Научная статья на тему 'Значение информативного мышления в концепции информационно-проектного обучения студентов'

Значение информативного мышления в концепции информационно-проектного обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПОНЯТИЯ / КОМПОНЕНТЫ И СВОЙСТВА ИНФОРМАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / INFORMATIVE THINKING / INFORMATION-DESIGN TRAINING / INTEGRATION CONCEPTS / COMPONENTS AND PROPERTIES OF INFORMATIVE THINKING / A MODERN SCIENTIFIC PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плугина Наталья Александровна

В статье приводятся основные принципы реализации диалога культур в концепции информативно-проектного обучения студентов. Место категории «информативное мышление» в концепции информационно-проектного обучения при реализации диалога научных культур представлено в табличном виде. Предложена схема отображения современной научной картины мира в информативном мышлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value of informative thinking in the concept of information-design training of students

In article main principles of realization of dialogue of cultures in the concept of informatively-design training of students are resulted. The category place «informative thinking» at realization of dialogue of scientific cultures is presented to concepts of information-design training in a tabular kind. The scheme of display of a modern scientific picture of the world in informative thinking is offered

Текст научной работы на тему «Значение информативного мышления в концепции информационно-проектного обучения студентов»

УДК 371.1 ББК 681

Плугина Наталья Александровна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра естествознания и философии образования Магнитогорский государственный университет г. Магнитогорск Plugina Natalya Alexandrovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of natural sciences and education philosophy Magnitogorsk State University Magnitogorsk

Значение информативного мышления в концепции информационнопроектного обучения студентов Value of informative thinking in the concept of information-design training of

students

В статье приводятся основные принципы реализации диалога культур в концепции информативно-проектного обучения студентов. Место категории «информативное мышление □ в концепции информационно-проектного обучения при реализации диалога научных культур представлено в табличном виде. Предложена схема отображения современной научной картины мира в информативном мышлении.

In article main principles of realization of dialogue of cultures in the concept of informatively-design training of students are resulted. The category place «informative thinking □ at realization of dialogue of scientific cultures is presented to concepts of information-design training in a tabular kind. The scheme of display of a modern scientific picture of the world in informative thinking is offered.

Ключевые слова: информативное мышление, информационно-проектное обучение, интегративные понятия, компоненты и свойства информативного мышления, современная научная картина мира.

Key words: informative thinking, information-design training, integration concepts, components and properties of informative thinking, a modern scientific picture of the world.

В век информационных технологий одним из основных требований к специалисту является знание персонального компьютера и информационных технологий, а также общий кругозор. Мы полагаем, что удовлетворение этих требований может быть достигнуто, если в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста у него будет сформировано информативное мышление, позволяющее расширить общий кругозор и базирующееся на владении информационными технологиями.

Представление о современной научной картине мира формирует мировоззрение человека. Остановимся более подробно на рассмотрении научной картины мира. На наш взгляд, современная целостная научная картина мира должна включать в себя как научные философские, художественномифологические и религиозные представления в комплексе. Взаимодействие этих представлений должно основываться на четко выработанной системе интегративных понятиях, а также единых принципах измерения изучаемых явлений и процессов, единого алгоритма проведения экспериментов и доказательств, достоверности тех или иных суждений, что можно реализовать с помощью диалога научных культур.

Общая идеальная модель или картина Мира складывается и в науке, и в сознании отдельного человека из «картины природы»] «картины общества^ и «картины мышления □ Характер их гармонии, доминирование того или иного элемента и, соответственно, характер и уровень рефлексии зависят от возрастных и генетических особенностей человека, от уровня его образованности, от стиля мышления, от мировоззренческой парадигмы, от профессиональной направленности деятельности и от многих других факторов.

При выделении системы интегративных понятий нужно проанализировать те понятия, которые встречаются во всех представлениях (как религиозных, так и научных). К ним можно отнести такие понятия как: материя, движение, бытие, образ, объект, пространство, время, значимость, эффективность, целостность, системность, структура, процесс, явление, закон, закономерность и т.д. Необходимо подчеркнуть, что по мере обучения и развития у человека формируется все большая база интегративных понятий, на которые опираются представления о научной картине мира.

Схематично структура современной научной картины мира представлена на рис.1.

Рис. 1. Схема отображения современной научной картины мира в информативном мышлении

Место категории «информативное мышление □ в концепции информационно-проектного обучения студентов при реализации диалога научных культур представлен нами в табличной форме (см. таблица 1)

Следует остановиться на особенностях научного знания, на базе которых строится технологические аспекты концепции информационно-проектного обучения.

1. Научное знание характеризуется систематичностью и логической выводимостью одних знаний из других.

2. Объектами научного знания выступают своеобразные аналоги (модели) предметов и явления реального мира.

3. Основным признаком научного знания является осознанный, мотивированный контроль процедуры получения новых знаний.

4. Научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка, четко фиксирующего смысл и значение применяемых для описания понятий.

5. Научное знание предполагает объективность, достоверность и проверяемость открываемых истин.

6. Главная задача науки □ искать законы их существования явлений и процессов действительности.

Таблица 1

Место категории «Информативное мышление □ в концепции информационно-проектного обучения при реализации диалога

научных культур

Эта- пы раз- вития Компоненты, свойства «Информативное мышление □ Суть элементов концепции диалога научных культур Примеры реализации

I. Основание Интегративность и диалектичность информативного мышления Интегративность самой диалектики позволяет использовать ее основные положения в развитии интегративных понятий и формировании информативного мышления обучающихся Матричный анализ понятий

Структурность и концептуальная системность Ориентация на формирование целостной научной картины мира, Принцип единства измерений и многомерности пространства. Разработка инфологической модели изучаемого процесса

Родовые отношения типов информативного мышления Классификация предметов изучения на материальные и идеальные (для создания целостной научной картины мира) Схема родовые отношения типов информативног о мышления.

Интегративные свойства информативного мышления и интегративные понятия (и их свойства и признаки) Использование в обучении студентов обобщенной трактовки категории интегративное понятие □ как и любое другое понятие, это интегративная форма мышления и знания □ это процесс и итог Единство измерений, многомерность пространства

Эта- пы раз- вития Компоненты, свойства «Информативное мышление» Суть элементов концепции диалога научных культур Примеры реализации

интуитивного чувствования, осознания (понимания) и знакового выражения сущности и отношений объекта и субъекта изучения, связанный с эмоциональными переживаниями. Итегративные понятия интегрирует в себе информацию из самых разных наук, изучается в различных учебных дисциплинах и при обобщении знаний о котором, возможен выход на уровень идейного содержания целостной общенаучной картины мира

Виды и предметный объем диалектического мышления. Информативное мышление можно определить как комплексное интегративное иррациональнологическое, направленное на развивающее образование и самообразование.

II. Ядро Ключевая идея -многомерность пространства и единый подход к проектированию явлений и процессов Использование принципа единства измерений для реализации диалога научных культур. Для обоснования диалога культур используется принцип дополнительности Г.Г. Гранатова. Схема отображения современной научной картины мира в информативном мышлении □ рис. 1.

Ключевые принципы концепции диалога научных культур 1. Принцип реализации системного подхода при формировании информационной базы системы интегративных понятий; 2. Принцип реализации матричного анализа понятий; 3. Принцип измеряемости любых изучаемых процессов и явлений с помощью единого комплекса измерений, основанного на определении степени соответствия изучаемого объекта эталону; 4. Принцип единства измерений при изучении любых процессов и явлений с допущением о «Ъвертываемости □ тех измерений, которые не являются существенными при изучении Реализация диалога культур в информационно -проектном обучении студентов

Эта- пы раз- вития Компоненты, свойства «Информативное мышление» Суть элементов концепции диалога научных культур Примеры реализации

конкретного явления или процесса; 5. Принцип системности изучения процессов и явлений с помощью единого алгоритма проектирования модели изучаемого явления; 6. Принцип оценки результативности и назначение спроектированной модели явления. 7. Принцип дополнительности гуманитарной и естественнонаучной культур

Формула диалектического мышления Комплексный подход к деятельности при проектировании модели изучаемого явления с помощью дискретного и аналогового преобразования информации обеспечивает информативность мышления и создание целостного иррационального и логического образов изучаемого явления Проектирование модели изучаемого явления

Модели поэтапных связей свойств диалога научных культур с признаками интегративных понятий в процессе и результате его понимания и понятия Модель информативного мышления. Структурная схема компонентов и свойств информативног о мышления

III Следствия Принципы концепции информационнопроектного обучения студентов при реализации диалога научных культур Широкое использование в контексте изучения студентами базовых и специальных учебных дисциплин принципов реализации диалога научных культур, с помощью которых у студентов постоянно обновляется и пополняется база единых интегративных иррациональнологических понятий База интегративных понятий

Характеристика метода педагогической системы на основе Сйетли качества» Развитие элементов педагогической системы по спирали при постоянном контроле и измерении критериев оценки всех элементов педагогической системы Процессная модель развития педагогической системы □ приложение □ ., критерии оценки элементов педагогической системы

Эта- пы раз- вития Компоненты, свойства «Информативное мышление» Суть элементов концепции диалога научных культур Примеры реализации

Модельное представление и краткая характеристика метода диалога научных культур (как инструмента или средства в развитии информативного мышления). При матричном анализе понятий использовать их общую логии-ческую четырехэтапную структуру: основание, ядро, следствия, общее критическое истолкование (как форму сочетания идеи стандартизации с разнообразием путей и методов учебного познания) Матричный анализ понятия □ см. приложение

Уровни и стили информативного мышления: 1. Ученический (ригидный □ степень узнавания); 2. Формальнологический 3. Методический 4. Поисковый (эмпирический), 5. Теоретический 6. Комплексный иррациональнологический Учет функций мозга в процессе проектирования модели изучаемого явления Структурная схема компонентов и свойств информативног о мышления

Определение информативного мышления. Информативное мышление - комплексное, иррациональнологическое мышление, направленное на создание и обновление представления о целостной научной картине мира. Учитывать и использовать соответствующие соотношения каждого их четырех этапов познания к необходимым признакам (и критериям сформированности) любого понятия (в том числе и интегративного): обобщенность, необратимость, свернутость, этап-ность, системность, рефлексивность) Схема отображения современной научной картины мира в информативном мышлении

IV Общее критическое Информативное мышление Учет специфики формирования интегративных понятий, обеспечивающих создание целостного иррационально-логического образа изучаемого явления. Целостная картина мира

Профессиональная компетентность Развитие профессиональнозначимых качеств личности в процессе проектирования модели изучаемого явления Модель специалиста

Следует остановиться на особенностях научного знания, на базе которых строится технологические аспекты концепции информационно-проектного обучения.

1. Научное знание характеризуется систематичностью и логической выводимостью одних знаний из других.

2. Объектами научного знания выступают своеобразные аналоги (модели) предметов и явления реального мира.

3. Основным признаком научного знания является осознанный, мотивированный контроль процедуры получения новых знаний.

4. Научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка, четко фиксирующего смысл и значение применяемых для описания понятий.

5. Научное знание предполагает объективность, достоверность и проверяемость открываемых истин.

6. Главная задача науки □ искать законы их существования явлений и процессов действительности.

Таким образом, основными элементами научного знания являются:

1) установленные факты (фундамент науки);

2) закономерности, обобщающие группы фактов;

3) база понятий, однозначно описывающих научные достижения;

4) теории, представляющие собой, как правило, системы закономерностей, в совокупности описывающих некоторый фрагмент реальности;

5) научные картины мира, рисующие обобщенные образы реальности, сведенные в системное единство теории, допускающие взаимное согласование.

Для формирования информативного мышления необходимо научить студентов: 1) в зависимости от изменяющихся условий в процессе

профессиональной деятельности составлять и корректировать различные виды алгоритмов; 2) для быстрого поиска необходимой информации применять основные принципы формирования и использования понятийного аппарата по теме, дисциплине, специальности; 3) на основе принципов построения современных баз данных систематизировать имеющиеся знания, умения и навыки; 4) развивать и оценивать профессионально значимые качества личности и профессиональные компетенции.

Успешность решения конкретных практических задач является, на наш взгляд, одним из основных показателей развития информативного мышления, обеспечивающего формирование у обучающихся проектировочных умений. К сожалению, существующее традиционное профессиональное образование чаще всего в значительной степени обеспечивает лишь действие по строго определенному алгоритму, репродукцию знаний и уже показанных способов действий.

Возникновение нестандартных ситуаций, изменение исходных условий, уже ставит студентов в тупик, а порой вообще приводит к отказу от решения конкретной неординарной задачи. Именно здесь, на данном этапе обучения должно работать проектирование, а значит, и творчество, без которого оно просто невозможно. В целях обучения способам проектной деятельности целесообразно выделить основные типы задач и дополнить их обобщенными алгоритмами (стратегия проектирования) и вариативными алгоритмы их решения (тактика и оперативность проектирования), допускающими свободу выбора и творчества.

Мы полагаем, что, проектирование может служить своеобразным инструментом для информативного мышления. Следовательно, организация учебной деятельности должна предполагать не только действие студентов по определенным алгоритмам, отбор необходимых инструментов для выполнения задания, но и создание своих проектов, обеспечивающих реализацию поставленной перед ними учебной цели. Теоретическое знание традиционно выступает как система гипотез, законов, выводов и допущений, в современном образовании, в котором значительную роль играют информационные технологии, оно может быть понято как система матриц, предполагающих различные правила интеллектуальной и предметно-практической деятельности.

Библиографический список

1. Гранатов Г.Г. Мышление и понятие (концепция дополнительности): монография / Г.Г. Гранатов. □ М.: Флинта: Наука, 2011. □ 320 с.

Bibliography

1. Granatov G.G.Myshlenie's and concept (the complementarity concept): monografija / G.G.Granatov. □ М: Flinta: the Science, 2011. □ 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.