Научная статья на тему 'Значение гуманитарных дисциплин в формировании культуры студентов политехнического вуза'

Значение гуманитарных дисциплин в формировании культуры студентов политехнического вуза Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1219
74
Поделиться
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / HUMANITIES / POLITICAL AND LAW CULTURE OF STUDENTS / CULTURAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Цынцарь Анна Леонидовна, Романенко Маргарита Николаевна

В статье рассматривается изучение гуманитарных дисциплин в техническом вузе в качестве важнейшего фактора, влияющего на развитие культуры студентов и творческое развитие личности. Гуманитарные дисциплины создают условия для формирования гражданской позиции и правовой культуры студентов, что является основой гармоничного развития общества и государства в целом.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Цынцарь Анна Леонидовна, Романенко Маргарита Николаевна,

Value of Humanities in the formation of culture of polytechnic university students

The article is focused in the Humanities as a key factor for the formation of students’ culture and creative development of personality. Humanities are the basis for the formation of civil position and law culture of students that is the core of the harmonious development of society and the state in general.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Значение гуманитарных дисциплин в формировании культуры студентов политехнического вуза»

9. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 142-153.

10. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов / Под ред. А.В. Петровского. Изд. 3. М., 1986.

11. Сластёнин В. А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя // Тезисы доклада на XVI сессии по проблемам истории образования. М., 1995. Т. 1. С. 48-56.

12. Столович Л.И. Природа эстетической ценности. М., 1972.

13. Титма М.Х. Жизненные ориентации как феномен сознания // Формирование молодежного сознания. Таллин, 1978. С. 35-38.

14. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси,1984.

15. Шиянов Е.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности. М., 1982.

16. Allport G.W. Handbook of Social Psychology. Worcester, 1965. Pp. 798-844.

17. Kluckhohn C. Values and orientation in theory of action. Cambridge, 1951.

18. Triandis H.C. Attitude change. New-York, 1971. Pp. 146-156.

А.Л. Цынцарь М.Н. Романенко

Значение гуманитарных дисциплин в формировании культуры студентов политехнического вуза

В статье рассматривается изучение гуманитарных дисциплин в техническом вузе в качестве важнейшего фактора, влияющего на развитие культуры студентов и творческое развитие личности. Гуманитарные дисциплины создают условия для формирования гражданской позиции и правовой культуры студентов, что является основой гармоничного развития общества и государства в целом.

Ключевые слова: гуманитарные дисциплины, политическая и правовая культура студентов, культурная среда вуза.

го о Œ

ы

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

о л

^ л го

О _Û CÛ

к О

Ф го го

л го

О CL

ы va

Œ и О

и

сх ш

о-а

О

1— CL а

о §

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

¡± о о Я

ш о

Гуманитарное образование - совокупность знаний в области общественных наук (философии, психологии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Гуманитарные науки изучают человека, его взаимоотношения с природой, обществом, друг с другом, наконец, с самим собой.

В этом направлении работает кафедра общеобразовательных и соци- 5 о ально-экономических дисциплин Бендерского политехнического филиала Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Подводя предварительные итоги, хочется отметить актуальность данной темы в связи с общей технической спецификой преподавания в филиале. Цель данной статьи - обобщить опыт работы кафедры.

Предметы гуманитарного цикла обладают дополнительными особенностями, поскольку они в большей мере, нежели любые другие, несут духовную нагрузку, побуждая тем самым к переосмыслению и осознанию того, что познано или усвоено, т.е. вносят значительный вклад в процесс формирования личности человека.

Современный человек живет в изменяющемся мире, поэтому должен быть готов к множеству социальных и профессиональных ролей, к гражданской и личной ответственности. Гуманитаризация высшего технического образования, по нашему мнению, должна ориентироваться на сущность самого человека, т.е., иметь в своей основе следующие представления: во-первых, человеку свойственно саморазвитие, чему высшее образование должно способствовать; во-вторых, человек открыт для мира и должен научиться взаимодействовать не только с его материальными, но и духовными ценностями. Цикл гуманитарных дисциплин реализует важные функции образовательного и воспитательного характера: развитие творческой индивидуальности, личностных качеств, эстетического вкуса, ценностных ориентаций.

Дисциплины гуманитарного цикла в обязательном порядке присутствуют в учебном плане каждого технического вуза в объеме, установленном Министерством Просвещения Приднестровской Молдавской Республики. По каждой учебной дисциплине существует «Государственный образовательный стандарт», содержащий минимальный перечень требований к усвоению учебного материала, который предъявляется студенту.

Так, например, студенты по направлению «Строительство» , наряду с профессиональными техническими дисциплинами изучают следующие гуманитарные дисциплины: в качестве федерального компонента - философию, иностранный язык, физическую культуру, историю; в качестве дисциплин по выбору - культурологию и культуру речи,

л

го о ^

1 о I политологию, социологию, психологию и педагогику. Таким образом,

В ^ о в техническом вузе представлен целый ряд гуманитарных дисциплин

5 о о. различной направленности, но количество часов, отведенных для их

ы ^ о „ _

§ у ° изучения, с одной стороны, недостаточное, а с другой - несбалансиро-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

О. СУ

о -е- ванное между самими гуманитарными предметами, что определенным

_ ^ образом сказывается на качестве развития личности студента. Помимо этого, иногда возникают серьезные проблемы, связанные и с содержательным наполнением данных предметов.

Дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла позволяют формировать такие компетенции специалиста, без которых немыслимо дальнейшее инновационное и стабильное развитие общества: устная и письменная коммуникация на родном языке, знание второго языка, лидерство, инициативность, навыки межличностных отношений, способность работать в команде, способность к критике и самокритике, способность общаться со специалистами из других областей, способность работать в международной среде, приверженность этическим ценностям, способность к планированию, принятие решений, способность адаптироваться к новым ситуациям, управление проектами.

Одной из целей изучения гуманитарных дисциплин является стремление создавать условия для дальнейшей демократизации общества. Демократия предполагает активное участие народа в политической жизни страны, признание принципа равенства и свободы всех людей.

Подлинная демократия может функционировать в обществе с высокой степенью развития общей и политической культуры, значительной социальной и политической активностью индивидуумов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. В рамках заданного направления на научно-практических конференциях студенты выступили с докладами: «Проблема формирования патриотизма у современной молодежи», «Правовой нигилизм как негативное социальное явление», «Фашизм - чума двадцать первого века», «Патриотизм: вчера, сегодня, завтра», «Ясско-Ки-шиневская операция и ее значение» и др. Конференции, семинары, проведенные работниками кафедры, способствовали формированию политической и правовой культуры студентов. Политическая культура предполагает: разносторонние политические знания, ориентацию на ценности и правила жизни демократического общества, овладение этими правилами.

В этой связи уместно вспомнить слова Е.Р. Дашковой: «Образование ведет за собой свободу, а не свобода творит образование». О ценности и значимости гуманитарных наук с новой силой заговорили

в начале этого тысячелетия. «Технологизация всех сторон жизни приводит к выхолащиванию человеческого начала, трансформация человека идет по линии: индивид - личность - актор (агент деятельности), фактор (человеческий фактор), крайняя рационализация отношений к себе, к другим людям, к миру, возникновение "Homo sapientissimus" (термин В.А. Кутырева), рационализированного техногенного человека, у которого вместо морали - расчет, вместо долга - программы, вместо счастья - успех и т.д. Другое название такого существа - гомутер (гомо + компьютер)» [2, с. 75].

Решение проблемы видится в сохранении гуманитарной составляющей в образовании. Студенты гуманитарных факультетов получают навыки диалогического, самокритичного и гибкого способа мышления. Они обнаруживают, что окружающий мир и все вещи в нем наполнены смыслом и что невозможно жить полноценной и успешной жизнью в настоящем без знания о прошлом. Они узнают, что понимание мира и создание осмысленного мира тесно связаны, что создание такого мира - дело многих людей, что оно свершается во времени [3].

Нравственности, человечности, умению взаимодействовать с другими людьми учат эстетика, этика, культурология и литература. На занятиях культурологии, психологии студенты адаптируются к системе межличностных и социальных отношений, повышают уровень самореализации, развивают ассоциативное мышление, творческое воображение, расширяют кругозор. В рамках этих дисциплин студенты познают феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности. Однако не менее важным является постижение практической культурологии, культуры повседневности, а также культуры поведения. Следует отметить, что большинство студентов понимают, что социальные и культурологические знания пригодятся в их будущей профессиональной деятельности. Многие из них рассматривают культуру на уровне культурности, связывают ее с особым стилем общения. Среди основных признаков культуры выделяют тактичность, вежливость, терпимость, способность понимать другого человека.

Значительная роль в формировании личности студента принадлежит эстетике, философской науке о прекрасном - в природе, искусстве, обществе. Но эстетика - это и сама красота, которую важно уметь видеть и создавать. Безусловно, полезным для студентов является знание признаков красоты: гармонии, целесообразности, чувства меры и др.

Особое место в рамках гуманитарного образования принадлежит праву. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для

о §

¡± о

го

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ч: vo

ш о

го о к

ЪС ' — ^

О

^ о I решения современных педагогических задач, позволяет студенту не толь-

ко приобрести правовые и связанные с ними знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия. Уникальность права как специфической формы общественного сознания и общественной практики обуславливает

си га т 5 л го

^ о а.

к и О ^ и а. ш

^ а. также значительный воспитательный потенциал правовых курсов.

Изучение студентами инженерно-технических вузов основ правовых знаний рассматривается ими как условие повышения их деловой квалификации. При выборе содержания и объема правовой информации в процессе обучения студенты учатся руководствоваться определенными принципами. Важнейшими из них являются: актуальность и своевременность информации (ее потребность для повседневной жизни в настоящее или ближайшее время); конкретность и доступность (раскрытие понятий на примерах из реальной жизни); достоверность и объективность (оптимальное соотношение позитивных и негативных примеров).

Право для гражданина является практической ценностью. Это инструмент, позволяющий не только соизмерять свои стремления, желания и интересы с общепринятыми нормами общежития, но и законным способом добиваться поставленных целей, уверенно чувствовать себя в ситуациях, которые регулируются или при определенных условиях могут регулироваться правом. С учетом этого, критериями отбора содержания материала стали практичность, востребованность, применимость приобретаемых каждым студентом правовых знаний и умений в реальной жизни.

После написания всех практических работ проводится анкетирование, целью которого является определение отношения студентов к изученным темам, необходимости их развития и общей актуальности. Перечень вопросов анкеты позволяет раскрыть проблемы, связанные с содержанием интересных тем дисциплины, усвоения материала, актуальность тем для развития компетенций будущего специалиста и др.

Анализ работы кафедры показал, что гуманитарные дисциплины должны: учитывать общую идеологию государственной политики; содействовать развитию региональной системы высшего и среднего специального образования; предусматривать логически последовательное изложение учебного материала; предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике; соответствовать современным научным представлениям в предметной области; обеспечивать межпредметные связи.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Необходимыми условиями формирования личности, ориентированной на современный образ жизни высоконравственного человека, являются богатства его внутренней духовной культуры, интеллектуальная

147

СС ГО

свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический Е вкус, толерантность в межличностном и социальном общении. Развитие § к всех этих качеств невозможно без создания эффективной системы обу- 5 ° чения и воспитания. |

Каждое учебное заведение имеет свою особую культурную среду, 2 | которая находит отражение в этике взаимодействий, традициях прове- о §

дения внеаудиторных занятий и мероприятий. Именно в рамках изуче- ^ ^

ш о

ния гуманитарных дисциплин практически реализуется весь комплекс с воспитательных задач, стоящих перед студентами технического вуза. Педагог постоянно взаимодействует с педагогической культурой, когда усваивает культуру профессиональной деятельности, живя и действуя в определенной культурно-педагогической среде и являясь носителем и транслятором педагогических ценностей; сам создает и развивает профессиональную культуру как субъект педагогического творчества.

Нельзя не согласиться с тем, что все предметы гуманитарного цикла без исключения оказывают значительное влияние на формирование культурной высоконравственной личности будущего специалиста. Само содержание гуманитарных предметов помогает развитию не только деловых качеств, но и профессионального мышления с позиции нравственного смысла. Кроме того, на занятиях по гуманитарным дисциплинам студенты учатся отбирать нужную информацию, говорить по существу проблемы, принимать участие в дискуссиях, логично мыслить, решать поставленные задачи, уметь применять правила межличностного общения, этикета и т.д.

Библиографический список

1. Грабовский А. От компетентности учителя - к профессиональной культуре коллектива // Народное образование. 2009. № 4. С. 209-212.

2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2003.

3. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М., 2001.

4. Матвеева Т.Н. Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов // Высшее образование в России. 2007. № 6. С. 28-32.

5. Проблемы гуманитаризации технического образования / В.Н. Васильев, В.Н. Дульнев, В.М. Золотарев, А.М. Коровкин // Научно-технический вестник СПбГИТМО (ТУ): Новые направления гуманитарной составляющей технического образования. 2002. Вып. 2. С. 5-19.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

6. Санникова О.В. Междисциплинарность содержания социально-гуманитарного образования: социокультурные основания // Высшее образование в России. 2009. № 4. С. 98-103.