Научная статья на тему 'Формирование профессиональной мобильности у будущих инженеров в процессе модернизации современного технического образования'

Формирование профессиональной мобильности у будущих инженеров в процессе модернизации современного технического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каплина С. Е.

Модернизационные процессы в сфере современного технического образования направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов профессионально компетентных, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда. Формирование профессиональной мобильности у будущих инженеров необходимо осуществлять на основе системно-деятельностного и интегративного подходов, с использованием комплекса естественных, технических, социальных и гуманитарных наук. Это обеспечит будущему инженеру компетентное вхождение в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каплина С. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY IN THE FUTURE ENGINEERS IN THE PROCESS OF MODERNIZATION OF MODERN TECHNICAL EDUCATION

Modernization processes in the field of modern technical education aimed at training highly qualified professionally competent, competitive and mobile labor market. Formation of professional mobility in the future engineers must be based on system activity and integrative approaches, using a mix of natural, engineering, social sciences and humanities. This will ensure that the future engineer competent entry into the labor market with a well-established need for constant self-education and professional self-development.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной мобильности у будущих инженеров в процессе модернизации современного технического образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.Е. КАПЛИНА

Забайкальский государственный университет, г. Чита, Российская Федерация

Вторая половина ХХ и начало XXI века ознаменованы кардинальными преобразованиями всех сфер российского общества. Ослабление государственного регулирования экономики, массовое закрытие предприятий, прогрессирующая безработица - процессы, накладывающие отпечаток на характерное в целом для мирового сообщества увеличение динамики развития науки, техники и экономики.

Проанализировав рынок труда в нашей стране, мы говорим о том, что в России растет перепроизводство одних профессий в ущерб другим, крайне нужным сегодня рынку труда. Так, наблюдается перепроизводство специалистов с высшим образованием гуманитарного профиля, которые не могут найти комфортные для себя условия труда по специальности и нехватка инженерно-технических, рабочих специальностей. В результате, с одной стороны, получается нехватка рабочих рук, а с другой - много невостребованных людей.

Следовательно, необходимо перенесение акцента с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на многоаспектное развитие личности обучающихся. Образование в новых условиях должно подготовить специалиста адекватного требованиям рынка, потребностям работодателей, инновационного специалиста с мышлением на «перспективу». Специалист нового уровня должен быть готов не только при необходимости менять профессию, но и преодолевать психологический барьер при перемене места работы. Теперь у каждого работника возникает потребность в обновлении своих профессиональных знаний применительно к изменившимся производственно-экономическим условиям или смене квалификации.

Актуальность проблемы дает основание говорить о том, что подготовка, трудоустройство, профессиональная адаптация выпускников должна базироваться на новых принципах и подходах, которые отвечают сложившимся в стране социально-экономическим условиям. Именно такие подходы будут обеспечивать успешность специалиста на рынке трудовых услуг за счет формирования у будущего специалиста триединой основы его профессиональной деятельности: интерес-мобильность-идентичность. Сформированность профессионального интереса способствует положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Заинтересованность в своем труде — это важное условие для развития профессиональной мобильности и идентичности будущего специалиста. Мобильность и идентичность - важнейшие характеристики личности, направленные, в первую очередь, на самореализацию жизненно-творческого потенциала личности в ее профессиональной деятельности [2].

Безусловно, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда и рабочей силы выпускнику технического вуза уже недостаточно иметь высокий уровень профессиональной подготовки, он должен еще обладать новыми, необычными «товарными свойствами». Вследствие этого у людей появляется стремление овладеть знаниями и навыками более высокого уровня, чтобы приспособиться к динамично изменяющимся условиям рынка труда. При этом могут стать востребованными знания и навыки различной направленности: ценностно-ориентирующие, узкопрофессиональные, коммуникативные, психолого-коррекционные, информационные. Именно эти «товарные свойства», а также мотивация успеха становятся факторами профессиональной мобильности. Знания помогут выработать более спокойное отношение к необходимости перемены в профессиональной жизни, а новые навыки - адаптироваться на новом месте.

Решение поставленной задачи ученые видят в обеспечении долгосрочной, непрерывной, высокоэффективной подготовки специалистов, основанной на системно-деятельностном и интегратив-

ном подходе, с использованием комплекса естественных, технических, социальных и гуманитарных наук. Такая подготовка современного специалиста к осуществлению профессиональной мобильности должна позволять ему иметь дело с новой и разнородной информацией; решать разноплановые задачи; формировать новый уровень функциональной грамотности, определяющий компетентность и профессионализм; способствовать наиболее полному раскрытию личностных качеств.

Активная интеграция России в открытое образовательное пространство через развитие международных контактов и связей в политике, экономике, науке и культуре, создает предпосылки для признания идеи о гуманизации, гуманитаризации и фундаментализации высшего профессионального образования через реализацию гуманитарного образования в неразрывной связи с естественнонаучным, общетеоретическим и профессиональным специальным образованием. Это объясняется тем, что в обществе имеется ясное понимание того, что образование должно не только включать специальную подготовку, но и формировать личность, воспитывая у нее гражданские качества, учить человека жить в быстро изменяющемся мире, развивать у него способность осваивать новую информацию и принимать эффективные решения.

Учитывая традиции отечественного образования и тенденции развития образования за рубежом, в качестве основы интеграции знаний выдвигаются гуманитарные знания. Не давая, казалось бы, конкретных трудовых навыков, гуманитарные дисциплины формируют личностные черты, необходимые профессионалу в условиях новых рыночных отношений. Рассматривая возможности гуманитарных дисциплин в процессе формирования профессиональной мобильности у будущего инженера, можно выделить следующие:

1. Гуманитарные дисциплины оказывают важное влияние на формирование ценностных ори-ентаций специалиста, его профессиональных и личностных качеств.

Гуманитарное образование представляет собой систему духовно-практического освоения человеком реальности, все происходящие в нем информационные процессы связаны с поиском смысла. В процессе изучения гуманитарных дисциплин закладывается гуманистическая направленность личности, которая заключается в:

осознании самоценности человеческой личности как носителя высоких гуманистических начал, ее неповторимой индивидуальности и творческой сущности;

□ признании гармоничного развития личности целью и основным предназначением человека;

понимании творческой природы деятельности, осознании необходимости для ее реализации духовных затрат и самосовершенствования;

□ развитии гуманитарной культуры как комплекса качеств личности: единства нравственной внутренней сущности и внешней поведенческой выразительности, тонкого восприятия прекрасного и безобразного в человеческих отношениях, эмпатии, чуткости, отзывчивости, оптимизма, доброты [3, с. 32].

2. Гуманитарные науки обладают огромным потенциалом формирования мотивации будущего специалиста.

Мотивация является важнейшим фактором, обеспечивающим глубокое освоение необходимого учебного материала по любым дисциплинам. В.Г. Айнштейн отмечает, что успех выбора сферы профессиональной деятельности, а также процесса формирования профессиональной мобильности на 70% обусловлен именно мотивацией, а на долю способностей приходится лишь 30%.

Формирование мотивации - воспитание у будущих специалистов идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в обществе, в сочетании с активным поведением студента, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию будущего специалиста.

Развитие мотивации у будущих специалистов возможно за счет применения различных активных методов обучения, которые находятся в арсенале гуманитарных дисциплин.

3. Гуманитарные дисциплины оказывают положительное воздействие на формирование межличностных взаимодействий будущих специалистов.

В процессе изучения гуманитарных дисциплин происходит установление взаимообуславлива-ющих и взаимодополняющих друг друга связей: между усваиваемой информацией и реальной жизненной практикой обучающихся, между моделируемым процессом развития нравственных отношений и образовательным процессом в целом, между различными предметами гуманитарного цикла, внутри каждого учебного предмета.

Межличностное взаимодействие - это диалог культур. Диалог предполагает непрерывный поиск истины с учетом высокого уровня рефлексии всей индивидуальной и совместной деятельности человека и способности нахождения духовных ориентаций, нравственных позиций в мире социума и культуры.

Гуманитарные дисциплины позволяют научиться будущему специалисту принимать партнера по диалогу таким, каким он есть; формировать в процессе общения сходные установки; проявлять искренность и естественность своих позиций; использовать при общении широкий диапазон коммуникативных средств. В результате такого субъект-субъектного взаимодействия между будущими инженерами возникает атмосфера доброжелательности, доверия и сотрудничества, что приводит самосознанию личностной значимости каждого в этом мире.

3. Гуманитарные дисциплины являются средством развития личности, служат основой формирования ключевых компетенций.

С позиции компетентностного подхода к образованию ключевые компетенции опираются на универсальные знания, умения, на общественный опыт творческой деятельности, и, на наш взгляд, в большей степени реализуются средствами гуманитарных дисциплин. От степени сформирован-ности ключевых компетенций будущего специалиста зависят творческие решения общественных и экономических проблем.

4. Гуманитарные дисциплины обладают огромным спектром форм и методов познавательной деятельности, необходимых для формирования профессиональной мобильности будущего специалиста.

Как бы не менялись общественные отношения, каким бы новациям ни подвергалась школа, ее основной частью будет процесс предъявления учебного материала обучающимся. Особенность гуманитарных наук в том, что методы, приемы и формы обучения, встречающиеся в них, не просто имеют право на существование, но и являются естественной необходимостью учебного процесса, а появляющиеся новые методы не исключают, не подменяют, не вытесняют, а только дополняют уже существующие.

Анализируя эдукативные (образовательные) возможности современных методов обучения, предлагаемых гуманитарными науками, нужно отметить присущие этим методам стимуляцию коллективного творчества, несущую в себе большой потенциал творческого развития каждого участника игры через сотрудничество в процессе учебной деятельности, а также «естественное» обеспечение развития мотивов обучения; базирование принципов обучения на личном опыте обучающегося и принятие личностью ответственности за свое обучение [1, с.111]. 5. Гуманитарные дисциплины играют важную роль в формировании осознанного отношения личности к процессам самообразования и самосовершенствования.

В ходе изучения гуманитарных дисциплин происходит не только усвоение обучаемыми знаний и формирование у них умений и навыков, но и приобретается возможность «открывать» эти знания самим. Такие «открытия», по определению Е.Н. Шиянова, становятся «их миром», создают условия для неограниченной самореализации [5].

Изучая предметы гуманитарного цикла, будущие специалисты развивают свои наклонности и способности, которые позволяют им преодолеть жизненные препятствия, приобрести профессиональную мобильность, а также создать условия для саморазвития творческого потенциала, для профессионального и личностного роста.

Так, О.А. Абдулина справедливо замечает, что «только через внутреннее понимание своего «Я» человек придет к пониманию другого человека, своих отношений с другими и с миром, и в конечном итоге, конструированию «Я» [4]. В процессе работы над собой индивид как бы заранее задает программу формирования соей личности, ее параметров, исходя из своих умственных, физических, психических, социальных и других возможностей и будет стремиться их реализовывать.

Подготовка специалистов через самостоятельный выбор индивидуальной траектории самосовершенствования позволяет студенту определять направление и интенсивность процесса обучения, а также специализацию и уровень подготовки.

Исследования показывают, что студенты хотят научиться определять и корректировать на основе общечеловеческих ценностей личные притязания, жизненные цели, находить нужные средства для самообразования, осуществлять самооценку полученных результатов. Большой интерес студентов вызывает содержание таких понятий, как «смысл жизни», «самоактуализация», «самоорганизация» и т.п. Будущие специалисты полагают, что осознание этих ценностей есть фундамент стабилизации общества и в то же время - основа свободы и творчества личности. Только изучение гуманитарных дисциплин, используя специально разработанный инструментарий помо-

жет молодым специалистам войти в социокультурное пространство ценностей и приобрести навыки «пользования» ими [6, с. 112].

Таким образом, гуманитарное образование должно обеспечить новый уровень профессиональной подготовки специалистов, отказ от узкопрактического и технократического подхода к обучению студентов, формированию их профессиональной мобильности. Гуманитарная образованность способствует эмоциональной полифоничности людей, делает их более открытыми для разнообразной информации, активизирует деятельность их интеллекта, характеризует возвышенность их мыслей, желаний, облегчает усвоение любой профессии [1].

Как показали события последних лет, люди с гуманитарным образованием оказались более приспособленными к смене профессий, чем специалисты с техническим образованием. Это еще раз доказывает справедливость нашего обращения к принципу гуманитаризации технического образования при формировании профессиональной мобильности будущего специалиста.

Ориентируясь на возможности современных педагогических технологий в вопросе формирования профессиональной мобильности будущих специалистов, нами была предпринята попытка создания своей, новой, конкретной технологии формирования профессиональной мобильности у будущих специалистов средствами гуманитарных дисциплин. Предлагаемая профессионально-интегрированная интенсивно-коммуникативная технология формирования профессиональной мобильности будущего специалиста в процессе изучения гуманитарных дисциплин дала возможность сформулировать ряд задач, которые необходимо решить преподавателю с целью формирования профессиональной мобильности специалиста:

и стимулирование и мотивирование профессионального развития, роста, карьеры;

П актуализация профессионально- личностного потенциала;

□ формирование метапрофессиональных образований: обобщенных знаний, умений, навыков, действий, компетенций;

П приобретение опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;

П расширение содержания учебных программ посредством использования межпредметных связей между гуманитарными и естественно-научными дисциплинами;

□ обеспечение субъект-субъектного взаимодействия всех участников профессионально-образовательного процесса.

Профессионально-интегрированная интенсивно-коммуникативная технология формирования профессиональной мобильности будущего специалиста в процессе изучения гуманитарных дисциплин раскрывает цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия участников педагогического процесса и основывается на следующих принципах: целеполагания и осознанной перспективы; модульности; динамичности и оперативности; интеграции; интенсификации; проблем-ности; индивидуализации; коммуникативного подхода; личностно-деятельностного подхода.

Рассмотренные принципы обучения, ориентируют студентов на овладение опытом саморазвития, включают систему гуманистических ценностей, связанных с прогрессом науки, новыми политическими, экономическими, культурными отношениями в обществе, которые используются в практическом умении самооценивания, самопрограммирования, самопроектирования своей будущей профессиональной деятельности.

Согласно современной системе образования, будущий специалист должен достаточно легко ориентироваться на рынке труда к структурным изменениям рабочих мест, поэтому в разрабатываемую технологию обучения мы включили такие формы работы как, организационно-деловые игры, научно-исследовательская работа, «погружение в специальность» и другие. Цель таких форм работы — разнообразить процесс обучения, придать ему эмоциональный оттенок, показать студентам то, как изучаемая гуманитарная дисциплина находит проявление в профессиональной сфере, делает процесс учения легким, быстрым и приятным, способствует развитию профессиональной мобильности.

Такая организация учебного процесса позволяет раскрыть следующие метапрофессиональные качества, приобретаемые личностью:

ценностный опыт, связанный с общечеловеческой культурой, идеалами, убеждениями, традициями, нравственными нормами, интересами и предпочтениями;

П опыт рефлексии, накапливаемый путем соотнесения человеком знания о своих возможностях и целесообразности преобразования в предметном мире;

и опыт целеполагания и целеосуществления, помогающий соотносить собственные потенции с постановкой целей, которые личность желает достичь в преобразовании себя и окружающей действительности; 36

U опыт сотрудничества, складывающийся при взаимодействии с другими участниками совместной деятельности и способствующий при необходимости объединению творческих усилий.

Становление профессионально-мобильного специалиста с широким научным кругозором в условиях разрабатываемой нами технологии обучения наиболее успешно решается при интегрированном подходе. Наиболее перспективным нам видится направление интеграции связанное с проникновением гуманитарного знания и его методов в содержание общественно-научных и технических дисциплин и осуществляемое средствами самих преподаваемых предметов, а также его обратный процесс.

Реализуя интегративный подход, мы, не нарушая системности изучаемых дисциплин, разрабатываем интегрированный курс по формированию профессиональной мобильности будущего специалиста при изучении гуманитарных дисциплин. Гуманитарные дисциплины являются ресурсом освоения данного спецкурса, направленного на развитие у студентов междисциплинарного интеллектуального мышления, профессионально-значимых умений, индивидуально-личностных качеств, в совокупности создающих прочный фундамент для формирования одного из уровней профессиональной мобильности будущего специалиста.

Таким образом, формирование профессиональной мобильности в процессе изучения гуманитарных дисциплин необходимо рассматривать в качестве одного из главных оснований для модернизации современного высшего технического образования. Соответственно возрастает значимость обоснования и реализация гуманитарной составляющей как одной из основополагающих в обучении, воспитании, личностном развитии и профессиональной деятельности современных специалистов, призванной обеспечить их мобильность, компетентное вхождение в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каплина, С.Е. Профессиональная мобильность - залог качества подготовки будущих специалистов / С.Е. Каплина. - Чита : ЧитГУ, 2008. - 350 с.

2. Каплина, С.Е. Инновационный вектор развития образования / С.Е. Каплина, Е.В. Невмержицкая. - М.: Граница, 2012. - 288.

3. Корнеева, Т. В. Личностно-ориентированные технологии нравственного воспитания учащихся при изучении гуманитарных предметов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Корнеева. - Ростов н/Д., 2003. -193 с.

4. Пономарева, Л.Н. Технология модульного обучения как средство гуманизации профессиональной подготовки специалиста: дис. .канд. пед. наук: 13.00.08. / Л.Н. Пономарева. - Ставрополь, 2000. - 204 с.

5. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И. Б. Котова. — М., 2000. - 288 с.

6. Яковлева, И. В. Социально-философский анализ проблем развития Российского высшего образования: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.11 / И.В. Яковлева. - Красноярск, 2004. - 148 с.

FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY IN THE FUTURE ENGINEERS IN THE PROCESS OF MODERNIZATION OF MODERN TECHNICAL EDUCATION

S.E. CAPLINA Summary

Modernization processes in the field of modern technical education aimed at training highly qualified professionally competent, competitive and mobile labor market. Formation of professional mobility in the future engineers must be based on system activity and integrative approaches, using a mix of natural, engineering, social sciences and humanities. This will ensure that the future engineer competent entry into the labor market with a well-established need for constant self-education and professional self-development.

© Каплина С.Е.

Поступила в редакцию 19 февраля 2013г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.