Научная статья на тему 'Метод текущего педагогического контроля развития социально-личностных компетентностей учащихся в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования'

Метод текущего педагогического контроля развития социально-личностных компетентностей учащихся в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ТЕКУЩИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / CURRENT PEDAGOGICAL CONTROL / ФГОС / FSES / SOCIO-PERSONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климина Т.Г.

Раскрыто понятие «социально-личностные компетентности». Описана классификация социально-личностных компетентностей учащихся, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Представлена «Анкета текущего педагогического контроля формирования социально-личностных компетентностей учащихся начальной школы» (авторы – Т.Г.Климина, С.В.Климин).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климина Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF THE CURRENT PEDAGOGICAL CONTROL THE DEVELOPMENT OF SOCIO-PERSONAL COMPETENCES OF PUPILS ACCORDING TO REQUIREMENTS OF THE FSES OF THE PRIMARY GENERAL EDUCATION

In this article the concept "socio-personal competences" is revealed. The original classification of socio-personal competences of pupils is described for pedagogical control of these competences according to requirements of the FSES of the primary general education. "The Questionnaire for the current pedagogical control of formation of socio-personal competences of pupils of primary school " (the authors – T.G. Klimina, S.V. Klimin) is presented.

Текст научной работы на тему «Метод текущего педагогического контроля развития социально-личностных компетентностей учащихся в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования»

УДК 371.26

МЕТОД ТЕКУЩЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Климина Т.Г., к.психол.н., Институт управления образованием РАО. Москва. Россия. E-mail: t_g_kulikova@mail.ru

Аннотация. Раскрыто понятие «социально-личностные компетентности». Описана классификация социально-личностных компетентностей учащихся, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Представлена «Анкета текущего педагогического контроля формирования социально-личностных компетентностей учащихся начальной школы» (авторы - Т.Г.Климина, С.В.Климин). Ключевые слова: социально-личностные компетентности, текущий педагогический контроль, ФГОС.

THE METHOD OF THE CURRENT PEDAGOGICAL CONTROL THE DEVELOPMENT OF SOCIO-PERSONAL COMPETENCES OF PUPILS ACCORDING TO REQUIREMENTS OF THE FSES OF THE PRIMARY GENERAL

EDUCATION.

Klimina T.G, PhD., FSSI "Institute of Management Education" of RAE, Moscow, Russia. E-mail: t_g_kulikova@mail.ru

Abstract. In this article the concept "socio-personal competences" is revealed. The original classification of socio-personal competences of pupils is described - for pedagogical control of these competences according to requirements of the FSES of the primary general education. "The Questionnaire for the current pedagogical control of formation of socio-personal competences of pupils of primary school " (the authors - T.G. Klimina, S.V. Klimin) is presented.

Keywords: socio-personal competences, current pedagogical control, FSES.

Для обеспечения эффективной реализации воспитательной деятельности в образовательном учреждении необходимым является проведение оперативного педагогического контроля за ее результатами, что позволяет отслеживать эффективность работы и при необходимости вносить в нее соответствующие коррективы. Оперативный контроль является неотъемлемой частью педагогического управления в целом воспитательным процессом. Педагогам, организующим данный процесс, необходимо отслеживать, хотя бы в самом общем плане, ход процесса формирования социально-личностных компетентностей, являющихся результатом воспитательной деятельности (без чего невозможно целенаправленно организовать этот, как и любой другой, процесс и, следовательно, обеспечить его успешность).

Текущий педагогический контроль проводится с помощью стандартизированной анкеты, обеспечивающей формализованную и количественную оценку результатов педагогического наблюдения, что повышает объективность педагогического контроля за результатами воспитания. Особенностью оценки, проводимой с помощью указанной методики, является ее неперсонифицированная направленность (т.е. оценка производится не в отношении каждого отдельного учащегося, а в отношении только целостной группы обучающихся).

В основу анкеты текущего педагогического контроля положена классификация проявлений социально-личностных компетентностей детей в их поведении - характеристик личности (мотивационно-ценностные ориентации, нравственно значимые знания и др.), развиваемых в процессе воспитания, значимых для гражданско-патриотического, нравственного, эстетического и т.п. направлений личностного становления. Данные компетентности, служащие основой для формирования соответствующих социальных компетенций (устойчивых характеристик деятельности), проявляющиеся в поведении детей в урочной, внеурочной, другой педагогически организуемой деятельности, классифицированы в соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности (определения ключевых понятий даны в формулировках, содержащихся в документах и материалах по реализации - в части воспитательного компонента - ФГОС общего образования, разработанных С.В. Климиным, Т.Г. Климиной в рамках их участия в реализации РАО проектов ФЦПРО 2006-2010 г.г., направленных на создание документов и материалов по реализации ФГОС начального, основного и среднего (полного) общего образования - [1], [2], [3]).

Наблюдаемые учителем частные социально-личностные компетентности (как основы социальных и личностных компетенций), предназначенные для текущего педагогического контроля реализации запланированного содержания воспитательной деятельности, и их проявления (используемые учителем при проведении им педагогического наблюдения за поведением обучающихся как признаки выраженности соответствующей компетентности) - в соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности:

1. Формирование представлений о нравственности, морально-этических нормах и правилах поведения:

- отзывчивость как внутриличностная основа для формирования готовности сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации (ребенок сочувствует другим, сверстники делятся с ним своими заботами);

- честность как внутриличностная основа для формирования и развития опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с основными общепринятыми нравственными представлениями (ребенок правдив в отношениях со своими родителями, учителями, сверстниками);

- бескорыстие как внутриличностная основа для формирования и развития опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с основными общепринятыми нравственными представлениями (в своих поступках ребенок руководствуется не только собственной выгодой, но и обязательно соображениями пользы дела или других людей);

- знания о морально-нравственных нормах и конкретных этических правилах как основа сформированности понимания морально-этических норм и правил (в беседах со взрослым ребенок показывает достаточный уровень знаний о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо");

- вежливость как проявление и развития опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с основными общепринятыми конкретными этическими правилами (ребенок старается общаться с окружающими в соответствующий с правилами и нормами уважительного отношения к другим людям);

- скромность как внутриличностная основа для формирования и развития опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с основными общепринятыми конкретными этическими правилами (ребенок старается не выставлять напоказ своих достижений, достоинств, заслуг).

2. Воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции:

- чувство товарищества как внутриличностная основа для формирования готовности к межличностному взаимодействию, включая стремление к конструктивному общению, в том числе - на основе понимания мыслей и чувств других людей (ребенок часто помогает одноклассникам, проявляет заботу, старается оказать поддержку в трудных ситуациях);

- умение участвовать в совместной деятельности как внутриличностная основа для формирования готовности к межличностному и межкультурному взаимодействию, сотрудничеству (ребенок способен учитывать особенности совместной деятельности, справедливо распределять работу, при необходимости подчиняться или выступать в качестве лидера);

- уверенность в себе как внутриличностная основа патриотических чувств, сформированных на основании самоуважения, в том числе проявляющихся в положитель-

ном отношении к своей Родине (ребенок уверенно чувствует себя в различных ситуациях, не просит одобрения и поддержки при выполнении различных заданий);

- терпимость по отношению к другим людям как внутриличностная основа уважения к правам и свободам человека и уважения к ценностям других культур (ребенок считается с социально приемлемыми мнениями и индивидуальными особенностями других людей);

- доброжелательность как внутриличностная основа расположенности, стремления к общению и взаимодействию с другими людьми, в том числе - к межличностному общению и взаимодействию (ребенок, как правило, приветлив в общении со взрослыми и сверстниками).

- знания о правах и обязанностях в учебной и других видах деятельности как основа для формирования правосознания (в беседах со взрослым ребенок показывает достаточный уровень знаний о том, как можно и как нельзя вести себя в различных ситуациях);

- справедливость как внутриличностная основа чувственного освоения норм правовой культуры (ребенок активно выступает против того, что считает несправедливым).

3. Воспитание трудолюбия, уважения к труду и интереса к профессиям:

- активность как одна из важнейших внутриличностных основ сформированности готовности к учебному, общественно-полезному и другим видам труда (ребенок принимает активное участие в общественных и др. делах);

- инициативность как одна из важнейших внутриличностных основ сформирован-ности готовности к учебному, общественно-полезному и другим видам труда (ребенок часто выступает зачинателем новых дел, идей);

- ответственность в делах как одна из важнейших внутриличностных основ сфор-мированности готовности к учебному, общественно-полезному, другим видам труда и позитивного эмоционального отношения к добросовестной конкуренции в различных видах деятельности (учащийся хорошо и в назначенный срок выполняет порученные ему дела);

- стремление к успеху как одна из важнейших внутриличностных основ сформи-рованности позитивного эмоционального отношения к добросовестной конкуренции в различных видах деятельности (ребенок стремится добиться признания, быть среди первых).

4. Эстетическое воспитание, приобщение детей к художественному творчеству:

- умение оценивать объекты и явления художественной культуры как внутрилич-ностная основа для формирования готовности к восприятию и пониманию произведений искусства (ребенок способен раскрыть свое отношение к объектам действительности с помощью высказывания суждений и эмоциональных проявлений с позиции понятий «прекрасное» и «безобразное»);

- стремление к творческой деятельности как внутриличностная основа для формирования и развития опыта реализации художественно-творческих наклонностей (ребенок стремится к самореализации в рисовании, моделировании, пении, других видах творческой деятельности);

- аккуратность как внутриличностная основа отдельных форм опыта реализации чувства прекрасного в своей повседневной практике (ребенок поддерживает вокруг себя порядок, заботится о своем внешнем виде, вещах, мебели и др.).

5. Развитие начальных основ экологической культуры личности:

- способность к прогнозированию последствий своей деятельности для своей среды обитания как внутриличностная основа для формирования готовности оценивать возможные последствия своей деятельности для окружающей природной среды (ребенок может оценить последствия своих действий, предвидеть возможные результаты своей деятельности);

- способность к сопереживанию объектам живой природы как внутриличностная основа для развития уважительного отношения к объектам живой и неживой природы (ребенок проявляет сочувствие к животным, птицам, заботится о них).

6. Формирование потребности в самореализации в учебно-воспитательном процессе, стремления к познанию и интеллектуальному творчеству, развитие познавательных интересов:

- познавательная активность как внутриличностная основа для развития готовности к самостоятельному активному познанию в одной или нескольких избранных для этого социально позитивных областях (в том числе - во внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности) в соответствии с индивидуальными познавательными интересами и возможностями младшего школьного возраста (ребенок проявляет на уроках интерес к заданиям, активность при их выполнении, готовность к интеллектуальному усилию);

- любознательность как внутриличностная основа развития стремления к познанию нового (в том числе - во внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности) в соответствии с возможностями младшего школьного возраста (ребенок стремится узнавать новое в различных областях знаний).

7. Формирование основ физической культуры личности:

- самостоятельность в выборе полезных привычек как внутриличностная основа эмоционально-чувственной и практической готовности к самостоятельному выбору в пользу своего хорошего физического состояния и нормального физического развития на основе, в том числе, физически активного образа жизни (ребенок проявляет самостоятельность в выборе, имеет собственную позицию, он не будет делать что-то "за компанию", если ему это не нравится);

- умение оценивать как внутриличностная основа для обеспечения формирования понимания ценности физической культуры личности, физически активного образа жизни как условия для нормального физического развития и своего хорошего физического состояния (ребенок способен раскрыть свое отношение к ситуациям и объектам действительности с помощью высказывания суждений и эмоциональных проявлений с позиции ценностей нормального физического развития и физически активного образа жизни).

8. Овладение общими навыками самоорганизации:

являющиеся внутриличностными основами для развития готовности к самоуправлению в различных видах своей практической деятельности (включая деятельность по саморазвитию, использованию свободного времени и др.), в том числе - на основе развития готовности планировать свою деятельность в целом и предвидеть последствия своего поведения:

- организованность (ребенок правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану);

- сила воли (ребенок способен совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия).

- готовность к планированию своей деятельности в целом (ребенок может самостоятельно намечать цель, выбирать целесообразные средства и пути достижения цели);

- готовность к прогнозированию своей деятельности в целом (ребенок может оценить последствия своих действий, предвидеть возможные результаты своей деятельности);

- готовность к самоконтролю своей деятельности в целом (ребенок может соотнести цель и результат деятельности, установить ошибки, найти пути устранения трудностей);

- самокритичность (ребенок адекватно реагирует на справедливую критику, прислушивается к советам);

- готовность к рефлексии в различных видах деятельности (ребенок может анализировать собственные действия, чувства, способности и пр., способен взглянуть на себя со стороны).

Далее представлены фрагменты «Анкеты текущего педагогического контроля формирования социально-личностных компетентностей учащихся начальной школы» (авторы - Т.Г.Климина, С.В.Климин).

Анкета текущего педагогического контроля формирования социально-личностных компетентностей учащихся начальной школы /ФРАГМЕНТЫ/

Школа:_ Класс_ Дата_

ИНСТРУКЦИЯ

Данная анкета направлена на выявление, на основе научно обоснованного деятельностного анализа, тех учащихся, которые характеризуются наименьшей сформированностью основных социально-личностных компетентностей, и наиболее эффективных способов воспитательных влияний в отношении данных учащихся. В пунктах анкеты указаны различные особенности поведения учащихся. Вам необходимо по каждому пункту анкеты (1.; 2.; и т.д.) проделать последовательно следующее:

1) мысленно выделите 4 или более учащихся (на Ваше усмотрение, но не менее 4-х), факты поведения которых (за время Вашей работы с этими учащимися) свидетельствуют, что указанная в данном пункте особенность поведения проявляется наиболее редко по сравнению с остальными учащимися класса, классным руководителем которого Вы являетесь (таким образом, в разных пунктах анкеты Вами будет выделено, скорее всего, разное количество учащихся - 4 или 5 или др.);

2) напротив фамилии каждого из выделенных по этому пункту анкеты 4-х или более учащихся поставьте «+» в соответствующей графе: «реже, чем остальные одноклассники» или «значительно реже, чем остальные одноклассники».

Фамилии учащихся СБ

1. Учащийся сочувствует другим, сверстники делятся с ним своими заботами

- реже, чем остальные одноклассники

- значительно реже, чем остальные одноклассники

2. Учащийся правдив в отношениях со своими родителями, учителями, сверстниками

- реже, чем остальные одноклассники

- значительно реже, чем остальные одноклассники

7. Учащийся помогает одноклассникам, проявляет заботу, старается оказать поддержку в трудных ситуациях

- реже, чем остальные одноклассники

- значительно реже, чем остальные одноклассники

8. Учащийся способен учитывать особенности совместной деятельности - соглашается со справедливым распределением работы, готов при необходимости подчиняться или выступать в ведущей роли

- реже, чем остальные одноклассники

- значительно реже, чем остальные

одноклассники

14. Учащийся принимает активное участие в общих делах класса и др. делах социальной направленности

- реже, чем остальные одноклассники

- значительно реже, чем остальные одноклассники

Учащийся выступает зачинателем новых дел, идей

- реже, чем остальные одноклассники

- значительно реже, чем остальные одноклассники

16. Учащийся хорошо и в назначенный срок выполняет порученные ему дела

- реже, чем остальные одноклассники

- значительно реже, чем остальные одноклассники

Алгоритм обработки результатов оценки

1. Обработка результатов оценки по анкете, заполненной педагогом на один класс: Проводится по каждому пункту анкеты отдельно:

1) по каждому пункту анкеты подсчитывается сумма баллов, при этом за каждый проставленный в данном пункте «+» начисляются следующие баллы:

если «+» стоит в графе «реже, чем остальные одноклассники» - 1 балл;

если «+» стоит в графе «значительно реже, чем остальные одноклассники» - 2 балла.

Полученная сумма баллов записывается в каждом пункте анкеты в последнем столбце (в графе «СБ»);

2) по ключу определяется, к какому критерию оценки (формулировка которого отражает ту или иную, значимую с точки зрения требований ФГОС начального общего образования к духовно-нравственному развитию, воспитанию обучающихся социально-личностную компетентность - характеристику развития личности, являющуюся основой для развития соответствующей данной компетентности социальной компетенции - устойчивой характеристики деятельности) относится данный пункт анкеты и, в соответствии с этим, какая сумма баллов (записанная в графе «СБ») была набрана по данному критерию оценки.

2. Обработка результатов оценки обобщенно по всем классам данной возрастной параллели Проводится для каждому оцениваемому критерию отдельно:

1) для определения среднего балла по каждому оцениваемому критерию оценки складываются суммы баллов по данному критерию всех классов данной возрастной параллели (суммы баллов указаны в графе «СБ» анкет для каждого класса) и полученное число делится на количество этих классов (результат округляется с точностью до первого знака после запятой).

2) в зависимости от полученного среднего балла определяется, в какую «зону» попал результат по данному критерию оценки:

- «зеленая зона» (зона благополучия): 4,0 - 6,0 баллов;

- «желтая зона» (зона резерва): 6,1 - 8,0 баллов;

- «красная зона» (зона риска): 8,1 балл и выше.

Вышеописанный алгоритм обработки результатов позволяет представить полученные данные по классу (или параллели) в виде таблицы, где, в зависимости от набранного балла, в наглядном виде представлено, в какую зону попала каждая из оцениваемых компетентностей. На основе данной таблицы педагог может сделать вывод, на развитие каких компетентностей у учащихся ему необходимо обратить внимание в первую очередь при работе с классом (тех компетентностей, которые попали в зону

риска), а также, какие компетентности необходимо держать в поле своего внимание во вторую очередь (попавшие в зону резерва).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интерпретация результатов проведения текущего педагогического контроля сформированности социально-личностных компетентностей (на примере ГОУ СОШ № ...) __

Направления воспитательной деятельности Социально-личностные компетентности и соответствующие им социальные компетенции Нормативные диапазоны (зоны), в баллах оценки

«Зеленая зона» -зона благополучия «Желтая зона»-зона резерва «Красная зона»-зона риска

4,0-6,0 6,1-8,0 >8,1

Воспитание нравственно-этической культуры, формирование понятий о нравственности и этических нормах социального взаи-модеиствия отзывчивость как основа готовности понимать и учитывать мысли и чувства других людей 5,7

честность как основа готовности взаимодействовать с другими людьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами 4,7

скромность как основа готовности взаимодействовать с другими людьми в соответствии с общепринятыми этическими правилами 8,0

Воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека чувство товарищества как основа сформированности готовности к межличностному взаимодействию, включая готовность к конструктивному общению на основе, в первую очередь, способности понимать мысли и чувства других людей 6,0

умение участвовать в совместной деятельности как основа готовности к взаимодействию, сотрудничеству 5,7

уверенность в себе как важное условие развития патриотических чувств, основанных на самоуважении и выражающихся, в том числе, в положительном отношении к своей Родине 9,0

Обобщенная психологическая характеристика сформированности социально-личностных компетентностей «проблемной» группы детей (на примере ГОУ СОШ № .)

НЕДОСТАТОЧНАЯ СФОРМИРОВАННОСТЬ

«Желтая зона» - зона резерва «Красная зона»- зона риска

стремление к успеху самостоятельность в выборе уверенность в себе любознательность организованность сила воли готовность к самоконтролю своей деятельности в целом интеллектуальная активность инициативность готовность к планированию своей деятельности в целом

Выводы и рекомендации по совершенствованию эффективности деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования, полученные на основе анализа результатов проведения текущего педагогического контроля сформированности социально-личностных компетентностей

(на примере ГОУ СОШ № ...):

1. Полученные результаты являются признаками доминирования репродуктивных методов организации образовательного процесса, при которых учащиеся лишь выполняют команды педагога и высокие результаты обучения зависят в основном от высокого уровня развития памяти, а не мышления. Это соответствует модели научения, традиционно принятой в начальном школьном образования, но противоречит требованиям новых стандартов к развитию интеллектуальной активности, творческой инициативы и навыков самостоятельности в их деятельности. При этом дети обладают необходимым потенциалом для развития данных компетентностей: в соответствии с возрастной нормой у них сформированы внутриличностные основы для развития готовности к самоуправлению в различных видах своей практической деятельности - в частности, способность к рефлексии в различных видах деятельности, самокритичность, способность к прогнозированию своей деятельности.

2. Внедрение в данной начальной школе форм и методов организации воспитательной деятельности и в целом образовательного процесса, направленных на стимулирование познавательной активности учащихся с помощью вовлечения их в формы интеллектуально-поисковой деятельности - основной резерв, необходимый для совершенствования обеспечения развития личности обучающихся в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Список литературы.

1. Климин С.В. Содержание и методы объективной оценки формирования социальной компетентности в воспитании школьников-подростков // Мир психологии, № 3, 2008.

2. Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования / Сост. С.В. Дармодехин, И.В. Вагнер, С.В. Климин, Т.Г. Куликова (Климина) и др. - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2009; переизд: М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010; переизд: М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2011.

3. Климина Т.Г. Диагностический комплекс для проведения объективного контроля планируемых результатов реализации Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и его применение в школе // Международная научно-практическая конференция «Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития». - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.