Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МВД) РОССИИ / КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иньшин Никита Сергеевич, Губанов Эдуард Владимирович

В настоящее время практически невозможно обнаружить в образовательном пространстве каких - либо составляющих, не связанных с физической культурой и спортом, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности, что отраженно как в нормах права, так и в общественных отношениях в целом. Физическая подготовка является составной частью общей и физической культуры, обеспечивая гармоничное развитие духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое совершенство и психофизическое благополучие, но, в то же время, имеет ряд особенностей. В данной статье будет сделана попытка рассмотрения этих особенностей через призму процесса обучения сотрудника органов внутренних дел (ОВД), так как деятельность сама по своей природе является связанной с правоохранительной деятельностью, соответственно, требующая определенные навыки и умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иньшин Никита Сергеевич, Губанов Эдуард Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE AND ROLE OF PHYSICAL TRAINING IN THE PROCESS OF TRAINING AN EMPLOYEE OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS

Currently, it is almost impossible to detect any components in the educational space that are not related to physical culture and sports, since physical culture and sports are generally recognized material and spiritual values of society as a whole and each individual, which is reflected both in the norms of law and in public relations in general. Physical training is an integral part of general and physical culture, ensuring the harmonious development of spiritual and physical strength, the formation of such universal values as health, physical perfection and psychophysical well - being, but at the same time has a number of features. In this article, an attempt will be made to consider these features through the prism of the training process of an ATS officer, since the activity itself is by its nature related to law enforcement, respectively, requiring certain skills and abilities.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 796.819

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

THE IMPORTANCE AND ROLE OF PHYSICAL TRAINING IN THE PROCESS OF TRAINING AN EMPLOYEE OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS

Иньшин Никита Сергеевич

курсант

Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Inshin Nikita Sergeevich cadet

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Губанов Эдуард Владимирович

преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Gubanov Eduard Vladimirovich

lecturer

department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В настоящее время практически невозможно обнаружить в образовательном пространстве каких-либо составляющих, не связанных с физической культурой и спортом, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности, что отраженно как в нормах права, так и в общественных отношениях в целом. Физическая подготовка является составной частью общей и физической культуры, обеспечивая гармоничное развитие духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое совершенство и психофизическое благополучие, но, в то же время, имеет ряд особенностей. В данной статье будет сделана попытка рассмотрения этих особенностей через призму процесса обучения сотрудника органов внутренних дел (ОВД), так как деятельность сама по своей природе является связанной с правоохранительной деятельностью, соответственно, требующая определенные навыки и умения.

Abstract. Currently, it is almost impossible to detect any components in the educational space that are not related to physical culture and sports, since physical culture and sports are generally recognized material and spiritual values of society as a whole and each individual, which is reflected both in the norms of law and in public relations in general. Physical training is

an integral part of general and physical culture, ensuring the harmonious development of spiritual and physical strength, the formation of such universal values as health, physical perfection and psychophysical well-being, but at the same time has a number of features. In this article, an attempt will be made to consider these features through the prism of the training process of an ATS officer, since the activity itself is by its nature related to law enforcement, respectively, requiring certain skills and abilities.

Ключевые слова: физическая подготовка; спорт; Министерство внутренних дел (МВД) России; курсанты; образовательный процесс.

Keywords: physical training; sports; Ministry of Internal Affairs of Russia; cadets; educational process.

Служба сотрудников органах внутренних дел неразрывно связана с условиями жесткой криминогенной обстановкой в стране, с агрессией и жестоким преступным поведением со стороны правонарушителей. Определенная сложность и ответственность выполнения поставленных задач в подобных условиях требует от сотрудников ОВД определенных умений и навыков быстро адаптироваться в экстремальных ситуациях. Для поддержания правопорядка и успешного выполнения сотрудниками ОВД своих задач требуется не только юридическая подготовка, но и хорошая физическая форма сотрудника, его постоянная готовность к ведению рукопашного боя, эффективное и четкое владение различного вида оружием [1].

Одной из важнейших задач системы физического воспитания сотрудников полиции является подготовка к профессиональной деятельности и поведению в стрессовых ситуациях, являющихся неотъемлемым элементом данного вида профессии.

У каждой специальности, существующей в органах внутренних дел, есть определенная специфика. В связи с этим, профессионально-прикладная физическая подготовка для каждой из них различна.

Так, работа дознавателя требует высокого уровня развития наблюдательности, внимания и оперативного мышления. Внимание и наблюдательность являются важнейшими качествами представителей любой специальности органов внутренних дел.

При постоянном использовании в повседневной профессиональной деятельности компьютерной техники, необходима также тонкая и точная координация пальцев рук. Кроме того, работа за компьютером отличается монотонностью, поэтому дознаватель должен отличаться эмоциональной стабильностью, так как монотонность деятельности вызывает большую напряженность зрительных и слуховых анализаторов.

Эффективность деятельности и личная безопасность сотрудников полиции в экстремальных ситуациях прямо зависят от уровня их служебно-боевой подготовленности, а точнее, прикладных качеств.

Данный раздел включает служебную, боевую и физическую подготовку. К служебной подготовке относятся следующие виды:

- общественно-государственная;

- тактическая;

- топографическая;

- технико-криминалистическая;

- медицинская.

Боевая подготовка включает огневую, специальную, строевую и подготовку по гражданской обороне.

Прикладные психофизические качества же - это широкий перечень необходимых для конкретной профессии прикладных физических и психических качеств, которые формируются в процессе занятий различными видами спорта, а также, при выполнении каких-либо упражнений.

Прикладные физические качества - это быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость, которые нужны во многих видах профессиональной деятельности. Для качественного выполнения той или иной работы, специалистам, как правило, требуется или высокий уровень общей выносливости, или быстрота, ловкость, или же, сила некоторых групп мышц. Необходимо заблаговременно концентрировать внимание на формировании прикладных качеств в рамках физического воспитания и в процессе профессиональной деятельности развивать их до требуемого уровня.

Успешность профессиональной подготовки будущих сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), в первую очередь, определяется уровнем теоретических знаний и практических навыков в организации и поддержании должного уровня психофизической работоспособности в процессе служебной деятельности [2].

К условиям, обеспечивающим должный уровень психофизической работоспособности курсанта, следует отнести такую организацию занятий и технологии преподавания дисциплины, которая бы учитывала их индивидуальные особенности, психофизиологическую готовность к учебе и профессии [3]. Для этого необходимо, с позиций внутренней и внешней дифференциации, специально выделить информативные, значимые закономерности и механизмы индивидуального развития, что становится возможным лишь в системном исследовании индивидуальности и возможной типизации.

Как отмечают ряд авторов, на настоящий момент приоритетным является комплексный (синтетический) подход. Однако, в оценке комплексного подхода по-прежнему ведущим является соматотип. Поэтому авторы говорят о необходимости разработки подхода к выработке функционального типа конституции и адекватного типового признака.

Анализ теоретических источников и собственные данные свидетельствуют о том, что дифференциация преимущественно обеспечивается регулированием физической нагрузки и характером оценки выполняемых двигательных и учебных задач. Организация образовательного процесса физической культуры, построенная в основном на дифференциации физических нагрузок, строится на том, что между психофизическим состоянием обучающегося и задаваемой нагрузкой существует высокая связь. В педагогической практике дифференцирование физических нагрузок осуществляется преимущественно по направленности. При этом сам фактор величины нагрузки является нерешающим. Главное - степень ее соответствия состоянию здоровья, учету физического развития и уровню их подготовленности.

Так, в частности, В. В. Колпаков с соавторами установили ведущий типовой признак: уровень привычной двигательной активности (ПДА), что дает возможность

в общей популяции здоровых лиц выделить индивидуумов с низкой, средней и высокой ПДА и предложить концепцию типологической вариабельности физиологической индивидуальности - функциональных типов конституции [5].

Исследование дифференциации нагрузок по типологическим факторам, основанным на принципах биологических законов развития, которые преимущественно генетически обусловлены и имеют свои особенности конституции и роли сомато-типа в проявлении двигательной моторики, гемодинамики и особенностей темперамента, позволило выделить три группы обучающихся, условно названных «сильные», «быстрые» и «выносливые».

Отсюда логически можно предположить, что выполнение двигательных действий различной направленности с точки зрения типологических особенностей (психо, сомато-, функционального типа) должно строиться в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся. В противном случае это будет рассматриваться как давление, ограничение свободы выбора. В первый год обучения, попадая в незнакомую ситуацию, присущую конкретному учебному заведению, не получая привычную обратную связь, приводит к тому, что обучающиеся воспринимают это как давление, навязывание идей и так далее. Поэтому они успешны в той деятельности, которая составляет для них наибольший интерес, руководствуясь внутренней мотивацией.

Современная организация учебного процесса по дисциплине «Физическая подготовка» в вузах МВД России должна предусматривать интеграцию спортивно-ориентированных, здоровье-сберегающих, профессионально-направленных функций физической культуры и введения ряда наиболее продуктивных технологий обучения, в том числе, направленных на формирование здорового образа жизни курсантов и слушателей. При этом, акцентируется внимание на концепции личностно-ориентированного образования, предполагающего мотивационную составляющую, создание психологически комфортной учебной деятельности, ориентирующей обучающихся на саморазвитие, самовоспитание и самообразование [4].

Вместе с тем, система физической подготовки и оценки успешности курсанта в вузах силовых структур, не предусматривает учета таких условий. Нормативы должны выполнять все без исключения и успешность в одном из нормативов никак не отражается на общей оценке курсанта. Использование различных приемов стимуляции - прямая возможность моделирования поведения и психической деятельности обучающихся с целью выявления ее физиологических коррелятов и/или механизмов в процессе физической подготовки. Стобалльная оценка, принятая в гражданских вузах, еще не нашла своего развития в вузах силовых структур. Вместе с тем, она дает возможность учитывать индивидуальные возможности каждого. В этих условиях в пространстве вуза интегрируются системные элементы действенно-практической и смысловых сфер личности, которые проявляются в успешности жизнедеятельности обучающегося по достижению состояния благополучия (физического, душевного и социального).

В целом, попытки введения дифференцированного подхода в процесс физической подготовки, обусловленных спецификой их сомато- и психотипа, в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности, ее эффективности,

степени готовности к самостоятельной деятельности в целях физического совершенствования, обеспечения методическим руководством самостоятельных занятий на основе теоретических и инструкторско-методических занятий, а также оформление наглядной агитации и информации по методике проведения занятий способствовали проявлению осознанного отношения к физическому совершенствованию и самоорганизации.

Пока же, ориентация оценки успешности в спортивной и физической подготовке в вузах МВД России базируется на «обязательных компонентах» ее структурных составляющих. Это, несомненно, тормозит развитие курсанта во всех смыслах, приводит к ослаблению соматического здоровья, в результате чего, снижается устойчивость организма к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, эмоциональному напряжению. Подрывают здоровье также неправильно организованное питание, повышенный комфорт, просмотры телевизионных программ и работа (игры) за компьютером.

Анализируя вышеуказанные признаки и уровень их выраженности конкретной профессиональной деятельности, представляется возможным определить ее характерные требования к психическим и двигательным качествам работника.

Таким образом, роль специальной физической подготовки в жизни курсантов очень важна. Необходимо понимать, что она включает в себя. Поступая в образовательные организации системы МВД России, будущие курсанты проходят профессиональный отбор.

Литература

1. Баркалов С. Н. Влияние факторов и условий прохождения службы на физическую готовность сотрудников полиции // Наука-2020. 2018. № 1-2 (17). С. 30-35.

2. Калашников А. Ф., Моськин С. А. Формирование готовности сотрудников ГИБДД к выполнению профессиональных действий в необычных условиях и ситуациях средст-вами физической подготовки // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник материалов всероссийского круглого стола (Орел, 8 июня 2018 г.) . Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В. В. Лукьянова, 2018. С. 107-111.

3. Баркалов С. Н. Основные направления взаимосвязи физкультурной и профессиональной деятельности // Наука-2020. 2018. № 8 (24). С. 5-9.

4. Алдошин А. В., Алдошина Е. А. Систематизация механизмов физкультурно-оздоровительных технологий на занятиях физической культурой и спортом // Наука-2020. 2018. № 2-1 (18). С. 50-54.

5. Типологическая вариабельность психофизиологических особенностей младших школьников как прогностическая основа для формирования успешности в спортивной и оздоровительной деятельности / Колпаков В. В. [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. 2019. Т. 19. № 52. С. 7-17.

References

1. Barkalov S. N. Vliyanie faktorov i usloviy prokhozhdeniya sluzhby na fizicheskuyu gotovnost' sotrudnikov politsii [Influence of factors and conditions of service on the physical readiness of police officers]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 1-2 (17), pp. 30-35.

2. Kalashnikov A. F., Mos'kin S. A. Formirovanie gotovnosti sotrudnikov GIBDD k vypolneniyu professional'nykh deystviy v neobychnykh usloviyakh i situatsiyakh sredst-vami fizicheskoy podgotovki [Formation of readiness of traffic police officers to perform professional actions in unusual conditions and situations by means of physical training]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik materialov vserossiyskogo kruglogo stola (Orel, 8 iyunya 2018 g.) [Improving the physical training of law enforcement officers. A collection of materials from the All-Russian round table (Orel, June 8, 2018). Orel, ORYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2018, pp. 107-111.

3. Barkalov S. N. Osnovnye napravleniya vzaimosvyazi fizkul'turnoy i professio-nal'noy deyatel'nosti [Main directions of interrelation of physical culture and professional activity]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 8 (24), pp. 5-9.

4. Aldoshin A. V., Aldoshina E. A. Sistematizatsiya mekhanizmov fizkul'turno-ozdorovi-tel'nykh tekhnologiy na zanyatiyakh fizicheskoy kul'turoy i sportom [Systematization of mechanisms of physical culture and wellness technologies in physical culture and sports]. Nauka-2020-Science-2020, 2018, no. 2-1 (18), pp. 50-54.

5. Kolpakov V. V. [et al.]. Tipologicheskaya variabel'nost' psikhofiziologicheskikh osobennostey mladshikh shkol'nikov kak prognosticheskaya osnova dlya formirovaniya uspesh-nosti v sportivnoy i ozdorovitel'noy deyatel'nosti [Typological variability of psychophysiological characteristics of primary school students as a prognostic basis for the formation of success in sports and health-improving activities]. Chelovek. Sport. Meditsina - Human. Sport. The medicine, 2019, vol. 19, no. 52, pp. 7-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.