Научная статья на тему 'Использование педагогического потенциала гуманитарных дисциплин в формировании профессиональной мобильности будущего инженера'

Использование педагогического потенциала гуманитарных дисциплин в формировании профессиональной мобильности будущего инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каплина Светлана Евгеньевна

Автором рассматриваются роль и возможности гуманитарных дисциплин в процессе формирования профессиональной мобильности будущего инженера. В статье раскрываются специфика гуманитарного познания, особенности методологии гуманитарных дисциплин и их влияние на процесс формирования профессиональной мобильности будущих инженеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каплина Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование педагогического потенциала гуманитарных дисциплин в формировании профессиональной мобильности будущего инженера»

УДК 378

С. Е. Каолина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО

ИНЖЕНЕРА

Интеграция России в мировое образовательное и информационное пространство связано с поиском новых путей формирования личности современного специалиста, способного ориентироваться в поликультурном мире, активно реализовывать свой творческий потенциал в профессиональной деятельности, быть профессионально мобильным.

Важнейшая роль в формировании профессионально мобильного инженера - гармонично развитой личности, одинаково хорошо владеющей как техническими, так и гуманитарными аспектами своей профессиональной деятельности отводится именно гуманитарным дисциплинам.

Известно, что образование может быть представлено в единстве двух аспектов. Во-первых, это социальный аспект, выражающийся в том, что образование выполняет ряд социальных функций, например, готовит специалистов для рынка труда. Во-вторых, культурно-антропологический аспект, который выражается в том, что образование формирует личность, исходя из определенных культурных ценностей, удовлетворяет потребности личности в саморазвитии, самопознании, познании окружающего мира [1, с. 30].

Именно культурные и личностные ценности формируют готовность будущего профессионально мобильного инженера к применению гуманитарных знаний в своем жизненном опыте действия и взаимодействия в конкретной социальной и профессиональной среде. Организация учебновоспитательного процесса в техническом вузе с использованием педагогического потенциала гуманитарных дисциплин обеспечивает развитие интереса студентов к литературе, иностранному языку, социологии, достижениям и ценностям мировой культуры, формирование гражданской активности и способности выявлять мировоззренческий аспект в любой отрасли науки и техники.

Сегодня успешность профессиональной мобильности будущего инженера зависит от особенностей человека и его подготовленности, которая является результатом учебной деятельности студента в условиях, создаваемых образовательно-воспитательной деятельностью вуза. Следует заметить, что специалиста характеризует не только определенный набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности,

особенности профессиональной деятельности. Проблема заключается в том, что подчас специальные знания оказываются наиболее социально значимыми и вытесняют из центра культурного пространства другие общечеловеческие ценности.

Следствием чрезмерной специализации профессионального образования становится, по выражению Н. Чебышева и В. Кагана, феномен «разрывности» мышления: «Студенты не могут использовать научные знания как фундамент мотивации, глубокого понимания своей деятельности. Студентов не учат использовать потенциал фундаментальных дисциплин для целостного, системного решения познавательных и профессиональных задач» [2, с. 50].

Очевидно, следует признать тот факт, что гуманитарная среда вуза не является изолированным фрагментом образовательного процесса, ее функционирование является обязательным условием реализации полноценного учебного процесса. Элементы гуманитарной среды в определенной степени влияют не только на формирование личности как специалиста, но и (в не меньшей степени) профессионала [6, с. 144].

Следовательно, изучение гуманитарных дисциплин должно обеспечивать как освоение определенной области знаний, так и формирование личностных и творческих характеристик специалиста, которые составляют основу профессиональной мобильности инженера. Кроме того, как отмечают исследователи, почти все главные цели высшего образования достигаются в значительной степени за счет общегуманитарной составляющей профессиональной образовательной программы.

В соответствии с мировыми тенденциями развития современного общества государство уже не навязывает учащимся какое-либо единственно правильное мировоззрение, а способствует реализации их права на свободный выбор взглядов и убеждений. Тем не менее, система образования должна дать будущему специалисту целостное видение мира, научные представления о наиболее важных проблемах, которые стоят перед человечеством.

Гуманитарное знание имеет дело с человеком, его ценностями, смыслами, которым люди придают особое значение. Гуманитарные науки изучают человека в сфере его умственной, нравственной, общественной деятельности.

Когда заходит речь о приоритете наук, гуманитарное знание кажется недостаточно конкретным и доказательным. При изучении общества обнаруживается, что законы природы не применимы к жизни общества. Естественные законы выражают постоянную взаимосвязь и регулярность природных феноменов. Общественные явления имеют принципиально иной характер и обусловлены активностью самою человека. Кроме того, феномены общественной жизни нельзя понягь, исходя из природных предпосылок, равно как нельзя, опираясь на естественные законы, объяснить смысл жизни человека.

Весьма очевидно, что в современном мире все большую роль играют не только вертикальные срезы профессионально-трудовой деятельности, но и широкие горизонтальные социально-культурные связи специалистов. Профессионально мобильная личность инженера не может состояться без овладения основными социально-культурными мировоззренческими ценностями, широким «опытом общества», предпосылкой развития которого является гуманизация образования. Специфика гуманитарного познания определяется тем, что:

- гуманитарное познание существенно зависит от социокультурных факторов;

- широко применяет интерпретационные методы исследования;

- имеет диалогичный и аксиологический характер [5, с. 48'|.

Специфические черты методологии гуманитарных и социальных наук

выделил в своей работе В.Н. Кудрявцев.

1. Многофакторность явлений и процессов.

2. Изменчивость объекта изучения.

3. Значительное воздействие обратных связей на изучаемые явления и процессы.

4. Исключительная роль субъективного фактора.

Нам представляется целесообразным соотнести данные особенности методологии с предметом нашего исследования. Так, многофакторность явлений и процессов означает, что выбор сферы профессиональной деятельности происходит под влиянием многих факторов: макро- и микрофакторов, субъективных и объективных условий. Изучение гуманитарных предметов является одним из таких факторов, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение будущего инженера. Выбор сферы профессиональной деятельности является неотъемлемой частью всестороннего развития личности и рассматривается как социальная проблема. Через сферу производственной деятельности человек выражает свое отношение к труд\т. Этой деятельностью определяется и его место в обществе. Правильное профессиональное самоопределение во многом обеспечивает формирование необходимых и важнейших качеств всесторонне развитой личности.

Изменчивость объекта изучения означает, что обучающиеся в процессе получения образования развиваются, изменяются их взгляды, отношения и ценности. Исследования показывают, что большинство людей в силу своих психофизиологических особенностей может владеть определенным спектром профессий [3, с. 92]. Поэтому для процесса формирования профессиональной мобильности важно выявление и формирование этих ценностных качеств на каждом этапе профессионального становления личности.

Воздействие обратных связей. Как было сказано, изучение гуманитарных и социальных дисциплин способствует социализации личности, ее

самоопределению, в том числе и профессиональному. С другой стороны, можно наблюдать обратное явление: переход на другую работу, смена квалификации, желание продвинуться по служебной лестнице являются стимулом для повышения своего профессионального уровня, уровня образования, уровня мобильности, в том числе и в области социальногуманитарных дисциплин.

Роль субъективного фактора. Роль человека, его сознания, его мировоззрения, его деятельности и поступков является чрезвычайно важным для всей общественной жизни в целом. Именно социально-гуманитарное образование оказывает максимальное влияние на формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, взглядов и принципов молодого поколения.

Гуманитарная составляющая социально-гуманитарного знания представлена циклом мировоззренческих дисциплин, направленных на изучение истории и теории человека как особого духовного существа, на воспитание личности. Изучение в ходе вузовской профессиональной подготовки наряду со специальными дисциплинами истории, культурологи, религиоведения, иностранного языка, разнообразных философских наук -истории и теории философии, этики и эстетики, антропологии и т.д, -призваны способствовать интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности будущих профессионалов (табл. 1).

При выделении компонентного состава гуманитарного знания необходимого будущему инженеру для формирования профессиональной мобильности мы использовали принцип выводного знания, предложенный Е.В. Гринько [1, с. 39]. Важно заметить, что структура гуманитарного знания при этом отражает основные направления человеческой деятельности.

К структурным компонентам гуманитарного знания можно отнести следующие компоненты.

1. Мировоззренческий компонент, включающий проблемы философского характера, как особой грани культуры человека, каждая составляющая которой в определенной мере согласована с основными функциями культуры деятельности человека.

2. Социальный компонент, предполагающий осмысливание места человека в природе и обществе в историческом контексте, связь личности с обществом.

3. Коммуникативный компонент, отвечающий за проблемы взаимоотношений между разными людьми и культурами.

4. Эвристический компонент, связанный с наличием знаний, необходимых для развития творческого потенциала интеллекта человека, для обновления приобретенных знаний, продуктивной личной, общественной и профессиональной деятельности.

Таблица 1

Предполагаемый результат воздействия педагогического потенциала гуманитарных дисциплин на формирование профессионально мобильной личности

инженера

Наименование гуманитарных дисциплин Возможности воздействия гуманитарных дисциплин на формирование профессионально мобильной личности инженера Результат воздействия педагогического потенциала гуманитарных дисциплин на формирование профессионально мобильной личности инженера

1 2 3

История Прошлое человечества в его неповторимости и многообразии Развитие ценностных ориентаций Умение решать моральнонравственные проблемы Познавательная компетентность Социальная компетентность Полифункциональные м еталрофессиональные качества Экстрафункционапьные м етапрофессиональные качества

Культурология Духовная сфера жизни общества Постижение культурного потенциала общества Изучение опыта деятельности, включающего ее творческий момент Виды и способы преобразовательной деятельности общества Социокультурная компетентность Познавательная компетентность Методическая компетентность Организационная компетентность Полифункциональные метапрофессионачьные качества Экстрафункциональные метапрофессиональные качества

Политология Объективно-исторические основы политики и власти Суть деятельности лидеров и партий Поведение отдельных групп и классов общества Социально-правовая компетентность Специальная компетентность Полифункциональные метапрофессиональные качества Экстрафункциональные метапрофессиональные качества

Правоведение Гражданская культура Воспитание толерантности Возможности правовой системы государства Социально-правовая компетентность Специальная компетентность Полифункциональные метапрофессиональные качества П олифу нкциональн ые метапрофессиональные

Продолжение таблицы

1 2 3

Экономика Экономическая сфера жизни общества Познавательная компетентность Социальная компетентность Профессиональная адаптация Полифу нкциональные метапрофессиональные качества Экстрафункциональные метапрофессиональные качества

Социология Социальная сфера жизни общества Социальные отношения Механизмы функционирования и развития социальных общностей Социальная компетентность Полифункциональные метапрофессиональные качества Профессиональная адаптация Экстрафункциональные мегаиро ф есси он а; гь ные качества

Философия Духовная сфера жизни общества Философско-мировоззренческие положения Персональная компетентность Познавательная компетентность Полифункциональные метапрофессиональные качества Экстрафу н кци онаггьные метапрофессиональные качества

Психология Личность как целостная система Психосоциальная, нсихонрактическая проблематика Персональная компетентность Методическая компетентность Организационная компетентность Профессиональная адаптация Полифункциональные метапрофессиональные качества Экстрафункциональные метапрофессиональные качества

Педагогика Сущность, цели, задачи воспитания Роль. воспитания в развитии общества и личности Персональная компетентность Методическая компетентность Организационная

Окончание таблиці,і

1 2 3

Этика и эстетика Элементы духовной сферы общества Развитие гуманитарной культуры Владение этическими нормами профессии Познавательная компетентность Социальная компетентность Методическая компетентность Экстрафункциональные метапрофессиональные качества

Русский язык Способность использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией Культура речи Умение вести диалог Лингвистическая компетентность Социолингвистическая компетентность Коммуникативная компетентность Экстрафункциональные метапрофессиональные качества

Логика. Формы и средства мысли, необходимые для познания Дискурсивная компетентность Социальная компетентность Экстрафункциональные метапрофессиональные качества

Иностранный язык Коммуникативные умения Развитие межкультурной коммуникации Лингвистическая компетентность Социолингвистическая компетентность Коммуникативная компетентность Экстрафу нкциональные метапрофессиональные качества

5. Нравственный компонент, объединяющий наиболее общие принципы культуры деятельности вообще и профессиональной, в частности, обеспечивающий надежность и предсказуемость действий.

6. Эстетический компонент, включающий знания, определяющие эстетическую активность человека, его взаимодействия с миром «прекрасного».

7. Практический компонент, основывающийся на знаниях, необходимых для моделирования и познания процессов и явлений окружающей действительности [1, с. 30-^40].

Применив выделенные компоненты к структуре инженерной деятельности, мы получим блоки гуманитарного знания, реализующие педагогический потенциал гуманитарных дисциплин в процессе формирования профессионально мобильной личности будущего инженера (табл. 2).

Таблица 2

Блоки гуманитарного знания в инженерии, реализующие педагогический потенциал гуманитарных дисциплин в процессе формирования профессионально мобильной личности будущего инженера.

Раздел инженерии Основные гуманитарные аспекты раздела Гуманитарные дисциплины, реализующие аспект раздела

1 2 3

Инженерия в системе научного знания Понятие «инженерия», объект инженерии, ее цель и задачи, ее структура, причины возникновения инженерии и основные этапы ее развития, особенности развития отечественной и зарубежной инженерии, ее интегративные связи и перспективы развития. История Культурология Экономика Философия Иностранный язык

Инженерия как общенаучная категория Концепция понятия инженерной деятельности, субъекты и объекты инженерной деятельности, технические и технологические процессы в природе и обществе, специфика инженерной деятельности человека, качественные и количественные характеристики инженерии, классификация видов инженерной деятельности. История Экономика Философия Социология Логика Иностранный язык

Основы инженерного моделирования Понятия «модель» и «моделирование», адекватность модели объекту, философские аспекты моделирования, особенности инженерного моделирования. Экономика Философия Логика Иностранный язык

Инженерные технологии Инженерные технологии, техническое обеспечение, организация, деятельность, задача, принятие решения, система, управление, управленческая функция, управленческие решения, уровни управления. Философия Социология Логика Психология Иностранный язык

Инженерная техника Эволюция инженерной техники, инженерная экология, антропологическое измерение (эргономика, дизайн и др.), социальное и социокультурное измерение инженерной техники (технологии анализа последствий создания и функционирования технических систем, человек и техника в аспекте взаимоотношений и т. д.). История Философия Социология Логика Психология Иностранный язык

Окончание таблицы

] 2 3

| Инженерное производство Тенденции и перспективы развития инженерного производства, его основные научно-технические проблемы, принципы и методы менеджмента и маркетинга, навыки организации производства и эффективной работы трудового коллектива на основе прогрессивных методов управления, контроля за технологической и трудовой дисциплиной в условиях производства, основные положения логистики, как теории управления материальными и информационными потоками, основы гражданского законодательства России, муниципальное право История Социология Политология Правоведение Экономика Логика Психология Иностранный язык

Инженерия знаний История развитая техники и искусственного интеллекта, модели представления знаний, психологический аспект извлечения знаний (модель общения, психологические особенности участников общения, механизмы познания окружающего мира человеком), лингвистический аспект (использование и преобразование языковых форм в соответствии с ситуацией, культура речи, умение вести диалог) гносеологический аспект (критерии научности знания, структура познания), методы извлечения знаний (интервью, свободный диалог и др.), приобретение знаний. История Культурология Социология Психология Педагогика Логика Этика и эстетика Русский язык Иностранный язык

Методология создания инженерных проектов Основы проектирования, этапы создания инженерного проекта, ввод его в действие, диагностика проектов, юридические и этические аспекты защиты инженерных проектов. Социология Правоведение Логика Этика и эстетика Иностранный язык

Социальная инженерия Техногенная цивилизация, технократичное общество, экономические, политические и культурно-духовные аспекты инженерной профессии, инженерная культура. Социология Культурология Философия Экономика Политология Этика и эстетика Иностранный язык

Как видно из табл. 2. гуманитарное знание является неотъемлемым атрибутом инженерной деятельности. Социальный характер деятельности инженера связан с удовлетворением запросов людей, при этом имеется в виду не только активная деятельность инженера в рамках новых проектов, но и деятельность, направленная на нравственно - эстетическое развитие общества. Инженерное мышление требует интеграции естественнонаучного, технического и гуманитарного знания. Поэтому обращение к педагогическому потенциалу гуманитарных дисциплин является не следствием подавления важности технического аспекта, а нормальным и необходимым состоянием. Так, педагогический потенциал гуманитарных дисциплин необходим для формирования профессиональной мобильности специалиста технического профиля на всех этапах любой профессиональной деятельности:

1. На этапе стратегического планирования и анализа требований к инженерному объекту гуманитарное знание позволяет инженеру осознать социальный заказ, т. е. общественную производственно-техническую потребность в данном продукте инженерной деятельности, возможные положительные и отрицательные социальные, экономические, экологические и технические последствия его внедрения.

2. На этапе создания инженерного проекта осуществляется проектирование, реализация, тестирование разрабатываемого проекта. Успешное выполнение данных процессов требует актуализации следующих компонентов гуманитарного знания: методологии проектирования, научного поиска, психологии мышления и восприятия, структурной и прикладной лингвистики, инженерии знаний, системного анализа, теории принятия решений.

3. Этап внедрения инженерного объекта включает процессы эксплуатации разработанного объекта и устранение возможных незначительных ошибок. Гуманитарное знание на данном этапе позволяет инженеру оцепить возможную экономию человеческих и материальных ресурсов, их оптимизацию, учесть физиологические и гигиенические особенности труца пользователей, юридические и этические аспекты защиты инженерного проекта.

Инженер сегодня - это не просто исполнитель своих прямых обязанностей и поставленных перед ним задач. В зависимости от уровня подготовки он может выступать как инженер-энциклопедист, инженер-технолог, инженер по трансферу, инженер- профессионал или как инженер-исследователь. В любом случае он стремится разработать и реализовать для общества новые социально-культурные идеи и ценности и одновременно повысить свой собственный уровень профессиональной мобильности, который предоставит ему возможность быть конкурентоспособным и востребованным специалистом на рынке труда.

Таким образом, рассматривая возможности гуманитарных дисциплин в процессе формирования профессиональной мобильности будущего инженера можно сделать вывод, что:

1. Гуманитарные дисциплины оказывают важное влияние на формирование ценностных ориентаций инженера, его профессиональных и личностных качеств.

Гуманитарное образование представляет собой систему духовнопрактического освоения человеком реальности, все происходящие в нем информационные процессы связаны с поиском смысла. В процессе изучения гуманитарных дисциплин закладывается гуманистическая направленность личности, которая заключается в:

- осознании самоценности человеческой личности как носителя высоких гуманистических начал, ее неповторимой индивидуальности и творческой сущности;

признании гармоничного развития личности целью и основным предназначением человека;

- понимании творческой природы деятельности, осознании необходимости для ее реализации духовных затрат и самосовершенствования;

- развитии гуманитарной культуры как комплекса качеств личности: единства нравственной внутренней сущности и внешней поведенческой выразительности, тонкого восприятия прекрасного и безобразного в человеческих отношениях, эмпатии, чуткости, отзывчивости, оптимизма, доброты [4, с. 32],

2. Гуманитарные науки обладают огромным потенциалом формирования мотивации будущего инженера.

Мотивация является важнейшим фактором, обеспечивающим глубокое освоение необходимого учебного материала по любым дисциплинам. В. Г. Айнштейн отмечает, что успех выбора сферы профессиональной деятельности, а также процесса формирования профессиональной мобильности на 70% обусловлен именно мотивацией, а на долю способностей приходится лишь 30%.

Формирование мотивации — воспитание у будущих инженеров идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в обществе, в сочетании с активным поведением студента, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию будущего инженера.

Развитие мотивации у будущих специалистов технического профиля возможно за счет применения различных активных методов обучения, которые находятся в арсенале гуманитарных дисциплин.

3. Гуманитарные дисциплины оказывают положительное воздействие на формирование межличностных взаимодействий будущих инженеров.

В процессе изучения гуманитарных дисциплин происходит установление взаимообуславливающих и взаимодополняющих друг друга связей: между усваиваемой информацией и реальной жизненной практикой обучающихся, между моделируемым процессом развития нравственных отношений и образовательным процессом в целом, между различными предметами гуманитарного цикла, внутри каждого учебного предмета.

Межличностное взаимодействие - это диалог культур. Диалог предполагает непрерывный поиск истины с учетом высокого уровня рефлексии всей индивидуальной и совместной деятельности человека и способности нахождения духовных ориентаций, нравственных позиций в мире социума и культуры.

Гуманитарные дисциплины позволяют научиться будущему инженеру принимать партнера по диалогу таким, каким он есть; формировать в процессе общения сходные установки; проявлять искренность и естественность своих позиций; использовать при общении широкий диапазон коммуникативных средств. В результате такого субъект-субъектного взаимодействия между будущими инженерами возникает атмосфера доброжелательнос ти, доверия и сотрудничества, что приводит самосознанию личностной значимости каждого в этом мире.

4. Гуманитарные дисциплины являются средством развития личности, служат основой формирования ключевых компетенций.

С позиции компетенгностного подхода к образованию ключевые компетенции опираются на универсальные знания, умения, на общественный опыт творческой деятельности, и, на наш взгляд, в большей степени реализуются средствами гуманитарных дисциплин. От степени сформированное™ ключевых компетенций будущего специалиста зависят творческие решения общественных и экономических проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гуманитарные дисциплины обладают огромным спектром форм и методов познавательной деятельности, необходимых для формирования профессиональной мобильности будущего инженера.

Как бы не менялись общественные отношения, каким бы новациям не подвергалась школа, ее основной частью будет процесс предъявления учебного материала обучающимся. Особенность гуманитарных наук в том, что методы, приемы и формы обучения, встречающиеся в них, не просто имеют право на существование, но и являются естественной необходимостью учебного процесса, а появляющиеся новые методы не исключают, не подменяют, не вытесняют, а только дополняют уже существующие.

Среди методов обучения, применяемых в ходе изучения гуманитарных дисциплин, наиболее актуальными для процесса формирования профессиональной мобильности являются следующие: диалогический, исследовательский, программированный, а также методы дискуссии и игры. С позиции познавательной деятельности можно выделить методы

самовоспитания (творческий, репродуктивно-исследовательский, исполнительский), самоуправления (целеполагания, планирования, самоорганизации, самокон троля и др.).

Анализируя эдукативные (образовательные) возможности современных методов обучения, предлагаемых гуманитарными науками, нужно отметить присущие этим методам стимуляцию коллективного творчества, несущую в себе большой потенциал творческого развития каждого участника игры через сотрудничество в процессе учебной деятельности, а также «естественное» обеспечение развития мотивов обучения; базирование принципов обучения на личном опыте обучающегося и принятие личностью ответственности за свое обучение [8, с. 95].

Говоря об оптимальных формах организации обучения гуманитарным дисциплинам, следует иметь в виду, что они выбираются с учетом целей, особенностей содержания учебного материала, адекватных им методов и средств обучения, места и времени проведения занятий. Исключительно важное значение в процессе формирования профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных дисциплин играют три группы форм организации обучения;

- общие формы организации обучения (индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная работа);

- внутренние формы организации обучения (практическое, комбинированное, обобщающее, контрольное занятие);

- внешние организации обучения (игра, семинар, самостоятельная работа, факультативное занятие и др.).

Перечисленные формы организации обучения гуманитарным дисциплинам, как правило, варьируются и используются в гибком сочетании, что позволяет преподавателю применять их достоинства и в некоторой степени компенсировать недостатки каждой из них.

6 Гуманитарные дисциплины играют важную роль в формировании осознанного отношения личности к процессам самообразования и самосовершенствования.

В ходе изучения гуманитарных дисциплин происходит не только усвоение обучаемыми знаний и формирование у них умений и навыков, но и приобретается возможность «открывать» эти знания самим. Такие «открытия», по определению Е. Н. Шиянова, становятся «их миром», создают условия для неограниченной самореализации.

Изучая предметы гуманитарного цикла, будущие специалисты развивают свои наклонности и способности, которые позволяют им преодолеть жизненные препятствия, приобрести профессиональную мобильность, а также создать условия для саморазвития творческого потенциала, для профессионального и личностного роста.

Так, О. А. Абдуллина справедливо замечает, что «только через внутреннее понимание своего «Я»человек придет к пониманию другого человека, своих

отношений с другими и с миром, и в конечном итоге, конструированию «Я» [7]. В процессе работы над собой индивид как бы заранее задает программу формирования своей личности, ее параметров, исходя из своих умственных, физических, психических, социальных и других возможностей и будет стремиться их реализовывать.

Подготовка специалистов технического профиля через самостоятельный выбор индивидуальной траектории самосовершенствования позволяет студенту определять направление и интенсивность процесса обучения, а также специализацию и уровень подготовки.

Исследования показывают, что студенты хотят научиться определять и корректировать на основе общечеловеческих ценностей личные притязания, жизненные цели, находить нужные средства для самообразования, осуществлять самооценку полученных результатов. Большой интерес студентов вызывает содержание таких понятий, как «смысл жизни», «самоактуализация», «самоорганизация» и т. п. Будущие инженеры полагают, что осознание этих ценностей есть фундамент стабилизации общества и в то же время - основа свободы и творчества личности. Только изучение гуманитарных дисциплин при использовании специально разработанного инструментария поможет молодым инженерам войти в социокулыурное пространство ценностей и приобрести навыки «пользования» ими [8, с. 112].

Таким образом, гуманитарное образование должно обеспечить новый уровень профессиональной подготовки специалистов технического профиля, отказ от узкопрактического и технократического подхода к обучению студентов, формированию их профессиональной мобильности. Гуманитарная образованность способствует эмоциональной полифоничности людей, делает их более открытыми для разнообразной информации, активизирует деятельность их интеллекта, характеризует возвышенность их мыслей, желаний, облегчает усвоение любой профессии.

Как показали события последних лет, люди с гуманитарным образованием оказались более приспособленными к смене профессий, чем специалисты с техническим образованием. Это еще раз доказывает справедливость нашего обращения к принципу гуманитаризации технического образования при формировании профессиональной мобильности будущего инженера.

На современном этапе развития высшего инженерного образования формированию профессиональной мобильности инженера будет способствовать введение гуманитарного блока дисциплин в инженерное образование, их логическая преемственность, содержательная наполненность с целью расширения диапазона образованности, мобильности, степени интеллигентности выпускаемых вузом специалистов. Увеличение номенклатуры учебных дисциплин гуманитарного цикла будет способствовать раскрытию зависимости социально-экономического и научно-технического прогресса от личностных, нравственных качеств человека, его творческих способностей.

Таким образом, в учебном плане подготовка по гуманитарным предметам является не только регулятором и механизмом реализации социального заказа общества на тот или иной тип профессионально мобильного инженера, но также и воплощением определенной педагогической концепции.

Актуальность проблемы успешного формирования профессиональной мобильности заставляет ученых все чаще обращаться к поиску оптимальных решений в направлении разработки интегративных подходов к эффективному формированию профессиональной мобильности будущих инженеров.

Настоящее исследование позволяет выявить причины неполного соответствия подготовки инженеров в плане сформированное™ профессиональной мобильности, в частности, социальному заказу общества, а также раскрыть возможности гуманитарных дисциплин и их влияние на процесс формирования профессиональной мобильности будущего инженера. Эти причины вызваны, как нам представляется, неразработанностью технологических основ формирования профессиональной мобильности, отсутствием соответствующих исследований в педагогической науке и практике. Указанные причины приводят нас к противоречиям, главное из которых — противоречие между современными требованиями, предъявляемыми к специалистам технического профиля в новых социальноэкономических условиях, и неразвитостью профессиональной мобильности, необходимой для профессиональной реализации личности инженера на рынке труда.

Библиографический список

1. Гринько, Е. В. Гуманитаризация высшего технического образования средствами иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. В. Гринько. — М, 2007.- 196 с.

2. Каган, М. С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики / М. С. Каган.-М.: Наука, 1981.-168 с.

3. Каташев, В.Г. Педагогика высшей школы: учебное пособие / В. Г. Каташев и др. — Казань: Изд-во КГТУ, 2005. — 395 с.

4. Корнеева, Т. В. Личностно-ориентированные технологии нравственного воспитания учащихся при изучении гуманитарных предметов; дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. В. Корнеева. - Ростов н/Д., 2003. - 193 с.

5. Кузнецова, Т. И. Личностно-ориентированные технологии обучения студентов вузов иностранному языку / Т. И. Кузнецова. - М.: Альфа, 2001. — 118 с.

6. Иетрунева, Р. М. Гуманитаризация образования: модель гуманитарноориентированного специалиста / Р. М. Петрунева. - Волгоград: ВолгГТУ., 1998.- 113 с.

7. Пономарева, Л. Н. Технология модульного обучения как средство гуманизации профессиональной подготовки специалиста: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08. / Л. Н. Пономарева. — Ставрополь, 2000. — 204 с.

8. Яковлева, И. В. Социально-философский анализ проблем развития Российского высшего образования: дис.... канд. фил. наук: 09.00.11 / И. В. Яковлева, тт Красноярск, 2004. — 148 с

УДК 378.01

Н. В. Бекузарова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В РАМКАХ ИТОГОВОЙ

АТТЕСТАЦИИ

Высшее профессиональное образование - важнейший социально-государственный институт, выполняющий функцию подготовки молодого поколения к решению в будущем профессиональных задач в определенной области деятельности, предполагающий достаточно высокий уровень сформированное™ различных умений и навыков, а также способности непрерывно их совершенствовать.

Анализ общих тенденций развития сферы образования на международном, общероссийском и региональном уровнях подчеркивает необходимость обновления профессионально-педагогической подготовки учителя в современной социокультурной ситуации - профессионала в своей области, мобильной личности, устойчивой в динамическом развитии и самореализации. Качество образования и уровень сформирование ста его профессиональной компетентности являются социальными критериями состояния и результативности процесса образования.

Изменение авторитарной учебно-дисциплинарной модели образования на гуманистическую личностно-ориентированную повлекло за собой изменения процесса обучения и в высшей педагогической школе. Последнее десятилетие государство повысило требования к совершенствованию системы, характера, содержания и методов образования, особенно в подготовке будущих учителей. В настоящее время российскому обществу требуется учитель, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной педагогической деятельности, но и сформированный как творческая личность, способная выявить и создать условия для творческой самореализации подрастающего поколения.

Перед педагогическими учебными заведениями стоит задача значительного улучшения методологической, психолого-педагогической и методической подготовки учителей, вооружения их наиболее современными и эффективными приемами, формами и методами воспитательной деятельности в ученическом коллективе, классного руководства, повышения уровня практической подготовки будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.