Научная статья на тему 'Проблема ценностно-смысловых ориентаций в системе художественного образования детей'

Проблема ценностно-смысловых ориентаций в системе художественного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ARTISTIC EDUCATION / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / AXIOLOGICAL / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ETHNO-CULTURAL APPROACH / ЦЕЛОСТНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / INTEGRITY OF EDUCATION SYSTEM / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / CULTURAL ANALYSIS / СИСТЕМНЫЙ СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ / SYSTEMIC WAY OF THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Н.В., Сорока А.В.

В статье раскрывается проблематика ценностно-смысловых ориентаций в системе художественного образования детей, представленных как духовно-значимые компетенции и, как специфическое явление художественной культуры. В формировании духовной культуры большое значение имеют такие качества, как: толерантность, инициативность, способствующие успешной социализации детей. Авторы рассматривают данную проблему в контексте с концепцией художественного образования, используя культурологический анализ системы обучения и воспитания, как важнейшего элемента развитии творческой личности. В статье ставится проблема технократизации и гуманизации в образовании, дифференциации педагогических технологий и методик обучения, затрагиваются актуальные на сегодняшний день вопросы, касающиеся аксиологических и этнокультурных оснований в художественном образовании. Большое значение авторами уделяется вопросу методики преподавания изобразительного искусства с учетом технологических и творческих ресурсов личности ребенка и их взаимодействия, использованию личностно-центрированной модели обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF VALUABLE AND SEMANTIC ORIENTATIONS IN THE SYSTEM OF ART EDUCATION OF CHILDREN

The article reveals a perspective of valuable and semantic orientations in the system of art education of the children presented as spiritual and significant competences and as the specific phenomenon of art culture. In formation of spiritual culture these qualities are of great importance: tolerance, initiative promoting successful socialization of children. The authors consider this problem in the context with a concept of art education, using the culturological analysis of the system of training and education as a major element development of the creative person. In article the problem of technocracy and humanization in education, differentiation of pedagogical technologies and techniques of training is raised, the work studies the questions concerning the axiological and ethnocultural bases in art education.

Текст научной работы на тему «Проблема ценностно-смысловых ориентаций в системе художественного образования детей»

7. Bocharova E.E., Shamionov R.M. Sub'ektivnoe blagopoluchie kak suschestvennyj faktor social'no-psihologicheskoj adaptirovannosti lichno-sti. Adaptaciya lichnosti vsovremennom mire: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov Saratov: IC «Nauka», 2011.

8. Ovcharenko L.Yu., Problemy uspeshnosti social'no-psihologicheskoj adaptacii podrostkov v sovremennoj srede. Sistemnaya psihologiya i sociologiya. 2015; 3: 44 - 56.

9. Abdulahamidova B.N. Psihologicheskie osobennosti adaptacii studentov v usloviyah vuza. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta 2016; 3 (31): 6.

10. Chajka V.G. Osobennosti social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov k obucheniyu v vuze. Innovacii v obrazovanii. 2002; 2: 35 - 41.

11. Fishman B.E., Buhovceva O.V. Ot pedagogicheskogo soprovozhdeniya k antropopraktike kuratorstva studentov 1 kursa. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; № 4 (chast' 5): 1236 - 1239.

Статья поступила в редакцию 09.04.18

УДК 372.874

Vinogradova N.V., Cand of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Togliatti State University (Togliatti, Russia),

E-mail: nata25_77@mail.ru

Soroka A.V., Cand of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Independent non-profit organization of High Education "St. Alexius

Orthodox Institute of Volga Region" (Togliatti, Russia), E-mail: xgf-anny@mail.ru

PROBLEM OF VALUABLE AND SEMANTIC ORIENTATIONS IN THE SYSTEM OF ART EDUCATION OF CHILDREN. The

article reveals a perspective of valuable and semantic orientations in the system of art education of the children presented as spiritual and significant competences and as the specific phenomenon of art culture. In formation of spiritual culture these qualities are of great importance: tolerance, initiative promoting successful socialization of children. The authors consider this problem in the context with a concept of art education, using the culturological analysis of the system of training and education as a major element development of the creative person. In article the problem of technocracy and humanization in education, differentiation of pedagogical technologies and techniques of training is raised, the work studies the questions concerning the axiological and ethnocultural bases in art education.

Key words: artistic education, axiological, ethnocultural approach, integrity of education system, humanization, cultural analysis, systemic way of thinking.

Н.В. Виноградова, канд. пед. наук, доц., Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти,

E-mail: nata25_77@mail.ru

А.В. Сорока, канд. пед. наук, доц., АНО ВО «Поволжский православный институт», г. Тольятти,

E-mail: xgf-anny@mail.ru

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье раскрывается проблематика ценностно-смысловых ориентаций в системе художественного образования детей, представленных как духовно-значимые компетенции и, как специфическое явление художественной культуры. В формировании духовной культуры большое значение имеют такие качества, как: толерантность, инициативность, способствующие успешной социализации детей. Авторы рассматривают данную проблему в контексте с концепцией художественного образования, используя культурологический анализ системы обучения и воспитания, как важнейшего элемента развитии творческой личности. В статье ставится проблема технократизации и гуманизации в образовании, дифференциации педагогических технологий и методик обучения, затрагиваются актуальные на сегодняшний день вопросы, касающиеся аксиологических и этнокультурных оснований в художественном образовании. Большое значение авторами уделяется вопросу методики преподавания изобразительного искусства с учетом технологических и творческих ресурсов личности ребенка и их взаимодействия, использованию личностно-центрированной модели обучения.

Ключевые слова: художественное образование, аксиологический, этнокультурный подход, целостность системы образования, гуманизация, культурологический анализ, системный способ мышления.

«...Художественное образование - это процесс освоения совокупности изобразительных знаний, умений, навыков, процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и всего человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, её духовности, образного мышления, художественной культуры, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства...» [1].

Экономические, политические и культурные перемены в России затронув все стороны бытия человека, коснулись и художественного образования, создали ситуацию, в которой современное общество сформировало свои эмоциональные, интеллектуальные потребности, духовно-ценностные ориентации и нравственные идеалы, что отразилось в проектировании новых моделей образования, в использовании различных педагогических инноваций, подходов и технологий, направленных на формирование и развитие нового типа личности.

В рамках новых федеральных государственных стандартов и требований к ним основной упор делается на сохранение целостности системы обучения, раскрытии природной сущности ребенка как личности, владеющей широким спектром знаний, умений, навыков, культурой чувств, творческими способностями, умеющей самостоятельно осуществлять свой выбор, решать любые творческие задачи. Эта ситуация актуализировала проблему определения ценностно-смысловых ориентаций в художе-

ственном образовании детей, постановки целей, задач обучения и воспитания в соответствии с современными запросами общества.

На фоне глобальных изменений в различных сферах жизни человека происходит и пересмотр существующих подходов к сущности системы образования, как к процессу, решающему задачи гуманистического и всестороннего развития личности [2], как к культурно-образовательному пространству, где искусство является мотивационно-стимулирующим компонентом жизни [3].

Сегодня наиболее остро стоит вопрос качества знаний, а ведущая роль принадлежит педагогам, которые призваны сформировать у обучающихся систему духовно-знаниевых компетенций, нравственно-эстетических и этических идеалов. Система художественного образования выступает как средство развития целостной личности с неповторимой творческой индивидуальностью, способной сохранить художественную культуру своего народа, человечества и передать новому поколению традиции отечественного классического и современного искусства.

Однако на данном этапе развития общества научно-технический прогресс приводит к развитию технического мышления, и подрастающее поколение постепенно утрачивает те духовно-нравственные идеалы, духовные ценности, которые воспевали еще гуманисты эпохи Возрождения. При этом развитие техники требует от личности узкоспециализированной деятельности, инжинирингового мышления, в рамках которых он прини-

мает компетентные решения [4]. Технократическое мышление не рассматривает мир во всей его целостности, разнообразии и культурной многогранности. Технократизация ведёт к подавлению творческого начала в человеке, к его закрытости и жесткому подчинению регламентированным правилам. Все это постепенно приводит к замене окружающего мира искусственным миром информационных технологий, вытесняет из жизни человека его природную чуткость и гуманистическую культуру, разрушая непосредственную, генетическую связь мира с человеком.

Образ ценностно-смысловых ориентаций в образовании на сегодня противоречив, не соответствует реальному положению действительности. Их изучение представляет существенный теоретический и практический интерес, так как позволяет определить основные ценностные ориентации личности, социальное самочувствие общества, культуры и образования в целом [5].

На сегодняшний момент существует необходимость утверждения новых ценностей и духовных ориентиров, так как пребывание человека в ситуации нравственной, ценностно-смысловой размытости приводит к внутренней, эмоциональной опустошенности и духовному вакууму. На основании этого вытекают противоречия между:

- отсутствием гуманистической культурой и порождаемой технократизацией в образовании, вызванной развитием технического мышления;

- прагматическим использованием личностного потенциала и неисчерпаемыми возможностями человеческой сущности;

- целью художественного образования и его предназначением в системе социальных, культурных ценностей.

Эти противоречия и стали проблемой нашего исследования. Образование, как процесс является социокультурным феноменом, представляет собой результат накопленных знаний и культурных ценностей, науки и практики. Принимая во внимание все это, культура является совокупностью материального и духовного составляющего человека, государства, мира, дидактическим результатом и средством обучения и воспитания личности.

Цель образования имеет системообразующую функцию и определяется его содержанием. Именно ответ на вопрос «для чего, чему и как научить ребенка» определяет выбор средств и методов обучения и воспитания. И только понимая смысловую ценность образования, что может выражаться в предметных, эстетических, профессиональных и жизненных потребностях обучающихся, педагог выстраивает содержание педагогического процесса, гарантирующего раскрытие способностей и реализацию творческих возможностей детей.

Содержание образования выстраивается из социальных и культурных потребностей общества, зависит от уровня научных знаний, а педагоги должны стремиться к овладению новыми подходами и образовательными стратегиями, педагогическими технологиями, что в свою очередь требует теоретического осмысления и практического апробирования.

Проблема ценности и ценностных ориентаций все больше привлекает внимание исследователей, где ценность выступает аксиологической формой культуры, нравственного сознания. Ценность же образования заключается в его целостности, идее неделимости взгляда на мир. То есть развитие и совершенствование техники не предполагает забывание идей добра, гуманности. Вместе с тем именно художественное образование способствует всестороннему развитию личности человека и его способностей. Оно несет в себе идеи гуманизма и демократизма, социальной полезности, солидарности и толерантности. А дегуманизация от общества и природы формирует в человеке различные фобии, стереотипы, неуверенность в себе. Проблема состоит в определении путей, средств, подходов, направленных на развитие личности и её способностей.

Внедрение только инжиниринговых технологий в образовании ведёт к формированию конструктивных, управленческих компетенций менеджмента, развитию системного мышления и операционно-технических навыков, но как, эти качества могут быть применены к критериям культуры, аксиологии, гуманности, к категориям нравственности и человечности? Как следствие техническое (инжиниринговое) мышление вызовет трансформацию в изменении идеалов, нравственных ценностей человека, культуры, мировоззрении человека, образования.

Это приводит нас к мысли, что без определения ценностно-смысловых ориентаций в содержании обучения и воспитания, без системы нравственных и общечеловеческих ценностей, невозможно построить целостную стратегию образовательной программы, в частности, художественного образования.

Педагог развивает и формирует в ребенке художественный вкус, оценочные критерии, понятия, закладывает эстетические категории прекрасного и безобразного, красоты, гармонии. Содержание художественного образования определяется комплексностью подходов, направленных на познание всего богатства искусства и национально-культурного своеобразия. Образование, основанное на понимании и единстве сохранения целостности мира, культуры и человека ведет к развитию человечества.

Это акцентирует проблему качества образования, дает возможность осмысления и определения ценностно-смысловых структур в содержании художественного образования, выделения системы средств, методов и форм организации учебно-творческой деятельности, применяемых педагогом, направленных на развитие личности обучающегося. Художественное образование должно соответствовать задачам всестороннего развития личности, общества, культуры, стать особо значимой для человеческой деятельности сферой, быть системой эстетического и духовно-нравственного воспитания, которое способно сформировать комплексное представление о мире («Глобальное мышление»), как о едином взаимосвязанном мировом сообществе [6].

В проектировании содержания художественного образования мы опираемся на гуманистическую парадигму, что возможно на основе общечеловеческих ценностей, аксиологического и этнокультурного подходов. Это, в свою очередь, дает нам возможность рассмотреть теоретико-методологические основы гуманизации образования с точки зрения аксиологических позиций и этнокультурной коннотации. Гуманизация представляет собой совершенствование структуры образования и её содержания, которые формируют духовные компетенции у обучающихся и оказывает целенаправленное воздействие на развитие среды, общества, человека и культуру.

Поднимая вопрос о гуманизации, как элементе внутренней образовательной системы, нужно отметить, что гуманизация может быть жизнеспособной на уровнях фундаментальных (аксиологических, антропологических, этнокультурных) идеалов при учитывании государственных, региональных, муниципальных ресурсов.

Гуманизация возможна, если цели учебно-воспитательного процесса будут направлены на личностное развитие обучаемого, его демократических свобод и будут совпадать с аксиологическими идеями гуманистической философии образования, где в качестве ценностно-смысловых ориентиров выступают материальные, психологические, культурные, духовно-нравственные ценности личности, общества их взаимоотношения, обусловленные приоритетами развития ценностно-нормативной системы государства и культуры [7].

В современном образовании существуют множества педагогических подходов, каждый из которых имеет право на существование: когнитивный, антропологический, аксиологический, герменевтический, системный, деятельностный, культурологический, синергетический, компетентностный, гендерный, этнокультурный, дифференцированный, личностный и практико-ориенти-рованный. Возникновение данных подходов говорит о том, что на сегодняшнем этапе развития общества, образование на ступени глобальной научной революции. Каждый из обозначенных подходов имеет свою методическую ценность, но для нашего исследования особенно важен аксиологический и этнокультурный подходы.

Так, аксиологический подход связан с природой ценностей, с определением их места в иерархии ценностей в соответствии с духовной структурой личности, социальными и культурными факторами общества и, в частности, с ценностью обучения, воспитания и преобразования действительности, отражающей гуманистическую сущность образования.

В своей основе аксиологический подход представляет собой систему ценностных отношений в содержании воспитания и образования, в виде знаний о ценности, ценностных отношениях и эмоционального переживания от соприкосновения с ценностями культуры. Он являет собой совокупность различных смысловых связей, ценностей, в которых человек путем равенства, справедливости, уважения, диалога, сотрудничества, пытается понять другую точку зрения, мир, и самого себя.

Именно аксиологический подход способствует осмыслению процесса обучения и воспитания, при котором гуманистический, культурологический аспект является ценностно-смысловым, формирующим элементом художественного образования. Избранные средства (ценностно-смысловые ориентации, педагогический подход) определяют смысл (содержание, вектор, направ-

ленность) художественного образования, что, в свою очередь, служит критериями овладения гуманистической, нравственно-этической составляющей личности, развития её индивидуальных способностей, духовных качеств и основ творческой самореализации.

Таким образом, художественное образование должно стать личностной, общечеловеческой и социально-культурной ценностью. Через аксиологическую функцию оно позволяет ребёнку стать субъектом творчества, познать не только свою эмоциональную природу, но и познакомиться с историей, традициями и культурным богатством мирового искусства, найти диалог между разнообразными культурными и этническими особенностями народов. И в этот момент образование становится средством развития гуманистической природы (сущности) человека.

Аксиология как аспект образования, опираясь на принципы природосообразности, персонификации, культуросообразности, гуманизации, дифференциации, реализует личностный, этно-педагогический, деятельностный подход к ребенку. Что активизирует необходимость приобщения обучающихся средствами изобразительного искусства, через изучение закономерностей художественного творчества, к нравственно-эстетической, общечеловеческой и национальной культуре. Это определяет основную линию в структурно-содержательном компоненте системы художественного образования и формирование педагогического регионально-образовательного пространства.

Художественное творчество представляет собой процесс практического воплощения идеи в чувственно-эмоциональной форме - образе. Создание художественного образа сложный процесс, требующий от обучающихся глубоких знаний основ изобразительной грамоты, серьезной работы над воплощением творческим замыслом средствами живописного искусства. На уроках изобразительного искусства происходит интеграция разных видов художественно-творческой деятельности ребенка [8]. Для нас же становится важным не столько процесс выполнения в материале, сколько внутренняя, личностная, жизненная потребность обучающихся участвовать в этом процессе.

Искусство не может быть подчинено технократизации, ибо ребенок смотрит на мир через призму своих чувств, мыслей и силу воображения. Живые формы вдохновляют его на свое реальное воплощение в материале, являются двигателем развития его образного мышления и восприятия. Если учесть, что технократическому мышлению свойственно превалировать над личностными интересами, категориями нравственности, и эмоциональными переживания, то искусство, и в частности художественное образование, ставит иные задачи.

Технократическое мышление рассматривает объект исследования с точки зрения разнообразных способов манипуляций, позволяющих различными средствами достичь необходимо результата. Такое мышление скорее контролирует и соблюдает социальные интересы, игнорируя индивидуальную независимость и пространство свободы личности. Поэтому разница между технократическим мышлением и его гуманизацией заключается в форме его восприятия к эстетическим категориям и понятию «ценность» (человеческая, культурная), что и определяет масштабы ценностно-смысловых ориентаций в системе художественного образования детей.

Этнокультурный подход (коннотация) в образовании определяется принципами государственной политики и обеспечивает конструктивное осмысление результатов педагогической деятельности, направленность на практическое внедрение аксиологических функций в образовательно-воспитательной процесс, обусловленный развитием регионально-культурных традиций в условиях многонационального государства [9]. Он представляет собой совокупность принципов, воспитательных задач и культурных традиций, сложившихся в обществе, в соответствии с менталитетом нации, цель которого бережно сохранять и передавать лучшие достижения культуры. Развитие личности при этом связано с традициями регионально-художественной культуры, умением транслировать знания и опыт в мировое пространство, являясь носителем ценностей [10].

Данный подход основан на ключевых этнокультурных традициях в образовании. Его целью является формирование этнокультурной личности, опирающийся на принципы природосообразности, толерантности, диалога культур. Все это способствует формированию у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма, этнокультурной, поликультурной, межкультурной идентичности, этнической и этнокультурной толерантности.

Таким образом, можно говорить о внедрении в содержание художественного образования ряда ключевых компонентов, отражающих аксиологические и этнокультурные подходы: когнитивный, операционного-действенный и эмоционально-ценностный [11].

Так, когнитивный компонент в художественном образовании направлен на развитие творческого мышления, индивидуальных способностей и включает процесс овладения системой знаний об изобразительном искусстве, ценностями культуры и традициями своего народа, использование опыта человечества в виде понятий, определений и природных, художественных закономерностей. При этом процесс обучения носит социальный характер, целью которого является сотрудничество, понимание и познание особенностей друг друга.

Операционно-действенный компонент связан с познавательной деятельностью обучающихся и системой овладения теоретическими знаниями в области искусства и культуры, практическими умениями и навыками. При этом педагог использует такие педагогические технологии, методы, формы и средства обучения, которые позволяют учащимся выстроить систему личностных ориентиров, освоить структуру процесса познания, приобрести эмпирический опыт.

Эмоционально-ценностный компонент в содержании художественного образования обеспечивает формирование эмоциональной культуры ребенка, системы эмоционально-волевых отношений, эмоционально-чувственной сферы, творческих эталонов и культурообразующего мировоззрения личности. Совокупность когнитивного, операционного-действенного и эмоционально-ценностного компонентов оказывает влияние на содержательную и структурно-образовательную модель педагогического процесса. Развитие когнитивных аспектов мышления невозможно без эмоционально-ценностных проявлений личности.

Таким образом, акцентируя проблему ценностно-смысловой направленности в образовании, обусловленного гуманизацией, опорой на аксиологические и этнокультурные подходы, нам удалось создать целостную модель художественного образования, в которой культурологическое, гуманистическое воспитание является главной педагогической задачей, способной сформировать у обучающихся духовно-нравственные, ценностные ориентиры.

Этнокультурный подход должен помочь обучающимся войти в культурно-региональное пространство, понять специфику народного творчества, как самобытного целостного пласта современного художественного искусства, обеспечивая глубокое понимание единства ценностных ориентаций и разнообразия культур в поликультурных условиях нашего государства.

Образование, включающее в содержание ценностно-смысловые, аксиологические ориентиры, основанные на культурологической, гуманистической парадигме, в котором личность ребенка рассматривается как носитель и творец художественной культуры, осознающий её ценности, обеспечит единство, уникальность и содержательность процесса обучения и воспитания. Использование всех вышеперечисленных оснований во взаимосвязи с русской и мировой художественной культурой приведет к мотивационно-смысловому, личностно-ориентированному, кон-структивно-деятельностному обновлению содержания художественного образования, к включению ребенка в непрерывный и активный процесс усвоения знаний и постижения духовно-нравственных ценностей, к раскрытию внутренних связей между искусством, человеком и традициями, между культурой, личностью и её образованием.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня образование является не просто суммой знаний, умений и навыков, а представляет собой психологическую (личностную), социокультурную ценность, где готовность человека к постоянному, непрерывному накоплению и переработке информации, способность к самообразованию, саморазвитию способствует совершенствованию личности. Внедрение ценностно-смысловых ориентаций в систему художественного образования детей, представленных как духовно-значимые компетенции, способствует созданию нового типа личности, где ребенок - это субъект познания и творчества, способный выходить за рамки заданного, реализовывать свой личностный потенциал, и в процессе своей деятельности, игры, общения преобразовывать ранее накопленное богатство культуры в содержание своей личностной духовной культуры.

Библиографический список

1. Концепция художественного образования в Российской Федерации. Available at: http://www.alppp.ru/law/obrazovanie--nauka--kultura/ kultura/1/prikaz-minkultury-rf-ot-28-12-2001--1403.pdf

2. Зрелых Д.Л. Художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности человеком. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestven-noe-obrazovanie-kak-nepreryvnyy-protsess-poznaniya-obektivnoy-realnosti-chelovekom

3. Стукалова О.В. Культурологические идеи М.М. Бахтина как методологическая основа современной педагогики искусства. Институт художественного образования российской академии образования. Электронный научный журнал «Педагогика искусства». Available at: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/stukalova_o._v.pdf

4. Кулюткин Ю.Н Технократия и гуманизм. Человек и образование. 2005; 2: 61 - 65.

5. Коковина Л.Н. Ценностно-смысловые ориентации личности. Вестник Костромского государственного университета. Педагогика. Психология. Социокинетика. Кострома, 2009; Т. 15, № 2: 139 - 143.

6. Урсул А.Д. Становление глобального мышления: пространственно-временной ракурс. Пространство и Время. Философия. 2012; 3: 61 - 67.

7. Исаева Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2003.

8. Сорока А.В. Подготовка будущих художников-педагогов к обучению учащихся цвету. Омский научный вестник. 2008; № 6: 154 - 156.

9. Крылова И.Н. Педагогические условия регионализации высшего художественного образования. Автореферат диссертации. кандидата педагогических наук. Сев.-Кавказ, 2011.

10. Сальдаева О.В. О регионализации художественного образования. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2008; 7: 153 - 163.

11. Виноградова Н.В. Этнокультурная коннотация как важное условие реализации идей художественной педагогики в системе дополнительного образования детей. Сборник статей международной научно-практической конференции, 10 февраля. Уфа, 2015: 28 - 35.

References

1. Koncepciya hudozhestvennogo obrazovaniya v RossiJskoJ Federacii. Available at: http://www.alppp.ru/law/obrazovanie--nauka--kultura/kul-tura/1/prikaz-minkultury-rf-ot-28-12-2001--1403.pdf

2. Zrelyh D.L. Hudozhestvennoe obrazovanie kak nepreryvnyj process poznaniya ob'ektivnoj real'nosti chelovekom. Uchenye zapiski. 'Elek-tronnyJ nauchnyJ zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-obrazo-vanie-kak-nepreryvnyy-protsess-poznaniya-obektivnoy-realnosti-chelovekom

3. Stukalova O.V. Kul'turologicheskie idei M.M. Bahtina kak metodologicheskaya osnova sovremennoj pedagogiki iskusstva. Institut hudozhestvennogo obrazovaniya rossijskoj akademii obrazovaniya. 'ElektronnyJ nauchnyJ zhurnal «Pedagogika iskusstva». Available at: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/stukalova_o._v.pdf

4. Kulyutkin Yu.N Tehnokratiya i gumanizm. Chelovek i obrazovanie. 2005; 2: 61 - 65.

5. Kokovina L.N. Cennostno-smyslovye orientacii lichnosti. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. Kostroma, 2009; T. 15, № 2: 139 - 143.

6. Ursul A.D. Stanovlenie global'nogo myshleniya: prostranstvenno-vremennoj rakurs. Prostranstvo i Vremya. Filosofiya. 2012; 3: 61 - 67.

7. Isaeva T.E. Pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya kak uslovie i pokazatel' kachestva obrazovatel'nogo processa v vyssheJ shkole. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2003.

8. Coroka A.V. Podgotovka buduschih hudozhnikov-pedagogov k obucheniyu uchaschihsya cvetu. OmskiJ nauchnyJ vestnik. 2008; № 6: 154 - 156.

9. Krylova I.N. Pedagogicheskie usloviya regionalizacii vysshego hudozhestvennogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Sev.-Kavkaz, 2011.

10. Sal'daeva O.V. O regionalizacii hudozhestvennogo obrazovaniya. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2008; 7: 153 - 163.

11. Vinogradova N.V. 'Etnokul'turnaya konnotaciya kak vazhnoe uslovie realizacii idej hudozhestvennoj pedagogiki v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Sbornik stateJ mezhdunarodnoJ nauchno-prakticheskoJ konferencii, 10 fevralya. Ufa, 2015: 28 - 35.

Статья поступила в редакцию 12.04.18

УДК 378.147:54

Grinchenko E.L., senior teacher, Omsk State Medical University (Omsk, Russia), E-mail: jeka_him@mail.ru Mendubaeva Z.A., senior lecturer, Omsk State Medical University (Omsk, Russia), E-mail: zalihamendubaeva@mail.ru Shalyigin S.P., senior lecturer, Omsk State Medical University (Omsk, Russia), E-mail: shalyigin @mail.ru Kurdumanova O.I., Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: kurdumanovao@mail.ru Jarkih L.A., senior lecturer, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: lajarkih@mail.ru Gilyazova I.B., senior lecturer, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: lajarkih@mail.ru

THE ROLE OF MEDIA EDUCATION AT TECAHING CHEMISTRY IN A MEDICAL UNIVERSITY. The article highlights a problem of development of self-education of medical students in media education. The authors cite the stages of the students' self-educational activity: goal, motive, activity of studying the material, independent learning activities, self-control, self-evaluation, application of the knowledge gained in practice. The work presents productive and reproductive forms of education used in media education. For all of the forms the authors give description of each component of self-educational activity.

Key words: media education, self-education, self-educational activity of students, reproductive and productive forms of education.

Е.Л. Гринченко, ст. преп., ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет», г. Омск, E-mail: jeka_him@mail.ru

З.А. Мендубаева, доц., ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет», г. Омск, E-mail: zalihamendubaeva @mail.ru

С.П. Шалыгин, доц., ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет», г. Омск, E-mail: shalyigin @mail.ru

О.И. Курдуманова, профессор, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, E-mail: kurdumanovao@mail.ru

Л.А. Жарких, доц., ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, E-mail: lajarkih@mail.ru

И.Б. Гилязова, доц., ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, E-mail: kurdumanovao@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.