УДК 371.26
КОМПЛЕКС ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ, ВОСПИТАНИЮ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Климина Т.Г., к.псих.н., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия Email: t_g_kulikova@mail.ru
Аннотация. Описан комплекс диагностических материалов для объективной внешней оценки качества деятельности образовательных организаций по обеспечению личностных результатов реализации требований ФГОС начального общего образования к духовно-нравственному развитию, воспитанию обучающихся. Представлены образцы методик и система интерпретации полученных результатов.
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, воспитание, личностные результаты, методики объективной оценки, ФГОС
COMPLEX OF DIAGNOSTIC MATERIALS FOR AN OBJECTIVE EXTERNAL ASSESSMENT OF QUALITY OF ACTIVITY OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR ENSURING PERSONAL RESULTS OF IMPLEMENTATION OF REQUIREMENTS OF FSES OF THE PRIMARY GENERAL EDUCATION TO SPIRITUAL MORAL DEVELOPMENT, UPBRINGING OF THE PUPILS.
Klimina T.G. , PhD., Institute of management education of RAE, Moscow. Russia E:mail: t_g_kulikova@mail.ru
Abstract. This article describes complex of diagnostic materials for an objective external assessment of quality of activity of the educational organizations for ensuring personal results of implementation of requirements of FSES of the primary general education to spiritual moral development, upbringing of the pupils. Samples of techniques and system of interpretation of the received results are presented.
Keywords: spiritual moral development, upbringing, techniques of an objective assessment, FSES.
В настоящее время все образовательные учреждения / организации (ОУ), реализующие общеобразовательные программы начального общего образования, осуществляют свою деятельность в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), который устанавливает, что ОУ должно осуществлять, в том числе, деятельность по духовно-нравственному развитию, воспитанию обучающихся, регулируемую требованиями ФГОС НОО. Определяемые данными требованиями содержание, организационные формы и
методы воспитания должны обеспечивать формирование основных устойчивых характеристик социально позитивного поведения - социальных компетенций, а также лежащих в их основе соответствующих им характеристик личности ребенка - социально-личностных компетентностей, являющихся личностными результатами духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся [4], [5]. Степень достижения указанных результатов должна контролироваться с помощью средств объективной оценки развития личности, основанных на научно обоснованных методах оценки.
Для этой цели нами разработан «Комплекс диагностических материалов для объективной внешней оценки качества деятельности ОУ по обеспечению личностных результатов духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО» (Т.Г. Климина, С.В. Климин), включающий в себя: анкету ОВ/СК-1, тесты УМК-1 и «Сравнение качеств». Данные методики представляют собой диагностическую систему, обеспечивающую следующие связанные между собой и последовательно осуществляемые действия по оценке и анализу результатов воспитательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО:
1) с помощью анкеты ОВ/СК-1 (авторы - Т.Г. Климина, С.В. Климин) на основе фиксации и детального анализа данных педагогического наблюдения учителей за поведением учащихся своих классов осуществляется оценка уровня сформированности основных социальных компетенций (устойчивых характеристик деятельности), установленных требованиями ФГОС к планируемым результатам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
2) также с помощью анкеты ОВ/СК-1, на основе обобщения полученных с помощью нее данных, осуществляется определение выборочной группы детей, являющихся «проблемными» в отношении сформированности у них основных социальных компетенций, установленных требованиями ФГОС НОО (определение такой группы является промежуточным результатом оценки, необходимым для осуществления нижеследующихо действий, направленных на получение данных внешней по отношению к ОУ объективной оценки выполнения требований ФГОС к личностным результатам духовно-нравственного развития, воспитания в начальной школе) ;
3) с помощью теста УМК-1 (автор - Т.Г. Климина) проводится объективная оценка уровня развития основных социально-личностных компетентностей (личностных характеристик), установленных требованиями ФГОС к планируемым личностным результатам духовно-нравственного развития и воспитания (по каждому направлению воспитательной деятельности) - обобщенно по всем «проблемным» учащимся (учащимся из выборочной группы). Полученные при этом баллы по каждому критерию оценки (по
каждой оцениваемой компетентности) представляют собой относительные результаты оценки, т.е. оценка уровня развития каждой компетентности производится по отношению к уровню развития остальных компетентностей;
4) для получения абсолютной оценки соответствующих компетентностей производится маркировка полученных с помощью теста УМК-1 относительных баллов -на основе применения мини-теста «Сравнение качеств» (автор - С.В. Климин): производимая с помощью данного мини-теста оценка одной из основных компетентностей такого важного направления воспитательной деятельности, как нравственно-этическое, является абсолютной. Поэтому результат этой абсолютной оценки (приведенной для удобства к проценту от максимально возможного результата оценки) умножается на результат относительной оценки аналогичной компетентности, полученной с помощью теста УМК-1, после чего подсчитываются абсолютные результаты по остальным компетентностям, оценивающимся с помощью теста УМК-1.
Таким образом, логика данной последовательности действий заключается в том, что сначала определяется (с помощью единственно возможной для этого метода -наблюдения учителя за поведением учащихся) общая оценка результативности такого конечного результата воспитательной деятельности ОУ, как социализированное поведение учащихся (в рамках обязанностей ОУ, установленных ФГОС). При этом также определяется группа наиболее «проблемных» в отношении такого поведения учащихся, после чего производится углубленный анализ существующих пробелов в обеспечении результатов личностного развития (компетентностей) этих учащихся - также в пределах обязанностей ОУ, установленных ФГОС (например, анализируется деятельность учащихся в школе под руководством учителя, их отношение к правилам, вводимые школой и т.п.).
Оценка уровня сформированности основных социальных компетенций (устойчивых характеристик деятельности) учащихся начальной школы, являющихся личностными результатами духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, проводится с помощью анкеты ОВ/СК-1 (авторы - Т.Г. Климина, С.В. Климин), в соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности по следующим критериям:
/ФРАГМЕНТЫ/
Направления воспитательной деятельности Социальные компетенции
1. Формирование представлений о нравственности, морально-этических 1. Готовность сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации
2. Формирование и развитие опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с основными общепринятыми нравственными
Направления воспитательной деятельности Социальные компетенции
нормах и правилах поведения представлениями
2. Воспитание уважения к правам и обязанностям человека, гражданственности и патриотизма, развитие опыта реализации активной жизненной позиции 1. Готовность к межличностному взаимодействию, включая стремление к конструктивному общению
2. Готовность к межличностному и межкультурному взаимодействию, сотрудничеству
3. Развитие патриотических чувств, сформированных на основании самоуважения, в том числе проявляющихся в положительном отношении к своей Родине
3. Воспитание трудолюбия, уважения к труду и интереса к профессиям 1. Готовность к учебному, общественно-полезному и другим видам труда
4. Эстетическое воспитание, приобщение детей к художественному творчеству 1. Готовность к восприятию и пониманию произведений искусства
2. Формирование и развитие опыта реализации художественно-творческих наклонностей
Тест-опросник УМК-1 (автор - Т.Г. Климина), применяемый для целей объективного контроля основных личностных результатов духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, является модификацией теста «САР» Т.Г. Климиной (Куликовой), который, по итогам апробации в ходе проведения в субъектах Российской Федерации в 2006-2008 г.г. мониторинга качества воспитательной деятельности учреждений начального общего образования, характеризуется: содержательной валидностью для целей мониторинга - на уровне 0,99; конструктной валидностью - 0,95; надежностью - выше 0,75.
В связи с недостаточной сформированностью самосознания детей в младшем школьном возрасте в качестве основного метода реализована «экспертная» оценка, проводимая в опросниковой форме, со стороны педагогов в отношении особенностей эмоциональных и поведенческих реакций детей. Преодоление субъективизма оценки обеспечивается на основе реализации в тесте общепринятой методологии психометрии (с использованием соответствующего содержания косвенных фраз - вопросов теста, прошедших стандартизацию).
Данная методика обеспечивает оценку сформированности социально-личностных компетентностей младших школьников, в соответствии с основными направлениями воспитательного процесса в начальной школе по следующим критериям
/ФРАГМЕНТЫ/:
Направление воспитательного процесса Название социально-личностной компетентности, оцениваемой в тесте
1. Формирование представлений о нравственности и этических нормах 1.1. Глубина восприимчивости эмоционального состояния других людей (как начальная основа развития способности к сочувствию по отношению к человеку, находящемуся в трудной ситуации)
2. Воспитание гражданственности, патриотизма 2.1. Нонконформизм в эмоционально-поведенческих реакциях (как начальная основа развития эмоционального неприятия проявлений неуважительного отношения в детской среде к ценностям своей и/или других культур)
3. Воспитание основ правовой культуры
3.2. Сформированность начальных основ уважительного эмоционально окрашенного отношения к правам и свободам других людей
4. Воспитание трудолюбия, уважения к труду и интереса к профессиям 4.1. Настроенность на взаимодействие, сотрудничество со взрослым сообществом и сверстниками, в том числе в социально-трудовых аспектах деятельности (как начальная основа развития ценностных ориентаций культуры и дисциплины труда)
5. Эстетическое воспитание, приобщение детей к художественному творчеству
Тест УМК-1
ИНСТРУКЦИЯ для педагога (классного руководителя) Уважаемый педагог!
Просим Вас выполнить данный тест, направленный на выявление резервов совершенствования воспитательного процесса в Вашей школе - на основе обработки ответов в целом по всем оцениваемым учащимся данной возрастной параллели (тест не предназначен для обработки результатов по каждому ребенку в отдельности).
Для этого Вам необходимо заполнить нижеприводимый тест-бланк в отношении каждого ребенка из выборочной группы, обучающегося в Вашем классе.
Исходя из Ваших наблюдений за данным ребенком во время его нахождения в школе, охарактеризуйте особенности поведения учащегося в различных ситуациях, связанных со школой. Для этого ниже Вам предлагаются пары фраз, в каждой из которых описаны особенности поведения ребенка применительно к школьной жизни. Вам необходимо в каждой паре особенностей выбрать, какая из них более выражена (по сравнению с противоположной) у учащегося, после чего оценить степень этой выраженности. Для этого в каждом пункте обведите кружком одну цифру, соответствующую Вашему выбору, учитывая, что выбираемые при этом цифры означают:
"1" - данная особенность выражена в чуть большей степени, чем противоположная;
"2"- данная особенность выражена в большей степени, чем противоположная; "3"- данная особенность выражена в значительно большей степени, чем противоположная. Выбором "0" старайтесь пользоваться как можно реже.
Например,
а) чаще всего весел и 3 2 1 0 V 2 3 б) любит бывать в местах
жизнерадостен большого скопления людей
(нижеприводимый тест-бланк тиражируется и заполняется отдельно для каждого учащегося из выборочной группы)
Школа:_ Класс_ Дата_
ТЕСТ-БЛАНК УМК-1 для ответов педагога (классного руководителя) в отношении учащегося из выборочной группы:
_(фамилия, имя учащегося)
Итак, укажите Ваши ответы по нижеследующим пунктам в отношении данного учащегося:
/ФРАГМЕНТЫ/
1 а) обычно хорошо понимает и учитывает переживания школьных друзей (подруг) 3 2 1 0 1 2 3 б) не будет делать что-то «за компанию», если ему это не нравится
2 а) легко устанавливает контакт с другими детьми 3 2 1 0 1 2 3 б) в целом легко ориентируется в изменениях, происходящих в окружающей ситуации
4 а) проявляет активность и самостоятельность в своей внеучебной деятельности при поиске интересующей его информации 3 2 1 0 1 2 3 б) при общении со взрослыми ведет себя в соответствии с общепринятыми правилами поведения
8 а) при общении со взрослыми ведет себя в соответствии с общепринятыми правилами поведения 3 2 1 0 1 2 3 б) в целом легко ориентируется в изменениях, происходящих в окружающей ситуации
9 а) в различных видах соревнований (в учебной, спортивной и других видах деятельности) действует честно, по правилам 3 2 1 0 1 2 3 б) не будет делать что-то "за компанию", если ему это не нравится
35 а) любит участвовать в новых классных делах, мероприятиях, в новых играх в перерывах между учебными занятиями 3 2 1 0 1 2 3 б) обычно хорошо понимает и учитывает переживания школьных друзей (подруг)
36 а) не любит грязь, беспорядок вокруг себя 3 2 1 0 1 2 3 б) может правильно оценить последствия своих действий для окружающей среды
Интерпретация данных оценки.
По результатам применения «Комплекса диагностических материалов для объективной внешней оценки качества деятельности ОУ по обеспечению личностных результатов духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в соответствии с
требованиями ФГОС НОО» формируется перечень социальных компетенций (устойчивых характеристик деятельности) и социально-личностных компетентностей (личностных характеристик), разделенных на три «зоны»:
«Красная зона» (зона риска). В данную зону входят социальные компетенции и социально-личностные компетентности, в отношении которых можно с наибольшей вероятностью утверждать, что воспитательная деятельность педагогического коллектива в недостаточной мере направлена на развитие данных компетенций и компетентностей, в соответствии с чем необходимо развитию именно этих компетенций и компетентностей уделить наибольшее внимание при совершенствовании воспитательной деятельности в начальной школе.
«Зеленая зона» (зона благополучия). В данную зону входят социальные компетенции и социально-личностные компетентности, в отношении которых можно с наибольшей вероятностью утверждать, что воспитательная деятельность педагогического коллектива дает успешные и наиболее высокие результаты в обеспечении развития данных социальных компетенций и социально-личностных компетентностей у учащихся в начальной школе (деятельность педагогического коллектива по развитию у учащихся этих компетенций и компетентностей целесообразно отнести к достоинствам воспитательной деятельности данного педколлектива).
«Желтая зона» (зона резерва). Работу педагогического коллектива по развитию данных социальных компетенций и социально-личностных компетентностей нельзя отнести ни к достоинствам, ни к очевидным недостаткам воспитательной деятельности, в соответствии с чем развитие этих компетенций и компетентностей можно считать резервом совершенствования воспитательной деятельности, в дополнение к обеспечению развития тех компетенций и компетентностей, которые по итогам оценки были отнесены к «красной зоне».
Список литературы:
1. Климина Т.Г. Диагностический комплекс для проведения объективного контроля планируемых результатов реализации Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и его применение в школе // Международная научно-практическая конференция «Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития». - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2012.
2. Климина Т.Г. К проблеме психологической диагностики личностных результатов духовно-нравственного развития, воспитания для внешней оценки выполнения
соответствующих требований ФГОС начального общего образования // Управление образованием: теория и практика (www.iuorao.ru/ 05-06- 2010-00) 2012. - № 4.
3. Климина Т.Г. Современное диагностическое обеспечение оценки выполнения требований ФГОС при реализации в начальной школе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся / Т.Г. Климина // Оценка качества в образовании: практика и опыт работы в субъектах РФ (сборник научно-методических материалов «Ассоциации развития технологий оценки работников и образовательных учреждений») / под ред. С.В. Климина - Пермь, 2012.
4. Климин С.В. Содержание и методы объективной оценки формирования социальной компетентности в воспитании школьников-подростков // Мир психологии, №3, 2008.
5. Климин С.В. Совершенствование содержания внешней оценки деятельности общеобразовательных учреждений в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов. Часть 2 // Управление образованием: теория и практика (www.iuorao.ru/ 05-06- 2010-00) 2012. - № 3.