УДК 376.5 Е. И. Кенарь, зам. директора по науч.-метод.
работе Магнитогорского строительно-монтажного техникума (МСМТ), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ТАЛАНТЛИВЫМИ И СПОСОБНЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ГБПОУ «МАГНИТОГОРСКИЙ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является социально-педагогическая поддержка и развитие талантливых детей как национального достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны. Забота о талантливой молодежи сегодня рассматривается как забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.
Ключевые слова: инновационная деятельность, проектирование системы работы, талантливые и способные обучающиеся, педагогические технологии, методы и формы работы.
Таланты создают особое творческое напряжение в молодежной среде и в обществе в целом, стимулируя творческую активность своего ближайшего окружения. Поиск талантов, создание условий для их развития и последующего применения — это неотъемлемая часть образования, без планомерного осуществления которой не решить проблему создания инновационной экономики [1].
Мы считаем, что реализация возможности каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество его жизни, обеспечивает экономический рост и прочность национальных традиционных ценностей.
С 2014 г в ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум» реализуется программа инновационной площадки «Организационно-педагогические условия формирования и развития системы поддержки талантливых и способных обучающихся», утвержденная приказом МОиН Челябинской области № 01/35-14 от 04.12.14 (далее — программа), научным руко-
Циклограмма выявления и подд
водителем которой является начальник воспитательной службы СПО ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова» канд. пед. наук И. А. Ройтштейн.
Цель инновационной деятельности — развитие творческих способностей обучающихся с учетом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей через создание системы организационно-педагогических условий.
В связи с этим важное значение в системе работы с талантливыми обучающимися техникума придается социально-педагогической поддержке в учебной, творческой и инновационной деятельности (создание творческой атмосферы, вариативность образовательных программ, методическое сопровождение педагога, позитивное отношение педагога к талантливому подростку, поощрение и стимулирование творческих обучающихся).
Мероприятия программы ориентированы на механизм выявления и поддержки талантливых и способных обучающихся и отражены в календарном плане инновационной деятельности (табл. 1).
Таблица 1
>жки талантливых обучающихся
Месяц Мероприятие Ответственные
Сентябрь — декабрь 1. Аналитический этап (анализ характеристики абитуриентов, индивидуальные беседы со студентами и их родителями, тестирование, социологический опрос с целью сбора сведений о высоких успехах в какой-либо деятельности). 2. Диагностический этап (психологическое тестирование, определение исходного уровня базовых знаний и умений, наблюдение с целью выявления уровня потенциальных интеллектуальных возможностей, Зам. директора по УВР, мастера п/о, преподаватели, председатели ПЦК, руководители творческих коллективов
Окончание таблицы 1
Месяц Мероприятие Ответственные
академических достижений, творческого/продуктивного мышления, достижений в области общения и лидерства, художественной деятельности и др.). 3. Организационно-деятельностный этап (организация кружков, клубов по интересам, спортивных секций)
В течение года Проведение групповых и внутритехникумовских олимпиад по ООД, внутритехникумовских конкурсов профессионального мастерства студентов
Организация и проведение внутритехникумовской олимпиады по техническому творчеству
Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах регионального, всероссийского уровня
Проектирование системы работы по выявлению, сопровождению и развитию талантливых и способных обучающихся в техникуме осуществляется по следующим направлениям.
I. Поиск и выявление талантливых подростков.
Работа по выявлению одаренных детей начинается с первого курса.
Ежегодно в техникуме с целью сбора сведений о контингенте проводятся индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями, тестирование, анализ которых показал следующее.
Всего в техникуме на первое сентября 2015 г числится 1085 обучающихся, из которых:
- 34 % (371 чел.) воспитываются в семье с обоими родителями;
- 52 % (559 чел.) — в семье с одним родителем (25,2 % — без отца);
- 2 % (21 чел.) — у опекунов;
- 12 % (134 чел.) являются воспитанниками детского дома;
- 9,12 % (99 чел.) имеют ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
Определяя мотивы выбора профессии, мы выяснили, что:
- 40 % обучающихся имеют низкую мотивацию к получению профессии/специальности;
- 7 % обучающихся затруднились ответить на этот вопрос.
Как видно из представленной информации, существует противоречие: с одной стороны, современному обществу требуются грамотные, творчески думающие и работающие рабочие/ специалисты, а с другой стороны, уровень мотивации к обучению у наших студентов очень низкий.
Поиск путей разрешения этого противоречия определил нашу дальнейшую работу.
II. Социально-педагогическое сопровождение талантливых обучающихся.
Деятельность педагогического коллектива направлена на мотивацию и стимулирование творческих возможностей обучающихся, создание целостной образовательной среды, способствующей полноценному развитию личности, ее самоопределению и самореализации, формированию ее индивидуального дарования, достижению успеха в жизни в условиях образовательного пространства техникума.
В основе данного процесса лежат социально-психологические и организационно-педагогические принципы успешности, комфортности, новаторства, сотворчества и взаимодействия педагога и обучающегося, развивающие креативность обучающихся и их творческую активность. Для его эффективного протекания необходимо, чтобы эта деятельность осуществлялась совместно педагогическим коллективом, семьей и обществом.
В техникуме разработана система проектирования содержания учебно-воспитательного процесса с учетом реализации педагогической технологии развития творческих способностей обучающихся (программы «Адаптация первокурсника в условиях техникума» и «Профессионал»).
Технология предусматривает изменение роли и места педагога в образовательном процессе: от транслирования знаний он переходит к проектированию содержания образования и развитию творческой личности. С этой целью организована и проведена серия семинаров по проблеме формирования готовности студентов техникума к саморазвитию по темам «Аспекты научно-исследовательской деятельности» и «Социальная адаптация талантливых и способных обучающихся к обучению в техникуме».
Профессиональная компетентность педагогов, работающих с талантливыми обучающимися, включает в себя теоретическую и практическую составляющие.
К теоретической составляющей относятся знание, понимание основных принципов работы. Перечислим некоторые из них:
- принцип понимания уникальности каждого подростка;
- принцип повышенной трудности в работе с талантливыми обучающимися;
- принцип реализации скрытого потенциала способностей.
К практической составляющей относятся умения диагностировать, общаться, обучать, воспитывать талантливых подростков.
Ведущими педагогическими идеями технологии развития творческих способностей обучающихся являются поэтапное и поступательное выявление и поддержка талантливых обучаю-
щихся, которые включают, на наш взгляд, три условных направления:
- социальное (соответствует современным условиям воспитания и обучения и требованиям общества);
- психолого-педагогическое (отображает основные направления деятельности педагогических работников и обучающихся в их взаимодействии);
- личностное (представляет собственно процесс развития творческой личности и характеризует представление педагога и самого обучающегося о его ближайшей и будущей творческой самореализации).
Педагогическая система отражена в таблице 2.
Таблица2
Система социально-педагогической поддержки талантливых обучающихся
Социальное направление Психолого-педагогическое направление Личностное направление
Формирование профессионала с выраженной гражданской позицией, личности, которая четко ориентируется в современных условиях и перспективах социокультурной динамики XXI в.; развитие личностных качеств обучающихся в социальном проектировании творческой деятельности; использование основы народной культуры в формировании творческих способностей Создание творческой атмосферы; создание комфортной среды для развития творческой личности (доброжелательность педагога, отсутствие жесткой критики); создание условий для конструктивного взаимодействия обучающихся независимо от уровня их способностей; предоставление обучающимся возможности активно задавать вопросы, выдвигать оригинальные идеи, гипотезы; использование педагогом современных технологий поиска и обработки информации, активное привлечение обучающихся к работе с разными информационными базами данных; выступление педагога в роли консультанта, позволяющее обучающимся выстраивать творческий процесс самостоятельно Воспитание навыков самопознания, самообразования и самореализации, лидерской позиции личности
Создание системы социально-педагогической поддержки талантливых обучающихся предполагает поиск и апробацию инновационных форм и технологий работы.
Нами выявлены и приняты педагогические технологии, которые способствует развитию творческой составляющей личности будущих специалистов.
1. Технологии обогащения: интегрированные курсы, элективные курсы по выбору, комплексные программы обучения и развития.
2. Дифференцированные: коллективно-фронтальное обучение (рецензирование студентами работ друг у друга и др.), групповое обучение (малые группы), парное обучение и консультирование, индивидуально-групповое обучение, обучение по специальным программам (адаптированные для ОВЗ).
3. Индивидуализированные: обучение по индивидуальным учебным планам и программам.
4. Информационно-развивающие: интерактивное обучение, производственная практика, анализ профессиональных ситуаций.
5. Проблемно-поисковые: проблемное обучение, эвристическое обучение (решение учебных и профессиональных задач), учебная дискуссия, диспут, проектное обучение, научно-исследовательская работа.
6. Творчески-репродуктивные: исследовательское обучение, игровое обучение (деловые, ролевые игры и др.), вариативные упражнения, решение задач, ситуационные задачи, мозговой штурм, кейс-стади, моделирование ситуаций.
7. Интерактивные: диалоговое обучение.
III. Организация образовательного пространства.
В силу государственной стандартизации и единообразия при работе с талантливыми обучающимися необходимо обеспечивать не только единый обязательный минимум для всех обучающихся (ФГОС), но и максимальную дифференциацию и индивидуализацию обучения наиболее способных будущих специалистов [2].
Методы и формы работы с талантливыми и способными обучающимися органически сочетаются с методами и формами работы со всеми обучающимися в группе и в то же время отличаются определенным своеобразием. Среди них можно выделить следующие:
- творческие лаборатории;
- кружки по интересам;
- занятия проектной деятельностью;
- НОУ;
- конкурсы;
- научно-практические конференции;
Достижения талант
- олимпиады;
- сотрудничество с другими профессиональными образовательными организациями.
С целью развития способностей обучающихся в техникуме созданы необходимые условия для внеучебной деятельности: спортивные залы, спортивные стадионы, тренажерный зал (восемь секций), танцзал в общежитии, две лаборатории для занятий техническим творчеством, мастерская для занятия декоративно-прикладными видами творчества, актовые залы для занятия художественным творчеством (четыре кружка).
Результатом работы с талантливыми обучающимися в техникуме являются ежегодные победы на внутритехникумовских, городских, региональных, всероссийских конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3
ивых обучающихся
Мероприятия Результаты
НОУ-2013 среди обучающихся организаций среднего профессионального образования ЮТМО Челябинской области Направление «Технология. Техносфера» Д. Долгушин («Энергосберегающие технологии») — диплом III степени
Направление «Естественнонаучное» И. Балюк («Солнечная активность и ее влияние на земные процессы) — диплом III степени»; В. Ахрамович («Универсальность проявления правильной геометрической формы в жизни»)
Направление «История» М. Шахов («Истоки мужества») — диплом III степени
Направление «Языкознание» В Ерастов («Толерантность и агрессивность в медиа-текстах различных жанров») — грамота за участие
Участие в тех-никумовских, областных и всероссийских конкурсах художественного творчества Областной фестиваль художественного творчества «Я вхожу в мир искусств»
Областной фестиваль хорового искусства Академический хор девушек (рук. Н. Т. Ибрагимова) — лауреат I степени
Областной фестиваль академического хорового искусства Башкирский хор (рук. Н. Т. Ибрагимова) — лауреат II степени
Областной фестиваль хореографических коллективов К. Хусаинова (соло, рук. Н. Т. Ибрагимова) — II место; К. Хусаинова, Н. Гатауллина (дуэт, рук. Н. Т. Ибрагимова) — III место
Областной фестиваль исполнителей на музыкальных инструментах Б. Ялалов (курай) — диплом I степени
Областной фестиваль исполнителей В. Бикташев (эстрадный вокал: рэп) — диплом II степени
Фестиваль декоративно-прикладного искусства A. Захаров (вышивка) — диплом I степени; Г. Великий (вязание крючком) — диплом II степени; B. Карпенко (декупаж) — диплом I степени; А. Захаров (оригами) — диплом II степени
Всероссийский заочный конкурс «Юность. Наука. Культура» А. Валитова — лауреат III степени; Д. Абдуллин — лауреат II степени
Окончание таблицы 3
Мероприятия Результаты
Всероссийский конкурс работ научно-технического творчества студентов учреждений СПО, направление «Транспорт» Е. Ахунзянов («Альтернативные топлива. Биогаз») — диплом участника; Е. Шабардина («Перспективы развития водородного двигателя») — диплом участника; Р. Танаев («Альтернативные топлива. Производство СПГ») — диплом участника
Техническая олимпиада I и IV командные места
Региональный чемпионат WORLDSKILLS RUSSIA ЧЕЛЯБИНСК М. Димитрин (компетенция «Автомеханик») — II место; А. Горячев (компетенция «Сварочные технологии») — IV место; Д. Голицын (компетенция «Штукатур») — II место, участие во всероссийском этапе; Х. Багауф (компетенция «Сварочные технологии») — диплом участника
Спортивные достижения Всероссийский турнир по боксу Н. Тюнькин — I место
Российские соревнования по кик-боксингу В. Варфаламеев — II место
Городская эстафета на приз газеты «Магнитогорский рабочий» Д. Фаритова — III место
Городская игра в лазертаг I место
Городские соревнования «Школа безопасности» I место
Городские соревнования по практической стрельбе» В. Искаков (рук. С. А. Кабардинов) — I место
Кроме того, важным направлением деятельности педагогического коллектива является поддержка талантливых и способных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В техникуме созданы условия для адаптации, развития и социализации подростков с ОВЗ в группе сверстников: организация уроков, внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности обучающихся с целью реализации их потребности в самовыражении, участии в жизни группы и техникума:
На Областном фестивале художественного творчества «Я вхожу в мир искусств» в номинации «Декоративно-прикладное искусство» победили творческие работы наших студентов:
- Артура Галиакбарова (III место);
- Максима Котляра (I место);
- Андрея Павлова (III место);
- Ильгама Нигматуллина (III место).
Необходимо отметить, что еще одним положительным результатом работы педагогического коллектива в этих направлениях является то, что наши выпускники продолжают обучение в системе высшего образования: в 2014 г. в МГТУ поступили 6 человек, в 2015 г. — 12,
а в 2016 г. 34 обучающихся уже прошли тестирование в университете.
IV. Поощрение и стимулирование способных обучающихся.
Как было отмечено выше, политика государства, в том числе в Челябинской области, направлена на всестороннюю поддержку одаренных детей, стимулирование их творческой деятельности. За выдающиеся успехи в учебе и общественной жизни премией Законодательного собрания награждены обучающиеся техникума:
- 2013 г — С. Рахматуллин, С. Юртумбаев;
- 2014 г — В. Лашко, В. Ахрамович;
- 2015 г — Д. Галицин, И. Антонников.
Премией Президента РФ в 2014 г. награжден Д. Азнабаев.
По итогам работы за год обучающиеся техникума и их родители поощряются грамотами, благодарственными письмами, призами по следующим номинациям:
- социально значимая и общественная деятельность;
- научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность;
- профессиональное мастерство;
- художественное творчество;
- любительский спорт.
Несмотря на весь комплекс проводимых в техникуме мероприятий по поиску, развитию и поддержке талантливой молодежи, на сегодняшний день существует ряд проблем. Среди них можно выделить следующие:
- отсутствие возможности обучения рабочих кадров на самих производственных предприятиях;
- незаинтересованность руководителей отдельных предприятий в приеме обучающихся на производственную практику;
Библиографический список
- недостаточное количество средств для организации внеучебной деятельности, социальной поддержки молодежи;
- невозможность предоставления обучающимся современного оборудования, техники, используемой на производственных предприятиях.
Мы не претендуем на всестороннее освещение проблемы создания системы работы с талантливыми обучающимися техникума. Тем не менее, она, на наш взгляд, открывает возможности для более тщательного изучения феномена профессиональной одаренности будущих специалистов и дальнейшей профессиональной деятельности. Есть над чем работать.
1. Гладилина, И. П. Проблема развития творческой одаренности в современном обществе [Текст] / И. П. Гладилина // Инновационные проекты в воспитании детей, подростков и молодежи : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (21-22 марта 2007 г.). — М., 2007. — С. 74-96.
2. Актуальные проблемы обучения и развития одаренной молодежи в вузе [Текст] // История и современные тенденции развития образования РК : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения А. И. Сембаева (25-26 февр. 2005 г.). — Алматы : КазНПУ им. Абая, 2005. — С. 119-123.
3. Доровской, А. И. 100 советов по развитию одаренности детей [Текст] / А. И. Доровской // М. : Рос. пед. агентство, 1997.
4. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д. Б. Богоявленская. — Ростов, 1983. — 176 с.
УДК 377+94(47) А. В. Марченков, специалист по кадрам
Московского колледжа архитектуры и градостроительства (МКАГ), соискатель Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва, e-mail: [email protected]
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
(1917 — КОНЕЦ 1950-Х ГГ.)
В статье рассматриваются основные этапы развития профессионального образования в нашей стране. История развития системы профессионального образования в России — один из важнейших аспектов изучения истории страны. Отрасль профессионального образования остается на сегодняшний день одной из самых востребованных как на рынке образовательных услуг, так и на рынке вакансий.
Ключевые слова: история, этапы развития профессионального образования в Советской России, школы фабрично-заводского ученичества, учебный план, методические споры.
Историческое развитие отечественной профессиональной школы прошло множество этапов и может рассматриваться как целостный социально-экономический и исторический процесс, протекающий в соответствии с опреде-
ленными закономерностями развития страны. Становление и развитие российской профессиональной школы включает в себя три направления — три исторических периода: «школа навыков», «школа профессиональных знаний,