Научная статья на тему 'Научное обоснование системы подготовки студентов к педагогической деятельности в образовательных интерактивных зонах в условиях непрерывного художественного образования'

Научное обоснование системы подготовки студентов к педагогической деятельности в образовательных интерактивных зонах в условиях непрерывного художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СТРУКТУРА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗОНЫ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / КОМПОНЕНТЫ / ФУНКЦИИ / PEDAGOGIC SYSTEM / STRUCTURE / METHODOLOGICAL BASES / EDUCATIONAL INTERACTIVE ZONES / PREPARATION OF STUDENTS / COMPONENTS / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Дина Николаевна

В статье рассматриваются структурные компоненты системы подготовки студентов к педагогической деятельности в образовательных интерактивных зонах в условиях непрерывного художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Дина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific basis system of preparation of students to studying in educational interactive areas in the conditions of continuing art education

The article examines the structural components of the system of training of students to teaching in educational interactive areas in conditions of continuous education in art.

Текст научной работы на тему «Научное обоснование системы подготовки студентов к педагогической деятельности в образовательных интерактивных зонах в условиях непрерывного художественного образования»

эстетических и нравственных ценностей произведений искусства, актуализирует их знания и умения, содействует дальнейшему формированию профессиональных компетенций.

Таким образом, подобные формы организации учебной деятельности отодвигают репродуктивные методы на второй план (они начинают выполнять лишь вспомогательные функции): учебный материал становится основой для самостоятельного, творческого поиска. Они создают благоприятные условия для самореализации и самоконтроля студентов, выработки навыков планирования собственной деятельности, формируют умения работать с информацией и систематизировать её.

Инновационные формы обучения нацеливают будущего педагога на овладение современными образовательными технологиями, например, технологией создания ситуаций успеха в образовательном процессе [2], закладывают основы профессионального мастерства, помогают осознать цели и задачи педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Бунеев Р.Н. Важные вопросы модернизации педагогического образования // Системный подход к образованию студентов, обеспечивающий их готовность к работе по образовательной системе «Школа 2100»: материалы и тезисы докладов второй всерос. науч.-практ. конф. преподавателей пед. вузов. - М.: Баласс, 2008. - С. 83-84.

2. Лопатин А.Р. Теоретические и методические аспекты создания ситуаций успеха для студентов в учебно-воспитательном процессе классического вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2012. - № 1. - С. 136-140.

3. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1995. - 368 с.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2005. - 272 с.

5. Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования. Начальное образование. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.

УДК 378

Васильева Дина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

[email protected]

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗОНАХ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются структурные компоненты системы подготовки студентов к педагогической деятельности в образовательных интерактивных зонах в условиях непрерывного художественного образования.

Ключевые слова: педагогическая система, структура, методологические основы, образовательные интерактивные зоны, подготовка студентов, компоненты, функции.

Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах нового типа, способных к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, профессиональной компетентности. Данные характеристики определяют перспективу развития личности в вузе, требуют реорганизации образования, ставят задачу формирования личности специалиста с высоким уровнем профессионализма, креативности, педагогической культуры.

Педагогическая система подготовки студентов (ПК) Института искусств к педагогической деятельности в образовательных интерактивных зонах (ОИЗ) в условиях непрерывного художественного образования (НХО) вписывается в общую систему художественного образования и ориентирована на конкретную цель - формирование компе-

тентного специалиста в области непрерывного художественного образования.

Система с точки зрения системного анализа (Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко) определяется как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство и как средство достижения цели. Исходя из этого утверждения, можно сделать вывод о том, что система подготовки студентов Института искусств к педагогической деятельности в образовательных интерактивных зонах в условиях непрерывного художественного образования должна отличаться целостностью, наличием структурных составляющих, взаимосвязью между ними и с образовательной средой, что подчиняет всю организацию системы определенной цели.

Разработка системы подготовки студентов Института искусств к педагогической деятельности в образовательных интерактивных зонах в услови-

114

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Васильева Д.Н., 2014

Научное обоснование системы подготовки студентов к педагогической деятельности...

Результат - уровень подготовки компетентного специалиста к педагогической деятельности в образовательных интерактивных зонах в условиях непрерывного художественного образования

Рис. 1. Система подготовки студентов института искусств к педагогической деятельности в образовательных интерактивных зонах в условиях непрерывного художественного образования

ях непрерывного художественного образования позволила нам определить структурные элементы данной системы, подчиненных общей логике организации данного процесса (Ю.И. Черняк, Е.П. Голубков, Н.П. Федоренко, С.Л. Оптнер, С. Янг): цель, авторскую концепцию организации ОИЗ (сущность, цель, структура, принципы, образовательные функции), методологические основы ПС (закономерности, принципы, формы, методы), компоненты ПС (содержательно-целевой, мотивационно-деятельно-стный, проектировочно-конструктивный компонент, результативно-гностический), функции подготовки студентов (преобразовательно-интегрирующая, информационно-прогностическая, организа-ционно-контролирующая, рефлексивно-корректировочная) и результат.

Анализ научной литературы позволил нам представить данную систему в виде рисунка (рис. 1).

Итак, первым системообразующим элементом разработанной системы является цель, которая заключается в подготовке компетентного специалиста к педагогической деятельности в образовательных интерактивных зонах в условиях непрерывного художественного образования.

Для нашего исследования особенно важным является мнение П.И. Пидкасистого, который определил цель как модель будущих результатов, идеальное предвидение результата деятельности, идеальное представление о результате деятельности, полученное в сознании субъекта при взаимодействии с действительностью, и мнение О.К. Тихомирова, который утверждал, что цель - это сознательный образ ожидаемого результата или осознанный желаемый результат, а постановка цели - это предсказание, прогнозирование предполагаемого результата. Д.Г. Левитес определяет цель, как про-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

115

гнозируемый результат деятельности; предметная проекция, будущего; психическое явление - субъективный образ желаемого. Из чего следует, что цели образования, в том числе и конкретной системы подготовки студентов к педагогической деятельности в ОИЗ - это проектирование результатов данного процесса обучения.

Характерной особенностью цели системы ПС к работе в ОИЗ в условиях НХО является определение всех элементов данного педагогического процесса и их взаимосвязей (авторская концепция ОИЗ, принципы, методы, средства, формы педагогической деятельности, компоненты, функции и конечный результат системы), а также возможность корректировки заранее намеченных планов и окупаемость затрат времени при определении целей системы в процессе непосредственной работы.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам создать следующий элемент системы: авторскую концепцию организации образовательных интерактивных зон (ОИЗ), организованных на базе дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных школ, колледжей, высших учебных заведений, как одно из важнейших условий для развития непрерывного художественного образования, в которую входят следующие составляющие: цель, сущность понятия «образовательные интерактивные зоны», структура образовательных интерактивных зон, принципы функционирования и образовательные функции [3].

Одним их приоритетных структурных элементов в подготовке студентов к работе в ОИЗ являются методологические основы данного процесса, которые включают в себя закономерности, принципы, формы и методы.

В педагогике понятие «закономерность» рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон».

В педагогической практике объективно существует ряд законов и закономерностей дидактического учебно-воспитательного процесса, которые выделяют многие ученые (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.). По их мнению, закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Закон целостности и единства педагогического процесса раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении [2, с. 67].

Для нашего исследования особенно важными являются следующие закономерности:

- закономерность единства чувственного, логического и практики в художественно-педагогическом процессе ПС к педагогической деятельности в ОИЗ;

- закономерность формирования понятий в сознании обучаемых;

- содержательно-процессуальные закономерности;

- гносеологические закономерности.

На основе закономерностей подготовки студентов к педагогической деятельности базируются педагогические принципы ПС Института искусств к педагогической деятельности в ОИЗ, которые выступают в качестве нормативного требования и служат критерием для повышения эффективности профессиональной подготовки студентов:

- принцип гуманистической направленности художественно-педагогического процесса;

- принцип обеспечения связи педагогического процесса с жизнью и художественно-творческой практикой;

- принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности студентов;

- принцип активности и самоуправления в учебной и практической художественно-творческой деятельности студентов.

Далее остановимся на характеристике основных форм подготовки студентов различных направлений и профилей Института искусств к работе в ОИЗ, которые понимаются нами как «система периодически повторяющихся этапов процесса обучения, реализующихся во взаимной деятельности преподавателя и студента по усвоению определенного содержания учебного материала и освоении способов деятельности» [8, с. 94].

В.И. Андреев и А.М. Новиков предлагают следующую классификацию традиционных форм обучения в вузах художественной направленности, в том числе и в подготовке студентов Института искусств к работе в ОИЗ:

- лекции, семинарские и практические занятия;

- педагогические практикумы и педагогическая практика;

- самостоятельная работа студентов; творческие проекты и научно-исследовательская работа студентов;

- студенческие научные конференции различных уровней;

- индивидуальные консультации, творческие конкурсы и фестивали различных уровней, занятия в дополнительных формах обучения, в том числе и образовательных интерактивных формах, организованных на базе Института искусств [4, с. 281].

Кроме того, в теории и практике высшего педагогического образования, а так же в подготовке студентов к педагогической деятельности в ОИЗ имеют место инновационные формы обучения:

116

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Научное обоснование системы подготовки студентов к педагогической деятельности..,

- проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-дискуссия;

- междисциплинарный, проблемный, тематический, ориентационный и системный семинары.

В современной педагогике существует ряд классификаций методов обучения согласно различным основаниям, широко представленных в педагогических публикациях.

По нашему мнению для ПС к работе в ОИЗ особенно важной является классификация методов, предложенная И.И. Лернером и М.Н. Скатки-ным [8, с. 279]:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- метод проблемного изложения;

- частично-поисковый, исследовательский.

Огромное значение для ПС к работе в ОИЗ имеют социально-психологические методы [6, с. 154]: метод ответственности и метод состязательности.

Так же для нас важны методы: метод творческой импровизации; метод интеграции художественно-творческой деятельности студентов.

Особенно важными в процессе подготовки студентов (ПС) к педагогической деятельности в ОИЗ а условиях непрерывного художественного образования являются педагогические компоненты: содержательно-целевой; мотивационно-деятельност-ный; проектировочно-конструктивный; результа-тивно-гностическогий.

Представим ряд функций подготовки студентов Института искусств к педагогической работе в ОИЗ, которые определяют действия и способы решения профессиональных задач в этом процессе: преобразовательно-интегрирующая; информационно-прогностическая; организационно-контролирую-щая; рефлексивно - корректировочная.

Результатом функционирования системы является достижение определенного уровня профессиональной компетентности будущего педагога образовательных интерактивных зон в условиях непрерывного художественного образования.

Во многих научных исследованиях профессиональная компетентность рассматриваются как единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций и характеризует не только деятельность, но и интеграцией личных качеств самого педагога как ее субъекта, проявляющиеся в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром и профессиональных качеств педагога, в том числе и педагога ОИЗ в НХО, направленных на овладение знаниями, на их целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, в развитии собствен-

ных способностей, в стремлении к самореализации в социально полезной деятельности.

В связи с этим анализ трудов в области профессиональной компетентности позволили нам выявить составляющие элементы профессионально-педагогической компетентности специалиста ОИЗ в условиях художественно-творческого образования: интеллектуально-педагогическая; социально-личностная; операциональная; общепрофессиональная; специальная.

Таким образом, педагогическая система подготовки студентов к педагогической деятельности в образовательных интерактивных зонах в условиях непрерывного художественного образования характеризуется устойчивым функционированием, целостностью, внутренней согласованностью, взаимосвязью всех компонентов данного педагогического процесса (между целями, результатом, авторской концепцией, методологическими основами, компонентами и функциями).

Библиографический список

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 2. - Казань: Изд-во Казан. у-та, 1998. - 317 с.

2. Борытко Н.М., Соловьева И.А., Байбаков А.М. Педагогика / под ред. Н.М. Борытко. - М.: 2007. - 322 с.

3. ВасильеваД.Н. Образовательные интерактивные зоны в системе непрерывного художественного образования: сущность, цель, структура, принципы и образовательные функции // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. - 2013. - № 4 [41].

4. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Изд-во «Эгвес», 2005. - 176 с.

5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М., 2010. - 610 с.

6. Рахимбаева И.Э. Теоретические основы управления качеством высшего педагогического художественно-творческого образования на факультете искусств. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. - 216 с.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

8. Сластенин В.А. и др. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

9. Тарасов Л.В. Аннимационная работа с молодыми инвалидами в городе Москве: методологические аспекты и организационно-педагогическая модель // Весник государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова: Педагогика и психология. - 2010. - № 1.

10. Турик Л.А., Осипова, Н.А. Педагогические технологии в теории и практике. - Ростов н/Д., 2009. - 288 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.