Научная статья на тему 'Образовательные интерактивные зоны в системе непрерывного художественного образования: сущность, цель, структура, принципы и образовательные функции'

Образовательные интерактивные зоны в системе непрерывного художественного образования: сущность, цель, структура, принципы и образовательные функции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗОНЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОФИЛИ / ЭКСПОЗИЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВА / ПРАКТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONTINUOUS ARTS EDUCATION / EDUCATIONAL INTERACTIVE ZONES / EDUCATIONAL PROFILES / EDUCATIONAL EXHIBITION SPACE / PRACTICAL ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Д. Н.

В работе представлены сущность, цель, структура, принципы и образовательные функции образовательных интерактивных зон, как форм непрерывного художественного образования, направленных на осуществление познавательной, и на реализацию практической художественно-творческой деятельности подростков, предполагающей формирование их духовной культуры, а так же реализацию и самореализацию художественно-творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL INTERACTIVE ZONES IN THE SYSTEM OF CONTINUING ART EDUCATION: ESSENCE, PURPOSE, STRUCTURE, PRINCIPLES AND EDUCATIONAL FUNCTIONS

In the present work, the nature, purpose, structure, principles and educational functions of educational interactive zones, as one of priority conditions for continuing art education aimed at the implementation not only of cognitive activity of adolescents, but also for implementation of practical artistic and creative activity envisaging formation of their moral, humanistic potential, spiritual culture and artistic taste, implementation and realization of artistic and creative abilities.

Текст научной работы на тему «Образовательные интерактивные зоны в системе непрерывного художественного образования: сущность, цель, структура, принципы и образовательные функции»

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. - Казань, 1996.

2. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

3. Оспенникова, Е.В. Моделирование учебного процесса по физике в средней общеобразовательной школе. - Пермь, 2001. - Ч. 2. Система методов обучения.

4. Хуторской, А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты; (ФгОс) // Эйдос: интернет-журнал. - 2012. - № 1 [Э/р]. - Р/д: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10htm

5. Суровикина, С.А. Теория деятельностного развития естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике: теоретические и практические аспекты: монография. - Омск, 2006.

6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М., 2006. - Т. 2.

Bibliography

1. Andreev, V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya: innovacionnihyj kurs. - Kazanj, 1996.

2. Merlin, V.S. Ocherk integraljnogo issledovaniya individualjnosti. - M., 1986.

3. Ospennikova, E.V. Modelirovanie uchebnogo processa po fizike v sredneyj obtheobrazovateljnoyj shkole. - Permj, 2001. - Ch. 2. Sistema metodov obucheniya.

4. Khutorskoyj, A.V. Metapredmetnoe soderzhanie i rezuljtatih obrazovaniya: kak realizovatj federaljnihe gosudarstvennihe obrazovateljnihe standartih; (fGOS) // Ehyjdos: internet-zhurnal. - 2012. - № 1 [Eh/r]. - R/d: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10htm

5. Surovikina, S.A. Teoriya deyateljnostnogo razvitiya estestvennonauchnogo mihshleniya uchathikhsya v processe obucheniya fizike: teoreticheskie i prakticheskie aspektih: monografiya. - Omsk, 2006.

6. Selevko, G.K. Ehnciklopediya obrazovateljnihkh tekhnologiyj. - M., 2006. - T. 2.

Статья поступила в редакцию 20.06.13

УДК 37.091.4

Vasilyeva D.N. EDUCATIONAL INTERACTIVE ZONES IN THE SYSTEM OF CONTINUING ART EDUCATION: ESSENCE, PURPOSE, STRUCTURE, PRINCIPLES AND EDUCATIONAL FUNCTIONS. In the present work, the nature, purpose, structure, principles and educational functions of educational interactive zones, as one of priority conditions for continuing art education aimed at the implementation not only of cognitive activity of adolescents, but also for implementation of practical artistic and creative activity envisaging formation of their moral, humanistic potential, spiritual culture and artistic taste, implementation and realization of artistic and creative abilities.

Key words: continuous arts education, educational interactive zones, educational profiles, educational exhibition space, practical artistic and creative activity.

Д.Н. Васильева, канд. пед. наук, доц., зам. директора Института искусств Саратовского

гос. университета им. Н.Г Чернышевского, г. Саратов, Е-mail: fihomus@yandex.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗОНЫ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

В работе представлены сущность, цель, структура, принципы и образовательные функции образовательных интерактивных зон, как форм непрерывного художественного образования, направленных на осуществление познавательной, и на реализацию практической художественно-творческой деятельности подростков, предполагающей формирование их духовной культуры, а так же реализацию и самореализацию художественно-творческих способностей.

Ключевые слова: непрерывное художественное образование, образовательные интерактивные зоны, образовательные профили, экспозиционное образовательное пространства, практическая художественно-творческая деятельность.

Проблема художественного образования, воспитания и развития в современной социокультурной ситуации характеризуется далеко не однозначно. Так, высокие научно-технические достижения в нашем обществе наряду с положительными факторами несут в себе и много негативных явлений: усиление технократизма и бездуховности, нестабильности, утрату устойчивых нравственных и эстетических ориентиров. Социально-политический и экономический кризис общества поставил педагогов и деятелей культуры перед острой необходимостью пересмотра педагогических позиций, критической переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических систем воспитания и образования. Отдавая дань прежним достижениям, не перечёркивая устоявшихся, проверенных временем дидактических принципов и закономерностей в национальной системе воспитания и образования, современная педагогическая наука стремится переосмыслить ценностную ориентацию этой систем.

Среди множества актуальных проблем российского образования на современном этапе активно выделяется и художественно-педагогический аспект (В.В. Алексеева, Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Т.С. Комарова, В.С. Кузин,

А.А. Мелик-Пашаев, Л.А. Рапацкая, Н.М. Сокольникова, Л.В. Школяр Д.Б. Кабалевский), как основа для духовной культуры подрастающего поколения. Л.В. Школяр считает, что эффективность прогресса во всех областях культуры зависит от того, насколько реально, «с опережением в русле логики исторического развития» произойдут изменения в системе образования, в том числе художественного образования, которое предусматривает несколько ступеней - дошкольное, среднее (школы, колледжи) и высшее образование [1, с. 4].

В концепции художественного образования в Российской Федерации от 28.12.01 № 1403 художественное образование определяется как процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

В Концепции определена система художественного образования, которая включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образова-

ния осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.

Приоритетной целевой установкой процесса модернизации содержания фундаментального художественного образования,

применительно к новым условиям, становится разработка инновационных принципов, технологий и форм системы непрерывного многоуровневого образования, в том числе непрерывного художественного образования, направленных на активную социализацию учащихся вузов, их профессиональное и личностное развитие, как компетентных специалистов (А.Е. Александров, В.И. Лисов, А.С. Потапов, А.И. Байденко, В.В. Карпов, Н.А. Селезнева, Ю.Г. Татур и др.) [2, с. 4].

Таблица 1

Структура образовательных интерактивных зон (ОИЗ)

Образовательные профили (ОП) Образовательные пространства

Экспозиционное образовательное пространство Образовательное пространство для практической художественно-творческой деятельности детей

«Музыкальное искусство» Экспозиция представляет коллекцию музыкальных инструментов или иллюстративный ряд и слайды с портретами знаменитых русских и зарубежных композиторов-классиков и современных композиторов, а так же ценные нотные экземпляры. В экспозиционном образовательном пространстве этого профиля на базе общеобразовательных школ, колледжей и ВУЗов предполагается проведение факультативных занятий по «МХК» и « Истории искусств». ОП для практической деятельности детей может организовано в виде творческой мастерской, которая включает в себя всевозможные занятия по игре на музыкальных инструментах, по хоровому, ансамблевому и индивидуальному пению, Результатом художественно-творческой деятельности являются концерты, фестивали, творческие вечера, музыкальные гостиные с участием самих подростков, педагогов, родителей и приглашенных профессиональных музыкантов.

«Изобразительное искусство» Экспозицию может составить иллюстративный ряд и слайды с портретами великих художников, скульпторов, архитекторов, а так же иллюстрации произведений мировой художественной культуры (картин, скульптур, памятников архитектуры различных исторических периодов). ОП включает в себя образовательное пространство, организованое в виде художественной лаборатории для изобразительной деятельности детей. Результатом художественно-творческой деятельности детей является участие в различных выставках и конкурсах работ по изобразительному искусству.

«Танцевальное искусство» Экспозиционное пространство содержит иллюстративный ряд и слайды с портретами знаменитых танцовщиков и танцовщиц различных жанров танцевального искусства, а также предметов и костюмов танцевального искусства. Практическая художественно-творческой деятельности детей ОП создано в виде творческой мастерской, где дети овладевают мастерством различных танцевальных жанров (народный танец, классический танец, современный танец, спортивный танец). Результатом художественно-творческой деятельности является участие в различных фестивалях, конкурсах танцевального искусства, концертах.

«Театральное искусство» Основой экспозиционного образовательного пространства является иллюстративный ряд и слайды с портретами видных деятелей театрального искусства: режиссеров, актеров, художественных руководителей театров, театральных костюмов к различным спектаклям, а так же экспозиция игрушек к кукольным театрам, где у детей появляется возможность познакомиться с особенностями игр и игрушек разных времен. Каждый экспонат можно потрогать руками, поиграть с ним. Образовательное пространство для практической художественно-творческой деятельности детей ОП организовано в виде театральной игротеки. Результатом художественно-творческой деятельности детей является подготовка и проведение детьми под руководством педагогов театрализованных игр с учетом возрастных особенностей подростков.

«Народное творчество» Экспозиционное образовательное пространство представляет собой этнографические выставки с экспозициями предметов и экспонатов народного быта, народные музыкальные инструменты, народные игрушки, а так же иллюстративный ряд и слайды с изображение народных костюмов, экспонатов народного быта и музыкальных инструментов различных этносов, населяющих область на территории России, где находится данное учебное заведение. Образовательное пространство для практической художественно-творческой деятельности ОП создано в виде творческой лаборатории, где дети приобщаются к жанрам устно-поэтического народного творчества, музыкального фольклора с организацией народного хора или вокально-хорового ансамбля народной песни, детских оркестров народных инструментов, а так же к основам художественного ремесла (знакомству с бумажной пластикой, аппликацией, с разными видами вышивок; изготовлению игрушек для кукольных театров из разных материалов и предметов декоративноприкладного искусства. Результатом художественнотворческой деятельности детей является организация и проведение народных праздников, непосредственными участниками которых являются все подростки, посещающие различные профили ОИЗ, а так же участие подростков в районных, городских, областных, межрегиональных и международных выставках и конкурсах работ по декоративно-прикладному искусству.

Несмотря на то, что непрерывное художественное образование имеет давние исторические традиции и развивается объективно, анализ литературы показал, что задачи непрерывного художественного образования могут быть решены за счет огромного потенциала образовательных учреждений различных уровней (ДОУ, школа, колледж, вуз), на базе которых необходима организация образовательных интерактивных зон (ОИЗ), как формы дополнительного образования (С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, Э.М. Никитин, В.Г. Онушкин) [2, с. 5].

Итак, образовательные интерактивные зоны являются многопрофильными, так как в их структуру входят пять образовательных профилей (ОП) (см. таблицу 1):

• Образовательный профиль (ОП) «Музыкальное искусство»;

• Образовательный профиль (ОП) «Изобразительное искусство»;

• Образовательный профиль (ОП) «Танцевальное искусство»;

• Образовательный профиль (ОП) «Театральное искусство»;

• Образовательный профиль (ОП) «Народное творчество».

Образовательные профили, в свою очередь, тоже имеют

свою структуру, которая предполагает два образовательных пространства:

• Экспозиционное образовательное пространство;

• Образовательное пространство для практической художественно-творческой деятельности детей.

Экспозиционное образовательное пространство является своего рода музеем, которые строятся на принципах музейной педагогики, что сточки зрения А. Лихтварка является научно-практической дисциплиной на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающей музей как образовательную систему и направленной на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя, представляет собой в зависимости от специфики образовательного профиля достаточно компактную и статичную экспозицию со сложившимся комплексом предметов, экспонатов, иллюстраций и слайдов [3, с. 31].

Экспозиционные образовательные пространства указанных выше образовательных профилей дают возможность к приобщению детей разных возрастных групп к лучшим образцам мировой художественной культуры с целью воспитанию духовности, нравственности и гуманности у подрастающего поколения, а так же осуществляет познавательную деятельность детей с учетом их возрастных особенностей, направленную на приобретение теоретических знаний по истории и теории мировой художественной культуры, развитие способностей к теоретическому анализу художественных произведений и художественного вкуса подростков.

Вторым структурным подразделением образовательных профилей является образовательное пространство для практической художественно-творческой деятельности детей. Учитывая мнение многих философов и психологов на практическую деятельность, как одну из составляющих преобразовательной деятельности, необходимо заметить, что она направлена на изменение, преобразование окружающей действительности или на преобразование самого себя в области как физического совершенствования, так и самовоспитания, а так же осуществляемая в двух плоскостях, аспектах - реально или идеально, когда происходит действительное изменение материального бытия - природного, общественного, человеческого [4, с. 245].

Опираясь на теоретические основы практической деятельности, важно подчеркнуть, что практическая художественнотворческая деятельность в образовательных пространствах образовательных профилей предполагает приобретение навыков и исполнение произведений различных жанров музыкального и танцевального искусства, участие в подготовки и проведении театрализованных игр, народных праздников, всевозможных концертов, конкурсов, фестивалей, выполнения творческих заданий по музыкальному, танцевальному, изобразительному и декоративно-прикладному искусству с целью духовного самосовершенствования, самовоспитания, творческого развития, саморазвития и самореализации художественно-творческих способностей подростков.

Одним из важнейших условий построения художественнотворческих занятий в ОИЗ является учет принципа интеграции искусств. По мнению Т.Б. Бабаевой, к проблеме взаимодействие

искусств обращались на протяжении XX века теоретики искусства, педагоги художественного воспитания, философы, психологи, которые обозначили взаимодействие искусств как интеграцию, синтез, синтетизм. Метод приобщения к различным видам искусств в едином педагогическом процессе Н.Н. Демянко определил как полихудожественный метод, цель которого проследить внутренние, образные, духовные связи слова, звука, цвета, пространства, движения, формы, жеста - на уровне творческого процесса [5, с. 124].

Ярким примером использования принципа интеграции искусств является организация на базе ОИЗ хорового театра, как связующего звена функционирования все образовательных профилей в ОИЗ. В хоровом театре ОИЗ создаются проекты с использованием различных видов искусств и с участием подростков, обучающихся во всех ОП (музыканты, хореографы, театралы, декораторы), так как хоровое искусство предполагает коллективное творчество, посредством которого происходит развитие таких качеств личности как сочувствие, сопереживание, поддержка, коммуникативность, умение коллективно решать поставленные задачи. Еще в античные времена в Греции и Риме программа обучения уравнивала в правах воспитание интеллектуальное, музыкальное, физическое, признавая одинаково ценным развитие интеллекта и музыкального образования. Каждого учащегося педагоги-кифаристы учили навыкам игры на лире, кифаре, пению соло и в хоре [6, с. 84].

Особенно важным для решения проблем непрерывного художественного образования является организация образовательных интерактивных зон на базе Институтов искусств классических университетов, которые выпускают компетентных специалистов в области художественного образования. Студенты данных высших учебных заведений во время практической работы в образовательных интерактивных зонах, созданных для детей разных возрастных групп, выступают в роли музейных педагогов, педагогов по теории и истории музыки, танцевального, театрального и декоративно-прикладного искусства, по мировой художественной культуре и истории искусств, а так же участвуют в организации художественно-творческой деятельности подростков, приобретая при этом педагогический опыт в решении задач непрерывного художественного образования.

Итак, необходимо отметить, что создание образовательных интерактивных зон (ОИЗ), как одной из форм непрерывного художественного образования, направлено на выполнение культурных, воспитательно-образовательных и развивающих функции, способствует осуществлению не только познавательной, но и реализации практической художественно-творческой деятельности детей.

Целью организации образовательных интерактивных зон (ОИЗ) является формирование духовной культуры подростков, а так же реализация и самореализация их художественно-творческих способностей.

К принципам функционирования ОИЗ относятся: наглядность, интерактивность и полифункциональность экспозиционного пространства, психологическая комфортность и безопасность деятельности в этом пространстве, учет возрастных особенностей детей, обеспечение необходимых условий для занятий детей материально-художественной деятельностью, презентация результатов такой деятельности, исследование этих результатов, адресность, историзм, проблемность, интегратив-ность, рефлективность, коммуникативность.

Кроме того, образовательные интерактивные зоны предполагают целый спектр образовательных функций: культурно-образовательная функция с общим спектром общекультурных и социокультурных задач; психолого-педагогическая функция с конкретными педагогическими задачами; специальная функция с пропагандой различных художественно-образовательных проектов.

В заключение необходимо отметить, что идея создания образовательных интерактивных зон, в том числе на базе Институтов искусств классических университетов, которые выпускают компетентных специалистов, способных решать проблемы непрерывного художественного образования, воспитывая в детях потребность в самостоятельном выборе лучших образцов настоящей культуры, является актуальной, так как способствует созданию условий для формирования у подростков потребности в общении с искусством, а также для процесса непрерывного художественного образования, как основу и духовной культуры подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Романова, Л.С. Краткий курс истории, теории и методики отечественного художественного образования / Л.С. Романова, Л.Н. Мещанова. - Саратов, 2012.

2. Челышева, Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: автореф. дис. д-ра. пед. наук.

- М., 2003.

3. Ботякова, О.А. Российский Этнографический музей - детям: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных

учреждений / О.А. Ботякова, А.К. Зязева, С.А. Прокофьева. — СПб., 2001.

4. Новиков, А.М. Методология /А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М., 2007.

5. Юсов, Б.П. К проблеме взаимосвязи в детском художественном развитии // Теория эстетического воспитания: сб. науч. трудов. -

М., 1995. - Вып. 3.

6. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М., 1999.

Bibliography

1. Romanova, L.S. Kratkiyj kurs istorii, teorii i metodiki otechestvennogo khudozhestvennogo obrazovaniya / L.S. Romanova, L.N. Methanova.

- Saratov, 2012.

2. Chelihsheva, T.V. Neprerihvnoe khudozhestvennoe obrazovanie kak celostnaya obrazovateljnaya sistema: avtoref. dis. d-ra. ped. nauk. -M., 2003.

3. Botyakova, O.A. Rossiyjskiyj Ehtnograficheskiyj muzeyj - detyam: metodicheskoe posobie dlya pedagogov doshkoljnihkh obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj / O.A. Botyakova, A.K. Zyazeva, S.A. Prokofjeva. — SPb., 2001.

4. Novikov, A.M. Metodologiya /A.M. Novikov, D.A. Novikov. - M., 2007.

5. Yusov, B.P. K probleme vzaimosvyazi v detskom khudozhestvennom razvitii // Teoriya ehsteticheskogo vospitaniya: sb. nauch. trudov. -M., 1995. - Vihp. 3.

6. Volkov, G.N. Ehtnopedagogika: uchebnik dlya studentov srednikh i vihsshikh pedagogicheskikh uchebnihkh zavedeniyj. - M., 1999.

Статья поступила в редакцию 20.06.13

УДК 378 (075.8)

Vezirov T.G. DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF THE MAGISTRACY IN CONDITIONS OF INFORMATION EDUCATION ENVIRONMENT PEDAGOGICAL UNIVERSITY. В работе выделены роль и место информационной образовательной среды вуза в развитии профессиональной компетентности студентов магистратуры по профилю «Информационные технологии в физико-математическом образовании». В качестве составляющей данной среды рассматривается учебно-методическое обеспечение.

Key words: information and methodical preparation of future teachers, new information technologies, electronic educational-methodical complexes.

Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф. ГОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет»,

г. Махачкала, E-mail: timur.60@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДВУЗА

В работе выделены роль и место информационной образовательной среды вуза в развитии профессиональной компетентности студентов магистратуры по профилю «Информационные технологии в физико-математическом образовании». В качестве составляющей данной среды рассматривается учебно-методическое обеспечение.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, студенты магистратуры, информационная образовательная среда, учебно-методическое обеспечение.

Модернизация системы высшего профессионального образования, связанная с технологизацией, компьютеризацией и гуманизацией, требует поиска средств и технологий повышения качества подготовки специалистов.

В современных исследованиях, посвященных вопросам информатизации профессионального образования, отмечается, что одной из важнейших задач повышения качества обучения является подготовка компетентного специалиста.

Стратегическая роль информации в развитии науки, культуры, образования актуализирует социальный заказ общества на подготовку компетентных специалистов, что отражено в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, Концепции информатизации сферы образования в России, Федеральной целевой программе «Развитие образования на 2006-2010 годы» и других нормативно-правовых документах сферы образования.

Огромное количество информации, которой современному человеку необходимо уметь оперировать, актуализирует необходимость подготовки педагога к постоянному обновлению знаний, что создает потребность в овладении различного рода компетенциями в процессе всей профессиональной деятельности человека.

Компетентностный подход широко распространен в странах Западной Европы и США. Более того, Совет Европы реко-

мендовал использовать набор так называемых «ключевых компетенций» (познавательные, общественные, информационные и другие компетенции) как основу для интеграции учебных планов и программ общего образования для всей Европы.

Компетентность специалиста проявляется в различных видах деятельности, сочетая в себе знания, умения, навыки, социальный опыт и личностные качества обучаемого.

Существуют различные подходы к понятию компетентности. Вместе с тем, следует отметить, что сама теория компетентностей (в иной транскрипции - «компетенций»), в целом еще недостаточно оформлена и является объектом пристального изучения исследователей.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что на сегодняшний день сложились значимые теоретические и практические предпосылки исследуемой проблемы. Однако вопросы, связанные с формированием и развитием профессиональной компетентности студентов магистратуры в условиях информационной образовательной среды педвуза, все еще не приведены в соответствие с потребностями системы педагогического образования.

Необходимость развития информационных знаний и умений студентов магистратуры обусловливает потребность поиска современных форм, методов и средств в обучении, в условиях которых формирование исследуемой компетентности пред-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.