4/2011 ВЕСТНИК _7/202J_МГСУ
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
DEVELOPMENT OF INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS WITH USE OF MULTIMEDIA PRESENTATIONS
O.B. Барабанова, В.И. Тельной
O.V.Barabanova, V.I. Telnoy
ГОУ ВПО МГСУ
Рассмотрены вопросы использования мультимедийных презентаций для формирования знаний, умений и навыков студентов путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность.
Questions of use of multimedia presentations for formation of knowledge, skills of students by their involving in active uchebno-informative activity are considered.
B настоящее время преподавательский состав вузов сталкивается с проблемой снижения уровня познавательной активности студентов на занятиях, нежеланием их учиться и работать самостоятельно. Одной из причин потери интереса у студентов к занятиям является их однообразие. Отсутствие повседневного поиска нового приводит к шаблону в преподавании, а это, в конечном счете, влияет на развитие способностей и учебной мотивации студентов. Только творческий подход к проведению занятий, их неповторимость, яркость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность и качество образования. Существует много способов развития познавательной активности студентов [1]. Одним из них является применение мультимедийных презентаций, которые дают возможность повысить степень активности обучаемых и привлечь их внимание.
По принципам построения и применяемым при их создании технологиям все мультимедиа презентации можно разделить на следующие группы (рис. 1):
1. Видео презентации. Они представляют собой цифровое или оцифрованное видео с последующей обработкой в специальных редакторах: монтажа, наложения фильтров и спецэффектов. Подобные технологии, чаще всего, используются при создании презентаций, посвященных деятельности кафедры или университета.
2. Power Point презентации. Они представляют собой текстовые или графические блоки, смонтированные в единый визуальный ряд. Формат Power Point позволяет интегрировать в презентацию видео и аудио файлы, создавать примитивную анимацию.
3. Интерактивные презентации. При создании подобных презентаций используются такие технологии, как Flash, XML, различные языки программирования. Это наиболее интересный вид презентаций. Он предполагает взаимодействие с аудиторией и предоставляет наибольшую свободу в выборе средств передачи информации. Более того - Flash презентации позволяют не только создавать интересные презентации, но и оснащать ее меню - интерфейсом, позволяющим самостоятельно управлять презентацией.
ВЕСТНИК МГСУ
4/2011
мультимедийные презентации
Видео презентации
тх
Power Point
презентации
I I
Интерактивные презентации
I I
ОСНОВНЫЕ ДОСТОИНСТВА ПРЕЗЕНТАЦИИ
ПИП
I
Живая, реальная картина
Возможность без особых знаний и умений создавать и вносить изменения, адаптируя под разные аудитории и цели
XZ
Возможность внедрения практически любых форматов
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ
Рис. 1
Активное использование мультимедийных презентаций в учебном процессе обусловлено целым рядом их особенностей.
Содержание информационной части. В одну мультимедийную презентацию можно разместить большой объем текстовой или графической информации, что позволит донести ее до обучаемых в максимальном объёме.
Компактность. Относительно небольшой вес презентации позволяет размещать ее в Интернете или на CD дисках.
Яркость восприятия. Мультимедийные презентации сочетают в себе различные средства представления информации: текст, звук, графика, мультипликация, видеоизображения и пространственное моделирование (рис. 2). Такое объединение средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: студент не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем. Такие презентации одновременно воздействуют на несколько органов чувств обучаемых и поэтому вызывают повышенный интерес и внимание у аудитории.
Анимационные эффекты не должны использоваться как самоцель. Анимация допустима либо для создания определенного настроения или атмосферы презентации, либо для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе просто невозможно. Например, в начертательной геометрии и математике надо использовать продуманные анимации, которые способствуют развитию пространственного воображения студентов и повышают осознание отображения различных пространственных объектов в плоскости.
Исследования показывают, что при пассивном восприятии информации студенты сохраняют в памяти: 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% того, что видят и слышат.
4/2011
ВЕСТНИК _МГСУ
Рис. 2
Занятия с использованием средств мультимедиа одновременно воздействуют на несколько органов чувств и поэтому вызывают повышенный интерес и внимание у аудитории. Поэтому при проведении занятий с использованием мультимедиа-ресурсов студенты удерживают в памяти до 80% информации.
Эмоциональная привлекательность. Сочетание всех вышеперечисленных качеств дает возможность затронуть и эмоциональную сторону обучаемых.
Мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у студентов позитивное отношение к представляемой информации.
Наглядность примеров. Обучающая функция мультимедийных презентаций обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Студент может увидеть, услышать, прочесть. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.
Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. При этом она не должна становиться главной частью лекции и полностью дублировать ее. Идеальным вариантом является такое сочетание текста лекции и презентации, когда студент, упустив какую-то зрительную информацию, мог бы восполнить ее из того, что говорит лектор, и наоборот увидеть на демонстрируемых слайдах то, что он прослушал. Естественно, что для этого лучшим вариантом является поэтапное решение задачи и выделение этапов на чертеже различными цветами. Поэтапное решение задач и возможность возвратиться к предыдущему этапу решения задачи способствует лучшему усвоению материала.
Мобильность. Занятия с использованием компьютерных презентаций могут проводиться как в специализированных мультимедийных, так и в обычных аудиториях. Для этого достаточно иметь компьютер (ноутбук), проектор и экран.
Интерактивность. При этом обучаемый не только смотрит презентацию, но и активно участвует в ее сценарии. Он может отвечать на вопросы презентации, менять сценарий в определенных пределах, взаимодействовать с предметами, демонстрирующимися в презентации (например, рассматривать 3D предметы с разных сторон, увеличивать или уменьшать их) или разбирать и собирать конструкции и приборы прямо на экране презентации (рис. 2).
Универсальное использование. Такую презентацию можно использовать при проведении занятий со студентами разных форм обучения.
Применение компьютерных технологий позволяет повысить эффективность традиционных форм обучения путем использования видеолекций, компьютерных лабора-
ВЕСТНИК 4/2011
торных работ и практикумов, имитационных анимационных моделей физических явлений и процессов, необходимых для понимания их сущности. Особенно важно их применение в тех случаях, когда нельзя осуществить прямой эксперимент.
При этом для организации изучения учебного материала могут быть использованы следующие виды мультимедиа курсов.
Видеолекция. Лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Такие дополнения не только обогащают содержание лекции, но и делают ее изложение более живым и привлекательным для студентов. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.
Использование информационных технологий требует изменения характера организации практических занятий и усиления их методической обеспеченности.
Практические занятия по решению задач могут быть проведены с помощью электронного задачника или базы данных, в которых собраны типовые и уникальные задачи по всем основным темам учебного курса.
Развитие системы дистанционного обучения предполагает большую долю самостоятельной работы студентов. Это, в свою очередь, требует развития материально-технической базы, разработки методик электронного обучения и электронного контента [2].
Мультимедийные презентации активно используются для оказания помощи студентам, обучающимся дистанционно, в изучении теоретического материала и выполнении контрольных работ. При этом они содержат текстовые материалы, фотографии, рисунки, лекторское сопровождение, анимацию, трехмерную графику, а также примеры выполнения домашних заданий.
Мультимедиа технологии уже доказали свою эффективность в изучении начертательной геометрии [3]. Использование разнообразных выразительных средств для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью, мультимедиа обеспечивает качественно новый уровень обучения, повышает эффективность и мотивацию обучения.
Для формирования пространственных представлений обучаемых очень важно использовать презентации при решении задач на распознавание фигур, задач на взаимное расположение фигур и их элементов, задач на представление тела по его развертке, а также на построение разверток тел и многих других задач.
Теоретический материал по физико-математическим дисциплинам изобилует математическими формулами и системами доказательств, сложными для самостоятельного усвоения. Этим определяется необходимость создания интерактивных мультимедиа лекций и использования демонстрационного материала, дополняющего электронные учебники, составленные на основании традиционных печатных изданий.
При разработке мультимедиа курсов по физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам особое значение приобретает решение одной из основных дидактических задач в этой предметной области - обучение моделированию и наиболее общим методам воздействия на объект познания. Моделирование с применением компьютеров позволяет продемонстрировать и исследовать основные свойства физических объектов, выяснить границы применимости той или иной теории.
Применение в учебном процессе мультимедиа приводит к сокращению объемов и одновременному усложнению деятельности преподавателя по сопровождению учеб-
4/2011 ВЕСТНИК _4/2011_МГСУ
ного процесса. Так, например, для усвоения теоретического материала и приобретения практических навыков при дистанционном обучении создана система педагогической поддержки, включающая сетевое консультирование, осуществление контроля и самоконтроля, проведение компьютерного тестирования, работу с мультимедиа курсами и другими учебно-методическими материалами. Кроме самостоятельной работы, студенты могут посещать очные установочные занятия и очные консультации, проводимые как в университете, так и в представительствах МГСУ.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций в учебном процессе является перспективным дидактическим средством, позволяющим изменить характер учебно-познавательной деятельности студентов, активизировать их самостоятельную работу с различными электронными учебно-методическими комплексами, что может значительно повысить эффективность учебного процесса.
Литература
1. Полежаев Ю.О., Тельной В.И. Методика изучения дисциплины «Начертательная геометрия» // Вестник МГСУ. 2007. № 1, с. 82-83.
2. Полежаев Ю.О., Тельной В.И. Дистанционное обучение: реальность и возможности совершенствования // Инженерная геометрография - исследования и разработки. Методические, учебно-методические и практические приложения: Сборник научных трудов. - М.: МГСУ, 2006. С. 19-22.
3. Тельной В.И. Использование мультимедийных презентаций при чтении лекций по начертательной геометрии // Труды седьмой Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции «Фундаментальные науки в современном строительстве»; 31 марта 2010 г. / Под научной редакцией A.B. Кофанова, A.A. Локтева. - М.: МГСУ, 2010. С. 84-88.
Literature
1. Polezhaev U.O., Telnoy V.I. Metodika izucheniya distsipliny «Nachertatelnaya geometriya» // Vestnik MGSU. 2007. № 1, s. 82-83.
2. Polezhaev U.O., Telnoy V.I. Distantsionnoe obuchenie: realnost i vozmoznosti sovershenstvo-vaniya // Inzhenernaja qeometroqrafija - issledovanija I razrabotki. Metodoloqicheskie, uchebno-metodicheskie I prakticheskie prilozhenija: Sbornik nauchnyh trudov. - M.: MGSU, 2006. S. 19-22.
3. Telnoy V.I. Ispolzovanie multimediynyh prezentatsiy pri chtenii lektsiy po nachertatelnoy geometrii // Trudy sedmoy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy i uchebno-metodicheskoy konferent-sii «Fundamentalnye nauki v sovremennom stroitelstve»; 31 marta 2010 g. / Pod nauchnoy redaktsiey A.V. Kofanova, A.A. Lokteva. - M.: MGSU, 2010. S. 84-88.
Ключевые слова: дистанционное обучение, мультимедийные презентации, познавательная активность, тьютор, формы обучения.
Key words: remote training, multimedia presentations, informative activity, the tutor, modes of study.
Почтовый адрес авторов: г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26.
Телефон: (499) 183-24-83. e-mail авторов: [email protected].
Рецензент: Ивойлов Геннадий Александрович, кандидат технических наук, профессор, Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого