация, видеоэффект).

Информатика. Создание презентаций средствами Microsoft PowerPoint / Сост. Т.Р.Косовцева, Н.И.Саттарова / СПГГИ. СПб, 2006. 52 с.

Informatics. Presentations creations by means of Microsoft PowerPoint / Ed. T.R.Kosovtseva, N.I.Sattarova. Saint Petersburg, 2006. 52 p.

Для успешного проектирования презентации, сопровождающей лекцию, необходимо придерживаться следующих правил:

• создать предварительно электронный вариант лекции;

• тщательно продумать содержание каждого слайда;

• избегать многословных слайдов, дублирующих речь лектора;

• использовать короткие, четкие фразы, дающие исчерпывающую информацию по конкретному фрагменту текста лекции;

• использовать достаточно крупный шрифт;

• продумать простой и удобный механизм навигации в пределах презентации.

При желании на слайдах презентации можно использовать единую эмблему - логотип (в качестве фона или как значок в колонтитуле). Лекционный курс представлен, как правило, серией лекций, поэтому следует позаботиться о разработке единого стиля для всего цикла презентаций.

Процесс создания презентации в Microsoft PowerPoint состоит из следующих этапов:

• выбор общего стиля оформления;

• добавление новых слайдов;

• выбор разметки слайдов и изменение ее в случае необходимости;

• формирование содержания слайдов и его редактирование;

• применение различных шаблонов оформления;

• создание эффектов.

Таким образом, с помощью современных мультимедийных средств обучения можно сделать учебный процесс разнообразным, привлекательным, динамичным, стимулирующим творческую активность студентов. Для преподавателей гуманитарных дисциплин опыт, накопленный при подготовке мультимедийных презентаций, является дополнением к профессиональным навыкам. Стремление и умение эффективнее доносить свои идеи до аудитории является залогом успеха в процессе подготовки всесторонне образованных выпускников технических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.