РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
THE ROLE OF PHYSICAL EDUCATION IN THE TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Моськин Сергей Александрович
старший преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Moskin Sergey Alexandrovich senior lecturer department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Аннотация. Физическая культура и спорт являются средством гармоничного раз -вития личности. Однако на современном этапе развития российского общества физическому воспитанию, в том числе и в образовательных организациях МВД России, уде -ляется недостаточно внимания, что негативно сказывается на профессиональной подготовке сотрудников ОВД. Как показывают данные Единого портала правовой статистики, число противоправных деяний, совершаемых на территории Российской Феде -рации, растет, увеличивается количество преступлений, сопряженных с использова-нием физического насилия, огнестрельного и холодного оружия, предметов, используемых в качестве орудия совершения преступления. Помимо этого, происходит вовлече-ние в круг преступной деятельности бывших военнослужащих, сотрудников МВД и ФСБ, спортсменов и других лиц, обладающих высоким уровнем специальной и физической подготовки. Будущий сотрудник ОВД должен достаточно быстро реагировать на изменение оперативной обстановки, быть готов применить боевые приемы борьбы для задержания правонарушителя и подавить сопротивление в случае его бесконтрольного поведения. Подготовка сотрудника ОВД, начинается в образовательных организациях МВД России. В профессиональном становлении физическая подготовка является одним из наиболее приоритетных направлений. В связи с этим в статье опре-делена значимость повышения качества обучения в процессе физической подготовки и усиления прикладной направленности всех ее форм, а также тесное комплексиро-вание дисциплины «физическая подготовка» с другими профессиональными дисципли-нами.
Abstract. For a long time, physical culture and sports have been a means of harmonious development of the individual. However, at the present stage of development of Russian society, physical education, including in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, is not given enough attention, which negatively affects the professional training of police officers. According to the data of the Unified Portal of Legal Statistics, the number of illegal acts committed on the territory of the Russian Federation is growing, the number of crimes involving the use of physical violence, firearms and cold weapons, objects used as a tool for committing a
crime is increasing. In addition, former servicemen, employees of the Ministry of Internal Affairs and the FSB, athletes and other persons with a high level of special and physical training are involved in the circle of criminal activity. A future police officer should react quickly enough to a change in the operational situation, be ready to use combat fighting techniques to detain an offender and suppress resistance in case of his uncontrolled behavior. Training of an internal affairs officer begins in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In professional development, physical training is one of the most priority areas. In this regard, the article defines the importance of improving the quality of training in the process of physical training and strengthening the applied orientation of all its forms, as well as the close integration of the discipline «physical training» with other professional disciplines.
Ключевыеслова: спорт, физическая культура, боевые приемы борьбы, прикладная направленность, служебная подготовка.
Keywords: sports, physical culture, fighting techniques of wrestling, applied orientation, service training.
Физическая подготовка выступает основополагающей дисциплиной учебного процесса образовательных организаций Министерства внутренних дел (далее -МВД) России, одной из немногих, которые осваиваются на протяжении всего периода обучения и даже во время службы в территориальных органах МВД России. Подтверждение подобного ее положения основывается на «ее значимости в гармонизации духовных и физических сил, в формировании таких профессиональных и общечеловеческих ценностей как активная жизнь, здоровье, психическая и физическая гармония, физическое развитие» [1].
Болонские соглашения, которые были приняты и в России, диктуют необходимость реализации идей гуманистической педагогики посредством разработки соответствующих условий. Но нашему мнению, физическая подготовка обладает большим нравственным потенциалом, раскрытие которого позволит добиться наибольших успехов в формировании личности сотрудника органов внутренних дел. Солидарны с таким предположением и такие ученые, как Л. И. Лубышева, В. К. Баль-севич, М. Я. Виленский, В. И. Столяров.
Вместе с тем, анализ существующей в настоящее время показал, что организация физической подготовки курсантов большее внимание уделяется развитию двигательных навыков, технико-тактической подготовке, чем нравственному воспитанию. В том же время, для развития гармонически развитой личности требуется совместное как физическое, так и духовное развитие [2]. К таким выводам пришли еще в античный период, когда при рассмотрении системы воспитания особое внимание уделялось гармонии разума, тела и души. Сейчас вопросами такого взаимодействия занимается наука о физическом воспитании, которая исследует процесс физического совершенствования от укрепления здоровья до формирования личности обучаемого.
На законодательном уровне действует ряд различных нормативно-правовых актов: законов, доктрин, концепций, - которые закрепляют физическую культуру и спорт как один из обязательных социокультурных институтов. Раскрыв актуальность физического воспитания, перейдем к рассмотрению нравственности, как одной из составляющих цели такого воспитания. Понятия «мораль» и «нравствен-
ность» в современной литературе все чаще рассматриваются в качестве синонимов. Что вполне обосновано, если их рассматривать с позиции единства их ценностно-нормативной направленности. Поддерживая позицию Гегеля, мы считаем, что данные понятия следует разделять [3].
Переходя к нравственному развитию личности курсанта, отметим, что оно включает в себя общепринятые ценности и антиценности, нравственность же отражает качественную характеристику социальной и духовной жизни определенной культуры, то есть включает в себя и субъективный оценочный аспект поведения человека. Отсюда следует, что с изменением социально-экономического и культурного развития общества требуется внесение корректировок в нравственное развитие. Таким образом, нравственная культура личности представляет собой диалектическое единство сознания и поведения, видимое субстанциональное качество действующей морали. Существует и иная интерпретация «морали» и «нравственности», согласно которой нравственность понимается шире, включая в себя элементы саморазвития, самосовершенствования и самореализации. И если мораль подразумевает идеалы поведения, то нравственность не только находит их практическую реализацию, но и способствует их творческому обогащению.
С развитием гуманистической основ в государстве наблюдается акцентирования внимания обучения на индивидуальном подходе, что, несомненно, положительно, однако не стоит забывать при построении программы освоения учебных дисциплин о том, что каждый индивид связан с обществом, а значит, должен разделять принятие в нем норм, в том числе моральные и нравственные [4]. Поэтому следует особое внимание стоит уделять формированию нравственной целостности личности, включающей в себе единство общественного и индивидуального, осознания нужности конкретной личности обществу. Для чего наравне с обучением курсантов боевым приемам борьбы следует включать в процесс физической подготовкии воспитательные аспекты, направленные на формирование нравственной личности.
Таким образом, хотелось бы отметить, что, несмотря на изменения взглядов на многие нравственные и моральные постулаты, в зависимости от изменений жизни общества, некоторые идеалы остаются неизменны - понимания добра и справедливости. Только высоконравственная и физически подготовленная личность сотрудника способна успешно противостоять искаженным идеалам тех, кто нарушает общественный порядок. Именно такую личность можно воспитать посредством грамотного осуществления физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России [5].
В руководящих документах МВД России отмечается, что профессиональная подготовка сотрудников полиции не в полной мере соответствует современным требованиям, предъявляемым к их уровню физической подготовленности в условиях осложнения криминальной обстановки. Исходя из этого, в настоящее время перед сотрудниками полиции, курсантами и слушателями встают такие задачи, которые выполняются в экстремальных ситуациях, на грани возможностей, опасных как для физического здоровья, так и для их психического состояния. Специфика оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности требует умения ориентироваться в сложных, быстро меняющихся условиях, часто действовать на незнакомой мест-
ности, преследовать правонарушителя с преодолением различных препятствий, ведением стрельбы, а иногда и с вступлением в рукопашную схватку. Все это требует комплексного формирования у сотрудников полиции, курсантов и слушателей устойчивых к экстремальным условиям служебно-прикладных навыков и профессионально важных психофизических качеств с учетом особенностей службы в том или ином подразделении МВД России [6].
Положительное влияние занятий по физической подготовке на развитие морально-психологической устойчивости у курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России не вызывает сомнения. Навыки, приобретенные в процессе обучения, помогут будущим сотрудникам полиции в дальнейшей слу-жебно-профессиональной деятельности быстро ориентироваться в экстремальных ситуациях и выбирать правильное решение при выполнении оперативных задач повышенной сложности.
В настоящее время, по-прежнему высока потребность общества в высококвалифицированных офицерских кадрах, способных эффективно руководить Органами внутренних дел (далее - ОВД) и выполнять сложные профессиональные задачи по обеспечению безопасности личности, общества, государства. Поэтому, весьма важна соответствующая высокая образовательная подготовка курсантов вузов, будущих офицеров-командиров.
Для решения этой задачи в системе физического воспитания курсантов, кроме повышения качества обучения в процессе физической подготовки и усиления прикладной направленности всех ее форм, необходимо еще более тесное комп-лексирование дисциплины «физическая подготовка» с другими профессиональными дисциплинами.
Ведущая роль по физическому обучению и воспитанию курсантов отводится кафедре физической подготовки и спорта вуза, как подразделению, интегрирующему усилия научно-педагогического состава, создания необходимых условий для развития индивидуальных способностей курсантов. Учебно-воспитательный процесс в институте охватывает и задействует все направления и виды деятельности его руководящего и научно-педагогического состава, а также гражданского персонала. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем, эта аксиома красной нитью проходит по всем направлениям повседневной жизнедеятельности вуза.
В ходе обучения курсантов физической подготовке, осуществляется их всестороннее физическое развитие, овладение программным материалом, направленным на формирование специальных знаний и организаторско-методических навыков по физической подготовке, достижение требуемого уровня развития физических качеств, прикладных двигательных навыков и двигательных способностей, укрепление здоровья, формирование способности осуществлять физкультурно-спортивную деятельность.
В результате, выпускники вуза должны достигнуть конечной цели обучения: всестороннее обеспечение физической и методической готовности, развитие адаптационных возможностей для выполнения учебно-боевых, служебных и других задач в соответствии с будущим предназначением в войсках.
Физическая подготовка в вузе должна способствовать становлению профессио-
нального мастерства курсантов. На реализацию этих задач нацелены учебные планы и основные профессиональные образовательные программы, программы методических практик и стажировок, регламентирующие содержание, условия и технологии, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий, ожидаемые результаты и оценку качества подготовки каждого выпускника вуза МВД.
Важным в образовательном процессе является развитие индивидуальных личностных и физических качеств курсантов, их самостоятельная подготовка и самовоспитание, сложившиеся убеждения и ценностные ориентации, выработка пси-хологи-ческой и физической готовности к последующей деятельности по учетной специальности, выполнению учебно-боевых и других задач [7].
Оптимизации обучения и воспитания курсантов, их физическому совершенствованию способствуют: четко организованный образовательный процесс, применение разносторонних средств, форм и методов физической подготовки, системный контроль, проверка, оценка, анализ и самоанализ достигнутых результатов, регулярное участие курсантов в спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях по прикладным видам спорта.
Профессиональный уровень научно-педагогического состава кафедры физической подготовки и спорта вуза, внедрение педагогами новых форм и современных методик обучения при организации физической подготовки, формирует между преподавателями и курсантами своеобразные психолого-педагогические взаимоотношения, что положительно влияет на качество и эффективность всего учебно-воспитательного процесса. Известно, что физическая подготовка оказывает существенное влияние на воспитание курсантов, на качество их обучения и по другим дисциплинам. Это позволяет педагогам и командирам успешно проводить работу по формированию у курсантов необходимых профессиональных и психологических качеств, командно-методических и двигательных навыков, совершенствовать физическую подготовленность обучаемых, развивать широкий диапазон адаптационных возможностей.
Применение в образовательном процессе вуза МВД многообразия средств и методов физического обучения и воспитания курсантов, способствуют также оптимизации самого образовательного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод, что качественная подготовка в вузе МВД будущих офицерских командных кадров в соответствие с установленными квалификационными требованиями, будет в дальнейшем способствовать эффективному выполнению профессиональных и других задач стоящих перед войсками.
Литература
1. Еремин Р. В. Проблемы воспитания волевых качеств и психологическая подготовка квалифицированных бегунов к соревнованиям в условиях образовательных организаций // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохрани-тельных органов : сборник статей. Орел : Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016. С. 77-80.
2. Регулирование процессов самопознания и самоуправления психофизическим
состоянием обучающихся вузов в образовательном пространстве физической культуры А. В. Алдошин [и др.] // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 2 (79). С. 209-212.
3. Кузнецов М. Б. К вопросу о комплексных занятиях как основному средству повы-шения профессиональной компетентности курсантов образовательных организаций МВД России // Наука-2020. 2018. № 1-2 (17). С. 52-57.
4. Подрезов И. Н. Специализированные восприятия физических качеств и их взаимо-действие с двигательными навыками в процессе физической подготовки курсантов // Проблемы оптимизации подготовки сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к служебной деятельности : тезисы докладов участников Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград : Волгоградская акдемия МВД России, 2017. С. 77-80.
5. Моськин С. А. Профилирование физической подготовки специалистов для различных служб и подразделений МВД России // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и со -трудников силовых ведомств : сборник материалов международной научно-практической конфе-ренции. В 2 т. Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2017. Т. 1. С. 165-169.
6. Алдошин А. В. Средства физического воспитания, используемые при оптимизации физического состояния курсантов образовательных организаций МВД России // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств. Сборник материа-лов XIX международной научно-практической конференции. В 2 т. Т. 1. Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2017. С. 17-22.
7. Хыбыртов Р. Б., Дудчик В. И. Нравственное воспитание курсантов-спортсменов в сфере физической культуры и спорта // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и со -трудников силовых ведомств. Сборник материалов XIX международной научно-практической конференции. В 2 т. Т. 1. Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2017. С. 234-237.
References
1. Eremin R. V. [Problems of education of volitional qualities and psychological preparation of qualified runners for competitions in the conditions of educational organizations]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhrani-tel'nykh organov : sbornik statey [Improving the physical training of law enforcement officers: a collection of articles]. Orel, ORYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2016, pp. 77-80. (In Russia).
2. Aldoshin A. V., Aldoshina E. A., Demina A. V., Ivanina L. I. Regulirovanie protsessov samopoznaniya i samoupravleniya psikhofizicheskim sostoyaniem obuchayushchikhsya vuzov v obrazovatel'nom prostranstve fizicheskoy kul'tury [Regulation of the processes of self-knowledge and self-management by the psychophysical state of university students in the educational space of physical culture]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki - Scientific notes of the Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences, 2018, no. 2 (79), pp. 209-212.
3. Kuznetsov M. B. K voprosu o kompleksnykh zanyatiyakh kak osnovnomu sredstvu povy-sheniya professional'noy kompetentnosti kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii
[On the issue of complex classes as the main means of improving the professional competence of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauka-2020 -Science-2020, 2018, no. 1-2 (17), pp. 52-57.
4. Podrezov I. N. [Specialized perceptions of physical qualities and their interaction with motor skills in the process of physical training of cadets]. Problemy optimizatsii podgotovki sotrudnikov organov vnutrennikh del, kursantov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii k sluzhebnoy deyatel'nosti. Tezisy dokladov uchastnikov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Problems of optimizing the training of employees of internal affairs bodies, cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia for official activity. Abstracts of reports of participants of the All-Russian scientific and practical conference]. Volgograd, VA of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2017, pp. 77-80. (In Russia).
5. Mos'kin S. A. [Profiling of physical training of specialists for various services and divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie professional'noy i fizi-cheskoy podgotovki kursantov, slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy i sotrudnikov silovykh vedomstv. Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies. Collection of materials of the international scientific and practical conference. In 2 v. Vol. 1. Irkutsk,: VSI of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2017. Vol. 1. pp. 165-169. (In Russia).
6. Aldoshin A. V. [Means of physical education used in optimizing the physical condition of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie professional'noy i fizicheskoy podgotovki kursantov, slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy i sotrudnikov silovykh vedomstv. Sbornik materialov XIX mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies. Collection of materials of the XIX International scientific and practical conference]. In 2 volumes. Vol. 1. Irkutsk, VSI of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2017. pp. 17-22. (In Russia).
7. Khybyrtov R. B., Dudchik V. I. [Moral education of cadets-athletes in the field of physical culture and sports]. Sovershenstvovanie professional'noy i fizicheskoy podgotovki kursantov, slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy i sotrudnikov silovykh vedomstv. Sbornik materialov XIX mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies. Collection of materials of the XIX International scientific and practical conference]. In 2 volumes. Vol. 1. Irkutsk, VSI of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2017, pp. 234-237. (In Russia).