Научная статья на тему 'Значение художественно-творческих технологий духовного воспитания в системе художественного образования'

Значение художественно-творческих технологий духовного воспитания в системе художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SPIRITUAL EDUCATION / ART AND CREATIVE TECHNOLOGIES / SYSTEM OF ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балина Татьяна Геннадьевна

В статье определена значимость в духовном воспитании художественно-творческих технологий. Выявлены компоненты художественно-творческих технологий. Показаны этапы духовного становления обучающихся на основе художественно-творческих технологий в системе художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балина Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF ARTISTIC AND CREATIVE TECHNOLOGIES SPIRITUAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF ART EDUCATION

The importance in spiritual education of art and creative technologies is defined. Components of art and creative technologies are revealed. Stages of spiritual formation being trained on the basis of art and creative technologies in system of art education are shown.

Текст научной работы на тему «Значение художественно-творческих технологий духовного воспитания в системе художественного образования»

УДК 37.025 ГРНТИ 14.27.05 ВАК 13.00.02

Т. Г. Балина

Волгоград, Россия

ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: духовное воспитание, художественно-творческие технологии, система художественного образования.

АННОТАЦИЯ: В статье определена значимость в духовном воспитании художественно-творческих технологий. Выявлены компоненты художественно-творческих технологий. Показаны этапы духовного становления обучающихся на основе художественно-творческих технологий в системе художественного образования.

T. G. Balina

Volgograd, Russia

THE VALUE OF ARTISTIC AND CREATIVE TECHNOLOGIES SPIRITUAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF ART EDUCATION

KEY WORDS: spiritual education, art and creative technologies, system of art education.

ABSTRACT: The importance in spiritual education of art and creative technologies is defined. Components of art and creative technologies are revealed. Stages of spiritual formation being trained on the basis of art and creative technologies in system of art education are shown.

Модернизация российского образования предполагает пересмотр образовательной политики, становление новой системы образования, где важными составляющими выступает не только подготовка высококвалифицированных кадров, но и человека культурного и духовного. В своих исследованиях Д.Л. Зрелых, А.А. Мелик-Пашаев, Т.Г. Русакова отмечают важность духовного воспитания в художественном образовании. Они обращают внимание на преемственность в методах и приемах воспитания.

В последнее время все чаще идут исследования возможностей использования педагогических технологий в воспитательной деятельности образовательных учреждений (Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина,

О.В. Еремкина, И.А. Соловцова, Н.Е. Щур-кова). Ученые и практики считают, что педагогические технологии должны быть направлены не только на усвоение знаний и умений по профильным дисциплинам, но и развитие личностных духовных качеств обучающихся, то есть должны содержать не

38

только обучающие и развивающие компоненты, но и воспитывающие.

В общем случае технология понимается как система методов, осуществляемых в каком-либо процессе [1. С. 5]. В.В. Сериков считает, что педагогическая технология - это «законосообразная деятельность, приводящая к законосообразному результату». Невозможно использовать технологию без учета закономерностей воспитания и развития. Изменять применяемые в технологии приемы и методы в произвольном порядке недопустимо, так как это приведет к разрушению технологии, снижению ее результативности [4. С. 175].

Система художественного образования многоступенчата и многообразна. Художественное образование имеет сложную многоуровневую систему, иде первый уровень - общеобразовательная школа, где есть обязательный урок изобразительного искусства, уроки мировой художественной культуры; кружки и факультативы; художественные школы и студии; второй уровень -профессиональное обучение в колледже искусств на художественных отделениях; тре-

внутренних потребностей обучающихся,

тий уровень - профессиональное обучение художественной деятельности в вузе.

Следует отметить, что в зависимости от того или иного уровня или формы художественного образования к обучающимся не только предъявляются разные учебные требования, но и становятся доминирующими разные компоненты духовного воспитания. Так, в общеобразовательной школе обучающиеся постигают базовые основания духовных ценностей, в дополнительном образовании обучающиеся имеют возможность более полно приобщаться к духовному наследию, развиваться и реализовываться в духовном плане, в колледжах и ВУЗах молодые люди в большей мере могут духовно самоопределяться и самосовершенствоваться.

Согласно направлениям образовательной политики РФ ведущей задачей образования является «качественное обучение и воспитание на всех уровнях образования» [2. С. 83]. Таким образом, можно предположить, что четко выстроенная система обучения, имеющая преемственные методы и принципы, позволит наращивать воспитательный потенциал.

Нами было проведено исследование с целью выявления значения художественнотворческих технологий духовного воспитания в системе художественного образования, а также определения их содержания. Базой исследования являлись учебные учреждения г. Камышина: десять общеобразовательных школ, детская художественная школа, детско-юношеский центр (студии художественного творчества), колледж искусств (художественное отделение). Данные учреждения составили определенную систему художественного образования в нашем городе, что позволило более полно провести исследование состояния практики духовного воспитания.

В ходе лонгитюдного исследования нами было выявлено, что в системе художественного образования наряду с общепедагогическими технологиями широко применяются художественно-творческие. Отличие художественно-творческих технологий состоит в содержании разнообразных видов и форм художественного творчества, обеспечивающих возможность для проявления

обогащения их личностных качеств, реализующих духовное развитие на основе обучающих и воспитывающих методик. На основе изученной научной, педагогической и методической литературы нами было определено, что художественно-творческие технологии духовного воспитания должны включать содержательный компонент (цель, задачи, педагогическая концепция); процессуальный компонент (методы, приемы, формы организации) и диагностические методики.

Мы провели анализ художественнотворческих технологий, применяемых в системе художественного образования г. Камышина, на выявление компонентов в их содержании. Нами были изучены разнообразные виды художественно-творческих технологий, где общими составными компонентами выступали: целевой модуль, задачи, концептуальный модуль, процессуальный компонент формы организации и диагностические методики.

Целевой модуль художественнотворческих технологий духовного воспитания предполагал формирование человека думающего, цельного, имеющего высокие духовные установки на основе выполнения художественно-творческих заданий. Основные задачи: обучающие и развивающие выступающие в комплексе с воспитывающей. При таком соотношении задач в художественном образовании шло становление не только специалиста высокого класса, но человека духовно развитого, умеющего отстаивать свою позицию и понимающего позицию другого.

Концептуальный модуль содержал общедидактические положения, позволяющие четко выстроить динамику духовного воспитания на основе художественнотворческих действий.

Процессуальный компонент предполагал наличие четко выстроенной системы методов и приемов в системе художественного образования. В педагогической практике преподавания художественных дисциплин наиболее эффективными были следующие методы обучения, содержащие воспитательный компонент: совместный метод

исследования явлений и объектов (диалогичность), метод проекций или переноса приемов организации взаимодействия (как межличностных, так и чисто художественных - композиционных) с одного объекта на другой. Формой организации являлась коллективная работа с выполнением индивидуальных заданий в условиях интегрированных занятий с привлечением материала из смежных дисциплин.

Диагностические методики представляли собой таблицы, куда заносились показатели констатирующего эксперимента, промежуточного и итогового на основе критериев духовного воспитания. Выделенные нами компоненты художественнотворческих технологий не только позволяли достичь обучающих и развивающих задач, но и воспитывающих, а также отследить на основе диагностических методик уровень развития обучающихся и их личностного становления.

В художественно-творческих технологиях нами были выделены три этапа, соответствующие ступеням духовного становления: этап приобретения личного опыта; этап проявления духовных потребностей в художественной деятельности; этап рефлексивного преломления духовного опыта в творческой деятельности.

Этап приобретения личного опыта позволял обогатить опыт учащихся за счет средств художественного материала на основе существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию. На этапе проявления духовных потребностей в художественной деятельности шло побуждение обучающихся к самостоятельному творчеству, через использование накопленного опыта визуализации произведения, понимания его и переложения в свое видение на уровне учебной деятельности при выполнении заданий. Этап рефлексивного пре-

ломления духовного опыта в творческой деятельности - самая высокая ступень духовного развития, когда обучающийся способен реализовать свои замыслы, через имеющийся у него богатый арсенал не только практических техник, но и внутреннего духовного содержания. Эти этапы духовного становления на основе применения художественно-творческих технологий определяют строго структурированную пошаго-вость выполнения заданий.

Художественно-творческие технологии в воспитательном процессе на основе учебных действий позволяли выстроить педагогические действия в своеобразную технологическую цепь в соответствии с четким целеполаганием, приводящим к задуманному результату. Также следует отметить, что художественно-творческие технологии,

предполагающие пошаговость и наращивание содержательных компонентов, эффективны в образовательной системе.

На основе нашего исследования было выявлено, что художественно-творческие технологии дают возможность более емко решать в комплексе вопросы образовательной и воспитательной направленности: управлять педагогическими процессами; анализировать и систематизировать результаты педагогических действий; прогнозировать эти результаты; создавать эффективные условия духовного становления личности; оптимизировать художественно-творческие ресурсы в духовном воспитании. Художественно-творческие технологии, основанные на изучении произведений искусства и проявления своих собственных творческих способностей учащимися, как нельзя более уместно сочетаются с воспитательными технологиями особенно в системе художественного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борытко Н.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 59 с.

2. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. - 2002. - № 2. С. 84-86

3. Махмутов М.И. Педагогические технологии развития мышления учащихся / Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. - Казань, тип. ГЖИ, 1993. - 88 с.

4. Сериков В . В . Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - М.: Логос, 1999. - 272 с.

5. Щуркова Н . Е . Педагогическая технология. 2-е изд., доп./ Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.