Научная статья на тему 'Формирование готовности художника-педагога к использованию интерактивных технологий в обучении детей основам композиции'

Формирование готовности художника-педагога к использованию интерактивных технологий в обучении детей основам композиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
491
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ / ПРОПЕДЕВТИКА / ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ / COMPOSITION BASES / PROPAEDEUTICS / ART TEACHER / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / PC TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисенко Виктор Иванович, Трандасир Ульяна Николаевна

Для успешных занятий детей изобразительной деятельностью, развития их творческих способностей необходимо сформировать готовность художника-педагога к использованию интерактивных образовательных технологий. Информационные технологии позволяют сделать занятия по композиции более интенсивными, помогают заинтересовать учащихся, повысить уровень их художественного образования и развить творческие способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисенко Виктор Иванович, Трандасир Ульяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ART TEACHER’S SKILLS IN INTERACTIVE TECHNOLOGIES USE DURING COMPOSITION BASES LESSONS

For successful study of fine arts by children, as well as development of their creative talent, a teacher needs to use interactive educational technologies. The interactive technologies allow to make composition bases lessons more intensive, awake pupils’ interest, and improve their artistic skills and creative abilities.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности художника-педагога к использованию интерактивных технологий в обучении детей основам композиции»

УДК 75.022.81

Денисенко Виктор Иванович

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры живописи Кубанского государственного университета [email protected]

Трандасир Ульяна Николаевна

Denisenko Victor Ivanovich

PhD in Education Science, Professor of the Pictorial Art Department, Kuban State University [email protected]

Trandasir Uliana Nikolaevna

преподаватель детской художественной школы им. Эрьзя, г. Новороссийск [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИИ

Teacher, Erzia Children’s Art School, Novorossiysk [email protected]

FORMATION OF ART TEACHER’S SKILLS IN INTERACTIVE TECHNOLOGIES USE DURING COMPOSITION BASES LESSONS

Аннотация:

Для успешных занятий детей изобразительной деятельностью, развития их творческих способностей необходимо сформировать готовность художника-педагога к использованию интерактивных образовательных технологий. Информационные технологии позволяют сделать занятия по композиции более интенсивными, помогают заинтересовать учащихся, повысить уровень их художественного образования и развить творческие способности.

Ключевые слова:

основы композиции, пропедевтика, художник-педагог, интерактивные технологии, электронное пособие.

Summary:

For successful study of fine arts by children, as well as development of their creative talent, a teacher needs to use interactive educational technologies. The interactive technologies allow to make composition bases lessons more intensive, awake pupils’ interest, and improve their artistic skills and creative abilities.

Keywords:

composition bases, propaedeutics, art teacher, interactive technologies, PC textbook.

В современных условиях развития системы народного образования очень остро встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В ее решении важнейшая роль отводится композиции, как средству художественного развития учащихся, охватывающей целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности [1].

Проблемы развития изобразительной деятельности у детей исследовали педагоги Е.А. Флерина, Я.А. Башилов, К.М. Лепилов, Е.В. Разыграев, психологи Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, И.Л. Ермаков, А.М. Шуберт и искусствоведы Ф.И. Шмидт, А.В. Бакушинский и другие [2].

Полагаем, что в первом классе ДХШ в сознании детей должны быть заложены основы формирования главных понятий, связанных с композиционным (творческим) мышлением. В дальнейшем именно развитое мышление, глубокие знания и практика позволят правильно поставить их зрительное восприятие, то есть видение художника.

Занятия композицией художественного дополнительного образования детей (ДОД) в детских художественных школах (ДХШ) и детских школах искусств (ДШИ) являются наиболее продуктивным способом художественного развития и априори содержат творческое начало. Они включают в себя различные виды деятельности: сбор материала по теме работы; наблюдения; рисунки с натуры; работу над эскизами; анализ произведений великих мастеров, позволяющий проникнуть в специфику труда художника [3]. Вместе с тем нами установлено, что большой потенциал, заложенный в изучении композиции, способствующий прогрессу художественного развития ребенка, тем не менее, остается невостребованным в большинстве дХш.

Проведенный нами анализ педагогических трудов, посвященных обучению композиции учащихся в системе дополнительного образования, также подтверждает тот факт, что ряд ас-

пектов, связанных как с построением системы обучения основам композиции в целом, так и с недостаточной разработанностью подходов, повышающих эффективность обучения основам композиции учащихся в первом классе ДХШ, остается неисследованным. Отсюда, как следствие, проистекают следующие противоречия между:

- существующими общими проблемами обучения детей основам композиции в системе дополнительного образования детей (ДОД) и отсутствием необходимой психологопедагогической и методической готовности художника-педагога к этой работе;

- имеющимися возможностями системы дополнительного образования детей и отсутствием программно-технологического решения проблемы формирования готовности будущих художников-педагогов в рамках педагогической практики;

- необходимостью приобщения учащихся к изучению основ композиции на начальном этапе в образовательном процессе и отсутствием поэтапной системы обучения композиции.

Эти противоречия определили проблему исследования применения интерактивных технологий как средства формирования готовности художника-педагога к обучению основам композиции детей в системе ДОД. Первостепенное решение этой проблемы позволит выпускнику педвуза, используя новые формы, средства и методы обучения основам композиции детей в системе (ДОД), эффективно добиваться стратегической цели развития активности и самостоятельности их творческого мышления. Чтобы композирование стало способом и средством активизации творческой и познавательной деятельности учащихся. Уже в процессе педагогической практики студентов необходимо: учить детей самостоятельно ставить и решать проблемы; привлекать для достижения творческого результата знания из различных смежных областей; уметь предугадывать конечный результат творческой деятельности. При этом все творческие знания, получаемые в процессе обучения, учащиеся должны уметь реализовывать на практике.

Полагаем, что методы обучения основам изобразительной деятельности детей в системе (ДОД) должны быть направлены на поиски путей развития активности и самостоятельности их мышления. Композирование один из способов активизации как творческой, так и познавательной деятельности учащихся. Для достижения результата необходимо: научить детей самостоятельно ставить и решать проблемы; привлекать для достижения творческого результата знания из различных смежных областей; уметь предугадывать конечный результат творческой деятельности. Композиционная деятельность ставится путем, способом организации познания и основой творческой деятельности. При этом все теоретические знания, получаемые в процессе обучения, учащиеся должны уметь реализовывать на практике.

От студента-практиканта, будущего художника, требуется не только умение отобрать наиболее интересные, посильные темы заданий, владение всем арсеналом приемов и методов изображения предметного мира, но и готовность создать необходимые психологопедагогические условия для максимальной самостоятельности обучаемых в совместной, сотворческой деятельности. При этом, исходя из принципов развивающего обучения, он должен занимать по отношению к обучающимся позицию сотрудника, являющегося толерантным лидером учебного процесса.

Для того чтобы дети могли успешно заниматься изобразительной деятельностью и развивать свои творческие способности, необходимо научить их не только наблюдать и изучать окружающую действительность, но и знать научные основы композиции [4]. Композицию нужно изучать как предмет, с помощью которого овладевают законами и взаимосвязями между элементами художественной формы, между содержанием и формой, - законами, обуславливающими создание художественного целого [5]. Главные задачи, которые стоят перед художником-педагогом: пробуждение в учащихся любви к прекрасному в природе, жизни, искусстве [6].

Каждый практикант еще до встречи с детьми должен усвоить, что по существу обучения основам композиции первоклассников ДХШ - это постоянное применение метода проектов, который позволяет организовать подлинно творческую самостоятельную деятельность детей. Их деятельность должна быть направлена с первых занятий на освоение пространства художественной культуры. Композиция дает такую возможность на основе синтеза разных видов изобразительной деятельности (графической, живописной, декоративной и т.д.).

С этой целью нами была разработана программа, направленная на усвоение учащимися основных выразительных средств композиции: точка, линия, пятно, фактура, тон и цвет. Теоретическая часть раскрывает изучение основных закономерностей композиции и дополнены графическими упражнениями, направленными на развитие абстрактного мышления и ассоциативного восприятия ребенка.

К основным задачам программы мы относим: привитие учащимся элементарных композиционных навыков, развитие способностей к творческому мышлению, подготовка теоретической и методической базы для дальнейшего их творческого развития.

Для того чтобы сделать процесс обучения основам композиции более эффективным и качественным, необходимо использовать познания из разных предметных областей: психологии; педагогики; геометрии и т.д. Педагогу нужно постоянно обобщать и оценивать имеющийся опыт передовой педагогической мысли и прогнозировать результат обучения. Кроме того, нужно не только хорошо ориентироваться в современных образовательных педагогических технологиях, но и уметь применять их в своих практических и теоретических изысканиях [7].

Как показала наша практика, применение наукоемких информационных технологий -мощный стимул в повышении качества художественного образования детей. Посредством таких занятий активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Другой причиной является использование детской заинтересованности в современных технологиях, что тоже способствует мотивации учебной изобразительной деятельности.

Достижения традиционной методики обучения изобразительной деятельности в совокупности с правильно подобранными интерактивными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Основополагающими принципами процесса обучения и воспитания становится активизация самообразования и всемирное развитие творческой самореализации ребенка. Согласно этим ведущим принципам, самостоятельная работа учащихся должна настойчиво и последовательно направляться на расширение их кругозора, развитие навыков творческой работы на основе комплексного интеграционного усвоения изобразительных дисциплин (рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство и т.д.). Любое композиционное задание требует от учащихся умения не только ориентироваться в объеме информации, полученной самостоятельно или от педагога по предмету, но и проявления потенциальных творческих способностей, развития воображения. Художник-педагог должен способствовать становлению умений синтезировать полученную информацию и придать завершенной работе соответствующую художественную форму, адекватную замыслу начинающего творца.

Мы также отводим современным информационным технологиям ведущую роль в процессе обучения учащихся, являющимся одним из условий и залогом свободного развития их творческой личности.

Сегодня в процессе обучения композиции будущих художников-педагогов наряду с традиционными печатными изданиями мы применяем электронные учебные пособия, которые используются как для дистанционного образования, так и для организации и контроля самостоятельной работы учащихся ДХШ на педпрактике.

На сегодняшний день компьютерные технологии в системе ДОД практически не применяются. Они не задействованы для развития художественных навыков ни в школах искусств, ни в специализированных художественных школах, хотя потенциал этих технологий позволяет их применять и в общеобразовательной, и в системе начального художественного образования.

Мы считаем, что процесс обучения композиции в первом классе ДХШ должен осуществляться не только в доступной возрасту форме, но и быть увлекательным, будить воображение маленького художника, развивать его индивидуальные творческие способности. Он также должен иметь крепкую теоретическую основу и быть связан с практическими занятиями. Без теоретических знаний практические умения и навыки мастерства вырабатываются у детей механически, быстрее забываются и требуют более длительных сроков усвоения. Для этого нами было разработано не только печатное пособие по композиции [8], но и электронно-методическое пособие, (ЭУМП), представляющее собой не электронный вариант книги (функции которой ограничиваются возможностью перехода из оглавления по гиперссылке на искомую главу), а доступный и мощный инструмент для самостоятельного изучения закономерностей композиции.

Важнейшим преимуществом электронного пособия является тот факт, что большая часть теории композиции подается в концентрированном виде и учащимся не приходится тратить время на поиск этого материала по различным источникам. Кроме того, учащийся может провести самопроверку усвоенного материала, так как в пособии содержатся тестовые вопросы для проверки знаний.

Использование ЭУМП позволяет художнику-педагогу создать условия для погружения ребенка в мир искусства, дает возможность виртуального созерцания его своими глазами, стать участником того или иного события, так как предмет композиции предполагает получать оптимальные знания в этой области через созерцание, то компьютерные технологии - это самые лучшие помощники не только учителя, но и учащихся.

Для достижения поставленных целей, в ходе занятий по композиции, нами были использованы возможности компьютера в создании презентаций с помощью программы Power Point. Работа с этой программой является эффективным средством формирования технологической культуры студента, будущего педагога, так как, создавая презентационный материал, преподавателю необходимо ясно представлять и выделять все его структурные компоненты. Для этого необходимо отобрать содержание, сформулировать цель, художественно-педагогическую идею

занятия, определить его структуру, выделить задачи, содержание, средства для каждого из этапов освоения композиции. Учащиеся под руководством практикантов с удовольствием и сами создают презентации к занятиям по композиции. Презентации помогают ярче увидеть мир искусства, так как они насыщенны иллюстративным материалом. Использование электронного пособия очень эффективно в применении, поскольку оно содержит необходимые теоретические сведения, иллюстративный ряд, проверочный материал. Пособие по композиции также снабжено словарем художественных терминов (глоссарием). Очень большой интерес у учащихся вызывают тестовые задания для проверки знаний, умений и навыков. Детям нравится отвечать на вопросы теста, так как он сразу выдает результат их деятельности.

Таким образом, электронное учебно-методическое пособие может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Для учащегося оно выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента и объекта обучения.

Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на занятиях композиции позволяет:

1) активно развивать творческие и познавательные способности каждого учащегося;

2) применять графику, цвета, помогает моделировать различные ситуации;

3) создавать эмоциональный настрой, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Предложенная нами система обучения основам композиции первоклассников ДХШ и ДШИ строится по принципу вариативности, что позволяет педагогу-практику осуществлять выбор времени и объема, необходимых для выполнения каждого конкретного задания, а наличие электронно-методического пособия у каждого учащегося помогает лучше усваивать материал. Сложность и последовательность выполняемой работы могут варьироваться в зависимости от конкретных условий и возможностей организации учебного процесса, соответствия учебнотворческим задачам художника-педагога, а также от индивидуальных особенностей обучаемых.

Опыт внедрения интерактивных методов обучения в рамках формирующего эксперимента и на педпрактике студентов ХГФ позволил сделать следующие выводы:

- процесс освоения композиции по нашей экспериментальной программе с использованием ЭУМП способствует успешному развитию творческой активности и композиционного мышления первоклассников ДХШ;

- совершенствование качества обучения основам композиции будущих художников-педагогов за счет использования эффективных педагогических средств на занятиях композиции способствует оптимальному художественному развитию учащихся.

Сочетание учебной и игровой деятельности в процессе использования компьютерных технологий не только влияет на повышение качества знаний учащихся, но помогает удерживать внимание ребят на протяжении всего занятия.

Полученные первые положительные результаты стали основой для дальнейшего развития и совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации учебновоспитательного процесса как в системе подготовки художника-педагога на ХГФ педвузов, так и в поиске эффективных форм и способов обучению композиции в системе ДОД.

Ссылки:

1. Кропина Р.А. Композиция как один из критериев оценки художественного развития ребенка. СПб., 2006.

2. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. М., 1910.

3. Полунина В.Н. Искусство и дети. М., 1982.

4. Беда В.Г. Основы изобразительной грамоты. М., 1989.

5. Бадян В.Е., Денисенко В.И. Основы композиции. М., 2011.

6. Изобразительное искусство и художественный труд: по программе Неменского Б.М. / сост. Александрова А.Г., Капустина Н.В. Волгоград, 2006.

7. Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе. М., 1990.

8. Трандасир У.Н., Денисенко В.И. Композиция. Краснодар, 2010.

References (transliterated):

1. Kropina R.A. Kompozitsiya kak odin iz kriteriev otsenki khudozhestvennogo razvitiya rebenka. SPb., 2006.

2. Bekhterev V.M. Pervonachal'naya evolyutsiya detskogo risunka v ob"ektivnom izuchenii. M., 1910.

3. Polunina V.N. Iskusstvo i deti. M., 1982.

4. Beda V.G. Osnovy izobrazitel'noy gramoty. M., 1989.

5. Badyan V.E., Denisenko V.I. Osnovy kompozitsii. M., 2011.

6. Izobrazitel'noe iskusstvo i khudozhestvenniy trud: po programme Nemenskogo B.M. / comp. by Aleksandrova A.G., Kapustina N.V. Volgograd, 2006.

7. Vinogradova G.G. Izobrazitel'noe iskusstvo v shkole. M., 1990.

8. Trandasir U.N., Denisenko V.I. Kompozitsiya. Krasnodar, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.