УДК 75.022.81
Денисенко Виктор Иванович
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры живописи Кубанского государственного университета [email protected]
Трандасир Ульяна Николаевна
Denisenko Victor Ivanovich
PhD in Education Science, Professor of the Pictorial Art Department, Kuban State University [email protected]
Trandasir Uliana Nikolaevna
преподаватель детской художественной школы им. Эрьзя, г. Новороссийск [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИИ
Teacher, Erzia Children’s Art School, Novorossiysk [email protected]
FORMATION OF ART TEACHER’S SKILLS IN INTERACTIVE TECHNOLOGIES USE DURING COMPOSITION BASES LESSONS
Аннотация:
Для успешных занятий детей изобразительной деятельностью, развития их творческих способностей необходимо сформировать готовность художника-педагога к использованию интерактивных образовательных технологий. Информационные технологии позволяют сделать занятия по композиции более интенсивными, помогают заинтересовать учащихся, повысить уровень их художественного образования и развить творческие способности.
Ключевые слова:
основы композиции, пропедевтика, художник-педагог, интерактивные технологии, электронное пособие.
Summary:
For successful study of fine arts by children, as well as development of their creative talent, a teacher needs to use interactive educational technologies. The interactive technologies allow to make composition bases lessons more intensive, awake pupils’ interest, and improve their artistic skills and creative abilities.
Keywords:
composition bases, propaedeutics, art teacher, interactive technologies, PC textbook.
В современных условиях развития системы народного образования очень остро встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В ее решении важнейшая роль отводится композиции, как средству художественного развития учащихся, охватывающей целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности [1].
Проблемы развития изобразительной деятельности у детей исследовали педагоги Е.А. Флерина, Я.А. Башилов, К.М. Лепилов, Е.В. Разыграев, психологи Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, И.Л. Ермаков, А.М. Шуберт и искусствоведы Ф.И. Шмидт, А.В. Бакушинский и другие [2].
Полагаем, что в первом классе ДХШ в сознании детей должны быть заложены основы формирования главных понятий, связанных с композиционным (творческим) мышлением. В дальнейшем именно развитое мышление, глубокие знания и практика позволят правильно поставить их зрительное восприятие, то есть видение художника.
Занятия композицией художественного дополнительного образования детей (ДОД) в детских художественных школах (ДХШ) и детских школах искусств (ДШИ) являются наиболее продуктивным способом художественного развития и априори содержат творческое начало. Они включают в себя различные виды деятельности: сбор материала по теме работы; наблюдения; рисунки с натуры; работу над эскизами; анализ произведений великих мастеров, позволяющий проникнуть в специфику труда художника [3]. Вместе с тем нами установлено, что большой потенциал, заложенный в изучении композиции, способствующий прогрессу художественного развития ребенка, тем не менее, остается невостребованным в большинстве дХш.
Проведенный нами анализ педагогических трудов, посвященных обучению композиции учащихся в системе дополнительного образования, также подтверждает тот факт, что ряд ас-
пектов, связанных как с построением системы обучения основам композиции в целом, так и с недостаточной разработанностью подходов, повышающих эффективность обучения основам композиции учащихся в первом классе ДХШ, остается неисследованным. Отсюда, как следствие, проистекают следующие противоречия между:
- существующими общими проблемами обучения детей основам композиции в системе дополнительного образования детей (ДОД) и отсутствием необходимой психологопедагогической и методической готовности художника-педагога к этой работе;
- имеющимися возможностями системы дополнительного образования детей и отсутствием программно-технологического решения проблемы формирования готовности будущих художников-педагогов в рамках педагогической практики;
- необходимостью приобщения учащихся к изучению основ композиции на начальном этапе в образовательном процессе и отсутствием поэтапной системы обучения композиции.
Эти противоречия определили проблему исследования применения интерактивных технологий как средства формирования готовности художника-педагога к обучению основам композиции детей в системе ДОД. Первостепенное решение этой проблемы позволит выпускнику педвуза, используя новые формы, средства и методы обучения основам композиции детей в системе (ДОД), эффективно добиваться стратегической цели развития активности и самостоятельности их творческого мышления. Чтобы композирование стало способом и средством активизации творческой и познавательной деятельности учащихся. Уже в процессе педагогической практики студентов необходимо: учить детей самостоятельно ставить и решать проблемы; привлекать для достижения творческого результата знания из различных смежных областей; уметь предугадывать конечный результат творческой деятельности. При этом все творческие знания, получаемые в процессе обучения, учащиеся должны уметь реализовывать на практике.
Полагаем, что методы обучения основам изобразительной деятельности детей в системе (ДОД) должны быть направлены на поиски путей развития активности и самостоятельности их мышления. Композирование один из способов активизации как творческой, так и познавательной деятельности учащихся. Для достижения результата необходимо: научить детей самостоятельно ставить и решать проблемы; привлекать для достижения творческого результата знания из различных смежных областей; уметь предугадывать конечный результат творческой деятельности. Композиционная деятельность ставится путем, способом организации познания и основой творческой деятельности. При этом все теоретические знания, получаемые в процессе обучения, учащиеся должны уметь реализовывать на практике.
От студента-практиканта, будущего художника, требуется не только умение отобрать наиболее интересные, посильные темы заданий, владение всем арсеналом приемов и методов изображения предметного мира, но и готовность создать необходимые психологопедагогические условия для максимальной самостоятельности обучаемых в совместной, сотворческой деятельности. При этом, исходя из принципов развивающего обучения, он должен занимать по отношению к обучающимся позицию сотрудника, являющегося толерантным лидером учебного процесса.
Для того чтобы дети могли успешно заниматься изобразительной деятельностью и развивать свои творческие способности, необходимо научить их не только наблюдать и изучать окружающую действительность, но и знать научные основы композиции [4]. Композицию нужно изучать как предмет, с помощью которого овладевают законами и взаимосвязями между элементами художественной формы, между содержанием и формой, - законами, обуславливающими создание художественного целого [5]. Главные задачи, которые стоят перед художником-педагогом: пробуждение в учащихся любви к прекрасному в природе, жизни, искусстве [6].
Каждый практикант еще до встречи с детьми должен усвоить, что по существу обучения основам композиции первоклассников ДХШ - это постоянное применение метода проектов, который позволяет организовать подлинно творческую самостоятельную деятельность детей. Их деятельность должна быть направлена с первых занятий на освоение пространства художественной культуры. Композиция дает такую возможность на основе синтеза разных видов изобразительной деятельности (графической, живописной, декоративной и т.д.).
С этой целью нами была разработана программа, направленная на усвоение учащимися основных выразительных средств композиции: точка, линия, пятно, фактура, тон и цвет. Теоретическая часть раскрывает изучение основных закономерностей композиции и дополнены графическими упражнениями, направленными на развитие абстрактного мышления и ассоциативного восприятия ребенка.
К основным задачам программы мы относим: привитие учащимся элементарных композиционных навыков, развитие способностей к творческому мышлению, подготовка теоретической и методической базы для дальнейшего их творческого развития.
Для того чтобы сделать процесс обучения основам композиции более эффективным и качественным, необходимо использовать познания из разных предметных областей: психологии; педагогики; геометрии и т.д. Педагогу нужно постоянно обобщать и оценивать имеющийся опыт передовой педагогической мысли и прогнозировать результат обучения. Кроме того, нужно не только хорошо ориентироваться в современных образовательных педагогических технологиях, но и уметь применять их в своих практических и теоретических изысканиях [7].
Как показала наша практика, применение наукоемких информационных технологий -мощный стимул в повышении качества художественного образования детей. Посредством таких занятий активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Другой причиной является использование детской заинтересованности в современных технологиях, что тоже способствует мотивации учебной изобразительной деятельности.
Достижения традиционной методики обучения изобразительной деятельности в совокупности с правильно подобранными интерактивными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Основополагающими принципами процесса обучения и воспитания становится активизация самообразования и всемирное развитие творческой самореализации ребенка. Согласно этим ведущим принципам, самостоятельная работа учащихся должна настойчиво и последовательно направляться на расширение их кругозора, развитие навыков творческой работы на основе комплексного интеграционного усвоения изобразительных дисциплин (рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство и т.д.). Любое композиционное задание требует от учащихся умения не только ориентироваться в объеме информации, полученной самостоятельно или от педагога по предмету, но и проявления потенциальных творческих способностей, развития воображения. Художник-педагог должен способствовать становлению умений синтезировать полученную информацию и придать завершенной работе соответствующую художественную форму, адекватную замыслу начинающего творца.
Мы также отводим современным информационным технологиям ведущую роль в процессе обучения учащихся, являющимся одним из условий и залогом свободного развития их творческой личности.
Сегодня в процессе обучения композиции будущих художников-педагогов наряду с традиционными печатными изданиями мы применяем электронные учебные пособия, которые используются как для дистанционного образования, так и для организации и контроля самостоятельной работы учащихся ДХШ на педпрактике.
На сегодняшний день компьютерные технологии в системе ДОД практически не применяются. Они не задействованы для развития художественных навыков ни в школах искусств, ни в специализированных художественных школах, хотя потенциал этих технологий позволяет их применять и в общеобразовательной, и в системе начального художественного образования.
Мы считаем, что процесс обучения композиции в первом классе ДХШ должен осуществляться не только в доступной возрасту форме, но и быть увлекательным, будить воображение маленького художника, развивать его индивидуальные творческие способности. Он также должен иметь крепкую теоретическую основу и быть связан с практическими занятиями. Без теоретических знаний практические умения и навыки мастерства вырабатываются у детей механически, быстрее забываются и требуют более длительных сроков усвоения. Для этого нами было разработано не только печатное пособие по композиции [8], но и электронно-методическое пособие, (ЭУМП), представляющее собой не электронный вариант книги (функции которой ограничиваются возможностью перехода из оглавления по гиперссылке на искомую главу), а доступный и мощный инструмент для самостоятельного изучения закономерностей композиции.
Важнейшим преимуществом электронного пособия является тот факт, что большая часть теории композиции подается в концентрированном виде и учащимся не приходится тратить время на поиск этого материала по различным источникам. Кроме того, учащийся может провести самопроверку усвоенного материала, так как в пособии содержатся тестовые вопросы для проверки знаний.
Использование ЭУМП позволяет художнику-педагогу создать условия для погружения ребенка в мир искусства, дает возможность виртуального созерцания его своими глазами, стать участником того или иного события, так как предмет композиции предполагает получать оптимальные знания в этой области через созерцание, то компьютерные технологии - это самые лучшие помощники не только учителя, но и учащихся.
Для достижения поставленных целей, в ходе занятий по композиции, нами были использованы возможности компьютера в создании презентаций с помощью программы Power Point. Работа с этой программой является эффективным средством формирования технологической культуры студента, будущего педагога, так как, создавая презентационный материал, преподавателю необходимо ясно представлять и выделять все его структурные компоненты. Для этого необходимо отобрать содержание, сформулировать цель, художественно-педагогическую идею
занятия, определить его структуру, выделить задачи, содержание, средства для каждого из этапов освоения композиции. Учащиеся под руководством практикантов с удовольствием и сами создают презентации к занятиям по композиции. Презентации помогают ярче увидеть мир искусства, так как они насыщенны иллюстративным материалом. Использование электронного пособия очень эффективно в применении, поскольку оно содержит необходимые теоретические сведения, иллюстративный ряд, проверочный материал. Пособие по композиции также снабжено словарем художественных терминов (глоссарием). Очень большой интерес у учащихся вызывают тестовые задания для проверки знаний, умений и навыков. Детям нравится отвечать на вопросы теста, так как он сразу выдает результат их деятельности.
Таким образом, электронное учебно-методическое пособие может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Для учащегося оно выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента и объекта обучения.
Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на занятиях композиции позволяет:
1) активно развивать творческие и познавательные способности каждого учащегося;
2) применять графику, цвета, помогает моделировать различные ситуации;
3) создавать эмоциональный настрой, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.
Предложенная нами система обучения основам композиции первоклассников ДХШ и ДШИ строится по принципу вариативности, что позволяет педагогу-практику осуществлять выбор времени и объема, необходимых для выполнения каждого конкретного задания, а наличие электронно-методического пособия у каждого учащегося помогает лучше усваивать материал. Сложность и последовательность выполняемой работы могут варьироваться в зависимости от конкретных условий и возможностей организации учебного процесса, соответствия учебнотворческим задачам художника-педагога, а также от индивидуальных особенностей обучаемых.
Опыт внедрения интерактивных методов обучения в рамках формирующего эксперимента и на педпрактике студентов ХГФ позволил сделать следующие выводы:
- процесс освоения композиции по нашей экспериментальной программе с использованием ЭУМП способствует успешному развитию творческой активности и композиционного мышления первоклассников ДХШ;
- совершенствование качества обучения основам композиции будущих художников-педагогов за счет использования эффективных педагогических средств на занятиях композиции способствует оптимальному художественному развитию учащихся.
Сочетание учебной и игровой деятельности в процессе использования компьютерных технологий не только влияет на повышение качества знаний учащихся, но помогает удерживать внимание ребят на протяжении всего занятия.
Полученные первые положительные результаты стали основой для дальнейшего развития и совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации учебновоспитательного процесса как в системе подготовки художника-педагога на ХГФ педвузов, так и в поиске эффективных форм и способов обучению композиции в системе ДОД.
Ссылки:
1. Кропина Р.А. Композиция как один из критериев оценки художественного развития ребенка. СПб., 2006.
2. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. М., 1910.
3. Полунина В.Н. Искусство и дети. М., 1982.
4. Беда В.Г. Основы изобразительной грамоты. М., 1989.
5. Бадян В.Е., Денисенко В.И. Основы композиции. М., 2011.
6. Изобразительное искусство и художественный труд: по программе Неменского Б.М. / сост. Александрова А.Г., Капустина Н.В. Волгоград, 2006.
7. Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе. М., 1990.
8. Трандасир У.Н., Денисенко В.И. Композиция. Краснодар, 2010.
References (transliterated):
1. Kropina R.A. Kompozitsiya kak odin iz kriteriev otsenki khudozhestvennogo razvitiya rebenka. SPb., 2006.
2. Bekhterev V.M. Pervonachal'naya evolyutsiya detskogo risunka v ob"ektivnom izuchenii. M., 1910.
3. Polunina V.N. Iskusstvo i deti. M., 1982.
4. Beda V.G. Osnovy izobrazitel'noy gramoty. M., 1989.
5. Badyan V.E., Denisenko V.I. Osnovy kompozitsii. M., 2011.
6. Izobrazitel'noe iskusstvo i khudozhestvenniy trud: po programme Nemenskogo B.M. / comp. by Aleksandrova A.G., Kapustina N.V. Volgograd, 2006.
7. Vinogradova G.G. Izobrazitel'noe iskusstvo v shkole. M., 1990.
8. Trandasir U.N., Denisenko V.I. Kompozitsiya. Krasnodar, 2010.