ББК Ч486.17
МЕТОПРИНЦИПЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© 2006 Л. П. Меркулова
Самарский государственный аэрокосмический университет
Рассмотрены педагогические возможности применения современных методологических принципов обучения с целью развития у студентов профессионально важных компетенций, способствующих формированию профессиональной мобильности специалистов технического профиля.
Одним из качеств, характеризующих конкурентоспособность специалистов, является профессиональная мобильность. В связи с этим формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами конкретных учебных дисциплин с использованием современных методологических подходов приобретает практическое значение. Суть этих педагогических категорий заключается в том, что они представляют собой фундаментальные понятия, отражающие наиболее устойчивые, существенные, закономерно повторяющиеся признаки педагогических явлений, процессов.
Каждая наука должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, ко -торые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. В педагогике, как и в любой науке, поискам нового способствует методология - «учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» [1]. Методологические основы дают возможность правильно осмысливать предметы и явления окружающей действительности, осознавать закономерности их функционирования, связи между ними, строить стратегию и тактику образования, обучения, воспитания и развития.
В процессе современного педагогического исследования и проектирования широко используются методологические принципы (метопринципы), сформулированные на основе педагогических закономерностей. Проблема педагогических закономерностей, принципов и правил в разных аспектах исследовалась в работах Ю. К. Бабанского,
В. И. Загвязинского, И. Я. Лернера, В. В. Кра-евского и других.
На основе педагогических закономерностей сформулированы следующие метопринципы: аксиологический (ценностный), культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический, герменевтический, акмеологический и др. Многомерная классификация педагогических ме-топринципов и принципов достаточно полно отражена в работе В. И. Андреева [2]. Педагогический принцип выражает суть зако -на в его нормативной форме и указывает, как нужно действовать наилучшим образом в соответствующих педагогических условиях.
В педагогической литературе вместе с понятием метопринципа встречается и термин «подход». Категория «подход» рассматривается как совокупность принципов, которые определяют стратегию педагогической (теоретической, научно-исследовательской, практической) деятельности. Анализ и сопоставление наиболее общепринятых педагогических принципов показывает, что они не перекрывают друг друга, а один принцип существенно дополняет другой. Метопринцип выступает в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории.
Данная систематизация педагогических метопринципов приведена с целью дальнейшего их анализа с позиций компетентност-ного подхода, формирования компонентов компетентностной модели профессиональномобильного специалиста технического профиля средствами иностранного языка. На наш взгляд, именно метопринципы опреде-
ляют состав и сущность конкретных компетенций. Другие педагогические принципы (обучения, организации и осуществления учебного процесса, творческого саморазвития и др.) также способствуют формированию необходимых компетенций, но они в большей мере направлены на повышение качественного (вертикального) и количественного (горизонтального) компонентов компетенций. В разной степени метопринципы влияют и на формирование мотивационноценностного компонента профессиональной мобильности.
В разработанной автором компетентно-стной модели специалиста технического профиля [3] содержится четыре блока профессионально важных компетенций: инвариантные, мотивационно-ценностные, технологические (операциональные) и рефлексивные. Рассмотрим возможности современных ме-топринципов с точки зрения формирования различных компетенций средствами иностранного языка.
Принцип системности (системный под -ход) является наиболее надежной методологической основой в совершенствовании как педагогической теории, так и педагогической практики, позволяя исследовать, развивать некоторый объект как целостную, единую систему. Практически он обобщает, интегрирует остальные методологические принципы и подходы, обеспечивая наилучшие результаты в педагогической деятельности.
Аксиологический метопринцип. В настоящей статье речь идет об аксиологическом метопринципе как о методологическом подходе к анализу приоритетных педагогических ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. В педагогической деятельности ценности, как и цели в образовании, воспитании и саморазвитии человека, в последнее время сильно изменились, что требует разработки адекватных методов обучения. Понятие «ценность», используемое в философии, психологии, социологии и педагогике, применяется для обозначения свойств объектов и явлений, а также теорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом должного в соответствии с социально-обусловленными приоритетами развития
культуры. В. Франкл [4] как одну из универсальных ценностей для развития и саморазвития человека выделяет творчество во всех его видах и уровнях. Но эта ценность останется лишь ценностью обучающего, если она не будет осознана и принята как ценность для обучающегося не только на стадии его учения, но и в профессиональной деятельности.
Рассматривая важность аксиологического метопринципа для формирования профессионально важных компетенций, следует отметить, что главный акцент в его использовании направлен как на формирование инвариантных компетенций (потребность в знаниях, непрерывном образовании, способности в общении), так и на формирование блока мотивационно-ценностных компетенций (гуманистической убежденности, направленности на профессию, профессиональное совершенствование). Одновременно ценностный подход способствует формированию операциональных компетенций (знание профессиональных технологий всегда способствует лучшему освоению профессии) и рефлексивных компетенций (умение анализировать свои поступки, управлять собой, организовывать свой труд - профессионально важные качества). Аксиологический подход составляет основу мотивации, являющейся мощным инструментом повышения качества подготовки специалистов.
При изучении иностранного языка аксиологический метопринцип реализуется при постановке преподавателем оперативных и тактических целей обучения, разработке учебных программ и планов конкретных занятий, в которые включаются материалы о современных достижениях в определенных областях науки, производства и культуры, о важности общечеловеческих ценностей. Преподаватель иностранного языка совместно со студентами ставит вопросы целеполагания, связанные с решением конкретных задач, акцентируя внимание на важности освоения методов их решения на информационном, репродуктивном или творческом уровнях усвоения, на важности адекватного отношения к себе как развивающейся личности. Выполнение конкретного задания завершается анализом результата по степени достижения
цели, т. е. фиксируется посредством рефлексии усвоения учебной информации на соответствующих уровнях усвоения.
Коммуникативный характер обучения иностранному языку формирует коммуникативную компетентность, так как общение (устно-речевое, через книгу, с помощью письма) предполагает формирование и развитие умения учиться, т. е. формирование как специальных, так и общенаучных умений. Общение регулирует поведение личности, побуждает к тем или иным речевым действиям, к взаимодействию, способствует формированию ценностных ориентаций, взглядов и убеждений личности, служит средством речевого оформления поведения людей, их взаимоотношений, что проявляется, в частности, в соблюдении речевого этикета.
Культурологический метопринцип. Без глубокого понимания того, что такое культура, без разработки культурологического ме-топринципа в педагогике решение многих актуальных проблем образования и воспитания невозможно. Само понятие «культура» близко таким основным понятиям педагогики, как образование и воспитание.
Изучение иностранных языков раскрывает историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран. Иностранный язык нельзя изолировать от культуры, средством выражения которой он является. Преподаватель иностранного языка является посредником между двумя культурами, что предполагает одинаково хорошее знание как той, так и другой. Наиболее наглядно это проявляется при изучении страноведческих тем, аутентичной литературы, достижений наук и техники.
Культурологический метопринцип предполагает исторический подход к освоению и применению педагогических знаний и идей. Не отрицая всего ценного, что наработано в зарубежной педагогике, необходимо опираться на культурно-образовательновоспитательные традиции, на этнопедагоги-ку, критическое осмысление и освоение зарубежного опыта с непременной ориентацией на непрерывное творческое саморазвитие отечественных образовательно-воспитательных систем.
Перспективным направлением реализации культурологического метопринципа является философско-педагогическая концепция «Школа диалога культур», разрабатываемая В. С. Библером и группой ученых, в основе которой лежит идея о диалогичности творческого мышления и самой человеческой жизни. Суть этого подхода - изменение содержания и смысла самой идеи образования в контексте идеи культуры [5].
В результате преобразований после -дних лет гуманитарный блок дисциплин оказался наиболее раскрепощенным, что создало условия для информационного взрыва и стимулировало инновации, которые превратились в положительную тенденцию усиления культурологического компонента образования. С этих позиций элементы культуры составляют ядро обновленного содержания высшего образования и развивают у студентов культуру деятельности, мышления, общения, этическую, эстетико-художественную, политическую, психологическую и физическую культуру.
Все это возможно при условии, если преподаватель сам обладает достаточно высоким уровнем профессионально-педагогической культуры. Уникальная характеристика человека с высокой культурой - способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Преподаватель с высоким уровнем профессиональной культуры способен прогнозировать и корректировать стратегии творческого развития и саморазвития студентов.
Культурологический метопринцип способствует развитию большинства инвариантных компетенций: потребности в знаниях и деятельности, непрерывном образовании; способности взаимодействовать с другими людьми; патриотизма; усвоению иностранных языков. Они способствуют развитию мотивационно-ценностной сферы студентов, операциональных компетенций. Культурологический подход активизирует формирование большинства компетенций рефлексивного блока: способности к самоанализу, самокритике, самоорганизации, самообразованию и др.
Развитие высокого уровня культуры у студентов способствует формированию таких
личностных качеств, как ответственность, организованность, целеустремленность, стремление к творчеству, высокая нравственность.
Антропологический метопринцип. Антропология определяется как наука о происхождении и эволюции человека. Педагогическая антропология выделяет в качестве сво -его предмета человека как субъекта и объекта образовательно-воспитательного процесса, явления и процессы педагогического влияния человека на человека, воспитания человека человеком. Однако нас больше интересует антропологический подход как методологический принцип исследования и формирования личности. В связи с этим будем придерживаться следующего определения: антропологический подход в педагогике предполагает исследование достижений комплекса наук о человеке с целью получения целостного и системного знания о нем. С реализацией антропологического подхода педагогика значительно усиливает свои диагностические функции.
Проблемы реализации антропологического подхода заключаются, во-первых, в недостатке информации об обучаемых; во-вторых, в недостатке высококвалифицированных педагогических кадров; в-третьих, в недостатке времени.
При тех формах занятий, которые используются при изучении иностранных языков (практические занятия, дискуссии, диспуты, беседы и др.), когда преподаватели, как правило, в течение двух и более лет достаточно часто общаются со студентами, возможность реализации антропологического подхода существует. Использование антропологического метопринципа при изучении иностранного языка способствует «раскрытию» студента, лучшему пониманию его преподавателем, большей толерантности, формированию коммуникативной компетентности, мотивационно-ценностной сферы, рефлексивных компетенций.
Гуманистический метопринцип. В современной доктрине образования гуманистический подход является одним из основных, что связано с эволюцией современных философских воззрений, в соответствии с которыми в центре научных исследований находит-
ся сам человек. Важным направлением гуманизации образования является его гуманитаризация.
Гуманизация образования требует развития педагогических идей сотрудничества и сотворчества, создания условий доверительности и взаимной требовательности, предполагает его дифференциацию и индивидуализацию. Гуманизация образования -это не конкретная методика обучения, а ценностная ориентация и личностная установка педагога, осмысление процесса воспитания с позиций целей и ценностей прежде всего самой личности. Здесь есть противоречие, суть которого в том, что цели и ценности, которые являются значимыми для обучающего , не всегда являются значимыми для обучаемого . Только кропотливая работа преподавателя способствует формированию у студентов непреходящих общечеловеческих ценностей.
Иностранный язык как гуманитарная дисциплина играет существенную роль в гуманизации специалистов технического профиля. Самое сложное и длительное в процессе гуманизации образования - это раскрепощение личности педагога и студента, по -скольку медленнее всего перестраивается человеческое сознание.
Гуманитарное образование преподавателей иностранных языков в технических вузах - несомненное преимущество этой дисциплины в формировании инвариантных и мотивационно-ценно стных компетенций пр офе ссионально-мобильного специалиста технического профиля. Позитивную роль играют встречи с молодыми отечественными и иностранными учеными, особенно гуманитарного цикла дисциплин, в форме «круглого стола», дискуссионных клубов и т. д. Тенденция усиления гуманитарного образования не должна идти в ущерб естественно-математическому образованию. Американские специалисты считают, что уровень естественно-математического образования в России - это то, к чему надо стремиться, а не то, что следует реформировать и тем более разрушать.
При формировании элементов компе-тентностной модели специалиста техничес-
кого профиля средствами иностранного языка гуманистический метопринцип способствует развитию гуманистической убежденности в своей деятельности, направленности на гуманистический характер разрабатываемой продукции и технологических процессов, гуманистическому подходу к охране окружающей среды, гуманному отношению к сотрудникам и подчиненным, гуманному решению социальных и других вопросов.
Синергетический метопринцип. Философский подход, при котором система рассматривается с позиций саморазвития, самоуправления, самоорганизации, получил название синергетического. Основываясь на принципах системности и целостности, синергетика делает акцент на изучение механизма самопроизвольного возникновения, самосохранения, самоорганизации и саморазвития структур, имеющих место в открытых системах. Педагогика является подсистемой, развивающейся в рамках социальной системы.
Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов [6] считают, что синергетика ориентирована на поиск универсальных законов эволюции и самоорганизации сложных систем, законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы. При определенных уровнях развития воспитание переходит в самовоспитание, обучение в самообучение и образование в процесс самообразования. Процесс приобретения человеком этого «само» является моментом перехода индивидуума в личность. Лишь после этого можно говорить о человеке как о самоорганизующейся, само-развивающейся системе в более широкой системе социальных отношений. Социальная среда определяет установки, поведение и действия человека через нормы, выработанные личностью на основе своего позитивного опыта, соотнесенного со всем историческим опытом человечества, то есть культурой.
В педагогической системе взаимоотношения «преподаватель-студент» носят нелинейный характер. Преподаватель помогает студентам выйти на уровень собственной самоорганизации, ускоряет процесс количественного и качественного накопления студентами информации, умений, навыков для
перехода в новое качество личности. Студент для того, чтобы сделать очередной шаг к своей самостоятельности, постоянно совершенствует свои личностные качества, свое «само». Находясь под воздействием управляющих параметров - своих преподавателей, подсистема «деятельность студента» оказывается под синергетическим влиянием этого окружения. В свою очередь подсистема «деятельность преподавателя» обладает синергетическими свойствами. Постоянно взаимодействуя со студентом, она также выходит на новые уровни своего саморазвития. Самоорганизация, уравновешивание происходят тем активнее, чем активнее взаимодействие преподавателя и студента. Важнейшей особенностью изучения иностранного языка как раз и является высокий уровень коммуникации, взаимодействия преподавателя и студента, а также студентов между собой.
Саморазвитие самоорганизующихся систем требует активного функционирования памяти как условия минимизации ошибок самогенерации. В рамках педагогических систем функции долговременной памяти берет на себя культура, которая проявляется в процессах саморазвития человека и трансформируется в его личностные качества.
Будучи системной наукой, синергетика интегративно осуществляет основные философско-педагогические метопринципы (аксиологический, гуманистический, антропологический, герменевтический). Используя синергетический метопринцип в воспитании личности, педагогика на принципиально новом уровне реализует в рамках всей системы образования антропологический подход. Понимая под системой (подсистемой) личность студента, можно говорить о самосовершенствовании этой подсистемы, то есть о формировании, в первую очередь, блока рефлексивных компетенций: способности к самоанализу, самокритике, самоорганизации, самореализации. При приобретении и углублении рефлексивных компетенций студент го -раздо успешнее находит свое место в учебном процессе, окружающей среде, а затем и в профессиональной деятельности, т. е. си-нергетически самоорганизуется. Параллельно с самоорганизацией, как следствие, у бу-
дущих инженеров формируются и инвариантные компетенции: потребность в знаниях, образовании, умение управлять собой.
Герменевтический метопринцип. Сущность герменевтического метопринципа заключается в формировании уверенности в возможности получения положительного результата. Задача преподавателя - не информировать, а разъяснять и оказывать необходимую индивидуальную, личностно-ориентированную помощь студенту с учетом конкретно складывающейся ситуации.
В последние годы просматривается ряд стратегий и перспектив реализации личностно-ориентированного подхода в образовании через активизацию процессов смыслотворческой функции путем расширения и углубления представлений личности о духовно -нравственных, творческих, коммуникативных, практических и других ценностях [7]. Поэтому в процессе обучения важно знать не только уровень знаний и умений, который получил обучающийся, но и то, произошло ли расширение границ «смыслового поля», в котором он находится. Расширению же смыслового поля способствуют диалогизация, проблематизация и персонализация процессов обучения и воспитания. Диалогизация является эффективным методом изучения иностранного языка, позволяющим осуществлять и развивать субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентами. Применение герменевтического метопринципа на основе субъект-субъектных отношений формирует такие важные компетенции будущего специалиста, как способность самостоятельно принимать решения, брать инициативу на себя, работать в команде, способность быстро перестроиться. Это говорит о высокой адаптивности, являющейся важнейшим компонентом профессиональной мобильности.
Акмеологический принцип. Акмеология как наука о закономерностях развития человека, достижения созидательной деятельности, самореализации творческого потенциала, движения к вершинам жизни способству -ет созданию новых технологий воспитания, обучения, коррекции и реорганизации деятельности человека. Освоение акмеологичес-
ких технологий профессионального образования предполагает воспитание у обучаемых стремления освоить профессию на самом высоком уровне, разработать свою авторскую систему деятельности, которая в дальнейшем позволит добиваться вершин мастерства.
В любом виде сложной деятельности, требующей специального образования, важнейшим фактором достижения вершин профессионализма является компетентность. Формирование профессиональной направленности, развитие способностей к профессиональной деятельности, стимулирование образования профессиональной компетентности - важнейшие акмеологические проблемы, решение которых позволяет понять, почему одни достигают вершин, а другие нет; как свертывается, реконструируется, схематизируется человеком сообщаемая ему учебная и научная информация; как человек накапливает фонд новых знаний, позволяющих ему превратить свой предмет в инструмент образовательного воздействия и творческого поиска на пути к новым достижениям.
В отличие от предметов, при изучении которых студент может не совсем верно самостоятельно решить задачу или написать с ошибками контрольную работу, при изучении иностранного языка ему, как отмечалось выше, часто приходится находиться в режиме диалога с преподавателем или другими студентами, причем в ситуации, когда его слушает группа сокурсников. Любые ошибки замечаются сразу же. Публичное выступление является одним из труднейших испытаний человеческой психики, так как велика цена ошибки. Поэтому студент напрягает все свои силы, активизирует все знания, работает на пределе своих возможностей.
Акмеологический подход способствует формированию следующих профессиональных компетенций специалиста технического профиля: потребности в знаниях, непрерывном образовании; умения анализировать свои действия; направленности на инновации, профессию, профессиональное совершенствование; способностей к анализу и синтезу, самообразованию и самореализации. Он способствует развитию личностных характеристик: работоспособности, ответственнос-
ти, организованности, целеустремленности, уверенности, самоконтроля, инициативности; развитию параметров внимания (концентрации, распределения, переключения); формированию высоких нравственных принципов.
Результаты обобщения возможностей формирования профессионально важных компетенций структуры компетентностной модели профессионально-мобильного специалиста технического профиля с использованием рассмотренных метопринципов приведены в табл. 1.
В рамках системного подхода следует учитывать также холистический подход, связанный с единой целостной работой мозга человека. Педагогу следует обращать внимание на эмоциональную сторону занятия, уметь создавать спокойную деловую комфортную обстановку, не травмировать психику студента.
Сущность холистического подхода состоит в выборе таких видов учебной деятельности, которые способствуют активной сбалансированной работе обоих полушарий го -ловного мозга и преодолению некоторых характерных трудностей в обучении.
Преподавание иностранного языка требует творческого, активного метода изучения предмета. На занятиях, которые проводятся, как правило, в малочисленных группах, у преподавателя есть реальная возможность проследить проявление стимулирующих и тормозящих эмоциональных состояний студентов во время процесса обучения, глубже изучить склонности и особенности характера студентов и определить их возможности в достижении поставленной цели.
В большинстве случаев при обучении учебному предмету используются в основном и даже исключительно слух и зрение, остальные же органы чувств остаются без внимания . Практика утверждает, что, например, при обучении иностранному языку задания и упражнения для развития правополушарного типа обучающихся должны содержать невыраженные словами (невербальные) компоненты. Для этого могут быть использованы музыка, пение, рисование, сочинение стихов, инсценировки и др. Развитию образного
мышления в большей мере способствуют учебные игры. Существенная часть информации воспринимается на эмоциональном уровне.
В последние годы в различных областях науки специалисты широко используют термины «эргономика», «эргономический подход». Эргономика трактуется как изучение условий, при которых человек трудится наиболее эффективно.
При обучении студентов такому предмету, как иностранный язык, это понятие в применении к теории коммуникации трансформируется и включает адекватный отбор языковой личностью языковых единиц относительно определенной ситуации общения для достижения максимального воздействия на другую языковую личность (личности) [8].
Язык с точки зрения эргономики анализируется не только как система определенных знаков, которая характеризует языковую личность, но и как система, способная с минимальными затратами адекватно представить определенный уровень общения языковой личности. В этом аспекте язык следует рассматривать как систему эргономов, языковых единиц в речевой коммуникации, ко -торые языковая личность отбирает, «взвешивает» и «измеряет» на основе личностно-ориентированного принципа и употребляет в речи.
Современные технические средства обучения, персональные компьютеры позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к учебным материалам. Используя закономерности эргономики, студент может сам выбрать размер и тип шрифта при просмотре полученного материала; убрать или переместить рисунки; изменить цвета, используемые для оформления текста; подобрать степень яркости и контраста; выбрать удобные ему графические символы. Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: обучающийся сам подбирает индивидуальные эргономические характеристики материала.
Условия организации учебного процесса либо благоприятствуют работоспособности, либо ее уменьшают. Важны освещение и окраска учебного помещения, его оборудо-
Таблица 1. Метопринштпы формирования профессионально важных шмпетенций специалиста технического профиля
Окончание таблицы 1
Компетенции Личностные характеристики
Метоп ринцип Инвариантные Мотив ЙЦ ИОННО-ценностные Т ехнологичеткие (операциональные) Рефлексивные
Синергетический Умение анализировать свои действия, управлять собой, взаимодействовать с людьми: потребность в знаниях и их пополнении У бежденность; направленность на профе ссиональный рост, инновации:, видение перспективы; умение достигать цели Когнитивные, методологические, организаторские, коммуникативные способности; способность к анализу, синтезу: профес сионалъные навыки Способность к самоанализу, самоорганизации, самообразованию, самореализации: мобильность Организованность, работоспособность, целеустремленность, реализм, самоконтроль, активность, способность к риску
Г ерменевтический Потребность в знаниях и деятельности, непрерывном образовании; информационная грамотность; знание иностранных языков Убежденность; направленность на профессию, творчество. профессиональный рост Коммуникативные, когнитивные, методологические, организационные способности; способности к анализу, синтезу, планированию Способность перестроиться, самоорганизация, самореализация, способность работать в команде Уверенность; склонность Е лидерству, творчеству: реализм
Акмеологичеекий Потребность в знаниях и им совершенствовании, способность работать в коллективе, компьютерная и информационная грамотность.. знание иностранным языков, патриотизм по отношению к своему предприятию Направленность на профессию и ее совершенствование, инновационный ПОДХОД, видение перспективы, умений определять цель и достигать ее Когнитивные, коммуникативные, организаторские способности; способность к анализу, синтезу, планированию, овладении базовыми знаниями Способность к самоанализу, самокритике, самообразованию, само-реализации; мобильность Работоспособность; ответственность; целеустремленность; реализм; оптимизм; уверенность; склонность к риску, инициативность; склонность к лидерству, творчеству
вание, уровень звукового давления, степень удобства рабочего места, рациональность рабочей позы и т. п. Светлые, теплые тона при одной и той же мощности источников света намного повышают уровень освещенности помещений и уже этим оказывают положительное влияние на работоспособность. Сильно снижается работоспособность при повышении температуры воздуха в помещении.
Применение рассмотренных метоприн-ципов на основе системного подхода позволяет обеспечить высокий уровень формирования профессионально важных компетенций у будущих специалистов технического профиля средствами иностранного языка.
Список литературы
1. Большой энциклопедический сло -варь: в 2 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, Т. 1. - 1991.
2. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
3. Меркулова Л. П. Компетентностная
модель профессионально-мобильного специалиста технического профиля // Вестник СГАУ - Самара: 2006. - №1 (9). - С. 294-303.
4. Франкл В.Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
5. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / Под общей редакцией В. С. Биб-лера. - Кемерово: «Алеф». Гуманитарный центр, 1993.
6. Князева Е. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. - 1994. - №3. - С. 38.
7. Лукичев Г. А. Высшее образование и рынок труда: новая парадигма взаимодействия // Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности: Журнал В/О сегодня. - 2005. -№ 6. - С. 30-33.
8. Дмитренко Т. А. Профессиональноориентированные технологии обучения в системе высшего педагогического образования в вузе: Дис. ... д-ра пед. наук. - М.: МИГУ, 2004.
METHOPRINCIPLES AS THE BASIS OF PROFESSIONALLY VITAL COMPETENCES FORMATION OF SPECIALISTS IN THE AREA OF ENGINEERING DURING THE PERIOD OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
© 2006 L. P. Merkulova
Samara State Aerospace University
The paper deals with the pedagogical possibilities of applying modern methodological principles of teaching for the development of professionally vital competences of students, contributory to the formation of professional mobility of specialists in the area of engineering.