УДК 374.26
С. И. Морылёв
АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ
В настоящее время возникла потребность в создании такой программы, которая была бы интересной и увлекательной как для ученика, так и удобной в работе учителя.
Проанализировав прежние программы, мы выяснили, что обучение перестало соответствовать изменившимся социокультурным условиям, её узость и обобщенность не давала полного раскрытия творческого потенциала учителя и учащихся, слабо прослеживалась межпредметная связь, недостаточное внимание уделялось особенностям национальной культуры и быта, что ограничивает возможность активизации самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся.
Опираясь на многолетний опыт работы с детьми и передовые программы России и ближнего зарубежья в данном направлении, нами была разработана программа «Комплексное образно - художественное обучение в детской художественной школе».
В данной Программе особое внимание было уделено целевому компоненту.
В определении понятия цели мы опираемся на точку зрения В. С. Лазарева, что « это образ ожидаемого результата, которого можно реально достичь к чётко определённому моменту времени. Но цель не просто образ желаемого результата, а образ:
1) с фиксированным временным отрезком,
2) с соотнесением возможностей и сроков исполнения,
3) с достижимостью поставленной цели,
4) с фактически ожидаемым результатом» [5, с. 217].
Согласно заданных целей и прогнозируемых результатов составлялось планирование развития художественной школы и художественно-творческой деятельности учащихся.
Особенности обучения учащихся по программе определяется заложенной в ней идеей комплексного, тесного взаимодействия изучаемых предметов. У учащихся формируются методы и приёмы изображения, опираясь на примеры из классического, отечественного и мирового искусства как основы развития осознанного восприятия формы и цвета в их гармоническом единстве.
При этом процесс обучения строится:
- на неразрывной связи всех элементов изобразительного языка: рисун-
ка, живописи, лепки, композиции и истории искусства. Изображаемая форма предмета рассматривается с различных сторон как единая система. При этом изучение основных понятий, приёмов и методов не дублируется, а постепенно переносится с одного учебного предмета на другой. На рисунке изучается построение формы предмета, на живописи его цвет, на лепке рассматривается конструкция предмета в объёме;
- на умении учащихся самостоятельно выбирать формат, пользоваться материалом, применять соответствующую технику исполнения;
- на усвоении учащимися последовательности в работе: от общего к частному и затем снова к общему;
- на осмыслении учащимися необходимых понятий и терминов;
- на умении учащимися работать самостоятельно.
Как показала наша опытная работа, эффективность художественно-творческой деятельности учащихся художественной школы повысилась благодаря разработанной и апробированной комплексной программы.
В основе базовой позиции программы лежит реализм, который реализуется через принцип пространственно-конструктивного изображения формы предмета.
Форма предмета изучается, анализируется, строится на плоскости листа и в объёме через линейно-воздушное, тонально-цветовое, конструктивно-объёмное построение:
- на уроках рисунка изучаются приёмы и методы построения предмета с натуры. Ведётся обучение основным приёмам работы различными художественными материалами от простого карандаша до разнообразных мягких материалов: уголь, сангина, соус. Изучается композиция натюрморта, интерьера, портрета. Выполняются краткосрочные наброски с натуры;
- на уроках живописи продолжается знакомство с построением предмета с натуры и изучением композиции натюрморта. Ведётся обучение основным приёмы работы акварелью и гуашью: лессировка, а-ля прима, гризайль, «по сырому». Длительные работы чередуются с краткосрочными этюдами с натуры;
- на уроках лепки закрепляет работа с изучением построения предмета в объёме. Ведётся обучение основным приёмы работы от плоских форм к объёмным;
- на уроках истории искусства ведётся анализ картин, изучаются каноны, стили эпох, рассматриваются методы работы над композицией необходимые для применения на уроках станковой и декоративной композиции. Изучается не только и не столько биография художника, сколько те приёмы, методы и законы построения композиции которые он разработал и внедрил;
- на уроках станковой композиции изучаются основные законы, пра-
вила, приёмы и средства композиции. Композиционные задания построены параллельно темам с историей искусств. Ведётся обучение основным приёмы работы на плоскости листа: от реалистичной композиции до абстрактной;
- на уроках декоративно-прикладной композиции учащиеся знакомятся с комбинаторикой, ритмом, узором, конструированием. Ведётся обучение основным приёмам работы в различных видах декоративно-прикладного искусства: соломка, батик, коллаж, монотипия, витраж, роспись предметов и др.
Важным моментом межпредметной связи является рассмотрение следующих приёмов и методов эффективности художественно-творческой деятельностиучащихся:
1. Интегрированный художественный подход к процессу организации занятий по художественной предметно - пространственной деятельности.
2. Перенос наблюдаемого явления в художественную форму (рисунок, объём, конструкцию, пространство, живопись, станковую и декоративную композицию).
3. Освоение мирового историко - культурного наследия на основе уроков истории искусства.
Разнообразие художественных материалов, приёмов и техник расширяет диапазон интересов, выявляет склонность учащихся к творчеству. Предусматривает условия для успешной художественно-творческой деятельности учащихся.
Опираясь на законы, выявленные и описанные в теоретических трудах художников, искусствоведов (М. В. Алпатов, А. В. Бакушинский,
Н. Н. Волков, Э. Делакруа и др.) мы попытались систематизировать и дать характеристику каждого закона.
Нами выделены следующие законы, которые сложились в мировой практике:
• закон светотени;
• закон линейной и воздушной перспективы;
• закон конструктивного строения;
• закон локального цвета;
• закон цветового рефлекса;
• закон теплохолодности;
• закон контраста;
При выполнении творческой работы учащийся, опираясь на объективно существующие законы природы и выявляя необходимые художественные средства изображения, способен будет открыть новые законы. Система отобранных и включенных в программу вышеназванных законов вырабатывает мастерство учащихся, оберегает работу от неудач, сокращая этим затраты времени и энергии.
Специфика названной системы художественных законов состоит в следующем:
- основа теоретических знаний законов служит опорой для практического освоения художественных средств;
- любой отдельный закон художественного изображения - составная часть системы;
- постепенное усложнение задач художественного изображения обусловлено выявленной последовательностью законов;
- отсутствие лишнего (принцип минимальной достаточности);
Мы разделяем позицию М. М. Поташника и В. С. Лазарева, которые выделяют требования к программе и отмечают, «чтобы отвечать своему назначению программа должна обладать семью качествами:
1. Актуальность программы заключается в ориентации её на решение наиболее значимых для школы проблем, решение которых дало максимальный эффект.
2. Прогностичность её позволяет соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализована.
3. Рациональность позволяет получить максимально эффективный результат.
4. Реалистичность соответствие между желаемым и возможным. Есть всё необходимое для достижения поставленной цели.
5. Целостность в согласованности поставленных целей и действий для их достижения.
6. Контролируемость возможность определять конечные и промежуточные цели ожидаемых результатов.
7. Чувствительность к сбоям и своевременное обнаружение отклонения реального положения дел от предусмотренного программой.
Отсутствие у программы какого-либо из перечисленных свойств будет приводить к тому, что желаемые результаты не будут получены вовсе или они будут получены в более поздние сроки и с большими затратами»[5, с. 193-194].
Для активизации самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ необходимо, чтобы программа обеспечивала тесная взаимосвязь всех изучаемых предметов, как в общеобразовательной, так и в художественной школе.
В современной общеобразовательной школе на изучение уроков ИЗО отведено от 1 до 1,5 часов в неделю.
Преподавание состоит из двух самостоятельных, но тесно взаимосвязанных разделов: восприятия и практической работы с изобразительными материалами.
В раздел восприятия входит эстетическое восприятие действительности и восприятие искусства.
В раздел практической работы входят три вида с изобразительной деятельности:
- изображение на плоскости (живопись, графика),
- изображение в объёме (лепка)
- декоративно - прикладная деятельность.
Каждый из разделов и видов практической работы на уроке включает определённый объём знаний, умений и навыков, предусмотренных программой общеобразовательной школы.
Для решения некоторых учебных задач планируется проведение циклов уроков, где выполняются работы разных видов деятельности.
В программе предусмотрены и коллективные задания, выполняя которые ученики начинают сознавать свою работу как часть художественной деятельности в классе, школе.
Занятия изобразительным искусством призваны формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, обеспечивают формирование умения видеть и активно утверждать прекрасное в человеческих отношениях, в труде, природе, искусстве, приобщать школьников к художественному творчеству, формировать стремление посильно участвовать в охране природы, памятников истории и культуры, в заботе о красоте родного края, школы, своего дома, своего облика. Вместе с тем выразительность детских художественных работ не является простым следствием обучения изобразительной грамотности и нуждается в специальных методах работы учителя.
Изобразительное искусство оказывает большое влияние на общее воспитание, образование и развитие школьников. Зрительная комбинаторика и навыки визуализации условий мысленно решаемых задач являются основой всех видов творческого мышления, в т. ч. математического (ошибки пространственных представлений являются третьей по важности причиной общей неуспеваемости в школе).
Умение рисовать и лепить, а также сформированность зрительно-образных и пространственных представлений помогают учащимся усваивать содержание учебных дисциплин. Графические умения и навыки объемного конструирования способствуют изучению геометрии и черчения, непосредственно связаны с трудовым обучением и техническим творчеством школьников.
Изобразительное искусство - единственный учебный предмет, специально направленный на совершенствование деятельности зрительной системы ребёнка. Зрительное восприятие мира и навыки изобразительной деятельности формируются постепенно вместе с психическим развитием детей и освоением ими социального опыта изображения.
В первоначальном зрительном обследовании мира главная роль принадлежит движению руки и глаза по контуру, с которого считывается основ-
ная информация о форме и цвете предметов. В 5-6 летнем возрасте дети, как правило, ещё не могут читать, писать, следовательно, не могут раскрыть свои способности в этой сфере, но почти все они с большим или меньшим успехом рисуют и делают это с огромным удовольствием, создавая при этом свой первый «творческий» продукт. При этом ведущая роль переходит от движения руки к слежению глазами (после 5 лет).
Рисование способствует развитию мелкой моторики пальцев и кисти руки, что, в свою очередь, развивает интеллект. Наблюдение визуальных объектов развивает его аналитические способности, зрительную память, расширяет представления об окружающем мире.
Постепенно взгляд начинает обследовать и внутреннюю структуру формы, В координации руки и глаза ведущая роль зрения устанавливается примерно к 7 годам. А. В. Бакушинский [2, с. 63] различал в рисунках детей двигательную (у младших) и зрительную (у подростков) установку психики. Оптимальным периодом подготовки физиологических и психологических предпосылок изобразительной деятельности является возраст 8-14 лет, а критическим - 12-14 лет (прекращается стихийное массовое увлечение рисованием, ведущая роль переходит к литературному творчеству; по современным данным, массовое стремление к изобразительной деятельности под руководством педагога сохраняется до 10-12 лет). Осознанность целостного и обобщенного видения объектов начинает складываться у детей с 6 лет, передачи пропорций - с 7, светотени - с 13, элементарной перспективы - с 9-13, цвета - с 8 лет, хотя по уровню зрительной памяти и различению оттенков цвета дети 3-5 лет нередко опережают взрослого художника. Заметный рост остроты поля зрения и глазомера отмечается лишь с 10 лет. Высшего уровня эти показатели достигают к 14 годам (после 14 лет острота зрения у людей лишь снижается) способность к конструктивному пространственному мышлению начинает формироваться с 10-14 лет. Общая готовность к решению изобразительных задач, близкая к уровню деятельности взрослых художников и наиболее успешность художественного творчества складывается к 13-14 годам.
Ребенок уже в 4-5 лет и даже еще раньше понимает, что он умеет и чего не умеет, что он может и чего не может. И когда ему хочется что-то изобразить, то тем самым он стремится выразить свое отношение к миру, отразить в изображении свои детские знания о мире.
Итак, для того чтобы программа «Комплексное образно-художественное обучение в ДХШ» стала более доступной, удобной для преподавателей и для усвоения знаний учащимися необходима тесная взаимосвязь всех изучаемых предметов.
Как показал опыт многолетней работы, реализация данной программы способствовала раскрытию личности учащегося, творческих способностей, научила самостоятельно пользоваться полученными в процессе
обучения знаниями, позволила сделать первые шаги в познании искусства, помогла в определении не только дальнейших увлечений учащихся, но и они оказало влияние на выбор их жизненного пути.
Активизации самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ способствует и то, что занятия проходят в кабинетах оснащенных необходимым оборудованием, моделями, методическими, наглядными пособиями. В фойе школы действует постоянно обновляющаяся выставка художественных образцов, сделанная выпускниками и учащимися, где фантазия и мастерство превращают простой материал в подлинное произведение искусства, уделяется достаточное внимание выставкам, как учеников, так и преподавателей как итог долгого труда вверх к мастерству. Выставки посвящаются различным темам, жанрам, техникам, что активизирует художественно-творческую деятельность учащихся художественных школ.
Библиографический список
1. Алпатов, М. В. Композиция в живописи / М. В. Алпатов - М. :Л, 1940. С. 3-7.
2. Бакушинский, А. В. Исследования и статьи / А. В. Бакушинский / - М.: Советский художник, 1981. - 350 с.
3. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н. Волков / - М.: Искусство,1984. - 320 с.
4. Делакруа, Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках / Э. Делакруа. - М.: 1960. - 314 с.
5. Лазарев, В. С. Поташник, М. М. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева - М.: Новая школа, 1995. - 464 с.
6. Лукьянов, Б. Изобразительное искусство в школе / Б.Лукьянов // Художник. - 1986. -№ 9. - С. 25-29.
7. Толстоухова, А. В. О проблемах развития начального художественного образования в Якутии // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - N° 3. - С. 226 - 231
8. Макарова, Т. А. Гуманизация образования в сельском дошкольном учреждении. (Якутия) // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - N° 3. - С. 231 - 236
УДК 373.008
Ш. С. Гаджимагомедова
К ВОПРОСУ О гражданско-патриотическом ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В период радикальных экономических, социально-политических и культурных преобразований начала XXI в. в государственной системе образования России наметились тенденции возрождения народных, традиционных форм воспитания подрастающего поколения. Очевидно, что возрождение России невозможно без национальной ориентации, без учета психолого-эт-нических особенностей народов, изучения богатого педагогического опыта,