Научная статья на тему 'Модель духовного воспитания средствами художественно-творческих технологий в сфере художественного образования'

Модель духовного воспитания средствами художественно-творческих технологий в сфере художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / SPIRITUAL EDUCATION / ART EDUCATION / ART / CREATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балина Татьяна Геннадьевна

Описаны возможности художественно-творческих технологий как педагогических средств духовного воспитания студентов в сфере художественного образования. Раскрыты функции и содержание художественно-творческих технологий духовного воспитания. Выявлены уровни духовного развития студентов и этапы духовного воспитания в художественном образовании. Представлена модель духовного воспитания средствами художественно-творческих технологий в сфере художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF SPIRITUAL EDUCATION BY MEANS OF ART-CREATIVE TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF ART EDUCATION

The author touches upon the opportunities of creative technologies as pedagogical means of spiritual education of students in the field of art education. The author reveals the functions and contents of artistic and creative technology of spiritual education. The levels of spiritual development of students in art education and the stages of spiritual education are revealed in the article as well. The author presents a model of spiritual education by means of art-creative technologies in the field of art education.

Текст научной работы на тему «Модель духовного воспитания средствами художественно-творческих технологий в сфере художественного образования»

УДК 37.025

МОДЕЛЬ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.Г. Балина

Аннотация. Описаны возможности художественно-творческих технологий как педагогических средств духовного воспитания студентов в сфере художественного образования. Раскрыты функции и содержание художественно-творческих технологий духовного воспитания. Выявлены уровни духовного развития студентов и этапы духовного воспитания в художественном образовании. Представлена модель духовного воспитания средствами художественно-творческих технологий в сфере художественного образования.

Ключевые слова: духовное воспитание, художественное образование, художественно-творческие технологии.

THE MODEL OF SPIRITUAL EDUCATION BY MEANS OF

ART-CREATIVE TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF ART EDUCATION

T. Balina

Abstract. The author touches upon the opportunities of creative technologies as pedagogical means of spiritual education of students in the field of art education. The author reveals the functions and contents of artistic and creative technology of spiritual education. The levels of spiritual development of students in art education and the stages of spiritual education are revealed in the article as well. The author presents a model of spiritual education by means of art-creative technologies in the field of art education.

Keywords: spiritual education, art education, art, creative technologies.

Проблема духовности рассматривалась в различных аспектах научного знания: философском, психологическом,

педагогическом, социологическом и др. Русские мыслители и педагоги соотносили духовность с категорией «ценности» (Н.А. Бердяев, Е.В. Бондаревская, И.А. Ильин, В.А. Караковкий, А.А. Мелик-Пашаев, Т.И. Петракова, Л.А. Серикова, B.C. Соловьев и др.). Духовность они определяли как уровень приобщения человека к высшим ценностям

[1;3].

Исследователь И.А. Соловцова считает, что процесс духовного воспитания есть восхождение человека к ценностям, к культуре, к себе и к Другому [5]. В художественном образовании восхождение к культуре является основополагающим. По мнению ученого А.А. Мелик-Пашаева, художественной культуре и

художественному образованию отводится важная роль в приобщении к духовным ценностям. «Только гуманитарно -

художественная область дает возможность развивать эмоциональную сферу, осознавать свою и чужую душевную жизнь, а также приобщиться к тем высшим и непреходящим духовным ценностям, которые хранят великие произведения культуры» [4, с.355].

Таким образом, изобразительное искусство несет в себе большой потенциал духовного воспитания, так как искусство (в широком понимании) - особый способ познания и отражения действительности; одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества; многообразный результат творческой деятельности всех поколений. Другими словами, искусство -особая сфера духовно-практической деятельности людей.

По мнению многих психологов (Б.Г. Ананьева, Б.С. Волкова, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, Д.Б. Эльконина и др.), именно в юности возможно восхождение человека до высочайшего потенциала человечности и духовности. В период студенчества «сфера чувствования» утончается и делается ранимее, в том числе и при встрече с искусством. Воспитание студентов художественных отделений в сфере художественного образования при

восприятии произведений изобразительного искусства и художественно-творческой деятельности содержит следующие составляющие: знания (представление о ценностях); эмоции (понимание ценностей, их оценка) и творчество (деятельность в соответствии с ценностным опытом

личности). Художественно-творческая

деятельность в сфере художественного образования призвана отражать динамику художественного восприятия

действительности, а также создание чего -либо нового в области искусства.

Технологии художественно -творческой деятельности и технологии творчества через воздействие на эмоционально -

чувствительную сферу человека

положительно влияют на процесс воспитания духовности, культуры чувств. Основная задача художественно -творческих технологий - структурировать процесс духовного воспитания студентов в сфере художественного образования [2, с.232].

Опираясь на содержание понятия художественно-творческих технологий, мы выявили их следующие функции в духовном воспитании: познавательная (приобщение человека к миру культуры); формирующая (становление личности) и социокультурная (приобщение к культурным ценностям, значимым не только для личности отдельно взятой, сколько для социума).

Каждая из названных функций художественно-творческих технологий

позволяет раскрыть многоаспектность содержания духовного воспитания студентов в сфере художественного образования, которое включает в себя следующие модули:

Целевой модуль содержит конкретные цели и задачи духовного воспитания студентов в художественном образовании.

Концептуальный модуль определяет уровень духовного развития студентов, позволяющий четко выстроить процесс духовного воспитания на основе художественно-творческих действий.

Содержательный модуль представляет совокупность составляющих духовного воспитания относительно уровня развития студента.

Процессуально-деятельностный модуль предполагает наличие четко выстроенной системы приемов и методов, приемлемых в системе художественного образования в отношении духовного воспитания студентов, а также последовательность (пошаговость) реализации технологии.

Диагностико-результативный модуль включает в себя диагностические методики и проектируемый результат духовного воспитания студентов.

На основе нашего исследования были выявлены следующее уровни духовного развития студентов в художественном образовании: когнитивный уровень (формирование представлений о духовных ценностях культурного и эстетического наследия мировой художественной культуры); ценностно-смысловой

(понимание системы духовных ценностей; понимание изобразительного искусства как постоянно развивающегося явления; признание ценности Другого) и деятельностно-творческий (активность и заинтересованность в применении знаний из области духовного наследия в собственной творческой деятельности).

Основываясь на положениях ученых о динамике духовного развития (Т.Г. Русакова, И.А. Соловцова), мы выделили три этапа духовного воспитания студентов средствами художественно-творческих технологий:

- этап приобретения знаний о духовном мире человека (обогащение опыта учащихся за счет средств художественного материала на основе существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию);

- этап проявления духовных потребностей в художественной деятельности (побуждение обучающихся к самостоятельному творчеству через использование накопленного опыта визуализации произведения, понимания его и переложения в свое видение);

- этап рефлексивного преломления духовных познаний в творческой деятельности (способность реализовать свои замыслы через имеющийся богатый арсенал художественных средств с духовным содержанием).

Согласно выделенным этапам духовного воспитания, педагогические действия можно выстроить в своеобразную технологическую цепь, которая будет соотноситься с уровнями духовного развития студентов и позволит сформировать комплекс диагностических методик.

Опираясь на результаты исследования, мы разработали модель духовного воспитания студентов средствами

художественно-творческих технологий в сфере художественного образования, см. схему 1.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ

ФУНКЦИИ

познавательная

I

формирующая

I

СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИИ

ь

л

£

о

«

о в

е л е я

т

«

н

ьл ь

ал

по ем и ^ н

§

ьл лду 5

о ан

м аж

й р

ы н ь л е д о с

е т ы ц и

жр е д о н и д <и

с

т

Этапы

I приобретение

знаний

II проявление духовных

потребностей в

художественной деятельности

III рефлексивное преломление духовных познаний в творческой деятельности

Уровни:

когнитивный уровень

ценностно-смысловой уровень

деятельностно-творческий уровень

Диагностика:

- степень информированности;

- степень сформирован-ности понятий;

- возможность

осуществления

смысло-

содержащей

деятельности

социокультурная

й

-ок и т ы н в и ьл

с о ат лду

н ьт о

аг л м

и д луз е р

СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

художественном образовании

знания

эмоции

творчество

А /\

и т с о н н

е ц

а р

рту

Я

й о

г гудр

1111

восхождение

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

в

Схема 1. - Модель духовного воспитания студентов средствами художественно-творческих технологий

Данная модель содержит две важные составляющие нашего исследования: содержание духовного воспитания студентов в художественном образовании и содержание художественно-творческих технологий,

которые взаимно влияют друг на друга. Разработанная модель духовного воспитания

студентов в сфере художественного образования средствами художественно-творческих технологий позволит четко структурировать воспитательную работу и выстроить логику экспериментального процесса.

Литература:

1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.:МГУКИ, 2004. -539 с.

2. Культурология: учебник для студентов технических вузов / ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая школа, 2007. - 528 с.

3. Масол Л.М. Художественно-педагогические технологии: единство обучения и воспитания / Л.М. Масол // Музыкальное образование в современном культурном пространстве. - М., 2015. - 321 с.

4. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы художественного творчества / А.А. Мелик-Пашаев // Основные современнее концепции

творчества и одаренности. - М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 349-360.

5. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология,

теория, технологии / И.А. Соловцова. - Волгоград: Перемена, 2006. - 248 с.

Сведения об авторе:

Балина Татьяна Геннадьевна (г. Камышин, Россия), аспирант кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»), e-mail: balina.t75@mail.ru

Data about the author:

T. Balina (Kamyshin, Russia), postgraduate student at the Department of Pedagogy of Volgograd State Social and Pedagogical University, e-mail: balina.t75@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.