ность развития научных знаний и в обеспечении формирования современного экологического стиля мышления; 5) проецировать научные знания на учебный процесс с учетом экологического образования; в согласовании учебных программ, понятий, законов и теорий.
ности, для которой органично умение сохранять биологическое равновесие среды, гражданской и нравственной зрелости в осознании необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности; 3) способствовать обобщению знаний и формированию интегративного мышления учащихся, развивать у них научное мировоззрение; 4) определять направлен-
Библиографический список
1. Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения / В.В.Краевский. — М.: Просвещение, 1977.
2. Бабанский, Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. — 1982. - № 11.
3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р Атаханов. — М.: Академия. — 2001.
УДК 371.1.
С.П. Гаврилова, соискатель МаГУ, Магнитогорск
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕТРАТИВНО-ПРОЕКТНОТО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО
В статье рассматриваются основные аспекты реализации разработанной нами технологии интегративно-проектного обучения, позволяющей сформировать у студентов интегративные технические понятия, развить информативное мышление и проектировочные умения, повысить уровень профессиональной компетенции.
Ключевые слова: педагогическая технология, интегративно-проектное обучение, информативное мышление, проектировочные умения и профессиональные компетенции, алгоритм урока.
При обучении студентов по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» по традиционной схеме в Магнитогорском политехническом техникуме мы столкнулись с проблемой отсутствия у студентов навыков курсового и дипломного проектирования, несмотря на достаточно высокий уровень качественной успеваемости (6070%). В то же время, в связи с активным внедрением на автомобильном транспорте информационных технологий, быстрой сменой технологического и бортового оборудования автомобиля, работодатели стали выдвигать дополнительные требования к выпускникам, а именно: владение информационными технологиями, умение самостоятельно проектировать технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей, разрабатывать необходимые приспособления и т.д. В процессе решения этих проблем нами была разработана технология интегративно-проектного обучения студентов технических специальностей учреждений СПО. Данная проблема широко не разрабатывалась в научной и методической литературе.
В понимании и употреблении понятия педагогическая технология до настоящего времени существуют разночтения, поэтому в своем исследовании нами дано следующее определение:
Педагогическая технология - это технология проектирования, организации, проведения и мониторинга образования, построенная с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия с целью гармоничного, разностороннего развития личности обучаемых, обеспечивающая и гарантирующая достижение прогнозируемого результата -подготовки компетентного конкурентноспособного специалиста - надежного и профессионально активного в постоянно изменяющихся внешних условиях.
В нашем исследовании мы исходили из следующей структуры концептуальной основы педагогической технологии [1]: 1) философская, в частности, методологическая основа технологии; 2) концептуальная идея; 3) модель педагогической системы; 4) научная концепция усвоения социального опыта;
5) применяемая образовательная концепция; 6) основополагающие факторы психического развития человека, применяемые методы воспитания.
В качестве философской основы технологии интегративно-проектного обучения нами выбран методологический ин-тегративно-подход подход, который обеспечивает: овладение студентами целостным, системным видением картины мира и всестороннее развитие личности (нравственное, духовное, интеллектуальное, эстетическое, физическое) на базе развития ключевых профессиональных компетенций.
Мы полагаем, что для современной педагогической технологии также важны следующие идеи и подходы к проблемам образования:
Гуманизация образования - система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений.
Природосообразность - объективная закономерность всех процессов и явлений, исповедующая необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на них, а так же единство человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия.
С другой стороны, опираясь на метод дополнительности в педагогике, разработанный Г.Г. Гранатовым [2], для понимания и возможности реконструкции современного технологического общества, гуманизация образования и природосооб-
разность должны быть, как мы полагаем, дополнены альтернативной им мировоззренческой ориентацией, такой как сциентизм, который, не смотря на абсолютизацию роли науки и техники в системе культуры человеческого общества, рассматривает возможность применения в обучении математической символики, схематизации, теоретизирования и технологизации.
Совмещение таких разнообразных философских подходов в одной образовательной технологии возможно только на основе принципов интеграции между гуманитарными, естественнонаучными, общетехническими и специальными дисциплинами на базе: формирования интегративных понятий, присущих всем наукам; целей осмысленного формирования профессиональных компетенций в рамках каждой из дисциплин; открытого диалога между дисциплинами различного профиля, как реальной основы развития творческого технического мышления.
Указанный методологический подход к мыслительной деятельности сливается с психолого-педагогическим анализом мышления, в результате которого раскрывается самое главное в мышлении - его творческий, продуктивный характер, то есть его «способность искать, находить, открывать и создавать ранее неизвестное, нечто существенно новое» [3], а «искание и открытие нового - самостоятельное движение к новым способам» [4].
По мнению большинства исследователей, всякое мышление функционирует только тогда, когда появляется потребность что-то понять. Следовательно, мысль начинает работать только тогда, когда жизненная ситуация возбуждает любознательность, а затем создает для человека какие-либо трудности и препятствия в виде познавательных задач. С развитием информационных технологий идет формирование компьютерной (виртуальной) информационной реальности, где человек моделирует процессы на экране монитора без участия своего тела. Следовательно, человек все чаще сталкивается с решением задач, поставленных компьютерной техникой.
Главной целью профессионального образования на сегодняшний день является, с одной стороны - подготовка не только квалифицированного специалиста, обладающего определенными знаниями, умениями и навыками, а с другой стороны -формирование профессионально значимых качеств личности, необходимых для успешной конкуренции на современном рынке труда.
На наш взгляд, на фоне этих коренных изменений в жизни человека становится наиболее актуальной задача формирования у студентов информативно-проектного мышления, что подразумевает под собой:
- научить в процессе профессиональной деятельности не только применять различные виды алгоритмов, но и самому составлять и корректировать их в зависимости от изменяющихся условий;
- научить применять основные принципы формирования понятийного аппарата по теме, дисциплине, специальности для быстрого поиска необходимой информации как в технической литературе, так и в глобальной сети Интернет;
- научить систематизировать имеющиеся знания, умения и навыки на основе принципов построения современных баз данных;
- разработать эффективную методику оценки и самооценки развития профессионально значимых качеств личности.
Родовые отношения понятия «информативное мышление» к другим видам мышления современного человека проиллюстрированы нами на рис.1. информативное мышление здесь представляется как совокупность технического, математического (алгоритмического), естественнонаучного и практичес-
кого мышления, обеспечивающая решение сложных проектных и изобретательских задач. Коротко охарактеризуем их.
Практическое мышление подразумевает постановку целей, выработку планов, проектов. Высшие формы теоретического мышления возникают из практики и содержат обобщенные содержательные представления. Техническое мышление является такой формой теоретического мышления. Техническое мышление - это мышление, представляющее собой совокупность интеллектуальных процессов и их результатов, обеспечивающих решение задач, связанных с технической деятельностью. Это могут быть, как конструкторские и технологические задачи, так и задачи, появляющиеся при обслуживании и ремонте оборудования, приборов и др. Смысл и направленность технического мышления состоит в решении задач, в процессе их решения и формируются необходимые качества технического мышления. Математическое мышление подразумевает способность человека мыслить алгоритмами, символами, делать дедуктивные выводы, оперировать абстрактными понятиями. Естественнонаучное мышление дает возможность применения основных философских, диалектических и физических законов при решении технических задач с использованием трехэтапного естественнонаучного метода: индукция, дедукция, критика.
Структура технического знания обуславливается в первую очередь спецификой технических объектов и технологических процессов. Сравнение объектов технического знания с объектами естественнонаучного, гуманитарного, социально-экономического знания показывает их определенную общность, в таких чертах, как наличие структурности, системности, организованности и т.д. Можно выделить некоторые общенаучные понятия: «свойство», «структура», «система», «организация» и т.п. Применительно к специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» выделим следующие интегративные технические понятия: «агрегат», «узел», «деталь», «механизм», «процессор», «двигатель», «датчик», «система зажигания», «система питания», «прочность», «устойчивость», «надежность системы», «техническое обслуживание», «ремонт», «технологическая операция», «пробег автомобиля», «трудоемкость», «норма времени», «нормирование», «производительность», «рентабельность» и др. В то же время, общие черты объектов технического, естественнонаучного и гуманитарного знания отражаются такими философскими категориями, как «материя», «движение», «причина», «следствие» и др. Общенаучные и философские понятия употребляются и в технических науках, не выражая их специфики, но при этом они помогают глубже, полнее осмыслить содержание объектов технического знания и отражающих их понятий в технических науках.
Необходимо подчеркнуть, что успешность решения конструктивно-проектировочных технических задач может служить одним из самых общих показателей развития технического мышления (в том числе и информативного), обеспечивающего формирование у обучающихся проектировочных умений. Но существующее профессионально-техническое обучение в значительной степени обеспечивает лишь действие по строго определенному алгоритму, репродукцию знаний и уже показанных способов действий, при этом возникновение нестандартных ситуаций, изменение исходных условий, приводит к затруднениям, а то и к отказу от решения конкретной производственной задачи. Причем, решение проектной задачи, которое должно осуществляться в ходе поисковой деятельности, на самом деле зачастую осуществляется на основании жесткого технического регламента, инструкции. Поэтому целесообразно в целях обучения способам проектной дея-
Рис. 1. Родовые отношения понятия « информативное мышление»
тельности выделить основные типы этих задач и определить обобщенные алгоритмы их решения, допускающие свободу выбора и творчества. Более того, проектирование в ряде случаев может служить своеобразным методом развития информативного мышления. Для этого необходимо спроектировать учебную деятельность таким образом, чтобы научить студентов не только действовать по определенным алгоритмам, отбирать необходимые приспособления для работы, но и создавать свои, обеспечивающие реализацию поставленной перед ними учебной цели. По характеру перспективы (дальние и близкие) различают идеальные абстрактные и конкретные цели [5].
Абстрактной (общей и более отдаленной) целью образовательного процесса в разрабатываемой технологии обучения является всестороннее развитие личности обучающегося на основе формирования у него информативного мышления, проектировочных умений и профессиональных компетенций.
При постановке конкретных образовательных целей мы считаем целесообразным использовать методологическую основу, предложенную В.А. Беликовым [6, с. 63-65]:
1. Отбор содержания учебной дисциплины, соответствующий государственному образовательному стандарту (на основе идейно-понятийного подхода; идея здесь, прежде всего,
- образ действий, практическая (конструктивная) идея).
2. Подход к предмету исследования и проблеме как к системе.
3. Раскрытие сущности, выделение и описание признаков, особенностей как системы (предмета исследования) в целом, так и всех ее частей на каждом уровне методологии (понятий-ности).
4. Нахождение и формулировка законов, принципов, условий функционирования как системы в целом, так и всех ее частей на всех уровнях методологии.
5. Методологическое обоснование целей.
Немаловажным на сегодняшний день является формирование профессиональной компетентности, которая включает такие элементы как профессионально значимые качества лич-
ности, знания, умения, навыки. Структура профессиональной компетентности рассмотрена в работе Ю.В. Лымаревой. В нее входят четыре основных компонента: мотивационный (психологический), понятийно-содержательный, деятельностный (технологический), обязательный педагогический (рефлексивный) [7]
Рис. 2. Схема организации интегративно-проектного обучения
Таким образом, методологическая основа технологии интегративно-проектного обучения (рис.2) определяет следующий алгоритм проведения урока:
1. Студент совместно с преподавателем самостоятельно выбирает важное для себя качество личности, которое может быть развито на данном уроке в соответствии с конкретной учебно-развивающей целью. На основании осуществленного выбора определяется способ деятельности на уроке, который может быть реализован по трем основным направлениям:
1) индивидуальная работа студента; 2) самостоятельная работа в проектных группах; 3) работа в малых группах с помощью объяснений учителя.
2. В соответствии с конкретной учебной целью урока осуществляется отбор понятий для реализации поставленной цели.
3. После оперативного контроля отобранных студентами понятий в случае отрицательного результата может быть осуществлена корректировка выбранного студентом способа деятельности.
4. На основании принципов идейно-понятийного подхода проводится матричный анализ понятий.
5. Осуществляется оперативный контроль или самоконтроль и на основании анализа ошибок корректируется либо образ и способ деятельности, либо лишь матрица анализа понятий.
6. С использованием вариативных методик, связанных с данной технологией, осуществляется проектирование процесса реализации поставленных целей, моделируется полученный процесс, проводится самоанализ или рефлексия как по знаниям, умениям и навыкам, так и по модели специалиста.
7. В заключении преподаватель контролирует и обобщает полученные результаты, выводит итоговые рейтинговые оценки за урок по каждому студенту и формулирует проблему следующего урока для самостоятельной работы дома.
Структурно-функциональная модель технологии интегративно-проектного обучения представлена на рис.3.
Рис. 3. Структурно-функциональная схема реализации технологии интегративно-проектного обучения
Ключевые аспекты методики реализации технологии и мониторинга интегративно-проектного обучения в свернутом виде представлены ниже.
Перейдем к описанию методов и форм работы преподавателя в реализации данной технологии. Требования, предъявляемые к деятельности преподавателя в процессе профессиональной подготовки, заключаются в следующем:
1) четкая формулировка цели профессиональной подготовки и переподготовки;
2) выделение цели проектной деятельности для выполнения курсового и дипломного проекта;
3) разработка исходной концепции реализации поставленных целей;
4) представление любого объекта или явления окружающего мира в виде системы и подробное рассмотрение этой системы (с учетом предметного, функционального и исторического аспектов).
5) определение «потребности» и «способности» изучаемой технической системы (ТС) при ее функционировании с целью удовлетворения некоторой общественной потребности;
6) определение полезности технической системы соответствия потребностям общества, то есть назначением системы;
7) оценка физической эффективности использования системой пространства, времени, массы, энергии и информации;
8) оценка социально-технической эффективности технической системы как отношения полезного результата и затрат;
9) анализ увеличения возможностей технической системы по удовлетворению потребностей надсистем через следующие изменения системы на уровне внешнего функционирования:
• количественный рост полезных «способностей» ТС; приобретение новых полезных «способностей»; превращение неполезных «способностей» ТС в полезные;
• устранение вредных «способностей» вплоть до превращения их в полезные;
• увеличение отношения полезного выхода к входу, то есть повышение эффективности ТС;
10) разработка программы действий по увеличению возможностей технической системы с применением информационных технологий;
11) разработка комплекса диагностических мероприятий по анализу полученных результатов;
12) выполнение комплекса коррекционных мероприятий по ходу реализации программы обучения.
Преподавателю необходимо создать все условия, чтобы учащиеся осознали практическую значимость ключевых компетенций для успешной адаптации на рынке труда, активной профессиональной деятельности и проявили личную заинтересованность в их развитии. Студенты должны приобрести навыки самооценки, объективной оценки своей готовности к инициативному и творческому выполнению требуемых профессиональных функций (обязанностей), а также навыки профессионального самоообразова-ния и самосовершенствования.
Отметим, что образовательная технология может быть успешно реализована только в условиях комплексного развития всей педагогической системы образовательного учреждения. В частности, организация учебного процесса может базироваться, на наш взгляд, на 2-х основных системах: общей системе оперативного (внутритехникумовского) контроля качества учебного процесса и информационной образовательной среде. На сегодняшний день существует много различных подходов к определению и функционированию педагогической системы.
В рамках проведенного исследования нами уточнено понятие профессиональная педагогическая система - это педагогическая система, представляющая собой совокупность ком-
Таблица 1.
Методика реализации технологии интегративно-проектного обучения
Педагогические условия Подходы Принципы Средства реализации
Реализация внутрипредмет-ных и межпредметных связей для формирования интегративных технических понятий и профессиональных компетенций Системный, в частности, идейнопонятийный Целостности и дополннтельност и Упражнения и задания рефлексивного плана ц г- и о г• 0 1 О о г•
Введение категорий «компетенции» и «модель специалиста» Системно- компетентно стный, личностно- ориентирова нный І Індивидгализаци и и гумани зации Модель специалиста
Внедрение структурнофункциональной модели технологии интегративнопроектного обучения Проектно- деятельностн ый Сциентизма Алгоритм, схема, модель изучаемого процесса Методы ТРИЗ
Природосообраз-ности и культуро-сообразности. дополнительности, системности Схема образовательного процесса, планирование урока
Внедрение системы контроля качества образовательного процесса Системно- процессный Систематизации и гармонизации Программное обеспечение мониторинга образовательного процесса
Процессы
педагогической
системы
Рис. 4. Процессная модель педагогической системы
Постоянное улучшение системы внутритехникумовского контроля
Процессы педагогической системы:
1 - Изучение потребностей общества к выпускнику
2 - Проектирование моделей специалиста по специальностям
3 - Материально-техническое, кадровое и информационное обеспечение образовательного процесса
4 - Проектирование учебно-воспитательного процесса
5 - Проведение образовательных мероприятий
6 - Мониторинг образовательного процесса
7 - Документирование процессов
8 - Трудоустройство выпускников и студентов на практику
9 - Профессиональная деятельность студентов и выпускников
10 - Реализация дополнительных образовательных услуг (ДОУ)
11 - Реализация возможности переподготовки специалистов
Рис 5. Модель системы оперативного контроля в педсис-теме техникума
понентов и процессов в образовательном учреждении, направленных на формирование профес-сионально-компетентностной личности выпускника с учетом меняющихся и перспективных потребностей общества.
Естественно предположить, что такая педагогическая система является саморазвивающейся, так как постоянный контроль всех процессов позволит оперативно вносить в них необходимые изменения. Развитие педагогической системы в соответствии с «петлей качества» [8; 9] предполагает открытый цикл, т.е. развитие по спирали (рис. 4), ориентирующееся на развитие общества и учитывающее изменение его требований к выпускнику образовательного учреждения.
Основываясь на деятельностном и, в частности, процессном подходе, нами разработана модель системы оперативного контроля в педагогической системе техникума (система внутритехникумовского контроля) (рис. 5), причем для успешного внедрения в образовательный процесс разработано программное обеспечение, позволяющее систематизировать и автоматизировать систему оперативного контроля.
Следует отметить, что такая технология обучения возможна только в информационной образовательной среде, которая включает в себя как компьютерные средства обучения, так и дидактическое, программное обеспечение образовательного процесса, проектирование его с помощью современных информационных технологий.
Разработанная нами технология обучения реализована в Магнитогорском филиале Челябинского политехнического техникума и Магнитогорском политехническом техникуме, она позволяет не только развивать информативное мышление, но и формировать у студентов профессионально значимые качества, привить и совершенствовать современные проектировочные и конструктивно-технические умения. Кроме того, применение рейтинговой системы оценки знаний устраняет у студентов боязнь получения отрицательной оценки. Положительным результатом данной технологии является своевременное трудоустройство по полученной специальности более чем 85% выпускников. В рамках проведенного исследования также уточнены понятия «информативное мышление», «педагогическая технология» и «профессиональная педагогическая си-
Потребность
общества
Удовлетво-
ренность
Библиографический список
1. Селевко, Г.К. Технологический подход в образовании / Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьева // Управление современной школой. Завуч. -2008. - № 3.
2. Гранатов, Г.Г. Концепция дополнительности в философии образования человека (диалектика и психология мышления): монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.
3. Брушлинский, А.В. Психология мышления и кибернетика. - М.: Мысль, 1970.
4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. - СПб: Издательство «Питер», 2000.
5. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Акаде-
мия», 2002.
6. Беликов, В.А., Кривощапова Н.Г., Савинков Л.А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности / В.А. Беликов, Н.Г. Кривощапова, Л.А. Савинков: методическое пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений. - М.: Владос., 2007.
7. Лымарева, Ю.В. Понятийно-деятельностная методика развития профессиональной компетентности студентов технологического факультета: дис.... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2007.
8. Ребрин, Ю.И. Управление качеством: учеб. пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2007.
9. Нив, Генри. Организация как система. Принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга. - Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2007.
стема».