Научная статья на тему 'Формы организации учебной деятельности в вузе как важное условие профессионального становления студентов'

Формы организации учебной деятельности в вузе как важное условие профессионального становления студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1521
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ / МЕТОД РОЛЕВЫХ ИГР / ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROBLEM-DIALOGIC AND ACTIVITY APPROACHES / ROLE-PLAYING GAMES METHOD / CREATIVE EXPLORATION / INDEPENDENT THINKING / RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешалкин Александр Николаевич

В статье рассматриваются инновационные формы организации учебной деятельности в вузе: лекции-консультации, семинары в форме заочной экскурсии, исследовательские студенческие лаборатории. Систематическое и целенаправленное использование таких форм способствует профессиональному становлению будущих педагогов, способных решать сложные задачи, стоящие перед современной школой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of organization of learning activities in high school as an important condition for professional development of students

Innovative forms of learning activities in high school (lectures, consultations, seminars in the form of part-time tours, student research laboratories) are considered in the article. Systematic and purposeful use of these forms contributes to the professional development of expectant pedagogues capable of solving complicated problem the modern school faces.

Текст научной работы на тему «Формы организации учебной деятельности в вузе как важное условие профессионального становления студентов»

рые наряду с ориентацией на собственные силы, предприимчивостью способствует преодолению индивидуального психологического барьера, подавленности, пессимизма, неопределенности в жизненной перспективе, помогает упорядочить всю систему жизнедеятельности в условиях перехода к новым рыночным отношениям и, в конечном счете, выйти социуму из тупиковой ситуации [4, с. 10].

Достижение нового качественного уровня - конкурентоспособности выпускника в профессиональном образовательном учреждении невозможно на основе традиционных подходов и методик оценки качества профессиональной подготовки.

Правильно выстроенная система диагностических методик оценивания, комплексный (бинарно-рефлексивный) мониторинг обучения позволяют повысить качество и эффективность подготовки конкурентоспособного выпускника профессиональной школы, пользующегося повышенным спросом

у общества, свободомыслящего, самостоятельно управляющего собственным выбором действия и сферы применения.

Библиографический список

1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. - 2002. -№ 2. - С. 85-103; №3. - С. 277.

2. Андреев В.И. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образования // Педагогический мониторинг качества образования. - Казань: КГУ, 1999. - С. 4-16.

3. Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении. - Смоленск: Универсум, 2012. - 106 с.

4. Минин М.Г. Контроль качества обучения в школе и вузе // Проблемы качества образования: достижения, перспективы: Материалы науч.-практ. конф. (2-3 февраля 2011 г.). - Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2011. - 303 с.

УДК 378

Мешалкин Александр Николаевич

кандидат филологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ipp@ksu.edu.ru

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются инновационные формы организации учебной деятельности в вузе: лекции-консультации, семинары в форме заочной экскурсии, исследовательские студенческие лаборатории. Систематическое и целенаправленное использование таких форм способствует профессиональному становлению будущих педагогов, способных решать сложные задачи, стоящие перед современной школой.

Ключевые слова: проблемно-диалогический и деятельностный подходы, метод ролевых игр, творческий поиск, самостоятельное мышление, исследовательская деятельность.

Современная социально-экономическая ситуация диктует высшей школе необходимость поиска новых, более эффективных форм, методов и приемов обучения, совершенствования педагогического мастерства преподавателей. Это особенно актуально для вузов, выпускающих специалистов-педагогов. Деятельность современной общеобразовательной школы строится на развивающих системах, включающих проблемно-диалогический, личностно ориентированный, системно-деятельностный подходы в обучении, основу которых составляет положение о позиции ученика в образовательном процессе как субъекте учебной деятельности. Для достижения образовательного результата, определяемого образовательными стандартами нового поколения, учителю необходимо систематически и целенаправленно использовать интерактивные, деятельностные методы - проблемный, эвристический, исследовательский, проектный [4]. Однако школа еще не может «преодолеть репродуктивную образовательную парадигму» [1, с. 83]. Окончательно решить эту задачу способны лишь инициативные, творческие педагоги,

у которых в полной мере сформированы все компетенции, необходимые для его профессиональной деятельности.

Профессиональному становлению будущего учителя может способствовать проблемно-диалогический и деятельностный подходы в обучении в вузе, нацеливающие всех участников образовательного процесса на взаимодействие друг с другом по обмену информацией, совместному решению конкретных учебных задач, нахождению способов достижения дидактических целей. Такая коллективная слаженная работа обеспечивается, в частности, систематическим использованием нетрадиционных интерактивных форм организации учебной деятельности.

Под формой организации учебной деятельности мы понимаем концептуальную и методологическую основу для эффективной реализации учебных целей и получения планируемого результата. Поэтому каждая форма, о которой пойдет речь, предполагает набор методов и приемов как общих, так и частных, индивидуальных, адекватных опыту, педагогическому мастерству преподавателя, обра-

112

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Мешалкин А.Н., 2014

Формы организации учебной деятельности в вузе как важное условие профессионального становления..,

зовательным и воспитательным задачам конкретного занятия.

К эффективным формам обучения студентов, обеспечивающим результативность их будущей педагогической деятельности, можно отнести проблемные лекции, лекции-консультации, семинары в форме заочной экскурсии, научные студенческие центры (лаборатории). Они способствуют активизации обучающихся, развитию самостоятельности мышления, таких личностных качеств, как инициативность, ответственность, открытость для диалога, создают условия для реализации интеллектуального, творческого потенциала, иными словами, дают студентам реальную возможность проявления себя как субъектов образовательного процесса.

Проблемные лекции и лекции-консультации формируют профессиональное мышление будущих педагогов. Они развивают способность студентов видеть научную проблему в целом, формулировать её, выделять отдельные аспекты, продумывать этапы решения. Таким образом, проблемные лекции и лекции-консультации имеют общую цель. Однако на проблемных лекциях и лекциях-консультациях могут использоваться разные приемы и методы для достижения учебно-воспитательных целей.

На проблемной лекции преподаватель не сообщает все знания в готовом виде, а определяет проблемные вопросы. Иногда он «провоцирует» критическое отношение со стороны студентов к предлагаемой интерпретации той или иной проблемы. Поставленные проблемные задачи побуждают студентов искать пути их решения. В данном случае проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия [3, с. 157].

На лекции-консультации педагог использует другие приемы решения дидактических задач. Преподаватель заранее сообщает тему лекции и основную литературу по данной теме, нацеливая студентов на самостоятельную работу. Теперь уже обучающимся предстоит проблемная интерпретация учебного материала, которая, в частности, находит отражение в формулировке студентами вопросов по теме лекции, адресованных как преподавателю, так и сокурсникам. Такая работа формирует у студентов умения и навыки анализа и синтеза учебного материала, его научной интерпретации, самостоятельной формулировки научной гипотезы.

Довольно продуктивной формой семинарского занятия может стать заочная экскурсия. Подобную форму учебной деятельности целесообразно использовать при изучении исторических или литературоведческих дисциплин как виртуальное путешествие по историческим или литературным местам. Подготовка заочной экскурсии требует от студента (или группы студентов) тщательного анализа, отбора и систематизации материала (научной литературы, документов, фото и видеоматериалов и т.п.).

Педагогическая ценность заочной экскурсии как формы учебной деятельности заключается и в том, что при ее подготовке и проведении на семинарском занятии студенты могут использовать свой жизненный опыт, личные впечатления и переживания.

Формированию деятельностной позиции студента способствует творческая работа в научных студенческих центрах (лабораториях), которые создаются преподавателем на отдельном курсе в период начального этапа изучения дисциплины с целью написания исследовательских работ и их защиты. Преподаватель, учитывая мнения студентов, определяет направления исследовательских работ (несколько научных тем по модулю дисциплины или всему курсу), формирует инициативные группы из числа наиболее подготовленных студентов, проводит консультации, заслушивает отчёты руководителей подгрупп о проделанной работе. Тематика и содержание исследований должны соответствовать образовательным стандартам и содержанию программы по дисциплине, отвечать требованиям научности. Желательно, чтобы проблемы, исследуемые студентами, были актуальны, отражали специфику их дальнейшей профессиональной деятельности. Другое важное условие результативности исследовательской деятельности студентов - неоднозначность трактовки данных проблем в научной литературе. Это дает обучающимся возможность для самостоятельного творческого поиска, выдвижения собственной научной гипотезы.

Направления работы студенческого научного центра (лаборатории) могут быть самые разнообразные, поскольку они детерминируются спецификой изучаемых дисциплин.

Так, одним из направлений работы литературоведческого научного центра может стать подготовка устных антологий русской и зарубежной поэзии или сборников произведений поэтов - представителей разных литературных эпох и направлений. В этом случае целесообразно использовать метод ролевых игр. Студенты выступают в роли составителей сборников, цензоров и издателей. Во время презентаций сборников «составители» мотивируют выбор авторов и произведений, апеллируя к их жанрово-стилевым особенностям, своеобразию поэтического языка, тематике, проблематике и т.д. «Цензоры» определяют правомерность этого выбора, «издатели» выдвигают свои условия «издания» подготовленного «составителями» материала. По сути, «цензоры» и «издатели» критически оценивают проделанную работу «составителей» с точки зрения идейной и эстетической ценности произведений, их влияния на литературный процесс, актуальности для современного читателя.

Такая форма работы выявляет литературные пристрастия студентов, способствует осмыслению

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

113

эстетических и нравственных ценностей произведений искусства, актуализирует их знания и умения, содействует дальнейшему формированию профессиональных компетенций.

Таким образом, подобные формы организации учебной деятельности отодвигают репродуктивные методы на второй план (они начинают выполнять лишь вспомогательные функции): учебный материал становится основой для самостоятельного, творческого поиска. Они создают благоприятные условия для самореализации и самоконтроля студентов, выработки навыков планирования собственной деятельности, формируют умения работать с информацией и систематизировать её.

Инновационные формы обучения нацеливают будущего педагога на овладение современными образовательными технологиями, например, технологией создания ситуаций успеха в образовательном процессе [2], закладывают основы профессионального мастерства, помогают осознать цели и задачи педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Бунеев Р.Н. Важные вопросы модернизации педагогического образования // Системный подход к образованию студентов, обеспечивающий их готовность к работе по образовательной системе «Школа 2100»: материалы и тезисы докладов второй всерос. науч.-практ. конф. преподавателей пед. вузов. - М.: Баласс, 2008. - С. 83-84.

2. Лопатин А.Р. Теоретические и методические аспекты создания ситуаций успеха для студентов в учебно-воспитательном процессе классического вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2012. - № 1. - С. 136-140.

3. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1995. - 368 с.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2005. - 272 с.

5. Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования. Начальное образование. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.

УДК 378

Васильева Дина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

fihomus@yandex.ru

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗОНАХ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются структурные компоненты системы подготовки студентов к педагогической деятельности в образовательных интерактивных зонах в условиях непрерывного художественного образования.

Ключевые слова: педагогическая система, структура, методологические основы, образовательные интерактивные зоны, подготовка студентов, компоненты, функции.

Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах нового типа, способных к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, профессиональной компетентности. Данные характеристики определяют перспективу развития личности в вузе, требуют реорганизации образования, ставят задачу формирования личности специалиста с высоким уровнем профессионализма, креативности, педагогической культуры.

Педагогическая система подготовки студентов (ПК) Института искусств к педагогической деятельности в образовательных интерактивных зонах (ОИЗ) в условиях непрерывного художественного образования (НХО) вписывается в общую систему художественного образования и ориентирована на конкретную цель - формирование компе-

тентного специалиста в области непрерывного художественного образования.

Система с точки зрения системного анализа (Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко) определяется как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство и как средство достижения цели. Исходя из этого утверждения, можно сделать вывод о том, что система подготовки студентов Института искусств к педагогической деятельности в образовательных интерактивных зонах в условиях непрерывного художественного образования должна отличаться целостностью, наличием структурных составляющих, взаимосвязью между ними и с образовательной средой, что подчиняет всю организацию системы определенной цели.

Разработка системы подготовки студентов Института искусств к педагогической деятельности в образовательных интерактивных зонах в услови-

114

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Васильева Д.Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.