Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин'

Теоретические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каплина Светлана Евгеньевна

Переход Российского образования к многоступенчатой системе образования усиливает необходимость рассмотрения вопроса о разработке теоретических основ формирования профессиональной мобильности специалиста технического профиля. Суть возникшей проблемы в том, что профессия выступает больше не как центр, вокруг которого разворачивается жизненный цикл человека, а как одна из возможных форм социальной адаптации и творческой самореализации личности. Автор считает гуманитарные науки основой формирования профессиональной мобильности инженера, поскольку они обеспечивают как освоение определенной области знаний, так и формирование личностных и творческих характеристик специалиста технического профиля, которые составляют основу профессиональной мобильности инженера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каплина Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин»

11. Мильруд, Р. П. Компетентность в изучении иностранного языка / Р. П. Миль-руд // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 7. - С. 30-36.

12. Мясников, В. Компетенции и педагогические измерения / В. Мясников,

Н. Найденова // Народное образование. - 2006. - № 9. - С. 147-151.

13. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; Под ред. Н. Ю. Шведовой-М.: Рус. яз., 1990. - 921 с.

14. Петров, А. Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерных педагогических кадров: Автореф. дис. ... докт. пед. наук /А. Ю. Петров. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. —40 с.

15. Селсвко, Г. Компетентности и их классификация / Г'. Селевко // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 138-142.

16. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. -М.: АРКТИ, 2007. - 132 с.

17. Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1983. -608 с.

18. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.

19. Тихоненко, А. В. Компетентностный подход к формированию общенаучных понятий у учителей и учащихся начальной школы: Автореф. дис. ... докт. пед. наук /А. В. Тихоненко. - Тамбов: Изд-во ТамГУ, 2002.-40 с.

20. Хуторской, А. В. Методика личностного ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя / А. В. Хуторской. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.

21. The International Encyclopedia of Education: Research a. Studies. - Vol. 1 -10 / Ed.; T. Husen. — Oxf. : Pergamon, 1985. - C. 6068-6069.

УДК 378

С. Е. Каплина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Объективные требования к подготовке профессионально мобильных инженеров, готовых наиболее быстро и полно включаться в трудовую деятельность согласно стандартам и учебным программам, с одной стороны, и недостаточная разработанность теоретико-методологических, организационных и дидактических основ ее развития с позиции педагогики - с другой, определили актуальность разработки теоретических основ формирования

профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Как показывает опыт, несмотря на растущий спрос на инженерные кадры, процент трудоустроенных не по специальности выпускников высок. В то же время, значительная часть выпускников не ориентируется на рынке труда, не определилась с профессиональным выбором.

В этих условиях необходимо, опираясь на научно обоснованные методологические основания, создать педагогическую модель процесса формирования профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных дисциплин.

Труды отечественных и зарубежных ученых содержат необходимый базис идей, теорий, раскрывающих и обосновывающих направления развития системы профессионального образования, имеющего целевую направленность на подготовку современных специалистов технического профиля, обладающих определенным уровнем профессиональной мобильности. Однако в ходе исследования мы столкнулись, прежде всего, с отсутствием разработки теоретических основ подготовки профессионально мобильных инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Так, возникла необходимость разработки и обоснования концептуальных основ процесса формирования профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных предметов (рис. 1). Эти теоретические основы должны способствовать успешному трудоустройству, адаптации к профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному развитию инженера.

Основная цель разрабатываемых теоретических основ формирования профессиональной мобильности будущего инженера в процессе изучения гуманитарных дисциплин - создать благоприятные условия для формирования конкурентоспособных инженеров с различными уровнями профессиональной мобильности, основными характеристиками которых являются: профессиональная культура, компетентность, а также высокая профессиональная адаптивность и конкурентоспособность на рынке труда.

В качестве концептуальной основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин, на наш взгляд, могут выступить основные компоненты понятийного поля «профессиональная мобильность»: профессиональная культура и компетентность Они отражают особенности и условия эффективности протекания процесса формирования профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных дисциплин.

Установлено, что формирование профессионально мобильного инженера требует, чтобы по своему содержанию профессиональное образование было не только технократическим, но и «практическим человекознаиием». Такие представления обусловлены обострением противоречий, возникающих в

Рис. 1. Логика построения теоретических основ процесса формирования ПМ будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин

результате глубоких социально-экономических преобразований и требований, предъявляемых к специалистам в этих условиях.

В последнее десятилетие XX в. под эгидой ЮНЕСКО разработаны требования к инженеру XXI в. Эти требования созданы с учетом компетент-ностного подхода и включают следующие положения:

- иметь целостное знание принципов инженерного искусства;

- иметь общие знания передовой практики инженерного искусства, а также свойств производства и использования материалов, оборудования техники, ее узлов и соответствующих алгоритмов и программ;

- уметь пользоваться технической информацией и статистикой;

- быть способным применять принципы прогрессивных концепций, облегчающих производство, обслуживание, обеспечение высокого качества с учетом экономики;

- обладать интуицией в формировании производственных отношений и принципов управления, принимая во внимание технические, финансовые и человеческие условия;

- быть готовым работать над многодисциплинарными проектами;

- понимать существо инженерной профессии так же, как ответственность по отношению к обществу и окружающей среде;

- быть способным создавать теоретические модели, позволяющие прогнозировать физические явления, и использовать указанные модели;

- уметь свободно выражать свои суждения по техническим вопросам на базе научного анализа и синтеза;

- уметь учитывать требования окружающей среды;

- уметь мобилизировать человеческие ресурсы;

- владеть устной и письменной речью, в частности, уметь составлять ясные и убедительные технические отчеты;

- свободно пользоваться одним из европейских языков, кроме своего родного;

- учитывать технический прогресс и эволюцию потребностей, чтобы не базироваться только лишь на установившейся практике, но принимать в исполнении профессии инженера позицию новаторскую и созидательную;

- быть способным найти разумный компромисс между различными, порой противоречивыми требованиями;

- знать технологии и технику, относящиеся к области специализации (специальности).

Принципиальной особенностью этого перечня требований является то, что только первые три положения, относящиеся к фундаментальной (в том числе общегуманитарной, социально-экономической, математической, естественнонаучной и общеинженерной) подготовке и три последних положения, относящиеся к специальной части подготовки, непосредственно связаны со специальностью и являются ядром профессиональной компетентности инженера. Все остальные позиции имеют комплексный (интегральный) характер.

Ведущую роль играют требования, характеризующие «ключевые компетенции», т. е. те сложные совокупности умений, способностей и качеств личности, которые не связаны напрямую со специальностью, а являются

универсальными для широкой профессиональной области. Эти компетенции играют важнейшую роль в процессах формирования профессиональной мобильности, развития специалиста как личности и профессионала, а также в процессе его адаптации в условиях новой профессиональной деятельности.

В Концепции модернизации инженерного образования в РФ на основании учета мнений отечественных и зарубежных специалистов требования к специалистам и выпускникам технических вузов сформулированы следующим образом:

- комплексность подготовки, ориентированная на аналитическую деятельность, гибкую адаптацию к изменению содержания профессиональной деятельности;

- сформированность проблемного и оперативно-конкретного подхода к решаемым задачам;

- сформированность нестандартного мышления (профессионально-творческая готовность);

- обладание профессиональной этикой и экономическим сознанием;

- коммуникативная готовность;

- сочетание профессиональных знаний и практических навыков, умений;

- осознанность необходимости непрерывного образования, самообр азования;

- сформированность профессиональной ответственности.

Анализ сформулированных различными организациями современных и перспективных требований к инженеру позволяет сделать вывод об их определенной общности. Приведенные требования не сводятся лишь к набору профессиональных умений и навыков, а включают в себя целый ряд базовых сущностных характеристик: личностный и творческий интеллектуальный потенциал, инженерные способности, общую и профессиональную культуру, в том числе профессиональную мобильность и адаптивность как способность специалиста адаптироваться к различным профессиональным ситуациям и средам, характеризующимся высокой степенью изменчивости.

В свете вышесказанного системообразующие функции в разрабатываемой нами концепции формирования профессиональной мобильности будущих специалистов при изучении гуманитарных дисциплин выполняет ее цель, которая направлена на:

- обеспечение соответствия фактического уровня (качества) сформированное™ профессиональной мобильности специалиста текущим и перспективным потребностям сферы материального производства и общества в целом;

— обеспечение взаимосвязи фундаментальной и общегуманитарной подготовки в процессе формирования профессиональной мобильности будущих специалистов;

— создание оптимальных педагогических условий для формирования профессионально мобильного инженера в соответствии с его наклонностями, способностями, возможностями и общественными интересами;

— успешную профессиональную адаптацию будущих специалистов к условиям производства и трудовой деятельности.

— Итоговым и концентрированным результатом профессиональной подготовки, направленной на развитие мобильности будущего инженера, выступает формирование личности специалиста как самоорганизующегося субъекта профессиональной деятельности, для которого свойственны следующие характеристики:

— готовность к смене квалификации и места работы, чем к освоению новой специальности (Н. Г. Багдасарьян);

— способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые (В. В. Пустовойтов);

— осознание собственной ответственности за результаты своей деятельности, стремление определиться, выбрать путь развития своего внутреннего «я»;

— способность к рефлексии, потребность в ней как условии осознанного регулирования своего профессионального поведения и деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, ограничениями, «осознанием пределов собственной несвободы», с другой (В. А. Сластенин);

— «интегративная активность», предполагающая активную позицию будущего специалиста, от осознанного целеполагания до диалектического оперирования и конструктивной корректировки способов деятельности в соответствии с потребностями рынка труда и своими собственными (К. А. Абульханова-Славская);

— обладание важнейшими индивидуальными процессуальными характеристиками (разносторонность знаний и умений, самостоятельность, творческий потенциал), уникальностью, неповторимостью, которые являются основой для плодотворных межсубъектных отношений, стимулируют стремление к взаимодействию, сотрудничеству, общению (В. А. Сластенин).

При теоретико-методологической и практической разработке как концептуальных, так и самой педагогической технологии формирования профессиональной мобильности будущего инженера в процессе изучения гуманитарных дисциплин мы используем систему метопринципов, предложенную В. И. Андреевым. Термин «метопринцип» в данном случае употребляется в значении «принцип принципов» и включает в себя как часть многие другие дидактические принципы. Так в единое методологическое пространство

нашей концепции были включены: системный, аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический, герменевтический метопринципы.

Использование в нашем исследовании системного метопринципа позволяет рассматривать процесс формирования профессиональной мобильности будущего инженера при изучении гуманитарных дисциплин как одну из стадий развития личности. Направление развития определяется барьерами, которые необходимо преодолеть для оптимизации процесса уравновешивания профессионального приспособления к ситуации на рынке труда, для движения этого процесса по восходящей траектории. Оптимальным является такой уровень сформированности профессиональной мобильности, который позволяет успешно преодолевать преграды по изменению профессионального статуса специалиста.

Обращение к аксиологическому метопринципу в нашем исследовании позволяет анализировать процесс формирования профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных дисциплин через детерминацию ценностно-смыслового отношения личности к профессиональной деятельности и к своим духовным способностям и профессиональным качествам.

Прежде всего, в обществе все более отчетливо осознается, что нам нужно не любое образование, а образование высокого качества, которое отвечает высоким государственным и мировым образовательным стандартам. Системообразующим фактором, или движущей силой развития человека, становится сама личность, а механизмом - саморегуляция, самоорганизация, рефлексия. Для того чтобы решить ставшую глобальной в современном обществе проблему соразмерности социально-профессиональных жизненных изменений личностным свойствам человека, последнему необходимо быть мобильным.

Культурологический метопринцип характеризует развитие профессиональной культуры будущего инженера с позиции нового понимания гуманистического идеала. Цель такого подхода - развить индивидуальные познавательные способности обучаемых, максимально выявить, инициировать, использовать, привести в соответствие с культурными нормами общества индивидуальный (субъективный) опыт обучаемых; помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Таким образом, в свете культурологического подхода профессиональная мобильность инженера рассматривается как выражение его субъектности и идет в двух разных направлениях: приспособляемости (адаптивности) к требованиям современного рынка труда и креативности (творческости), которая формируется в процессе изучения гуманитарных дисциплин и позволяет инженеру постоянно искать и находить выход из наличной ситуации,

преодолевать ее, строить для себя новую, с опорой на имеющиеся в индивидуальном опыте знания, способы действия. Эти два, по сути, противоречащих основания лежат в основе проектирования индивидуальной траектории формирования профессиональной мобильности будущего инженера.

В связи с реализацией антропологического метопринципа в аспекте нашего исследования мы получаем целостные и системные знания о развитии и саморазвитии у человека личностных и мегапрофессиональных качеств, а также ключевых квалификаций.

В рамках антропологического подхода как метопринципа мы выделяем несколько частных подходов. Одним из таких подходов, на наш взгляд является личностно-деятельностный подход. Основы личностно-деятельностного подхода заложены в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева. При данном подходе личность инженера рассматривается как субъект его профессиональной деятельности, которая сама формируется в деятельности и в общении с другими людьми.

Деятельностный подход дает целостное представление о профессиональной деятельности инженера, его функциях и решаемых профессиональных задачах, отношениях и способах деятельности.

Говоря об овладении профессиональной деятельностью, мы подразумеваем, что человек умеет делать то, что ему необходимо делать в рамках данной профессии. Однако при этом целесообразно рассмотреть все аспекты его профессиональной деятельности.

В зависимости от личностных качеств специалиста, а также условий, в которые он поставлен, профессиональная деятельность может осуществляться на разных уровнях ее иерархии: операционном, тактическом, стратегическом.

По сути дела, в новых экономических условиях современный инженер НС может ограничиться выполнением чисто профессиональной деятельности. Это значит, что побуждаемый потребностями человек способен выполнять интегративную деятельность, которая включает все перечисленные компоненты в единстве. Именно такая деятельность, в конечном счете, формирует специалиста с активной жизненной позицией, человека деятельного. Ведь деятельный человек может достаточно быстро сориентироваться и освоить новые технологии, новые профессии и т. д.

В проектировании теоретических основ процесса формирования профессиональной мобильности будущего инженера при изучении гуманитарных дисциплин мы прибегаем к компетентностному подходу, который получает все большее распространение в европейском сообществе.

На современном этапе развития общества восстановление равновесия между высшим образованием и жизнью видится в смещении его целевой функции: от знаний, умений и навыков - к компетентности, т. е. к интегральным деятельностно-практическим умениям. На рынке труда востребо-

ваны не сами по себе знания, а способность специалиста на основе знаний, умений и навыков выполнять определенные функциональные обязанности. Сегодня современный инженер должен уметь творчески мыслить, самостоятельно решать сложные проблемы в сфере профессиональной деятельности. Кроме того, ему необходимо постоянно адаптироваться к новым знаниям и технологиям, совершенствовать свою квалификацию. Систематическое повышение квалификации, профессиональное и личностное совершенствование становятся залогом развития профессиональной мобильности будущего инженера.

Опора на ведущие положения гуманистического метопринципа позволяет нам использовать в процессе разработки концептуальных основ формирования профессионально мобильной личности инженера возможности гуманитарных дисциплин. В современных условиях уже недостаточно просто преподавать цикл гуманитарных дисциплин, важно обогащать техническое образование его методами, приемами и формами. Такой подход способствует развитию критического мышления, формированию гуманистических взглядов и убеждений, гармонизации взаимоотношений между всеми участниками педагогического процесса, которые также необходимы для формирования профессионально мобильной личности инженера.

Используя синергетический метопринцип, основанный на принципах системности и целостности, мы делаем акцент на сближении гуманитарного образа мировоззрения с естественнонаучным и изменении структуры научного познания.

Инженерная система в зависимости от своих требований актуализирует и реализует лишь часть степеней свободы человека, т. е. как бы специализирует его на определенный тип деятельности, востребованный в данный исторический момент. Личность, специализируясь на чем-либо, обязательно должна выходить и выходит на мировоззренческий уровень понимания себя. Она стремится расширить свое понимание в этом мире с тем, чтобы продуктивнее реализовывать свои творческие возможности.

Следовательно, синергетика, будучи синтетической наукой о системах, позволяет со своих позиций интегративно осуществлять вышеперечисленные философско-педагогические метопринципы, приводя к появлению специалиста с повышенным энергетическим и творческим потенциалом само-развивающейся профессионально мобильной личности.

С синергетическим подходом тесно связан герменевтический метопринцип, который способствует не нарушению, а осуществлению исторической преемственности становления проблемы формирования профессиональной мобильности в истории науки. Благодаря данному принципу мы имеем возможность переосмыслить ранее наработанный педагогический опыт, вычленить все самое ценное и на основе его создать концептуальные основы фор-

мирования профессиональной мобильности будущего инженера в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Из целей, условий их реализации на основе философско-педагогических метопринципов, а также требований, предъявляемых к формированию профессиональной мобильности будущих инженеров, вытекают следующие концептуальные положения:

- цель процесса формирования профессиональной мобильности будущих инженеров определяется требованиями современной, динамично развивающейся сферы производства с учетом перспективного развития экономики и специфики профессиональной деятельности;

- успешность адаптации выпускника технического вуза в условиях производства определяется уровнем сформированности мстапрофессиональных качеств и ключевых квалификации;

- формирование профессиональной мобильности будущего инженера средствами гуманитарных дисциплин предполагает разработку научно обоснованной модели процесса формирования профессиональной мобильности, создание педагогических условий и соответствующей технологии ее реализации.

Остановимся на их рассмотрении.

I. Известно, что наиболее общим условием научной организации любой деятельности является четкое представление об исходном и конечном продукте. Речь идет о проектировании системы требований, предъявляемых человеку с позиции его профессиональной деятельности и уровнях их сформированности.

На наш взгляд, при определении уровней сформированности профессиональной мобильности правомерно использовать материалы исследования профессиограмм специалистов, проведенных В. А. Сластениным, Л. Ф. Спириным. Разрабатывая модель современного специалиста, ученые провели исследование психологии личности, а также выявили специфику личностных и профессиональных качеств специалиста.

После тщательного анализа результатов исследования ими было выделено три ключевых блока профессионально значимых свойств и характеристик личности специалиста, которые, на наш взгляд, могут быть положены в основу процесса формирования профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных дисциплин.

1. Гуманистическая и социальная направленность: научно-гуманистическое мировоззрение; социальные потребности; моральные и ценностные ориентации; социальная активность.

2. Познавательная направленность: научная эрудиция; духовные, прежде всего, познавательные потребности и интересы; интеллектуальная активность; чувство нового, инновационный характер мышления; готовность к профессиональному самообразованию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Профессиональная направленность: интерес к ситуации на рынке труда, увлеченность профессиональной работой; профессиональный такт; профессиональное воображение; организаторские способности; справедливость; общительность; настойчивость, целеустремленность; уравновешенность, выдержка, самооценка, профессиональная ответственность; профессиональная работоспособность; профессиональная адаптивность.

Взяв за основу эти требования, нами была разработана система уровней и критериев процесса формирования профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных дисциплин.

В профессиональной педагогике установлены низкий, средний и высокий уровни профессиональной подготовленности специалистов. Придерживаясь традиционной классификации, мы выделяем следующие уровни сформированное™ профессиональной мобильности будущих инженеров:

— низкий уровень профессиональной мобильности характеризуется нерешительностью и неуверенностью в работе; замкнутостью, относительной узостью контактов, избирательностью в общении. Инженеры с данным уровнем сформированности профессиональной мобильности выполняют работу главным образом по образцу; переносят знания, навыки и умения в новую производственную обстановку, часто допуская ошибки. Такие инженера с большой долей вероятности склонны ориентироваться на собственные критерии, на субъективное чувство удовлетворения, получаемое от своей деятельности, а не на объективные показатели социального успеха и признания;

— средний уровень профессиональной мобильности характеризуется готовностью к взаимодействию с окружающими людьми, широким кругом социальных контактов. Инженер данного уровня умеет переносить знания, навыки и умения в новую производственную обстановку. Удовлетворительно освоив новые приемы выполнения производственных операций, молодой инженер правильно организует труд, самостоятельно планирует выполнение заданий при незначительной помощи со стороны. Такой инженер умеет строить жизненные планы, имеет ясные цели и идеалы, проявляет склонность и интерес к избранной профессии, читает научно-техническую литературу, связанную с его производственной деятельностью. В его труде доминируют ценностные ориентации, он стремится работать над собой, умеет анализировать свои поступки, объективно дает самооценку. Вместе с тем эти инженера не слишком ориентированы на карьеру, на достижение социального успеха, предполагающего жесткую конкуренцию. Карьера грамотного, добросовестного специалиста их вполне устраивает;

— высокий уровень профессиональной мобильности характеризуется доминированием таких качеств, как эмоциональность, стремление к поиску гармонии в межличностных отношениях, к пониманию других людей. Такие инженера умеют самостоятельно выделять существенные, закономерные

связи и видеть в частном явлении общее; осуществляют анализ и делают глубокие обобщения и выводы. Инженера, обладающие высоким уровнем профессиональной мобильности способны самостоятельно разобраться во внезапно возникшей производственной ситуации, а также могут легко и быстро переключаться с одного вида работы на другой. Кроме того, такие инженера обладают способностью овладевать профессиональным мастерством в короткие сроки.

На основе требований предъявляемых к личности профессионально мобильного инженера мы разработали следующие критерии сформированное™ профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных дисциплин:

1. прочность общеобразовательных знаний, умений, навыков широкого профиля;

2. прочность общепрофессиональных знаний и умений в области осваиваемой профессии;

3. степень сформированности положительной мотивации к изучению гуманитарных дисциплин;

4. степень сформированности положительной мотивации к осуществлению профессиональной мобильности;

5. полнота сформированности отношения к профессиональной деятельности;

6. полнота овладения ключевыми компетенциями;

7. полнота овладения ключевыми квалификациями;

8. прочность сформированности навыков регуляции самообразования и развития;

9. степень развития творческого потенциала студента в процессе профессиональной коммуникации по осуществлению профессиональной мобильности.

Практическое значение уровней и критериев сформированности профессиональной мобильности будущих инженеров состоит в том, что они являются ориентиром для определения конкретного содержания подготовки профессионально мобильных инженеров, т. е. формирования стандарта содержания образования.

Образовательный стандарт высшего профессионального образования вуза включает три компонента: федеральный, региональный, вузовский.

Федеральный компонент образовательного стандарта вуза определяет обязательный минимум требований к уровню подготовки специалистов. Он устанавливается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по конкретным направлениям и специальностям.

Региональный компонент образовательного стандарта отражает национально-региональные особенности подготовки специалистов, а также обес-

печивает им конкурентоспособность на региональном рынке интеллектуального труда, т. е. отражает интеграцию вуза с научно-производственной сферой региона.

Вузовский компонент образовательного стандарта отражает особенность научных школ, традиции, опыт и понимание вузовским сообществом современного уровня подготовки специалистов, а также обеспечивает формирование имиджа будущего специалиста, его необходимую профессиональную мобильность и конкурентоспособность на национальном и мировом рынке труда.

Стандарт содержания процесса формирования профессиональной мобильности будущих специалистов, в частности его вузовский компонент, реализуется в разрабатываемых примерных учебных планах и программах по конкретным специальностям. Качество подготовки и уровень сформированное™ профессиональной мобильности обеспечивается специально проводимыми проверками по тестам-заданиям и тестам-вопросникам.

По нашему мнению в качестве обобщенного стандарта качества сформированное™ профессиональной мобильности выступает квалификационная характеристика, где в развернутом виде содержатся требования к знаниям, навыкам, умениям будущих инженеров. При таком подходе каждое профессиональное образовательное учреждение может по-своему формировать содержание обучения - перечень учебных дисциплин, их объемы, последовательность и интенсивность изучения, что позволит создать новые интегрированные учебные курсы, использовать блочно-модульную систему преподавания, применять в обучении метод «погружения» в предмет, а также создавать новые технологии обучения. Естественно, важным будет являться конечный результат - готовность будущих инженеров к осуществлению профессиональной мобильности в динамично изменяющихся экономических условиях.

II. Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности. Личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, поддерживает профессиональное мастерство, стимулирует профессиональное творчество, побуждает к смене профессии, корректирует ход профессиональной адаптации.

В сегодняшнем обновляющемся обществе наиболее способствуют становлению профессионала, развитию у него профессиональной мобильности -появление у человека метапрофессиональных качеств и сформированность ключевых квалификаций.

Под ключевой квалификацией понимается комплекс психологических качеств, способностей в структуре общей квалификации инженера:

-- общеобразовательные знания, умения, навыки широкого профиля;

- общепрофессиональные знания, необходимые для широкого круга деятельности;

- когнитивные способности;

- общие психомоторные способности;

- личностные качества;

-I социальные способности.

Метапрофессиональные качества направлены на успешную деятельность инженера в профессиональной среде, обеспечивая качество и надежность труда, помогая специалисту гибко ориентироваться на рынке труда. В состав метапрофессиональных качеств, по мнению ряда исследователей входят:

- самоменеджмент (синтез качеств и способностей, которые позволяют человеку эффективно управлять собой в различных видах деятельности и общении);

- предприимчивость (предпринимательская активность, способность к проявлению профессионального энтузиазма и инициативы, самостоятельности для необходимости получения результата);

- коммуникативность (способность к деловому сотрудничеству, готовность работать с другими людьми, а также навыки коммуникативного воздействия);

- социально-профессиональная ответственность (внутренняя форма саморегуляции деятельности субъекта, которая характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм);

- практический интеллект (интегральная способность к продуктивному решению практических проблем и задач на основе неявных знаний и профессиональной интуиции);

- креативность (способность к созданию продуктов, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью).

- Формирование ключевых квалификаций и метапрофессиональных качеств как главных конструктов профессиональной мобильности возможно, на наш взгляд, на основе принципиально новых стратегий организации обучения, ориентированных на развитие профессиональной гибкости человека.

III. В постижении сущности многих процессов и явлений особое место занимает метод моделирования. Создавая модель, мы осмысливаем прошлый опыт, фиксируем и закрепляем достижения, учитываем ошибки, чтобы избежать их на новом витке развития. Получаемый образец - не догма, а ориентир, который люди, обучаясь и работая в профессии, осознанно или интуитивно усваивают.

Необходимость построения модели процесса формирования профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных дисциплин диктуется рядом обстоятельств.

1. Модель даст представление о целостном содержании процесса формирования профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных дисциплин, его внутренней структуре.

2. Разработка модели позволит объединить информацию об отдельных сторонах процесса формирования профессиональной мобильности, средствах, формах и методах управления ими.

3. Модель раскроет возможности гуманитарных дисциплин в процессе формирования профессиональной мобильности будущих инженеров.

4. Модель ослабит, а в ряде случаев снимет противоречие между объективными требованиями к профессиональной подготовке будущих инженеров и имеющимся уровнем профессионального образования в высшей школе.

На основе созданной модели разрабатывается технология процесса формирования профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных дисциплин, которая ориентирована на достижение следующих целей:

- актуализация профессионально-личностного потенциала;

- профессиональное развитие личности;

- формирование ключевых квалификаций и метапрофессиональных качеств;

- приобретение опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;

- обеспечение субъект-субъектного взаимодействия всех участников профессионально-образовательного процесса.

Таким образом, реализация рассмотренных теоретических основ позволит организовать процесс формирования профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных дисциплин, способствующий подготовке профессионально мобильных специалистов технического профиля.

Библиографический список

1. Андреев, А. Знания или компетенции? / А. Андреев // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 3-11.

2. Борозенец, Г. К. Интегративный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка: дис. ...д. пед. наук: 13.00.08 / Г. К. Борозенец, - Тольятти, 2005. -434 с.

3. Вражнова, М. Н. Система профессиональной адаптации студентов технических вузов в условиях взаимодействия «вуз - предприятие»: дис. ... д. пед. наук: 13.00.08 / М. Н. Вражнова. - Казань, 2005. - 413 с.

4. Государственные образовательные стандарты нового поколения / под ред.

В. Д. Шадрикова. - М.: Логос, 2006. - 56 с.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р. // Российская газета. - 2001. - 31 дек. - 7 с.

6. Сластенин, В. А. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала содержания непрерывного педагогического образования: методическое пособие / В. А, Сластенин, В. В. Пустовойтов. - М.: Йзд-во Моск. пед. ун-та, 2002. - 62 с.

7. Сластенин, В. А. Педагогика: профессиональная компетентность педагога /

B. А. Сластенин. - М.: Мысль, 1992. - 237 с.

8. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. Т. 3 / под ред.

C. Я. Батышева. - М.: АПО, 1999. - 488 с.

УДК 378

О, В. Мясникова

СИНТЕЗ РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Долгое время образование трактовалось исключительно с позиций технократизма и все отношения в образовательном пространстве (преподаватель - студент, студент - текст, личность - цели и др.) складывались в устремлении участников педагогического процесса к более быстрому, объемному потреблению информации. Преобладание сциентизма в обучении стало одной из причин кризиса в педагогике, связанной с «дефицитом культуры в образовании» (В. П. Зинченко), «с его технократической перегрузкой и «гуманитарным голоданием» (Ю. В. Сенысо). Но все возрастающая обращенность в педагогике к понятиям «культура, понимание, смысл» подчеркивает постепенное сдвижение акцентов, выдвижение иных целей и смену установок: от технократических, информационно - знаниевых на гуманитарные, личностно - ориентированные. Образование в этой связи является «способом становления человека в культуре» [6, с. 14]. Выражая себя и смыслы, а также и информацию посредством знаков, человек наполняет пространство различными текстами. Образование таким образом представляет собой полифонию языков, отношений, текстов. Чтобы уметь в них ориентироваться, мало обладать предметными знаниями, умениями и навыками, нужно еще подключать такие качества и способности, которые помогли бы личности сопереживать, чувствовать Другого, понимать себя и уметь выражать свой смысл и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.