Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / КУРСАНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / POLICE OFFICER / CADET / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL EXERCISES / PHYSICAL QUALITIES / FIGHTING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Михаил Борисович

В статье проведен анализ специализированной литературы, в которой, на данном этапе накоплено большое количество идей, опираясь на которые можно решить проблему, связанную с недостаточным уровнем физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в настоящее время, рассматривается важность развития профессиональных компетенций у курсантов средствами и методами физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Михаил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY AREAS OF DEVELOPMENT PHYSICAL PREPARATION OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

In the article the analysis of specialized literature, which, at this stage, accumulated a large number of ideas from which to solve the problem associated with insufficient physical training of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia at the present time, discusses the importance of developing professional competences of students means and methods of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

УДК 796.011.3+378

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

KEY AREAS OF DEVELOPMENT PHYSICAL PREPARATION OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Кузнецов Михаил Борисович

старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Kuznetsov Mikhail Borisovich senior lecturer Department of physical training and sports Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov

Orel, Russia

Аннотация. В статье проведен анализ специализированной литературы, в которой, на данном этапе накоплено большое количество идей, опираясь на которые можно решить проблему, связанную с недостаточным уровнем физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в настоящее время, рассматривается важность развития профессиональных компетенций у курсантов средствами и методами физической культуры и спорта.

Abstract. In the article the analysis of specialized literature, which, at this stage, accumulated a large number of ideas from which to solve the problem associated with insufficient physical training of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia at the present time, discusses the importance of developing professional competences of students means and methods of physical culture and sports.

Ключевые слова: сотрудник полиции, курсант, физическая подготовка, физические упражнения, физические качества, боевые приемы борьбы.

Keywords: police officer, cadet, physical training, physical exercises, physical qualities, fighting techniques.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел связана с работой по профи-лактики правонарушений среди лиц склонных к их совершению, выявлению и задержанию правонарушителей. Вся эта деятельность достаточно часто сопровождается смертельной опасностью, дефицитом информации и времени для принятия ответственных решений, постоянным изменением обстановки, непредсказуемостью действий, задержанных и другими стресс-факторами экстремальных ситуаций.

Успешность профессиональной деятельности сотрудника и его совершенствование во многом определяется умением управлять своим эмоциональным состоянием, способностью мобилизовать внутренние резервы для достижения цели, смелостью, мужеством, решительностью, высоким уровнем физической

подготовленности, уверенным владением боевыми приемами борьбы и табельным оружием, юридически грамотным и соразмерным применением мер специального пресечения [1, с. 52].

Для решения этих проблем требуется разнообразие двигательных реакций, необходимых организму, тонкая дифференцировка и точность движений. При всем своеобразии комплексов профессионально важных качеств, необходимых сотруднику ОВД, следует выделить ряд личностных качеств, выступающих как профессионально значимые.

Это, прежде всего, волевые качества, в основе которых лежит способность к преодолению трудностей в достижении цели, настойчивость, целеустремленность, а также ответственность, самоконтроль, адекватность самооценки, эмоциональная устойчивость, психологическая надежность, склонность к риску. Одним из важных условий развития личности и эффективности профессиональной подготовки является необходимый уровень здоровья, физической подготовленности и юридического интеллекта.

К сотрудникам полиции обществом предъявляются повышенные требования к психике человека, его интеллектуальным, характерологическим и нравственным качествам, физической подготовке и профессиональным умениям. Для успешного овладения профессией и дальнейшего профессионального роста необходимы не только специальные знания и определенные личностные свойства, но и высокий уровень физической подготовки.

Повышенные запросы к высокой квалификации сотрудников органов внутренних дел по борьбе с преступностью, усугубляют вопрос физической подготовки профессионалов, решение которого становиться актуально в наше время. Это провоцирует повышение надежности при выполнении профессиональных действий будущих сотрудников ОВД, которые должны предоставить в образовательных организациях МВД России [2, с. 210].

В условиях нехватки времени процесс обучения должен иметь направленность на профессиональную подготовленность курсантов и слушателей. Это означает, что одним из основных требований подготовки специалиста является целенаправленный образовательный процесс, ориентированный на формирование у курсантов и слушателей навыков, связанных с характером предстоящей профессиональной деятельности.

В данное время, для усовершенствования методики физической подготовки, больше принимают во внимание трансформацию методик спортивной подготовки в основе которой, должна находиться научно-обоснованная концепция спортивной тренировки по развитию физического и двигательного ресурса человека [3, с. 117].

Одной из задач современной подготовки курсантов к их дальнейшей профессиональной деятельности является обеспечения определенного уровня физической подготовленности для действий, которые осуществляются в обычных и экстремальных условиях.

Совершенно очевидным является тот факт, что успешность профессиональной деятельности курсантов во многом определена высотой уровня физической подготовленности.

Решение данной проблемы ведет к необходимости использования разнообразия двигательных реакций, которые нужны организму, тонкой дифференцировки и точности движений.

Для достижения определенного уровня профессиональной готовности курсанта, который задается квалификационными требованиями, на каждом занятии по физической подготовке им должны получаться определенные положительные направления развития уже достигнутой степени профессиональной готовности. Показатель работоспособности курсанта, степени его профессиональной подготовленности и надежности профессиональной деятельности во многом определены уровнем физической подготовленности. Поэтому, с целью повышения эффективности профессионального обучения необходимо развитие профессионально важных качеств, и прежде всего физических.

Передовой опыт подготовки специалистов в образовательных организациях показывает, что в условиях лимита бюджета учебного времени процесс обучения должен иметь направленность на профессиональную подготовленность курсантов и слушателей. Это означает, что одним из ключевых требований подготовки специалиста является четко выраженная профессиональная направленность образовательного процесса на формирование у курсантов и слушателей навыков, связанных с характером предстоящей профессиональной деятельности.

Использование принципа органической связи процесса физического воспитания с практикой служебной деятельности может быть воплощено в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя сам указанный принцип имеет распространение непосредственно на всю систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке находится его свое специфическое выражение. Как своеобразная разновидность физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет процесс, который является педагогически направленным, обеспечивающий специализированную физическую подготовленность к избранной профессиональной деятельности. Другими словами, он является в своей основе процессом обучения, который обогащает индивидуальный фонд двигательных умений и навыков, которые являются профессионально полезными, а также воспитания физических способностей и других, которые с ним непосредственно связаны. От этого процесса профессио-нальная пригодность зависит прямым или косвенным образом [4, с. 262].

В специальной литературе подчеркивается, что показатели результативности многих видов профессионального труда существенно зависят, кроме прочих показателей, от развития специальной физической подготовленности, которая приобретается предварительно с помощью систематических занятий физическими упражнениями, которые в определенном отношении являются адекватными требованиям для функциональных возможностей организма профессиональной деятельностью и ее условиями. Данная зависимость может быть научно объяснена в свете углубленных представлений о закономерностях процессов взаимодействия в различных сторонах физического и общего развития курсантов в процессе жизнедеятельности. В частности, в преставлениях о закономерностях взаимовлияния

адаптационных эффектов в ходе применения к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности, взаимодействии двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемых в процессе совершенствования и освоения профессии.

Для профессионального становления курсантов в современных условиях физическая подготовка реализуется по следующим направлениям, которые можно считать основными:

- овладение элементами отдельных видов спорта, реализуемые через прикладные умения и навыки;

- воспитание отдельных физических и специальных качеств, которые необходимы для дальнейшей профессиональной деятельности курсантов;

- приобретение прикладных знаний и умений, которые реализуются в применении средств физической культуры и спорта в чередовании режимов труда и отдыха с учетом условий будущей профессиональной деятельности, меняющейся службы, бытовых и возрастных особенностей и др.

В реализации первого направления решается проблема обучения движениям, во втором - воспитание физических (двигательных) и специальных качеств, в третьем - приобретение прикладных умений по использованию потенциала средств физической культуры в чередовании режимов труда и отдыха. Данные направления глубоко научно-методически обоснованы в постулатах теории и методике физического воспитания и излагаются в специальной литературе.

Важным элементом направления физической подготовки является не только методы обучения курсантов и слушателей базовым боевым приемам борьбы, улучшения их общей физической подготовки, но и постановка задачи таким образом, чтобы каждый обучаемый справлялся с ней еще и психологически, тем самым повышая свой профессиональный уровень. Для этого необходимо соблюдение следующих требований при проведении занятий:

- постепенное усложнение учебных задач и повышения нормативов, которые должен решить или выполнить курсант при наличии базовой общей физической подготовки;

- приобретение опыта работы в состоянии морально-психологического напряжения с элементами оправданного риска в условиях учебного занятия;

- выполнение боевых приемов борьбы при воздействии факторов, приближенных к оперативно-служебной деятельности и действиям в экстремальных ситуациях.

- изменение условий, определяющих степень трудности упражнений (изменение дистанций, интервальное движение, пространственное положение, длительность, и другие.);

- вариативность задач, поставленных на занятии, при выполнении опасных и сложно-координационных упражнений;

- изучение и анализ совместно с курсантами и слушателями технико-тактических боевых ситуаций в условиях проведения рукопашной схватки [5, с. 75].

Организация физической подготовки курсантов с целью профессионального становления в процессе их физического воспитания, особенно в процессе учебных занятий, связана с определенным количеством объективных трудностей. Главными из этих трудностей являются:

- материально-техническая база для проведения занятий по тому или иному разделу физического воспитания;

- климатические и погодные условия и их влияние на возможность проведения занятий по физической подготовке, которые должны быть специально организованными;

- недостаточность физической подготовленности курсантов, затрудняющая реализацию учебных занятий.

При этом последняя трудность является одной из самых существенных, так как основа физического воспитания у курсантов - всесторонняя физическая подготовка, определенная программой и контрольными нормативами.

На сегодняшний день определено несколько форм физической подготовки системы физического воспитания, которые можно сгруппировать по следующим принципам:

- учебные занятия, к которым относятся как обязательные, так и факультативные;

- самостоятельные занятия, в которые включаются физические упражнения в процессе реализации режима дня, массовые, физкультурные и спортивные мероприятия, направленные на оздоровление.

Каждая указанная группа может иметь одну или несколько форм реализации процесса профессиональной физической подготовки, используемые избирательно либо для полного контингента курсантов, либо для его части.

Процесс профессиональной физической подготовки в деятельности самоподготовки курсантов и слушателей во внеучебное время может быть реализован в нескольких формах:

- занятий прикладными видами спорта, которые должны быть осуществлены под руководством тренеров-преподавателей в спортивных секциях;

- самостоятельных занятий физической культурой и отдельными видами спорта, которые могут способствовать воспитанию прикладных физических и специальных качеств, а также формированию прикладных умений и навыков в свободное время в процессе учебного года, на учебных практиках и в каникулярное время.

Однако, подбор средств физического воспитания, которые должны иметь своей целью профессиональное становление курсантов в физической подготовке, должен быть более дифференцирован, что позволит сделать из применение более направленным и избирательным.

К таким группами средствам физической подготовки курсантов можно отнести: прикладные виды спорта; гигиенические факторы; оздоровительный потенциал природы; вспомогательные средства, которые обеспечивают рационализацию учебного процесса по разделу физической подготовки.

Прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта могут быть сочетаемыми с другими упражнениями, обеспечивая воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и навыков [6, с. 178].

Одним из наиболее важных, аспектов повышения эффективности учебно-тренировочной подготовки является основа первоначальной соревновательной деятельности и только потом тренировочной. Смысл этой концепции состоит в том, что рост эффективности обучения возможен при изучении соревновательной деятельности. Этот способ поможет выяснить, что формирование надежности выполнения приемов борьбы при подготовке курсантов в вузах, реально при осуществлении следующих условий:

- составить план обучения приемам борьбы с упором на основные условия теории надежности, определяющую двигательную функцию как интегральную характеристику;

- определить состояние способов для формирования надежности и их выполнения, взяв за основу изучение специфики приемов борьбы, в условиях будущей профессиональной деятельности;

- организовать этап формирования надежности исполнения боевых приемов борьбы, взяв за основу способ постепенной совокупной разработки педагогических методов, используемых в предстоящей профессии;

- осуществить контроль и регулировать метод развития надежности выполнения приемов борьбы, взяв за основу пример специальной двигательной готовности, определяющую нормативы и показатели физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России.

Значимыми и результативными методами в специальной физической подготовке являются соревновательные упражнения, в результате которых совершается интегральное вырабатывание нужных физических качеств.

Очевидно, эффективным приемом роста результатов занятий в сфере боевых приемов борьбы числится проведение спаррингов по упражнению, применяя модели практических условий. Из этого вытекают многие вопросы, например, травма-тизация на занятиях, разумная нагрузка для курсанта и т.д. и т.п., разрешение которых могут влиять на результат процесса обучения в области боевых приемов борьбы. Нередко, чтобы избежать, данные проблемы обучения, занятия проводятся без должного выполнения приемов, без использования нужного уровня физических нагрузок [7, с. 349].

Таким образом, профессиональная деятельность в системе органов внутренних предъявляет к личности сотрудника чрезвычайно высокие требования ввиду особой социальной значимости и сложности этой деятельности.

Будущая профессиональная деятельность курсантов МВД России имеет свои особенности, психологическую структуру и типичные трудности, которые должны учитываться при организации учебно-воспитательного процесса.

Формы и методы, способствующие образованию профессионально значимых качеств сотрудников ОВД - это способы организации процесса обучения, а также взаимодействия преподавателя и обучающихся, направленные на реализацию

модели профессиональной деятельности, немаловажной частью которой является физическая подготовка.

В современных условиях формирование профессиональных качеств специалиста в любой отрасли человеческой деятельности, рассматривается как многоступенчатый образовательный процесс. Оптимальной считается трехэтапная структура, включающая довузовскую, вузовскую и послевузовскую подготовку. На наш взгляд, таким должен быть и процесс физической подготовки сотрудников полиции. На каждом этапе подготовки необходима профессиограмма сотрудников органов внутренних дел, представляющая собой описание взаимосвязанных качеств специалиста.

Литература

1. Макеева В. С., Баркалов С. Н., Герасимов И. В. Дифференцированная физическая подготовка атлетической направленности для курсантов юридических вузов // Вестник спортивной науки. 2018. № 2. С. 51-54.

2. Алдошин А. В., Алдошина Е. А., Демина А. В., Иванина Л. И. Регулирование процессов самопознания и самоуправления психофизическим состоянием обучающихся вузов в образовательном пространстве физической культуры // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 2 (79). С. 209-213.

3. Баркалов С. Н. Перспективы использования результатов профессиографических исследований в физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России (на примере обучающихся по профилю ГИБДД, предстоящая служебная деятельность которых предполагает операторскую направленность) // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени

B. В. Лукьянова. 2016. № 2 (67). С. 115-118.

4. Герасимов И. В. Перспективы использования ситуационного моделирования в процессе занятий по физической подготовке // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Иркутск : ВСИ МВД России, 2014.

C. 261-265.

5. Кузнецов М. Б. К проблеме умения ведения единоборства с правонарушителем и применения боевых приемов борьбы в условиях ограниченного пространства// Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д : РЮИ МВД России, 2018. С. 74-78.

6. Моськин С. А. Развитие и совершенствование физических и специальных качеств у курсантов и слушателей // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2017. С. 176-179.

7. Осипов Д. В., Кузнецов М. Б. Некоторые особенности круговой тренировки единоборцев // Государство и право в эпоху глобальных перемен : материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул : БЮИ МВД России, 2017. С. 349-350.

References

1. Makeeva V. S., Barkalov S. N., Gerasimov I. V. Differentsirovannaya fizicheskaya podgotovka atleticheskoy napravlennosti dlya kursantov yuridicheskikh vuzov [Differentiated physical training of athletic orientation for law school cadets]. Vestnik sportivnoy nauki - Bulletin of sports science, 2018, no. 2, pp. 51-54.

2. Aldoshin A. V., Aldoshina E. A., Demina A. V., Ivanina L. I. Regulirovanie protsessov samopoznaniya i samoupravleniya psikhofizicheskim sostoyaniem obuchayushchikhsya vuzov v obrazovatel'nom prostranstve fizicheskoy kul'tury [Regulation of the processes of self-knowledge and self-management by the psychophysical state of University students in the educational space of physical culture]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta - Scientific notes of the Orel state University, 2018, no. 2 (79), pp. 209-213.

3. Barkalov S. N. Perspektivy ispol'zovaniya rezul'tatov professiograficheskikh issledovaniy v fizicheskoy podgotovke kursantov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii (na primere obuchayushchikhsya po profilyu GIBDD, predstoyashchaya sluzhebnaya deyatel'nost' kotorykh predpolagaet operatorskuyu napravlennost') [Prospects for the use of the results of professional graphic studies in the physical training of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia (on the example of studying the profile of the traffic police, the upcoming official activity which involves the operator's direction)]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Herald of the Oryol law Institute of the MIA of Russia named after V. V. Lukyanov, 2016, no. 2 (67), pp. 115-118.

4. Gerasimov I. V. Perspektivy ispol'zovaniya situatsionnogo modelirovaniya v protsesse zanyatiy po fizicheskoy podgotovke [Prospects of using situational modeling in the process of physical training classes]. Podgotovka kadrov dlya silovykh struktur: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii: materialy Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii [Personnel training for law enforcement agencies: modern trends and educational technologies: materials of the all-Russian scientific and methodological conference]. Irkutsk, VSI MVD of Russia Publ., 2014, pp. 261-265. (In Russia).

5. Kuznetsov M. B. K probleme umeniya vedeniya edinoborstva s pravonarushitelem i primeneniya boevykh priemov bor'by v usloviyakh ogranichennogo prostranstva [On the problem of the ability to conduct single combat with the offender and the use of combat techniques of fighting in a limited space]. Fizicheskoe vospitanie i sport: aktual'nye voprosy teorii i praktiki : sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Physical education and sport: topical issues of theory and practice: collection of materials of the all-Russian scientific and practical conference]. Rostov-on-Don, RUI MVD of Russia Publ., 2018, pp. 74-78. (In Russia).

6. Mos'kin S. A. Razvitie i sovershenstvovanie fizicheskikh i spetsial'nykh kachestv u kursantov i slushateley [Development and improvement of physical and special qualities of cadets and students]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov: sbornik statey [Improving physical training of law enforcement officers: a collection of articles]. Orel, Orui of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2017, pp. 176-179. (In Russia).

7. Osipov D. V., Kuznetsov M. B. Nekotorye osobennosti krugovoy trenirovki edinobortsev [Some features of circular training of martial artists]. Gosudarstvo i pravo v epokhu global'nykh peremen : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [State and law in the era of global changes: proceedings of the International scientific and practical conference]. Barnaul, BUI MVD of Russia Publ., 2017, pp. 349-350. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.