Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ'

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ / ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моськин Сергей Александрович

В настоящей статье раскрывается роль и значение физической подготовки в образовательных организациях МВД России. Физическая подготовка имеет огромное значение в жизни курсантов и слушателей системы МВД. Физическая подготовка, как специализированная педагогическая система, должна иметь четко сформулированную цель и частные задачи, определяющие пути достижения этой цели. Физическая подготовка на самом деле является сложным, психолого - педагогическим процессом, который имеет цель сформировать физическую культуру личности курсанта. А специальная физическая подготовка - это одна из сторон физического воспитания, специализированного применительно к особенностям какой - либо деятельности сотрудников. «Физическая подготовка» и «физическое воспитание» для органов внутренних дел является важной составляющей в профессиональной подготовке сотрудников. Практически любой сотрудник системы МВД России может оказаться в экстремальных условиях, в условиях, связанных с риском для жизни и здоровья и ему будут необходимы навыки самозащиты и ряд других физических качеств и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моськин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PHYSICAL TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

This article reveals the role and importance of physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Physical training is of great importance in the life of cadets and students of the Ministry of Internal Affairs system. Physical training, as a specialized pedagogical system, should have a clearly defined goal and specific tasks that determine the ways to achieve this goal. Physical training is actually a complex, psychological and pedagogical process that aims to form the physical culture of the cadet's personality. And special physical training is one of the aspects of physical education, specialized in relation to the peculiarities of any activity of employees. «Physical training» and «physical education» for the internal affairs bodies is an important component in the professional training of employees. Almost any employee of the Ministry of Internal Affairs of Russia can find himself in extreme conditions, in conditions associated with a risk to life and health, and he will need selfdefense skills and a number of other physical qualities and skills.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ»

УДК 796. 011.3

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

THE ROLE OF PHYSICAL TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Моськин Сергей Александрович

старший преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Moskin Sergey Alexandrovich senior lecturer department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Oryol, Russia

Аннотация. В настоящей статье раскрывается роль и значение физической подготовки в образовательных организациях МВД России. Физическая подготовка имеет огромное значение в жизни курсантов и слушателей системы МВД. Физическая подготовка, как специализированная педагогическая система, должна иметь четко сфор-мулированную цель и частные задачи, определяющие пути достижения этой цели. Физическая подготовка на самом деле является сложным, психолого-педагогическим процессом, который имеет цель сформировать физическую культуру личности курсан-та. А специальная физическая подготовка - это одна из сторон физического воспитания, специализированного применительно к особенностям какой-либо деятельности сотрудников. «Физическая подготовка» и «физическое воспитание» для органов внутренних дел является важной составляющей в профессиональной подготовке сотрудни-ков. Практически любой сотрудник системы МВД России может оказаться в экстре -мальных условиях, в условиях, связанных с риском для жизни и здоровья и ему будут необходимы навыки самозащиты и ряд других физических качеств и умений.

Abstract. This article reveals the role and importance of physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Physical training is of great importance in the life of cadets and students of the Ministry of Internal Affairs system. Physical training, as a specialized pedagogical system, should have a clearly defined goal and specific tasks that determine the ways to achieve this goal. Physical training is actually a complex, psychological and pedagogical process that aims to form the physical culture of the cadet's personality. And special physical training is one of the aspects of physical education, specialized in relation to the peculiarities of any activity of employees. «Physical training» and «physical education» for the internal affairs bodies is an important component in the professional training of employees. Almost any employee of the Ministry of Internal Affairs of Russia can find himself in extreme conditions, in conditions associated with a risk to life and health, and he will need self-defense skills and a number of other physical qualities and skills.

Ключевые слова: физическая подготовка, роль физической подготовки сотрудников, цель и задачи физической подготовки.

Keywords: physical training; the role of physical training of employees; gloas and objectives of physical training.

Физическая подготовка в образовательных учреждениях МВД имеет очень большую, значимую роль в образовании курсантов и слушателей, так как в дальнейшей работе физическая развитость является неотъемлемой частью сотрудника органа внутренних дел, которая связана с различными процессами, происходящими в общественно-политической и социально-экономической жизни государства. Как показывает практика, сотрудники подвержены нагрузкам не только в физическом плане, но и в эмоциональном. В современном обществе при возрастании объема задач, решаемых органами внутренних дел, изменение качественных параметров преступности обуславливают потребность в высоком уровне физической подготовки сотрудников и эффективной правоохранительной деятельности [1, 2].

В настоящее время складывается сложная обстановка в обществе, число преступлений растет и зачастую мы можем наблюдать, что преступники стали чаще использовать физическую силу или же вовсе применяют огнестрельное оружие, чтобы добиться своей цели, поэтому недооценка значимости физической готовности личного состава может привести к неоправданным потерям. Также можно сказать, что уровень морали и правосознания населения крайне низок, не стоит также говорить о негативном отношении к сотрудникам полиции, как к представителям власти. Недовольство властью, жизнью, свои личные проблемы зачастую стараются выместить именно на полицейских. Давая социальную оценку происходящему, следует отметить, что преступления против личности по социальным последствиям превосходят другие криминальные проявления. Они наносят непоправимый ущерб обществу, ежегодно потерпевшими от них становятся сотни тысяч людей. Лица, совершающие такие преступления, распространяют стереотип агрессивно-насильственного поведения в бытовой и досуговой микросреде, эти криминальные проявления - более осуждаемые с точки зрения общечеловеческой морали. Распространение криминального насилия вызывает у граждан обоснованную тревогу, подрывает их веру в реальную защищенность от преступников и преступных посягательств.

Анализ структурных изменений свидетельствует о повышенной степени общественной опасности отдельных категорий преступлений. Возросла тяжесть причиняемых ими последствий. Увеличивается доля организованных, заранее подготовленных преступлений, отличающихся особой дерзостью, изощренностью и жестокостью. Значительно чаще стало применяться инструментальное насилие, демонстрирующее крайнее неуважение к правопорядку и прямо игнорирующее интересы общественной и государственной безопасности.

С криминологической точки зрения это означает, что криминальная субкультура распространяет свое влияние в различные сферы жизнедеятельности людей. Насилие, к сожалению, является уже элементом нашей культуры, и его применение в большинстве случаев выходит за рамки, допустимые законом.

Преступность превращается в реальную угрозу национальной безопасности, в один из самых мощных факторов социальной нестабильности. Она проникает в самые важные сферы жизнедеятельности государства, связана не только со многими

глобальными общественными проблемами, но и влечет за собой рост преступлений против собственности и личности. В этой связи в настоящий период перед органами внутренних дел страны крайне остро стоит проблема по обеспечению безопасности жизни и собственности граждан России, что, в сущности, является основным критерием в оценке работы личного состава органов внутренних дел.

Профессиональная деятельность сотрудников полиции протекает в условиях воздействия целого комплекса факторов, не имеющих места в повседневной жизни человека, и характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением и различным уровнем двигательной активности. Они нередко оказываются в разнообразных конфликтных ситуациях, опасных для жизни как их самих, так и окружающих в данный момент людей.

Поэтому сотрудники должны быть готовы к различным негативным ситуациям в их жизнедеятельности. В большинстве своих случаев причиной такого положения дел (проблема борьбы с преступностью) являются отсутствие навыков боевых приемов, низкий уровень физических и психических качеств, дезадаптация и многое другое. В различных сложных ситуациях при выполнении оперативно-служебных задач сотрудники теряются, не могут быстро оценить обстановку, принять решение, взять на себя серьезную ответственность и за счет этого снижается эффективность служеб-

и у—. и и

ной деятельности. С другой стороны, мы можем рассмотреть положительный пример, когда сотрудник, обладающий хорошим здоровьем, высоким уровнем физической подготовки, психически устойчив и уверенный в правильности своих действий успешно справляется с боевыми задачами в служебной деятельности и возможность возникновения критических ситуаций снижается к минимуму [3].

Для большинства физическая подготовка на первый взгляд кажется не столь важной и даже вовсе формальной, но на самом деле она является сложным, психолого-педагогическим процессом, который имеет цель сформировать физическую культуру личности курсанта. А специальная физическая подготовка - это одна из сторон физического воспитания, специализированного применительно к особенностям какой-либо деятельности (профессиональной, спортивной и другой), выбранной в качестве объекта углубленной специализации. Она учитывает развитие профессионально важных физических качеств и служебно - прикладных двигательных навыков, в том числе отработку боевых приемов борьбы и способов преодоления различных естественных и искусственных препятствий. Дополнительно включает в себя способы и формы деятельности, которые имеют цель укрепить здоровье, улучшить психофизические способности организма, повысить умственную и физическую работоспособность курсанта и овладеть прикладными знаниями, а прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью. Их можно получить в про-цессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая подготовка», во время кратких методических бесед и установок на методико-практичес-ких и учебно-тренировочных занятиях, а также путем самостоятельного изучения литературы [4, 5].

Физическая подготовка, как специализированная педагогическая система, должна иметь четко сформулированную цель и частные задачи, определяющие пути достижения этой цели.

Целью физической подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел является формирование физической и психологической готовности к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении различных противоправных действий, а также обеспечение высокой работоспособности сотрудников в процессе служебной деятельности [6, 7].

Так мы можем выделить основные задачи физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России:

- воспитание сознательного отношения к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, как к одному из важных элементов здорового образа жизни и профессионального совершенствования;

- формирование знаний основ теории, методики, организации физической подготовки в подразделениях органов внутренних дел и навыков в ее проведении;

- укрепление здоровья и физического развитие курсантов и слушателей, поддержание их высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

- формирование профессионально важных физических качеств, необходимых интеллектуальных, психологических и профессионально-нравственных качеств личности;

- формирование навыков боевых приемов борьбы и других служебно-прик-ладных упражнений, двигательных способностей, обеспечивающих успешное выполнение задач служебно-профессиональной деятельности в типичных условиях служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также в экстремальных и опасных ситуациях;

- совершенствование спортивного мастерства курсантов (слушателей) -спортсменов [8, 9].

Каждая мелочь, такая как роль, имеет свою цель в той или иной деятельности и чтобы достичь ее, мы используем различные способы и приемы, анализируем различные факторы, которые способствуют достижению поставленной цели. Методика и структура имеет специфику, которая прослеживается в системах МВД России, лишь только в профильных вузах мы можем встретить ее.

Физическая подготовка является тонкой и многогранной системой, где важно учитывать и разрабатывать не только физические качества, но и психофизические, ведь в профессиональной деятельности сотрудника полиции важна не только физическая сила, но и еще психофизические качества сотрудника, также важно быть выносливым, быть готовым к различным экстремальным ситуациям.

Большая роль возлагается на профессорско-преподавательский состав, которые должны соединить все элементы в единую систему. При распределении нагрузки они также должны прослеживать и учитывать нагрузку других дисциплин, чтобы не допустить перегруза курсантов и слушателей.

Подводя итоги можно сделать вывод, что физическая подготовка курсанта и слушателей является неотъемлемым элементом в дальнейшей службе сотрудника органов внутренних дел, так помимо высокого уровня физических навыков курсанты и слушатели приобретают такие качества, как стрессоустойчивость, выносливость, высокая работоспособность и многие другие, которые сопутствуют ему на всем

протяжении службы. Но также она имеет значимую роль на момент обучения в образовательных организациях системы МВД России, так как согласно законодательству Российской Федерации курсанты являются действующими сотрудниками органов внутренних дел. На них возлагаются те же требования, обязанности, что и на всех сотрудников органов внутренних дел, зачастую их привлекают на охрану общественного порядка и многие другие различные массовые мероприятия, где необходимо обла-дать как физическими, так и психологическими навыками для отражения нападения и пресечения правонарушения. Поэтому основной целью образовательных организаций МВД России в области физической подготовки выступает воспитание у слуша-телей морально-волевых качеств, методической основой которых выступает посе-щение учебно-тренировочных занятий и выполнение учебной программы, а также формирование у обучающихся соревновательных остановок, что в совокупности обеспечивает решение оперативных, служебных и боевых задач.

Литература

1. Алдошина Е. А., Алдошин А. В., Демина А. В. Организационные условия повышения эффективности формирования готовности к профессиональной деятельности у обучающихся образовательных организаций // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 4 (81). С. 236-239.

2. Баркалов С. Н. Воспитательные аспекты учебных дисциплин в формировании опыта профессионального поведения курсантов и слушателей образовательных орга-низаций МВД России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2019. № 2 (79). С. 102-105.

3. Баркалов С. Н. Место дисциплины «Физическая подготовка» в структуре образовательных программ, реализуемых вузами МВД России: конкретизация характеристики и принципов построения учебно-воспитательного процесса // Наука-2020. 2019. № 4 (29). С. 38-47.

4. Баркалов С. Н. Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: уточнение понятий и конкретизация задач // Наука-2020. 2019. № 8 (33). С. 45-52.

5. Герасимов И. В. Особенности подготовки сотрудников полиции к деятельнос-ти с высоким психо-эмоциональном напряжением // Наука-2020. 2020. № 1 (37). С. 94-99.

6. Моськин С. А. Использование средств физической культуры и спорта в процессе профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел//Науч-ный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2019. № 2 (79). С. 110-113.

7. Еремин Р. В. Пути повышения качества обучения физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России //Наука-2020. 2019. № 7 (32). С. 149-152.

8. Алдошин А. В. Сущность и структура профессиональной подготовки сотрудников ОВД // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2019. С. 15-19.

9. Герасимов И. В. Динамика физического состояния курсантов ОрЮИ МВД России

имени В. В. Лукьянова на различных этапах обучения // Совершенствование профессио-нальной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организа-ций и сотрудников силовых ведомств: материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск : ВСИ МВД России, 2018. С. 57-60.

References

1. Aldoshina E. A., Aldoshin A. V., Demina A. V. Organizatsionnye usloviya povyshe-niya effektivnosti formirovaniya gotovnosti k professional'noy deyatel'nosti u obuchayushchikhsya obrazovatel'nykh organizatsiy [Organizational conditions for improving the effectiveness of the formation of readiness for professional activity in students of educational organizations]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki -Scientific notes of the Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences, 2018, no. 4 (81), pp. 236-239.

2. Barkalov S. N. Vospitatel'nye aspekty uchebnykh distsiplin v formirovanii opyta professional'nogo povedeniya kursantov i slushateley obrazovatel'nykh orga-nizatsiy MVD Rossii [Educational aspects of educational disciplines in the formation of the experience of professional behavior of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2019, no. 2 (79), pp. 102-105.

3. Barkalov S. N. Mesto distsipliny «Fizicheskaya podgotovka» v strukture obrazovatel'nykh programm, realizuemykh vuzami MVD Rossii: konkretizatsiya kharak-teristiki i printsipov postroeniya uchebno-vospitatel'nogo protsesa [The place of the discipline "Physical training" in the structure of educational programs implemented by universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia: concretization of the characteristics and principles of building the educational process]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 4 (29), pp. 38-47.

4. Barkalov S. N. Fizicheskaya podgotovka sotrudnikov organov vnutrennikh del: utochnenie ponyatiy i konkretizatsiya zadach [Physical training of employees of bodies of internal Affairs: conceptual clarification and specification of the task]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 8 (33), pp. 45-52.

5. Gerasimov I. V. Osobennosti podgotovki sotrudnikov politsii k deyatel'-nosti s vysokim psikho-emotsional'nom napryazheniem [Peculiarities of training of police officers to activities with high psycho-emotional stress]. Nauka-2020 - Science-2020, 2020, no. 1 (37), pp. 94-99.

6. Mos'kin S. A. Ispol'zovanie sredstv fizicheskoy kul'tury i sporta v protsesse professional'noy podgotovki budushchikh sotrudnikov organov vnutrennikh del [The use of means of physical culture and sports in the process of professional training of future employees of internal affairs bodies The use of means of physical culture and sports in the process of professional training of future employees of internal affairs bodies]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2019, no. 2 (79), pp. 110-113.

7. Eremin R. V. Puti povysheniya kachestva obucheniya fizicheskoy podgotovke kur-santov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii [Ways to improve the quality of physical training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 7 (32), pp. 149-152.

8. Aldoshin A. V. Sushchnost' i struktura professional'noy podgotovki sotrud-nikov OVD [The essence and structure of professional training of police officers]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov: sbornik statey [Improving the

physical training of law enforcement officers: a collection of articles]. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia Publ., 2019, pp. 15-19. (In Russia).

9. Gerasimov I. V. Dinamika fizicheskogo sostoyaniya kursantov OrYuI MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova na razlichnykh etapakh obucheniya [Dynamics of the physical condition of cadets of the V. V. Lukyanov ORYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia at various stages of training]. Sovershenstvovanie professio-nal'noy i fizicheskoy podgotovki kursantov, slushateley obrazovatel'nykh organiza-tsiy i sotrudnikov silovykh vedomstv: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-praktiches-koy konferentsii [Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: materials of the International Scientific and Practical Conference]. Irkutsk, VSI of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2018, pp. 57-60. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.