УДК 371.1 ББК 571
Плугина Наталья Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра естествознания и философии образования Магнитогорский государственный университет г. Магнитогорск Plugina Natalya Alexandrovna,
Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Natural Sciences and Education Philosophy Magnitogorsk State University Magnitogorsk
Структурно-интегративный подход в реализации диалога научных
культур
Structural-and-Integration Approach in Dialogue of Scientific Cultures
Realization
В статье рассматриваются особенности реализации структурноинтегративного подхода, приводится алгоритм проведения структурного анализа. Приведен анализ методологических подходов, реализуемых в концепции информационно-проектного обучения. Взаимосвязь элементов метода дополнительности с компонентами информативного мышления, а также принципами структурно-интегративного подхода приводятся в табличной форме.
The article considers special features of structural-and-integration approach realization, presents the algorithm of carrying out the structural analysis. The analysis of the methodological approaches realized in the concept of information-and-project training is carried out. Interrelation of the complementarity method elements with informative thinking components, and as well as the principles of the structural-and-integration approach are presented in tabular form.
Ключевые слова: информативное мышление, интеграция
методологических подходов, структурный анализ, диалог научных культур, структурно-интегративный подход, метод дополнительности
Key words: informative thinking, integration of methodological approaches, structural analysis, dialogue of scientific cultures, structural-and-integration approach, complementarity method.
На современном этапе научно-технического прогресса информация удваивается каждые два года, постоянно совершенствуются множество различных подходов как к научным исследованиям, так и к обучению, которые имеют определенную область приложения.
Культура нового информативного мышления с опорой на диалог научных культур, на наш взгляд, - это культура интеграции всех прошлых, настоящих и будущих культур в единую целостную научную картину мира. Эта философия рассматривает специфику понимания себя и «Другого нечто □ через произведения культуры.
Базовой философско-методологической основой структурно-
интегративного подхода, на наш взгляд, является «диалог культур» М.М. Бахтина - B.C. Библера. Согласно этой философской концепции, культуры индивидуумов, личностей, социальных групп, народов, исторических эпох, стран и т.д. вступают между собой в диалогическое общение, непрерывно взаимодействуют, при этом взаимно обогащаются и взаимодополняют друг друга.
Развитие общества XX и начало XXI века доказали, что каждый исторический этап связан с феноменом культуры, имеет специфические особенности, свой неповторимый колорит. Для обеспечения диалога между различными культурами на данном этапе необходимо структурировать имеющиеся подходы по определенным признакам, что обеспечит интеграцию при изучении дисциплин. B нашем подходе мы используем метод структурного анализа, основанный на единой четырехэтапной структуре понятия.
Алгоритм проведения структурного анализа системы может быть следующим: 1) разбиение на уровни иерархии (при этом необходимо
ограничить число элементов на каждом из уровней □ не более семи и не менее трех); 2) введение ограниченного контекста (он должен включать наиболее существенные на каждом уровне признаки); 3) определение данных и операций над ними, использование строгих формальных правил записи; 4) построение системы путем последовательного приближения к конечному результату.
Одной из задач структурного анализа является определение задач и функций системы, а также формулировка требований, например:
1. Формулировка условий функционирования и эксплуатации системы (например, аппаратные и программные средства, необходимые для корректной работы системы; требования к операторам системы).
2. Описание функций, выполняемых системой.
3. Введение ограничений в процессе разработки (сроки выполнения этапов, имеющиеся аппаратные и программные средства, методы и средства защиты информации).
Следует подчеркнуть здесь, что основной целью анализа является преобразование общих знаний о требованиях к разрабатываемой системе по возможности в точные определения.
Мы полагаем, что при реализации диалога научных культур необходимо использовать различные методологические подходы, выбор которых невозможен без осознания сути каждого их них, а также преимуществ и недостатков. Реализация диалога научных культур предполагает, на наш взгляд, обязательную интеграцию методологических подходов (см. табл.1)..
К настоящему времени учёными уже определены методологические основы интеграции, в частности, в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития.
Выделенные методологические положения позволяют ученым сформулировать целый ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход.
Интеграция в образовательном процессе может проходить на разных уровнях: внутрипредметный, межпредметный
В целях конкретизации сущности данного подхода раскроем идею развития информативного мышления.
Таблица 1
Анализ методологических подходов, реализуемых в концепции информационно-проектного обучения
Подход Суть подхода Преимущества и недостатки
Структ урный подход Структура иерархическая. Организация и управление деятельностью осуществляется по структурным элементам, а их взаимодействие - через должностных лиц и Недостатки: 1. Отнесение этапов работы к различным элементам организационной структуры при разбиении технологии работы на отдельные фрагменты 2. Фрагментарное (на уровне структурных
Подход Суть подхода Преимущества и недостатки
структурные подразделения более высокого уровня. элементов) описание выполнения работ. 3. Отсутствие ответственного за конечный результат. 4. Отсутствие промежуточных результатов деятельности и ответственных за эти результаты. 5. Большие затраты на передачу результатов между подразделениями. 6. Высокие накладные расходы, крайне неэффективный управленческий учет. 7. Практически отсутствие автоматизации попытки внедрения корпоративных информационных систем в основном оканчиваются неудачей.
Функц иональ ный подход Определение границ между подразделениями по принципу функциональных областей. При этом набор типовых функций детализируется и привязывается к конкретному предприятию, к его службам и подразделениям Недостатки: 1. Попытки упорядочивания функций, наталкиваются на сопротивление бюрократической машины. 2. В структуре велики расходы на поддержку бюрократического аппарата.
Процес сный подход Ориентирован на бизнес-процессы, нацеленными на создание продуктов или услуг. При этом система управления компанией ориентируется на управление бизнес-процессами предприятия, а система качества обеспечивает качество технологии выполнения бизнес-процессов Основными чертами организационной структуры являются: 1. делегирование полномочий и ответственности исполнителям; 2. сокращение количества уровней принятия решения; 3. сочетание принципа целевого управления с групповой организацией труда; 4. повышенное внимание к вопросам обеспечения качества продукции или услуг и работы предприятия в целом; 5. автоматизация технологий выполнения бизнес-процессов.
Проект ный подход Деятельность предприятия рассматривается как совокупность проектов, имеющих фиксированное начало и окончание. Под проект выделяются ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Управление включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей Недостатки: 1. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе). Преимущества структуры управления по проектам: 1) высокая гибкость; 2) сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.
Мышление является □ высшей ступенью в развитии духовной, теоретической деятельности человека^ (1, с. 366) и является непрерывным процессом отображения объектов и при реальном взаимодействии человека с окружающим миром. Мышление Ш есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей для образования ее новых целей, открытия новых предметов и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества^ (2, с. 200.).
На основании этого определения можно делать вывод, что мышление выступает средством для реализации диалога научных культур.
Мы полагаем, что мышление человека функционирует в соответствии со следующими основными принципами: целостности, гармонизации,
природосообразности, культуросообразности, дополнительности и эффективности.
Информативное мышление должно отражать обе стороны мышления, как бы интегрировать их в единое целое, что поможет человеку при взаимодействии с технической действительностью и искусственным окружением выявлять проблемы и противоречия, отрицательно влияющие на живую природу.
С точки зрения информативного мышления, важно отметить роль гармонии и рационального, и логического в мышлении, причем гармонии, основанной на единстве и борьбе взаимодополняющих и противоположных пар свойств, т.е., выявляя противоречия между природособразностью и культуросообразностью, целостностью и дополнительностью, решая проблемы, вызванные этими противоречиями, человек становится на новую ступень отражения действительности, на которой меняется характер доминирования данных компонентов. В информативном мышлении также находят отражение единство и борьба противоположных, но в то же время дополнительных форм мышления, таких как дискуссивная и интуитивная, понятийная и чувственнообразная, формально-логическая и логико-динамическая. Для формирования целостного представления о научной картине мира диалог между различными Вестник ЧГПУ82011 94
культурами должен основываться именно на точках соприкосновения и взаимодополнения этих противоположных форм мышления.
Мы согласны с мнением И.В. Челышевой о том, что «Для конкурентоспособного специалиста любой области необходимо уметь быстро ориентироваться в информационном пространстве, максимально используя весь арсенал предлагаемой медиапродукции посредством различных СМК (телекоммуникационных сетей, Интернета, видео, прессы и т.п.). Кроме чисто практических навыков владения различными медиа (компьютерной техникой, Интернетом, современной видео, аудиоаппаратурой и др.), необходимость которых уже ни у кого не вызывает сомнения, значительно актуализируется значимость анализа и синтеза пространственно-временной реальности, способности «читать □, интерпретировать и оценивать медиатексты, изложенные в каком-либо виде или жанре медиа, осуществлять их декодировку, критически осмысливать медийные сообщения» (3, с. 29). Именно на решение этой задачи и нацелено информативное мышление.
В информативном мышлении должны постоянно соседствовать и дополнять друг друга различные формы мышления: наглядно-образное и понятийное, наглядно-действенное и логическое и т.п. Для развития информативного мышления наиболее предпочтительными являются следующие виды деятельности: проектная, проблемно-поисковая и др. Цели проектной деятельности: 1) использование информационных технологий с целью формирования умения использовать вычислительную технику и программное обеспечение применительно к профессиональной деятельности, разработка и изучение учебной (научной) проблемы; 2) приобретение навыков представления работы перед аудиторией как вид социальной адаптации студентов.
Исходя из проведенного анализа научных исследований, можно сформулировать принципы структурно-интегративного подхода. Коротко рассмотрим суть каждого из выделенных нами принципов. Представим информацию в табличной форме (см. таблица 2).
Принципы структурно-интегративного обучения
Принципы Суть принципа
Абстрагирова- ния Выделение существенный аспектов системы и отвлечение от несущественных для представления проблемы в простом виде
Формализации Необходимость применения строгого методического подхода к решению проблемы
Непротиворечи- вости обоснованность и согласованность элементов
Ограниченной видимости игнорирование несущественной на конкретном этапе информации
Концептуальной общности следование единой методологии на всех этапах, в частности, это следующие этапы разработки: структурный анализ; структурное проектирование; структурное программирование; структурное тестирование
Дополнительно- сти Вымвление противоречивых свойств изучаемого явления и системы в целом отрицательно влияющих на систему и изменение их для достижения максимально эффективного результата
Единства целей и задач Поставленные цели и задачи учебного занятия должны сочетаться с целями учебного курса и целями обучения студентов по данной специальности в целом.
Преемственности содержания образования Выделение общих интегративнык понятий, необходимых для изучений учебных дисциплин на всех ступенях обучения.
Целостности научной картины мира Создание у студентов целостного представления об окружающем мире, синтез их общетехнической специально-технологической, гуманитарной и социально-экономической подготовки в вузе является средством теоретического осмысления и практического опыта, способствующего формированию у них инженерной культуры
Развития профессиональ- ной компетентности Компетентность как особый тип организации знаний, обеспечивает гармоничное развитие личности, сформированное^ информативного мышления, в том числе механизмов эффективной переработки информации, индивидуальной избирательности проектной деятельности, что позволяет объективно оценивать влияние окружающего мира и максимально эффективно решать профессиональные задачи
Поиска проблем и противоречий При анализе содержания изучаемой темы выделять проблемы и формулировать противоречия, связанные с реальной специализацией студентов, а также с возможностью реализации идеи опережающего образования. Для этого необходимо индивидуализировать и дифференцировать обучения, более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся.
Единого алгоритма изучения явлений и процессов Использование общего подхода при рассмотрении явлений и процессов на учебных дисциплинах, в том в процессе реализации межпредметных и междисциплинарнык связей.
Комплексная оценка всех структурный элементов Образовательной системы в целом и изучаемого явления, в частности
Рассмотрим обобщения элементов метода дополнительности обобщенного на педагогику и психологию Г.Г. Гранатовым на информационнопроектное развитие информативного мышления студентов.
Таблица 3
Взаимосвязь элементов метода дополнительности и принципов структурно-интегративного подхода
N. Принципы структурноинтегративного подхода Элементы метода^ч дополнительности Абстрагирования Формализации Непротиворечивости Ограниченной видимости Концептуальной общности Дополнительности Единства целей и задач Преемственности содержания образования Целостности научной картины мира Развития профессиональной Поиска проблем и противоречий Единого алгоритма изучения явлений и Комплексная оценка всех структурных элементов
Роль научных понятий и идей + + + + + + ■ *
Формы и стили мышления + + + + + + + + + + +
Ориентация на развитие у каждого студента общей картины мира и картины мышления + + + ■ + ■ + * ■ ■ + +
Учет и осознание общей четырехэтапной структуры любого понятия + + + + + + ■ ■ * ■ + ■ +
Введение в содержание образования системных и несистемных фактов + + ■ ■ ■ + ■ * + ■ + + +
Ориентация на развитие понятия в каждом элементе знания + + + + + + ■ + + +
Обобщенная трактовка категории «понятие □ + + + + * + ■ + ■ + +
Выделение стилей диалектического мышления и оптимистическая гипотеза о слиянии этих стилей для любого человека «в норме □ + + + + + + ■ + + + + + +
Ориентация на выделение актуального и перспективного стилей мышления + + + + + + + ■ ■ ■ + + +
Необходимость классификации предметов изучения на материальные и идеальные + + + + + + ■ + +
Определения принципов дополнительности + + + + + * + + + + + + +
Природа и сущность диалектического мышления + + + + + + + + + ■ + + +
Обобщенная трактовка диалектики + + + + + + + + + + + + +
Взаимосвязь элементов метода дополнительности и компонентов
информативного мышления
Компоненты информативного мышления Элементы метода дополнительности. Конечная цель понятия, необходимые для определения функций системные элементы структурнофункциональные связи инфологическая модель алгоритм реализации связей факторы, влияющие на стабильность назначение информационной модели физическая эффективность использования явлением пространства, времени, информации назначение и эффективность явления факторы, повышающие полезные свойства направления развития с помощью ИТ положительные и дополнительные свойства
Роль научных понятий и идей + + + + +
Формы и стили мышления + + + + + + + +
Ориентация на развитие у каждого студента общей картины мира и картины мышления + + + + + + + + + + + + +
Учет и осознание общей четырехэтапной структуры любого понятия + + + + + + +
Введение в содержание образования системных и несистемных фактов + + + +
Ориентация на развитие понятия в каждом элементе знания + + + + + + + + + + + + +
Обобщенная трактовка категории «Понятие □ + + + + + + + + + + + + +
Выделение стилей диалектического мышления и оптимистическая гипотеза о слиянии этих стилей для любого человека «в норме □ + + + + ■ ■ +
Ориентация на выделение актуального и перспективного стилей мышления + + + ■ +
Необходимость классификации предметов изучения на материальные и идеальные + + + + ■ ■
Определения принципов дополнительности + + + + *
Природа и сущность диалектического мышления + + + + + + +
Обобщенная трактовка диалектики + + + + + + +
Первый элемент метода дополнительности □ роль понятий и идей в науке и учебном познании, имеет непосредственное отношение к специфике формируемого мышления, поскольку студентами уточняются определения таких категорий как «наука» «факт» «понятие□ «ЗаконС] «теория» «идея» «метод □ Роль понятий и идей в научном познании в целом и учебной дисциплины, в частности, можно определить на основании рис.1 монографии Г.Г. Гранатова (4, с.25). Далее можно познакомить студентов с еще несколькими элементами метода дополнительности, это, в частности, развитие понятий о каждом элементе знания, обобщенная трактовка категории «понятие» мир «Ъещей« мир «знаков» и мир «йдейП Для закрепления полученных знаний студенты выполняют первое упражнение по классификации научных фактов. Все это определенным образом отражается на развитии у них информативного мышления.
Определение форм и стилей мышления студентов является одной из первостепенных задач, поскольку необходимо иметь представление о начальном (нулевом) уровне студентов, с которыми предстоит работать дальше. Соответственно введение таких элементов метода дополнительности как «выделение стилей диалектического мышления» (информативное
мышление, формируемое у студентов является в определенной мере диалектическим), «Актуальные и перспективные стили» (любое мышление, в том числе и информативное имеет актуальные и перспективные стили), «йрирода и сущность диалектического мышления» является вполне уместным.
На элемент метода дополнительности «развитие общей картины мира и мышления» следует обратить особое внимание. Формирование единой картина мира и мышления, как мы уже подчеркивали выше, является основой для информативного мышления.
Очень важна роль следующего, четвертого элемента метода дополнительности □ четырехэтапная структура понятия, поскольку, опираясь именно на этот критерий, студенты могут скорректировать свою деятельность по проектированию модели изучаемого предмета (процесса или явления). Студенты узнают, что любое (том числе и интегративное) понятие имеет
основание, ядро, следствия, общее критическое истолкование.
Нельзя не согласиться с мнением Г.Г. Гранатова о том, что: «Б понятие о свете являясь «Природообразующим» и общечеловеческим (и в частности, дидактически межпредметным), всегда играло огромную роль в формировании в науке (и в учебном познании) понятия о естественнонаучной картине мираП и неслучайно поэтому, что учение о свете, борьба (с переменным успехом) противоположных теоретических моделей и понятий о его материальной сущности и природе иллюстрировали человечеству истинную «драму идей» диалектику познания, наиболее адекватную «диалектике природы» - учили «человека разумного» мыслить диалектический (5, с. 150).
Реализация диалога научных культур, кроме обозначенных нами выше положений, должна проводиться еще и на основе анализа принципов и характерных черт естественнонаучного стиля мышления и возможности обобщения каждого из этих принципов на гуманитарный стиль мышления, а также и на «картину мышления» в частности, информативного. Вообще здесь необходимо рассмотреть аспект дополнительности (асимметричной гармонии) природы и культуры в нем.
Следующий элемент метода дополнительности «ориентация на развитие у учащихся понятия в каждом элементе знания» играет существенную роль в процессе проектирования. Именно этот элемент метода дополнительности способствует осмыслению самого процесса проектирования, в частности, для указания связей элементов проектируемой модели.
Далее, такой элемент метода дополнительности как «Ьбобщенная трактовка категории «понятие»» непосредственно способствует формированию у студентов интегративных понятий высшего мировоззренческого уровня □ понятие о научной картине мира и, в частности, о естественнонаучной и гуманитарной картине мира; а в рамках диалога научных культур - об их дополнительности.
Выделение стилей диалектического мышления и оптимистическая гипотеза о слиянии этих стилей (и разных мировоззрений) для любого человека «в норме» (с доминированием одного или двух из них) На уровне
теоретического обобщения, при рассмотрении принципов и характерных черт естественнонаучного и гуманитарного стиля мышления, а также возможности использования информационных технологий в образовании, происходит формирование у студентов информативного мышления.
Отметим также, то ориентация на выделение актуального и перспективного стилей мышления осуществляется с помощью непосредственной связи, путем анализа и обсуждения принципов и характерных черт естественнонаучного и гуманитарного стиля мышления с трехэтапным методом: индукция, дедукция, критика, чтобы, каждый студент мог предположительно определить свой актуальный и перспективный стиль мышления.
Следующий элемент, с которым знакомятся студенты □ «определения принципов дополнительности □ Следует отметить, что в естественнонаучном стиле мышления, как один из опорных принципов, присутствует принцип дополнительности. Мы предполагаем знакомство студентов со всеми его трактовками. В процессе проектирования определенных моделей студентами реализуется какая-то из этих трактовок.
Элемент «йрирода и сущность диалектического мышления» также имеет однозначную связь с диалогом научных культур. На учебном занятии при обсуждении естественнонаучного и гуманитарного типов мышления перед студентами ставится задача обосновать актуальность для современной цивилизации диалога двух соответствующих культур (6, с. 121-122). Здесь же необходимо показать студентам роль и место рефлексии (педагогической и философской) в формировании мировоззрения и мышления студентов. Как мы полагаем, рефлексия □ неотъемлемая составляющая любого мышления, в том числе и информативного.
Библиографический список
1. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. -717 с.
2. Пойа Д. Математическое открытие / Д. Пойа. - М. : Наука, 1976. □448 с.
3. Чепиков М.Г. Интеграция науки. М.: Мысль, 1981. □ 64 с.
4. Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении: дис. □ д-ра пед .наук. / Г.Г. Гранатов □ Челябинск, 1993. □ 398 с.
5. Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления). Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2000. П195 с.
6. Гранатов Г.Г. Идейно-понятийное содержание современного естествознания: учебно-методическое пособие. Магнитогорск, 2001.-183 с.
Bibliography
1. Chepikov, M.G. Science Integration / M.G. Chepikov. □ М.: Mysl, 1981. □ 64 p.
2. Granatov, G.G. Complementarity Method in Pedagogical Thinking: DissD Dr. of Ped. / G.G.Granatov. □ Chelyabinsk, 1993. □ 398 p.
3. Granatov, G.G. Complementarity Method in Concepts Development (Pedagogy and Psychology of Thinking): Monograph / G.G.Granatov. - Magnitogorsk: Magnitogorsk State University, 2000. □ 195 p.
4. Granatov, G.G. Ideological-and-Conceptual Content of Modern Natural Sciences: Guidance Manual / G.G.Granatov. - Magnitogorsk, 2001. - 183 p.
5. Kondakov, N.I. Logical Dictionary-Reference Book / N.I. Kondakov. □ М.: Nauka, 1975.
□717 p.
6. Poya, D. Mathematical Discovery / D.Poya. □ М.: Nauka, 1976. □448 p.