(в том числе в процессе когнитивной деятельности) со способ- рования всех членов группы к реализации трех функций труда
ностью личности реализовывать логическую функцию. с целью осмысления возникших проблем и нахождения опти-
В целом, мы можем сделать вывод о том, что управленче- мальных (корректных) способов их разрешения на основе зна-
ский аспект когнитивной деятельности как вида непроизводи- ний теоретических положений психологии когнитивной деятель-
тельного труда (в широком смысле слова) в контексте органи- ности о сущности и видах исследуемого явления, также их
зации ситуационного центра отражает необходимость иниции- своевременной экстраполяции в работу указанного центра.
Библиографический список
1. Анисимов, О.С. Информационные технологии и ситуационные центры. - Омск, 2010.
2. Чернявская, В.С. Пилотный проект коллективного управления вузом средствами ситуационного центра. - Владивосток, 2010.
3. Лубочников, П.Г. Безопасное психологическое пространство личности студента в вузе // Образование и культура в развитии современного общества: материалы международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2009. - Ч. II.
4. Нургалеев, В.С. Развитие воображения субъекта в процессе когнитивной деятельности. - Красноярск, 2007.
5. Поляруш, А.А. Единство в многообразии. Системный подход к учебному процессу: пособие для учителей. - Красноярск, 1994.
Bibliography
1. Anisimov, O.S. Informacionnihe tekhnologii i situacionnihe centrih. - Omsk, 2010.
2. Chernyavskaya, V.S. Pilotnihyj proekt kollektivnogo upravleniya vuzom sredstvami situacionnogo centra. - Vladivostok, 2010.
3. Lubochnikov, P.G. Bezopasnoe psikhologicheskoe prostranstvo lichnosti studenta v vuze // Obrazovanie i kuljtura v razvitii sovremennogo obthestva: materialih mezhdunarodnoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii. - Novosibirsk, 2009. - Ch. II.
4. Nurgaleev, V.S. Razvitie voobrazheniya subjhekta v processe kognitivnoyj deyateljnosti. - Krasnoyarsk, 2007.
5. Polyarush, A.A. Edinstvo v mnogoobrazii. Sistemnihyj podkhod k uchebnomu processu: posobie dlya uchiteleyj. - Krasnoyarsk, 1994.
Статья поступила в редакцию 02.09.11
УДК 378.144/146
Plugina N.a. CONCEPTUAL BASES OF TECHNOLOGY OF INFORMATION-DESIGN TRAINING OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DIALOGUE OF SCIENTIFIC CULTURES. Annotation: In article essential signs of pedagogical technology are considered. The structure of technology of information-design training is defined, its substantive provisions are stated. Pedagogical conditions of realization of the concept of information-design training of students are resulted.
Key words: technology of information-design training, dialogue of scientific cultures, natural-science and humanitarian culture.
Н.А. Плугина, канд. пед. наук, доц. МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: plugina [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИАЛОГА НАУЧНЫХ КУЛЬТУР
В статье рассматриваются существенные признаки педагогической технологии. Определена структура технологии информационно-проектного обучения, изложены ее основные положения. Приводятся педагогические условия реализации концепции информационно-проектного обучения студентов.
Ключевые слова: технология информационно-проектного обучения, диалог научных культур, естественнонаучная и гуманитарная культура.
В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы с социально-ориентированного на личностно-ориентированное, идеалом которого является «человек культуры», способный вступить в диалог с себе подобными, а также в диалог культур, в том числе и научных.
Диалог культур был и остается важным фактором выработки новых ценностей и новых стратегий цивилизационного развития человечества. Естественнонаучная и гуманитарная культуры и науки имеют достаточное количество проблем, предметная область которых для них едина. Для решения таких проблем необходима их интеграция на базе диалога. Отметим, что эти культуры и составляющие их ядро науки активно формируют мировоззрение людей, которое обладает характеристикой целостности.
Специфическое значение приобретает диалог при рассмотрении его в контексте «диалога культур». Мы полагаем, что создание образовательной среды «диалога культур» отражает следующие смыслы: 1) соответствие природе понимания, основанной на гуманитарном и естественнонаучном знании, создание логических (рациональных) компонентов мышления; 2) отражение современных тенденций развития образования, построенного на личностно-ориентированном и личностно-деятельностным подходах; 3) соответствие природе искусства, создание иррациональных (образных) компонентов мышления.
Говоря о единстве естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры личности, необходимо иметь в виду их интеграцию. Разрабатываемая технология образования предполагает взаимодополнительное единство профессиональных и общекультурных компетенций.
Проблемы разработки педагогической технологии нашли отражение в работах В.П. Беспалько, В.И. Гинецианского, О.В. Дол-женко, З.Д. Жуковской, А.В. Карпова, М.В. Кларина, А.К. Колеченко,
З.А. Решетовой, Н.Ф. Талызиной, В.К. Тарасова, Ю.К. Черновой, М.А. Чошанова, Н.Е. Щурковой и других педагогов.
Е.Н. Ращикулина выделяет три аспекта к определению категории педагогическая технология: научный, процессуальноописательный, процессуально-действенный. Далее она дает следующее описание выделенным аспектам «научный: педагогические технологии могут быть рассмотрены как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; процессуально-действенный: осуществление педагогического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств». [1, с. 159].Мы полагаем , что можно выделить еще и интегративный подход, включающий в себя все выше перечисленные.
На основе исследований П.Р. Атутова, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинского, Г.К. Селевко Е.Н. Ращикулина приводит основные признаки обучающих технологий: системность,
управляемость, эффективность, воспроизводимость, система обратной связи [1, с. 159-160].
При разработке технологии необходимо учитывать следующие ее существенные признаки, на которые мы и будем опираться: 1) определение методологической и философской основы; 2) количественное и качественное описание конечного результата, на достижение которого направлена технология;
3) описание технологической цепочки педагогических действий, с выделением строго определенных абстрактные и конкретных целей, направленные на достижение конкретного конечного результата; 4) описание деятельности учителя и учащихся на основе на принципах разработанной концепции; 5) воспроизводимость педагогической технологии любым педагогом; б) гарантия достижение планируемых результатов всеми обучающимися; 7) разработка диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов реализации технологии.
Мы согласны с мнением В.И. Загвязинского [2] о том, что технология имеет жесткую систему предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментальностью и диагностич-ностью целей. В.П. Беспалько выделяет принцип структурной и содержательной целостности учебно-воспитательного процесса, который предполагает гармоничное взаимодействие всех компонентов информационно-образовательной среды [3]. Разработанные нами педагогические условия позволяют конкретизировать выбранную нами педагогическую технологию.
При разработке технологии информационно-проектного обучения студентов, мы исходили из следующей структуры концептуальных основ технологии:
1. философская, в частности, методологическая основа технологии;
2. концептуальная идея;
3. модель педагогической системы
4. научная концепция усвоения социального опыта;
5. применяемая образовательная концепция;
6. основополагающие факторы психического развития человека [4, с. 18-27].
В качестве философской основы разработанной нами технологии на общенаучном уровне выбран структурно-интегративный подход, позволяющий формулировать стратегические цели проектирования и обеспечить ее внедрение за счет использования современных принципов управления образовательным процессом.
На частнонаучном уровне основой нашей технологии выбран информативно-проектный подход, который обеспечивает: овладение обучающимися целостной научной картины мира; гармоничное развитие личности на базе формирования профессиональных компетенций.
Известно, что процессы познания, обучения и т.д. находятся в непрерывном, постоянном развитии. Исходя из этого, для получения гарантированного результата необходима постоянная диагностика и анализ образовательных целей, образовательного процесса и его результатов. В случае необходимости проводится своевременная корректировка поставленных целей и методов их достижения. Таким образом, образовательный процесс представляет собой цикл, выход их которого осуществляется после получения требуемого результата и достижения поставленных целей.
Концептуальная идея разрабатываемой технологии заключается в дополнении диалектико-философского направления принципами гуманизации, природосообразности, культуросооб-разности и интеграции. Коротко охарактеризуем эти принципы.
Принцип гуманизации образования - система мер, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений, и направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании и технологии обучения.
Принцип природосообразности - система мер, ориентированных на учет природных задатков человека, опирающаяся на них и единство человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия.
Принцип культуросообразности - учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования.
Принцип интеграции - единство функциональное и структурное, культурное и организационное всех элементов общества, требующее развития ответственности за целое.
Объединение разнообразных философских подходов в целостную образовательную технологию возможна на основе принципов дополнительности и интеграции гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин на базе: а) формирования интегративных понятий, имеющих место во всех учебных дисциплинах; б) постановки целей осмысленного формирования профессиональных компе-
тенций в рамках каждой учебной дисциплины; в) реализации диалога между всеми учебными дисциплинами на основе подготовки курсового и дипломного проектов, служащих реальной основой формирования интегративных понятий и информативного мышления.
Следует остановиться на особенностях научного знания, на базе которых строится технологические аспекты концепции информационно-проектного обучения.
1. Научное знание характеризуется систематичностью и логической выводимостью одних знаний из других.
2. Объектами научного знания выступают своеобразные аналоги (модели) предметов и явления реального мира.
3. Основным признаком научного знания является осознанный, мотивированный контроль процедуры получения новых знаний.
4. Научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка, четко фиксирующего смысл и значение применяемых для описания понятий.
5. Научное знание предполагает объективность, достоверность и проверяемость открываемых истин.
6. Главная задача науки - искать законы их существования явлений и процессов действительности.
Таким образом, основными элементами научного знания являются: 1) установленные факты (фундамент науки); 2) закономерности, обобщающие группы фактов; 3) база понятий, однозначно описывающих научные достижения; 4) теории, представляющие собой, как правило, системы закономерностей, в совокупности описывающих некоторый фрагмент реальности; 5) научные картины мира, рисующие обобщенные образы реальности, сведенные в системное единство теории, допускающие взаимное согласование.
Успешность решения конкретных практических задач является, на наш взгляд, одним из основных показателей развития информативного мышления, обеспечивающего формирование у обучающихся проектировочных умений. К сожалению, существующее традиционное профессиональное образование чаще всего в значительной степени обеспечивает лишь действие по строго определенному алгоритму, репродукцию знаний и уже показанных способов действий. Возникновение нестандартных ситуаций, изменение исходных условий, уже ставит студентов в тупик, а порой вообще приводит к отказу от решения конкретной неординарной задачи. Именно здесь, на данном этапе обучения должно работать проектирование, а значит, и творчество, без которого оно просто невозможно. В целях обучения способам проектной деятельности целесообразно выделить основные типы задач и дополнить их обобщенными алгоритмами (стратегия проектирования) и вариативными алгоритмы их решения (тактика и оперативность проектирования), допускающими свободу выбора и творчества. Следовательно, организация учебной деятельности должна предполагать не только действие студентов по определенным алгоритмам, отбор необходимых инструментов для выполнения задания, но и создание своих проектов, обеспечивающих реализацию поставленной перед ними учебной цели.
Для формирование у студентов информативного мышления необходимо научить студентов: в зависимости от изменяющихся условий в процессе профессиональной деятельности составлять и корректировать различные виды алгоритмов; для быстрого поиска необходимой информации применять основные принципы формирования и использования понятийного аппарата по теме, дисциплине, специальности; на основе принципов построения современных баз данных систематизировать имеющиеся знания, умения и навыки; развивать и оценивать профессионально значимые качества личности и профессиональные компетенции.
Теоретическое знание традиционно выступает как система гипотез, законов, выводов и допущений, в современном образовании, в котором значительную роль играют информационные технологии, оно может быть понято как система матриц, предполагающих различные правила интеллектуальной и предметно-практической деятельности.
Для обеспечения современного представления о целостной научной картине мира необходимо выделить наиболее общие интегративные понятия, которые используются как в научном, так и в философском, религиозном, художественнобытовом мировоззрении.
Любая технология обучения исходит из представлений об источниках, определяющих психическое развитие человека. Мы опираемся на основополагающие факторы психического развития человека, представляющие личность как ^аЬШагаБа», на которой записывается социальный опыт человека, а также результаты его обучения [4].
В научной концепции усвоения социального опыта мы опираемся с некоторой корректировкой (учитывающей специфику иррационального и логического мышления) на теорию поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.). В основе концепции лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее, умственное развитие является поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план. Здесь внешние действия с предметами подвергаются обобщению, вербализуются, сокращаются, становятся готовыми к дальнейшему внутреннему развитию, которое может превышать возможности внешней деятельности.
С учетом корректировки этапы обучения можно охарактеризовать следующим образом.
1. Создание ориентировочной основы действия (ООД). Формирование в сознании обучаемого ориентировочной основы действия - текстуально и графически оформленной модели изучаемого действия.
2. Материальное (материализованное) действие. Обучаемые добывают информацию в различных видах: от реальных предметов или их моделей, схем, макетов, чертежей и т.д., сверяя свои действия с ООД (инструкцией), используя различные носители информации. На данном этапе составляют матрицу анализа понятий, необходимых для проектирования модели изучаемого процесса или явления.
3. Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает и функцию ориентировочной основы выполняет внешняя речь. Обучаемые описывают поэтапно разработанную модель. Результаты своей деятельности представляют в форме презентации на персональном компьютере. При этом в их сознании происходят процессы обобщения, сокращения учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.
4. Этап внутренней речи. Обучаемые анализируют про себя результаты проектирования модели, наиболее сложные, значимые элементы действия проговариваются вслух во время защиты презентации, что способствует его дальнейшему мыслительному свертыванию и обобщению.
5. Этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически прокручивают функции разработанной модели и делают выводы о ее применяемости в окружающем мире, что свидетельствует об интериоризации действия, его переходе во внутренний план, исключении необходимости внешней опоры [5].
В разрабатываемой технологии обучения применяемая образовательная концепция нами рассматривается следующим образом.
Развитие современного общества требует разработки новой системы образования, которая способствовала бы формированию у обучающихся способности к проектной деятельности, ответственности, веры в себя и свои профессиональные способности. Общепризнанно, что основными достоинствами российской школы являются:
1) осуществление подготовки практически по всем направлениям науки, техники и производства;
2) масштабность подготовки специалистов и обеспеченность кадрами;
3) достаточно высокий уровень общеобразовательной, фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам;
4) тесная связь с практикой и традиционная ориентация на профессиональную деятельность.
Человек, его духовное развитие, система ценностей, формирование его нравственно-волевых качеств, творческой свободы личности должны находиться центре новой парадигмы образования.
С этой целью необходимо откорректировать деятельность педагогов в следующих направлениях:
1) дополнить понятие «фундаментализация образования», включив в его содержание науки о человеке и обществе;
2) осуществить формирование интегративных понятий и информативного мышления, единого видения современной целостной научной картины мира;
3) осуществить диалог научных культур, устранив имеющиеся противоречия.
Мы полагаем, что разрабатываемая образовательная технология должна опираться на следующие основные направления реформирования образования: ориентация на человека, его особенности и способности; гуманитаризация образования; интеграция частных наук, переход от множества учебных дисциплин (предметов) к интегративным курсам.
Основополагающими условиями для решения поставленных задач, на наш взгляд, являются: увеличение престижности образования; инициативное восприятие наук о человеке; демократизация, деидеологизация; ориентир на современные технологии производства; внедрение новых информационных технологий.
Психологические аспекты формирования мышления, приемов познавательной умственной деятельности, теории научения, выявление психологических особенностей обучающихся, которые использованы для анализа обучения физике, связаны с результатами исследований, проводимых Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, Е.Н. Кабановой-Меллер, В.А. Крутецким, А.Н. Леонтьевым, Н.А. Менчинской, Л.С. Рубинштейном, Н.Ф. Талызиной, М.Н. Шардаковым, Л.Б. Элько-ниным и др.
Формирование интегративных понятий, на наш взгляд, непосредственно связано с проблемой развития мышления студентов. Как справедливо отмечает П.К. Анохин, мышление системно по своей природе [6, с. 101]. Это свойство мышления необходимо использовать в процессе обучения. Мы считаем, что в настоящее время появилась необходимость целостного подхода к изложению материала, накопленного в результате аналитического подхода к предмету, необходима систематизация и, в частности, интеграция знаний, получаемых учащимися на различных учебных предметах.
В своей работе И.Я. Лернер истолковывает степень систематизации таким образом: Степень систематизации зависит от:
1) умения объяснить связи между отдельными знаниями;
2) умения самостоятельно систематизировать знания; 3) умения излагать материал так, чтобы последующий опирался на предыдущий; 4) умения самостоятельно находить новые связи между старыми и новыми знаниями.
Г.М. Анохина также предлагает алгоритм систематизации знаний, который предполагает следующую последовательность действий: сформулировать цель; выделить материал, подлежащий систематизации; найти в нем структурные элементы; найти связи между ними; найти общее и особенное в каждом элементе; выбрать способ наглядного представления; результат [7, с. 60].
Развитие у студентов интегративных научных понятий составляет важный новый элемент «научной культуры» и мышления. Формирование новой научной культуры требует радикальных изменений в понимании науки и образования. Здесь можно отметить следующие моменты:
1) Современное образование должно быть не просто научным, но культуросообразным.
2) Научные знания не должны преподноситься как абсолютные.
3) Образование становится процессом, дающим не только готовые и математизированные знания, сколько способы мышления, свойственные тем или иным формам социальной деятельности.
4) Освоение того или иного способа мышления в процессе образования определяется личностными особенностями учащихся. Способ мышления становится основой для построения учащимися собственного мировоззрения, основанного в личной вере в его истинность.
5) Личностно-ориентированное образование предполагает не только учет и формирование психофизиологических особенностей учащихся, сколько выявление различий и развитие специфики мировосприятия, своеобразия жизненных планов.
Мы ориентируемся на условия самостоятельности мышления человека, которые выделены Г.Г. Гранатовым:
1) Примат свободы над дисциплиной (в их гармонии и взаимной дополнительности).
2) Примат субъективно-чувственного, личностного (казалось бы иррационального) над объективно-сознательным (рациональным), природосообразного над культуросообразным в истоках своей деятельности.
3) Наличие своей веры, основанной не на сознании и принуждении, а на своем интересе и чувствовании (на своей любви) [8, с. 8].
Таким образом, основные положения технологии информационно-проектного обучения можно сформулировать следующим образом:
1) Соблюдение основных классических принципов: научности; природосообразности; последовательности и систематичности; доступности; прочности; сознательности и активности; наглядности; связи теории с практикой; учета возрастных и индивидуальных особенностей [9], а также их взаимное дополнение соответствующими противоположными принципами развивающего обучения.
2) Применение (с некоторой корректировкой) принципов программированного обучения В.П. Беспалько:
1) Принцип иерархии управляющих устройств, в которой ведущее место отводится педагогу, управляющему образовательным процессом. Педагог в процессе обучения определяет цели, мотивирует деятельность студентов на достижение конечного результата, выбирает метод обучения, применяемые информационные технологии, оказывает индивидуальную помощь и необходимую корректировку в сложных нестандартных ситуациях обучения.
2) Принцип оперативной обратной связи, вытекающий из теории построения и преобразования информации. Он требует цикличной организации системы управления учебным процессом. Обратная связь необходима для понимания учебного процесса и для его корректировки в случае необходимости.
Библиографический список
3) Принцип осуществления шагового процесса проектирования изучения учебного материала. При этом каждый шаг включает четыре взаимосвязанных этапа: информация, операция с обратной связью, контроль и самооценка результата с последующей итоговой оценкой.
4) Принцип индивидуальности при работе по программе. Каждый обучающийся имеет возможность продвижения по программе обучения с комфортной для себя скоростью, необходимой для усвоения учебного материала.
5) Принцип использования в процессе обучения современных специальных технических и программных средств, связанных с развитием определенных черт личности и качеств обучающихся [3].
6) Применение основных принципов диалога культур.
7) Реализация комплекса педагогических условий.
Педагогические условия, обеспечивающие процесс
формирования информативного мышления и соответствующих ему интегративных понятий у студентов с использованием диалога научных культур, предполагают включение таких составляющих как:
1) проектирование в содержание подготовки студентов принципа дополнительности;
2) реализация специальной подготовки студентов через формирование сквозных целей и задач в рамках изучаемых дисциплин, направленных на решение задач курсового и дипломного проектирования;
3) совершенствование диалектического мышления студентов, направленное на идею диалога научных культур и формирование у них информативного мышления;
4) максимальное использование активных методов обучения с применением компьютерных средств в различных сферах деятельности студентов с активизацией у них рефлексивных способностей.
Результаты педагогического исследования подтвердили эффективность разработанной технологии.
1. Ращикулина, Е.Н. Подготовка студентов к реализации принципа преемственности в реализации познавательных способностей детей: дис. ... д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 2006.
2. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1982.
3. Беспалько, В.П. Программное обучение и идеи кибернетики. - М., 1970.
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособ. - М., 1998.
5. Ракитов, А.И Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. - 1994. - № 34.
6. Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. - М., 1978.
7. Бабаджанян, С.Б. Межпредметные связи естественнонаучных дисциплин на факультативных занятиях / С.Б. Бабаджан, В.М. Мохов // Советская педагогика. - 1970. - № 10.
8. Гранатов, Г.Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении: дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 1993.
9. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1982.
Bibliography
1. Rathikulina, E.N. Podgotovka studentov k realizacii principa preemstvennosti v realizacii poznavateljnihkh sposobnosteyj deteyj: dis. ... d-ra ped. nauk. - Magnitogorsk, 2006.
2. Zagvyazinskiyj, V.I. Metodologiya i metodika didakticheskogo issledovaniya. - M., 1982.
3. Bespaljko, V.P. Programmnoe obuchenie i idei kibernetiki. - M., 1970.
4. Selevko, G.K. Sovremennihe obrazovateljnihe tekhnologii: ucheb. posob. - M., 1998.
5. Rakitov, A.I Novihyj podkhod k vzaimosvyazi istorii, informacii i kuljturih: primer Rossii // Voprosih filosofii. - 1994. - № 34.
6. Anokhin, P.K. Filosofskie aspektih teorii funkcionaljnoyj sistemih. - M., 1978.
7. Babadzhanyan, S.B. Mezhpredmetnihe svyazi estestvennonauchnihkh disciplin na fakuljtativnihkh zanyatiyakh / S.B. Babadzhan, V.M. Mokhov // So-vetskaya pedagogika. - 1970. - № 10.
8. Granatov, G.G. Metod dopolniteljnosti v pedagogicheskom mihshlenii: dis. ... d-ra ped. nauk. - Chelyabinsk, 1993.
9. Komenskiyj, Ya.A. Izbrannihe pedagogicheskie sochineniya. - M., 1982.
Статья поступила в редакцию 04.09.11
УДК 378.14.014.13
Popova R.I. Silakova O.V. METHODICAL PREPARATION OF MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE FIELD OF HEALTH AND SAFETY TO THE ORGANIZATION OF OUT-OF-CLASS WORK WITH PUPILS. In article it is considered questions of vocational training of students taking into account updating of educational standards of the general education for the senior school to the organization of out-of-class work with pupils in a course of "a health and safety Basis».
Key words: methodical preparation, out-of-class work in a course of "a health and safety Basis», elective courses.
Р.И. Попова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. методики обучения безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург; О.В. Силакова, канд. пед. наук, преп. каф. методики обучения безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
бЗ