Из табл. 1. следует, что в контрольных группах, обучающихся по общепринятой учебной программе показатели до и после эксперимента не слишком рознятся. В показателях «после эксперимента» виден определенный прогресс по достижению уровней иноязычных знаний.
В экспериментальных группах (табл. 2) показатели «после эксперимента» значительно выросли, и 10,27% студентов вышли на высокий уровень, по сравнению с 2,15% студентов в контрольных группах.
Рассмотрим динамику изменения показателей индивидуального развития иноязычных знаний на гистограмме (см. рис. 1 и 2).
60,00%
- 50,00%
| 40,00%
ш
£ 30,00%
Ь
О
§ 20,00%
в
£ ю,оо%
0,00%
12 3 4
уровень индивид,развития
Рис. 1. Показатели достижения уровней индивидуального развития у студентов в контрольных группах.
□ до ■ после
12 3 4
уровень индивид.развития
Рис. 2. Показатели достижения уровней индивидуального развития у студентов в экспериментальных группах.
Из рис. 1,2 следует, что уровень индивидуального развития иноязычных знаний студен тов в контрольной выборке по результатам итогового среза в среднем оказался намного ниже, чем в экспериментальной.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ...
Анализируя полученные данные, можно сделать ряд выводов относительно сформированности компонентов индивидуального развития студентов. Применительно к изучению иностранного языка, в настоящее время имеется ряд подходов, обращенных к личности учащегося. Подход, при котором ведущей является личностнообразующая функция обучения, основывается на взаимосвязи между развитием личности и овладением предметом: через овладение иностранным языком - к развитию личности, от развития личности - к лучшему овладению иностранным языком.
Обобщенными показателями эффективности внедрения акмеологичес-кого подхода в процесс индивидуализации обучения будущих инженеров является творческий и самостоятельный характер учебной деятельности и акмеологическая ориентация их профессиональной деятельности. О сформированности акмеологической направленности обучения свидетельствует рост таких показателей, как знание содержания профессиональных ценностей, стремление к самостоятельности, к познавательной и интеллектуальной потребности в изучении иностранного языка в контексте мотивации профессиональной деятельности и профессионального саморазвития, а также элемента творческой самореализации в будущей профессии,
Результат обучения, выражаетсяся в способности применить полученные знания, приобретенные умения и навыки иноязычного общения по мере возникновения необходимости.
Из вышеизложенного следует, что, акмеологический подход к индивидуализации обучения будущих инженеров иностранному языку нацелен на формирование индивидуальности, диагностику и развитие знаний и умений в системе высшего профессионального образования, на определение возможностей и результатов через выяснение профпригодности, и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества.
В процессе личностного роста инженера, его самосовершенствования происходит целенаправленный самоанализ и корректировка профессионально значимых качеств личности, повышается ответственность за принимаемые решения, формируются умения прогноза результатов, умения выбора оптимальных программ действий. Таким образом акмеологическое развитие будущего инженера - это его целостное профессиональное развитие как специалиста, личности и духовно зрелого человека, рост его самосознания, творческий поиск самого себя, своего стиля, своих способностей, своей индивидуальной системы работы.
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. [Текст] / Б. Г, Ананьев // Под ред. А. А. Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980. -431 с.
2. Кузьмина, Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки [Текст] / Н. В.Кузьмина // Методы системного педагогического исследования. - Л.: ЛГУ, 1980. - 10 с.
3. Кузьмина, Н, В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н. В. Кузьмина. — М., 1990. - 117 с,
4. Деркач, А. А. Акмеология [Текст]: учебное пособие / А. А Деркач,
B. Г. Зазыкин. - СПб.: Питер,2003. - 256 с.
5. Сергеев, О. ГО. Развитие академической мобильности студентов отраслевых вузов средствами иностранного языка [Текст] / О. Ю. Сергеев // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 2. - С. 203-208.
6. Евдокимова, Н. В. Развитие познавательной способности при формировании многоязычной рецептивной компетенции [Текст] /Н. В. Евдокимова//Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 182-191.
7. Тавасиева, Б. А. Успешность освоения иностранного языка в условиях современного неязыкового вуза [Текст] / Б. А. Тавасиева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№4,- С. 212-220.
8. Ахметова, М. Н. Социально-педагогические детерминанты формирования готовности учителя к проектированию и осуществлению образовательных технологий [Текст] / М. Н. Ахметова// Сибирский педагогический журнал. -2008.—№ 1. —
C. 87-105.
9. Матулсвич, Т. Г. Жанры научного функционального стиля в курсе английского языка [Текст] / Т, Г. Матулевич // Сибирский педагогический журнал, -2008. -№3,- С. 180-195,
Ю.Каплнна, С. Е. Технология формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин [Текст] / С. Е. Каплина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2, - С. 154-165.
П.Субетто, А. И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России [Текст] / А, И. Субетто // Сибирский педагогический журнал, - 2008. - № 1. — С. 75-87.
12. Итин, Ю. К. Качество образовательного процесса высшей школы как объект управления [Текст] / Ю. К. Итин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№2.-С. 82-101.
13. Штейнберг, В. Э. Системные аспекты инструментальной дидактики как новой образовательной технологии [Текст] / В. Э. Штейнберг, Н. Н. Маиько // Сибирский педагогический журнал, - 2007. - № 1. — С. 60—68.
14. Субетто, А. И. Образовательное общество как форма бытия ноосферного общества [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№4.-С. 113-124.
УДК 33
Махотин Дмитрий Александрович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма, [email protected], Москва
Ильин Александр Борисович
Кандидат педагогических наук, докторант Российского государственного университета физической культуры, Москва
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ТУРИСТСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)
Makhotin Dmitry Alexandrovich
Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Chair of pedagogy and psychology in the Russian International Academy for Tourism, [email protected], Moscow
Iljin Alexander Borisovich
Candidate of pedagogical sciences, works for a Ph.D. in the Russian State University of Physical Culture, Moscow
BUILDING UP PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF STUDENTS WITH DIFFERENT PSYCHO-GENETIC INDICATORS IN THE PROCESS OF TECHNOLOGICAL TRAINING (MANAGEMENT AND TOURISM SPECIALITIES,
AS AN EXAMPLE) ABSTRACT
Современное общество находится на постиндустриальном, технологическом этапе своего развития. Этот этап характеризуется высокой степенью технологизации всех сторон человеческой жизнедеятельности, в которых необходимо не только ориентироваться, но и жить вместе с ними - быстро овладевать необходимыми для личной жизни и профессиональной сферы деятельности технологиями, уметь их критически оценивать, управлять и проектировать новое в рамках действующих технологических процессов, уметь гибко и адекватно реагировать на изменения в технологической среде и т. п. Современный мир настолько пронизан технологиями, что, по мнению ряда ученых, человек общается исключительно с помощью технологий.
Технологическое образование или технологическая подготовка представляет собой специфический разрез образования, процесса подготовки человека к жизни, к предметно-практической деятельности.
Понятие «подготовки» употребляется применительно к прикладным задачам образования, когда «имеется в виду освоение социального опыта в целях его последующего применения для выполнения специфических задач практического, познавательного или учебного плана» [11].
Технологическая подготовка определяет подготовку человека к овладению. созданию и реализации технологий как операционального компонента деятельности с целью жизнеобеспечения и развития общества и самого человека посредством активного труда и выражения технологического отношения к окружающей среде (действительности).
Технологическое подготовка определяет развитие науки и производства, возможность разработки инновационных технологий, уровень технологической культуры и технологической грамотности населения страны. Во многих странах с постиндустриальной экономикой технологическая подготовка реализуется как на уровне общего образования (пропедевтический уровень), так и на всех ступенях профессионального образования.
Социально-культурную основу технологической подготовки составляет технологическое знание во всем своем многообразии, которое человек накапливает с древнейших времен и использует в процессе реализации деятельности. А психологической основой технологической подготовки служат личностные качества, востребованные работодателями и необходимые специалисту для успешного выполнения профессиональной деятельности.
В процессе профессиональной подготовки менеджера необходимо учитывать технологическую специфику его образования и профессионально важные качества личности, определяющие его способность к осуществлению профессиональной деятельности, а также его адаптивность к различным условиям работы и востребованность на рынке труда.
Целью технологической подготовки менеджера является овладение им современными технологиями деятельности (универсальными, управленческими, коммуникативными и др.), а также формирование технологической культуры, которая подразумевает высокий уровень сформированности управленческого мастерства (или компетентности) и развитое управленческое мышление.
Универсальными технологиями деятельности человека в современном мире, инвариантные предметной специфике профессиональной деятельности, служат проектирование, исследование и управление, В связи с этим можно говорить о том, что профессия менеджера достаточно универсальна, и процесс его профессиональной подготовки должен строиться на общей (методологической) основе с учетом специализации в какой-либо сфере хозяйственной деятельности.
Исследования психологических черт, качеств личности, которыми должен владеть менеджер, были достаточно популярными на протяжении всего двадцатого века. Основой этих исследований стало изучение специфики управленческого труда, который направлен на организацию деятельности других людей, т. е. фактически является «деятельностью по организации деятельностей» или метадеятельностью (метатехнологией) (А. В. Карпов, 2005 [6]). Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного существования определенной организационной системы, поэтому эффективный руководитель должен обладать, кроме
совокупности знаний, умений, технологий, также и рядом способностей, профессионально важными качествами личности.
Одной из наиболее известных, изучающих личностные характеристики работ, являются исследования Р. Стогдилла (Stogdill R. М., 1974), обобщившего более 3500 исследований других ученых. В результате сравнительно-частотного анализа им выделены следующие главные менеджерские качества: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, общительность [6].
В известном пособии английских специалистов по управлению М. Вудкока и Д. Френсиса (1991), предлагаются следующие личностные качества успешного менеджера: способность управлять собой, разумные личностные ценности, четкие личные цели, упор на постоянный личностный рост (самосовершенствование), навыки решать проблемы, изобретательность и способность к инновациям, высокая способность влиять на окружающих, способность руководить, умение обучать и развивать подчиненных, способность формировать и развивать эффективные рабочие группы [1].
К концу XX в. различные специалисты по менеджменту стали приходить к однозначности ряда основных личностных качеств менеджера. Это выразилось в появлении так называемой «большой пятерки» управленческих качеств. Данная пятифакторная модель подтверждается факторным анализом слов, обозначающих в естественном языке черты личности, т. е. люди разных культур, выделяют одинаковые личностные качества, которые играют важную приспособительную роль в процессе естественного отбора.
Эти качества представляют собой модель OCEAN (О - открытость к освоению нового опыта, С - сознательность, Е - экстраверсия, А - доброжелательность, N - нейротизм или эмоциональная стабильность) [9].
Различные исследования личностных качеств менеджера, неразрывно связаны, со способностью человека использовать их в своей личной и профессиональной жизни, возможностью самореализации и достижения значимых целей, постоянного личностного роста.
Наиболее популярной моделью, связывающей эти компоненты личности, является модель самоактуализирующегося человека, описанная в трудах выдающегося гуманистического психолога А. Маслоу [8]. Основными характеристиками самоактуализации в соответствии с данной моделью являются: эмоциональная устойчивость; оптимизм; низкая тревожность; низкое чувство вины. А также эффективная оценка окружающих шодей и действительности; способность к прогнозу будущего, не связывание его со своими, страхами и тревогами; восприятие себя, других, и мира со всеми слабостями и пороками, такими как есть, а не такими как хочется; простота и натуральность, в естественном проявлении внутренней жизни и поведения; непосредственность оценок; мотивация личностного роста, а не недостатка.
Именно эта модель была принята за основу для определения уровня развития личностных качеств студентов,
Исследование студентов, проводимое среди будущих менеджеров и специалистов по туризму, было направлено на изучение их личностных показателей, важных для профессиональной деятельности. На этой основе выстраивались индивидуальные траектории развития профессионально важных качеств личности (ПВК) с использованием психологических упражнений и тренингов, а также возможностей физической культуры.
При проведении исследования применялись анализ научной литературы; анкетирование студентов по проблеме адаптации к обучению в ВУЗе; личностные опросники Айзенка, Шмишека, Кэттелла, Томаса, Басса-Дарки; функциональные пробы оценки особенностей внимания, методики Мюнстерберга, Марищука, Шульте, Рисса, Аматуни (адаптация Вассермана в лаборатории психологии института им. В, М. Бехтерева), методика оценки типа внимания спортсменов (университет Рочестера, США); методика оценки особенностей памяти Лурия.
Всего было обследовано более 200 студентов Российской международной академии туризма младших курсов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Управление персоналом», «Туризм», различным туристским специализациям (менеджмент туризма, менеджмент гостеприимства, менеджмент меле д у народного туризма и др.).
В процессе исследования было выявлено, что:
1. Многие студенты (около 60%) имеют низкую мотивацию учебной деятельности, которую они не всегда связывают с успешностью в жизни, продуктивной профессиональной деятельностью.
2. Примерно половина студентов (48%) показывают низкий уровень социальной адаптации, что проявляется в особенностях их поведения, общения, организации своего труда, учебной деятельности, решении насущных бытовых проблем.
3. Недостаточное развитие познавательных функций, например, таких как внимание, мышление, память, затрудняет восприятие учебного материала на лекциях, продуктивную работу с информацией, формирование профессионального тезауруса и т. д.
4. Характерным результатом исследования является факт, что студенты, потенциально представляющие собой кадровый ресурс, в том числе и управленческий, даже прослушав учебный курс, не уделяют должное внимание психологическим показателям, определяющим продуктивность деятельности менеджера, требующимся в личностном развитии ПВК. Тем более, когда речь идет о методах развития персональных психологических показателей. В том числе, при оценке и коррекции наследственных показателей.
В современной науке активно поднят вопрос о необходимости выделения в отдельный предмет, и соответственно преподавания отдельным курсом развитие психических процессов, навыков мышления, в том числе отражающих специфику профессиональной деятельности. Широко известными