УДК 371.26
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ НЕПЕРСОНИФИЦИРОВАН-НОГО КОНТРОЛЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Климина Т.Г., к.психол.н., Институт управления образованием РАО. Москва. Россия. E-mail: t_g_kulikova@mail.ru
Аннотация. В статье описаны основные формы применения неперсонифицированного контроля личностных результатов обучения и социализации школьников для совершенствования управления их качеством. Рассмотрен пример использование данных внутришкольного мониторинга личностных результатов обучения и социализации школьников для коррекции деятельности общеобразовательных организаций по реализации ФГОС начального общего образования.
Ключевые слова: личностные результаты, неперсонифицированный контроль ФГОС.
EFFECTIVE USE OF PERSONAL DATA IMPERSONAL MONITORING PERSONAL RESULTS OF LEARNING AND SOCIALIZATION OF SCHOOLCHILDREN FOR CORRECTION OF THE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF FSES OF THE PRIMARY GENERAL EDUCATION
Klimina T.G, PhD., FSSI "Institute of Management Education" of RAE, Moscow, Russia. E-mail: t_g_kulikova@mail.ru
Abstract. The article describes the basic forms of application impersonal monitoring personal results of learning and socialization of schoolchildren to improve their quality management. Consider an example of the use of data intraschool monitoring personal results of learning and socialization of schoolchildren for correction of the activities of educational organizations for the implementation of FSES of the primary general education. Keywords: personal results, impersonal monitoring, FSES.
Повышение качества образования, нормативно регулируемого в современных условиях требованиями ФГОС, невозможно без осуществления контроля его результативности в части достижения личностных результатов обучения и социализации. Данный контроль может осуществляться в ходе мониторинга, проводимого на региональном, муниципальном и внутришкольном уровнях управления образовательными системами.
По данным исследований, проведенных научным коллективом под руководством С.В. Климина [4, 6], к непосредственно организационным условиям эффективного использования данных оценки ОУ в управлении улучшением качества обучения и социализации, как показал анализ такого использования применительно к мониторинговой оценке в регионах и на федеральном уровне за последние 10 лет, можно отнести обеспечение соответствующего характера практического применения результатов мониторинга в образовательных учреждениях. Здесь необходимо учитывать, что стадия непосредственного, т.е. практического применения результатов оценки логически следует за завершением стадии анализа этих результатов. При этом к основным заинтересованным в этом применении сторонам в данном случае относятся следующие группы «потребителей» указанных данных, в каждой из которых реализуются следующие основные формы применения оценки личностных результатов обучения и социализации для совершенствования управления их качеством.
1. Администрация и педколлектив учреждения: изучение полученных по своему учреждению результатов мониторинга (в части личностных результатов обучения и социализации) и, на его основе - планирование и осуществление мер по совершенствованию своей деятельности и, следовательно, результатов учебно-воспитательного процесса.
2. Районные и городские управления (отделы) образования: использование данных анализа результатов мониторинга (в части личностных результатов обучения и социализации) для более эффективного, основанного на объективной оценке ситуации и действующих в ней факторов, планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию деятельности: а) отдельных учреждений (оказание помощи в достижении необходимого уровня наименее успешным учреждениям и дополнительное развитие наиболее успешных); б) всех учреждений соответствующего типа (вида) в масштабе отдельных территорий города, района; в) учреждений всего города (района) с учетом общих для них «плюсов» и «минусов».
3. Методическая служба: использование данных проведенного (при участии самой методической службы) анализа для более эффективного оказания помощи городу (району) в: а) коррекции деятельности (в части личностных результатов обучения и социализации) наименее успешных учреждений и развитии наиболее успешных; б) коррекции программ деятельности других («среднеуспешных») учреждений по ряду позиций (в части личностных результатов обучения и социализации); в) углубленной диагностике наименее успешных ОУ; кроме того, полученные данные могут использо-
ваться для углубления и развития методической службой программ своей деятельности в части обеспечения личностных результатов обучения и социализации.
4. Региональные органы управления образованием и его подразделения: а) объективное выявление основных достижений и резервов в функционировании системы образования в части обеспечения личностных результатов обучения и социализации (в целом по региону и по отдельным группам учреждений) с целью осуществления эффективного планирования и управления ее развитием; б) формирование заданий по проверке и углубленному анализу отдельных выявленных тенденций функционирования и развития системы образования региона в части обеспечения личностных результатов обучения и социализации.
5. Научная и педагогическая общественность - получение информации (с помощью печатных и устных выступлений уполномоченных работников, участвующих в мониторинге и анализе их результатов) о выявленных тенденциях развития ОУ.
Рассмотрим пример использование данных неперсонифицированного контроля личностных результатов обучения и социализации школьников для коррекции деятельности общеобразовательных организаций по реализации ФГОС начального общего образования, полученных с помощью «Диагностического комплекса для проведения объективного внутришкольного мониторинга личностных результатов учебно-воспитательного процесса в начальной школе», включающего в себя [1]:
1) тест РМК (автор - Т.Г. Климина) - для целей объективного итогового административного контроля развития ключевых социально-личностных компетентно-стей учащихся как личностных результатов учебно-воспитательного процесса;
2) анкета «Текущий педагогический контроль развития социально-личностных компетентностей учащихся» (авторы - Т.Г. Климина, С.В. Климин) -для текущего и итогового контроля педагогами промежуточных и итоговых (годовых) результатов обеспечения развития ключевых социально-личностных компетент-ностей обучающихся как личностных результатов учебно-воспитательного процесса.
Особенностью оценки, проводимой с помощью указанных методик, является ее неперсонифицированная направленность, в связи с принципиальной научно-методической возможностью обеспечения достаточно валидной и надежной оценки соответствующих психических свойств (личностных приращений и новообразований как эффектов образовательной деятельности) только в отношении обобщенной оценки наличия минимально нормативной (определенной в конкретном количественном диапазоне на основе данных апробационных экспериментов как минимально допустимой
для нормального социального развития в младшем школьном возрасте) степени выраженности этих приращений и новообразований (т.е. оценка производится не в отношении каждого отдельного учащегося, а в отношении только целостной группы обучающихся, например, выпускников ступени начального общего образования данного конкретного образовательного учреждения - стимульный материал указанных методик подготовлен таким образом, что обеспечивает достаточно валидную и надежную оценку именно применительно к обобщенным по целостной группе учащихся данным) [2].
Применение данного диагностического комплекса в начальной школе позволяет педколлективу:
- выявлять степень достижения личностных результатов обучения и воспитания по сравнению с планируемыми, отвечающими требованиям ФГОС НОО и положениям разработанной на федеральном уровне Примерной программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- определять те направления воспитательной деятельности, по которым, в отличие от запланированного, результаты достигнуты в недостаточной мере;
- на основе полученных данных корректировать планирование обеспечения личностных результатов образовательных учреждений и воспитания в начальной школе.
По результатам применения данного диагностического комплекса формируется перечень социальных компетенций (устойчивых характеристик деятельности) и социально-личностных компетентностей (личностных характеристик), разделенных на три «зоны»:
«Красная зона» (зона риска). В данную зону входят социальные компетенции и социально-личностные компетентности, в отношении которых можно с наибольшей вероятностью утверждать, что учебно-воспитательная деятельность педагогического коллектива в недостаточной мере направлена на развитие данных компетенций и ком-петентностей, в соответствии с чем необходимо развитию именно этих компетенций и компетентностей уделить наибольшее внимание при совершенствовании учебно-воспитательной деятельности в начальной школе.
«Зеленая зона» (зона благополучия). В данную зону входят социальные компетенции и социально-личностные компетентности, в отношении которых можно с наибольшей вероятностью утверждать, что учебно-воспитательная деятельность педагогического коллектива дает успешные и наиболее высокие результаты в обеспечении развития данных социальных компетенций и социально-личностных компетентностей у учащихся в начальной школе (деятельность педагогического коллектива по развитию у учащихся этих компетенций и компетентностей целесообразно отнести к достоинствам
учебно-воспитательной деятельности данного педколлектива).
«Желтая зона» (зона резерва). Работу педагогического коллектива по развитию данных социальных компетенций и социально-личностных компетентностей нельзя отнести ни к достоинствам, ни к очевидным недостаткам учебно-воспитательной деятельности, в соответствии с чем развитие этих компетенций и компетентностей можно считать резервом совершенствования учебно-воспитательной деятельности, в дополнение к обеспечению развития тех компетенций и компетентностей, которые по итогам оценки были отнесены к «красной зоне».
ПРИМЕР. По итогам внутришкольного мониторинга личностных результатов учебно-воспитательного процесса в начальной школе (предоставлено ГБОУ СОШ № 5 г. Москвы). ____
(ФРАГМЕНТЫ) Направления воспитательной деятельности Социально-личностные компетентности и соответствующие им социальные компетенции «Зеленая зона» - зона благополучи я «Желтая зона» - зона резерва «Красная зона» - зона риска
/ФРАГМЕНТЫ/ 4-6,0 6,1-8,0 >8,1
Воспитание уважения к правам и обязанностям человека, основ гражданственности и патриотизма, развитие опыта реализации активной жизненной позиции 1. Товарищеское отношение к сверстникам как внут-риличностная основа для формирования готовности к межличностному взаимодействию, включая стремление к конструктивному общению 5,3
2. Умение участвовать в совместной деятельности как внутриличностная основа для формирования готовности к межличностному и межкультурному взаимодействию, сотрудничеству 5,7
3. Уверенность в себе как внутриличностная основа патриотических чувств, сформированных на основании самоуважения 8,0
Формирование представлений о нравственности, морально-этических нормах и правилах поведения 1. Отзывчивость как внут-риличностная основа для формирования готовности сочувствовать человеку, находящемуся в трудной 5,7
ситуации
2. Знания о морально-нравственных нормах и конкретных этических правилах как основа сформиро-ванности понимания морально-этических норм и правил 4,7
Формирование потребности в самореализации в учебно-воспитательном процессе, стремления к познанию и интеллектуальному творчеству, развитие познавательных интересов 1. Интеллектуальная ак-тив-ность как внутрилич-ностная основа для развития готовности к самостоятельному мышлению, активному интеллектуальному поиску в одной или нескольких избранных для этого социально позитивных областях 8,7
2. Любознательность как внутриличностная основа развития стремления к познанию нового (в том числе - во внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности) в соответствии с возможностями младшего школьного возраста 7,7
Воспитание трудолюбия, уважения к труду и интереса к профессиям 1. активность как одна из важнейших внутрилич-ностных основ сформиро-ванности готовности к учебному, общественно-полезному и другим видам труда 7,3
2. инициативность как одна из важнейших внутри-личностных основ сформи-рованности готовности к учебному, общественно-полезному и другим видам труда 9,0
3. ответственность в делах как одна из важнейших внутриличностных основ сформированности готовности к учебному, общественно-полезному, другим видам труда 5,7
Обобщенная психологическая характеристика сформированности социально-личностных компетентностей «проблемной» группы детей:
НЕДОСТАТОЧНАЯ СФОРМИРОВАНА
«Желтая зона» - зона резерва «Красная зона»- зона риска
• • уверенность в себе • интерес к новым знаниям • организованность • • интеллектуальная активность • инициативность...... •
ОСТЬ:
Выводы, полученные на основе использования диагностического комплекса:
1. Полученные результаты являются признаками доминирования репродуктивных методов организации образовательного процесса. Это соответствует модели научения, традиционно принятой в начальном школьном образования, но противоречит требованиям новых ФГОС к развитию интеллектуальной активности, творческой инициативы и навыков самостоятельности в деятельности. При этом дети обладают необходимым потенциалом для развития данных качеств: в соответствии с возрастной нормой у них сформированы внутриличностные основы для развития готовности к самоуправлению в различных видах своей практической деятельности - готовность к рефлексии в различных видах деятельности, самокритичность, готовность к прогнозированию своей деятельности.
2. Внедрение в данной начальной школе новых форм и методов организации образовательного процесса, направленных на стимулирование познавательной активности учащихся с помощью вовлечения их в формы интеллектуально-поисковой деятельности - основной резерв, необходимый для совершенствования обеспечения развития личности детей в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Список литературы
1. Климина Т.Г. Диагностический комплекс для проведения объективного контроля планируемых результатов реализации Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и его применение в школе // Международная научно-практическая конференция «Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, ди-
намика и стратегия развития». - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2012.
2. Климина Т.Г. К проблеме психологической диагностики личностных результатов духовно-нравственного развития, воспитания для внешней оценки выполнения соответствующих требований ФГОС начального общего образования // Управление образованием: теория и практика (http://www.iuorao.ru/ 05-06- 2010-00) 2012. - № 4.
3. Климина Т.Г. Современное диагностическое обеспечение оценки выполнения требований ФГОС при реализации в начальной школе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся / Т.Г. Климина // Оценка качества в образовании: практика и опыт работы в субъектах РФ (сборник научно-методических материалов «Ассоциации развития технологий оценки работников и образовательных учреждений») / под ред. С.В. Климина - Пермь, 2012.
4. Климин С.В. Совершенствование управления качеством воспитательной деятельности образовательных учреждений с помощью оценки ее результатов // Актуальные проблемы воспитания в современном социуме: Материалы научной сессии. - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2006.
5. Климин С.В. Содержание и методы объективной оценки формирования социальной компетентности в воспитании школьников-подростков // Мир психологии, №3, 2008.
6. Климин С.В. Совершенствование содержания внешней оценки деятельности общеобразовательных учреждений в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов. Часть 2 // Управление образованием: теория и практика (http://www.iuorao.ru/ 05-06- 2010-00) 2012. - № 3.