Научная статья на тему 'Диагностика результатов духовного воспитания обучающихся в художественном образовании'

Диагностика результатов духовного воспитания обучающихся в художественном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / SPIRITUAL EDUCATION / ART EDUCATION / DIAGNOSTIC TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балина Татьяна Геннадьевна

В статье выявлены составляющие и уровни духовного развития обучающихся в художественном образовании. Представлены группы диагностических методик, направленных на выявление динамики духовного развития обучающихся при проведении воспитательных мероприятий в сфере художественного образования, которые соотносятся с определенным уровнем духовного развития. Также в данной работе обоснована группа диагностических методик, направленных на выявление эффективной деятельности педагога по духовному воспитанию. В этой группе критериями будут выступать: мера педагогического воздействия на личность, мера реализаций условий воспитания и мера реализации педагогического взаимодействия. В статье представлена и группа диагностических методик, направленных на выявление ведущих компонентов духовного воспитания в сфере художественного образования. В основе критериев этой группы положены данные обозначенных выше диагностических методик, а также ведущие функции и компоненты духовного воспитания. Таким образом, три группы диагностических методик будут способствовать выявлению динамики духовного развития обучающихся, что позволит контролировать и корректировать данный процесс воспитания в художественном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балина Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of results of spiritual education students of art education

The components and levels of spiritual development of students in art education are revealed in the article. The author presents a group of diagnostic methods aimed at identifying the dynamics of the spiritual development of students in conducting educational activities in the field of art education, which is correlated with a certain level of spiritual development. Also in this article, a group of diagnostic methodologies to identify effective educator on spiritual upbringing. In this group, the criteria will be: a measure of pedagogical influence on the personality, the measure of the implementations of the conditions of education and measure of realization of pedagogical interaction. The article presents and group of diagnostic methodologies to identify the leading components of spiritual education in the field of art education. In the basis of the criteria of this group is based on data of above mentioned diagnostic techniques, and leading functions and features of spiritual education. Thus, three groups of diagnostic methods will help to identify the dynamics of the spiritual development of students, which will enable to monitor and adjust the process of education in art education.

Текст научной работы на тему «Диагностика результатов духовного воспитания обучающихся в художественном образовании»

ЪС

UJ

u

UJ

< a.

UJ

12

формационные технологии, поэтапное осуществление которых обеспечило успешную реализацию модели: а) использование в образовательном процессе комплексного (A.B. Духанов, Б.Е. Стариченко, В.И. Шимко), задачного (М.Е. Бершадский, М.Е. Гузеев) и технологического (В.П. Беспалько, A.A. Вербицкий, В.А. Сла-стенин) подходов в обучения, обеспечивающего не только активное овладение студентами содержания основного курса "Информатика", но и активное участие в освоении элективного курса "Информа- ционные технологии в условиях инновационной экономики", обеспечивающие формирование способности канализу и систематизации большого количества информации, умения мыслить творчески, нестандартно, креативно; б) включение в процесс обучения содержательно-технологического комплекса технических средств и информационных технологий.

Оценочно-результативный блок - данный блок предполагает высокий уровень сформированной способности бакалавра-экономиста использовать в профессиональной деятельности технические средства и инновационные информационные технологии, позволяющих повысить уровень экономической составляющей предприятия. Для того, чтобы оценить уровни сформированной на каждом этапе способности бакалавра-экономиста, нами были подобраны специализированные диагности-

ки, которые применялись как на начальном этапе опытно-экспериментальной работы, так и на заключительном этапе, с целью соблюсти достоверность и валидность результатов.

Таким образом, модель процесса формирования способности экономиста использовать в профессиональной деятельности технические средства и информационные технологии соединяет восемь смысловых блоков: целепо-лагающий, инструментально-методический, компонентно-критериальный, информационно-когнитивный, логико-аналитический, инициативно-деятельностный, виртуально-сетевой и оценочно-результативный, которые выстроены с учетом основных положений теории информатизации процесса профессиональной подготовки студентов экономического профиля.

Примечания:

1. Алиева P.P. Модель формирования организационной культуры будущего учителя в процессе профессиональной подготовки // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2013. -№4 (41).-С. 117-119.

2. Устинов А.Г., Пяткова Т.В. Моделирование как метод педагогического исследования. - Петропавловск : Изд-во Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева, 2017. -199 с.

3. Прокопенко А.Н. Интернет как инновационное средство глобализации : дис. ... к. филос. н. - Ростов-на-Дону, 2004.

DIAGNOSTICS OF RESULTS OF SPIRITUAL EDUCATION STUDENTS OF ART EDUCATION

Balina Tatyana Gennadyevna, Undergraduate student, manager of a teaching Department, Volgograd State Institute of Arts and Culture (branch), Kamyshin

The components and levels of spiritual development of students in art education are revealed in the article. The author presents a group of diagnostic methods aimed at identifying the dynamics of the spiritual development of students in conducting educational activities in the field of art education, which is correlated with a certain level of spiritual development. Also in this article, a group of diagnostic methodologies to identify effective educator on spiritual upbringing, in this group, the criteria will be: a measure of pedagogical influence on the personality, the measure of the implementations of the conditions of education and measure of realization of pedagogical interaction. The article presents and group of diagnostic methodologies to identify the leading components of spiritual education in the field of art education, in the basis of the criteria of this group is based on data of above mentioned diagnostic techniques, and leading functions and features of spiritual education. Thus, three groups of diagnostic methods will help to identify the dynamics of the spiritual development of students, which will enable to monitor and adjust the process of education in art education.

Keywords: spiritual education; art education; diagnostic techniques.

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТА TOB ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье выявлены составляющие и уровни духовного развития обучающихся в художественном образовании. Представлены группы диагностических методик, направленных на выявление динамики духовного развития обучающихся при проведении воспитательных мероприятий в сфере художественного образования, которые соотносятся с определенным уровнем духовного

УДК 37.025 ВАК РФ 13.00.01

© Балина Т.Г., 2018

развития. Также в данной работе обоснована группа диагностических методик, направленных на выявление эффективной деятельности педагога по духовному воспитанию. В этой группе критериями будут выступать: мера педагогического воздействия на личность, мера реализаций условий воспитания и мера реализации педагогического взаимодействия. В статье представлена и группа диагностических методик, направленных на выявление ведущих компонентов духовного воспитания в сфере художественного образования. В основе критериев этой группы положены данные обозначенных выше диагностических методик, а также ведущие функции и компоненты духовного воспитания. Таким образом, три группы диагностических методик будут способствовать выявлению динамики духовного развития обучающихся, что позволит контролировать и корректировать данный процесс воспитания в художественном образовании.

Ключевые слова: духовное воспитание; художественное образование; диагностические методики.

Диагностика духовного воспитания обучающихся, по мнению многих ученых (Н.М. Борытко, Е.М. Зезека, Т.И. Петраковой), является сложным механизмом. Для определения диагностического инструментария, прежде всего необходимо выявить особенности духовного воспитания в сфере художественного образования, обозначить составляющие данного воспитания, затем дать описание критериев по выявлению динамики духовного воспитания обучающихся и эффективной деятельности педагога и критериев по определению ведущих компонентов духовного воспитания.

В Концепции художественного образования РФ художественное образование определяется как процесс по овладению и присвоению человеком художественной культуры не только своего народа, но и всего человечества, способ развития и формирования целостной личности.

Ученые и практики (Т.А. Бреусова, Б.М. Неменский, Т.Г. Русакова и др.) в своих исследованиях выявили, что художественное творчество влияет на изменение внутреннего мира человека, побуждает личность к духовному совершенствованию. Производя новые продукты творчества, обучающийся познает себя, а знакомясь с другими произведениями, он приобщается к Другому.

Взяв за основу высказывание И.А. Соловцовой о том, что духовное воспитание - это сложный процесс восхождения человека к ценностям и культуре, восхождения человека к самому себе и к Другому [4], считаем, что в отношении художественного образования восхождение к культуре будет доминировать. Обучающиеся в художественном образовании, постигая культурные ценности,учатся находить собственные смыслы.

Особенностью духовного воспитания обучающихся в художественном образовании, в связи с утончением сферы чувствования в юношеском возрасте (B.C. Мухина), выступает высокая эмоциональная восприимчивость окружающего мира. Эмоциональный выплеск сопровождает осмысление при познании. Аналитическое мышление в совокупности с эмоциями образуют благодатную почву для формирования ценностных ориентации у подрастающего поколения. Таким образом, духовное воспитание обучающихся в художественном образовании будет иметь большую силу смыслового и эмоционального воздействия на формирующуюся личность.

Духовное воспитание обучающихся в ходе изобразительной деятельности идет через разные виды деятельности: познавательную, практическую, эстетическую и социокультурную. Художественно-

БАЛИНА Татьяна Геннадьевна, магистр, заведующий учебной частью, филиал Волгоградского государственного института искусств и культуры, Камышин bal i na. t75@mail. ru

ЪС

I

LU

о

UJ

<

CI UJ

14

творческая деятельность предполагает проявление усилий в добывании знаний, развитие индивидуального восприятия, формирование художественных навыков, а также творческой интерпретации полученных знаний и сформированных умений.

Опираясь на виды деятельности в художественном образовании, нами выявлены составляющие духовного воспитания обучающихся.

Когнитивная составляющая выражается в приобретении знаний и представлений обучающихся о духовных ценностях мировой художественной культуры, в частности произведений изобразительного искусства.

Ценностно-смысловая составляющая определяет понимание значения не только общекультурных духовных ценностей для человека, но и ценности Другого, обретение смыслов собственной жизни и деятельности.

Деятельностно-творческая составляющая заключается стремлении к самостоятельной творческой деятельности, имеющей духовное наполнение.

Методологическим инструментарием, который позволит контролировать и оценивать динамику духовного воспитания обучающихся в художественном образовании, будет выступать комплекс из трех групп: диагностические методики, направленные на выявление динамики духовного воспитания обучающихся; на выявление эффективной деятельности педагога по духовному воспитанию обучающихся и на выявление ведущих компонентов духовного воспитания обучающихся в художественном образовании.

Так, первая группа диагностических методик направлена на выявление динамики духовного воспитания обучающихся в художественном образовании. Выше нами были определены составляющие духовного воспитания в художественном образовании. При проведении диагностических мероприятий, следует придерживаться следующих критериев динамики формирования духовных ценностей у обучающихся, которые будут соотноситься с определенным уровнем (степенью изменений -высокой, достаточной или недостаточной) духовного воспитания: в когнитивной составляющей - степень информированности обучаю-

щихся в отношении осознания мира как источника познания и изучения; в ценностно-смысловой составляющей - степень сформированное™ системы духовных ценностей у обучающихся, индивидуально-личостного смыс-ловыражения; в деятельностно-творческой составляющей - степень осознания своей взаимосвязанности с миром и возможности осуществления смыслосодержащей деятельности у обучающихся, активности в общении с изобразительным искусством и творческая самореализация.

При определении данных критериев мы опирались на позицию исследователя Ю.В. Шарова, который в основу показателя динамики духовного воспитания личности выдвигал ее духовные запросы, стремления, убеждения [5,3].

Для каждой составляющей духовного воспитания обучающихся нами был подобран ряд диагностических методов, который позволяет наиболее полно судить о степени духовного развития (табл. 1).

Таблица 1 - Диагностика динамики духовного воспитания обучающихся

Составляющие Диагностические методы

когнитивная составляющая 1. «Цветовой тест отношений» (A.M. Эткинд) 2. Беседы: «Что я знаю о...?», «Духовность и воспитание» 3. Тест «Шкала совестливости» 4. Анкета «Факторы духовного воспитания» 5. Анализ продуктов творческой деятельности обучающихся

ценностно-смысловая составляющая 1. Тест «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова) 2. Беседа «Мои отрицательные духовные качества» 3. Тест «Определение жизненных ценностей личности» (Must-тест П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова) 4. Анкета «Иерархия духовных ценностных ориентаций» 5. Анализ продуктов творческой деятельности обучающихся

деятельностно- творческая составляющая 1. Беседа «Размышления о себе и духовных качествах человека» 2. Анкета «Изобразительное искусство и духовность» 3. Беседа «Изобразительное искусство и духовные ценности» 4. Анализ качественного участия испытуемых в культурных и социальных проектах 5. Анализ продуктов творческой деятельности обучающихся

Все полученные данные духовного развития обучающегося в ходе эксперимента заносятся в индивидуальную диагностическую карту, которая позволяет сделать сравнительный анализ результатов духовного развития данного обучающегося на начало и конец эксперимента (табл. 2).

Вторая группа диагностических методик направлена на выявление эффективной деятельности педагога по духовному воспитанию обучающихся в художественном образовании. В основу критериев данной группы диагностических методик были положены исследования Т.И. Петраковой, В.Д. Семенова, В.А. Кара-ковского и др.

Таблица 2 - Диагностическая карта духовного развития обучающегося

Ф.И. обучающегося Этапы диагностики Составляющие духовного развития обучающегося

когнитивная ценностно-смысловая деятельностно-творческая

констатирующая диагностика

итоговая диагностика

Первый критерий - мера педагогического воздействия на личность обучающегося, показатели которого раскрывают условия эффективной деятельности педагога по духовному воспитанию, заключающиеся в реализации педагогом своих профессиональных умений и личностных качеств: насыщение образовательного процесса духовным содержанием; разнообразие средств и приемов; использование проблемных ситуаций в целях духовного воспитания обучающихся.

Второй критерий диагностических методик, направленный на выявление эффективной деятельности педагога по духовному воспитанию в художественном образовании, будет мера реализаций условий воспитания, показатели которого обуславливают учет особенностей среды: психологическая атмосфера образовательного процесса в процессе совместной деятельности с обучающимися; создание ситуации неформального общения вне занятий. (В.А. Кара-ковский, В.Д. Семенов и др.) Многие исследователи под условиями воспитания понимают педагогические ситуации (Н.М. Борытко, В.В. Сериков и пр.).

Вслед за В.В. Сериковым [2,89] мы считаем, что педагогическая ситуацией,являясь особым педагогическим механизмом, позволяет ставить воспитанника в новые для него условия. Это требует от обучающегося новой модели поведения, чему предшествуют рефлексия, осмысление и переосмысление сложившейся ситуации.

E.H. Ситникова в свою очередь выделяет следующие ступени развития педагогической ситуации: сомнение в убеждениях, потребность в новых знаниях, нахождение личностных смыслов [3,87].

Таким образом, учет и анализ педагогической ситуации является важным критерием оценки меры реализации условий воспитания.

Третий критерий диагностических методик, направленный на выявление эффективной деятельности педагога по духовному воспитанию в художественном образовании, будет мера реализации педагогического взаимодействия. Т.И. Петракова выдвигает следующие показатели ответных действий обучаемых на педагогические взаимодействия: действенная реакция, эмоциональная реакция, словесная реакция. Первой реакцией, как правило, бывает эмоциональная. По ней можно узнавать о душевных переживаниях. Словесная реакция нетребует больших усилий, поэтому возникает не всегда. Действенная реакция характеризует результат педагогического воздействия [1,40].

В данную группу диагностических методик нами также был отобран ряд диагностических методов (табл. 3).

Таблица 3 - Диагностика эффективной деятельности педагога по духовному воспитанию обучающихся

Критерий Диагностические методы

мера педагогического воздействия на воспитуемого 1. Диагностика личностных качеств учителя (Зверева В.И.) 2. Самооценка эмпатических способностей (тест Ю.М. Орлова, 3.Ю.Н. Емельянова) 4. Методика «Психологический портрет учителя» (З.В. и Г.В. Резапкины)

мера реализации условий воспитания 1. Тест Самоопределение уровня готовности педагога к воспитательной работе (Соколова Т.Т.) 2. Анкета на наличие потребностей в изменении своей профессиональной деятельности и отношение к инновациям 3. Анкета для самооценки готовности педагога к работе по новой педагогической технологии

мера реализации педагогического взаимодействия 1. Опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин) 2. Самоконтроль в общении (тест М. Снайдера) 3. Карты затруднений и успехов

Достаточно действенными в данной группе диагностик являются карты затруднений и успехов, т.к. именно они дают возможность оценить достигнутые результаты и сделать прогнозы о векторе движения на следующем этапе воспитательных мероприятий.

Третья группа диагностических методик направлена на выявление ведущих компонентов духовного воспитания обучающихся в художественном образовании. В основу критериев этой группы диагностических методик будут положены данные исследований динамики духовного развития обучающихся и деятельности педагога, а также составляющие духовного воспитания. В процессе диагностики следует применять методы наблюдения, анализ продуктов творческой деятельности обучающихся и анализ карт затруднений и успе-

хов педагогов. Данная группа диагностических методик позволит составить описательную характеристику протекания эксперимента и выделить наиболее эффективные средства духовного воспитания обучающихся в художественном образовании.

П редста вл ен н ы е здесь гру п п ы д иа гности чес-ких методик да ют возможность качественно отслеживать динамику духовного воспитания обучающихся в художественном образовании, что позволит в ходе исследования выделить существенные характеристики используемых средств воспитания и определить отбор необходимых элементов, составляющих эти средства. Наше исследование показало также, что нельзя ограничиваться диагностическими методиками по выявлению уровня духовного развития обучающихся. Следует диагностировать и деятельность педагогов по духовному воспитанию, чтобы своевременно выявить сложности и затруднения. Диагностические методики, определяющие ведущие компонен-

ты духовного воспитания обучающихся в художественном образовании, позволят отследить направление деятельности как педагога, так и обучающегося с целью корректировки этой деятельности и соотнесения поставленных целей и полученных результатов.

Литература:

1. Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся : монография / Институт общего образования МО России. Образование: исследовано в мире. - М.: OIMRU, 2000.

2. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., 1999.

3. Ситникова E.H. Формирование субкультурной грамотности подростка в условиях взаимодействия школы и семьи : дис. ... канд. пед. наук. -Волгоград, 2014.

4. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии. - Волгоград : Перемена, 2006.

5. Шаров Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей (лекция). - М. : Знание, 1969.

LEXICAL DIFFICULTIES WHEN WORKING ON PROFESSIONAL ORIENTED TEXTS AND POSSIBLE WAYS OF THEIR OVERCOMING

Bardinskaya Tamara Rudolfovna, Senior Lecture

Kartseva Elena Vyacheslavovna, PhD of Pedagogics, Associate Professor Flaksman Anna Aleksandrovna, PhD of Philology, Associate Professor

Department of Foreign Languages, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod

The article is devoted to the process of learning and optimizing professionally-oriented vocabulary. The methods how to overcome the lexical difficulties when reading technical and scientific literature are considered. To reveal the most effective methods of simplifying the lexical difficulties and to define the ways of learning new words 83 students were surveyed with the special questionnaire. The use of dictionaries and guessing the meaning of words are considered to be the most popular ways. The results showed that studying new vocabulary is based on the native language. Despite the basic level of a foreign language the students prefer using a Russian-English dictionary, learning new words by means of writing them down with translation, in order to increase the efficiency of studying new vocabulary a teacher can discuss with the students all the possible methods of learning professional terminology and help to choose the best one.

Keywords: lexical difficulties; questionnaire; studying new vocabulary; a dictionary; professionally-oriented vocabulary.

удк 372.881 л 11.1 ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

ВАК РФ 13.00.08 НАД ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ

ТЕКСТАМИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

© Бардинская Т.Р., 2018 Данная статья посвящена обучению и оптимизации усвоения профессиональ-

© Карцева Е.В., 2018 но ориентированной лексики. Для выявления наиболее используемых и по-

лезных, с точки зрения студентов, способов изучения профессионально ориентированной лексики, было опрошено 83 студента. В результате анкетирования были выявлены наиболее популярные способы работы студентов над терминологией. Было установлено, что в большинстве случаев студенты пользуются наиболее простыми способами, стараясь не тратить много времени на изучение новой терминологии. Поэтому авторами делается вывод, что самые популярные среди студентов способы не всегда максимально результативны. Применение словаря и угадывание значения слова являются наиболее популярными способами. Результаты показали, что изучение новой

© Флаксман A.A., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.