Научная статья на тему 'Научно обоснованные и практически эффективные конкретные методики (тесты и анкеты) для объективной и комплексной внешней оценки качества работы учреждений общего образования в соответствии с требованиями ФГОС'

Научно обоснованные и практически эффективные конкретные методики (тесты и анкеты) для объективной и комплексной внешней оценки качества работы учреждений общего образования в соответствии с требованиями ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТИВНАЯ И КОМПЛЕКСНАЯ ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ ШКОЛ / OBJECTIVE AND COMPREHENSIVE EXTERNAL ASSESSMENT OF QUALITY OF WORK OF SCHOOLS / КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДИКИ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ТЕСТЫ И СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ АНКЕТЫ / CONCRETE METHODS OF OBJECTIVE ASSESSMENT TESTS AND STANDARDIZED QUESTIONS / ФГОС / FSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климин С.В.

В статье представлены конкретные методики (тесты различных видов и стандартизированные социолого-педагогические анкеты) для проведения объективной и комплексной внешней оценки качества работы учреждений общего образования, разработанные научным коллективом под руководством автора статьи. В соответствии с ФГОС общего образования, соответствующие методики подразделены на методики для оценки содержания, условий осуществления и результатов учебно-воспитательного процесса. Эти методики оценки рекомендованы на федеральном уровне управления и надзора в системе общего образования для их использования при проведении аккредитационных экспертиз школ, исходя из соответствия этих методик ряду объективных критериев их научно-методической и практической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFICALLY GROUNDED AND PRACTICALLY EFFECTIVE CONCRETE METHODS (TESTS AND QUESTIONNAIRES) FOR AN OBJECTIVE AND COMPREHENSIVE EXTERNAL EVALUATION OF THE QUALITY OF WORK OF ESTABLISHMENTS OF THE GENERAL EDUCATION ACCORDING TO REQUIREMENTS OF THE FSES

In the article the concrete methods (tests of different types and standardized sociological and pedagogical questionnaires) for an objective and comprehensive external evaluation of the quality of work of establishments of the general education, developed scientific team under the leadership of the author, is presented. According to requirements of the FSES, these methods are divided into methods for evaluating the content, implementation and outcomes of the educational process. These valuation techniques are recommended at the Federal level of management and supervision in the general education system for use in an accreditation examinations schools, on the basis of compliance these techniques a number of objective criteria for a scientific-methodical and practical efficiency.

Текст научной работы на тему «Научно обоснованные и практически эффективные конкретные методики (тесты и анкеты) для объективной и комплексной внешней оценки качества работы учреждений общего образования в соответствии с требованиями ФГОС»

УДК 371.26; 37.012

НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНЫЕ КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДИКИ (ТЕСТЫ И АНКЕТЫ) ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ И КОМПЛЕКСНОЙ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС.

Климин С.В., к.т.н., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия. E-mail: attest@mail.ru

Аннотация. В статье представлены конкретные методики (тесты различных видов и стандартизированные социолого-педагогические анкеты) для проведения объективной и комплексной внешней оценки качества работы учреждений общего образования, разработанные научным коллективом под руководством автора статьи. В соответствии с ФГОС общего образования, соответствующие методики подразделены на методики для оценки содержания, условий осуществления и результатов учебно-воспитательного процесса. Эти методики оценки рекомендованы на федеральном уровне управления и надзора в системе общего образования для их использования при проведении аккредитационных экспертиз школ, исходя из соответствия этих методик ряду объективных критериев их научно-методической и практической эффективности. Ключевые слова: объективная и комплексная внешняя оценка качества работы школ, конкретные методики объективной оценки - тесты и стандартизированные анкеты, ФГОС.

THE SCIENTIFICALLY GROUNDED AND PRACTICALLY EFFECTIVE CONCRETE METHODS (TESTS AND QUESTIONNAIRES) FOR AN OBJECTIVE

AND COMPREHENSIVE EXTERNAL EVALUATION OF THE QUALITY OF WORK OF ESTABLISHMENTS OF THE GENERAL EDUCATION ACCORDING

TO REQUIREMENTS OF THE FSES.

Klimin S.V., PhD., Institute of Management in Education of RAE, Moscow. Russia. E-mail: attest@mal.ru

Abstract. In the article the concrete methods (tests of different types and standardized sociological and pedagogical questionnaires) for an objective and comprehensive external evaluation of the quality of work of establishments of the general education, developed scientific team under the leadership of the author, is presented. According to requirements of the FSES, these methods are divided into methods for evaluating the content, implementation and outcomes of the educational process. These valuation techniques are recommended at the Federal level of management and supervision in the general education system for use in an accreditation examinations schools, on the basis of compliance these techniques a number of objective criteria for a scientific-methodical and practical efficiency. Keywords: objective and comprehensive external assessment of quality of work of schools, concrete methods of objective assessment - tests and standardized questions, FSES.

В статье автора в предыдущем номере журнала [1] были представлены методы объективной и комплексной внешней оценки качества работы учреждений общего образования, являющиеся оптимальными (в научно-методическом, нормативно-правовом и практическом отношениях) для оценки именно школы (или целостной ступени общего образования, либо целостной возрастной параллели), а не каждого отдельного учащегося, и предложенные разработанные научным коллективом под руководством автора статьи, являющиеся оптимальными для оценки содержания, условий и результатов образовательного процесса в школах. В настоящей статье представлены также разработанные научным коллективом под руководством автора статьи и реализующие данные методы конкретные методики (тесты различных видов и стандартизированные социолого-педагогические анкеты) для непосредственного проведения объективной и комплексной внешней оценки качества работы учреждений общего образования, при этом, в соответствии с ФГОС общего образования, соответствующие методики подразделены на методики для оценки содержания, условий осуществления и результатов учебно-воспитательного процесса.

Разработанный авторским коллективом комплекс соответствующих методик оценки проиллюстрирован ниже на примере образцов (представленных во фрагментах) методик, рекомендованных решением аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 9.11.2006 для использования при проведении аккредитационных экспертиз качества работы общеобразовательных учреждений.

Указанная, данная на федеральном уровне управления и надзора в системе общего образования, рекомендация в отношении целесообразности такого использования этих методик обусловлена их доказанной научно-методической и практической эффективностью для обеспечения с их помощью такой внешней оценки, как аккредитационная экспертиза качества работы школы, а именно - способностью этих методик обеспечивать проведение внешней аккредитационной оценки большого количества общеобразовательных организаций в сжатые сроки, с обеспечением необходимого качества оценки (получение валидной, надежной и практически применимой информации по широкому кругу значимых критериев), при ограниченности ресурсов (финансовых, материально-технических и кадровых), в реальности имеющихся для осуществления такой деятельности в большинстве регионов России [2].

В одном из предыдущих номеров журнала приведены примеры разработанных Т.Г. Климиной (см. [3]) соответствующих методик для оценки личностных результатов

образования на ступени начального общего образования, здесь же мы приведем более широкий спектр образцов (примеров) соответствующих методик (для оценки не только результатов, причем именно личностных, но также содержания и условий осуществления учебно-воспитательного процесса) и применительно к ступени основного общего образования.

1. Образцы (примеры) конкретных методик для объективной оценки содержания учебно-воспитательного процесса в школе.

Представленные здесь во фрагментах соответствующие методики оценки реализуют следующие оптимальные методы оценивания запланированного и реально реализуемого содержаний учебно-воспитательного процесса в школе: 1) для оценки запланированного содержания учебного и воспитательного процесса - метод стандартизированных социолого-педагогических анкет анализа образовательной документации для оценки запланированного содержания учебно-воспитательного процесса (на примере стандартизированной анкеты «Анализ образовательной документации школы»); 2) для оценки реально реализуемого содержания воспитательного процесса - метод стандартизированного социолого-педагогического анкетирования работников образовательного учреждения о составе их профессиональных действий за отчетный период с целью определения реально реализуемого в деятельности данного конкретного образовательного учреждения запланированного содержания учебно-воспитательного процесса (на примере стандартизированной анкеты «Виды деятельности»).

1.1. Стандартизированная анкета «Анализ образовательной документации школы» (авторы - С.В. Климин, Т.В. Красильникова, А.А. Летягин).

Анализ образовательной документации школы

4. Выполняются ли установленные нормы предельно допустимой учебной нагрузки в учебном плане.

Оценка: да (1), нет (0).

При наличии превышения - дать подробный комментарий (указать предметы, количество часов, параллели, причины).

5. Использование «школьного компонента» учебного плана (компонента, формируемого участниками образовательного процесса).

5.1 Часы «школьного компонента» (компонента, формируемого участниками образовательного процесса) используются полностью по всем параллелям.

Оценка: да (1), нет (0).

5.2.1. Часы «школьного компонента» (компонента, формируемого участниками образовательного процесса) используются только по предметам базового цикла (каким?).

Оценка: аналогично п. 1.

1.2. Стандартизированная анкета «Виды деятельности» (авторы - С.В. Климин, Е.В. Савинова).

Уважаемый коллега!

Пожалуйста, укажите какие виды деятельности в какой степени Вам удается осуществлять в реальности (в рамках времени, имеющегося на непосредственное педагогическое общение с учащимися).

Для этого в каждом пункте анкеты выберите (проставив «галочку» в соответствующей клетке справа по данному пункту) один из трех вариантов ответа:

«0» - если данный вид деятельности Вам в реальности (в рамках имеющегося на педагогическое общение с учащимися времени) не удается осуществлять совсем;

«1» - если этот вид деятельности Вам удается осуществлять, но в небольшой мере и изредка;

«2» - если данный вид деятельности Вам удается осуществлять регулярно и в полной мере (насколько это в принципе возможно в основной школе).

п/п Вид деятельности 0» 1» 2»

Передача учащимся информации, направленной на формирование у них представлений об основных нравственных принципах (включая принцип приоритетности сохранения жизни и здоровья человека и др.)

Информирование учащихся об основных морально-этических нормах взаимоотношений со сверстниками

Информирование учащихся об основных морально-этических нормах взаимоотношений со взрослыми

Формирование у учащихся представлений о конкретных этических правилах поведения

Направленность отдельных элементов воспитательной деятельности на формирование у учащихся нравственных чувств (чувство товарищества, дружбы, долга, чести и т.д.)

Направленность отдельных элементов воспитательной деятельности на обеспечение у учащихся нравственных установок, устойчивых и общественно приемлемых эмоциональных реакций, переживаний на события окружающей действительности с позиции морально-нравственных норм и принципов

Передача учащимся знаний, направленных на формирование нравственных убеждений (на основе понимания, осознанного позитивного отношения к морально-этических нормам и правилам)

Формирование и развитие у учащихся основ умения анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей

Развитие умения вставать на позицию другого человека, видеть мир глазами другого человека, осуществлять победы над собственным эгоцентризмом

Развитие у учащихся основ эмоциональной готовности и практической способности (на основе получения соответствующего опыта) отвергать негативные в отношении нравственно-этических норм проявления в детском обществе и обществе в целом

Ключ обработки анкеты «Виды деятельности (для основной школы)»:

п/п Показатели оценки содержания воспитательной деятельности №№ пунктов анкеты (критериев), соответствующих данному показателю

Соответствие реально реализуемого содержания духовно-нравственного воспитания его содержанию, запланированному в рамках Программы (в рамках содержания направления «нравственно-этическое воспитание» и обеспечения формирования у учащихся смысложизненных установок) 1-14

Соответствие реально реализуемого содержания общегражданского воспитания его содержанию, запланированному в рамках Программы (как составной части содержания направления «гражданско-патриотическое воспитание») 15-26

Подсчет результатов по каждому показателю производится по следующей х

формуле: Ь = — * 100%, где: а

Ь - результат, выраженный в % от максимально возможного результата по данному показателю (с учетом кол-ва опрошенных);

х - средний арифметический балл по данному показателю (по всем опрошенным);

а - максимально возможный суммарный балл по данному показателю (с учетом того, что в каждом пункте анкеты по каждому показателю можно набрать либо 0, либо 1, либо 2, либо 3 балла).

2. Образцы (примеры) конкретных методик для объективной оценки условий осуществления и результатов учебно-воспитательного процесса в школе.

Представленные здесь во фрагментах соответствующие методики оценки реализуют следующие оптимальные методы оценивания условий осуществления, а также результатов учебно-воспитательного процесса в школе для оценки психолого-педагогических условий осуществления учебно-воспитательного процесса - метод использования диагностического комплекса, состоящего из «зеркальных» друг по отношению к другу тестов (в данном случае - тест «Вопросник для учеников» и тест «Зеркало»), применяемых согласованно для параллельного опроса учащихся основной школы и работающих с ними педагогов - с целью оценки: 1) выполнения психолого-педагогических требований к взаимоотношениям педагогов с учащимися в образовательном процессе; 2) отдельных личностных результатов учебно-воспитательного процесса.

Диагностический мини-комплекс (тесты «Вопросник для учеников» и «Зеркало», автор - С.В. Климин)1.

Тест

"ВОПРОСНИК ДЛЯ УЧЕНИКОВ"

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

Если Вы согласны с утверждением, в Вашем бланке обведите знак "+" около номера этого утверждения; если Вы не согласны (т.е. считаете, что все наоборот) -знак "-" ; если же не знаете точно, какой дать ответ или этот вопрос Вам безразличен -знак "0".

1. Я хотел бы, чтобы учителя всегда правильно понимали меня, а я их.

2. Считаю очень важным, чтобы у меня с учителями были взаимно доброжелательные отношения.

1 По тестам С.В.Климина, имеющим уровни содержательной валидности и надежности 0,9 по данным их апробации при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) государственной аккредитации подведомственных учреждений, реализующих программы общего образования.

3. Мне нравится, когда мои действия и действия учителя не мешают друг другу, а наоборот - помогают, так, что его и мои дела идут быстрее и легче.

4. Часто бывает так, что я не знаю, что и как сделать, чтобы учителя правильно меня понимали.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ.

В каждой паре предложений, разделённых словом "или", выберите одно, которое, на Ваш взгляд, больше соответствует действительности.

9. Если Вы находитесь в школе, что Вас больше устраивает?

а) когда учитель разговаривает или

в официальном, деловом

тоне

в) когда учитель вежлив,

тактичен, честен в или

общении

д) когда учитель с каждым разговаривает так, как с ним(с ней) или лучше разговаривать

что в

все

б) когда он разговаривает просто, по-житейски

г) когда он так ведет урок, классе есть порядок и

успеваем сделать

е) когда он со всеми

разговаривает одинаково

или или

или

или

10. Как Вы считаете, как учителя чаще всего с Вами разговаривают?

а) вежливо, честно, б) по-разному, лишь бы

тактично или добиться дисциплины и

успеваемости

в) с каждым (каждой) по- г) со всеми одинаково

разному или

д) в официальном, деловом е) просто, по-житейски

тоне или

или

или

или

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ.

Для каждого вопроса здесь приведены несколько разных ответов. Выберите 1-2 из этих ответов в каждом вопросе (в вопросе №11 можно выбрать 3 ответа).

11. В каких случаях чаще всего Вы лично вступаете в разговор с учителем по собственной инициативе?

а) когда хочется поделиться чем-то интересным или дать выход каким-то чувствам (радость, благодарность, недовольство, возмущение и т.д.).

б) когда это нужно для того, чтобы поддержать с ним хорошие отношения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) когда хочется что-то узнать или уточнить.

г) когда мне требуется его помощь, содействие в каких-то делах или,

наоборот, когда он может мне в них помешать.

д) только тогда, когда этого требуют интересы учебы.

е) когда вижу, что если не сделать этого, то можно потерять уважение в чьих-то или своих глазах.

ж) когда хочется узнать, правильно ли я что-то делаю и как я выгляжу со стороны.

з) когда предъявляются несправедливые упреки моим друзьям или классу.

и) когда мне кажется, что он или кто-то другой что-то делает не так.

к) когда ему или кому-то другому требуется какая-то помощь.

18. Что бы Вы лично хотели получать от общения с учителями?

а) возможность помогать учителю или кому-то ещё.

б) возможность добиваться от него того, что мне нужно.

в) защищать честь и достоинство моих друзей и класса.

г) возможность взглянуть на себя со стороны.

д) возможность подняться в собственных глазах и глазах других.

е) лучшее усвоение учебного материала.

ж)помощь учителя или содействие в защите моих интересов.

з) возможность что-то узнать.

и) хорошие отношения с учителем.

к) возможность поделиться чем-то интересным или дать выход каким-то своим чувствам.

Тест "ЗЕРКАЛО" (для педагогов)

ИНСТРУКЦИЯ. Тест состоит из трех частей. Отвечать нужно в двух планах - за себя и за учеников (т.е. "встав на место" и задав аналогичный вопрос себе как ученикам, заменив в вопросе слово "ученик" на слово "учитель"). Т.е., например, ответив на вопрос, хотите ли Вы взаимопонимания с учениками, нужно ответить еще и за учеников, т.е.: как Вы думаете, а они хотят взаимопонимания с Вами?

Отвечать нужно на бланке, разделенном пополам: вверху -"я", внизу -

"за учеников":

Я 1. + о - 2. + о - 3. + о - 4. + о -

ЗА 1. + о - 2. + о - 3. + о - 4. + о -

УЧЕНИКОВ

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

Если Вы согласны с утверждением, на Вашем листке (бланке) ставьте знак "+" около номера этого утверждения, если не согласны (или считаете, что все наоборот), ставьте знак "-"; если же не знаете точно, какой дать ответ или этот вопрос Вам безразличен, ставьте знак "0".

1. Я считаю очень важным, чтобы мы с учениками всегда понимали друг друга. (А ученики?)

2. Считаю, что моя удовлетворенность от пребывания в школе в значительной степени зависит от того, являются ли мои отношения с учениками взаимно доброжелательными. ( А ученики?)

3. Мне нравится, когда мои действия и действия ученика (например, на уроке) взаимно дополняют и помогают друг другу. (А ученикам?)

4. Часто бывает, что я не уверен(а), как поступить, какие найти слова, чтобы ученики смогли правильно понять, чего я хочу от них и т.д. (А как у учеников?)

ВТОРАЯ ЧАСТЬ.

В каждой паре предложений, разделенных словом "или", выберите одно, которое (на Ваш взгляд) больше соответствует действительности.

9. Какое общение Вам более по душе?

а) в официальном, деловом тоне или

в) вежливое, всегда честное по или отношению к ученику

д) в соответствии и с или индивидуальным и возрастным подходом

....................................или

....................................или

(А ученикам с Вами?)

б) простое, по-житейски г) главное - такое, какое обеспечивает порядок и

успеваемость е) со всеми в основном одинаково

....................................или ..................

....................................или ..................

10. Как Вам приходится чаще всего разговаривать с учениками? (А как кажется ученикам?)

а) вежливо, честно, тактично или б) по-разному, считая главным цель

- дисциплину и успеваемость в) с каждым (каждой) по-разному или г) со всеми одинаково

д) в официальном, деловом стиле или е) просто, по житейски

....................................или ..................

....................................или ..................

....................................или ..................

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ.

Для каждого вопроса здесь предложены несколько разных ответов; выберите 1-2 из этих ответов в каждом вопросе (в 11 -м вопросе можно выбрать 3 ответа).

11. В каких случаях Вы чаще вступаете в разговор с учениками не по служебным обязанностям, а просто по желанию? (А в каких случаях ученики, как они считают?)

а) когда хочется поделиться чем-то интересным или дать выход каким-либо чувствам (радость, недовольство, возмущение и т. д.);

б) когда это нужно для поддержания с ними хороших, добрых отношений;

в) когда хочется что-либо узнать или уточнить;

г) когда мне нужно их содействие или, наоборот, когда они могут мне в чем-либо помешать;

д) только тогда, когда этого требуют служебные интересы;

е) когда вижу, что это необходимо для поддержания самоуважения и моего авторитета в коллективе;

ж) когда хочу посмотреть на себя их глазами, может быть даже скорректировать свои действия для достижения лучшего результата;

з) когда под угрозой оказывается авторитет нашего педколлектива;

и) когда нужно поправить поведение ученика, объяснить ему, что именно он делает не так с точки зрения нравственности и этики;

к) когда вижу, что ученик не прочувствовал, не понял материал;

18. Что Вы бы хотели получать от общения с учениками? (А ученики - от общения с Вами?)

а) такое их поведение, чтобы не страдали и мои интересы;

б) возможность реально помочь им в трудной ситуации;

в) признание авторитета коллектива, членом которого являюсь;

г) возможность время от времени взглянуть трезво на себя со стороны;

д) основания для того, чтобы подниматься в глазах собственных и в глазах остальных;

е) усвоение учениками материала;

ж) дополнительную возможность что-то уточнить или узнать о чем-либо;

з) хорошие, добрые отношения с ними;

и) возможность поделиться чем-то интересным или же дать выход каким-то своим чувствам;

к) чтобы ученики лучше поняли материал, а не заучили его формально;

Обработка результатов оценки:

1) основная обработка результатов оценки, осуществляемая по стандартному ключу, направлена на определение соответствия, раздельно, форм, средств и методов педагогического общения ожиданиям и, отдельно от них, представлениям учащихся о взаимодействии со своими педагогами (для оценки психолого-педагогических условий осуществления учебно-воспитательного процесса);

2) дополнительная обработка данных обследования по представленному комплексу тестов направлена на анализ личностных результатов процесса педагогически организуемого формирования у учащихся социальных компетенций (и их внутриличностной основы - социально-личностных компетентностей: [4]) в соответствии с основными направлениями воспитания и социализации обучающихся, установленных ФГОС основного общего образования (так, в приведенном примере показано, каким образом осуществляется оценка формирования у учащихся компонентов нравственно опосредованного сознания и поведения во взаимодействии между педагогами и учащимися как фактор обеспечения нравственно-этического развития учащихся: подсчитывается отношение положительных выборов (или положительных ответов - в зависимости от инструкции к каждой отдельной части теста) на пункты теста, выделенные в данном примере жирным шрифтом (при проведения тестирования такое выделение не производится), ко всем положительным выборам (или положительным ответам), сделанным в тесте каждым отдельным учащимся (далее осуществляется обобщение ответов всех участников тестирования); аналогичным образом производится обработка результатов тестирования

соответствующего педагога (педагогов), после чего осуществляется сопоставительный анализ результатов, полученных при тестировании учащихся, и полученных при тестировании педагога (педагогов), по определенному алгоритму).

Список литературы

1. Климин С.В. Оптимальные методы объективной внешней оценки качества работы общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС // Управление образованием: теория и практика (http://www.iuorao.ru/ 05-06-2010-00) 2013. - № 3.

2. Методические рекомендации для экспертов по проведению оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений (Серия: Подготовка экспертов основного общего, среднего (полного) общего образования). - М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2006.

3. Климина Т.Г. К проблеме психологической диагностики личностных результатов духовно-нравственного развития, воспитания для внешней оценки выполнения соответствующих требований ФГОС начального общего образования // Управление образованием: теория и практика (http://www.iuorao.ru/05-06-2010-00) 2012.- № 4.

4. Климин С.В. Содержание и методы объективной оценки формирования социальной компетентности в воспитании школьников-подростков // Мир психологии, № 3, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.