9. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 142-153.
10. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов / Под ред. А.В. Петровского. Изд. 3. М., 1986.
11. Сластёнин В. А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя // Тезисы доклада на XVI сессии по проблемам истории образования. М., 1995. Т. 1. С. 48-56.
12. Столович Л.И. Природа эстетической ценности. М., 1972.
13. Титма М.Х. Жизненные ориентации как феномен сознания // Формирование молодежного сознания. Таллин, 1978. С. 35-38.
14. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси,1984.
15. Шиянов Е.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности. М., 1982.
16. Allport G.W. Handbook of Social Psychology. Worcester, 1965. Pp. 798-844.
17. Kluckhohn C. Values and orientation in theory of action. Cambridge, 1951.
18. Triandis H.C. Attitude change. New-York, 1971. Pp. 146-156.
А.Л. Цынцарь М.Н. Романенко
Значение гуманитарных дисциплин в формировании культуры студентов политехнического вуза
В статье рассматривается изучение гуманитарных дисциплин в техническом вузе в качестве важнейшего фактора, влияющего на развитие культуры студентов и творческое развитие личности. Гуманитарные дисциплины создают условия для формирования гражданской позиции и правовой культуры студентов, что является основой гармоничного развития общества и государства в целом.
Ключевые слова: гуманитарные дисциплины, политическая и правовая культура студентов, культурная среда вуза.
го о Œ
ы
о л
^ л го
О _Û CÛ
к О
Ф го го
л го
О CL
ы va
Œ и О
и
сх ш
о-а
О
1— CL а
о §
¡± о о Я
ш о
Гуманитарное образование - совокупность знаний в области общественных наук (философии, психологии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Гуманитарные науки изучают человека, его взаимоотношения с природой, обществом, друг с другом, наконец, с самим собой.
В этом направлении работает кафедра общеобразовательных и соци- 5 о ально-экономических дисциплин Бендерского политехнического филиала Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Подводя предварительные итоги, хочется отметить актуальность данной темы в связи с общей технической спецификой преподавания в филиале. Цель данной статьи - обобщить опыт работы кафедры.
Предметы гуманитарного цикла обладают дополнительными особенностями, поскольку они в большей мере, нежели любые другие, несут духовную нагрузку, побуждая тем самым к переосмыслению и осознанию того, что познано или усвоено, т.е. вносят значительный вклад в процесс формирования личности человека.
Современный человек живет в изменяющемся мире, поэтому должен быть готов к множеству социальных и профессиональных ролей, к гражданской и личной ответственности. Гуманитаризация высшего технического образования, по нашему мнению, должна ориентироваться на сущность самого человека, т.е., иметь в своей основе следующие представления: во-первых, человеку свойственно саморазвитие, чему высшее образование должно способствовать; во-вторых, человек открыт для мира и должен научиться взаимодействовать не только с его материальными, но и духовными ценностями. Цикл гуманитарных дисциплин реализует важные функции образовательного и воспитательного характера: развитие творческой индивидуальности, личностных качеств, эстетического вкуса, ценностных ориентаций.
Дисциплины гуманитарного цикла в обязательном порядке присутствуют в учебном плане каждого технического вуза в объеме, установленном Министерством Просвещения Приднестровской Молдавской Республики. По каждой учебной дисциплине существует «Государственный образовательный стандарт», содержащий минимальный перечень требований к усвоению учебного материала, который предъявляется студенту.
Так, например, студенты по направлению «Строительство» , наряду с профессиональными техническими дисциплинами изучают следующие гуманитарные дисциплины: в качестве федерального компонента - философию, иностранный язык, физическую культуру, историю; в качестве дисциплин по выбору - культурологию и культуру речи,
л
го о ^
1 о I политологию, социологию, психологию и педагогику. Таким образом,
В ^ о в техническом вузе представлен целый ряд гуманитарных дисциплин
5 о о. различной направленности, но количество часов, отведенных для их
ы ^ о „ _
§ у ° изучения, с одной стороны, недостаточное, а с другой - несбалансиро-
О. СУ
о -е- ванное между самими гуманитарными предметами, что определенным
_ ^ образом сказывается на качестве развития личности студента. Помимо этого, иногда возникают серьезные проблемы, связанные и с содержательным наполнением данных предметов.
Дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла позволяют формировать такие компетенции специалиста, без которых немыслимо дальнейшее инновационное и стабильное развитие общества: устная и письменная коммуникация на родном языке, знание второго языка, лидерство, инициативность, навыки межличностных отношений, способность работать в команде, способность к критике и самокритике, способность общаться со специалистами из других областей, способность работать в международной среде, приверженность этическим ценностям, способность к планированию, принятие решений, способность адаптироваться к новым ситуациям, управление проектами.
Одной из целей изучения гуманитарных дисциплин является стремление создавать условия для дальнейшей демократизации общества. Демократия предполагает активное участие народа в политической жизни страны, признание принципа равенства и свободы всех людей.
Подлинная демократия может функционировать в обществе с высокой степенью развития общей и политической культуры, значительной социальной и политической активностью индивидуумов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. В рамках заданного направления на научно-практических конференциях студенты выступили с докладами: «Проблема формирования патриотизма у современной молодежи», «Правовой нигилизм как негативное социальное явление», «Фашизм - чума двадцать первого века», «Патриотизм: вчера, сегодня, завтра», «Ясско-Ки-шиневская операция и ее значение» и др. Конференции, семинары, проведенные работниками кафедры, способствовали формированию политической и правовой культуры студентов. Политическая культура предполагает: разносторонние политические знания, ориентацию на ценности и правила жизни демократического общества, овладение этими правилами.
В этой связи уместно вспомнить слова Е.Р. Дашковой: «Образование ведет за собой свободу, а не свобода творит образование». О ценности и значимости гуманитарных наук с новой силой заговорили
в начале этого тысячелетия. «Технологизация всех сторон жизни приводит к выхолащиванию человеческого начала, трансформация человека идет по линии: индивид - личность - актор (агент деятельности), фактор (человеческий фактор), крайняя рационализация отношений к себе, к другим людям, к миру, возникновение "Homo sapientissimus" (термин В.А. Кутырева), рационализированного техногенного человека, у которого вместо морали - расчет, вместо долга - программы, вместо счастья - успех и т.д. Другое название такого существа - гомутер (гомо + компьютер)» [2, с. 75].
Решение проблемы видится в сохранении гуманитарной составляющей в образовании. Студенты гуманитарных факультетов получают навыки диалогического, самокритичного и гибкого способа мышления. Они обнаруживают, что окружающий мир и все вещи в нем наполнены смыслом и что невозможно жить полноценной и успешной жизнью в настоящем без знания о прошлом. Они узнают, что понимание мира и создание осмысленного мира тесно связаны, что создание такого мира - дело многих людей, что оно свершается во времени [3].
Нравственности, человечности, умению взаимодействовать с другими людьми учат эстетика, этика, культурология и литература. На занятиях культурологии, психологии студенты адаптируются к системе межличностных и социальных отношений, повышают уровень самореализации, развивают ассоциативное мышление, творческое воображение, расширяют кругозор. В рамках этих дисциплин студенты познают феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности. Однако не менее важным является постижение практической культурологии, культуры повседневности, а также культуры поведения. Следует отметить, что большинство студентов понимают, что социальные и культурологические знания пригодятся в их будущей профессиональной деятельности. Многие из них рассматривают культуру на уровне культурности, связывают ее с особым стилем общения. Среди основных признаков культуры выделяют тактичность, вежливость, терпимость, способность понимать другого человека.
Значительная роль в формировании личности студента принадлежит эстетике, философской науке о прекрасном - в природе, искусстве, обществе. Но эстетика - это и сама красота, которую важно уметь видеть и создавать. Безусловно, полезным для студентов является знание признаков красоты: гармонии, целесообразности, чувства меры и др.
Особое место в рамках гуманитарного образования принадлежит праву. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для
о §
¡± о
го
ч: vo
ш о
го о к
ЪС ' — ^
О
^ о I решения современных педагогических задач, позволяет студенту не толь-
ко приобрести правовые и связанные с ними знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия. Уникальность права как специфической формы общественного сознания и общественной практики обуславливает
си га т 5 л го
^ о а.
к и О ^ и а. ш
^ а. также значительный воспитательный потенциал правовых курсов.
Изучение студентами инженерно-технических вузов основ правовых знаний рассматривается ими как условие повышения их деловой квалификации. При выборе содержания и объема правовой информации в процессе обучения студенты учатся руководствоваться определенными принципами. Важнейшими из них являются: актуальность и своевременность информации (ее потребность для повседневной жизни в настоящее или ближайшее время); конкретность и доступность (раскрытие понятий на примерах из реальной жизни); достоверность и объективность (оптимальное соотношение позитивных и негативных примеров).
Право для гражданина является практической ценностью. Это инструмент, позволяющий не только соизмерять свои стремления, желания и интересы с общепринятыми нормами общежития, но и законным способом добиваться поставленных целей, уверенно чувствовать себя в ситуациях, которые регулируются или при определенных условиях могут регулироваться правом. С учетом этого, критериями отбора содержания материала стали практичность, востребованность, применимость приобретаемых каждым студентом правовых знаний и умений в реальной жизни.
После написания всех практических работ проводится анкетирование, целью которого является определение отношения студентов к изученным темам, необходимости их развития и общей актуальности. Перечень вопросов анкеты позволяет раскрыть проблемы, связанные с содержанием интересных тем дисциплины, усвоения материала, актуальность тем для развития компетенций будущего специалиста и др.
Анализ работы кафедры показал, что гуманитарные дисциплины должны: учитывать общую идеологию государственной политики; содействовать развитию региональной системы высшего и среднего специального образования; предусматривать логически последовательное изложение учебного материала; предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике; соответствовать современным научным представлениям в предметной области; обеспечивать межпредметные связи.
Необходимыми условиями формирования личности, ориентированной на современный образ жизни высоконравственного человека, являются богатства его внутренней духовной культуры, интеллектуальная
147
СС ГО
свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический Е вкус, толерантность в межличностном и социальном общении. Развитие § к всех этих качеств невозможно без создания эффективной системы обу- 5 ° чения и воспитания. |
Каждое учебное заведение имеет свою особую культурную среду, 2 | которая находит отражение в этике взаимодействий, традициях прове- о §
дения внеаудиторных занятий и мероприятий. Именно в рамках изуче- ^ ^
ш о
ния гуманитарных дисциплин практически реализуется весь комплекс с воспитательных задач, стоящих перед студентами технического вуза. Педагог постоянно взаимодействует с педагогической культурой, когда усваивает культуру профессиональной деятельности, живя и действуя в определенной культурно-педагогической среде и являясь носителем и транслятором педагогических ценностей; сам создает и развивает профессиональную культуру как субъект педагогического творчества.
Нельзя не согласиться с тем, что все предметы гуманитарного цикла без исключения оказывают значительное влияние на формирование культурной высоконравственной личности будущего специалиста. Само содержание гуманитарных предметов помогает развитию не только деловых качеств, но и профессионального мышления с позиции нравственного смысла. Кроме того, на занятиях по гуманитарным дисциплинам студенты учатся отбирать нужную информацию, говорить по существу проблемы, принимать участие в дискуссиях, логично мыслить, решать поставленные задачи, уметь применять правила межличностного общения, этикета и т.д.
Библиографический список
1. Грабовский А. От компетентности учителя - к профессиональной культуре коллектива // Народное образование. 2009. № 4. С. 209-212.
2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2003.
3. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М., 2001.
4. Матвеева Т.Н. Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов // Высшее образование в России. 2007. № 6. С. 28-32.
5. Проблемы гуманитаризации технического образования / В.Н. Васильев, В.Н. Дульнев, В.М. Золотарев, А.М. Коровкин // Научно-технический вестник СПбГИТМО (ТУ): Новые направления гуманитарной составляющей технического образования. 2002. Вып. 2. С. 5-19.
6. Санникова О.В. Междисциплинарность содержания социально-гуманитарного образования: социокультурные основания // Высшее образование в России. 2009. № 4. С. 98-103.