УДК 371.26
К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Климина Т.Г., к.псих.н., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия Email: t_g_kulikova@mail.ru
Аннотация. Раскрыто понятие «личностные результаты освоения основной образовательной программы». Описаны требования к методикам объективной оценки личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Представлен авторский тест-опросник «МСАР (мод. для внешней оценки ОУ)» для проведения внешних мониторингов.
Ключевые слова: личностные результаты освоения основной образовательной программы, методики объективной оценки, ФГОС
TO A PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF PERSONAL RESULTS OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT, UPBRINGING FOR AN EXTERNAL ASSESSMENT OF IMPLEMENTATION OF REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE PRIMARY
GENERAL EDUCATION.
Klimina T.G. , PhD., Institute of management education of RAE, Moscow. Russia E:mail: t_g_kulikova@mail.ru
Abstract. The paper analyzes the concept "personal results of development of the main educational program". This article describes requirements to techniques of an objective assessment of personal results according to requirements of the Federal state educational standards (FSES) of the primary general education. Is described the authorstest "MSAR (modification of the test "System of affective regulation" for an external assessment of schools)"
Keywords: personal results of development of the main educational program, techniques of an objective assessment, FSES.
Происходящая в настоящее время модернизация образования подразумевает совершенствование психологического сопровождения реализации ФГОС общего образования как непосредственно в образовательном учреждении (в рамках деятельности педагога-психолога), так и при осуществлении процессов внешнего по отношению к образовательному учреждению (ОУ) управления данной реализацией. Важное место в таком управлении занимает необходимая его часть - внешняя оценка качества деятельности ОУ.
В соответствии с этим, одним из направлений совершенствования психологического сопровождения реализации ФГОС является психометрическое обеспечение разработки и внедрения эффективных методов и соответствующих им
конкретных методик психологической диагностики достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (ООП) в ОУ и прежде всего - в части обеспечения объективной оценки личностных результатов освоения ООП как наиболее методически сложных для объективной оценки с учетом обеспечения их достижения в относительно ненормированной воспитательной деятельности ОУ.
Исходя из ключевого для ФГОС компетентностного подхода, личностные результаты понимаются как совокупность социально-личностных компетентностей (характеристик развития личности) и формируемых на их основе социальных компетенций, выступающих показателями готовности учащихся к выполнению определенных социальных функций (А.Г. Асмолов, 2007, С.В. Климин, 2008)
Социально-личностные компетентности включают в себя развиваемые в процессе обучения и воспитания, значимые для гражданско-патриотического, нравственного, эстетического и т.п. направлений личностного становления:
• личностные качества,
• мотивационно-ценностные ориентации,
• нравственно значимые знания,
• общесоциальные способности, умения и навыки.
Данные социально-личностные компетентности являются основой для формирования социальных компетенций, представляющих собой устойчивые (регулярно повторяющиеся в схожих ситуациях) характеристики деятельности ребенка, которые определяют его повседневное поведение в обществе.
Личностные результаты формируются в ходе реализации в образовательном учреждении:
• программы отдельных учебных предметов (в части личностных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса);
• программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (в части личностных УУД);
• программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
• программы формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни.
При осуществлении внешней объективной оценки деятельности ОУ в части выполнения требований ФГОС к личностным результатам учебно-воспитательного процесса, необходимо учитывать следующие требования к методикам оценки:
• неперсонифицированность оценки (т.е. оценка производится не в отношении каждого отдельного учащегося, а в отношении только целостной группы обучающихся, в связи с затрудненностью обеспечения достаточной валидности индивидуальной оценки выполнения требований к личностным результатам);
• обеспечение объективности оценки на основе максимально возможных: а) независимости данных оценки от мнения конкретного лица; б) формализованности оценки (для обеспечения измеримости, сравнимости ее данных);
• обеспечение, в соответствии с основными общепринятыми требованиями психометрии, необходимых уровней валидности и надежности.
Для целей проведения внешней мониторинговой оценки личностных результатов духовно-нравственного развития, воспитания в ОУ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) в рамках экспериментальной работы Института управления образованием РАО на базе ГБОУ СОШ №5 ЮЗОУО ДО г. Москвы (научные руководители работы - к.психол.н. С.В. Климин, к.психол.н. Т.Г. Климина), был разработан и апробирован тест-опросник «МСАР (мод. для внешней оценки ОУ)» (автор - Т.Г. Климина).
Данный тест является модификацией для целей внешней мониторинговой оценки теста «САР» Т.Г. Климиной (Куликовой), который, по итогам апробации в ходе проведения в субъектах Российской Федерации в 2006-2008 г.г. мониторинга качества воспитательной деятельности учреждений начального общего образования, характеризуется: содержательной валидностью для целей мониторинга - на уровне 0,99; конструктной валидностью - 0,95; надежностью - выше 0,75.
В связи с недостаточной сформированностью самосознания младших школьников, в качестве основного метода в рамках данной методики реализована оценка со стороны родителей обучающихся, проводимая в опросниковой форме в отношении фактически наблюдаемых проявлений определенных особенностей эмоциональных и поведенческих реакций на те или иные социальные «стимулы» у их детей, обучающихся в данном конкретном образовательном учреждении. Помимо акцента не на «общих выводах о личностных характеристиках», а на фактически наблюдаемых конкретных проявлениях, преодоление субъективизма родительской оценки в указанном тесте обеспечивается на основе реализации в нем общепринятой методологии психометрии (с использованием соответствующего содержания косвенных фраз - пунктов
теста, отражающих определенные эмоциональные и поведенческие реакции, но не указывающие своим содержанием «эксперту» на то, какие личностные свойства тем самым подвергаются оценке, при этом каждый из этих пунктов успешно прошел стандартизацию, в том числе, на содержательную валидность, подтверждающую, что соответствующие фразы в рамках инструкции данного теста действительно обеспечивают оценку тех параметров, для оценивания которых и используются эти фразы в тесте).
Данная методика обеспечивает оценку достижения в целостной группе обучающихся сформированности компетентностей младших школьников, соответствующих основным направлениям воспитательного процесса в начальной школе, по следующим критериям, разработанным автором и апробированным им в рамках практической проверки подготовленных автором материалов для Примерной программы воспитания и социализации учащихся начальной школы в Институте семьи и воспитания РАО (2007-2011 г.г.):
Направление воспитательного процесса в начальной школе Название компетентности, оцениваемой в тесте
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, в том числе - уважения к правам и свободам человека Нонконформизм в эмоционально-поведенческих реакциях (как показатель развития основ эмоционального неприятия проявлений неуважительного отношения в детской среде к ценностям своей и других культур)
2. Воспитание основ правовой культуры Способность к эмоционально пластичному, адаптивному вписыванию в социальную среду, в обстоятельства (как основа развития опыта законопослушного поведения)
3. Развитие нравственно-этической культуры, формирование представлений о нравственности и этических нормах социального взаимодействия Глубина восприимчивости эмоционального состояния других людей (как основа развития способности к сочувствию по отношению к человеку, находящемуся в трудной ситуации)
4. Развитие интеллектуального потенциала личности в процессе воспитания, формирование у детей ценности образования и мотивации к познавательной деятельности Интерес к новизне в получаемой информации и переживаемых событиях (как основа развития познавательных ценностных ориентаций)
5. Воспитание трудолюбия, основ готовности к осознанному выбору будущей профессии Настроенность на взаимодействие со взрослым сообществом, в том числе в социально-трудовых аспектах деятельности (как основа развития ценностных ориентаций культуры и дисциплины труда)
6. Экологическое воспитание, развитие экологической культуры личности Реагируемость на запреты, помехи, отсрочку в удовлетворении желания на основе самообладания (как основа развития способности разумно ограничивать свои потребности, исходя из представления о последствиях для природы деятельности человека)
7. Эстетическое воспитание, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях Чувствительность к качеству среды, условий (как основа ценностных ориентаций, связанных с развитием чувства прекрасного)
8. Воспитание организационной культуры, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля Уверенность при осуществлении обдуманного выбора, принятии взвешенного решения (как основа развития способностей к самоорганизации и самоконтролю своей учебной деятельности, использования свободного времени и др.)
9. Воспитание основ готовности к самостоятельному выбору в пользу Овладение навыками и умениями, необходимыми для поддержания своей двигательной активности и
работоспособности (как проявление развития способности на практике поддерживать свое физическое состояние и физическое совершенствование)_
Применение данного теста в начальной школе позволяет:
• выявлять степень достижения личностных результатов учебно-воспитательной деятельности по сравнению с планируемыми;
• определять те направления воспитательной деятельности, по которым, в отличие от запланированного, результаты достигнуты в недостаточной мере,
• на основе полученных данных корректировать планирование обеспечения личностных результатов учебно-воспитательного процесса.
Тест МСАР (мод. для внешней оценки ОУ)
Школа:_ Класс_ Дата_
ИНСТРУКЦИЯ Уважаемый родитель!
Просим Вас выполнить данный тест, направленный на изучение резервов совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, в которой учится Ваш ребенок - на основе обработки ответов родителей в целом по всем учащимся соответствующей возрастной параллели (тест не предназначен для обработки результатов по каждому ребенку в отдельности).
Исходя из рассказов Вашего ребенка и его учителя о событиях его жизни в школе, Ваших наблюдений за ребенком во время его нахождения в школе и т.п., охарактеризуйте особенности поведения Вашего ребенка в различных ситуациях, связанных со школой. Для этого ниже Вам предлагаются пары фраз, в каждой из которых описаны противоположные по смыслу особенности поведения учащегося применительно к школьной жизни. Вам необходимо в каждой паре особенностей выбрать, какая из них более выражена (по сравнению с противоположной) у Вашего ребенка, после чего оценить степень этой выраженности. Для этого в каждом пункте обведите кружком одну цифру, соответствующую Вашему выбору, учитывая, что выбираемые при этом цифры означают:
"1" - данная особенность выражена в чуть большей степени, чем противоположная;
"2"- данная особенность выражена в большей степени, чем противоположная;
"3"- данная особенность выражена в значительно большей степени, чем противоположная. Выбором "0" старайтесь пользоваться как можно реже.
Например,
рассказывает дома обо всем, что ничего не рассказывает дома о
происходит в его школьной 3 2 1 0 1 2 3 своей школьной жизни
жизни
Итак, укажите Ваши ответы по нижеследующим пунктам.
1 может совершать несвойственные, даже неприятные ему действия просто 3 2 1 0 1 2 3 не будет делать что-то "за компанию", если ему это не нравится
так, "за компанию"
2 с трудом выходит из сложных 3 2 1 0 1 2 3 легко справляется со сложными
ситуаций ситуациями
3 общаясь со школьными друзьями (подругами), практически никогда не учитывает их переживаний 3 2 1 0 1 2 3 обычно хорошо понимает и учитывает переживания школьных друзей (подруг)
4 равнодушен к новой информации, к новым 3 2 1 0 1 2 3 постоянно стремится к новой информации, к новым
впечатлениям от событий впечатлениям от событий
школьной жизни школьной жизни
5 зачастую не ориентируется, как себя вести при общении со взрослыми 3 2 1 0 1 2 3 умеет правильно себя вести при общении со взрослыми
игнорирует запреты или легко отказывается от своего намерения, если ему не разрешают сделать то, что он хочет
6 проявляет большое неудовольствие, если ему не разрешают сделать то, что он 3 2 1 0 1 2 3
хочет
7 не обращает внимания на грязь, беспорядок вокруг себя 3 2 1 0 1 2 3 не любит грязь, беспорядок вокруг себя
8 в ситуациях, требующих самостоятельного выбора, не может решиться, как поступить 3 2 1 0 1 2 3 в ситуациях, требующих самостоятельного выбора, легко решается, как поступить
9 к концу уроков у него снижается во время всех уроков может
общая активность, появляется усталость 3 2 1 0 1 2 3 заниматься, не чувствуя усталости
легко может нарушить принятые никогда не нарушит принятые
10 им нормы поведения, 3 2 1 0 1 2 3 им нормы поведения, даже под
поддавшись влиянию друзей или влиянием друзей или других
других сверстников сверстников
11 в целом плохо ориентируется в в целом легко ориентируется в
изменениях, происходящих в окружающей ситуации 3 2 1 0 1 2 3 изменениях, происходящих в окружающей ситуации
12 испытывает большие трудности в понимании и учете настроения окружающих (грустное, 3 2 1 0 1 2 3 чаще всего правильно понимает и учитывает настроение окружающих
радостное и т.п.)
избегает участвовать в новых любит участвовать в новых
13 классных делах, мероприятиях, в 3 2 1 0 1 2 3 классных делах, мероприятиях, в
новых играх в перерывах между учебными занятиями новых играх в перерывах между учебными занятиями
ему трудно учитывать особенности совместной способен учитывать особенности совместной
14 деятельности - соглашаться со 3 2 1 0 1 2 3 деятельности - соглашается со
справедливым распределением работы, при необходимости справедливым распределением работы, готов при
подчиняться необходимости подчиняться
15 нетерпелив, стремится, чтобы терпелив, может спокойно
его желание осуществилось как можно скорее 3 2 1 0 1 2 3 подождать осуществление своего желания
16 не брезглив, может пользоваться брезглив, стремится не
запачканной одеждой, обувью и т.п., не замечая этого 3 2 1 0 1 2 3 пользоваться запачканной одеждой, обувью и т.п.
17 после принятия решения в ситуациях, требующих самостоятельного выбора, часто меняет свое решение 3 2 1 0 1 2 3 редко меняет принятое решение в ситуациях, требующих самостоятельного выбора
избегает участвовать в любит участвовать в подвижных
18 подвижных играх в перерывах играх в перерывах между
между учебными занятиями, в спортивных мероприятиях в школе 3 2 1 0 1 2 3 учебными занятиями, в спортивных мероприятиях в школе
При обработке материала для каждой компетентности, оцениваемой в тесте, суммируются баллы, полученные в пунктах, относящихся к данной компетентности. При этом числовые значения шкалы каждого пункта теста (3 2 10 12 3) соответствуют следующим баллам: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7.
Данный тест направлен на проведение группового, а не индивидуального оценивания, т.е. обеспечивает оценку не воспитанности каждого отдельного учащегося, а степени сформированности соответствующих компетентностей в целостной группе учащихся (например, учащиеся 2-х классов или другой возрастной параллели начальной школы, выпускники ступени начального общего образования данного образовательного учреждения, др.). Для этого по каждой из компетентностей подсчитывается среднее значение (складываются баллы, полученные каждым учащимся по данной компетентности, и полученная сумма делится на количество оцененных учащихся). Полученный результат оценки по каждому критерию сравнивается с нормой оценки по данному критерию.
В случае, если результат оценки по данному конкретному критерию удовлетворяет норме, целесообразно сделать вывод о том, что воспитательная деятельность педагогического коллектива дает успешные результаты в обеспечении развития соответствующей социально-личностной компетентности у учащихся в начальной школе (в целом или для определенной возрастной параллели - в зависимости от целей оценки и соответствующей группы учащихся, оцененных с помощью тестового опроса их родителей) в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
В случае, если результат оценки по данному конкретному критерию ниже нормы, целесообразно сделать вывод о том, что воспитательная деятельность педагогического коллектива в недостаточной мере направлена на развитие соответствующей социально-личностной компетентности исходя из требований ФГОС НОО, вследствие чего необходимо развитию именно этих компетентностей уделить наибольшее внимание при совершенствовании воспитательной деятельности ОУ в дальнейшем.