УДК 371.1 ББК 45.2
Плугина Наталья Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра естествознания и философии образования Магнитогорский государственный университет г. Магнитогорск Plugina Natalia Alexandrovna, Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair of Natural Sciences and Educational Philosophy Magnitogorsk State University Magnitogorsk
Проблемы разработки концепции информационно-проектного обучения
студентов
Concept Working Out Problems of the Students' Information-and-Design
ГТ1 # #
Training
Концепция информационно-проектного обучения обеспечивает развитие информативного мышления студентов, необходимого в век новых информационных технологий. В статье рассматриваются основные проблемы разработки данной концепции обучения студентов, рассмотрены имеющиеся противоречия, поставлены задачи и основные положения концепции.
The concept of information-and-design training provides the students' informative thinking development necessary in the century of new information technologies. The article considers the basic problems of working out the given concept of the students' training, the contradictions available are discussed, the tasks and the basic concepts are set.
Ключевые слова: информативное мышление, концепция информационно-проектного обучения, педагогические условия реализации концепции, диалог научных культур.
Key words: informative thinking, concept of information-and-design training, pedagogical environmental complex of the concept realization, dialogue of scientific cultures.
Отличительной особенностью XXI века является внедрение информационных технологий во все сферы жизни общества. Для адаптации человека в таком обществе необходимо развить у него навыки самостоятельного поиска информации, формирования запросов, разработки алгоритмов деятельности, анализа и систематизации полученной информации, представления этой информации в компактном «свернутом» виде, то есть развития у него информативного мышления.
Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 г. акцентирует внимание на подготовке высококвалифицированных специалистов в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.
Можно сказать, что в нашем обществе изменяются главные ценностные ориентиры и, по сути, формируется новая система образования в школе и вузе, основанная на применении информационных технологий. В последнее время большое развитие получили технологии дистанционного обучения, которые, тем не менее, не могут полностью заменить преподавателя, т. к. российскому студенту в силу своего менталитета необходимо живое общение с преподавателем, постоянная мотивация и контроль. Известно, что последние годы объем информации увеличивается каждые два года в два раза, причем, большая часть этой информации уже сегодня доступна для оперативного доступа в глобальной сети Интернет. Наиболее важным умением при поиске информации через поисковые системы глобальной сети Интернет является умение грамотно сформулировать запрос, позволяющий не только найти необходимые источники, но и ограничить их круг. При этом особую значимость приобретает методика формирования понятий в процессе обучения. Значимость проблемы теоретического обновления педагогической системы, обеспечивающей овладение учащимися и студентами информационными технологиями в процессе изучения гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, может быть установлена лишь в контексте развития среднего и высшего образования в стране, и, в частности, - формирования у студентов и учащихся информативного стиля мышления.
В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечается, что «...роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития.
К числу основных современных тенденций мирового развития, обуславливающих существенные изменения в системе образования, относятся:
- ускорение темпов развития общества и, как следствие,
- необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с этим особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности» [1, с. 27].
Развитие информативного мышления является одной из целей согласованного взаимодействия между гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами и, в дальнейшем, адаптации выпускника на рынке труда. Сегодня особо остро звучат вопросы «Как помочь студенту справится с постоянно растущим потоком информации и научить ориентироваться в быстро изменяющихся условиях?», «Каким образом достичь гармоничного сочетания информационно смысловой и эмоционально-креативной составляющей в процессе учебного познания?». В процесс формирования представлений о современной научной картине мира входят не только развитие представлений о происходящих явлениях, но и постигается сущность предметов изучения, то есть развиваются те или иные понятия о них. Понятия интегрируют в себе процесс и результат познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные особенности мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, этапность и системность. Все эти признаки понятия достаточно полно находят отражение в информативном мышлении.
Из анализа состояния системы образования на современном этапе можно выделить ряд противоречий. Глубинным является противоречие между необходимостью обеспечения конкурентоспособности выпускника в условиях глубоко информатизированного и компьютеризированного общества и явной разрозненностью гуманитарных, естественнонаучных и профессиональных
знаний, получаемых студентами в профессиональной школе, явно недостаточной готовности использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. Исходя из сформулированного глубинного противоречия, необходимо выделить следующие противоречия второго плана:
- между уровнем развития информационных технологий, позволяющем оперативно находить необходимый материал в быстро растущем потоке информации и существующем в системе образования основным лекционным подходом к форме подачи нового учебного материала, где роль лектора во многом ограничивается функциями пересказа и анализа материала;
- между развитием электронных методических учебных пособий и существующими на сегодняшний день методическими подходами, закрепленными в образовательных стандартах, обязывающими преподавателя опираться при обучении на конкретный перечень источников литературы на бумажных носителях;
- между разрозненностью методов и приемов обучения различным дисциплинам учебного плана и необходимостью интеграции этих знаний на базе информационных технологий для успешного применения в дальнейшей профессиональной деятельности;
- между современными критериями к уровню подготовки специалистов в виде интернет-тестирований, оценочных тестов и т.п. и требованиями работодателей к самостоятельному решению нестандартных задач и глубокому пониманию процессов управления производственными системами и механизмами, основанными на информационных технологиях;
- между отсутствием в высшем профессиональном образовании технологий, способствующих развитию у студентов информативного мышления, соответствующих проектировочных умений, и широким внедрением в производство современного оборудования, основанного на информационных технологиях, требующего от работника необходимости самостоятельного проектирования технологических процессов;
Учитывая указанные выше противоречия, актуальным, на наш взгляд, представляется решение проблемы проектирования образовательного процесса с применением современных информационных технологий, изучения и
обоснования целей, отбора и анализа соответствующих интегративных понятий. Для решения указанной проблемы, на наш взгляд, необходимо реализовать проектирование алгоритмов, обеспечивающих решение образовательных проблем, возникающих при изучении всех дисциплин учебного плана студентами учреждений профессионального образования. Постановка в рамках всех дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов учебного плана единых образовательных целей, направленных на реализацию единой воспитательной цели - гармоничного профессионального развития личности студентов может быть реализована через диалог научных культур на базе спроектированной с учетом требований работодателей модели специалиста. Комплексное достижение этих целей на базе компьютерных средств обучения, с помощью современного мониторинга образовательного процесса, основанного на информационных технологиях, может обеспечить диалог между всеми указанными дисциплинами, что позволит также оптимально сформировать у студентов интегративные понятия и проектировочные умения, необходимые профессиональные компетенции и информативное мышление.
Таким образом, требуется специальная подготовка специалиста к решению нестандартных задач в процессе профессиональной деятельности с помощью информационных технологий.
Мы полагаем, что эффективное формирование у студентов информативного мышления будет обеспечено путем реализации концепции, ключевыми позициями которой являются следующие положения:
1. В качестве теоретико-методологической стратегии построения концепции должен выступать такой научный подход, который бы обеспечивал ее приспособление к условиям внешней постоянно изменяющейся среды в условиях взаимодействия ее объектов и субъектов. В качестве методологической базы нужно, на наш взгляд, использовать рефлексивный, личностно-деятельностный, структурно-интегративный подходы.
2. Ориентировочной основой успешной реализации замысла нашего исследования являются принципы, положенные в основу теории и практики формирования информативного мышления, которые необходимо представить виде технологии информативно-проектного обучения;
3. Концептуальная модель формирования у студентов профессиональных компетенций и информативного мышления в условиях диалога естественнонаучной и гуманитарной культур в вузе должна включать в себя научную, нормативную, технологическую и эмпирическую подсистемы, каждая из которых направлена на выполнение соответствующей функции: создание научного, нормативного, методического и практического обеспечения исследуемого процесса.
4. Педагогические условия, обеспечивающие процесс формирования информативного мышления и соответствующих ему интегративных понятий у студентов с использованием диалога научных культур, предполагают включение таких составляющих как:
1) проектирование в содержание подготовки студентов принципа дополнительности;
2) реализация специальной подготовки студентов через формирование сквозных целей и задач в рамках изучаемых дисциплин, направленных на решение задач курсового и дипломного проектирования;
3) совершенствование диалектического мышления студентов, направленное на идею диалога научных культур и формирование у них информативного мышления;
4) максимальное использование активных методов обучения с применением компьютерных средств в различных сферах деятельности студентов с активизацией у них рефлексивных способностей.
5. Технологическое обеспечение диалога научных культур должно включать в себя современные информационные технологии, обеспечивающие эффективное формирование у студентов интегративных понятий. Критерии результативности формирования у студентов информативного мышления и интегративных понятий необходимо определять в процессе мониторинга качества профессионального образования, определяющего эффективность реализуемой концепции обучения.
6. Диалог научных культур является обязательным компонентом формирования у студентов информативного мышления, поэтому необходимо структурировать дидактические возможности указанных культур и выявить
целесообразные направления их использования на каждом этапе формирования указанного мышления у студентов вуза. Методика формирования интегративных понятий, являющейся частью технологии информативно-проектного обучения, должна иметь структурную организацию и реализовываться в следующих подструктурах: целевой, содержательной, технологической, организационно-исполнительной, уровнево-результативной.
Исходя из вышеизложенного, при разработке концепции
информационно-проектного обучения необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть философский, исторический и психолого-педагогический аспекты диалога научных культур в формировании у студентов информативного мышления.
2. Разработать и апробировать концепцию использования диалога научных культур.
3. Обосновать, разработать и внедрить концептуальную модель - модель развития у студентов интегративных понятий и информативного мышления при реализации диалога научных культур.
4. Выявить и обосновать педагогические условия успешной реализации диалога научных культур при формировании у студентов информативного мышления и интегративных понятий.
5. Разработать научно-обоснованную информационно-проектную технологию формирования у студентов информативного мышления и профессиональных компетенций на основе диалога научных культур, обеспечивающую реализацию педагогических условий, экспериментально ее апробировать и оценить ее эффективность.
Одним из недостатков современного образования является недооценка образовательной системой огромных развивающих возможностей изучения физики, химии и других естественных наук с учетом их экономической, культурной, философской целесообразности и эффективности. Снижается качество и уровень естественнонаучного образования, падает интерес учащихся к нему (Ю.И. Дик, Л.Я. Зорина, С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, В.Г. Разумовский, Л.В. Тарасов, А.В. Усова), что, на наш взгляд, приводит к падению престижности технических специальностей о приоритете развития которых много говорится в последние время.
В обсуждаемых условиях одна из основных задач педагога - вывести каждого человека на определенный, достаточно устойчивый уровень педагогической рефлексии, чтобы он и в обычных, и в экстремальных ситуациях мог взять на себя роль педагога - стать учителем и для себя, и для других. Но для этого сам педагог должен знать логику педагогических действий, должен иметь достаточно развитое диалектичное и информативное мышление, для которого рефлексия является неотъемлемым качеством, атрибутом.
Ведущей идеей разработанной нами концепции исследования является гармонизация методических, методологических, теоретических и технологических основ использования диалога научных культур в формировании у студентов информативного мышления.
Теоретические основы ведущей идеи раскрываются в следующих положениях:
1. Непрерывное комплексное образование - это единая развивающаяся система, проявляющаяся как совокупность последовательно связанных и диагностируемых на каждом этапе дидактических и технологических процессов, направленных на формирование личности выпускника, его профессиональных качеств с учетом меняющихся потребностей общества, создающая предпосылки для перехода системы на более высокий уровень развития обеспечивающая его конкурентоспособность на рынке труда.
2. Диалог научных культур обеспечивает связь между отдельными процессами педагогической системы. Сущность диалога научных культур в нашем исследовании состоит в непрерывной диагностике и контроле результатов каждого процесса, составляющих единое целое в «петле качества» развития педагогической системы на базе формирования единых целей и задач.
3. Преемственность между формированием понятий и проектированием модели явления во всех блоках дисциплин учебного плана обеспечит развитие информативного мышления.
4. Разработка единого алгоритма использования информационных технологий при проектировании модели явления при обучении гуманитарным, естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам обеспечит целостность педагогической системы и непрерывность образования.
Для решения поставленных задач нами разработана концепция информационно-проектного обучения, которая момент проходит апробацию в образовательных учреждениях города Магнитогорска.
Библиографический список
1. Концепция модернизации образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р
Bibliography
1. Education Modernization Concept for the Period till 2010. The Order of the Government of the Russian Federation, 29.12.2001, № 1756-r.