1. Приведите примеры для следующих метафорических моделей: «Политика - спорт», «российская действительность - болезнь». Какую функцию выполняют данные метафоры?
2. В приведенных ниже примерах содержаться метафоры, образующие определенную метафорическую модель. Но метафора дана не полностью: отсутствует один компонент. Ваша задача состоит в том, чтобы восполнить этот компонент, воспользовавшись примерами в конце упражнения:
Российскую экономику накроет долговое_________________: многие малые
и средние предприятия будут вынуждены объявить дефолт по долгам и выплывать самостоятельно.
На саммите 020 выдвинуты две основные концепции____________________с
кризисом.
Зародившийся_______________экономического кризиса быстро расползался
по миру, парализуя государства одно за другим, словно невидимая чума.
Как бы кризис нас вместе с нашими домами, машинами, мобильными телефонами, ноутбуками и путевками в жаркие страны не затянуло в_____________________.
Возможные варианты: вирус, болезнь, война, борьба, стратегия, цунами, одеяло, черная дыра, труба.
Попытайтесь определить какие метафорические модели создаются?
Можно также предложить студентам дополнить метафорическую модель «информационные технологии».
Это дает возможность формировать профессиональное общение к специфике речевого воздействия в СМИ - то есть, решать ещё одну важную задачу курса «Язык СМИ: функциональный аспект».
Библиографический список
1. Будаев, Э. В. Метафорическое моделирование современной политик [Текст] Э. В. Будаев //Язык и межкультурная коммуникация: Сборник статей ! Международной конференции. 23 янв. 2007 г., г. Астрахань. Сост. О. Б. Смирнова. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2007. — С. 164-166.
2. Иванова, Е. В. Метафорическая концептуализация природных катастроф в экологическом дискурсе (на материале медийных текстов) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филолог, наук: 10.02.19 /Е. В. Иванова. - Челябинск, 2007.-25 с.
3. Независмая газета-http://www.ng.ru/
4. Чудипов, А, П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991—2000) [Текст]: монография / А. П. Чудинов. -УГПУ, Екатеринбург. 2002.-238 с.
5. Чудинов, А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации [Текст]: монография / А. П. Чудинов. - УГПУ, Екатеринбург, 2003. -248 с.
6. Дорощук, Е. С. Технологическое обеспечение компетентностного подхода в процессе обучения студентов-журналистов культуре творчества [Текст] / Е. С. Дорощук // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 104-113.
К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ КУРСА ...
7. Евдокимова. Н. В. Развитие познавательной способности студентов при формировании многоязычной рецептивной компетенции [Текст] / Н. В. Евдокимова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 182-191.
8. Бирюкова, М. А. Развитие способности к профессиональному общению на основе комплекса учебно-коммуникативных ситуаций [Текст] / М. А. Бирюкова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С, 231-238.
9. Чернобров, А. А. Лингвокультурологические, психолого-педагогические и социально-политические проблемы билингвизма [Текст] / А. А. Чернобров // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 193-208.
10. Черемисина. Н. А. Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению [Текст] / НА. Черемисина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 208-212.
11. Матулевич, Т. Г. Жанры научного функционального стиля в курсе английского языка [Текст] / Т. Г. Матулевич // Сибирский педагогический журнал. -2008. -№3,- С. 180-195.
12. Шевкун, А. В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса [Текст] / А. В. Шевкун // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. — С. 158-165.
13. Салахутдинова, Е. С. Культурологический подход к определению роли чтения в развитии личности [Текст] / Е. С. Салахутдинова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 208-214.
14. Врублевская, Е. Г. Учитель на пути к смыслам человекообразования [Текст] / Е. Г. Врублевская // Сибирский педагогический журнал. -.2007. - № 4. -С. 174-188.
РАЗДЕЛ IV
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности
УДК 37(075)
Лытнева Валентина Владимировна
Декан ДФО, ст. преподаватель кафедры социально-правовых дисциплин Северо-Кавказского института бизнеса, инженерных и информационных технологий, [email protected], Армавир
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
Lytneva Valentina Vladimirovna
Post-graduate student North-Caucasian Institution of Business Engineering and Information Technologies, [email protected], Armavir
AKMEOLOGICAL APPROACH TO INDIVIDUALIZATION OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AS A FACTOR OF IMPROVEMENT THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE ENGINEERS
Повышение качества профессиональной подготовки специалиста заключается в возможности создания условий для реализации творческого потенциала, посредством саморазвития и карьерного роста. В условиях вуза это возможно сделать посредством акмеологии.
Введенные в научный оборот Б. Г. Ананьевым [1] и Н. В. Кузьминой [2; 3] представления об акмеологии как новой науке открывает перед обществом, производством и образованием, конкретными людьми новые перспективы и предоставляет технологии повышения качества коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.
Таким образом, акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, физиологии и педагогики, в целях изучения и анализа акме-форм, успешного и творческого профессионального мастерства и разработки технологий развития профессионализма.
Период достижения «акме» имеет как личностную, так и социальную детерминацию. Человек вступает в пору достижения максимальной продуктивности через раскрытие своих способностей, личностных качеств,
____________АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ...____________
жизненного и профессионального опыта. В то же время, достижение «акме» возможно только посредством общественно значимой деятельности, реализация личностью запросов общества, культуры, профессии.
Современный этап развития российского общества характеризуется все большей открытостью внешнему миру. В экономике, культуре и других сферах деятельности все большее число граждан России вовлекается в реальный процесс общения с представителями иностранных государств как в процессе своей профессиональной деятельности, так и в целях удовлетворения своих духовных потребностей. Можно констатировать, что в настоящее время сформировался социальный заказ на глубокое знание иностранных языков гражданами России, который нашел свое отражение в требованиях к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Иностранный язык».
Интенсификация профессионального взаимодействия с зарубежными специалистами, обмен технологиями, возросший объем деловой переписки, «политехнизация» языка и потребность в обмене научной информацией между странами закономерно обусловили следующие процессы:
- актуализация проблемы обучения иностранным языкам будущих инженеров как одной из составляющих их профессиональной подготовки;
- превращение иностранного языка в техническом вузе в неотъемлемый компонент профессиональной подготовки специалиста; четкое определение конечных целей обучения специалистов на основе тесной взаимосвязи федерального и вузовского компонентов государственного образовательного стандарта;
- совершенствование системы языковой подготовки в техническом вузе по таким ее составляющим, как содержательная база языка (говорение, аудирование, чтение и письмо); информационная база, содержащая набор доступных зарубежных и отечественных материалов как общеобразовательного, страноведческого, научно-популярного, общетехнического, так и специализированного научного характера; материально-техническая база, позволяющая использовать разнообразные технические средства - от аудиовидеокассет, видеофильмов и компьютерных программ до глобальной телекоммуникационной сети.
Исследования показывают, что средством развития и совершенствования у студентов общеучебных умений и навыков в настоящее время является индивидуальная образовательная система. При такой системе необходим приоритет индивидуальности, самоценности студента как носителя субъективного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения.
Использование акмеологического подхода к индивидуализации обучения иностранному языку в современном высшем профессиональном образовании очень важно, т. к. он усиливает профессиональную мотивацию будущих
инженеров, стимулирует развитие их творческого потенциала, позволяет выявлять и использовать ресурсы личности для достижения успеха в профессиональной деятельности.
Исследователь А. А. Деркач отмечает, что своеобразие и особенности акмеологического подхода к проблеме личностного становления специалистов заключаются в изучении динамики развивающейся личности, предполагающей выявление психологических механизмов усвоения и обогащения социально-профессионального опыта, становления эмоционально-ценностного восприятия целей профессиональной деятельности, формирование адекватных потребностей и мотивов деятельности [4].
У студентов с помощью акмеологического подхода к индивидуализации обучения иностранному языку необходимо выработать основы саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля, обеспечивает достижение состояния «акме». Однако для того, чтобы эти акмеологи-ческие факторы «сработали», необходимы сильные побудительные причины. Таковыми могут стать мотивы достижения. Задача преподавателя - помочь студентам в формировании их мотивов и потребностей.
Акмеологический подход к индивидуализации обучения будущих инженеров реализуется в умении студента учиться. Умение учиться - это способы организации индивидом своей деятельности по усвоению, это умения, содействующие усвоению, организующие его, но не составляющие сам процесс усвоения.
Многие педагоги отмечают, что учащиеся не умеют учиться, не могут думать. Современные исследования показываю'!', что студенты больше всего затрудняются в овладении навыками проблемного изложения, эвристической беседы, конструирования проблемных задач по предмету обучения, недостаточно отрабатываются требования к глубине знаний учащихся, трансформации общих дидактических целей в конкретные дидактические задачи развития и воспитания в процессе обучения.
При реализации акмеологического подхода к индивидуализации обучения необходима особая работа по выявлению субъективного опыта каждого учащегося, его социализация; должен быть контроль за складывающимися способами учебной работы; необходимо сотрудничество учащегося и преподавателя, направленного на обмен различного содержания опыта. Развитие учащегося как личности идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъективного опыта как важного источника индивидуального развития, учения как субъективной деятельности ученика, обеспечивающей познание.
Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на базе овладения соответствующими знаниями и умениями. Поэтому в нашем исследовании мы отслеживали результаты обучения через организацшо системы контроля, сбора, обработки информации, представляющей собой совокупность показателей для анализа, прогноза и
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ...
моделирования учебного процесса, направленного на достижение поставленных целей.
В процессе эксперимента осуществлялся постоянный текущий контроль изменений, происходящих в сознании и деятельности студентов. А также, проводилась промежуточная диагностика уровня индивидуального развития личности студента. В основу эксперимента были положены различные подходы к научению. Например, отобранный нами языковой и речевой материал прорабатывался преимущественно в коммуникативных упражнениях. Разговорные темы были нацелены на максимальное расширение и проблемную сконцентрированность. Обсуждение технических текстов по специальности строились на целевых занятиях, способствующих развитию умений обсуждать и анализировать прочитанное, а также извлекать профессионально значимую информацию.
На каждом этапе эксперимента мы проверяли эффективность применения акмеологического подхода к индивидуализации обучения иностранному языку будущих инженеров отдельно по выбранным нами компонентам. На каждого студента нами была заведена индивидуальная карта, в которой фиксировались показатели по каждому критерию, что позволяло наметить программу инивидуального обучения на последующий этап. Для этого нами были выделены уровни (низкий, удовлетворительный, достаточный, высокий) овладения студентом специальными иноязычными умениями определены и обоснованы показатели этих уровней ведущих к саморазвитию, что является необходимым профессиональным качеством будущего инженера. Таким образом мы получили следующие результаты: (см, табл. 1, 2).
Таблица I
Средний показатель достижения уровней иноязычных знаний для всех контрольных групп
Контрольные группы Уровень иноязычных знаний, %
низкий удовлетв. достаточный высокий
До эксперимента 50,21 44,95 4,68 0
После эксперимента 39,55 50,13 8,18 2,15
Таблица 2
Средний показатель достижения уровней иноязычных знаний для всех экспериментальных групп
Экспериментальные группы Уровень иноязычных знаний, °/
низкий удовлетв. достаточный высокий
До эксперимента 49,96 41,44 8,62 0
После эксперимента 20,92 38.58 30,19 10,27