Научная статья на тему 'Проектирование системы работы с талантливыми и способными обучающимися в ГБПОУ "Магнитогорский строительно-монтажный техникум"'

Проектирование системы работы с талантливыми и способными обучающимися в ГБПОУ "Магнитогорский строительно-монтажный техникум" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIONAL ACTIVITY / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ / DESIGN OF THE SYSTEM / ТАЛАНТЛИВЫЕ И СПОСОБНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / TALENTED AND CAPABLE STUDENTS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ / METHODS AND FORMS OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кенарь Е.И.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является социально-педагогическая поддержка и развитие талантливых детей как национального достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны. Забота о талантливой молодежи сегодня рассматривается как забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE SYSTEM WORK WITH TALENTS AND ABILITIES OF STUDENTS IN MAGNITOGORSK CONSTRUCTION AND ASSEMBLY COLLEGE

One of the priority directions of the state policy in the field of education is the socio-pedagogical support and development of talented children as a national asset and the main intellectual and creative potential of the country. At present day the looking after talented youth is considered as a concern for the development of science, technology, culture and social life in Russia in the future.

Текст научной работы на тему «Проектирование системы работы с талантливыми и способными обучающимися в ГБПОУ "Магнитогорский строительно-монтажный техникум"»

УДК 376.5 Е. И. Кенарь, зам. директора по науч.-метод.

работе Магнитогорского строительно-монтажного техникума (МСМТ), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: mtkmetod@gmail.com

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ТАЛАНТЛИВЫМИ И СПОСОБНЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ГБПОУ «МАГНИТОГОРСКИЙ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является социально-педагогическая поддержка и развитие талантливых детей как национального достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны. Забота о талантливой молодежи сегодня рассматривается как забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.

Ключевые слова: инновационная деятельность, проектирование системы работы, талантливые и способные обучающиеся, педагогические технологии, методы и формы работы.

Таланты создают особое творческое напряжение в молодежной среде и в обществе в целом, стимулируя творческую активность своего ближайшего окружения. Поиск талантов, создание условий для их развития и последующего применения — это неотъемлемая часть образования, без планомерного осуществления которой не решить проблему создания инновационной экономики [1].

Мы считаем, что реализация возможности каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество его жизни, обеспечивает экономический рост и прочность национальных традиционных ценностей.

С 2014 г в ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум» реализуется программа инновационной площадки «Организационно-педагогические условия формирования и развития системы поддержки талантливых и способных обучающихся», утвержденная приказом МОиН Челябинской области № 01/35-14 от 04.12.14 (далее — программа), научным руко-

Циклограмма выявления и подд

водителем которой является начальник воспитательной службы СПО ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова» канд. пед. наук И. А. Ройтштейн.

Цель инновационной деятельности — развитие творческих способностей обучающихся с учетом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей через создание системы организационно-педагогических условий.

В связи с этим важное значение в системе работы с талантливыми обучающимися техникума придается социально-педагогической поддержке в учебной, творческой и инновационной деятельности (создание творческой атмосферы, вариативность образовательных программ, методическое сопровождение педагога, позитивное отношение педагога к талантливому подростку, поощрение и стимулирование творческих обучающихся).

Мероприятия программы ориентированы на механизм выявления и поддержки талантливых и способных обучающихся и отражены в календарном плане инновационной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

>жки талантливых обучающихся

Месяц Мероприятие Ответственные

Сентябрь — декабрь 1. Аналитический этап (анализ характеристики абитуриентов, индивидуальные беседы со студентами и их родителями, тестирование, социологический опрос с целью сбора сведений о высоких успехах в какой-либо деятельности). 2. Диагностический этап (психологическое тестирование, определение исходного уровня базовых знаний и умений, наблюдение с целью выявления уровня потенциальных интеллектуальных возможностей, Зам. директора по УВР, мастера п/о, преподаватели, председатели ПЦК, руководители творческих коллективов

Окончание таблицы 1

Месяц Мероприятие Ответственные

академических достижений, творческого/продуктивного мышления, достижений в области общения и лидерства, художественной деятельности и др.). 3. Организационно-деятельностный этап (организация кружков, клубов по интересам, спортивных секций)

В течение года Проведение групповых и внутритехникумовских олимпиад по ООД, внутритехникумовских конкурсов профессионального мастерства студентов

Организация и проведение внутритехникумовской олимпиады по техническому творчеству

Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах регионального, всероссийского уровня

Проектирование системы работы по выявлению, сопровождению и развитию талантливых и способных обучающихся в техникуме осуществляется по следующим направлениям.

I. Поиск и выявление талантливых подростков.

Работа по выявлению одаренных детей начинается с первого курса.

Ежегодно в техникуме с целью сбора сведений о контингенте проводятся индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями, тестирование, анализ которых показал следующее.

Всего в техникуме на первое сентября 2015 г числится 1085 обучающихся, из которых:

- 34 % (371 чел.) воспитываются в семье с обоими родителями;

- 52 % (559 чел.) — в семье с одним родителем (25,2 % — без отца);

- 2 % (21 чел.) — у опекунов;

- 12 % (134 чел.) являются воспитанниками детского дома;

- 9,12 % (99 чел.) имеют ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

Определяя мотивы выбора профессии, мы выяснили, что:

- 40 % обучающихся имеют низкую мотивацию к получению профессии/специальности;

- 7 % обучающихся затруднились ответить на этот вопрос.

Как видно из представленной информации, существует противоречие: с одной стороны, современному обществу требуются грамотные, творчески думающие и работающие рабочие/ специалисты, а с другой стороны, уровень мотивации к обучению у наших студентов очень низкий.

Поиск путей разрешения этого противоречия определил нашу дальнейшую работу.

II. Социально-педагогическое сопровождение талантливых обучающихся.

Деятельность педагогического коллектива направлена на мотивацию и стимулирование творческих возможностей обучающихся, создание целостной образовательной среды, способствующей полноценному развитию личности, ее самоопределению и самореализации, формированию ее индивидуального дарования, достижению успеха в жизни в условиях образовательного пространства техникума.

В основе данного процесса лежат социально-психологические и организационно-педагогические принципы успешности, комфортности, новаторства, сотворчества и взаимодействия педагога и обучающегося, развивающие креативность обучающихся и их творческую активность. Для его эффективного протекания необходимо, чтобы эта деятельность осуществлялась совместно педагогическим коллективом, семьей и обществом.

В техникуме разработана система проектирования содержания учебно-воспитательного процесса с учетом реализации педагогической технологии развития творческих способностей обучающихся (программы «Адаптация первокурсника в условиях техникума» и «Профессионал»).

Технология предусматривает изменение роли и места педагога в образовательном процессе: от транслирования знаний он переходит к проектированию содержания образования и развитию творческой личности. С этой целью организована и проведена серия семинаров по проблеме формирования готовности студентов техникума к саморазвитию по темам «Аспекты научно-исследовательской деятельности» и «Социальная адаптация талантливых и способных обучающихся к обучению в техникуме».

Профессиональная компетентность педагогов, работающих с талантливыми обучающимися, включает в себя теоретическую и практическую составляющие.

К теоретической составляющей относятся знание, понимание основных принципов работы. Перечислим некоторые из них:

- принцип понимания уникальности каждого подростка;

- принцип повышенной трудности в работе с талантливыми обучающимися;

- принцип реализации скрытого потенциала способностей.

К практической составляющей относятся умения диагностировать, общаться, обучать, воспитывать талантливых подростков.

Ведущими педагогическими идеями технологии развития творческих способностей обучающихся являются поэтапное и поступательное выявление и поддержка талантливых обучаю-

щихся, которые включают, на наш взгляд, три условных направления:

- социальное (соответствует современным условиям воспитания и обучения и требованиям общества);

- психолого-педагогическое (отображает основные направления деятельности педагогических работников и обучающихся в их взаимодействии);

- личностное (представляет собственно процесс развития творческой личности и характеризует представление педагога и самого обучающегося о его ближайшей и будущей творческой самореализации).

Педагогическая система отражена в таблице 2.

Таблица2

Система социально-педагогической поддержки талантливых обучающихся

Социальное направление Психолого-педагогическое направление Личностное направление

Формирование профессионала с выраженной гражданской позицией, личности, которая четко ориентируется в современных условиях и перспективах социокультурной динамики XXI в.; развитие личностных качеств обучающихся в социальном проектировании творческой деятельности; использование основы народной культуры в формировании творческих способностей Создание творческой атмосферы; создание комфортной среды для развития творческой личности (доброжелательность педагога, отсутствие жесткой критики); создание условий для конструктивного взаимодействия обучающихся независимо от уровня их способностей; предоставление обучающимся возможности активно задавать вопросы, выдвигать оригинальные идеи, гипотезы; использование педагогом современных технологий поиска и обработки информации, активное привлечение обучающихся к работе с разными информационными базами данных; выступление педагога в роли консультанта, позволяющее обучающимся выстраивать творческий процесс самостоятельно Воспитание навыков самопознания, самообразования и самореализации, лидерской позиции личности

Создание системы социально-педагогической поддержки талантливых обучающихся предполагает поиск и апробацию инновационных форм и технологий работы.

Нами выявлены и приняты педагогические технологии, которые способствует развитию творческой составляющей личности будущих специалистов.

1. Технологии обогащения: интегрированные курсы, элективные курсы по выбору, комплексные программы обучения и развития.

2. Дифференцированные: коллективно-фронтальное обучение (рецензирование студентами работ друг у друга и др.), групповое обучение (малые группы), парное обучение и консультирование, индивидуально-групповое обучение, обучение по специальным программам (адаптированные для ОВЗ).

3. Индивидуализированные: обучение по индивидуальным учебным планам и программам.

4. Информационно-развивающие: интерактивное обучение, производственная практика, анализ профессиональных ситуаций.

5. Проблемно-поисковые: проблемное обучение, эвристическое обучение (решение учебных и профессиональных задач), учебная дискуссия, диспут, проектное обучение, научно-исследовательская работа.

6. Творчески-репродуктивные: исследовательское обучение, игровое обучение (деловые, ролевые игры и др.), вариативные упражнения, решение задач, ситуационные задачи, мозговой штурм, кейс-стади, моделирование ситуаций.

7. Интерактивные: диалоговое обучение.

III. Организация образовательного пространства.

В силу государственной стандартизации и единообразия при работе с талантливыми обучающимися необходимо обеспечивать не только единый обязательный минимум для всех обучающихся (ФГОС), но и максимальную дифференциацию и индивидуализацию обучения наиболее способных будущих специалистов [2].

Методы и формы работы с талантливыми и способными обучающимися органически сочетаются с методами и формами работы со всеми обучающимися в группе и в то же время отличаются определенным своеобразием. Среди них можно выделить следующие:

- творческие лаборатории;

- кружки по интересам;

- занятия проектной деятельностью;

- НОУ;

- конкурсы;

- научно-практические конференции;

Достижения талант

- олимпиады;

- сотрудничество с другими профессиональными образовательными организациями.

С целью развития способностей обучающихся в техникуме созданы необходимые условия для внеучебной деятельности: спортивные залы, спортивные стадионы, тренажерный зал (восемь секций), танцзал в общежитии, две лаборатории для занятий техническим творчеством, мастерская для занятия декоративно-прикладными видами творчества, актовые залы для занятия художественным творчеством (четыре кружка).

Результатом работы с талантливыми обучающимися в техникуме являются ежегодные победы на внутритехникумовских, городских, региональных, всероссийских конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

ивых обучающихся

Мероприятия Результаты

НОУ-2013 среди обучающихся организаций среднего профессионального образования ЮТМО Челябинской области Направление «Технология. Техносфера» Д. Долгушин («Энергосберегающие технологии») — диплом III степени

Направление «Естественнонаучное» И. Балюк («Солнечная активность и ее влияние на земные процессы) — диплом III степени»; В. Ахрамович («Универсальность проявления правильной геометрической формы в жизни»)

Направление «История» М. Шахов («Истоки мужества») — диплом III степени

Направление «Языкознание» В Ерастов («Толерантность и агрессивность в медиа-текстах различных жанров») — грамота за участие

Участие в тех-никумовских, областных и всероссийских конкурсах художественного творчества Областной фестиваль художественного творчества «Я вхожу в мир искусств»

Областной фестиваль хорового искусства Академический хор девушек (рук. Н. Т. Ибрагимова) — лауреат I степени

Областной фестиваль академического хорового искусства Башкирский хор (рук. Н. Т. Ибрагимова) — лауреат II степени

Областной фестиваль хореографических коллективов К. Хусаинова (соло, рук. Н. Т. Ибрагимова) — II место; К. Хусаинова, Н. Гатауллина (дуэт, рук. Н. Т. Ибрагимова) — III место

Областной фестиваль исполнителей на музыкальных инструментах Б. Ялалов (курай) — диплом I степени

Областной фестиваль исполнителей В. Бикташев (эстрадный вокал: рэп) — диплом II степени

Фестиваль декоративно-прикладного искусства A. Захаров (вышивка) — диплом I степени; Г. Великий (вязание крючком) — диплом II степени; B. Карпенко (декупаж) — диплом I степени; А. Захаров (оригами) — диплом II степени

Всероссийский заочный конкурс «Юность. Наука. Культура» А. Валитова — лауреат III степени; Д. Абдуллин — лауреат II степени

Окончание таблицы 3

Мероприятия Результаты

Всероссийский конкурс работ научно-технического творчества студентов учреждений СПО, направление «Транспорт» Е. Ахунзянов («Альтернативные топлива. Биогаз») — диплом участника; Е. Шабардина («Перспективы развития водородного двигателя») — диплом участника; Р. Танаев («Альтернативные топлива. Производство СПГ») — диплом участника

Техническая олимпиада I и IV командные места

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Региональный чемпионат WORLDSKILLS RUSSIA ЧЕЛЯБИНСК М. Димитрин (компетенция «Автомеханик») — II место; А. Горячев (компетенция «Сварочные технологии») — IV место; Д. Голицын (компетенция «Штукатур») — II место, участие во всероссийском этапе; Х. Багауф (компетенция «Сварочные технологии») — диплом участника

Спортивные достижения Всероссийский турнир по боксу Н. Тюнькин — I место

Российские соревнования по кик-боксингу В. Варфаламеев — II место

Городская эстафета на приз газеты «Магнитогорский рабочий» Д. Фаритова — III место

Городская игра в лазертаг I место

Городские соревнования «Школа безопасности» I место

Городские соревнования по практической стрельбе» В. Искаков (рук. С. А. Кабардинов) — I место

Кроме того, важным направлением деятельности педагогического коллектива является поддержка талантливых и способных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В техникуме созданы условия для адаптации, развития и социализации подростков с ОВЗ в группе сверстников: организация уроков, внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности обучающихся с целью реализации их потребности в самовыражении, участии в жизни группы и техникума:

На Областном фестивале художественного творчества «Я вхожу в мир искусств» в номинации «Декоративно-прикладное искусство» победили творческие работы наших студентов:

- Артура Галиакбарова (III место);

- Максима Котляра (I место);

- Андрея Павлова (III место);

- Ильгама Нигматуллина (III место).

Необходимо отметить, что еще одним положительным результатом работы педагогического коллектива в этих направлениях является то, что наши выпускники продолжают обучение в системе высшего образования: в 2014 г. в МГТУ поступили 6 человек, в 2015 г. — 12,

а в 2016 г. 34 обучающихся уже прошли тестирование в университете.

IV. Поощрение и стимулирование способных обучающихся.

Как было отмечено выше, политика государства, в том числе в Челябинской области, направлена на всестороннюю поддержку одаренных детей, стимулирование их творческой деятельности. За выдающиеся успехи в учебе и общественной жизни премией Законодательного собрания награждены обучающиеся техникума:

- 2013 г — С. Рахматуллин, С. Юртумбаев;

- 2014 г — В. Лашко, В. Ахрамович;

- 2015 г — Д. Галицин, И. Антонников.

Премией Президента РФ в 2014 г. награжден Д. Азнабаев.

По итогам работы за год обучающиеся техникума и их родители поощряются грамотами, благодарственными письмами, призами по следующим номинациям:

- социально значимая и общественная деятельность;

- научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность;

- профессиональное мастерство;

- художественное творчество;

- любительский спорт.

Несмотря на весь комплекс проводимых в техникуме мероприятий по поиску, развитию и поддержке талантливой молодежи, на сегодняшний день существует ряд проблем. Среди них можно выделить следующие:

- отсутствие возможности обучения рабочих кадров на самих производственных предприятиях;

- незаинтересованность руководителей отдельных предприятий в приеме обучающихся на производственную практику;

Библиографический список

- недостаточное количество средств для организации внеучебной деятельности, социальной поддержки молодежи;

- невозможность предоставления обучающимся современного оборудования, техники, используемой на производственных предприятиях.

Мы не претендуем на всестороннее освещение проблемы создания системы работы с талантливыми обучающимися техникума. Тем не менее, она, на наш взгляд, открывает возможности для более тщательного изучения феномена профессиональной одаренности будущих специалистов и дальнейшей профессиональной деятельности. Есть над чем работать.

1. Гладилина, И. П. Проблема развития творческой одаренности в современном обществе [Текст] / И. П. Гладилина // Инновационные проекты в воспитании детей, подростков и молодежи : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (21-22 марта 2007 г.). — М., 2007. — С. 74-96.

2. Актуальные проблемы обучения и развития одаренной молодежи в вузе [Текст] // История и современные тенденции развития образования РК : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения А. И. Сембаева (25-26 февр. 2005 г.). — Алматы : КазНПУ им. Абая, 2005. — С. 119-123.

3. Доровской, А. И. 100 советов по развитию одаренности детей [Текст] / А. И. Доровской // М. : Рос. пед. агентство, 1997.

4. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д. Б. Богоявленская. — Ростов, 1983. — 176 с.

УДК 377+94(47) А. В. Марченков, специалист по кадрам

Московского колледжа архитектуры и градостроительства (МКАГ), соискатель Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва, e-mail: alMar7690@yandex.ru

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

(1917 — КОНЕЦ 1950-Х ГГ.)

В статье рассматриваются основные этапы развития профессионального образования в нашей стране. История развития системы профессионального образования в России — один из важнейших аспектов изучения истории страны. Отрасль профессионального образования остается на сегодняшний день одной из самых востребованных как на рынке образовательных услуг, так и на рынке вакансий.

Ключевые слова: история, этапы развития профессионального образования в Советской России, школы фабрично-заводского ученичества, учебный план, методические споры.

Историческое развитие отечественной профессиональной школы прошло множество этапов и может рассматриваться как целостный социально-экономический и исторический процесс, протекающий в соответствии с опреде-

ленными закономерностями развития страны. Становление и развитие российской профессиональной школы включает в себя три направления — три исторических периода: «школа навыков», «школа профессиональных знаний,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.