Научная статья на тему 'Структура концепции информационно-проектного обучения студентов'

Структура концепции информационно-проектного обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТРУКТУРА КОНЦЕПЦИИ / ИНФОРМАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / INFORMATION-DESIGN TRAINING / CONCEPT STRUCTURE / INFORMATIVE THINKING / DIALOGUE OF CULTURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плугина Н. А.

В статье обосновывается необходимость построения концепции информационно-проектного обучения студентов, в форме временного графа предложена структура разрабатываемой концепции, описаны основные ее компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF THE CONCEPT OF INFORMATION-DESIGN TRAINING OF STUDENTS

The summary: In article necessity of construction of the concept of information-design training of students is proved, in the form of the time count the structure of the developed concept is offered, its basic components are described.

Текст научной работы на тему «Структура концепции информационно-проектного обучения студентов»

8. Ананьев, Б.Г. Избранные труды: в 2-х т. - М., 1980. - Т.1.

9. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры. - Ленинград: ЛГУ, 1960.

10. Соколов, Э.В. Культура и личность. - Москва, 1972.

Bibliography

1. Tatkov, M.M. Orientaciya lichnosti v obthestve. - M., 2004.

2. Lomov, B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemih psikhologii. - M., Nauka, 1984.

3. Tugarinov, V.P. Teoriya cennosteyj v marksizme. - Leningrad: Izdateljstvo LGU, 1968.

4. Myasithev, V.N. Struktura lichnosti i otnoshenie cheloveka k deyjstviteljnosti // Psikhologiya lichnosti: Testih / pod red. Yu.B. Gippenreyjter, A.A. Puzi-hrya. - M.: Izd-vo MGU, 1982.

5. Alekseeva, V.G. Cennostnihe orientacii kak faktor zhiznedeyateljnosti i razvitiya lichnosti // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1984 - T. 5. - № 5.

6. Abuljkhanova-Slavskaya, K.A. Filosofsko-psikhologicheskaya koncepciya S.L. Rubinshteyjna / K.A. Abuljkhanova-Slavskaya, A.V. Brushlinskiyj: k 100-letiyu so dnya rozhdeniya. - M., Nauka, 1989.

7. Leontjev, A.N. Deyateljnostj, soznanie, lichnostj. - M.: Politizdat, 1975.

8. Ananjev, B.G. Izbrannihe trudih: v 2-kh t. - M., 1980. - T.1.

9. Tugarinov, V.P. O cennostyakh zhizni i kuljturih. - Leningrad: LGU, 1960.

10. Sokolov, Eh.V. Kuljtura i lichnostj. - Moskva, 1972.

Статья поступила в редакцию 27.07.11

УДК 378.144/146

Plugina N.A. STRUCTURE OF THE CONCEPT OF INFORMATION-DESIGN TRAINING OF STUDENTS. The

summary: In article necessity of construction of the concept of information-design training of students is proved, in the form of the time count the structure of the developed concept is offered, its basic components are described. Keywords: information-design training, concept structure, informative thinking, dialogue of cultures.

Н.А. Плугина, канд. пед. наук, доц. МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]

СТРУКТУРА КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье обосновывается необходимость построения концепции информационно-проектного обучения студентов, в форме временного графа предложена структура разрабатываемой концепции, описаны основные ее компоненты.

Ключевые слова: информационно-проектное обучение, структура концепции, информативное мышление, диалог культур.

Опережающее развитие информационных технологий, научно-технической базы привело к значительному росту информации, которая по последним данным удваивается каждые два года и является общедоступной благодаря глобальной сети Интернет. Основными недостатками данной информации являются несистемность и возможность недостоверности. Для того, чтобы ориентироваться в объеме этой информации необходимо обладать навыками систематизации и поиска информации, а также проверки ее достоверности. Изучая различные разрозненные учебные дисциплины в период получения профессионального образования, данные навыки у студентов развиваются слабо и, как следствие, у них возникают проблемы с поиском и анализом необходимой для профессиональной деятельности информации.

Исторически сложилось, что основной формой получения новых знаний в профессиональной школе является лекция. До сих пор в образовательных стандартах и учебных планах выделяется графа обозначающая количество часов для проведения лекционных курсов. При такой форме обучения ведущая роль отводится лектору, который фактически является пересказчиком той или иной научной точки зрения, в редких случаях побуждающей аудиторию слушателей к поиску и решению проблем в рамках изучаемой темы. Данная методика не позволяет развить у студентов навыки самостоятельного поиска и анализа информации.

Существующие на сегодняшний день методические подходы, закрепленные в образовательных стандартах, обязывают преподавателя опираться при обучении на конкретный перечень источников литературы на бумажных носителях. В то время как существует множество электронных учебных методических учебных пособий, обучающих программ, баз данных, включая возможность доступа в Интернет из учебных кабинетов. При подготовке вопросов к зачетам и экзаменам преподаватель также ориентируется на материал, изложенный в конкретном перечне литературы. Доля творческих, требующих постановки решения проектных задач вопросов в естественнонаучных и технических дисциплинах составляет не более 30-40%, а в гуманитарных - не более 10-15%. Для получе-

ния удовлетворительной оценки в большинстве случаев студенту достаточно воспроизвести материал, предложенный преподавателем в конкретном источнике литературы. Данный факт подтверждает и образовавшаяся на сегодняшний день тенденция разработки ЭУМК, включающего полный перечень основных понятий, тем курса с обязательным указанием страниц источников. Данная ситуация также не стимулирует у студентов потребности в самостоятельном поиске необходимой информации и уж тем более ее анализе.

В рамках одного учебного заведения преподаватель вправе выбирать и применять на практике любые методики и технологии обучения в рамках читаемой дисциплины. Такой подход способствует разрозненности методов и приемов обучения различным дисциплинам учебного плана. В тоже время большая часть понятий в рамках одной специальности встречается практически во всех дисциплинах учебного плана. Для успешного усвоения понятий, выработки системных представлений, на наш взгляд, необходим структурно-интегративный подход к изучению этих дисциплин и такая модель образовательного процесса, которая позволит интегрировать дисциплины как естественнонаучного, так и гуманитарного профиля в единую систему на базе информационных технологий для успешного применения в дальнейшей профессиональной деятельности.

В последнее десятилетие Российская система образования, руководствуясь Болонским соглашением, перешла на оценку качества предоставленных образовательных услуг с помощью оценочных тестов различного уровня (ЕГЭ, ЦТ, интернет-тестирование и т.п.), для получения удовлетворительной оценки в которых достаточно пройти тесты первого и второго уровней, заключающиеся, как правило, в узнавании правильного ответа и решении простейших типовых задач. В то время как достаточно четко определились требования работодателей к самостоятельному решению нестандартных задач и глубокому пониманию процессов управления производственными системами и механизмами, основанными на информационных технологиях.

Принцип: дополнительности

Индивидуализация, гармонизация и гуманизация образования

_ 1________

Концептуальная модель информационно-проектного обучения студентов

—Т

I I

--4

2.{

Педагогические усщбвия соответствующей подготовки сту-

-1-

Проектирование I в содержании образскания приицЬта и допоп]1итель-ности |

------1"-----

I !

т

-1-

Соверп^енство-вание ¿иалекти-чеейого! Мышления Студентов, направленного на идетф диалога научны^ кульхуц. -Д 1Сфорьфиройание | у них (шформа- | тивногс] мышпе- |

хттта ^_у

1-

I

Максимальное - — жиолишание.. _ активных методов обучения в различных сферах деятельности студентов с активизацией у них рефлексивных способностей.

Уровни

развития Уровни

структур- сформиро-

ных зла- ваиности ин-

ментов формативной

педагоги- мышления

ческой

системы

Интегрирован-но.сть и поня-тийность процесса познания

К]жгаТескЦ5"Гк^ — Толкование понятия: с точки зрения добавленной ценности

1. Йсторикр-лошческий аспект

еорет ический аспект

Формирование информативного мышления студентов.

!

Совершенствова-" шШ диаяектиче— ского мышления студентов, направленного на цдёго диалога научных культур и формирование у них тшформатйв-

яшшшшшяшш

~

--Критерии _

сформиро-ванности профессиональных Компетенций

Основание

Ядро

Следствия

Общее критическое истолкование

8 "в

К

я к

я &4

н

■с "в Ен

о

и ►в

£ О ш

8

Современный уровень развития науки и техники обеспечил внедрение информационных технологий не только в сферу промышленного производства, но также и в социальную сферу. Современный специалист не только технического, но даже гуманитарного профиля для того, чтобы стать конку-рентноспособным на рынке труда должен владеть информационными технологиями, пользоваться различными компьютерными, диагностическими, копировальными и т.п. приборами и оборудованием. В то время как в высшем профессиональном образовании слабо применяются или вовсе отсутствуют технологии, способствующие развитию у студентов информативного мышления, соответствующих проектировочных умений, и широким внедрением в производство современного оборудования, основанного на информационных технологиях, требующего от работника необходимости самостоятельного проектирования технологических процессов.

Мы полагаем, что целесообразным является проектирование образовательного процесса с применением современных информационных технологий, предполагающих изучение и обоснование целей, отбор и анализ необходимых интегратив-ных понятий. Проектирование алгоритмов, обеспечивающих решение образовательных проблем, возникающих при изучении всех дисциплин учебного плана студентами учреждений профессионального образования, является одним из наиболее оптимальных выходов из сложившейся ситуации. Гармоничное профессиональное развитие личности студентов может быть реализовано через диалог научных культур, с помощью спроектированной с учетом требований работодателей модели специалиста, требующей интеграцию всех дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов учебного плана. Своевременный мониторинг образовательного процесса, основанный на информационных технологиях, позволит обеспечить диалог между всеми указанными дисциплинами, а также оптимально сформировать у студентов интегративные понятия и проектировочные умения, и информативное мышление, необходимые профессиональные компетенции, что и предполагает комплексное достижение целей образования на базе компьютерных средств обучения. Следовательно, необходима разработка новой образовательной концепции, основанной на структурно-интегративном подходе. Перечислим ее основные положения:

1. Проектирование образовательного процесса должно осуществляться во взаимосвязанной системе «структурно-технологическая система - личность», которая позволяет при проектировании процессов, как технологических, так и социально-экономических, развивать профессионально значимые качества личности, т.е. процесс обучения и воспитания должен осуществляться как единое целое, т.е. как система.

2. Цель образовательного процесса - развитие профессиональных компетенций студентов при проектировании технологических и социальных процессов. В соответствии с поставленной целью определяются задачи как образовательного процесса в целом, так и всех его структурных составляющих.

Соответствие между этапами процесса преподав

3. Мониторинг развития и оценка профессиональных компетенций специалиста осуществляется по строго определенным диагностируемым параметрам.

4. По результатам мониторинга студент должен получить рекомендации по наиболее приемлемому для него виду профессиональной деятельности в рамках получаемой специальности.

5. Использование элементов технологии формирования у студентов системы интегративных научных понятий.

Мы также как и Е.Н. Ращикулина иллюстрируем построение концепции с помощью временного графа [1, с. 152].

Теоретическое понятие концепции в следующих базовых положениях.

Эффективность образовательной концепции обеспечивается внедрением и реализацией системы оперативного информационного контроля качества образовательного процесса. Для разработки и внедрения в образовательный процесс системы оперативного информационного контроля, направленного на достижение прогнозируемого результата, необходимо с учетом основных положений стандартов серии ИСО 9000, адаптировать систему контроля на образовательное учреждение профессионального образования в целом и на технологию, в частности. Для эффективной работы организация должна определить и осуществлять мониторинг всех структурных элементов педагогической системы, учитывать их взаимосвязи. Такой подход подчеркивает важность: а) понимания и выполнения требований, предъявляемых к каждому элементу педагогической системы; б) необходимости рассмотрения элементов педагогической системы с точки зрения добавленной ценности; в) результативность выполнения функций каждого из элементов педагогической системы; г) постоянного улучшения элементов педагогической системы, основанного на объективном измерении. Для внедрения стандарта ИСО 9000 в образовательный процесс, необходимо «.. .разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Организация должна: а) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации; б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов; в) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами; г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга; д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов; е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов» [2, с. 5].

Организация системы оперативного технологического контроля в рамках учебной дисциплины представлена в таблице 1.

Таблица 1

ия дисциплины и стадиями выпуска продукции

№ п/п Стадии выпуска продукции Основные этапы процесса преподавания дисциплины Цель процесса Основные структурные элементы подготовки и проведения урока Диагностируемые результаты процесса

1 Маркетинг. Поиски и изучение рынка Изучение области применения дисциплины в будущей профессиональной деятельности Выбор про-фессиональ-ных компетенций, развиваемых в рамках конкретной дисциплины Изучение образовательного стандарта и модели специалиста Перечень знаний, умений и навыков по дисциплине в соответствии со стандартом по специальности

Начальный уровень развития профессиональных компетенций по «Дневнику специалиста»

Соответствие требований работодателя к личности выпускника задачам дисциплины

2 Проектирование и разработка тех- Отбор основных интегративных понятий, форми- Обеспечение требований стандарта к Разработка электронного учебно-методического Перспективно-тематический план учебной дисциплины

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нических требований к продукции руемых в рамках дисциплины подготовке выпускника комплекса Средства диагностики сформированности интегративных понятий

3 Материально- техническое снабжение Разработка электронного учебно-методического комплекса по дисциплине Ресурсное обеспечение реализации поставленных целей Перечень задач курсового и дипломного проектирования, реализуемых в рамках дисциплины

Перечень оборудования для образовательного процесса

Перечень стандартов и других нормативных документов по специальностям подготовки

Перечень литературы для образовательного процесса

Перечень информационно-дидактических средств обучения

Электронная информационная база учебной дисциплины

Лабораторный практикум по дисциплине

Критерии оценки по дисциплине

4 Подготовка и разработка производственных процессов Разработка рабочей программы учебной дисциплины и проектных заданий в рамках курсового и дипломного проектирования Реализация информационно-проектной методики Рабочая программа по дисциплине

Перспективно-тематические планы по дисциплинам учебного плана

Аттестационные педагогические измерительные материалы

Перечень заданий в рамках курсового и дипломного проектирования

5 Производство продукции Проектная деятельность при проведении учебных занятий по дисциплине Реализация общей схемы организации учебного процесса Проведение учебного занятия Планы уроков

Реализация задач курсового и дипломного проектирования на уроке

6 Контроль и испытания Мониторинг развития профессиональных компетенций Обеспечение профессиональной компетентности выпускника Мониторинг учебного занятия Зачетные ведомости

Экзаменационные ведомости

Ведомости контрольных работ

Ведомости защиты курсовых проектов

Результаты диагностики личности студентов

Анализы уроков

Электронные журналы учета теоретического обучения

Журналы вводного и текущего инструктажей по охране труда

Результаты итоговой аттестации выпускников

7 Упаковка и хранение Наглядное представление результатов проектирования Развитие информативного мышления Разработка презентации по теме учебного занятия Уровень развития информативного мышления

Матричный анализ понятий

8 Реализация и распределение Презентация результатов проектирования Анализ результатов проектной деятельности Презентация результатов проектирования Презентации, разработанные студентами по теме урока

Доклад по презентации

9 Монтаж и эксплуатация Критическое истолкование результатов проектирования Анализ применения полученных ЗУНов в профессиональной деятельности Анализ учебного занятия Взаимосвязь с курсовым и дипломным проектированием

Межпредметные связи

Применение в профессиональной деятельности

10 Техническая помощь в обслуживании Рефлексия урока (отсроченный критический анализ) Актуализация знаний Рефлексия учебной деятельности Дневник специалиста

Оценочный лист урока

Рейтинг-лист курсового и дипломного проектов

Рейтинг студентов

11 Утилизация Постановка про- Систематиза- Подведение итогов Домашнее задание

после ис- блемы и форму- ция знаний урока, домашнее

пользования лировка задач на следующий урок задание

Опираясь на приведенные выше этапы преподавания дисциплины (таблица 1) мы разработали структуру концепции информационно-проектного обучения, которая состоит из нескольких элементов:

• схема проектирования и реализации учебного процесса;

• временной граф реализации технологии информационно-проектного обучения;

• структурно-функциональная модель реализации педагогических условий.

Одной из основных целей профессионального образования является формирование у студентов профессиональных компетенций, необходимых для успешной трудовой деятельности по избранной специальности. Для студентов в условиях быстро развивающейся науки и техники является умение решать нестандартные задачи с помощью современных информационных технологий, самостоятельно проектировать различные процессы. Следовательно, приобретение новых знаний, умений и навыков должно происходить в первую очередь в процессе соответствующего практико-ориентированного курсового и дипломного проектирования. Работа над дипломным проектом должна осуществляться на протяжении всего процесса обучения в профессиональном учебном заведении и затрагивать теоретические и практические знания всех дисциплин учебного плана.

Алгоритм пр

Преподаватель специальных дисциплин выступает в роли руководителя проекта, в котором участвуют студенты и все преподаватели учебных дисциплин (научные консультанты по отдельным направлениям и задачам курсовых и дипломных проектов). Таким образом, осуществляется мотивация деятельности студентов и педагогов на конечный результат -курсовые проекты и связанный с ними дипломный проект. В образовательном процессе необходимо выделить в каждой учебной дисциплине задачи, позволяющие актуализировать получаемые знания, а также постоянно обновлять их с помощью современных информационных технологий, получать необходимый результат. Процесс поиска новых знаний осуществляется студентами практически самостоятельно, преподаватель является организатором проектной деятельности, корректирует направление поиска, предполагаемый результат, состав рабочих учебных групп, оценивает результаты деятельности, при необходимости корректирует как учебный процесс в целом, так и тему дипломного проекта каждого студента. В соответствии с этими положениями, нами разработана модель технологии информационно-проектного обучения студентов.

Частно-методологическая часть технологии информационно-проектного обучения базируется на определенном алгоритме проведения урока. Представим его в табличном виде.

едения урока

Этап познания Деятельность студента Деятельность преподавателя

Основание Самостоятельно выбирает то качество личности, которое может быть развито на данном занятии в соответствии с поставленной целью Формулирует цель учебного занятия, корректирует выбор студента

Определяет способ деятельности на занятии: 1) индивидуальная работа студента; 2) самостоятельная работа в проектных группах; 3) работа в малых группах с помощью объяснений преподавателя. Контролирует и по мере необходимости корректирует процесс

Ядро Студент определяет понятия, необходимые для реализации поставленной цели, рассматривая их как целостную систему. Преподаватель организует оперативный контроль выбранных студентами понятий, и в случае отрицательного результата, осуществляет корректировку выбранного студентом способа деятельности.

Студенты проводится матричный анализ понятий. Определяет место данного явления в научной картине мира. Преподаватель осуществляет контроль и корректировку проведенного студентами анализа.

Осуществляет самоконтроль и на основании анализа ошибок корректирует либо способ деятельности, либо матрица анализа понятий. Осуществляется оперативный контроль и на основании анализа ошибок корректирует либо способ деятельности, либо матрица анализа понятий.

Следствия Осуществляет проектирование, согласно цели учебного занятия и выбранным профессиональным компетенциям, формирование которых должно осуществиться на данном учебном занятии С использованием вариативных методик осуществляется проектирование процесса достижения поставленных целей, моделируется полученный процесс.

Общее критическое истолкование Проводится оценочный анализ или отсроченная рефлексия как по знаниям, умениям и навыкам, так и по модели специалиста Контролирует и обобщает полученные результаты, выводит итоговые рейтинговые оценки за урок по каждому студенту и формулирует проблему следующего урока для самостоятельной работы дома.

Структурно-проективная схема технологии информационно-проектной обучения представлена на рис. 2.

Рис. 2. Структурно-проектная схема информационно-проектной методики обучения Ключевые аспекты технологии информационно-проектного обучения в свернутом виде представлены ниже (табл. 3). Комплекс подходов, принципов и средств развития проектировочных умений и профессиональных компетенций

Педагогические условия Подходы Принципы Средства реализации

Проектирование в содержание подготовки студентов принципа дополнительности; Системный, ин-тегративный в частности, идейно-понятийный Целостности и дополнительности Упражнения и задания рефлексивного плана с использованием информационных технологий и «ключа понятий» Курсовое и дипломное проектирование

Реализация специальной подготовки студентов через соответствующий учебно-методический комплекс; Структурно-интегративный, личностно-ориентированный Диалог научных культур. Индивидуализации и гуманизации Модель специалиста и «петли качества» в образовательном процессе. Временной граф проектирования образовательного процесса курсового и дипломного проектирования через определение целей и задач отдельных учебных дисциплин

Совершенствование диалектического мышления студентов, направленного на идею диалога научных культур и формирование у них информативного мышления; Информационно- проектно- деятельностный Диалог научных культур Модель научной картины мира. Алгоритм, схема, модель изучаемого процесса

Природосообразности и культуросообразно-сти, дополнительности, системности Схемы образовательного процесса и планирования урока

Максимальное использование активных методов обучения в различных сферах деятельности студентов с активизацией у них рефлексивных способностей. Системно-процессный, информационно-проектный, Систематизации и гармонизации, дополнительности, поня-тийности Программное обеспечение образовательного процесса

Разработанная нами концепция обучения студентов может быть реализована только в информационной образовательной среде, включающей помимо компьютерных средств обучения еще и дидактическое, программное обеспечение образовательного процесса, а также проектирование его с помощью современных информационных технологий.

Концепция имеет содержательную и процессуальную сторону. Рассмотрим содержательную сторону концепции информационно-проектного обучения студентов. Для проектирования содержания образования необходима постановка целей обучения - абстрактных и конкретных.

Для обеспечения единства целей в различных дисциплинах учебного плана целесообразно рассмотреть взаимосвязь понятий и отображения дисциплин через научную картину е мира, что на практике реализуется через диалог научных культур. На этапе проектирования учебного процесса при реализации диалога культур ставится цель обеспечения интеграции между дисциплинами различных циклов. Данная цель может быть реализована:

1. Определение общих для специальности понятий.

2. Способы отражения этих понятий через научную картину мира.

3. Необходимость и уровень применения данных понятий в курсовом и дипломном проектировании.

В соответствии с целью и задачами должны ставиться конкретные цели при поурочном планировании любой дисциплины учебного плана. Причем задач каждого урока должны быть согласованы с тремя определенными выше задачами диалога культур.

Отбор перечня интегративных понятий осуществляется на основании выборки из стандартов дисциплин учебного плана и анализа области их применения в различных дисциплинах. На основе анализа можно выделить общие интегратив-ные понятия, которые используются во всех дисциплинах и как следствие выходят на курсовое и дипломное проектирование: личность, культура, направленность личности и др.

На наш взгляд, эффективность концепции информационно-проектного обучения обеспечивается реализацией внутри-предметных и межпредметных связей, направленных на интеграцию и понимание логики естественнонаучных, общепро-

фессиональных и специальных знаний, а также на формирование интегративных понятий. Мы полагаем, что в конкретные цели обучения каждой учебной дисциплины необходимо включить подготовку студента к самостоятельному курсовому и дипломному проектированию. Следовательно, необходима разработка перечня задач для курсового и дипломного проектирования по всем дисциплинам учебного плана для конкретной специальности.

Отметим, что содержание учебного материала в значительной степени определяется содержанием образовательных стандартов профессионального образования. «Стандартизация в сфере образования определяется как деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в сфере образования посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач» [3, с. 14].

Требования образовательного стандарта определяют следующие основные моменты в подготовке специалиста:

1) содержание образования (перечень учебных дисциплин, объем и структура содержания образования);

2) уровень подготовки выпускников (квалификационные характеристики, объекты и область его профессиональной деятельности);

3) учебно-программное и учебно-методическое, финансовое и материально-техническое обеспечение образования;

4) процедуры, технологии, средства контроля соблюдения и оценки достижения действующих образовательных стандартов;

5) процедуры, технологии, средства аттестации и диагностики обучающихся, педагогов, образовательных учреждений;

6) формы и содержание отчетов о состоянии системы образования на всех уровнях;

7) информационные базы данных о качестве образования.

Анализ образовательных стандартов профессионального

образования третьего поколения показал, что на долю нацио-

нально-регионального компонента приходится от 30 до 70% учебного времени. Это обстоятельство позволяет учебному заведению самостоятельно организовывать учебный процесс: разрабатывать квалификационные характеристики, вводить дисциплины по выбору, необходимые для курсового и дипломного проектирования. Следовательно, можно рассмотреть содержание учебного материала через призму курсового и дипломного проектирования, определить основные интегра-тивные понятия, характерные для конкретной специальности, рассмотреть их при изучении различных учебных дисциплин. Преподаватель может при обучении студентов использовать любые методологические подходы, но для обеспечения интеграции между дисциплинами и адаптации студента к общему принципу формирования понятий ему необходимо ориентироваться на анализ методологических подходов на понятийной основе.

Перейдем к описанию процессуальной части концепции информационно-проектного обучения.

Проектирование образовательного процесса на базе современных информационных технологий невозможно реализовать без мониторинга педагогической системы. Процессы педагогической системы и соответствующие им структурные элементы основаны на «петле качества» представлены в приложении. Как видим, в образовательном процессе существует необходимость постоянной диагностики изменяющихся требований к выпускнику в результате развития системы.

Таким образом, в концепции информационно-проектного обучения системообразующим является диалог культур, основанный на постановке единых целей и задач в рамках всех изучаемых дисциплин, интегративном подходе как к формированию понятий, так и методу обучения, что позволяет на заключительном этапе обучения при курсовом и дипломном проектировании развить у студентов профессиональные компетенции на достаточно высоком уровне

Библиографический список

1. Ращикулина, Е.Н. Подготовка студентов к реализации принципа преемственности в реализации познавательных способностей детей: дис. ... д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 2006.

2. Пахомов, Б.Я. Становление современной физической картины мира. - М.: Мысль, 1985.

3. Управление качеством профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих: Основные положения и подходы. - М.: РАГС, 2002.

Bibliography

1. Rathikulina, E.N. Podgotovka studentov k realizacii principa preemstvennosti v realizacii poznavateljnihkh sposobnosteyj deteyj: dis. ... d-ra ped. nauk. - Magnitogorsk, 2006.

2. Pakhomov, B.Ya. Stanovlenie sovremennoyj fizicheskoyj kartinih mira. - M.: Mihslj, 1985.

3. Upravlenie kachestvom professionaljnoyj podgotovki, perepodgotovki, povihsheniya kvalifikacii gosudarstvennihkh i municipaljnihkh sluzhathikh: Os-novnihe polozheniya i podkhodih. - M.: RAGS, 2002.

Статья поступила в редакцию 27.07.11

УДК 378:80

Severina V.F., Lazarenko I.R. DEVELOPMENT OF THE PRODUCTIVE EDUCATIONAL INTERACTION OF A TEACHER AND STUDENTS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING. In the article the essence of the productive educational interaction of a teacher and students of a higher educational institution is disclosed, the description of the stages of the pedagogical experiment is given and the results of the experimental activities concerning its development in the process of foreign language teaching are analysed.

Key words: productive educational interaction, pedagogical experiment, product of academic activities, methods of foreign language teaching, level of the development of productive educational interaction.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.Ф. Северина, аспирант АГАУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected];

И.Р. Лазаренко, д-р пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОГО УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье раскрыта сущность продуктивного учебного взаимодействия преподавателя и студентов вуза, дано описание этапов проведения педагогического эксперимента и проанализированы результаты экспериментальной деятельности по его развитию в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.