Библиографический список
1. Шаповалова Т.Я. Методика тестирования уровня обученности учащихся иноязычному чтению и письму в условиях дистанционного обучения // Российская Академия Образования Институт Общего Среднего Образования. - М., 2002. - С. 62-67.
2. Bachman L.F., and Palmer A.S. The construct validation of some components of communicative proficiency // 1982. - Pp. 449-465.
3. Canale M. considerations in the testing of reading and listening proficiency // Foreign Language Annals. - 1984. - .№17. - Pp. 349-357.
4. Chapelle C., D. Douglas., A New decade of Language Testing Research. - Alexandria, Virginia 22314 USA., 1993. - Pp. 6-11.
5. Douglas Brown H., Principles of Language Learning and Teaching // Prentice Hall Regents, Englewood Cliffs, NJ 07632 - the USA., 1987 -Pp. 218-226.
УДК 371
Бадян Вера Евгеньевна
Кубанский государственный университет А^део^и@таИ ги
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ
Создана и апробирована методическая система развивающего обучения основам композиции учащихся детских художественных школ и школ искусств, направленная на становление начального художественного образования, воспитания и развития творческой личности ребенка.
Ключевые слова: методическая система, педагогические технологии, творческое мышление, композиция, личностно-ориентированный подход.
Современная система дополнительного образования детей (ДОД) рассматривается А.Г. Асмоловым [1] как зона ближайшего развития образования в России, в основе которого утверждаются идеи гуманистической педагогики. Она обладает целым рядом качеств: личностной ориентацией образования; мобильностью; профильностью и многопрофиль-ностью; практикоориентированной направленностью; многофункциональностью; разноуровне-востью; разнообразием содержания, форм и методов образования; индивидуализацией образовательных программ и методик [8]. Именно в этой системе, структурной частью которой являются детские художественные школы и школы искусств (ДХШ, ДТТТИ). возможно в полной мере решать нижеследующие актуальные проблемы развития личности ребенка современной России.
а) научить его свободно двигаться в многомерном пространстве культуры;
б) развивать средствами искусства творческое мышление и эмоциональное восприятие действительности;
в) возрождать и развивать традиционные ремесла, фольклор этносов, населяющих регион;
г) совершенствовать систему начального художественного образования (НХО) повышенно-
го уровня, направленную на работу с одаренными детьми;
д) разрабатывать развивающий образовательный блок и блок, направленный на развитие творческой активности обучаемых;
е) воспитывать активного реципиента культуры.
Обучение основам композиции в системе
ДОД рассматривается нами, как средство приобщения детей к творчеству через две формы развития: изобразительную деятельность и воспитание. Как показал многолетний опыт работы в детской художественной школе (ДХШ), такой подход создает необходимый базис для создания целостной модели этого учебного процесса в системе НХО. В соответствии с этой моделью, роль ху-дожника-педагога в художественном воспитании детей коренным образом изменяется. Для того чтобы в полной мере являться творческой личностью, он должен реализовать три функции педагогики искусства:
- учебно-исследовательскую, когда учебный процесс в ДХШ рассматривается как творческая лаборатория, направленная на поиски и применение новых педагогических технологий, разработку авторских программ;
- художественно-творческую, когда педагог и его ученики являются соучастниками творчес-
кого процесса, представляя его результаты на выставках различных уровней;
- развивающую и воспитывающую, когда художник-педагог не только дает ребенку прочные знания, но и с учетом природосообразности развивает его творческую личность.
Поиск нового содержания обучения композиции в ДХШ мы начали с изучения и анализа теоретической и методической литературы, инновационных процессов в образовательных учреждениях системы НХО [4; 5; 6; 7]. При разработке и апробации нашей методической системы, внедрении новых педагогических технологий и экспериментальной учебной программы, направленных на совершенствование процесса обучения и развития композиционного мышления детей, мы исходили из нижеследующей аксиомы. Основным показателем эффективности НХО должна стать свободная самостоятельная творческая изобразительная деятельность ребенка, т.е. его умение применять полученные навыки и теоретические знания, как в самостоятельной (домашней) работе в общеобразовательной школе, так и в последующей учебе или трудовой деятельности.
Исходя из этого, деятельность художника -педагога с первых занятий композицией в системе ДХШ должна быть направлена не только на введение ребенка в мир изобразительного искусства, но и на получение базовых основ НХО. Только таким образом можно добиться развития и воспитания всех учащихся, готовых к восприятию искусства, а также качественной подготовки лучших выпускников к обучению профессиональной художественной деятельности. Поскольку НХО является первичным и базовым звеном в системе непрерывного художественного образования, оно должно обеспечивать уровень, необходимый для подготовки специалистов в системе средней и высшей художественной и художественно-педагогической школы.
Для совершенствования системы НХО необходимо качественное изменение не только целей и задач художественного образования, но и способов управления и организации образовательного процесса по каждой учебной дисциплине, где находят согласование традиционные и инновационные подходы к процессу обучения [2].
Цель нашего исследования - разработка и апробация личностно - ориентированной методической системы обучения основам композиции детей и развитие их творческой активности. Эта
цель потребовала последовательного решения следующих задач.
1. Проанализировать и синтезировать имеющийся опыт обучения основам композиции детей в ДХШ, как в учебно-методической литературе, так и на практике в ведущих художественных школах России и зарубежья.
2. Выделить из достижений традиционной методики и инноваций основополагающие принципы, содержание и методы обучения на основе которых будет проводится инновационный поиск.
3. Разработать авторскую методическую систему обучения основам композиции, ориентированную на развитие композиционного мышления, творческой активности детей и включающую: новое содержание; методы и педагогические технологии обучения основам композиции детей в ДХШ и развития их творческой активности в процессе усвоения опыта изобразительной деятельности.
4. Проверить эффективность системы в педагогическом эксперименте и разработать необходимые рекомендации.
Личностно-ориентированный подход по самой своей сути предполагает необходимость дифференциации и индивидуализации обучения, ориентации на формирование целостной личности ученика, его нравственное развитие. Чтобы обучение основам композиции носило гуманистический, личностно-ориентированный характер, было бы наиболее эффективным, художник-педагог с первых занятий должен учитывать:
а) уровень обученности в изобразительной деятельности и степень общего развития, культуры, т.е. ранее приобретенный опыт обучаемых;
б) особенности психологического склада личности учащихся;
Ведущей педагогической технологией в нашей системе выступает технология обучения в сотрудничестве. Определимся сначала с основными понятиями. Под технологией обучения понимается совокупность приемов, действий учащихся, выполняемых в определенной последовательности, позволяющая реализовать тот или иной метод обучения, или совокупность методов обучения, обеспечивающих реализацию личностноориентированного подхода к обучению созданной нами методической системы. Однако этот подход предполагает не только индивидуальные формы изобразительной деятельности, но и коллективные.
Творческая работа учащихся в малых группах над коллективной композицией является разновидностью интерактивного метода обучения в сотрудничестве, в котором акцент делается на самостоятельную работу в группах до 6 человек. В соответствии с основным эскизом работа разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика, таким образом, меленький творец должен внести свой вклад в общее дело. Выполнение композиции в одной мастерской, обсуждение в группах дает возможность не только ознакомиться с работой любого ученика, но и в полной мере проявить достоинства сотворчества. Работа над композицией (индивидуальная, групповая, коллективная) реализуется посредством применения различных приемов, операций овладения изобразительной практической деятельностью или теоретическими знаниями, то есть методов обучения.
Метод проектов, лучший способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим творческим результатом, оформленным тем или иным образом. Основу этого метода определяет идея, составляющая суть понятия «проект», т.е. прагматическая направленность на результат, который получается при решении того или иного композиционного задания. Важно, что результат этот можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. Для достижения такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей изобразительного искусства, способность прогнозировать результаты композиционного мышления в разных вариантах с обязательной презентацией этих результатов. Говоря о методе проектов как о педагогической технологии, мы должны исходить из того, что она включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. При этом умение пользоваться методом проектов должно стать показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения, воспитания и развития учащихся [6].
К основным требованиям по использованию метода проектов мы относим нижеследующие.
1. Обязательное наличие в композиционном задании значимой в творческом плане задачи,
требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Предполагаемая практическая, теоретическая, познавательная значимость процесса выполнения композиции.
3. Педагогическое сопровождение самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся.
4. Обязательное структурирование содержательной части композиционного проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Последовательное использование различных методов изображения предусматривающих определенную последовательность приемов и действий.
Выбор тематики композиционных заданий в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях его определяют с учетом учебной ситуации, исходя из уровня специальной подготовки, естественных интересов и способностей учащихся. В других - тематика композиций, особенно предназначенных для внеурочной изобразительной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие. В любом случае творческие композиции (проекты) требуют: хорошо продуманной структуры действий; обозначенных целей; актуальности тематики для всех учащихся, социальной значимости; знания соответствующих методов изображения и умения их применить.
Следует оговориться, что любая композиция всегда требует творческого подхода и в этом смысле любое задание можно назвать творческим. Групповые проекты, как правило, требуют детального проработанного эскиза и структуры совместной деятельности участников, которая намечается педагогом и далее развивается, подчиняясь требованиям техники, жанра (аппликация, панно, роспись и т.д.) и специфике совместной сотворческой деятельности с учетом интересов участников проекта.
Творческие проекты (индивидуальные, групповые, коллективные) предполагают соответствующее оформление результатов с четко продуманной структурой в виде обобщающего портфолио (эскизы, зарисовки, композиционные поиски, этюды с натуры, по памяти или по воображению). Дидактическая сущность метода проектов как педагогической технологии проявляется в том, что
она может быть реализована с помощью различных средств обучения (книги, электронные, учебные пособия, компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, музеи, интерактивное телевидение, видео, мультимедийные средства и т.д.).
Технология обучения в сотрудничестве вполне ограниченно интегрируется с методом проектов. Собственно, это направление в обучении выросло из метода проектов. Учебно-творческие задания по композиции являются, по сути, творческими проектами, органично вписываются в учебный процесс и с удовольствием выполняются учащимися во внеурочное время.
Применение активных методов обучения позволяет нам успешно реализовать вышеобозна-ченное концептуальное положение нашей методической системы. Следуя главному стратегическому направлению отечественной системы образования и мировой педагогики мы, посредством художественного творчества, развивая композиционное мышление, интеллектуальные умения учащихся, способствуем также нравственному становлению личности ребенка. Развитие маленького художника в нашей системе является не побочным продуктом, а главной целью процесса обучения. Учащийся превращается в субъект познавательной деятельности; саморазвивается, формирует механизм творческого мышления. Основу процесс обучения составляет учебнотворческая деятельность детей в ходе выполнения интересных мотивированных заданий, осуществляемая на основе единства эмпирического и теоретического познания [3].
Развивающее обучение по нашей программе предполагает формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития начинающего художника. Становление и развитие критического мышления складывается из самостоятельности:
а) аналитического мышления (анализ визуальной информации; отбор необходимых качеств, свойств; сравнения, сопоставления фактов, явлений);
б) ассоциативного мышления (установление ассоциаций с ранее изученными, факторами, явлениям и с новыми качествами предмета, явлениями и т.д.;
в) логического мышления (умение выстраивать логику обоснованности принимаемого изобразительного решения изобразительных и техни-
ческих задач; логику последовательности действий, для решения композиций и пр.);
г) системного мышления (умения рассматривать изученный объект, проблему в целостности их связей и характеристик).
Формирование творческого мышления в нашей системе предполагает развитие у детей:
а) мысленного и практического экспериментирования, пространственного воображения; фантазии;
б) самостоятельного переноса теоретических знаний и умений для решения новой изобразительной задачи, вариантов поиска новых композиционных решений;
в) комбинаторных (способности комбинировать ранее известные методы изображения и техники);
г) прогностических (способности предвидеть возможное результаты изобразительной деятельности, устанавливать причинно-следственные связи между элементами композиции);
д) креативности мышления, развитие интуиции.
Многолетний опыт работы изучение достижений ведущих художников - педагогов, анализ периодической печати, научных публикаций показал необходимость применения личностноориентированного интегрированного подхода к обучению основам композиции [5; 6; 7; 8; 9]. Реализация этого подхода в решающей степени зависит от использования межпредметных и внут-рипредметных связей. Повышение эффективности процесса обучения проявляется в том, что совместное воздействие образовательных компонентов на обучающихся во много раз активнее, чем влияние каждого по отдельности. Ведущая роль в этом узле межпредметных переплетений отводится эмоционально-образным и поисковоисследовательским видам деятельности [2]. Активизация композиционного мышления детей заставляет их абстрагироваться от натуры в меньшей или большей степени. По этому поводу писал
Н.Н. Волков: «Изображение не есть повторение предмета. В живописи изображение есть перевод живого, объемного, движущегося, изменяющегося цвета на язык неподвижных пятен и линий... А всякий перевод есть истолкование» [4, с. 143].
Межпредметная интеграция особенно эффективна на начальной стадии обучения, когда психологические особенности возраста учащихся нацеливают их воспринимать игровые ситуации лучше, чем скучные лекции о законах изобрази-
тельной деятельности. Поэтому задания по композиции со своим интригующим замыслом и латентными педагогическими целями и задачами становятся той «нитью Ариадны», которая выводит из лабиринта незнаний к осмысленному восприятию и последующему применению законов композиции в рисунке и живописи. Именно тогда в сознании детей закладывается понимание того, что творчество требует от художника не только практических навыков и особого видения, но и определенных знаний, умения мыслить и анализировать. В рамках предлагаемой методической системы обучения композиционной изобразительной деятельности нами было издано учебное пособие, в котором в полной мере проявилась интеграция как методологическая основа процесса обучения детей основам композиции [3]. Весь учебный процесс в нашей методической системе, как и учебная программа, состоит из 4-х больших модулей соответствующих четырем учебным классам ДХШ.
1-й класс. Выразительный силуэт как основа формирования видения будущего художника.
2-й класс. От обобщения к стилизации и декоративности. Цветовые гармонии.
3-й класс. Особенности композиционных структур и закономерностей в различных видах изобразительной деятельности.
4-й класс. Обоснованный теоретический выбор.
Поскольку основным критерием художественности искусства является художественный образ, следовательно, и обучение детей композиции должно быть направлено на формирование способности личности создать художественный образ, овладение средствами и педагогическими технологиями его созидания. В свою очередь, сам процесс создания художественного образа, развивая личность ребенка, способствует формированию потребности в искусстве, станов-
лению его чувственной и эмоциональной сферы, способности к художественному творчеству.
Библиографический список
1. АсмоловА.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. - 1997. - № 9. - С. 6-8.
2. Бадян В.Е. Интегрирующая роль композиции в системе начального художественного образования // Современные проблемы художественно-педагогического образования. Актуальные проблемы многоуровневой подготовки будущего художника-педагога / РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 2007. - С. 202-205.
3. Бадян В.Е., Денисенко В.И. Основы композиции: учебное пособие. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009.
4. ВолковН.Н. Цвет в живописи. - М., 1984.
5. Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усапов В.В. Система дополнительного образования детей: Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей Института общего среднего образования РАО // Дополнительное образование. - 2000. - № 1. - С. 11.
6. Иванченко В.Н. Занятие в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей и т.д. - Ростов-на-Дону, 2007.
7. Ильина Т.В. Типы образовательных процессов в УДО как фактор, определяющий показатели его результативности // Внешкольник. - 2001. -№ 1. - С. 7-13.
8. Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. №30-51 433/16 «Методические рекомендации по развитию дополнительного образования в образовательных учреждениях».
9. Шорохов Е.В. Композиция. - М., 1986.