Научная статья на тему 'Художественно-образовательная среда как средство приобщения младших школьников к песенному фольклору Пермского края'

Художественно-образовательная среда как средство приобщения младших школьников к песенному фольклору Пермского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР ПЕРМСКОГО КРАЯ / РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ARTISTIC AND EDUCATIONAL ACTIVITY / THE PERM KRAI SINGING FOLKLORE / VARIOUS KINDS OF ARTISTIC ACTIVITY / JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пустобаева Л. Н.

В статье рассматривается художественно-образовательная среда как средство приобщения младших школьников к песенному фольклору народов Прикамья (русских, коми-пермяков, удмуртов, марийцев, татар, башкир) через различные виды художественной (устное и письменное художественное слово, рисование, лепка, хоровое пение, театральные постановки и т. д.) и музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, инсценирование народных песен). В данной работе автор рекомендует применять современные педагогические технологии (педагогика сотрудничества, личностно ориентированное обучение) и информационно-коммуникационные технологии (электронные презентации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN’S INVOLVEMENT INTO FOLKLORE SINGING IN THE PERM KRAI

The paper aims at studying artistic and educational environment as a means of the involvement of junior schoolchildren into Prikamye community''s folklore singing (the Russians, the Komi-Permyaks, the Udmurts, the Maris, the Tatars, the Bashkirs), where artistic kinds of activity (oral and written reciting, drawing, modelling, chorus singing, theatre performances) and musical activities (listening to music, singing, playing the instruments, plastic moving to music, dramatizing of folk songs) are used. The author of the article recommends using modern pedagogical technologies (cooperative pedagogies, personality oriented tuition) and information and communicative approaches (electronic presentations). The contents-related component of the study includes the necessary system of methods, without which a teacher in a primary school can''t achieve in creating artistic-imagery atmosphere for young pupils. These methods include the Federal State Educational Standard, curricula, a program “A Young Permyak Child” (an ABC in regional studies), etc.

Текст научной работы на тему «Художественно-образовательная среда как средство приобщения младших школьников к песенному фольклору Пермского края»

УДК 37.016: 78.031 (470.53)

Pustobaeva L.N. ARTISTIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF JUNIOR SCHOOL-CHILDREN'S INVOLVEMENT INTO FOLKLORE SINGING IN THE PERM KRAI. The paper aims at studying artistic and educational environment as a means of the involvement of junior schoolchildren into Prikamye community's folklore singing (the Russians, the Komi-Permyaks, the Udmurts, the Maris, the Tatars, the Bashkirs), where artistic kinds of activity (oral and written reciting, drawing, modelling, chorus singing, theatre performances) and musical activities (listening to music, singing, playing the instruments, plastic moving to music, dramatizing of folk songs) are used. The author of the article recommends using modern pedagogical technologies (cooperative pedagogies, personality oriented tuition) and information and communicative approaches (electronic presentations). The contents-related component of the study includes the necessary system of methods, without which a teacher in a primary school can't achieve in creating artistic-imagery atmosphere for young pupils. These methods include the Federal State Educational Standard, curricula, a program "A Young Permyak Child" (an ABC in regional studies), etc.

Key words: artistic and educational activity, the Perm Krai singing folklore, various kinds of artistic activity, junior schoolchildren.

Л.Н. Пустобаева, аспирантка Уральского гос. педагогического университета, ст. преп. каф. хорового дирижирования Пермской гос. академии искусства и культуры, г. Пермь, E-mail: pustobaevalarisa@mail.ru

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПЕСЕННОМУ ФОЛЬКЛОРУ ПЕРМСКОГО КРАЯ

В статье рассматривается художественно-образовательная среда как средство приобщения младших школьников к песенному фольклору народов Прикамья (русских, коми-пермяков, удмуртов, марийцев, татар, башкир) через различные виды художественной (устное и письменное художественное слово, рисование, лепка, хоровое пение, театральные постановки и т. д.) и музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, инсценирование народных песен). В данной работе автор рекомендует применять современные педагогические технологии (педагогика сотрудничества, личностно ориентированное обучение) и информационно-коммуникационные технологии (электронные презентации).

Ключевые слова: художественно-образовательная среда, песенный фольклор Пермского края, различные виды художественной деятельности, младшие школьники.

В современной системе отечественного образования наблюдается тенденция поиска наиболее эффективных форм организации художественно-образовательной среды. Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование целостной образовательной среды. Вместе с тем, при обучении младших школьников в процессе создания определенной образовательной среды следует учитывать «...историко-культурную, этническую и региональную специфику.» [1, с. 18]. Следует отметить, что вопросы влияния художественно-образовательной среды на приобщение младших школьников к культуре родного края еще не достаточно освещены в научной и методической литературе. Н.Г. Тагильцева отмечает, что на изучение художественного компонента такой среды авторами «уделяется недостаточное внимание» [2, с. 51], хотя учителя-практики пытаются решать данный вопрос - приобщения детей к культуре родного края, через создание определенной образовательной среды с включением художественного компонента. В данной статье будут представлены направления работы учителя по приобщению младших школьников через художественно-образовательную среду к культуре Пермского края.

В психолого-педагогической литературе авторы (Е.И. Левит, Е.А. Пелих, С.В. Тарасов и др.) рассматривают художественно-образовательную среду как системный объект исследования, как подсистему социокультурной среды, которая характеризуется разными типологическими особенностями по характеру отношений, по степени творческой активности, стилю взаимодействия с внешней средой и включает множество аспектов (социальных, опытных, коммуникативных, предметно-практических, системных и др.).

В некоторых работах авторы (К.В. Гавриловец, Г.С. Лабков-ская, Ю.С. Мануйлов, Л.П. Печко и др.) исследуют эстетический компонент среды. Так, Л. П. Печко рассматривает художественно-эстетическую педагогическую среду школы как «...динамическую совокупность компонентов и их свойств, включающую условия, объекты и субъекты, позитивно содействующие процессам культурно-эстетического развития личности ученика в соответствии с современными педагогическими целями» [3, с. 118-119].

Наиболее актуальными представляются исследования, направленные на разработку и реализацию интегрированной художественно-образовательной среды в системе художественного образования в общеобразовательной школе (А.В. Королькова, О.Ф. Пахомова и др.).

О.Ф. Пахомова трактует художественно-образовательную среду школы как «.целостное, эстетически организованное учебно-воспитательное пространство, построенное на интеграции и диалоговом взаимодействии искусств и содействующее развитию творческой активности личности в различных видах и формах деятельности» [4, с. 408]. Из отдельных уроков искусства (изобразительного творчества, музыки и др.) автором разработан интегративный блок художественно-творческих дисциплин комплексного воздействия («Фольклор -ИЗО - труд», «Графика и основы дизайна» и др.), способствующий восприятию художественных образов различных видов искусств (литературное, изобразительное, музыкально-двигательное и др.).

Анализ данных работ показал, что целенаправленно и систематически организованная художественно-образовательная среда плодотворно влияет на музыкально-эстетическое развитие детей (развитие музыкальных способностей, музыкального восприятия, творческой активности и т. п.). Опираясь на эти идеи, мы в своей работе предположили, что художественно-образовательная среда будет способствовать приобщению младших школьников к художественной культуре Пермского края. При этом сам процесс приобщения мы понимали как включение ребенка в те виды художественной деятельности, которые были им более предпочтительные. Таким образом, сам процесс приобщения базировался на идее личностно ориентированного обучения младших школьников [5].

В нашей работе мы определяем художественно-образовательную среду как целостное, эстетически организованное учебно-воспитательное пространство, построенное на интеграции и диалоговом взаимодействии искусств, как средство приобщения учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений к песенному фольклору Пермского края в различных видах художественной деятельности детей, в зависимости от их предпочтений.

О.Ф. Пахомова отмечает, что художественно-образовательная среда школы может иметь следующие структурные компоненты:

Пространственно-семантический, который включает:

- архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства школьников (архитектура школьного здания и дизайн интерьера, пространственная структура учебных и рекреационных помещений и др.);

- символическое пространство школы (различные символы - герб, гимн, традиции и др.).

Содержательно-методический, включающий:

- содержательную сферу (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.);

- формы и методы организации образования (форма организации занятия - нестандартные типы уроков, творческие дискуссии, конференции, экскурсии и т. д., ученические и исследовательские общества, структуры классного и школьного самоуправления и др.).

Коммуникационно-организационный компонент, включающий:

- особенности субъектов образовательной среды (половозрастные и национальные особенности учащихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и др.);

- коммуникационную сферу (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования и др.);

- организационно-креативные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих групп педагогов, инициативных групп родителей и др.) [6, с. 45].

В данной статье эта структура художественно-образовательной среды, разработанная О.Ф. Пахомовой, будет взята за методическую основу. В связи с этим, художественно-образовательная среда как средство приобщения младших школьников к песенному фольклору Прикамья состоит из следующих структурных компонентов: пространственно-семантического, содержательно-методического, коммуникационно-организационного.

Пространственно-семантический компонент включает создание в кабинете, где обучаются младшие школьники, небольшого уголка по фольклору, который оборудован и оформлен в народном стиле. В нем могут находиться:

- фотографии предметов народных промыслов Прикамья (сундуки, прялки, половики, скатерти, полотенца, платки, берестяные корзины, туеса, короб из лыка, шкатулки, куклы из ткани, собачки из бересты, глиняные игрушки и др.);

- репродукции картин, иллюстрации к книгам художников Пермского края (И.В. Арапов, Н.П. Кацпаржак, О.Д. Коровин, И.И. Крохалев, М.А. Лоскутова, П.А. Оборин, В.Н. Оньков, М.В. Тарасова, РЕ. Тюрин, А.Б. Ярцев и др.);

- иллюстрации и фотографии с изображением обычаев и обрядов народов Прикамья, национальных костюмов, народных музыкальных инструментов, предметов быта (ткацкий станок, прялка, веретено и др.);

- народные музыкальные инструменты, на которых в перемену могут поиграть учащиеся класса: русские - берестяные ма-ракасы, трещотки, бубен, глиняные свистульки, пастушьи рожки; коми-пермяцкие - пэляны, пу-барабан, колотушка, коробочка, рубель-валек; марийские - барабан, волынка и др.; татарские -кубыз и др.; башкирские - курай и др.;

- музыкальный центр и видео аппаратура для слушания аудиозаписей народных песен, просмотра видеозаписей и презентаций на электронных носителях - Сй, МР3, флэш («Антология традиционного фольклора народов Прикамья» 6 Сй дисков -русские, коми-пермяки, удмурты, марийцы, татары и башкиры; диск «Спо-дороженьке...» Пермского регионального отделения Российского фольклорного союза и др.). Следует отметить, что данные аудиозаписи, видеозаписи и презентации могут быть использованы не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях. Так, например, при проведении концертов, фольклорных праздников и фестивалей по различным темам («Осенины», «Рождество Христово», «Прощай, масленица», «Вечная память героям», «Путешествие по родному Прикамью» и др.), мы использовали аудиозаписи и видеозаписи народных песен Пермского края, а также современные информационно-коммуникационные технологии - электронные презентации, содержащие слайды (фотографии, репродукции картин, иллюстрации к книгам художников Пермского края, рисунки, выполненные учащи-

мися начальных классов, тексты народных песен, стихотворений поэтов и писателей Прикамья и др.).

Важной частью данного компонента художественно-образовательной среды является символическое пространство класса, которое могут составлять стенды и фотографии с изображением различных символов - флаг и герб Пермского края, Коми-пермяцкого округа и гербы отдельных городов и районов данного региона (г. Кудымкар, г. Кунгур, г. Добрянка, г. Оса, Бардымский район и др.).

При изучении обычаев и обрядов народов Прикамья младшим школьникам можно представить географические карты Пермского края и его отдельных городов и районов, а также различные названные выше символы (флаг и герб Пермского края, Коми-Пермяцкого округа и др.).

Содержательно-методический компонент включает ту необходимую методическую составляющую, без которой учителю начальных классов невозможно создать художественно-образовательную среду для младших школьников. К ней относятся: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; учебный план; программа «Маленький пермяк» (азбука краеведа) для учащихся начальной школы (автор - Н.А. Князева); Образовательная программа дополнительного образования «Музыкальный хоровой кружок» для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы (составитель - Л.Н. Пустобаева), которая включает и фольклорный материал, используемый в Пермском крае. Для обогащения содержательно-методического компонента можно рекомендовать такие пособия, как «Антология традиционного фольклора народов Прикамья» А.В. Черных, «Русские народные песни Пермского Прикамья» С.И. Пушкиной, «Поют и пляшут дети Пармы» Т.Е. Тотьмяниной.

Другой частью второго компонента художественно-образовательной среды являются различные формы и методы организации обучения школьников. К ним относится создание типов уроков: урок-экскурсия, фольклорная экспедиция, урок музыкального творчества, урок-праздник, урок-концерт и др. Учителю можно предложить такие темы комплексных уроков, включающих игровые формы, как «Моя малая родина», «Музыкальная жизнь народов Прикамья», «В гостях у народов Пермского края», «По следам чусовских сплавов», «По Чердынскому району» и др. Цель таких уроков - познакомить учащихся с песенным фольклором народов Пермского края, традиционно проживающих на его территории (русских, коми-пермяков, удмуртов, марийцев, татар, башкир и др.).

При составлении уроков, внеклассных занятий с использованием фольклорного элемента мы опирались на одну из актуальных позиций в современном педагогическом образовании - интеграцию и комплексное взаимодействие искусств (А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, З.И. Новлянская, Н.Г. Та-гильцева, Л.В. Школяр и др.). Данные уроки и внеклассные занятия содержали различные виды искусства (музыка, литература, живопись, театральное искусство и др.), художественной деятельности детей (устное и письменное художественное слово, рисование, лепка и т. д.) и музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, инсценирование народных песен, импровизация). Вместе с тем мы применяли метод проблемной ситуации, который активизировал учебно-познавательную деятельность младших школьников. На внеклассных занятиях учащимся предлагалось выполнить творческие задания, содержащие различные виды импровизаций (речевые, вокальные, пластические, изобразительные и др.). Так, например, младшие школьники сочиняли сказки (устное и письменное художественное слово), создавали рисунки, лепили из пластилина на те или иные темы, которые были ими освоены при изучении песен народов Прикамья. Следует отметить, что на внеклассных занятиях, в классе, где они проходят, учителя начальной школы могут включать такие виды музыкальной деятельности, как слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, инсценирование народных песен.

На уроках литературного чтения, а также не внеклассных занятиях детям можно предложить прослушать и выразительно прочитать стихотворения о Родине и природе поэтов и писателей Прикамья (Ф.С. Востриков, В.В. Климов, В.И. Радкевич, А.Л. Ре-шетов, Б.Н. Хоменко и др.), а также тексты народных песен Пермского края. Учитель может активно использовать в такой работе русские былины «Где было синее море», «Илья Муромец на каменном поясе и сибирской земле», исторические и солдат-

ские песни «В ночи темны тучи грозны», «Не Еремой его звали», «По пескам-то, пескам» и др., лирические коми-пермяцкие песни «Божьи гуси», «Как мы молодые», игровые песни «Ленок», «Красивая девушка», плясовые песни «Макариха», «Тына-Тана». А также песни удмуртского народа: напевы гостевания «На столе у нас самовар стоит.», частушки «Ай-кай, Бибикай» и др. На внеклассных занятиях учитель начальных классов может использовать татарские лирические, игровые песни, напевы го-стевания, например, «Гости мои, вы пришли.», башкирские -духовные песни, например, «Пятница» и др.

Уже указывалось, что на таких уроках-ознакомлениях с культурой Прикамья в процессе слушания музыкальных произведений учащиеся могут выполнять изобразительные импровизации - рисовать народные орнаменты, лепить из пластилина персонажей этих песен. Вместе с тем плодотворными для младших школьников являются и такие творческие задания, как выбор музыкальных инструментов и музыкально-пластических движений, соответствующих национальным особенностям песен народов Прикамья и их художественно-образному содержанию, а также совместное с учителем сочинение мелодий на тексты народных песен и ритмического аккомпанемента к ним.

Актуальным было применение на уроках и внеклассных занятиях метода проектной деятельности, который заключался в создании детьми совместно с учителем музыкально-литературных композиций, сочетающих разные виды искусства (музыка, литература, живопись, театральное искусство и др.), а затем защите ими этих проектов публично в индивидуальной или коллективной форме. Так, например, были проведены внеклассные мероприятия (школьные праздники, концерты и др.) на темы «Светлый праздник Рождества», «Веселая масленица», «Победная весна», «Путешествие по родному Прикамью», на которых младшие школьники исполнили музыкально-литературные ком-

Библиографический список

позиции, составленные на материале их работ - выбранных ими стихотворений, текстов народных песен, репродукций картин художников Пермского края, созданных ими рисунков (оформление зала, подготовка декораций и др.), изделий декоративно-прикладного творчества (кукол из ткани, игрушек, элементов костюмов и др.), выполненных ими инсценировок песен народов Прикамья (русские народные игровые песни - «Заинька во лужках», хоровод «Полетел наш воробейко», «Мак, маковистый»; коми-пермяцкие народные песни - «Ленок», «Козел», «Красивая девушка» и др.).

Третьим заключительным компонентом является коммуникационно-организационный, включающий:

- психолого-возрастные и национальные особенности учащихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и др.;

- коммуникационную сферу (стиль общения и преподавания был основан на педагогике сотрудничества, личностно-ориенти-рованной парадигме образования и др.);

- организационно-креативные условия (творческие группы педагогов из классных руководителей и других учителей начальных классов и инициативные группы родителей оказывали помощь в организации и проведении комплексных уроков музыки и внеклассных мероприятий; осуществлялись контакты педагогов с народными коллективами Пермского края для организации и проведения творческих встреч, фольклорных праздников и других мероприятий; устанавливались связи с представителями Региональной национально-культурной автономии татар и башкир Пермского края и др.).

Следует отметить, что раскрытые в статье компоненты художественно-образовательной среды: пространственно-семантический, содержательно-методический и коммуникационно-организационный, прошли апробацию в начальных классах Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Перми.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357 // Министерство образования и науки: официальный сайт [Э/р]. - Р/д: httpV/минобрнауки. рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО^.

2. Тагильцева, Н.Г. Организация художественной среды в дошкольном образовательном учреждении // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2014. - № 1(28).

3. Печко, Л.П. Культурно-эстетические аспекты школьной образовательной и развивающей среды // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 2.

4. Пахомова, О.Ф. Художественно-образовательная среда как условие развития творческой активности школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. - 2007. - № 45. - Т. 19.

5. Тагильцева, Н.Г. Личностно ориентированное обучение младших школьников на уроках музыки // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 1.

6. Пахомова, О.Ф. Развитие творческой активности учащихся в процессе становления художественно-образовательной среды школы: дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2008.

Bibliography

1. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart nachaljnogo obthego obrazovaniya: v red. prikazov Minobrnauki Rossii ot 26.11.2010 № 1241, ot 22.09.2011 № 2357 // Ministerstvo obrazovaniya i nauki: oficialjnihyj sayjt [Eh/r]. - R/d: http://minobrnauki.rf/ dokumentih/922/fayjl/748/FGOS_NOO.pdf.

2. Tagiljceva, N.G. Organizaciya khudozhestvennoyj sredih v doshkoljnom obrazovateljnom uchrezhdenii // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2014. - № 1(28).

3. Pechko, L.P. Kuljturno-ehsteticheskie aspektih shkoljnoyj obrazovateljnoyj i razvivayutheyj sredih // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuljturih i iskusstv. - 2012. - № 2.

4. Pakhomova, O.F. Khudozhestvenno-obrazovateljnaya sreda kak uslovie razvitiya tvorcheskoyj aktivnosti shkoljnikov // Izvestiya Rossiyjskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. Gercena. - 2007. - № 45. - T. 19.

5. Tagiljceva, N.G. Lichnostno orientirovannoe obuchenie mladshikh shkoljnikov na urokakh muzihki // Nachaljnaya shkola plyus do i posle. -2014. - № 1.

6. Pakhomova, O.F. Razvitie tvorcheskoyj aktivnosti uchathikhsya v processe stanovleniya khudozhestvenno-obrazovateljnoyj sredih shkolih: dis. ... kand. ped. nauk. - Velikiyj Novgorod, 2008.

Статья поступила в редакцию 24.11.14

yflK 378

Savoskina T.N., Yarkova T.A. MODELLING OF FORECAST MANAGEMENT IN MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM. The article represents the authors' opinion about the necessity and possibility of forecast management of the municipal education system. The emphasis is put on the process of building up a model of the forecast management, which is characterised by diagnostic and analytical, projective, constructive, program-organisational, correctional and generalizing stages. The informative description of the stages is shown on the example of the forecast management solving one of the problematic points of education which is in cognitive, creative and motivational abilities, primarily during the adolescence i.e. in high school. The analysis of the research has shown that the process of forming of a personality of a high school graduate is connected with a whole complex of his cognitive, creative, motivational abili-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.