УДК 796. 01 (77. 03. 17)
РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-4-164-170
АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Ю. Б. Ленёва1, А. Н. Воротник2, А. Н. Кулиничев2, А. Н. Кандабар2
1 Московский университет Министерства внутренних дел России имени В. Я. Кикотя, Москва
2 Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел России имени И. Д. Путилина, Белгород
Рассматриваются особенности и проблемы физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, а также приводятся данные предварительного исследования их физической подготовленности. Актуализирована значимость физической подготовки в профессиональном становлении будущего сотрудника органов внутренних дел и факторов, влияющих на повышение их физической работоспособности. Констатируется, что на основе проведения активной пропаганды здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса у курсантов и слушателей повышаются значимость физической подготовки, стремление к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и посещению спортивных секций по служебно-прикладным видам спорта. Следовательно, только планомерные и систематические тренировки в спортивных секциях, самостоятельные занятия физическими упражнениями позволяют использовать все многообразие средств и методов физической подготовки для эффективного формирования у курсантов и слушателей профессионально-прикладных навыков и воспитания психологических и нравственных качеств высококвалифицированного специалиста правоохранительных органов.
Ключевые слова: курсант, физическая подготовка, физические качества, боевые приемы борьбы, самостоятельная подготовка.
Выполнение сотрудниками органов внутренних дел оперативно-служебных задач связано с различными экстремальными ситуациями. В современных условиях несения службы, как показывает практика, при задержании правонарушителей наиболее эффективно действуют сотрудники, имеющие хорошую физическую подготовленность [1, с. 8]. В этой связи необходимо более качественно подходить к процессу физической подготовки будущих стражей правопорядка.
В соответствии с нормативными правовыми актами МВД России целью физической подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование физической готовности полицейских к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности [2, с. 27].
В процессе практических занятий по физической подготовке решаются следующие задачи [3, с. 191]:
- воспитание и поддержание на должном уровне профессионально важных физических качеств, необходимых полицейским для успешного выполнения оперативно-служебных за-
- формирование профессионально значимых двигательных навыков правомерного и эффективного применения физической силы, в том числе боевых приемов борьбы;
- укрепление здоровья сотрудников органов внутренних дел и развитие уровня их общей работоспособности с учетом повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности.
Развитие до необходимого уровня физических качеств, а также формирование профессионально значимых двигательных навыков и умений осуществляются в рамках обучения по основным и дополнительным образовательным программам в образовательных организациях системы МВД России [4, с. 54].
Целью данного исследования являлось определение уровня физической подготовленности обучающихся в образовательных организациях системы МВД России. Для решения данной цели были определены следующие задачи:
1. Определить уровень развития у курсантов основных физических качеств (силы, быстроты и выносливости).
2. Выявить степень сформированности у обучающихся навыков применения боевых приемов борьбы.
Анализ физической подготовленности проводился с курсантами мужского пола 1-4 курсов. Данный подход обосновывался на анализе статистических материалов, который показал, что сотрудники полиции мужского пола чаще всего принимают участие в задержании правонарушителей. Соответственно, уровню их физической подготовленности необходимо уделять большее внимание.
Для определения уровня физической подготовленности обучающихся в образовательных организациях системы МВД России было протестировано 120 курсантов Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина, из них: 1-й курс - 30 человек, 2-й курс - 30 человек, 3-й курс - 30 человек, 4-й курс - 30 человек. Возраст испытуемых в зависимости от годов обучения составил от 17 до 22 лет.
Для решения данной задачи использовался ряд тестов, отобранных на основе требований нормативных правовых актов, регламентирующих физическую подготовку, рабочей программы учебной дисциплины «Физическая подготовка».
Комплекс тестов включал в себя:
1. Тесты для определения развития основных физических качеств: сила - подтягивание на высокой перекладине (количество раз); быстрота - бег на 100 м (сек); выносливость -бег на 1000 м (мин, сек).
2. Оценка двигательных навыков профессионально-прикладной физической подготовленности осуществлялась с использованием теста «Решение пяти задач, связанных с выполнением боевых приемов борьбы».
В нижеприведенных рисунках отражены данные показателей силы, быстроты и выносливости.
На рисунке 1 показана динамика уровня развития у курсантов физического качества силы в контрольном упражнении «подтягивание на перекладине».
В данном тесте курсанты первого года обучения продемонстрировали среднегруппо-вой результат в количестве 9 раз и имели оценку «удовлетворительно». Второй и четвертый курсы также показали удовлетворительный уровень развития силы. Максимальную оценку «хорошо» в контрольном нормативе, определяющем развитие физического качества «сила», получили курсанты третьего курса.
Рис . 1. Уровень развития физического качества «сила»
Анализируя данные показателей в контрольном нормативе «бег на 100 м» (рис. 2), отражающего уровень развития физического качества «быстрота», наблюдались следующие значения:
Рис . 2 . Уровень развития физического качества «быстрота»
Из приведенных данных в диаграмме видно, что результаты в среднем оцениваются на оценку «удовлетворительно». Так, на первом курсе среднее значение показателя составило 14,2 сек, второй курс имел результат - 14,1 сек, на третьем курсе его величина соответствовала - 13,7 сек. Курсанты четвертого курса, показав среднегрупповой результат - 13,4 сек, получили, по сравнению с другими курсами, лучшую оценку - «хорошо».
Исследуя физическое качество «выносливость», использовался контрольный норматив «бег на 1000 метров», результаты которого приводятся на рис. 3.
Из представленной диаграммы видно, что обучающиеся первого курса выполнили норматив «бег на 1000 метров» со средним значением показателя - 3 мин 41 сек, что соответствует оценке «удовлетворительно». Второй курс улучшил показатель в данном тесте до среднего значения - 3 мин 34 сек и оценивался также - «удовлетворительно». Курсанты третьего курса продолжили положительную динамику и улучшили показатель до значения - 3 мин 26 сек, однако получили всего лишь оценку «удовлетворительно», а курсанты четвертого курса показали результат 3 мин 25 сек, который уже оценивался как «хорошо».
4,5
3,5
2,5
1,5
0,5
1 курс
Ьег 1000 метров
2 курс
3,41 3,34 3,26 3,25
| 3
1 з 1 з
■
■
3 курс
результат оценка
А курс
Рис . 3 . Уровень развития физического качества «выносливость»
В целях определения уровня сформированности профессионально значимых двигательных навыков эффективного задержания правонарушителей использовалось выполнение курсантами 5 задач, связанных с применением боевых приемов борьбы.
Рисунок 4 отражает результат проведенного тестирования и демонстрирует уровень владения курсантами боевыми приемами борьбы.
Рис . 4 . Уровень владения курсантами боевыми приемами борьбы
В результате исследования в контрольном тесте выполнение боевых приемов борьбы выявлено, что на первом, втором и третьем курсах обучения среднегрупповой показатель соответствовал оценке «удовлетворительно», а курсанты четвертого курса продемонстрировали положительную динамику и получили оценку «хорошо».
Результаты проведенного исследования показали, что развитие физических качеств и наличие профессионально значимых двигательных навыков у данного контингента соответствуют должным нормам данной возрастной категории. Однако в большинстве тестов среднегрупповой результат достигал лишь оценки «удовлетворительно». На наш взгляд, для повышения профессионализма и работоспособности выпускников образовательных организаций МВД России необходимо формировать физическую подготовленность обучающихся до уровня «хорошо» и «отлично».
В целях совершенствования физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России целесообразно использовать батарею современных методик и форм обучения, направленных на воспитание физических качеств и профессионально значимых двигательных навыков [5, с. 30; 6, с. 75]. Физическая подготовка является приоритетным направлением в профессиональном становлении будущих сотрудников органов внутренних дел [7, с. 112]. Поэтому кроме практических занятий, проводимых согласно учебному плану, большое внимание должно уделяться факультативным и самостоятельным занятиям по физической подготовке обучающихся [8, с. 378]. В этой связи в образовательных организациях системы МВД России необходимо активно проводить пропаганду здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса с целью привлечения обучающихся к самостоятельным занятиям физической подготовкой и занятиям в спортивных секциях по служебно-прикладным и игровым видам спорта. Данный подход к совершенствованию физической подготовленности курсантов и слушателей позволит воспитать будущих сотрудников органов внутренних дел, способных эффективно выполнять оперативно-служебные и служебно-боевые задачи.
Список литературы
1. Крысин М . В . , Поляков А . А. , Самусенко В . В . Организация комплексных занятий по дисциплине «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел» // Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии: сб. материалов IV Междунар . научно-практ. конф . 2016 . С . 8-15 .
2 . Медников А . Б . Динамика показателей физической подготовленности курсантов полиции в процессе обучения в обра-
зовательных организациях МВД России // Физическая культура, спорт - наука и практика . 2015 . № 3 . С . 27-31.
3 . Медников А . Б . Профессиональная мотивация обучения в связи с физической подготовленностью курсантов полиции
// Вестник Адыгейского гос . ун-та . Серия 3: Педагогика и психология . 2015 . № 3 (162) . С . 191-195 .
4 . Калашников А. Ф . Формирование профессионально важных качеств курсантов образовательных организаций МВД
России средствами профессионально-прикладной физической подготовки // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов . Орёл, 2016 . С . 53-57.
5 . Калашников А. Ф . Современные психолого-педагогические теории человеческого учения и их применение в физиче-
ском воспитании // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов . Орёл, 2015 . С.27-30 .
6 . Медников А. Б. Функциональная и физическая подготовленность курсантов образовательных организаций МВД Рос-
сии // Вестник Краснодарского ун-та МВД России . 2013 . № 3 (21) . С . 74-76 .
7 . Самусенко В . В . Процесс профессионально-психологической адаптации курсантов вузов системы МВД России // Акту-
альные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов . Орёл, 2016 . С . 112-115 .
8 . Щербин Д . В . Организация физического воспитания обучающихся, временно освобожденных от практических занятий
// Педагогическое образование в системе высшей школы . Белгородский университет кооперации, экономики и права . 2015 . С.377-382.
Ленёва Юлия Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, Московский университет Министерства внутренних дел России имени В. Я. Кикотя (ул. Академика Волгина, 12, Москва, Россия, 117997). E-mail: lenevag@gmail.com
Воротник Александр Николаевич, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры огневой подготовки, Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел России имени И. Д. Путилина (ул. Горького, 71, Белгород, Россия, 308031). E-mail: anvorotnik@list.ru
Кулиничев Андрей Николаевич, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры физической подготовки, Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел России имени И. Д. Путилина (ул. Горького, 71, Белгород, Россия, 308031). E-mail: kulinichev.andrei@yandex.ru
Кандабар Александр Николаевич, преподаватель кафедры физической подготовки, Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел России имени И. Д. Путилина (ул. Горького, 71, Белгород, Россия, 308031). E-mail: kandikk@mail.ru
Материал поступил в редакцию 07.06.2018
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-164-170
ANALYSIS OF CADETS' OF THE MIA OF RUSSIA EDUCATIONAL ORGANIZATIONS PHYSICAL FITNESS AND WAYS OF ITS IMPROVEMENT
Y. B. Leneva1, A. N. Vorotnik2, A. N. Kulinichev2, A. N. Kandabar2
1 The Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot, Мoscow, Russian Federation
2 The Belgorod Law Institute of the MIA of Russia named after I. D. Putilin, Belgorod,
Russian Federation
The features and problems of physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered, as well as the data of the preliminary study of their physical fitness. The importance of physical training in the professional development of the future employee of the Internal Affairs bodies and the factors affecting the increase of their physical capacity is actualized. As a result of the pedagogical research the authors substantiate the conclusions and give practical recommendations that contribute to the improvement of physical training of students in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. It is stated that on the basis of active promotion of a healthy lifestyle by all participants of the educational process, cadets and students increase the importance of physical training, the desire for independent physical exercises and sports sections in the service and applied sports. Therefore, only systematic training in sports sections, independent physical exercises allow to use all variety of means and methods of physical training for the effective formation in cadets and students of professional and applied skills and development of psychological and moral qualities of a highly qualified specialist in the field of law enforcement.
Key words: cadets, physical training, physical qualities, combat fighting techniques, self-study.
References
1. Krysin M . V , Polyakov A . A. , Samusenko V. V. Organizatsiya kompleksnykh zanyatiy po distsipline «Lichnaya bezopasnost' sotrudnikov organov vnutrennikh del» [Organization of comprehensive training in the discipline «Personal safety of employees of Internal Affairs»] . Fizicheskaya kul'tura i sport vprofessional'noy deyatel'nosti: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii. Sbornik materialov IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Physical culture and sports in professional activities: modern trends and educational technologies . Collection of materials of the IV International scientific-practical conference] . 2016, pp . 8-15 (in Russian) .
2 . Mednikov A. B . Dinamika pokazateley fizicheskoy podgotovlennosti kursantov politsii v protsesse obucheniya v obrazovatel'nykh
organizatsiyakh MVD Rossii [Dynamics of indicators of physical training of police cadets in the process of training in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia] . Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika - Physical Education, Sport - Science and Practice, 2015, no 3, pp . 27-31 (in Russian) .
3 . Mednikov A. B . Professional'naya motivatsiya obucheniya v svyazi s fizicheskoy podgotovlennost'yu kursantov politsii
[Professional learning motivation in connection with the physical fitness of police cadets] . VestnikAdygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya - Bulletin of Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2015, no . 3(162), pp . 191-195 (in Russian) .
4 . Kalashnikov A. F. Formirovaniye professional'no vazhnykh kachestv kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii
sredstvami professional'no-prikladnoy fizicheskoy podgotovki [Formation of professionally important qualities of students of educational institutions of the MIA of Russia by means of professional-applied physical training] . Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov, slushateley i studentov [Actual problems of physical culture and sports of cadets, trainees and students] . Oryol, 2016 . Pp . 53-57 (in Russian) .
5 . Kalashnikov A . F. Sovremennye psikhologo-pedagogicheskiye teorii chelovecheskogo ucheniya i ikh primeneniye v fizicheskom
vospitanii [Modern psychological and pedagogical theories of human teaching and their application in physical education] Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov, slushateley i studentov [Actual problems of physical culture and sports of cadets, trainees and students] . Oryol, 2015 . Pp . 27-30 (in Russian) .
6 . Mednikov A. B . Funktsional'naya i fizicheskaya podgotovlennost' kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii
[Functional and physical preparedness of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] . Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii - Bulletin of Krasnodar University of Russian MIA, 2013, no . 3(21), pp . 74-76 (in Russian)
7 Samusenko V V Protsess professional'no-psikhologicheskoy adaptatsii kursantov vuzov sistemy MVD Rossii [The process of professional and psychological adaptation of students of the Ministry of Internal Affairs of Russia] . Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov, slushateley i studentov [Actual problems of physical culture and sports of cadets, trainees and students] . Oryol, 2016 . pp . 112-115 (in Russian) .
8 . Shcherbin D . V. Organizatsiya fizicheskogo vospitaniya obuchayushchikhsya vremenno osvobozhdennykh ot prakticheskikh
zanyatiy [Organization of physical education of students temporarily released from practical training] . Pedagogicheskoye obrazovaniye v sisteme vysshey shkoly. Belgorodskiy universitet kooperatsii, ekonomiki i prava [Pedagogical education in the higher school] . Belgorod, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 2015 . pp . 377-382 (in Russian) .
Leneva Y. B., The Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot (ul. Akademika Volgina, 12, Moscow, Russian Federation, 117997). E-mail: lenevag@gmail.com.
Vorotnik A. N., The Belgorod Law Institute of the MIA of Russia named after I. D. Putilin (ul. Gor'kogo, 71, Belgorod, Russian Federation, 308031). E-mail: anvorotnik@list.ru.
Kulinichev A. N., The Belgorod Law Institute of the MIA of Russia named after I. D. Putilin (ul. Gor'kogo, 71, Belgorod, Russian Federation, 308031). E-mail: kulinichev.andrei@yandex.ru.
Kandabar A. N., The Belgorod Law Institute of the MIA of Russia named after I. D. Putilin (ul. Gor'kogo, 71, Belgorod, Russian Federation, 308031). E-mail: kandikk@mail.ru