УДК 371.1 ББК 78.1
Плугина Наталья Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра естествознания и философии образования Магнитогорский государственный университет г. Магнитогорск Plugina Nataliya Alexandrovna,
Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Natural Sciences and Education Philosophy Magnitogorsk State University Magnitogorsk
Развитие информативного мышления в образовательной среде диалога
научных культур Informative Thinking Development in the Educational Environment of
Scientific Cultures Dialogue
В статье обоснована необходимость применения интегративного подхода (в частности, метода дополнительности) при формировании информативного мышления, выявлены связи между гуманитарным и естественнонаучным знанием. Определены этапы формирования, критерии и параметры информативного мышления.
The article proves the necessity of the integration approach application (a complementarity method, in particular,) by means of informative thinking forming; connections between humanitarian and natural-science knowledge are revealed; formation stages, criteria and parameters of the informative thinking are defined.
Ключевые слова: диалог научных культур, развитие личности,
интегративные понятия, информационная модель, информативное мышление.
Key words: scientific cultures dialogue, personality development, integrative concepts, information model, informative thinking.
На сегодняшний день одной из основных задач образования является обеспечение профессиональной мобильности выпускника, который должен быть готов в быстро изменяющихся рыночных условиях к столь же быстрой смене профессии, в случае необходимости. Для этого мышление, которым он должен обладать, должно быть универсальным, позволяющим быстро овладеть новой не только родственной специальностью. Формированию описанного мышления, на наш взгляд, может способствовать образовательная среда диалога научных культур с соответствующим содержанием образования.
Содержание образования является важнейшим условием формирования сознания и развития, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества и выступает инструментарием конструирования и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Основанием для отбора содержания образования служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного содержания учебного материала в учебных дисциплинах.
Диалог гуманитарных и естественных культур и соответствующих наук предполагает необходимость использования потенциал естественных наук для решения проблем гуманитарных наук.
Мы полагаем, что концепция диалога научных культур должна обеспечивать гармоничное развитие личности и формирование у студентов интегративных понятий, а также на этой основе подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности, то есть служить основой формирования у студентов профессиональных компетенций. Это возможно, на наш взгляд, на основе реализации структурного анализа следующих категорий: понятия, личность, мышление, технология, а также на основе интеграции естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин (см. рис. 1).
Рис. 1. Основания концепции диалога научных культур
Основные компоненты естественнонаучной и гуманитарной культур определены в диссертационном исследовании Е.Ю. Ивановой (1, с. 11). Представим информацию в табличной форме - см. таблица 1.
Таблица 1
Компоненты научных культур
Гуманитарная культура Естественнонаучная культура
Понимание Объяснение
Индивидуализация, дифференциация Генерализация, интеграция
Антропоцентризм Природоцентризм
Общение Бытие
Социальная значимость Идеологическая нейтральность
Смыслы (истина) Ценности
Субъект-субъектное взаимодействие (человек - человек) Субъект-объектное взаимодействие (человек -природа)
Качественные методы исследования Количественные методы исследования
Изменчивость, подвижность Устойчивость явлений
Саморазвитие Развитие
Сравнительный анализ естественнонаучной и гуманитарной культур, проведенный в исследовании Е. Ю. Ивановой, позволяет автору сделать следующие выводы, раскрывающие сущность интеграции: «1) одинаковость фундаментальных идей, составляющих базис двух культур; 2) дуальность, лежащая в основе классификации культур; 3) гуманизация естественнонаучного и гуманитарного образования; 4) одинаковость подходов, реализующих концептуальные идеи, законы, принципы, условия гуманизации» (1, с. 7).
Мы полагаем, что основой для дополнительности и, в частности, для диалога культур, в процессе их интеграции может случить единый методологический подход.
Естественнонаучная и гуманитарная культуры основаны на научном знании, которое в современных условиях обновляется и пополняется с быстро нарастающими темпами и уже отдельный человек не в состоянии усвоить весь объем информации, накопленный науками.
Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур, на наш взгляд, заключается в следующем:
- они имеют единую ценностно-ориентированную основу, выраженную в потребностях человека и человечества в создании оптимальных условий для ВестникЧГПУ52010 162
самосохранения и совершенствования, когда каждый процесс и явление рассматривается с точки зрения природной или экономической целесообразности;
- осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами;
- взаимно дополняют друг друга в историко-культурном процессе;
- участвуют в формировании единой целостной научной картины мира;
- отражают единство природы и общества через определение общечеловеческих ценностей
Рассмотрим особенности естественнонаучного и гуманитарного знания.
Естественнонаучное знание, на наш взгляд, имеет две основные особенности: 1) более развитый математический аппарат, описывающий
соответствующие теории, а также методы и средства экспериментальных исследований, основной целью которых является разработка методов решения задач с непосредственным выходом в практику; 2) мировоззренческий компонент, который вносит вклад в понимание человеком современного мира и места, которое он в нем.
Проблему дополнительности естественнонаучной и гуманитарной культур в формировании у студентов интегративных понятий можно решить как через использование богатого гуманитарного потенциала предметов естественного цикла, их экологического и философского содержания, так и через комплексный анализ изучаемого природного и общественного явления с точки зрения социально-экономической целесообразности, необходимости для дальнейшего поступательного развития природы и общества.
Мы согласны с мнением И.Б. Богатовой, которая в своем диссертационном исследовании отмечает, что естественнонаучная окраска гуманитарных предметов дает возможность воспитать личность, обладающую чувством социальной ответственности, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую их восстановлению и обогащению. (2, с. 71).
Две культуры — естественнонаучная и гуманитарная неразрывно связаны друг с другом [3;4]
1. Оба типа культур — есть творение разума и рук человека. Человек при всей своей обособленности от природы остается ее неотъемлемой частью.
2. Оба типа культур формируют мировоззрение человека, каждая свою
частъ.
3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры имеют много «пограничных» проблем, предметная область которых едина для того и другого.
4. Обе культуры используют общую методологию познания.
5. Обе культуры связаны генетически с особенностями человеческого
мозга.
В решении многих проблем естествознание нуждается в «гуманитарной помощи», в частности, при решении следующих вопросов.
- Методология естествознания (анализ системы используемых методов, их эволюции, границ применимости и др.) составляет также и предмет науки гуманитарного профиля.
- Основным критерием истинности всякого знания является практика, но иногда ее бывает недостаточно для подтверждения той или иной гипотезы, и тогда естествознание пользуется гуманитарным инструментарием, чтобы определить дополнительные критерии истины: внутреннюю красоту теории, ее стройность, гармоничность и др.
- Все, что делает человек (в том числе и в сфере естественнонаучного знания и культуры). должно быть наполнено смыслом, целесообразностью; а постановка целей развития естественнонаучной культуры не может быть осуществлена внутри нее самой, такая задача требует большей широты обзора, позволяющей учитывать и основные гуманитарные ценности.
Гуманитарное знание также пользуется достижениями естественнонаучной культуры:
- Достижения естествознания важны гуманитариям в качестве примера, образа строгости, точности и доказательности научного знания.
- Гуманитарное знание пользуется количественными методами исследования (экономические науки, лингвистика, логика).
Современный период развития профессионального образования, по словам ученых, требует формирования специалистов, способных обеспечить сбалансированное взаимодействие и развитие человечества и биосферы, которые должны быть направлены на обеспечение баланса хозяйственных и природных процессов. Такая интеграция способна формировать новое информативное мышление.
Для формирования информативного мышления студентов в современных условиях необходимо ввести новый этап познания - проектирование информационной модели изучаемого явления (таблица 2).
Таблица 2
Этапы познания и усвоения знаний
Я.А. Коменский Ф.А. Дистервег К.Д. Ушинский Современные представления
I. Автопсия (самостоятельное наблюдение) Понимание того, что излагает другой. Наблюдение, приятие, накопление представлений. Отбор понятий, описывающий явление.
II. Автопраксия (самостоятельное ощущение в знакомых условиях) Воспроизведение этого про себя мысленно и словами. Сравнение, сопоставление, исходное определение. Структурный анализ понятий, описывающих изучаемое явление.
III. Автохресия (самостоятельное применение знаний в новых обстоятельствах) Громкое связное изложение вслух. Систематизация, уточнение определения. Изучение свойств, поведения явления, границ применимости явления, формулировка основных результатов
IV. Автолексия (умение самостоятельно изложить результат своей деятельности) Способность развивать в других тот же ход мыслей по средствам вопросов. Обобщение, закрепление применение в упражнениях. Проектирование информационной модели изучаемого явления.
Под информационной моделью изучаемого явления мы понимаем оформление в виде электронной презентации отчета о сформированном понятии об объекте изучения в логической цепочке (единой четырехэтапной структуры - основание, ядро, следствия, общее критическое истолкование) с использованием принципов «свертывания информации» в виде схем, графов, диаграмм, таблиц.
задача формирования у студентов информационно-проектного (информативного) мышления, что подразумевает под собой:
- научить в процессе профессиональной деятельности не только применять различные виды алгоритмов, но и самому составлять и корректировать их в зависимости от изменяющихся условий;
- научить применять основные принципы формирования и использования понятийного аппарата по теме, дисциплине, специальности для быстрого поиска необходимой информации, как в технической литературе, так и в глобальной сети Интернет;
- научить систематизировать имеющиеся знания, умения и навыки на основе принципов построения современных баз данных;
- научить оценивать и развивать профессионально значимые качества личности» (5, с. 52-53).
Информативное мышление, на наш взгляд, представляет собой интеграцию проектного, математического и алгоритмического, естественнонаучного и элементарно-эмпирического (или практического) мышления.
Мы полагаем, что эта комбинация позволит обеспечить решение сложных проектных задач. Коротко охарактеризуем виды указанного мышления.
Практическое (элементарно-эмпирическое) мышление предполагает такие виды деятельности, как постановка целей, составление планов, разработку проектов. Высшие формы теоретического мышления возникают из практики и содержат обобщенные представления.
Проектное мышление является высшей формой теоретического мышления. Проектное мышление - это совокупность интеллектуальных процессов и их результатов, обеспечивающих решение сложных профессиональных задач, связанных с выполняемой деятельностью на рабочем месте. Смысл проектного мышления состоит в разработке моделей научных, социальных и общественных явлений, а также технологических процессов, для их решения и формируются необходимые качества проектного мышления.
Математическое и алгоритмическое мышление основывается на способности человека мыслить алгоритмами, символами, формулами, оперировать абстрактными понятиями и т.д.
Естественнонаучное мышление дает возможность интегративного применения основных диалектических и физических законов при решении научных и технических задач на основе применения трехэтапного метода познания: индукция, дедукция, критика. Оно является наиболее
математизированным.
Определим критерии и параметры информативного мышления:
1. Способность определить конечную цель проектирования информационной модели.
2. Способность определить основные понятия, необходимые для определения функций информационной системы.
3. Способность определить системные элементы проектируемой информационной системы.
4. Способность определить структурно-функциональные связи, положенные в основу проектирования информационной системы.
5. Способность определить положительные и соответствующие им дополнительные свойства информационной системы.
6. Способность разработать инфологической модели изучаемого явления.
7. Способность разработать алгоритм реализации связей проектируемой модели.
8. Способность определить факторы, влияющие на стабильность изучаемого явления.
9. Способность определить назначение информационной модели изучаемого явления.
10. Способность оценить физическую эффективность использования явлением пространства, времени, информации.
11. Способность оценить назначение и эффективность явления (определить кпд явления).
12. Способность определить факторы, повышающие полезные свойства явления.
13. Способность разработать программу действий (выработать направления развития) по увеличению возможностей изучаемого явления с применением информационных технологий.
Теоретической предпосылкой к интеграции естественнонаучной и гуманитарной культур является дополнительность признаков, характеризующих компоненты вышеназванных культур. С одной стороны, дополнительность признаков, функций, процессов показывает, что две культуры отличаются по своим свойствам и объектам исследования, функциям, с другой, именно дополнительность признаков раскрывает пути для осуществления интеграции двух культур.
Таким образом, можно говорить и о диалоге научных культур. Перечисленные особенности естественнонаучного знания могут излагаться в учебном курсе - в частности, примером такого курса, интегрирующего в себе естественнонаучные и гуманитарные знания, является учебный курс «Концепции современного естествознания», раскрывающие в себе идейнопонятийное содержание.
Анализ понятий «естественнонаучная культура», «гуманитарная
культура», «методологическая культура» показал, что они взаимосвязаны и относятся к одному из структурных компонентов понятия «культура». Естественнонаучная и гуманитарная культуры определяют содержательную ее сторону, а методологическая процессуальную. Естественнонаучная культура описывает окружающий мир, природу на разных этапах эволюции материи, ее видов, форм движения, способов существования. Гуманитарная культура изучает общество на разных этапах развития цивилизации, гражданственности, искусства, права и государства, религии и нравственности. Методологическая культура как система знаний и способов проектной деятельности в условиях выбора образовательных альтернатив по сути своей определяет мотивационносмысловые установки и позиции обучаемого и обучающего.
Все рассмотренные подходы могут быть применимы на учебных предметах, а так же интегрированы на базе понятийного подхода, что обеспечит диалог между различными дисциплинами и образовательными циклами, следовательно, и диалог научных культур.
Современный уровень развития науки и техники обеспечил внедрение информационных технологий не только в сферу промышленного производства, но также и в социальную сферу. Современный специалист не только технического, но даже гуманитарного профиля для того, чтобы стать конкурентноспособным на рынке труда должен владеть информационными технологиями, пользоваться различными компьютерными, диагностическими, копировальными и т.п. приборами и оборудованием. В то время как в высшем профессиональном образовании отсутствуют технологии, способствующие развитию у студентов информативного мышления, соответствующих проектировочных умений, и широким внедрением в производство современного оборудования, основанного на информационных технологиях, требующего от работника необходимости самостоятельного проектирования технологических процессов.
В заключении отметим, что интеграция культур в образовании может быть эффективной только в случае постановки и согласования единых конкретных, а не абстрактных целей, достижение которых может осуществляться с помощью различных технологий обучения и разными методическими средствами. Для этого необходимо определить, какие критерии нужно оценивать для достижения цели и привести их к единым единицам измерения.
Библиографический список
1. Иванова Е.Ю. Обучение основам физики студентов средних профессиональных учебных заведений гуманитарной направленности в условиях интеграции естественнонаучной и гуманитарной культур. Автореф. Дисс. ... канд. пед. наук. 13.00.02 -теория и методика обучения физике. Челябинск. - 2007. - 22с.
2. Богатова И.Б. Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления (на примере обучения в средних профессиональных учебных заведениях) Дисс. канд. пед. наук 13.00.08. Тольятти, 2004 -206с.
3. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. Ратникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 317 с.
4. Кобринский Я.Н., Копытов Н.А. Разработка и использование инструментальных программных средств в учебно-воспитательном процессе / Я.Н. Кобринский, Н.А. Копытов // Основные аспекты использования информационной технологии обучения в совершенствовании методической системы обучения. - М., 1987. - С. 18-36.
5. Гаврилова С.П. Информационно-проектная методика развития профессиональных компетенций у студентов техникума. Дисс. ... канд.пед.наук. 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Магнитогорск. - 2009. - 200 с.
Bibliography
1. Bogatova, I.B. Subject Integration in the Noospheric Thinking Context (By the Example of Training at High Professional Educational Institutions): Diss. ... Cand. of Ped. 13.00.08 / I.B. Bogatova. - Tolyatti, 2004. - 206 p.
2. Concepts of Modern Natural Sciences: Textbook for Higher Schools / Under the Edit. of Prof. V.N. Lavrinenko, Prof. Ratnikov. - М.: UNITI-DANA, 2003. - 317 p.
3. Gavrilova, S.P. Information-and-Design Techniques of Technical School Students’ Professional Competences Development: Diss. ... Cand. of Ped. 13.00.08 - Theory and Methods of Professional Education / S.P. Gavrilova. - Magnitogorsk, 2009. - 200 p.
4. Ivanova, E.Yu. Physics Bases Teaching for the Students of High Professional Educational Institutions of Nonscience Specializations Under the Conditions of Natural-Scientific and Humanitarian Cultures Integration: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. 13.00.02 - Theory and Methods of Teaching Physics / E.Yu. Ivanova. - Chelyabinsk. - 2007. - 22 p.
5. Kobrinsky, Ya.N., Kopytov, N.A. Working Out and Using the Tool Software in Educational Process / Ya.N. Kobrinsky, N.A. Kopytov // Basic Aspects of Information Educational Technologies Using While Methodological Educational System Improving. - М., 1987. - P. 18-36.