Научная статья на тему 'Система поддержки талантливых и способных обучающихся: промежуточные результаты деятельности инновационной площадки'

Система поддержки талантливых и способных обучающихся: промежуточные результаты деятельности инновационной площадки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ И СПОСОБНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ / MODEL OF TALENTED AND GIFTED STUDENTS' DEVELOPMENT AND SUPPORT / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кенарь Е.И.

В статье проанализирован опыт работы с талантливыми и способными обучающимися. Предложена модель развития и поддержки талантливых и способных обучающихся, выделены организационно-педагогические условия и основные подходы к организации учебной и внеучеб-ной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT SYSTEM FOR TALANTED AND GIFTED STUDENTS: INTERIM WORK RESULTS OF THE INNOVATION PLACE

The article analyses the experience of work with the talented and gifted students. The author proposes the model of talented and gifted students’ development and support, organizational and pedagogical conditions and main approaches to organization of studies and extra-curricular activities.

Текст научной работы на тему «Система поддержки талантливых и способных обучающихся: промежуточные результаты деятельности инновационной площадки»

Библиографический список

1. Балюк, В. А. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов как фактор развития познавательной самостоятельности [Текст] / В. А. Балюк, Е. Ф. Мосина // Развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся и студентов. — Саратов : Изд-во СГУ, 1979. — С. 74-87.

2. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] / П. Я. Гальперин. — М. : МГУ, 1976. — 150 с.

3. Капица, П. Л. Эксперимент — теория — практика [Текст] / П. Л. Капица. — М. : Наука, 1981. — 496 с.

4. Клейман, И. С. Развитие научного творчества студентов в процессе профессионально направленной целевой фундаментальной подготовки [Текст] / И. С. Клейман, Л. Н. Ладейщико-ва, Ю. И. Кяшин, В. В. Тиунов // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности : сб. науч. тр. — М. : МГУ, 1990. — С.98-107.

5. Котлярова, И. О. Системное представление об исследовании [Текст] : учеб. пособие / И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков. — Челябинск : ЧГТУ, 1996. — 81 с.

6. Леднев, В. С. Научное образование : развитие способностей к научному творчеству [Текст] / В .С. Леднев. — М. : МГАУ, 2002 — 120 с.

УДК 377 Е. И. Кенарь, зам. директора

по науч.-метод. работе Магнитогорского строительно-монтажного техникума (МСМТ), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: mgn-smt@yandex.ru

СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ И СПОСОБНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

В статье проанализирован опыт работы с талантливыми и способными обучающимися. Предложена модель развития и поддержки талантливых и способных обучающихся, выделены организационно-педагогические условия и основные подходы к организации учебной и внеучеб-ной деятельности.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, модель развития и поддержки талантливых и способных обучающихся, учебная деятельность, внеучебная деятельность.

Развитие одаренности будущего специалиста нуждается в создании в техникуме целостной саморегулирующейся системы, которая предусматривала бы выявление и поддержку одаренной (талантливой) молодежи, развитие и реализацию ее способностей, активизацию учебно-познавательной деятельности, стимулирование творческой работы обучающихся и преподавателей.

Программа деятельности инновационной площадки ГБПОУ «МСМТ» «Организационно-педагогические условия формирования и развития системы поддержки талантливых и способных обучающихся» раскрывает цель, задачи, направления и механизмы работы и направлена на гибкую доступную многоуровневую систему,

включающую скоординированные действия по поддержке и сопровождению обучающихся.

При реализации организационно-педагогических условий нами были созданы условия для реализации способностей обучающихся, разработаны: модель развития и поддержки талантливых и способных обучающихся, учебно-методический комплекс по работе с талантливыми и способными обучающимися, система, обеспечивающая готовность педагогов к работе с талантливыми и способными обучающимися.

Основополагающей идеей при разработке модели (рис. 1) была учебная и внеучебная деятельность, предполагающая реализацию педагогики сотрудничества и сотворчества.

ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УЧЕТОМ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

ш

ф

Г)

ч

СП

о

■а

о

fr

ф

о о

ш ä О" X

о ^

о

0

01

■а

ш

U О СП

ш

■а

!Г X О ж н ■а

о

СП О" X ■а

ф

о <

■а

о о

СП

Организация образовательного процесса, направленного на поддержку талантливых и способных обучающихся

Педагогический коллектив

Коллектив обучающихся

Формирование психологической готовности педагогов к работе с талантливыми и способными обучающимися

Диагностический блок Определение уровня готовности педагогов

Информационно-мотивационный блок Повышение квалификации

Koppe кционно-развивающий блок Разработка и корректировка УМК

Выявление и психолого-педагогический мониторинг развития талантливых и способных обучающихся Реализация программ поддержки талантливых и способных обучающихся по направлениям

Первичный мониторинг — определение интересов, доминанты личности

Промежуточно-коррекционный мониторинг — определение динамики развития доминанты личности

Итоговый мониторинг — определение конкурентоспособности выпускника

т

Профессионально-практическое

Интеллектуально-познавательное

Художественно-эстетическое

Физкультурно-спортивное

Общественно полезное

Конкурсы, олимпиады, конференции, соревнования, творческие дела,

социально значимые акции, экскурсии

Разработана система, обеспечивающая готовность педагогов к работе с талантливыми и способными обучающимися. Разработан учебно-методический комплекс по работе с талантливыми и способными обучающимися

для

Созданы условия самореализации обучающихся

РЕЗУЛЬТАТ: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ И СПОСОБНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Рис. 1. Модель развития и поддержки талантливых и способных обучающихся в техникуме

При построении модели развития и поддержки талантливых и способных обучающихся мы опирались на следующие подходы: системный и структурный (П. К. Анохин, В. Г. Афанасьев, Г. Н. Сериков, Э. Г. Юдин и др.), деятельно стный (И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин и др.), личностно ориентированный (В. А. Болотов, М. Н. Костикова, В. В. Сериков и др.), индивидуально-творческий (В. И. Андреев, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров и др.). Это позволило рассматривать элементы и части в единстве, во взаимодействии компонентов и структурных составляющих.

На организационно-подготовительном этапе мы обозначили систему конкретных управленческих действий, обеспечивающих эффективную подготовку и включение педагогического коллектива техникума в инновационный режим развития.

Переход техникума в режим развития осуществлялся по этапам:

- первый этап — проблемный анализ, построение проблемного поля и определение главной темы инновационной деятельности;

- второй этап — формирование команды — идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к внедрению инноваций;

- третий этап — мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности преподавателей к инновационной деятельности;

- четвертый этап — выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.

Для работы с талантливыми и способными обучающимися современный преподаватель должен владеть высоким уровнем специальных профессиональных, психолого-педагогических и личностных компетенций (высокий уровень профессиональной подготовки, знания в области общей, возрастной психологии, методики диагностики личности обучающихся, методики корректировки деятельности и т. д.) [2].

На сегодняшний день 50,6 % педагогических работников имеют первую и высшую квалификационную категорию; три педагога имеют степень магистра, двое обучаются в магистратуре ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова» и один человек — в аспирантуре.

Переход техникума в инновационный режим развития вызвал необходимость коррекции методической работы педагогического коллек-

тива. В этой связи основными аспектами научно-методической работы являлись следующие:

- создание условий для творческой инновационной деятельности педагогов в области самообразования;

- создание инновационного комплексного методического обеспечения образовательного процесса;

- организация повышения квалификации педагогических работников, особенно не имеющих базового педагогического образования в вопросах психолого-педагогического, методического управления образованием студентов;

- создание условий для совместной научно-исследовательской и самообразовательной деятельности преподавателей и обучающихся.

Реализация программы инновационной площадки позволила повысить уровень научно-методического и информационного обеспечения педагогических работников, их профессиональной компетентности в отборе методов, форм, средств, технологий обучения и воспитания талантливых обучающихся.

Особенности организации учебной деятельности талантливых обучающихся.

Содержание образования в соответствии с ФГОС учитывает не только потребности регионального рынка труда, требования работодателей к компетенциям и квалификациям рабочих и специалистов СПО, но и творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся техникума.

Ориентация на талантливых обучающихся предполагает разработку системы мер для оптимизации организационных условий образовательного процесса, что, в свою очередь, требует выявления отношения талантливых и способных обучающихся к различным сторонам организации образовательной деятельности [3].

Содержание образования реализуется педагогами с применением технологий активного обучения: проективных, рефлексивных, коммуникативно-деловых, проблемно-поисковых.

Талантливые студенты особо нуждаются в создании условий для самостоятельной работы, предпочитают не традиционные формы занятий, а работу в учебных лабораториях и творческих мастерских.

Педагоги включают такие формы самостоятельной работы, как написание и защита рефератов, составление аннотаций, составление и рецензирование научных, технических статей, разработка электронных пособий учебного назначения, макетов устройства, произведений декоративно-прикладного творчества и др.

Возможности внеучебной деятельности как средства развития талантливых обучающихся.

Успешность воспитания творчески активных обучающихся достигается посредством применения разнообразных форм внеучебной работы, наполнения этих форм современным содержанием.

Работа по выявлению, отбору талантливых обучающихся, созданию условий для развития их творческого потенциала, выбору средств оказания индивидуальной психолого-педагогической поддержки начинается с первого курса и ведется в профессионально-практическом, интеллектуально-познавательном, физкультур-но-спортивном, художественно-эстетическом, общественно полезном направлениях.

В техникуме разработана и реализуется концепция воспитательной работы. Задачи концепции позволяют педагогическому коллективу техникума планировать и корректировать воспитательные мероприятия, создавать благоприятные педагогические условия, необходимые для гармоничного развития личности обучающихся, их дальнейшего общественного и профессионального становления.

За отчетный период в техникуме разработаны и реализуются следующие воспитательные программы.

1. Программа «Адаптация первокурсника в условиях техникума».

Цель программы: создание системы работы, способствующей скорейшей адаптации обучающихся к студенческой жизни в техникуме: учебному процессу, ориентации в правах и обязанностях, культурному, нравственному и физическому совершенствованию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мастера п/о и классные руководители начиная с первого курса предлагают обучающимся участвовать в различных мероприятиях, проводимых в техникуме, тем самым стремясь показать студентам возможности их личного роста, развития творческих возможностей.

На наш взгляд, наиболее общими критериями (показателями) оценки и отбора талантливых обучающихся, предшествующими глубокой специальной диагностике, являются:

а) наличие достижений в учебе, научной, творческой, художественной или социальной деятельности (отличия в конкурсах, олимпиадах, выставках, соревнованиях);

б) высокий уровень мотивации, направленности к овладению знаниями, к творческой деятельности;

в) наличие лидерских качеств, признание авторитета окружающими.

2. Программа «Профессионал».

Цель программы: создание условий для воспитания конкурентоспособного специалиста, готового выполнять профессиональные функции, соответствующего запросам современного общества.

В техникуме ежегодно проводятся профессиональные недели, в рамках которых организуются конкурсы профессионального мастерства, олимпиады, викторины, конкурсы стенгазет, выставки декоративно-прикладного, технического творчества обучающихся. Преподаватели ежегодно участвуют в разработке заданий и материалов для внутритехникумовских мероприятий; непосредственно принимают участие в их проведении. Таким образом выявляются профессионально способные обучающиеся на уровне учебных групп, затем на уровне техникума.

Одним из средств обеспечения успешности профессионального роста, обеспечения качества жизни будущего специалиста является систематическое проведение совместно с социальными партнерами — работодателями мероприятий, способствующих трудоустройству выпускников техникума и временной занятости обучающихся (мастер-классы, круглые столы, защита курсовых и дипломных работ). Воспитательное значение таких мероприятий в том, что на них обучающиеся выступают с демонстрацией конкретных результатов (видеоматериалы, образцы работ, реальные проекты и др.).

3. Программа «Школа лидера».

Цель программы: формирование лидерских качеств и активной жизненной позиции через студенческое самоуправление.

С целью создания условий, способствующих успешной самореализации обучающихся в творческой и профессиональной сфере и решению вопросов в различных областях студенческой жизни, организовано студенческое самоуправление (совет обучающихся техникума и совет общежития).

Работа органов самоуправления техникума выступает как особая форма инициативности, самостоятельности, ответственности обучающихся, направленная на решение ключевых проблем жизнедеятельности студенческой молодежи, на развитие ее общественной активности, на поддержку социальных инициатив.

Советом обучающихся проводятся следующие мероприятия: посвящение первокурсников в студенты; организация дня знаний, недели первокурсников, дня здоровья и спорта; организация культурно-массовых мероприятий на своем отделении; конкурсы стенгазет и др.

По наблюдениям педагогов, прогресс в этом направлении особенно заметен в группах первого курса. Если в начале учебного года в большинстве своем первокурсники безынициативны, инертны, то к концу первого года обучения ситуация существенно меняется.

Реализуя программы художественного творчества обучающейся молодежи, мы преследуем цель формирования гармоничной, высоконравственной личности молодого россиянина. В связи с этим одной из задач является поиск и поддержка талантливых обучающихся, презентация их достижений.

С целью реализации стратегии «образование через всю жизнь» в техникуме создано научное общество студентов, работают предметные кружки, кружки технического и декоративно-прикладного творчества, академический вокальный ансамбль, школа игры на гитаре, школа технического творчества «Управляемые модели», театральный коллектива «Праздник», спортивные секции, клубы по интересам.

В настоящее время в творческих объединениях, спортивных секциях техникума и города

Перечень внутритехни

занимаются 60 % от общего контингента обучающихся.

Для обучающихся каждый учебный год является по-настоящему спортивным. Преподаватели физического воспитания проводят много интересных и напряженных спортивных мероприятий и соревнований, которые носят дух состязательности, здорового азарта и целеустремленности.

В техникуме работают спортивные секции по баскетболу, волейболу, футболу, боксу, теннису, атлетической гимнастике. В соответствии с комплексным планом учебно-воспитательной работы проводятся мероприятия по направлению «Спорт и здоровье»:

- комплексная спартакиада техникума;

- комплексная спартакиада города среди обучающихся;

- «Кросс наций»;

- «Лыжня России»;

- спортивный праздник «Золотая осень».

Ежегодно обучающиеся техникума участвуют в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различного уровня (табл. 1).

Таблица 1

>мовски\ мероприятий

Профессиональные конкурсы

Конкурс профессионального мастерства по профессии «автомеханик» Конкурс профессионального мастерства по профессии «сварщик» Конкурс профессионального мастерства по профессии «мастер отделочных и строительных работ» Конкурс профессионального мастерства по профессии «слесарь» Конкурс профессионального мастерства по профессии «мастер столярного и мебельного производства»

Олимпиады по учебным дисциплинам

Олимпиада по ООД Олимпиада по БЖД Олимпиада по инженерной графике Олимпиада по технической механике Олимпиада по материаловедению

Творческие конкурсы

Конкурс тематических стенгазет и плакатов Конкурс сочинений на заданную тему Конкурс по декоративно-прикладному творчеству Конкурс исполнителей песни Конкурс на лучший реальный проект

Спортивные соревнования

Соревнования по выполнению упражнений на спортивных тренажерах Первенство по л/а кроссу, по мини-футболу, по баскетболу, по волейболу Соревнования по шахматам, по теннису, по боксу Спартакиада, соревнования «Кросс наций», «Лыжня России» Военно-спортивные соревнования

Общественно полезные мероприятия

Акции «День борьбы со СПИДом», «Чужого горя не бывает», «Милосердие», «За здоровый образ жизни», Экологическая акция «Сбереги и сохрани наш общий дом», акция «Спорт против наркотиков» Фотоконкурс «Зеленое ожерелье Урала», выставка фотопортретов «У Победы наши лица», конкурс Волонтерское движение, ярмарка «В мире профессий», спортивный праздник «Золотая осень» Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам...», литературно-музыкальная композиция,

Окончание таблицы 1

«Георгиевская видеороликов, посвященная Дню

ленточка», антинар- посвященный Неизвестного Сол-

котическая акция 70-летию Победы, дата

«Мы выбираем конкурс «Я вы-

жизнь» бираю жизнь»,

конкурс интернет-

проектов

Таким образом, выявляются профессиональные, творческие и спортивные способности обучающихся, сначала на уровне учебных групп, затем на уровне техникума.

Обучающиеся направляются на состязания различного уровня, в том числе областные и федеральные, многие их них становятся победителями и призерами (табл. 2).

Таблица 2

Сводная таблица участия обучающихся в конкурсах различного уровня

Уровни 2013/14 уч. г. 2014/15 уч. г. 2015/16 уч. г.

Профессионально-практическая деятельность

Городской - - 8

Региональный 5 6 5

Всероссийский 1 - -

Международный - - -

Интеллектуально-познавательная деятельность

Городской 3 1 1

Региональный 3 7 11

Всероссийский 5 5 2

Международный - 1 -

Художественно-эстетическая деятельность

Городской 92 111 156

Региональный 72 113 128

Всероссийский 1 3 4

Международный - - 2

Физкультурно-спортивная деятельность

Городской 175 234 293

Региональный 15 15 20

Всероссийский - - -

Международный - - -

Общественно полезная деятельность

Городской 3 5 5

Администрация техникума оказывает всестороннюю поддержку талантливым студентам, стимулирует их творческую деятельность и осуществляет моральное и материальное поощрение. Так, за выдающиеся успехи в учебе и общественной жизни студенты техникума ежегодно награждаются премиями (табл. 3).

Таким образом, эффективная работа по реализации модели развития и поддержки талантливых и способных обучающихся обеспечивает раскрытие творческих способностей и самореализацию обучающихся, позволяет придать работе с талантливыми обучающимися системный характер.

Библиографический список

1. Программа деятельности инновационной площадки по теме : «Организационно-педагогические условия формирования и развития системы поддержки талантливых и способных обучающихся» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ьйр://мсмт.рф/1таде8/0ос/т^о0/паисИ/ PROGRAMMA%20DEJaTEL"NOSTI.pdf.

2. Гетман, Н. А. Компетентность современного преподавателя как условие инновационного развития вуза [Текст] / Н. А. Гетман, Е. Н. Котенко // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии. — 2013. — № 34-1. — С. 49-55.

3. Власова, Д. А. Особенности личностно-ориентированного обучения при работе с одаренными студентами [Электронный ресурс] / Д. А. Власова. — Режим доступа: http://www.bntu. by/news/67-conference-mido/1546-2014-11-22-12-19-55.html.

4. Давлетова, М. Т. Современные образовательные технологии [Текст] / М. Т. Давлетова, Г. Г. Садыков // Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. — Прага, Чешская респ., 21 окт. 2013 г. — С. 303-309.

УДК 371 Н. С. Кольева, преподаватель

Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева (СКГУ), канд. пед. наук, Республика Казахстан, г. Петропавловск, e-mail: nkoleva@mail.ru

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА

В данной статье рассматриваются особенности организации самостоятельной работы в условиях дистанционного обучения, которые предполагают индивидуальную активность студентов при подготовке к занятиям, при выполнении курсовых и дипломных работ.

Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, самостоятельная работа студентов, формы и методы дистанционного обучения.

Таблица 3

Материальное поощрение обучающихся техникума

№ Вид материального поощрения Количество награжденных

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

1 Премия Законодательного собрания 2 2 2 -

2 Премия Президента РФ - 1 - -

3 Стипендия Правительства РФ - - 2 3

Использование информационных технологий в образовании Республики Казахстан играет все более существенную роль. Информационные технологии способствуют созданию новых форм обучения и образования.

Применение информационных технологий обучения позволяет студентам получить базовую подготовку, выработать умения и навыки решения типовых практических задач, умения анализа и принятия решений в нестандартных

ситуациях, развить способности к определенным видам деятельности, проведению учебно-исследовательских экспериментов, способствует подготовке специалистов высшей квалификации, обладающих глубокими теоретическими и практическими профессиональными знаниями. Поэтому одной из первостепенных задач является развитие системы высшего образования, повышение качества преподавания и его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.