ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 2014 №4(13), С. 113-116
_ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _
--ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ АЭС
УДК 378:51
ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ПРОФИЛЬНЫХ
ВУЗАХ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ
© 2014 г. М.А. Алексеева
Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл.
Рассмотрены особенности применения мультимедийных презентаций в преподавании
математических дисциплин в профильных вузах атомной отрасли, являющиеся
перспективным и высокоэффективным инструментом в образовательной области.
Ключевые слова: атомная отрасль, высшее образование, математические дисциплины,
ядерный вуз, презентация, мультимедиа.
Поступила в редакцию 23.11.2014 г.
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современное обучение математики студентов технических вузов невозможно представить без мультимедиа, которая включает в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, анимацию. По сравнению с традиционными методами обучения мультимедиа-среда много выше по информационной плотности, т.к. «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать». Создавая презентации необходимо опираться на следующие принципы: научности, наглядности, доступности, системности и последовательности. При внедрении мультимедиа на лекциях мы выполняем несколько задач:
- сделать занятие интересным;
- дать студентам более полную, достоверную информацию об изучаемом материале;
- повысить роль наглядности в учебном процессе;
- сэкономить учебное время, нежели при работе у доски.
Мультимедийные обучающие презентации предназначены в помощь преподавателю, читающему курс лекций по математическим дисциплинам в технических вузах, и позволяют удобно и наглядно представить материал. Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание студентов и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если перестараться, то снизится эффективность презентации в целом. Необходимо найти баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами. Иными словами, успешность проведения лекции с использованием мультимедиа зависит от качества используемых материалов и конструкторских умений преподавателя.
Аудитория на презентации немного запомнит и поймет, если будет только слушать. Но, тем не менее, запомнит то, что увидит. Преимущества визуальных средств: можно быстро и доходчиво изобразить вещи, которые невозможно передать словами: сэкономить время; активизировать работу аудитории; способствовать прочному запоминанию информации.
©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2014
При использовании презентации необходимо учитывать следующее:
- преподаватель должен хорошо владеть соответствующими методами обучения;
- презентация используется в качестве инструмента проведения занятия, а не занятие проводится для демонстрации презентации. Наглядность не должна подменять собой цель обучения;
- запускать на всю лекцию презентацию нецелесообразно, и тем более прочитывать текст со слайда аудитории;
- информация, предлагаемая студентам, не должна быть развернутой презентацией всей лекции, а только кратким содержанием ее наиболее важных моментов, при этом материал различных слайдов должен быть логически взаимосвязан. На рисунке 1 показан слайд лекции-презентации по курсу «Теория рядов»;
- у преподавателя должно быть достаточно времени для демонстрации презентации. Необходимо помнить, что нужно изложить намного больше информации, нежели это отражено в его презентации;
- на каждом слайде должно быть минимальное количество текста, поскольку избыток текстовой информации будет отвлекать аудиторию. Неразумно употреблять сложные формы подачи учебного материала;
- надо обращать внимание на количество слайдов: сразу много их демонстрировать не надо;
- при оформлении слайдов следует учитывать также психологические особенности (сочетание цветов, чтобы не раздражать и не утомлять);
Необходимый признак сходимости ряда
Если ^ тт - сходится, то lim U п - 0, т.е. —>
2-. П и со
П= 1
По поведению ряда на бесконечности нельзя судить о его сходимости, т.к. есть ряды сходящиеся и расходящиеся. На практике пользуются достаточным признаком расходимости.
Достаточный признак расходимости
Если lim Uп Ф 0, т.е. общий член ряда U не стремится к нулю на
бесконечности, то ряд расходится.
СО СП
Пример: Исследовать ряд на сходимость у J
¿t Ъп + 2 '
Рис. 1. - Слайд лекции-презентации по курсу «Теория рядов»
- важна и разметка слайда: он не должен нести в себе большое количество информации (например, изображения, текст, графики), чтобы не рассеивалось
ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ
115
внимание. На рисунке 2 показан слайд лекции презентации по курсу «Дифференциальные уравнения»;
С л
Пример: Общим решением дифференциального уравнения у' — х
2
является функция у =--1- С
2
Соответствующее семейство интегральных кривых изображено на рисунке.
к-
X
Рис. 2. - Слайд лекции-презентации по курсу «Дифференциальные уравнения»
- презентация должна быть хорошо читаема даже с последних рядов предполагаемой аудитории. Лучше использовать стандартные фоновые изображения: цвет текста - темный, оптимальный для чтения на светлом фоне; шрифт - строгий;
- с осторожностью следует использовать анимацию. При построении графиков, поверхностей, т.е. подаче графического материала анимация привлечет внимание студентов, а вот выплывающий на слайд текст, наоборот, отвлечет;
- взвешенного, продуманного подхода требует и звуковое сопровождение. Опыт показывает, что на лекциях математики звуковое сопровождение неуместно.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: презентации на лекциях математики использовать надо, это и интересно, и полезно. Умелое использование презентаций активизирует процесс преподавания, повышает интерес студентов к математике и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.
В настоящее время мультимедийные ресурсы являются перспективным и высокоэффективным инструментом в образовательной области. Они предоставляют студентам массу информации в большем объеме, чем традиционные источники информации, и в более наглядной форме. Качественно разработанные мультимедийные презентации сегодня все чаще становятся не просто дополнением к лекционному материалу, но и отдельными интерактивными продуктами, без которых невозможен эффективный учебный процесс любого образовательного учреждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пискунов, Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисления: учеб. пособие для вузов. В 2 т. Т.1. [Текст] / Н. С. Пискунов. - Изд., стер. - М.: Интеграл-Пресс, 2005. - 416 с.
2. Дворецкий Д.С., Иванов П.А. Создание презентаций в программе "Microsoft PowerPoint", Электронный мультимедийный учебник. [Электронный ресурс] / Д.С. Дворецкий, П.А. Иванов // Учебно-методический портал - 2014. - Режим доступа: URL: http://www.uchmet.ru -22.11.2014.
Usage of Presentations in the Mathematical Lecturing Course in Cross-Sectional Higher Education Institutions of Nuclear Industry
M.A. Alekseeva
Volgodonsk Engineering Technical Institute the Branch of National Research Nuclear University «MEPhI», 73/94 Lenin St., Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360 e-mail: [email protected]
Abstract - The features of multimedia presentations usage in teaching mathematical disciplines in cross-sectional higher education institutions of nuclear industry which are the perspective and highly effective tool in education are considered.
Keywords: nuclear industry, the higher education, mathematical disciplines, nuclear higher education institution, presentation, multimedia.