РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
THE ROLE OF PHYSICAL EDUCATION OF CADETS AND STUDENTS EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Моськин Сергей Александрович
старший преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Moskin Sergey Alexandrovich senior lecturer department of physical training and sports Orel Law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova
Orel, Russia
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются физическая культура и физическое воспитание как образовательные категории, влияющие на профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел РФ. Помимо этого в статье акцентируется внимание на направления физического воспитания, используемые преподавательским составом образовательных организаций МВД России для развития физических, волевых, психологических качеств курсантов и слушателей.
Abstract. This article examines physical culture and physical education as educational categories that affect the professional training of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. In addition, the article focuses on the areas of physical education used by the teaching staff of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the development of physical, volitional, psychological qualities of cadets.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, спорт, курсант, психологические качества.
Keywords: physical culture, physical education, sport, cadet, psychological qualities.
В настоящее время наблюдается повышение требований, предъявляемых к выпускникам высших образовательных заведений МВД России. Современные программы образования высших учебных заведений не только должны отвечать Государственным образовательным стандартам, но также обязаны быть направлены на усовершенствование профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Каждый год образовательные учреждения МВД РФ готовят новых сотрудников. Как показывает практика, в ВУЗы МВД поступают уже физически подготовленные юноши и девушки, которые проходят вступительные испытания в виде сдачи беговых и силовых нормативов.
Но на этом физическое развитие сотрудников не заканчивается.
В обучении сотрудников полиции применяется комплекс методов, средств и форм физической подготовки, направленные на всестороннее развитие, соответ-
ствующее современному уровню общественного прогресса и правового закрепления.
Данные занятия физической подготовкой должны регламентироваться инструкцией образовательного учреждения МВД по технике безопасности, а также Приказом МВД России от 01.07.2017 № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
Главной частью культуры общества и культуры образования является физическая культура. В связи с чем, изменение системы образования отражает необходимость внесения изменений в физическую культуру.
В свою очередь на протяжении многих лет роль физического усовершенствования человека выполняло физическое воспитание. Эволюция теории физического воспитания и ее расширение научными знаниями привели к рождению теории воспитания физической культуры, которая в большой мере соответствовала представлениям постиндустриального общества.
При этом, в теории выделяют два уровня ценностей физической культуры. В первую нишу классифицируются общественные ценности: общий уровень знаний о средствах и методах физического усовершенствования человека, об элитарности физической культуры и ее популярности в обществе. Что же касается второй группы, то в нее входят личные физкультурные ценности.
Итак, физическое усовершенствование курсантов и слушателей образовательных организаций должно быть направлено на совершенствование их двигательных навыков и умений, а в целом и уровня физической подготовки.
В образовательных организациях России для решения вышеназванных задач по учебному плану проводятся занятия по физической готовности курсантов и слушателей.
Рассматривая физическую готовность в широком смысле, она представляет собой процесс воспитания физических умений и качеств, которые имеют прикладную направленность в трудовой, военной или иной деятельности .
Физическая подготовка, как дисциплина, имеет сильную прикладную направленность, в связи с наличием высочайших требований, предъявляемых к физической подготовленности студентов.
Программы физической подготовки и физического воспитания курсантов должны способствовать достижению жизненных и профессиональных целей.
В целях совершенствования профессиональной подготовки обучающихся в предмет «физическая подготовка» были добавлены принципы теории и практики спорта:
- принцип отражения цели как основы построения тренировочной деятельности;
- принцип программно-целевой организации тренировочного процесса;
- принцип применения сопряжено-последовательной системы организации нагрузки.
Как и любой вид воспитания, профессионально-прикладное физическое воспитание в образовательных организациях имеет свою систему, которая включает в себя следующие элементы .
1. Первое - это неспециальное физкультурное образование, реализация которого, в частности, происходит на занятиях по физической подготовке. Данный элемент системы направлен на решение двух основных задач. Главная задача заключается в необходимости овладения студентами базовым уровнем физической культуры.
2. Второе - это прикладные виды спорта. Данный элемент направлен на повышение уровня физической и психологической подготовленности обучающегося, а также на повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями.
3. Третье - это физическая рекреация. Данный элемент направлен на удовлетворение биологических потребностей человека в активности и движении, укрепление здоровья, повышение физической работоспособности. Кроме того, физическая рекреация помогает курсантам организовать свой досуг.
4. Четвертое - это двигательная реабилитация. Это элемент, основная функция которого заключается в быстром восстановлении своей физической формы после различных травм и заболеваний.
Вместе с тем, в теории существуют и иные взгляды на строение профессионально-прикладного физического воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций. Так, выделяют следующие компоненты профессионально-прикладного физического воспитания:
1) образовательный компонент, сущность которого заключается в накоплении знаний о средства и методах физической культуры, ее принципах, а также знаний о способах повышения уровня физической выносливости и работоспособности;
2) мотивационно-ценностный компонент;
3) практико-деятельностный компонент - активное участие сотрудника в различного рода физкультурно-спортивных мероприятиях;
4) компонент физической подготовленности, которые включает в себя как физическую, так и умственную готовность к выполнению различных нормативов, а также совершенное владение умениями и навыками профессионально-прикладного характера.
Кроме того, изучая данный вопрос, имеются научные разработки В. С. Кшеви-ной. Ею были выделены две группы задач физического воспитания: специфические и общепедагогические .
К первой группе относятся:
1) задачи по оптимизации физического развития человека;
2) образовательные задачи.
Рассматривая наиболее значительные аспекты процесса обучения физической подготовки сотрудников в целях дальнейшего обеспечения собственной безопасности, можно выделить следующие:
- физическая выносливость (это результат активной двигательной деятельности человека, который определяет способность выполнять заданные практические упражнения продолжительно; уровень выносливости определяется време-
нем, за которое человек может выполнить заданное физическое упражнение; физическая выносливость развивается при занятиях по атлетике, ускоренному передвижению, плаванию, лыжной подготовке и преодолению препятствий);
- самозащита (это комплекс приемов, основной целью которых является приобретение теоретических знаний и практических навыков, необходимых для эффективной защиты жизни и здоровья при любых условиях, независящих от степени опасности посягательства);
- медицинские основы физической культуры (сотрудник должен владеть знаниями об анатомии человека, медицинском контроле, травматизме и его профилактики, а также навыками первой медицинской помощи).
Преподаватели физической подготовки образовательных учреждений на своих занятиях своей задачей предусматривают воспитание курсантов и слушателей. Для достижения поставленной задачи предлагается решение следующих воспитательных задач:
- определение роли и значения физической подготовки в повседневной жизни и деятельности сотрудников ОВД;
- создание условий, которые способствуют оптимальному освоению знаний, умений и навыков по физическому развитию;
- поддержание и укрепление состояния здоровья посредством проведения спортивно-массовых мероприятий (спортивных праздников, спортивных соревнований);
- формирование патриотизма, моральных, нравственных и волевых способностей.
Поэтому одним из наиболее эффективных средств улучшения двигательной активности обучающихся в образовательных организациях России является грамотное использование широкого спектра средств физической подготовки и спорта, а также использование индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Таким образом, физическая культура и физическое воспитание явления взаимообусловленные и взаимосвязанные. Физическое воспитание составляет ядро физической культуры. Вместе с тем, физическое воспитание, как профессионально-прикладной вид воспитания, также имеет свою структуру и задачи, направленные на всестороннее развитие курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.
Физическая подготовка и ведение предмета физической культуры в ВУЗах системы МВД РФ находится на достойном уровне, не смотря на все трудности с которыми сталкивается Министерства внутренних дел и высшего образования РФ. К тому же в физическом воспитании принимает участие не только кафедра физической культуры и спорта, но и другие непрофильные кафедры тактико-специальной и огневой подготовки.
Литература
1. Холодков О. М. Физическое воспитание курсанта в процессе обучения // Физическая культура, спорт, здоровье в современном обществе. 2017. С. 382-386.
2. Зягинцев М. В. Физическое воспитание курсантов как часть процесса воспитания // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56. С. 75 - 81.
3. Галимова А. Г., Лебедева К. В. Физическое воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций учреждений МВД России // Научный журнал Дискурс. 2019. № 6. С. 7-14.
4. Волкова В. А. Значение физической подготовки в воспитании профессиональных качеств курсантов образовательных организаций системы МВД России // Совершенствование физической, огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов. 2015. С. 194-196.
References
1. Kholodkov O. M. Fizicheskoe vospitanie kursanta v protsesse obucheniya [Physical education of a cadet in the learning process]. Fizicheskaya kul'tura, sport, zdorov'e v sovremennom obshchestve - Physical culture, sport, health in modern society, 2017, pp. 382 -386.
2. Zyagintsev M. V. Fizicheskoe vospitanie kursantov kak chast' protsessa vospitaniya [Physical education of cadets as part of the education process]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education, 2017, no. 56, pp. 75-81.
3. Galimova A. G., Lebedeva K. V. Fizicheskoe vospitanie kursantov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy uchrezhdeniy MVD Rossii [Physical education of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauchnyy zhurnal Diskurs - Scientific journal Discourse, 2019, no. 6, pp. 7-14.
4. Volkova V. A. Znachenie fizicheskoy podgotovki v vospitanii professional'nykh kachestv kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy sistemy MVD Rossii [The importance of physical training in the upbringing of professional qualities of cadets of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoy, ognevoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov [Improvement of physical, fire training of law enforcement officers]. 2015, pp. 194-196.