Научная статья на тему 'Активизация самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ'

Активизация самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
831
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА / АКТИВИЗАЦИЯ / ART-CREATIVE ACTIVITY / ART SCHOOL / ACTIVIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морылёв Сергей Иванович

Автор на основе программы «Комплексное образное художественное обучение в детской художественной школе» рассматривает художественно-творческую деятельность в рамках комплексного взаимодействия изучаемых предметов, опираясь на примеры из классического отечественного и мирового искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activization of pupils' independent artistic creative activity in art schools

The author presents his the program «Complex fine art training at children's art school» as a part of pupils' independent artistic creative activity in art schools, leaning on examples from classical Russian and world art.

Текст научной работы на тему «Активизация самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ»

УДК 374.26

С. И. Морылёв

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ

В настоящее время возникла потребность в создании такой программы, которая была бы интересной и увлекательной как для ученика, так и удобной в работе учителя.

Проанализировав прежние программы, мы выяснили, что обучение перестало соответствовать изменившимся социокультурным условиям, её узость и обобщенность не давала полного раскрытия творческого потенциала учителя и учащихся, слабо прослеживалась межпредметная связь, недостаточное внимание уделялось особенностям национальной культуры и быта, что ограничивает возможность активизации самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся.

Опираясь на многолетний опыт работы с детьми и передовые программы России и ближнего зарубежья в данном направлении, нами была разработана программа «Комплексное образно - художественное обучение в детской художественной школе».

В данной Программе особое внимание было уделено целевому компоненту.

В определении понятия цели мы опираемся на точку зрения В. С. Лазарева, что « это образ ожидаемого результата, которого можно реально достичь к чётко определённому моменту времени. Но цель не просто образ желаемого результата, а образ:

1) с фиксированным временным отрезком,

2) с соотнесением возможностей и сроков исполнения,

3) с достижимостью поставленной цели,

4) с фактически ожидаемым результатом» [5, с. 217].

Согласно заданных целей и прогнозируемых результатов составлялось планирование развития художественной школы и художественно-творческой деятельности учащихся.

Особенности обучения учащихся по программе определяется заложенной в ней идеей комплексного, тесного взаимодействия изучаемых предметов. У учащихся формируются методы и приёмы изображения, опираясь на примеры из классического, отечественного и мирового искусства как основы развития осознанного восприятия формы и цвета в их гармоническом единстве.

При этом процесс обучения строится:

- на неразрывной связи всех элементов изобразительного языка: рисун-

ка, живописи, лепки, композиции и истории искусства. Изображаемая форма предмета рассматривается с различных сторон как единая система. При этом изучение основных понятий, приёмов и методов не дублируется, а постепенно переносится с одного учебного предмета на другой. На рисунке изучается построение формы предмета, на живописи его цвет, на лепке рассматривается конструкция предмета в объёме;

- на умении учащихся самостоятельно выбирать формат, пользоваться материалом, применять соответствующую технику исполнения;

- на усвоении учащимися последовательности в работе: от общего к частному и затем снова к общему;

- на осмыслении учащимися необходимых понятий и терминов;

- на умении учащимися работать самостоятельно.

Как показала наша опытная работа, эффективность художественно-творческой деятельности учащихся художественной школы повысилась благодаря разработанной и апробированной комплексной программы.

В основе базовой позиции программы лежит реализм, который реализуется через принцип пространственно-конструктивного изображения формы предмета.

Форма предмета изучается, анализируется, строится на плоскости листа и в объёме через линейно-воздушное, тонально-цветовое, конструктивно-объёмное построение:

- на уроках рисунка изучаются приёмы и методы построения предмета с натуры. Ведётся обучение основным приёмам работы различными художественными материалами от простого карандаша до разнообразных мягких материалов: уголь, сангина, соус. Изучается композиция натюрморта, интерьера, портрета. Выполняются краткосрочные наброски с натуры;

- на уроках живописи продолжается знакомство с построением предмета с натуры и изучением композиции натюрморта. Ведётся обучение основным приёмы работы акварелью и гуашью: лессировка, а-ля прима, гризайль, «по сырому». Длительные работы чередуются с краткосрочными этюдами с натуры;

- на уроках лепки закрепляет работа с изучением построения предмета в объёме. Ведётся обучение основным приёмы работы от плоских форм к объёмным;

- на уроках истории искусства ведётся анализ картин, изучаются каноны, стили эпох, рассматриваются методы работы над композицией необходимые для применения на уроках станковой и декоративной композиции. Изучается не только и не столько биография художника, сколько те приёмы, методы и законы построения композиции которые он разработал и внедрил;

- на уроках станковой композиции изучаются основные законы, пра-

вила, приёмы и средства композиции. Композиционные задания построены параллельно темам с историей искусств. Ведётся обучение основным приёмы работы на плоскости листа: от реалистичной композиции до абстрактной;

- на уроках декоративно-прикладной композиции учащиеся знакомятся с комбинаторикой, ритмом, узором, конструированием. Ведётся обучение основным приёмам работы в различных видах декоративно-прикладного искусства: соломка, батик, коллаж, монотипия, витраж, роспись предметов и др.

Важным моментом межпредметной связи является рассмотрение следующих приёмов и методов эффективности художественно-творческой деятельностиучащихся:

1. Интегрированный художественный подход к процессу организации занятий по художественной предметно - пространственной деятельности.

2. Перенос наблюдаемого явления в художественную форму (рисунок, объём, конструкцию, пространство, живопись, станковую и декоративную композицию).

3. Освоение мирового историко - культурного наследия на основе уроков истории искусства.

Разнообразие художественных материалов, приёмов и техник расширяет диапазон интересов, выявляет склонность учащихся к творчеству. Предусматривает условия для успешной художественно-творческой деятельности учащихся.

Опираясь на законы, выявленные и описанные в теоретических трудах художников, искусствоведов (М. В. Алпатов, А. В. Бакушинский,

Н. Н. Волков, Э. Делакруа и др.) мы попытались систематизировать и дать характеристику каждого закона.

Нами выделены следующие законы, которые сложились в мировой практике:

• закон светотени;

• закон линейной и воздушной перспективы;

• закон конструктивного строения;

• закон локального цвета;

• закон цветового рефлекса;

• закон теплохолодности;

• закон контраста;

При выполнении творческой работы учащийся, опираясь на объективно существующие законы природы и выявляя необходимые художественные средства изображения, способен будет открыть новые законы. Система отобранных и включенных в программу вышеназванных законов вырабатывает мастерство учащихся, оберегает работу от неудач, сокращая этим затраты времени и энергии.

Специфика названной системы художественных законов состоит в следующем:

- основа теоретических знаний законов служит опорой для практического освоения художественных средств;

- любой отдельный закон художественного изображения - составная часть системы;

- постепенное усложнение задач художественного изображения обусловлено выявленной последовательностью законов;

- отсутствие лишнего (принцип минимальной достаточности);

Мы разделяем позицию М. М. Поташника и В. С. Лазарева, которые выделяют требования к программе и отмечают, «чтобы отвечать своему назначению программа должна обладать семью качествами:

1. Актуальность программы заключается в ориентации её на решение наиболее значимых для школы проблем, решение которых дало максимальный эффект.

2. Прогностичность её позволяет соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализована.

3. Рациональность позволяет получить максимально эффективный результат.

4. Реалистичность соответствие между желаемым и возможным. Есть всё необходимое для достижения поставленной цели.

5. Целостность в согласованности поставленных целей и действий для их достижения.

6. Контролируемость возможность определять конечные и промежуточные цели ожидаемых результатов.

7. Чувствительность к сбоям и своевременное обнаружение отклонения реального положения дел от предусмотренного программой.

Отсутствие у программы какого-либо из перечисленных свойств будет приводить к тому, что желаемые результаты не будут получены вовсе или они будут получены в более поздние сроки и с большими затратами»[5, с. 193-194].

Для активизации самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ необходимо, чтобы программа обеспечивала тесная взаимосвязь всех изучаемых предметов, как в общеобразовательной, так и в художественной школе.

В современной общеобразовательной школе на изучение уроков ИЗО отведено от 1 до 1,5 часов в неделю.

Преподавание состоит из двух самостоятельных, но тесно взаимосвязанных разделов: восприятия и практической работы с изобразительными материалами.

В раздел восприятия входит эстетическое восприятие действительности и восприятие искусства.

В раздел практической работы входят три вида с изобразительной деятельности:

- изображение на плоскости (живопись, графика),

- изображение в объёме (лепка)

- декоративно - прикладная деятельность.

Каждый из разделов и видов практической работы на уроке включает определённый объём знаний, умений и навыков, предусмотренных программой общеобразовательной школы.

Для решения некоторых учебных задач планируется проведение циклов уроков, где выполняются работы разных видов деятельности.

В программе предусмотрены и коллективные задания, выполняя которые ученики начинают сознавать свою работу как часть художественной деятельности в классе, школе.

Занятия изобразительным искусством призваны формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, обеспечивают формирование умения видеть и активно утверждать прекрасное в человеческих отношениях, в труде, природе, искусстве, приобщать школьников к художественному творчеству, формировать стремление посильно участвовать в охране природы, памятников истории и культуры, в заботе о красоте родного края, школы, своего дома, своего облика. Вместе с тем выразительность детских художественных работ не является простым следствием обучения изобразительной грамотности и нуждается в специальных методах работы учителя.

Изобразительное искусство оказывает большое влияние на общее воспитание, образование и развитие школьников. Зрительная комбинаторика и навыки визуализации условий мысленно решаемых задач являются основой всех видов творческого мышления, в т. ч. математического (ошибки пространственных представлений являются третьей по важности причиной общей неуспеваемости в школе).

Умение рисовать и лепить, а также сформированность зрительно-образных и пространственных представлений помогают учащимся усваивать содержание учебных дисциплин. Графические умения и навыки объемного конструирования способствуют изучению геометрии и черчения, непосредственно связаны с трудовым обучением и техническим творчеством школьников.

Изобразительное искусство - единственный учебный предмет, специально направленный на совершенствование деятельности зрительной системы ребёнка. Зрительное восприятие мира и навыки изобразительной деятельности формируются постепенно вместе с психическим развитием детей и освоением ими социального опыта изображения.

В первоначальном зрительном обследовании мира главная роль принадлежит движению руки и глаза по контуру, с которого считывается основ-

ная информация о форме и цвете предметов. В 5-6 летнем возрасте дети, как правило, ещё не могут читать, писать, следовательно, не могут раскрыть свои способности в этой сфере, но почти все они с большим или меньшим успехом рисуют и делают это с огромным удовольствием, создавая при этом свой первый «творческий» продукт. При этом ведущая роль переходит от движения руки к слежению глазами (после 5 лет).

Рисование способствует развитию мелкой моторики пальцев и кисти руки, что, в свою очередь, развивает интеллект. Наблюдение визуальных объектов развивает его аналитические способности, зрительную память, расширяет представления об окружающем мире.

Постепенно взгляд начинает обследовать и внутреннюю структуру формы, В координации руки и глаза ведущая роль зрения устанавливается примерно к 7 годам. А. В. Бакушинский [2, с. 63] различал в рисунках детей двигательную (у младших) и зрительную (у подростков) установку психики. Оптимальным периодом подготовки физиологических и психологических предпосылок изобразительной деятельности является возраст 8-14 лет, а критическим - 12-14 лет (прекращается стихийное массовое увлечение рисованием, ведущая роль переходит к литературному творчеству; по современным данным, массовое стремление к изобразительной деятельности под руководством педагога сохраняется до 10-12 лет). Осознанность целостного и обобщенного видения объектов начинает складываться у детей с 6 лет, передачи пропорций - с 7, светотени - с 13, элементарной перспективы - с 9-13, цвета - с 8 лет, хотя по уровню зрительной памяти и различению оттенков цвета дети 3-5 лет нередко опережают взрослого художника. Заметный рост остроты поля зрения и глазомера отмечается лишь с 10 лет. Высшего уровня эти показатели достигают к 14 годам (после 14 лет острота зрения у людей лишь снижается) способность к конструктивному пространственному мышлению начинает формироваться с 10-14 лет. Общая готовность к решению изобразительных задач, близкая к уровню деятельности взрослых художников и наиболее успешность художественного творчества складывается к 13-14 годам.

Ребенок уже в 4-5 лет и даже еще раньше понимает, что он умеет и чего не умеет, что он может и чего не может. И когда ему хочется что-то изобразить, то тем самым он стремится выразить свое отношение к миру, отразить в изображении свои детские знания о мире.

Итак, для того чтобы программа «Комплексное образно-художественное обучение в ДХШ» стала более доступной, удобной для преподавателей и для усвоения знаний учащимися необходима тесная взаимосвязь всех изучаемых предметов.

Как показал опыт многолетней работы, реализация данной программы способствовала раскрытию личности учащегося, творческих способностей, научила самостоятельно пользоваться полученными в процессе

обучения знаниями, позволила сделать первые шаги в познании искусства, помогла в определении не только дальнейших увлечений учащихся, но и они оказало влияние на выбор их жизненного пути.

Активизации самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ способствует и то, что занятия проходят в кабинетах оснащенных необходимым оборудованием, моделями, методическими, наглядными пособиями. В фойе школы действует постоянно обновляющаяся выставка художественных образцов, сделанная выпускниками и учащимися, где фантазия и мастерство превращают простой материал в подлинное произведение искусства, уделяется достаточное внимание выставкам, как учеников, так и преподавателей как итог долгого труда вверх к мастерству. Выставки посвящаются различным темам, жанрам, техникам, что активизирует художественно-творческую деятельность учащихся художественных школ.

Библиографический список

1. Алпатов, М. В. Композиция в живописи / М. В. Алпатов - М. :Л, 1940. С. 3-7.

2. Бакушинский, А. В. Исследования и статьи / А. В. Бакушинский / - М.: Советский художник, 1981. - 350 с.

3. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н. Волков / - М.: Искусство,1984. - 320 с.

4. Делакруа, Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках / Э. Делакруа. - М.: 1960. - 314 с.

5. Лазарев, В. С. Поташник, М. М. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева - М.: Новая школа, 1995. - 464 с.

6. Лукьянов, Б. Изобразительное искусство в школе / Б.Лукьянов // Художник. - 1986. -№ 9. - С. 25-29.

7. Толстоухова, А. В. О проблемах развития начального художественного образования в Якутии // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - N° 3. - С. 226 - 231

8. Макарова, Т. А. Гуманизация образования в сельском дошкольном учреждении. (Якутия) // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - N° 3. - С. 231 - 236

УДК 373.008

Ш. С. Гаджимагомедова

К ВОПРОСУ О гражданско-патриотическом ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В период радикальных экономических, социально-политических и культурных преобразований начала XXI в. в государственной системе образования России наметились тенденции возрождения народных, традиционных форм воспитания подрастающего поколения. Очевидно, что возрождение России невозможно без национальной ориентации, без учета психолого-эт-нических особенностей народов, изучения богатого педагогического опыта,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.